Упражнения на наблюдательность. Вы смотрите, но вы не замечаете? Развивайте наблюдательность! Как развивать наблюдательность и внимание

3.1. Понятие наблюдательности

Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий.

При разработке практикума по развитию наблюдательности необходимо выделить теоретические основания и, опираясь на них, отбирать упражнения. Одним из таких оснований является теория ощущений, восприятия, сенсорной организации человека. В частности, она характеризует те свойства ощущений и восприятия, которые могут составить предмет развития наблюдательности, а также раскрывает вопрос о связи ощущений и восприятия с другими психическими явлениями.

Наблюдательность – это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз – дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому (Паустовский К. Золотая роза: Повести. – Кишинев, 1987. – С. 596).

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений. Это положение предполагает формирование тех сторон наблюдательности, которые связаны с памятью, мышлением, направленностью, эмпатией и т. п.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит – обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский – биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.

Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на систематизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.

Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, – элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой – особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.

Поэтому при формировании наблюдательности важно предусмотреть систему упражнений, направленных на развитие как сенсорно-перцептивных качеств, так и умений, помогающих понимать, осмысливать наблюдаемое.

Третья теоретическая предпосылка для разработки практикума по развитию наблюдательности – предположение о связи наблюдательности и прогнозирования.

Гипотеза о влиянии наблюдательности на успешность прогнозирования в системе «человек-человек» возникла у нас при изучении прогнозов в педагогической деятельности. Базируясь на общих положениях прогностики о том, что прогноз обусловлен знаниями – основаниями прогноза, а также мыслительными качествами прогнозиста, мы провели несколько исследований. Например, была изучена результативность прогнозирования учителем:

Развития личности ученика;

Взаимоотношений учащихся в классе;

Успешности решения учащимися задач разной степени сложности;

Затруднений учащихся при усвоении нового материала (Т. Кириченко, 1979).

Эти и другие исследования предусматривали тщательное изучение оснований прогноза: поиск закономерности, теоретический анализ объектов прогноза, изучение динамических временных характеристик объектов прогноза и т. п. Однако было установлено, что эти, казалось бы, надежные основания прогнозирования не срабатывают. Результаты прогнозирования в отношении другого человека оказывались опосредствованы не только перечисленными основаниями, но и обобщенным опытом наблюдения, развитой наблюдательностью.

Основания для прогноза определяются специалистом в ходе наблюдений и последующего обобщения накопленных знаний. С одной стороны, есть обобщение, с другой – это обобщение имеет достаточно конкретный характер (эмпирические обобщения). Общая закономерность или теория далеко не всегда может объяснить конкретный случай и стать основанием для прогноза в отношении индивидуальных проявлений. Эмпирическое обобщение такую функцию может выполнить, поскольку оно включает все многообразие конкретного. Естественно, что полнота и глубина знаний, полученных в практике, опосредствована наблюдательностью.

Другой особенностью эмпирических прогнозов является метод их получения. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

Ограниченность во времени;

Многогранность объекта прогноза (человек);

Почти всегда – дефицит информации, необходимой для прогноза;

Невозможность учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый наблюдаемый случай прогнозист идентифицирует как типичный даже тогда, когда последний таковым не является. «Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» – спрашивают обманутую пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет».

Люди, которые работают в системе «человек – человек», при прогнозировании опираются на эмпирические обобщения и используют экстраполяцию для получения знания о поведении объекта прогноза в будущем. Даже при развитых качествах мышления, составляющих структуру способности прогнозирования, для прогнозирования в системе «человек-человек» значимым оказывается как знание теории, так и наличие эмпирических обобщений, полученных в ходе профессионального наблюдения. Один из ярчайших литературных примеров профессионального наблюдения как основания для прогнозирования находим в романе Сиднея Шелдона. Речь идет о профессиональной наблюдательности адвоката Дженнифер Паркер:

Она научилась по обуви определять характер человека и отбирала в присяжные людей, носивших удобную обувь, потому что они отличались покладистым характером… Дженнифер постигла язык жестов. Если свидетель врал, он трогал себя за подбородок, плотно сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха и теребил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженнифер, и она выводила лжеца на чистую воду (С. Шелдон. Гнев Ангелов. – М., 1993. С. 117).

