Причины ухудшения зрения у школьников. Очкарики за партой. Как сохранить и улучшить зрение школьника. Что лучше носить ребенку, линзы или очки

Количество детей с плохим зрением с каждым годом растет. При этом наблюдается такая статистика практически во всех странах. Многие склонны винить в этом компьютеры, телефоны, которыми пользуются дети, особенно в подростковом возрасте. Однако причин ухудшения зрения у детей и подростков намного больше.

Еще несколько десятилетий назад наиболее частыми посетителями кабинета окулиста были люди зрелого и пожилого возраста. Сегодня офтальмологи говорят об «омоложении» этой проблемы. Все чаще их пациентами становятся дети.

Зрение портится у детей по различным причинам. Их достаточно много. Зная многие из них, можно предотвратить тяжелые зрительные патологии, которые сильно ухудшают качество жизни ребенка. Узнаем, почему снижаются зрительные функции в детском возрасте, какими симптомами это снижение сопровождается и что делать родителям, если у их ребенка ухудшилось зрение.

Почему ухудшается зрение у детей?

Зрение у детей портится вследствие двух факторов: врожденных и приобретенных. К первым относятся:

1. Наследственная предрасположенность. Вероятность того, что у ребенка будет близорукость, дальнозоркость или астигматизм, возрастает, если один или оба его родителя страдают от одного из этих офтальмологических недугов.
2. Недоношенность. Согласно медицинской статистике, примерно у трети детей, родившихся раньше положенного срока, с годами зрение ухудшается.
3. Врожденные патологии и дефекты глаз. Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия и многие другие могут сопровождаться дефектами зрения.

Все эти причины предотвратить невозможно. Если вероятность их возникновения есть, дети должны чаще обследоваться . Регулярные осмотры у окулиста, соблюдение всех предписаний врача помогут остановить развитие зрительной патологии.

В числе приобретенных причин:

  • Большие и постоянные нагрузки на зрительный аппарат. Детям приходится постоянно читать. Они учатся в школе, делают домашние задания, а потому большую часть времени проводят за книгами и тетрадями. Длительное напряжение, вызываемое фокусировкой на предметах, расположенных близко от глаз, приводит к повышению внутриглазного давления. Оно способствует изменению формы хрусталика, что ведет к проблемам со зрением. Сегодня нагрузку на глаза увеличивают компьютеры и различные гаджеты. Запретить их использовать детям практически не представляется возможным. Да и делать это нецелесообразно, ведь интернет и компьютер играют важную роль в получении необходимой для образования информации. Родители должны следить за тем, как занимается их ребенок, правильно ли организовано его рабочее место, а также ограничивать время, которое он проводит за монитором.

  • Плохое освещение. Эта причина связана с предыдущей. Необходимо, чтобы освещение, при котором ребенок занимается, было не слишком ярким и не чересчур тусклым. Страницы тетради, книги, монитор не должны создавать бликов от падающего на них света.

  • Заболевания позвоночника и неправильная осанка. Факторов, которые приводят к снижению остроты зрения, но которые не связаны напрямую с глазами, тоже очень много. Так, неправильная осанка и болезни позвоночника могут спровоцировать зрительные патологии. При постоянной сутулости кровообращение во всех органах, в том числе в головном мозге, ухудшается. В результате этого нарушается проводимость нервных волокон, отвечающих за передачу сигналов от органов зрения к мозгу. Для лечения малыша потребуется помощь ортопеда и невролога.
  • Низкая физическая активность. Компьютеры и смартфоны вытесняют игры во дворе, спорт и прочие занятия, связанные с физической активностью, в процессе которой органы насыщаются кислородом. Недостаток кислорода является одной из главных причин снижения зрения. При генетической предрасположенности к глазным болезням спорт становится хорошим барьером для возникновения дефектов зрения.

