Житейская и научная психология: примеры, сходства и различия, взаимосвязь. Житейские психологические знания. Отличия научных знаний от обыденных

Следует различать научную психологию и житейскую психологию.

Житейская психология - это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека. Есть люди, которые очень хорошо понимают, чувствуют психику других людей, видят особенности их психических состояний. Таких людей можно назвать житейскими психологами.

Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Это выражается в том, что

Житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,

Житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений,

И, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.

Житейская психология

Научная психология

    Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях.

    Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

    Терпима к противоречиям.

    Например, эти пословицы противоречивы: "Учение - свет, а не ученье - тьма". "Век живи, век учись, - дураком умрёшь".

    Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

    Основана на научном подходе.

    Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

    Стремится конструктивно разрешать противоречия.

    Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки

6. Типология характера. Характер и поведение.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический. атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, (прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они "способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач". Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротичесчий тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также "комплекс неполноценности". Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят

окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - "быть как все". Это тип приспособленца который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет "моральное" оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это - пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены- настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не "выплескивают" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения) . Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контакткость, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. "Мазохист-садист". Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, "переделкой" людей "в лучшую сторону". Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из "благих намерений".

Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Э. Фромм- писал: "Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности». Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем.

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. "Разрушитель". Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. "Разрушительность, - пишет Фромм,- это средство избавления от невыносимого чувства бессилия". К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. "Конформист-автомат". Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает "быть самим собой". Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное "Я", свою индивидуальность и настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто "чужое". Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это - тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Общая психология.

Лекция 1.

Психология, как наука.

План.

1. Введение в психологию.

2. Научная и житейская психология.

3. Задачи, методы и предмет психологии.

4. Основные направления психологии.

Введение в психологию.

Психология изучает психику, которая является самой высокоорганизованной материей. Психология включает две половины: объект и субъект познания.

Психология - это наука, изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Психология – это констатирующая, созидающая человеко-наука.

I этап (донаучный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период . Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

1874(9) – приблизительное появление психологии, как науки. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. В лаборатории Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, образы последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени. Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время требуется для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). В Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств, Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с точки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями. В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций на раздражители.

Житейская и научная психология, основные отличия.

1.Житейская психология предполагает конкретные знания. Научная психология стремится к обобщениям, для чего использует научные понятия. Это позволяет увидеть общие тенденции в закономерностях развития личности, в её индивидуальных особенностях.

2.Житейские знания носят интуитивный характер, научные – рациональный и вполне осознанный. Особенности способов передачи знаний, сама возможность их передачи.

4.Методы получения знаний. Житейская – наблюдение и размышление. В научной психологии к наблюдению и размышлению добавляется эксперимент.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным, подчас – уникальным материалом. Возможность использования этого материала в работе.

У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

Первое : житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие , и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.)

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.


Похожая информация.


Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, изучающей психику человека, во втором -- для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем же заключаются эти отличия?

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Говорят, официанты и водители такси -- тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто -- довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим -- с отцом, и совсем иначе -- с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Также житейские термины обычно более многозначны. Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: “Это то, что следует проверить по документам”.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения -- случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. Подобный способ отчетливо виден у детей, чья психологическая интуиция достигается путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых; последние об этом не всегда догадываются. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче, кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения зданий в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Пятое отличие, и вместе с тем преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки.

Вообще, обыденное знание представляет собой множество общедоступных и в значительной мере неявных концептуальных конструкций -- принципов, правил, убеждений, которые выдержали огромное множество испытаний в общественной практике, в развитии культуры и межкультурных взаимодействий. Из этого следует зависимость обыденного знания от культурной принадлежности его носителей, что противоречит базовой ценности объективности научного знания.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. И правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Например, возрастная, общая и педагогическая психология, психология труда, генетическая, инженерная, социальная, юридическая психология, пато-, нейро- и зоопсихология и др.

К примеру, общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Патопсихология, а также психотерапия -- имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки -- объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, а также явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в различных группах (семья, школа, ученический и педагогический коллективы). Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

В настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4--5 лет появляется какое-либо новое направление).

психика античный околонаучный житейский

Возникновение психологической науки можно условно разделить на этапы:

Психология является полипредметной наукой, на разных этапах ее развития предмет понимался по-разному, что безусловно отразилось на современном состоянии науки.

    Донаучная/философская психология: Душа.

    Описательная психология: Духовная деятельность человека.

    Интроспективная психология: Сознание.

    Бихевиоризм: Поведение.

    Гещтельтпсихология: Целостные структуры сознания и психики.