Таким образом в тренинг развития наблюдательности важно включить упражнения, помогающие строить прогностические умозаключения на основе наблюдения.

В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отношении людей, к тому же существует тип профессий «человек– человек», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфические особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства.

Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни – с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.

Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их наблюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и видения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:

Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало – две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. – Минск, 1987. – С. 190).

Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек-человек», связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.

Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важным становится знание возрастных особенностей проявления и переживания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и познавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст наблюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несовершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, типом нарушений и типом семьи и взаимоотношениях в ней, об изменениях социальной среды в микрорайоне и т. п.

Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.

Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.

Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Развитие связи между перцептивным, понятийным и эмпатий-ным компонентами наблюдательности способствует ее совершенствованию, возникновению способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак:

Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу – вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого (Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1968. – С. 72).

Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек-человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

Понятие транса Вы все, конечно, знаете, что транс – это сфокусированный луч внимания внутри нас самих, проникающий сквозь сознательные заслоны, активизирующий бессознательные ресурсы и исключающий все внешние стимулы. Это определение я всегда использую и его же

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Пару слов о наблюдательности В районе часа ночи из одной из квартир многоэтажного дома все еще доносится ритмичный рев динамиков и топот многочисленных ног. Заспанный жилец решается наконец пойти навести порядок. Он полчаса звонит в дверь, наконец она открывается, и его

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие мотивации Многим из нас приходит в голову вопрос: почему люди работают? Для одних легкая работа неприемлема и неинтересна, для других работа, связанная с тяжелым трудом, приносит моральное удовлетворение. Многие работодатели задают себе вопрос: как сделать так,

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие эргономики Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

1. Понятие стресса Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую,

Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

1. Понятие реабилитации Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и здоров и может приступить к полноценной профессиональной и социальной

Из книги Секреты развития интеллекта в спецслужбах. Рассылка1-30 автора Полонейчик Иван Иванович

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Часть вторая Тренинг для развития наблюдательности Наблюдательность: первая заповедь В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал. Артуро Граф По сути дела, все, что нужно для распознавания лжи – хорошо развитая

Из книги автора

3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным.

Из книги автора

3.3. Система упражнений для развития наблюдательности В этом разделе предложена система упражнений для развития наблюдательности. Ее основу составляет тот теоретический материал о наблюдении и наблюдательности, который изложен в предшествующих главах.Определение

Из книги автора

Выпуск 7 Начало комплекса упражнений по развитию наблюдательности и зрительной памяти Здравствуйте!Продолжаем нашу рассылку. После определенной раскачки мы с Владимиром вошли в ритм и теперь действительно материал будет идти последовательно, а не «перескакивая» с

Из книги автора

Выпуск 8 Обзор почты и продолжение комплекса упражнений на развитие зрительной памяти и наблюдательности Здравствуйте!Сегодня мы начнем с рассмотрения некоторых поступивших писем.Нас радует, что многие начали выполнять упражнения, которые приведены в предыдущих

Из книги автора

9.1. Понятие интенциональности Понятие интенциональности представляет значительную трудность уже для философского объяснения, и тем большие сложности возникают при его применении в области психологии. Термин «интенциональность», в своем смысловом наполнении впервые