  • Недостаток витаминов. В числе витаминов и минералов, играющих существенную роль в функционировании зрения: фолиевая кислота, железо, цинк, витамины А, В, D. Сложно уследить за тем, чем питается ребенок вне дома. Чипсы, бутерброды, жвачки и газировка не являются полезными продуктами, в принципе. Чтобы снизить пагубное воздействие на его организм подобной вредной еды, нужно составить рацион правильного питания дома.
  • Отсутствие профилактики. Все вышеперечисленные факторы можно нивелировать за счет профилактических мер, которыми многие родители пренебрегают из-за нехватки времени и иных причин.

Теперь Вам известно, почему портится зрения у детей. Проявляется эта проблема в различных офтальмологических заболеваниях.

Виды нарушений зрения у детей и подростков

Самыми распространенными нарушениями зрительных функций являются следующие патологии:

  • Спазм аккомодации. Такое состояние еще именуют ложной близорукостью. Вызывается она переутомляемостью зрительного аппарата. В результате спазма глазных мышц глаз не может нормально фокусироваться на предметах. Сопровождаться он может покраснением глаз, болью, жжением, слезотечением. Спазм аккомодации носит временный характер. Достаточно дать глазам немного отдохнуть, сделать массаж глазных яблок или несколько упражнений для органов зрения. Однако при отсутствии профилактики эта проблема может перерасти в более серьезный недуг — миопию.
  • Близорукость (миопия). При этой патологии человеку сложно фокусироваться на предметах на дальней дистанции. Миопия может очень быстро прогрессировать. Есть три степени данного заболевания. Важно остановить его развитие на начальной стадии.
  • Дальнозоркость (гиперметропия). Она у детей и подростков встречается реже, чем миопия. Обычно человек рождается немного дальнозорким, но со временем зрение нормализуется. Если этого не произошло, а Вы стали замечать, что ребенок отодвигает от себя книгу или телефон при чтении, обязательно запишите его на прием к офтальмологу.
  • Астигматизм. При этой патологии роговица, хрусталик или глазное яблоко имеют неправильную форму. Световые лучи, проходя через роговую оболочку, преломляются по-разному. Из-за этого изображение становится размытым. Зачастую астигматизм сопровождается миопией или гиперметропией.
  • Амблиопия, или синдром «ленивого глаза» — болезнь, при которой один глаз полностью или частично не функционирует. Наблюдается амблиопия у детей с нарушениями бинокулярности. При этом состоянии поступающие в мозг картинки, которые видят оба глаза, не соединяются в единое изображение. Оно начинает двоиться и расплываться. Со временем один глаз может вообще перестать работать.

Каждая из этих патологий требует своевременного лечения. Такие дефекты зрения, как миопия, гиперметропия и астигматизм исправляются средствами коррекции (очками или контактными линзами). Амблиопию лечат методом окклюзии (закрытием на время здорового глаза специальной пластиной). Важно вовремя заметить снижение зрения у ребенка, чтобы принять соответствующие меры.

У ребенка портится зрение. Что делать?

Подбирать самостоятельно офтальмологические изделия нельзя. Неправильно подобранная оптика может привести к осложнениям и просто будет доставлять дискомфорт ребенку. Игнорирование симптомов тоже может вызвать тяжелые и необратимые последствия. Существуют признаки снижения зрения, которые можно заметить невооруженным глазом. В их числе:

  • ребенок постоянно щурится и часто моргает;
  • глаза смотрят в разных направлениях;
  • малыш систематически закрывает один глаз рукой;
  • во время чтения школьник водит пальцем по строчкам;
  • нарушается координация движений.

Эти симптомы может легко заметить взрослый, наблюдая за своим ребенком. Также сам малыш может пожаловаться на:

  • головную боль;
  • усталость глаз;
  • двоение в глазах;
  • головокружение при нагрузке на органы зрения.

Конечно, эти симптомы могут быть вызваны обычным переутомлением, недосыпом. К двоению в глазах, болевым ощущениям приводят, например, попавшие в глаза инородные предметы. Постоянные жалобы или наличие нескольких симптомов (хотя бы двух) являются поводом к посещению врача.