    Психоанализ: Бессознательное.

    Гуманистическая психология: Личность.

    Когнитивная психология: Познавательные структуры и процессы.

9 Отечественная психология: Психика.

Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Психология как наука о сознании. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. Ассоцианизм, гештальт.

Психология как наука о поведении. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Бихевиоризи, необихевиоризм.

Психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для этого этапа (современная психология) характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Пять основных отличий житейской и научной психологии.(Гиппенрейтер):

1. Конкретность – обобщенност ь. Обыденные психологические знания конкретны, т.е. приурочены к конкретным ситуациям, личностям, жизненным проблемам, условиям и задачам конкретной деятельности. Обыденные психологические знания характеризуются ограниченность задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются (манипуляция родителей). Научная психология оперирует обобщающими понятиями, в которых отражаются общие тенденции и наиболее существенные особенности психологических явлений, их значимые связи и соотношения. Научное психологическое описание надситуативно и отличается большей строгостью и экономность, позволяя увидеть за многообразием частных проявлений фундаментальные закономерности развития.

2. Интуитивный характер – логическая связность и обоснованность. Интуитивные по своему происхождению житейские знания рационально не обоснованы. Субъект может отчетливо не осознавать, что располагает ими и использовать их спонтанно, под влиянием случая. Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, концепций и теорий. Получение научного знания неразрывно связано с выдвижением корректно формулируемых гипотез и проверкой логически вытекающих из них следствий.

3. Способы передачи (трансляции) знаний. В сфере обыденного сознания ограниченная возможность передачи вытекает из конкретного и интуитивного характера самих знаний. Каждый человек сам приобретает их в своем опыте, передать который сложно. Эффективная трансляция научных знаний обеспечивается за счет их строгой формализации в понятиях и законах.

4. Методы получения знаний. Обыденное психологическое знание черпается из отрывочных наблюдений и несистематической рефлексии. Научная психология использует экспериментальный метод. Научные наблюдения организуются согласно строго определенным правилам.

5. Источники получения знаний . Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, который недоступен в полном объеме ни одному носителю житейской психологии. Можно также добавить, что в отличие от житейской научная психология представляет собой профессиональную деятельность особого научного сообщества, подчиняется его законам. И если обыденное психологическое знание фрагментарно и разрозненно, то психологическая наука стремится к единому парадигмальному основанию, т.е. пытается выработать универсальную систему норм и регулятивов психологического познания.

Общность отраслей (около 100) обеспечивается сохранением единого предмета научного исследования: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики, только в различных условиях и видах деятельности, на разных уровнях и этапах развития, в различных социальных контекстах. Основания для классификации разделов и отраслей: 1. Цель научной деятельности – получение или применение знаний; по этому критерию различают фундаментальные (базовые) разделы и специальные (прикладные) отрасли. 2. Области применения получаемых знаний в социальной практике или конкретные системы деятельности человека, оптимизация которых достигается за счет прироста научных данных. 3. Этапы и уровни развития психики в филогенезе и онтогенезе. 4. Структура социально-психологических отношений человека и сообщества, индивидов и групп. 5. Междисциплинарные связи, взаимодействие со смежными науками. К фундаментальным разделам, как правило, относятся: общая психология, дифференциальная психология, психология развития, социальная психология, психология личности, психофизиология, а также история психологии, позволяющая раскрыть исторические закономерности формирования и развития психологических знаний, их постепенное оформление в самостоятельную науку. Теоретико-методологическое ядро современной психологии составляет общая психология – фундаментальная дисциплина, цель которой – найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом; это совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие законы и механизмы функционирования психики, определяющих теоретические принципы и методы психологического познания, основные понятия психологии и ее категориальный строй. Дифференциальная психология (термин введен В.Штерном в 1900г.) – базовый раздел научной психологии, изучающий психологические различия между индивидами и группами, а также психологические причины и следствия этих различий. Представители: Бине, Кеттелл, Лазурский, Юнг, Кречмер. Психология развития – базовый раздел, фокусированный на изучении проблем развития психики в филогенезе и онтогенезе. В круг научных проблем входят: проблемы периодизации психического развития, особенности протекания основных психических процессов на разных стадиях формирования человеческой личности, влияние биологических и социальных факторов, изменение соотношения биологического и социального в человеке в ходе его жизни, возникновение новообразований при переходе от одного возрастного периода к другому, возрастные кризисы развития и т.д. Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий психологические закономерности и особенности поведения, взаимодействия и общения людей, обусловленные их включенностью в различные социальные группы. Предметом изучения также выступают характеристики самих групп. Представители: Лазарус, Вундт, МакДауголл. Психология личности – изучение психологических особенностей человека как носителя сознания и самосознания, субъекта деятельности и межличностных отношений, а также как индивидуальности, стремящейся к самореализации и саморазвитию. Психофизиология – область междисциплинарных исследований психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом – ЦНС. Направления психофизиологии: сенсорная и органов чувств, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, сна, стресса, функциональных состояний, мышления и др. Специальные (прикладные) отрасли психологии как бы надстраиваются над фундаментальными и развиваются путем разработки специально-научных проблем, их конкретизации в определенных областях исследований и социальной практики.