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовывать при изучении окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышле­ния. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явле­ний, с другой - восприятие может переходить и в процесс создания худо­жественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира. Для реализации этой задачи учитель должен знать ведущие свойства восприятия: целост­ность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, изби­рательность. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: Объем - количество объектов, которое может воспринимать чело­век в течение одной фиксации или в единицу времени; Быстрота или скорость - это время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; Точность - соответствие возникшего образа особенностям воспри­нимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком; Полнота - степень такого соответствия; Надежность - возможная деятельность восприятия с требуемой точностью. Восприятие - это сложная познавательная деятельность, вклю­чающая целую систему действий, которые позволяют: -обнаружить объект восприятия; -опознать его по признакам; -измерить; -оценить. Состав действий зависит от степени осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, с какой целью человек смотрит, слушает в данный момент. Условия, необходимые для успешной организации восприятия. Что будет в конечном итоге способствовать развитию наблюдательности: 1) Процесс восприятия первоначально носит развернутый характер. По мере развития восприятия количество этих признаков сокращается и происходит формирование оперативных единиц восприятия и организуется сравнение. 2) необходимо учить детей выделять у объектов признаки при нахождении этого объекта в любой ситуации. 3) необходимо учитывать при организации восприятия опираясь на жизненный опыт ребенка. 4) учитель должен уметь осуществлять выбор наглядных средств и их количество, которое он будет использовать. Взаимосвязь между восприятием и наблюдательностью. Наблюдение – организованное восприятие. В организацию восприятия входит: 1) постановка цели или учебной задачи перед детьми; 2) отбор средств наглядности; 3) составление плана или алгоритма для наблюдения. 4) организация фиксации наблюдений – должна быть организована по-разному, т. к. вместе с развитием наблюдения это дает возможность обучать детей учебным действиям. Способы фиксации: 1) зарисовки увиденного 2) дневники наблюдений, настенный календарь труда 3) систематические записи по наблюдениям. Наблюдательность – это важнейшая познавательная способность, необходимая для успешного учения.



В исследованиях Л. В. Зан-кова основное внимание было обращено непосредственно на анализирую­щую деятельность в процессе наблюдения, развитие полноты и много­гранности восприятия предметов и явлений. При исследовании наблюда­тельности авторы исходили из того, что к началу систематического обуче­ния у детей имеется определенная основа, на базе которой и осуществля­ется продвижение учащихся в данной познавательной способности (на­блюдательности). С тем, чтобы выявить исходные данные умения наблюдать, с перво­классниками был проведен констатирующий эксперимент. Методика эксперимента предусматривала задания, которые давали учащимся широкие возможности для наблюдений. Детям предлагалось рассмотреть два объекта: птицу крачку и растение землянику. Анализ всех полученных в эксперименте ответов позволил авторам методики выделить отдельные группы учащихся. К первой группе были отнесены учащиеся с низким уровнем деятель­ности наблюдения. Ответы их не отражают характерных особенностей рассматриваемых объектов. Ко второй группе были отнесены учащиеся, которые односторонне характеризуют объект, выделяя главным образом только цвет. Учащиеся третьей группы достаточно полно выделяли при­знаки объекта. Затем был организован обучающий эксперимент: после чего сравнили результаты экспериментальных и контрольных классов и сделали сле­дующие выводы: 1) одним из важнейших показателей развития наблюдательности яв­ляется полнота воспринимаемых ребенком свойств предмета и явления. У учащихся в процессе обучения проявляется тенденция к увеличению ко­личества подмечаемых свойств; 2) в экспериментальных классах у детей усиливается тонкость и точ­ность анализа - умение подметить малозаметные признаки и свойства; 3) наряду с тонкостью анализа учащиеся после обучения дают обоб­щенную характеристику объекта; 4) некоторые психологи, классифицируя стадии наблюдения, по ко­торым идет развитие ребенка, называют их стадиями осознания, осмысле­ния наблюдаемого в свете прежнего опыта. С. А. Рубенштейн характери­зует их как стадии интерпретации восприятия. Количество элементов ин­терпретации наблюдений у учащихся экспериментальных классов увели­чивается. Кроме того, у них появляется тенденция к объяснению воспри­нятого, к умозаключениям, основанным на наблюдениях. Происходит ка­чественное изменение в умении наблюдать. Например, наблюдая внешний вид птицы, они относят её к водоплавающим или хищным. Наблюдаемость учащихся развивается в школе под руководством учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому учени­ку условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности при организации "изучения окру­жающего мира разнообразны: использование различных средств наглядно­сти, организация наблюдений к уроку и на уроке; организация работы с дневниками наблюдений, календарями природы; организация наблюдений на экскурсиях и при камеральной обработке материалов. Рассмотрим некоторые из путей развития наблюдательности.

