Вещество вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок. Кровь. Кровеносная система. Конкурс «Слабое звено»

Итак, в организме предсуществуют антитела и РТК к любому произвольно взятому антигену. Эти антитела и РТК присутствуют на поверхности лимфоцитов, образуя там антиген-распознающие рецепторы. Чрезвычайно важно, что на поверхности одной клетки находятся антитела (или РТК) одной и той же специфичности. Один лимфоцит может синтезировать антитела (или РТК) только одной специфичности, не отличающиеся друг от друга по структуре активного центра. Это формулируется как принцип «один лимфоцит - одно антитело».

Каким же образом антиген, попадая в организм, вызывает усиленный синтез именно тех антител, которые специфично реагируют только с ним? Ответ на этот вопрос дала теория селекции клонов австралийского исследователя, Нобелевского лауреата Ф. М. Бернета (1899-1985). Согласно этой теории, высказанной в 1957 году и полностью подтвержденной последующими экспериментами, одна клетка синтезирует лишь один тип антител, которые локализуются на ее поверхности. Репертуар антител формируется до и независимо от встречи с антигеном. Роль антигена заключается лишь в том, чтобы найти клетку, несущую на своей мембране антитело, реагирующее именно с ним, и активировать эту клетку. Активированный лимфоцит вступает в деление и дифференцировку. В результате из одной клетки возникает 500 - 1000 генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один и тот же тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. В результате дальнейшей дифференцировки лимфоцит превращается в клетку, не только синтезирующую данное антитело, но и секретирующую его в окружающую среду. Таким образом, функции антигена - найти соответствующий ему лимфоцит, вызвать его деление и дифференцировку в клетку, секретирующую антитела. В этом и заключается суть иммунного ответа: в селекции нужных клонов и их стимуляции к делению. Динамика первичного и повторного ответов, согласно теории Бернета, - это отражение динамики размножения клонов клеток, продуцирующих антитела к данному антигену. Толерантность - утрата клона клеток вследствие их контакта с антигеном в процессе созревания лимфоцита.

В основе образования лимфоцитов-киллеров лежит тот же принцип: селекция антигеном Т-лимфоцита, несущего на своей поверхности РТК нужной специфичности, и стимуляция его деления и дифференцировки. В результате образуется клон однотипных киллеров, несущих на своей поверхности большое количество РТК, взаимодействующих с антигеном, входящим в состав чужеродной клетки, и способных убивать эти клетки.

И здесь мы встречаемся с новыми проблемами, уже выходящими за пределы клонально-селекционной теории иммунитета. Первая из них: как РТК узнают антиген? Дело в том, что киллер ничего не может сделать с растворимым антигеном, ни обезвредить его, ни удалить из организма. Но лимфоцит-киллер очень эффективно убивает клетки, содержащие чужеродный антиген, поэтому он проходит мимо растворимого антигена, но не пропускает антиген, находящийся на поверхности чужеродной клетки. Для этого существует специальный механизм, так называемое «распознавание в контексте». Он заключается в том, что РТК не узнают соответствующий ему антиген, если он находится в свободном виде, но строго специфически реагируют с ним, если он находится в комплексе с антигеном тканевой совместимости, о котором мы упоминали выше. Эти антигены всегда присутствуют на поверхности любых клеток организма и обладают способностью комплексироваться с чужеродными белками, вернее, с их фрагментами. Таким образом, антигены тканевой совместимости образуют «контекст», в котором (и только в котором!) РТК распознают чужеродный антиген, активируя лимфоцит и стимулируя его к делению и дифференцировке в полноценный киллер.

Вторая проблема, выходящая за пределы клонально-селекционного принципа, - это лимфоциты-помощники. Детальное изучение реакций иммунитета показало, что для образования клона клеток, продуцирующих антитела, или клона киллеров необходимо участие специальных лимфоцитов-помощников. Сами по себе они не способны ни вырабатывать антитела, ни убивать клетки-мишени. Но, распознавая чужеродный антиген, они реагируют на него выработкой ростовых и дифференцировочных факторов, которые необходимы для размножения и созревания антителообразующих и киллерных лимфоцитов. В этой связи интересно вспомнить о вирусе СПИДа, вызывающем сильнейшее поражение иммунной системы (синдром приобретенного иммунодефицита - СПИД). Этот вирус поражает именно лимфоциты-помощники, делая иммунную систему не способной ни к выработке антител, ни к образованию киллеров.

И наконец, очень важная проблема: как вырабатывается толерантность к антигенам собственного организма? В полном соответствии с теорией Бернета было показано, что если незрелый лимфоцит, несущий антительный рецептор или РТК к собственным антигенам, встречается с таким антигеном, то он инактивируется или погибает. Таким образом, организм лишается клонов лимфоцитов, способных реагировать с собственными антигенами, не ослабляя своего ответа на антигены чужеродные. Важно отметить, что при некоторых заболеваниях сохраняются «запрещенные» клоны, отвечающие антителами или киллерами на антигены собственных клеток. В этом случае возникают тяжелейшие заболевания, такие, например, как красная волчанка, при которой поражаются собственные ткани организма.

Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе и функциях крови, строении кровеносной системы и значении иммунитета.

Развивающие: развивать умение применять полученные знания на практике при оказании первой медицинской помощи при всех видах кровотечения;

Воспитательные: вести пропаганду здорового образа жизни; отметить отрицательное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на работу органов кровообращения.

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага для проведения терминологического диктанта; карточки с цифровой информацией; карточки с текстами заданий; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания первой медицинской помощи.