Герберт Спенсер

Житейская психология – это такая психология, в которой каждый человек может быть психологом. Ведь она представляет собой совокупность верований, взглядов, изречений, обычаев, пословиц, афоризмов и прочих подобных знаний о жизни и людях, которых придерживается основная часть населения. Мы все что-нибудь знаем о жизни и о людях, об их поведении и закономерностях этого поведения, благодаря своему личному опыту и опыту хорошо знакомых нам людей. Эти знания по-своему ценны, но далеко не ко всем ситуациям применимы. Ведь в большинстве случаев они основаны на стихийных наблюдениях и носят интуитивный характер. Поэтому то, что закономерно в одной ситуации, совершенно неприменимо для другой. Иными словами, житейские знания всегда конкретны. Но несмотря на это, они весьма полезны для каждого из нас в отдельности и для общества в целом, поскольку житейская психология всегда практична, так как она передает нам в весьма простой и понятной большинству людей форме опыт многих поколений. Что же, давайте вместе посмотрим, чем житейская психология может быть нам интересна.

Первым делом мне хочется сказать вам, уважаемые читатели, что житейская психология не так проста, как кажется, и порой над теми знаниями, которые она в себе несет и которыми делится с нами, размышлять нужно не меньше, чем над научными знаниями, чтобы получить от них пользу. Те же народные пословицы и поговорки нуждаются в толковании, нельзя использовать их во всех более или менее подходящих под них жизненных ситуациях, чтобы действовать грамотно и эффективно. Научные знания тоже не универсальны, хоть наука и стремится к обобщению, поэтому их также необходимо применять в жизни осторожно, продуманно, постепенно. А уж житейский опыт и подавно весьма ситуативен, даже когда речь идет о вашем личном опыте, который неоднократно повторялся. Поэтому если вы, к примеру, много раз видели, как люди на сделанное им добро отвечали злом – не нужно сразу подгонять эти наблюдения под известные поговорки и окончательно определяться в отношении добрых поступков и реакции на них со стороны других людей. Иначе вы не сможете принять правильное решение в той ситуации, когда рядом с вами окажется человек, способный достойно оценить вашу доброту и многое вам за нее дать взамен. А ведь именно такие люди делают нашу жизнь счастливой, именно их мы хотим видеть рядом с собой. И подобных примеров полно. Так что те прописные истины, на которых основывается житейская психология – не всегда истинны. Помните об этом.

Пример житейской психологии – это интуитивно сделанные выводы, благодаря наблюдениям, размышлениям и собственному опыту. При этом, совершенно очевидно, что наши наблюдения и опыт –охватывают лишь малую часть даже нашей собственной жизни, не говоря уже о жизни в целом. Иными словами – мы видим мир через маленькое окошко, и на основании увиденного делаем такие же ограниченные, как и наш обзор, выводы. И размышления наши основываются на том, что мы видим и знаем. И если мы видели не так уж и много и не обладаем обширными и полными знаниями о чем-либо, о той же жизни и людях к примеру, то естественно, что наши выводы, сделанные на основании наших размышлений, окажутся не совсем полными и точными. При этом они ложатся в основу житейской психологии, если совпадают с таким же неполными и недостаточно точными выводами других людей. По-своему они верные, но ограниченные в плане их применения. Опыт каждого человека по-своему безусловно ценен, хоть на его основании и сложно сделать обобщающие выводы о тех или иных ситуациях, явлениях событиях. И поскольку многие ситуации в жизни повторяются, снаряд тоже очень редко, но падает в одну воронку, то иметь в голове опыт других людей, каким бы ограниченным он ни был – весьма полезно. Тем более, если речь идет о таком опыте, который подтвержден поколениями. Вероятность того, что основанные на этом опыте советы окажутся верными, достаточно велика. Так что житейская психология вне всяких сомнений весьма практична, так как определяется событиями и условиями, в которых рождалась та или иная “премудрость”, взятая затем обществом на вооружение, как житейское знание. Только пользоваться такими знаниями нужно с умом – они не являются инструкцией к исполнению – они представляют собой основу для размышлений.