1. Развитию наблюдательности, формированию чувственного опыта способствует использование различных средств наблюдательности: слово «наглядность» означает доступность визуального наблюдения, то очевид­ное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Организация работы с наглядными средствами чаще всего осуществ­ляется учителем на уроках. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные, модели, муляжи, условные и графические изображения. При использовании на­глядности необходимо учитывать какую конкретную роль она выполняет в усвоении, в каком соотношении находятся предметное содержание и спо­соб его наглядного выражения применительно к изучаемому объекту. По­этому наглядность может выполнять разные функции, в частности, иллю­стративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразо­вания), объяснительную, операторную, то есть не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом. В высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организо­вать наблюдение, как утверждал С.Л. Рубинштейн, опирается на достаточ­но обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отно­шения наблюдателя к наблюдаемому.

2. Перед использованием наглядности на уроке учитель должен по­ставить перед учащимися цель наблюдения или учебную задачу, которая может быть в виде вопроса или проблемной ситуации. Например, учите­лем на доску вывешиваются изображения птиц (без подписей). Затем ор­ганизуется беседа следующего содержания:-Рассмотрите внимательно эти изображения птиц, каких из них вы узнали, назовите? (Правильные названия птиц помещает учитель рядом с изображением); -Почему вы не могли назвать всех птиц и допускали много ошибок при их узнавании? -Что надо уметь делать, чтобы узнать любые природные и не природ­ные объекты? (Выделять существенные признаки объекта, заполнить их и при встрече с ним по этим признакам узнать). ...... -Нужно ли этому учиться? -Почему этому надо учиться?

3. Чтобы наблюдение было более эффективным, необходимо не про­сто стимулировать учащихся к рассмотрению объекта, а организовать их деятельность. Это связано с тем, что наглядность, особенно предметная, в силу сво­ей красочности и новизны привлекает внимание учащихся. Но постепенно интерес к ним пропадает, и если учитель специально не организует учеб­ную деятельность учащихся по анализу наглядного материала, они пере­стают работать. Для организации этой деятельности необходимо научить учащихся рациональным приемам наблюдения, которые усложняются по мере обогащения опыта учащихся.

Первая группа приемов – поисковые, которые дадут возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками. Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. Интересно реализуется этот прием, если организовать работу в парах или устроить соревнование, кто больше узнает насекомых по существенным признакам. На этапе закрепления можно предложить задание – узнать объект (например, птицу) и назвать признаки, позволившие это сделать.

Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну.

Третья группа приемов – собственно исследовательские. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. Например, учащимся предлагается определить название растений, используя для этого атлас-определитель А. А. Плешакова «

А ведь наблюдательность человека — это важная черта, которая помогает подмечать важные закономерности в происходящих событиях, встречаемых людях и явлениях. Практика показывает, что развитие наблюдательности — это вполне посильная задача, даже в том случае, если ты такой же невнимательный человек как и я.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность помогает лучше читать людей. Это когда ты по незанчительным деталям можешь понять то, что от тебя пытаются утаить. К примеру, человек может говорить одно, а неверабально его тело может подсказывать нам, что он, к примеру, лжет. Наблюдательность помогает отличать схожее и обращать внимание на закономерности в разном.

Развитие наблюдательности помогает понимать мотивы людей, что позволяет предвидеть, как они поступят в будущем. Это важно, к примеру, в деловых переговорах.