Класс делится на 4 команды, каждая из которых заранее придумывает для себя название. В начале урока учащиеся выбирают цветные фишки (каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов). Конкурсы оценивает жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

II. Проверка знаний учащихся. (Проводится в виде игр-конкурсов – см. Приложения к уроку .)

III. Подведение итогов урока.

1. Выставление оценок за терминологический конкурс (см. в Приложении к уроку конкурс “Термины” ).

2. Оценки за участие в конкурсах.

3. Общие итоги и выводы.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к уроку по теме “Кровь. Кровеносная система. Иммунитет”.

Конкурс “Термины”

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (учитель читает определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды.

  1. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии )
  2. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения)
  3. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс )
  4. Группа крови универсального донора. (1 или 00 )
  5. Жидкая часть крови. (Плазма )
  6. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин )
  7. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены )
  8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина )
  9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты )
  10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)
  11. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор )
  12. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело )
  13. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная )
  14. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение )
  15. Самый крупный сосуд. (Аорта )
  16. Красные кровяные клетки. (Эритроциты )
  17. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз) .
  18. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная )
  19. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия )
  20. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения )

Конкурс “О чем говорят эти цифры”

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

  1. 90% (количество воды в крови).
  2. 300 г (масса сердца).
  3. 60-80 раз/мин (количество сердечных сокращений).
  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
  5. 0.9% (количество NaCl в крови).
  6. 0.8 с (длительность сердечного цикла).
  7. 5 млн/мм 3 (количество эритроцитов).
  8. 0.5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
  10. 2.5 см (диаметр аорты).
  11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
  12. 6-9 тыс/мм 3 (количество лейкоцитов).

Конкурс “Найди ошибку”

Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку , зачитывает текст и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу “Найди ошибку”

1. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм 3 крови их от 9 до 15 тыс . (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И. Мечников).

2. Эритроциты.

Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм 3 их 10 млн . (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

3. Лимфатическая система.

Лимфатическая система – дополнительная картериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

4. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи , и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат,обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Конкурс “Приём в травмпункте”

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать первую медицинскую помощь “пострадавшему” (задания выбирают жеребьевкой).

1. У пострадавшего сильное кровотечение на левом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1.5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в больницу.

2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз/мин.

3. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или “шапочку”. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Конкурс “Сообщения”

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин.).

Темы сообщений.

  1. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.
  2. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.
  3. Значение физических упражнений для укрепления ССС.
  4. Зачем нужны прививки?

1.Движение крови по кровеносным сосудам. 2.Самый крупный сосуд 3.Красные кровяные клетки. 4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами 5.Кровь, насыщенная углекислым газом. 6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови 7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. 8.Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. 10. Способность организма защищаться от инфекционного воз­действия. 11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. 12.Человек, предоставляющий часть своей крови для перелива­ния. 14.Жидкая часть крови. 15.Группа крови универсального донора. 16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. 17.Кровь, насыщенная кислородом. 18.Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. 19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. 20.Сосуды, несущие кровь от сердца. Термины


1.Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.) 2.Самый крупный сосуд. (Аорта.) 3.Красные кровяные клетки. (Эритроциты.) 4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.) 5.Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.) 6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.) 7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.) 8..Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.) 9.Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.) 10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.) 11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.) 12.Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.) 13.Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.) 14.Жидкая часть крови. (Плазма.) 15.Группа крови универсального донора. (1 или 00.) 16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. (Антитело.) 17.Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.) 18.Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.) 19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.) 20.Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.) Термины




90% раз в мин. 0,8сек 120 дней 0,9% 6-9 тыс./мм см/с 120/80 мм рт.ст. 5млн/мм3 0,5-1 мм/с 2,5 см 300г. количество воды в крови масса сердца количество сердечных сокращений продолжительность жизни эритроцитов длительность сердечного цикла количество NaCl в крови количество эритроцитов скорость тока крови в капиллярах нормальное артериальное давление крови количество лейкоцитов скорость тока крови в аорте диаметр аорты




1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый. 2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока. 3.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. 4.У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Прием в травмпункте


1.Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо нало­жить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не бо­лее 1,5-2часов (чтобы не вызвать некроза). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт. 2.Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусст­венным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использова­нием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой раз в ми­нуту, массаж сердца - ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины - с частотой раз в мин. 3.Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круго­вую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для на­ложения швов. 4.Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марган­цовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Создание методики формирования понятия "вещество". Определение химического элемента и простого вещества. Изучение основных свойств веществ, их состава и строения. Особенности молекулярного строения. Разработка дидактических карточек по теме "Вещество".

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Основы формирования характера учащихся начальных классов. Исследование зависимостей особенностей характера школьников (общительности, лидерских качеств, темперамента, реакции на стрессовые ситуации, предрасположенности к заболеваниям) от группы крови.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Сущность, структура и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Место биохимии в школьном курсе химии. Методика проведения интегрированных уроков биологии и химии по темам: "Химия крови" и "Лекарства" с применением лабораторного практикума.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Определение понятия "понимание". Методология изучения понимания в психологии. Основные формы понимания. Исследования особенностей понимания в процессе педагогического общения. Понимание в рамках функционирования познавательной сферы личности человека.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2016

    Формирование понимания сущности некоторых экологических понятий у дошкольников. Характеристика крупных диких животных одного экологического сообщества. Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2012

    Деятельность учителя по углублению ряда ключевых природоохранных понятий в процессе изучения зоологии. Система внеурочной работы с учениками по охране природы при изучении животных. Организация кружковой работы. Работа юннатов по изучению местной фауны.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2014

    Психофизиологические механизмы чтения. Трудности в овладении навыком чтения умственно отсталыми школьниками. Методические аспекты формирования понимания читаемого. Организация и методика экспериментальной части данного исследования, его цель и задачи.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2017