Лично я очень уважаю житейскую психологию, потому что считаю, что какими бы конкретными не были житейские знания их можно обобщить, можно создать из этих знаний определенную систему, имеющую свои доказанные практикой закономерности. Собственно говоря, научная психология в значительной мере опирается на житейский психологический опыт, как на опыт, сформировавшийся в течение многих поколений людей. Это, сами понимаете, довольно-таки солидный опыт. Поэтому житейские знания можно упорядочить таким образом, что они превратятся в знания научные, то есть, в более обобщенные, более точные, в проверяемые и практичные знания. В житейской психологии многие знания хоть и истинны, и во многом полезны, но к сожалению – не очень хорошо упорядочены. Они недостаточно гибки и недостаточно полны, чтобы их можно было использовать при решении сложных жизненных ситуаций. Некоторые из этих знаний не проверены практикой, экспериментами и основываются на вере людей в истинность этих знаний. Плюс к этому, некоторые житейские знания представляют собой утверждения, которые охватывают довольно-таки обширную область человеческой жизни, но при этом не имеют поправок на различные особенности конкретного человека и той жизненной ситуации, при которых эти утверждения являются верными. Ну, вы наверняка замечали, что, скажем, те же пословицы, поговорки и разного рода народные предсказания частенько противоречат друг другу. Никогда не задавались вопросом, почему оно так? Дело не в том, что одни поговорки правильные, а другие неправильные, что одни пословицы истинные, а другие нет, что одни предсказания сбываются, а другие не сбываются. Дело в ситуативности житейской психологии. Каждая конкретная ситуация со всеми ее особенностями, отражена в отдельно взятой пословице и поговорке. Каждая конкретная закономерность отражена в отдельно взятом предсказании. Поэтому житейские знания верны при определенных обстоятельствах, но не всегда. Жизнь слишком сложна и люди достаточно сложны, чтобы можно было представить все знания о них и их поведении в нескольких строгих и нерушимых законах о жизни. Даже научная психология, как всякая наука, хоть и стремится к обобщениям, все же надо признать, что и она не способна все без исключения жизненные ситуации объяснить с помощью общих для всех подобных ситуаций законов и закономерностей. Поэтому в любом случае – анализ той или иной ситуации требует глубоких размышлений над ней, для полного ее понимания, независимо от того, какими знаниями мы руководствуемся при ее анализе, научными или житейскими, или и теми, и другими. Если бы всеми ситуациями в жизни можно было бы управлять с помощью нескольких алгоритмов, если бы в жизни не было неопределенности и новизны, то всю нашу жизнь можно было бы рассчитать с помощью математических формул и управление людьми можно было бы смело доверить компьютерам.

Между тем, большим преимуществом житейской психологии является то, что она всегда практична, так как имеет прямое отношение к тем событиям и условиям, в которых вырабатывалась. Сложных теорий в ней нет, есть только примеры из жизни, которые люди подмечают и фиксируют в своем и общественном сознании с помощью пословиц, поговорок, примет, обычаев, обрядов и тому подобных вещей. Из этого следует, что у любого человека можно чему-то научиться, так как каждый из нас имеет ценный опыт, который способен уберечь других людей от множества ненужных ошибок. Беда людей заключается в том, что им не всегда удается эффективно передать свои знания и опыт другим людям и в частности последующим поколениям. А другие люди не всегда готовы эти знания принять и даже не всегда проявляют к ним интерес. Мы вообще очень неохотно друг у друга учимся, предпочитая больше учить и наставлять других людей, чем учиться у них. Собственно, именно наша лень, гордыня, невнимательность, беспечность, тормозят наше развитие. Житейская психология многое дает каждому из нас, как и психология научная, но работать с этими знаниями и применять их в жизни хотят не все. Только подумайте, каких бы мы с вами добились успехов в жизни, как каждый из нас по отдельности, так и все вместе, если бы мы охотно учились на ошибках друг друга. Это был бы просто грандиозный прорыв в эволюции – это была бы революция человеческого развития. Ведь сегодня, как никогда раньше, это может сделать каждый. Мы все можем учиться новому постоянно, мы можем перенимать опыт друг у друга, не выходя из дома, благодаря современным информационным технологиям. Но, увы, действительность такова, что большинство людей даже на своих собственных ошибках не всегда учатся, тем самым лишая себя возможности добиться впечатляющего успеха в жизни. И многие из нас совершают одни и те же ошибки по нескольку раз. А мы с вами знаем, что история часто повторяется, и у этого повторения есть своя цель. Жизнь будет преподносить людям один и тот же урок до тех пор, пока они его не усвоят. Мы многие уроки проходим по нескольку раз, потому что не усваиваем их ни с первого, ни со второго, ни порой даже с десятого раза. И это, при всем том обилии знаний, которым мы располагаем благодаря в том числе и нашим предкам, которые из поколения в поколение накапливали и передавали ценные житейские знания. Вот такие мы, люди. Наверное, в этом есть свой смысл – всему свое время.