В общем и целом, наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас и соответственно — принимать более качественные решения. То есть наблюдательность — это важная составляющая человеческого интеллекта.

Наблюдательность и хорошее внимание — важное условие в досижении успеха во многих профессиях. Например, я часто допускаюошибки по невнимательности и поэтому мне нежелательно даже пытаться работать в качестве бухгалтера или контролера качества. Весьма вероятно, что мною будут допущены существенные ошибки. Однако это ни в коем случае не догма, так как наблюдательность и внимание вполне возможно развивать.

Как развивать наблюдательность и внимание

Подобно тому как мы можем развивать свои мышцы в тренажерном зале, точно также мы можем развивать и свои когнитивные способности, такие как память, внимание, концентрация. Но для того, чтобы получить заметные резульаты, потребуются сознательные и постоянные усилия.

Наблюдательность и внимание тесно переплетены с вашей памятью. Первое и самое простое, что ты можешь сделать — это начать обращать внимание на какие-то мелочи, на которые ты никогда не обращал внимание. Попробуй запомнить лица и имена баристы в твоей кофейне, попробуй обращать внимание на какие-то мелкие детали и сопоставляй их с тем, что происходит. Например в супермакрете смаотри, что находится в тележке у людей из очереди и как они выглядят. Ты сразу поймешь, какую еду следует брать, чтобы выглядеть толстым и с пивным животом или худым и стройным.

Анализируйте то, что случайно попадает вам на глаза или то, что ты слышишь из случайных разговоров. Иногда это может показаться бестолковой болтовней, но иногда можно услышать весьма интересные вещи иди найти новые и интересные знакомства. Вглядывайтесь в привычные вещи и вы найдете немало инересного для себя.

Например, я планирую в будущем открыть мини-кофейню. И сейчас каждый раз, когда я заглядываю в подобную точку — я вдумчиво изучаю, какие там стоят кофе-машины, какое имеется оборудование, а также как работают сотрудники. Это очень интересно! Раньше я ни на что из этого не обращал внимание и мне казалось, что в подобном бизнесе все просто — есть кофе-машина и есть сотрудник кофевар. Но когда я стал пристально приглядываться к этому виду бизнеса, то мне стало очевидным, что данный бизнес значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности

  • В конце каждого дня перед сном вспомни какие события, люди и явления происходили в течение прошедшего дня. Делать это необходимо перед сном. Каких людей ты видел, вспомни выражени их лиц. Какие интересные вещи ты видел, что примечательного читал. По первости будет сложно вспомнить небольшие детали. Но со временем у тебя будет получаться все лучше и лучше.
  • Тренировка фотографической памяти . Попав в новое место или комнату попробуй взглядом запомнить все, что видишь, выйди из этой комнаты и запиши все, что удастся запомнить. Это может быть цвет объектов и стен, какие-то арт-объекты или мебель и даже размер помещения. Одним словом, ты должен постараться запомнить абсолютно все за короткий промежуток времени, и потом попытаться воспроизвести все на бумаге. Потом возвращаешься к месту и сравниваешь, что ты записал, а что упустил. Повторять операцию до тех пор, пока не добьешься совершенства.
  • Учитесь ловить суть статьи или главы книги максимально быстро . Не секрет, что в любом тексте есть большое количество воды и отвлеченных рассуждений. С помощью постоянной практики нужно попытаться научиться понимать все быстро. Когда ты много работаешь с текстами, то подобная способность появляется в виде профессионального навыка. Подобные способности обычно хорошо развиты, к примеру, у журналистов или у тех, кто длительное время занимался написанием диссертации.
  • В игровой форме можно попытаться запомнить десять разложенных кем-то перед тобой предметов . Смотришь на них в течение 10 секунд, потом отворачиваешь и записываешь список на листке бумаги. Таким образом тренируется память. Средний человек в состоянии одновременно удерживать в голове до 7 объектов. У многих этот показатель еще ниже. Но при помощи постоянных тренировок, а также с помощью различных ассоциативных техник запоминания возможности памяти можно существенно расширить.
  • Пробуйте запомнить мелкие детали наблюдаемого объекта. Это может быть одежда человека или особенности организации рабочего стола твоего коллеги. Тем самым ты сможешь развивать наблюдательность и, возможно, отметишь про себя какие-то интересные детали. К примеру, оказывается, что такой пиджак вполне сочетается с джинсами. При этом обращать внимание следует на мелкие детали, а не пытаться запомнить весь объект нахрапом целиком
  • Рисуйте по памяти , а потом сверяйтесь с оригиналом. Такой способ поможет развить визуальную внимательность и память. А после того как дело сделано, следует сверить рисунок с оригиналом. При необходимости дорисовать недостающие детали. Более простым вариантом может быть «рисование» объекта, на который вы какое-то время смотрели в своей памяти. Смотрите, скажем на здание. Потом закрываете глаза и пытаетсь его представить себе. Далее — открываете глаза и сверяетесь — все ли в вашей памяти соответствует действительности.

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:


Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.


Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.


Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие - форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.


Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.


Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.


Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Ребенок много чего видит, но при этом не замечает: «Смотрит, но не видит, слушает, но не слышит». Зачем нужна наблюдательность и как ее развивать? Дошкольное детство — беззаботная пора, полагают многие взрослые. «Вся жизнь впереди, еще всему научится!» Однако чтобы учиться, ребенок должен уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, анализировать, сравнивать, уметь наблюдать.

Наблюдение — это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определённой познавательной задаче. Наблюдения обогащают представления ребенка об окружающем мире, служат основой для формирования обобщающих понятий, учат устанавливать причинно-следственные связи. Оно является основой развития мышления: умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.

Наблюдать ребенок начинает с первых дней жизни. Сначала это пассивное наблюдение. Он видит окружающие предметы, взрослых, постепенно начинает узнавать окружающих людей и значимые для него предметы. Чем больше взрослые общаются с малышом, чем ярче и разнообразней окружающий мир, тем выше потенциальные возможности для развития наблюдательности.

Нередко приходится видеть, как родители гуляют с малышом «параллельно» — малыш сидит в прогулочной коляске, мама или папа везут коляску, но в это время заняты абсолютно своими делами (слушают музыку через наушники, общаются с друзьями и др.). Яркое солнце, голубое небо, воробьи и голуби, красота окружающего мира остаются незамеченными. Безусловно, ребенок все видит, но мало, что замечает самостоятельно.

Ведущая роль в формировании наблюдательности принадлежит родителям, а прогулка — самый эффективный способ.

Гуляя с ребенком, обращайте внимание на особенности погоды. В ясный солнечный день на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки росы, в пасмурную — на темное небо, крупные или мелкие капли дождя, град, раскаты грома, радугу, птиц, деревья и кустарники, цветы и т. д.

Многие родители, стремясь развивать ребенка, посещают множество разных публичных мест (Зоопарк, цирк, кинотеатр, парки и др.), много путешествуют. Но далеко не все оговаривают с ребенком увиденное, обращают внимание на новые явления, предметы, сравнивают с тем, что уже знакомо. В результате ребенок приходит в детский сад или в школу с фотографиями путешествия, но ровным счетом ничего не может рассказать. Родители в недоумении: «Как же так, помнишь, там были… так интересно…». А ребенок отвечает: «Я не видел. Я не помню». Конечно, он мог и забыть, но скорее всего впечатление от увиденного не оставило в памяти следа потому, что осталось явление или предмет незамеченным. Развивать наблюдательность можно с помощью специальных нехитрых заданий. На прогулке предложите ребенку найти два одинаковых предмета (два листа одуванчика, две одинаковые ромашки, два камушка и т. д.). Он охотно примется за поиски, и будет приносить вам многочисленные пары предметов, которые сначала кажутся очень схожими. Рассмотрите их вместе внимательно. Вы убедитесь, что они очень похожи, но все-таки не одинаковые. Постепенно ребёнок придет к выводу, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он их не видел.