Мы все делаем свой вклад в житейскую психологию, когда активно делимся своим опытом с другими людьми. У нас у всех есть прошлое, которое чему-то нас научило, есть познания жизни, которые, конечно же, не являются полными, но зато весьма практичными. Всем этим мы можем делиться друг с другом, чтобы просвещать друг друга в различных областях. Многие житейские знания такие же ценные, как и знания научные, так как они указывают на такие истины, которые неизменны на протяжении всей нашей истории. Зная эти истины, человек может продвинуться в своей жизни значительно дальше, чем его предшественники, ведь он уже будет знать – что ждет его за тем или иным углом. Не все эти истины прописаны в учебниках, многие из них передаются из уст в уста и постоянно ложатся на наш слух, но мы не всегда их в полной мере осознаем. Дело в том, что если человек много раз в своей жизни о чем-то слышал, то у него возникает ложное представление о том, что он понимает, о чем идет речь. А в действительности, осознания услышанного, увиденного, прочитанного, нет, но человек считает, что вот эту-то прописную истину он точно усвоил, поэтому она ничего нового для него не несет и уделять ей свое внимание не нужно. При этом человек может поступать вопреки этой истине, но не замечать этого. Уверен, вы неоднократно сталкивались с этим в своей жизни. И подмечали, уж если не за собой, то за другими людьми точно, что говорить они могут одно, правильно говорить, мудро, а поступать вопреки сказанному, даже не допуская ошибочности своих действий. Это я к тому, что многое из того, о чем житейская психология нам сообщает, мы можем знать с детства, но при этом, эти знания, эти прописные истины не идут нам на пользу, потому что мы им не следуем, а не следуем мы им по той причине, что не понимаем их. Понаблюдайте за собой, вдруг вы именно так и живете, когда вроде знаниями полезными владеете, но при этом не руководствуетесь ими в своей жизни. Тогда, возможно, у вас появится повод задуматься над тем, что вы знаете, чтобы осознать это.

Стоит также сказать, что у житейской психологии имеется много общего с практической психологией. Житейская психология всегда имеет отношение к психологии практической, но практическая психология не полностью состоит из психологии житейской. Все дело в конкретности житейской психологии, из-за которой она не ко всем ситуациям применима. А практическая психология в немалой степени опирается на научные эксперименты, которые носят универсальный характер, насколько это возможно.

Свои житейские знания мы всегда можем проверить личным опытом и этот опыт на самом деле бесценен. Я давно заметил, еще после того, как отучился на психолога, что многое в жизни можно понять только благодаря собственному опыту, что многое из того, чему нас учат не имеет полного сходства с реальной жизнью. Тут уж и житейская и научная и практическая психология, да и вообще любая наука, проверяется жизнью. Мы, конечно, можем организовывать эксперименты, можем проводить профессиональные наблюдения, которые дадут нам массу полезной информации, объясняющей те или иные закономерности этого мира. И все равно, в процессе жизни, мы будем постоянно поражаться новым комбинациям тех или иных закономерностей, делающих нашу жизнь непредсказуемой. Поэтому я считаю, что каждому из нас следует ценить и приумножать свой опыт, который по сути является – проверенными жизнью знаниями.

Не стоит ждать от житейской психологии стопроцентной точности, ведь какую бы мудрость она в себе не несла, ко всем жизненным ситуациям она не применима. В общем-то, и научная психология не так точна и универсальна, как хотелось бы. Поэтому в любой науке нужно полагаться не только на чужие знания и даже не всегда на свои собственные знания, но и на интуицию, как это делают настоящие ученые. А в жизни нам всем часто приходится быть немного учеными, ибо порой жизнь такие задачи перед нами ставит, что для их решения нам никакие знания из учебников и никакой опыт предков не поможет. В этом и заключается прелесть жизни – она загадочна и непредсказуема, что хоть и пугает нас в ней немного, но зато делает нашу жизнь чертовски интересной.