Особое внимание следует уделить цветовой гамме окружающего мира. Человеческий глаз различает огромное количество оттенков цветов, а вот слов для их обозначения значительно меньше. Выучив основные цвета, ребенок начинает на них ориентироваться. Обратите внимание ребенка на многоцветность окружающего мира. Летом все кругом зелено. Но сравните лист сирени, каштана, березы, веточку укропа и лопух: разница очевидна. Палитра оттенков зеленого цвета весьма разнообразна, так же как и всех других.

Обратите внимание ребенка на формы окружающих предметов, попробуйте найти похожие. Предложите рассказать, на что похож тот или иной предмет. Весьма разнообразна звуковая гамма окружающего мира. Гуляя в лесу, послушайте пение птиц. Сравните, звучат ли птичьи голоса около вашего дома. Из чего состоит городской шум? Как звучит дождь? Журчит ручей? Шумит река? Звенит капель? Свистит ветер? Скрипит снег? Что вообще может звенеть, скрипеть, свистеть, шуметь? Постепенно ребенок научится слышать неречевые звуки, сделает вывод, что, например, свистеть может человек, птица, ветер, свисток, но все эти звуки разные. Такой опыт способствует развитию слухового внимания, формированию фонетико-фонематических представлений, пополняет словарный запас, развивает речь в целом, помогает научиться выстраивать причинно-следственные связи. Научите ребенка видеть отдельные детали предметов, по одной детали тренируйте узнавать целое. Например, у велосипеда есть руль, сиденье, педали, рама, звонок. Руль — это часть велосипеда. Поиграйте в игру «Какой детали не хватает?»

От больших реальных предметов переходите к рассматриванию природы: деревьев, насекомых, животных, цветов и т. д. Предлагайте ребенку описать внешний облик (например, жука), действие, поведение, черты сходства и различия. Постепенно ребенок начнет самостоятельно подмечать то, на что раньше не обращал внимания.

Развивать воображение, наблюдательность, умение выделять главное можно с помощью различных игр. Положите на столе несколько похожих предметов, пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Можно поиграть в игры.

«Что на что похоже?»

Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож, например, апельсин? Затем вы меняетесь ролями, и ребенок сам называет вам предметы, «родственников» которых вы должны отыскать. Выигрывает тот, кто находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный.

«Послушай и найди»

Взрослый описывает внешний вид дерева (цветка, кустарника, игрушки и др.) — его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребёнок определяет, что это за дерево. Затем участники меняются ролями.

«Что изменилось?»

На столе разложены предметные картинки. По сигналу взрослого ребёнок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали. Постепенно количество картинок увеличивается. Взрослый меняет одну картинку на другую, ребенок должен сказать, какая картинка исчезла, и какая появилась. Сначала картинки располагаются друг за другом, затем в виде таблички, потом перемешиваются.

Каждый взрослый может придумать множество аналогичных игр. Важно, чтобы эти игры были не отдельными эпизодами, а стали повседневным увлекательным занятием, которым можно заниматься и по дороге в детский сад, и на прогулке, и на отдыхе. В этом случае столь необходимое качество, наблюдательность, будет полноценно формироваться и постепенно станет интсрументом для получения новых знаний. Наблюдательность — это форма чувственного познания мира, благодаря которому люди могут различать похожие предметы, звуки, запахи, узнавать знакомые лица и т. д. Наблюдательный человек лучше чувствует действительность, свободнее ориентируется в пространстве. Улучшая это качество, вы одновременно развиваете усидчивость, внимательность, умение сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца. Кроме того, занятия по развитию наблюдательности позволят вам лучше узнать своего ребенка, взглянуть на мир его глазами.