Профилактика нарушения зрения у детей и подростков

Чтобы предотвратить заболевания глаз, нужно систематически проходить обследование. Первая диагностика органов зрения проводится сразу после рождения. Примерно в 2-3 года определяется острота зрения, выявляются косоглазие и амблиопия. Детальная проверка зрения подростков осуществляется в 12-13 лет, когда необходимо обязательно проверить бинокулярные функции и цветовосприятие. Посещать офтальмолога стоит не реже чем раз в год.

Обычно в школах ежегодно организуют плановые осмотры. Кроме обследований, важно соблюдать все рекомендации врача, которые помогут снизить риск развития офтальмологических болезней. Основные предписания специалистов сводятся к соблюдению ряда правил:

  • Отдых. Каждые 40 минут нужно прерывать занятия, чтоб дать отдохнуть глазам. Неслучайно урок в школе длится 40-45 минут. Дома можно отдыхать чаще. Примерно каждые полчаса родители должны следить за тем, чтобы их ребенок отрывался от учебников или компьютера на одну-две минуты.
  • Правильное освещение. Настольная лампа не должна быть очень яркой. Нельзя, чтобы ее свет падал прямо на глаза или на монитор компьютера. Иначе будут формироваться блики и ореолы.
  • Гигиена глаз. Родители должны приучать детей с малых лет к гигиене, от которой зависит не только здоровье глаз, но и иммунитет в целом.
  • Спорт. Он помогает укреплять здоровье и отвлекать ребенка от компьютерных игр и телевизора.
  • Правильное питание. Для улучшения зрения и предотвращения снижения его остроты врачи советуют употреблять продукты, содержащие каротиноиды, лютеин, зеаксантин. Они восстанавливают зрительные функции при усталости, снижают последствия нагрузки на глаза, улучшают цветовосприятие и зрение в темное время суток. Все необходимые вещества человек должен получать с обычными продуктами питания. При их недостатке врач может назначить витаминный комплекс .
  • Гимнастика для глаз. Маленькие дети не будут выполнять упражнения для глаз самостоятельно. Взрослые должны заинтересовать в этом малыша и провести гимнастику в форме игры. Подростки могут делать упражнения сами. Задача родителей — мотивировать их, объяснить, что гимнастика — это возможность избежать проблем со зрением и необходимости носить очки. Упражнений для дошкольников, детей начальных классов и подростков существует множество. Найти их можно в интернете. Также подходящую методику подскажет окулист.
  • Ношение очков для компьютера . Их можно приобрести в любом салоне оптики или специализированном интернет-магазине. Ребенок должен привыкнуть к их использованию и постоянно надевать, прежде чем сесть за компьютер.

Здоровое зрение детей — это залог успеваемости в школе, успехов в спортивных достижениях и полноценного развития ребенка. Беречь здоровье глаз необходимо с раннего детства, чтобы потом избежать длительного лечения и тяжелых последствий.

С момента, когда ребенок становится школьником, его зрение начинает подвергаться усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В этот период жизни развитие еще не полностью сформированных органов зрения очень легко нарушить, особенно если отсутствует режим труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением лишь в некоторых случаях носят наследственный характер – большинство детей страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня.

Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет.

Источник: depositphotos.com

При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при близорукости – каждые полчаса. Во время 10-15-минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер и заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз. Лучше поиграть в подвижные игры.

Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, стоит помнить, что они не должны длиться свыше 1,5 часов в учебные дни и 3 часов в выходные. При этом факультативы не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позднее 20.00.

Чтобы укрепить иммунитет, ребенку желательно каждый день бывать на свежем воздухе, играя в подвижные игры или занимаясь спортом, но при этом следует избегать травматичных видов спорта. Ушибы головы разной степени тяжести могут вызвать близорукость или усугубить ее, если она уже существует.

Источник: depositphotos.com

Компьютерные игры – излюбленное времяпрепровождение современных детей. Если не контролировать такой досуг, может возникнуть компьютерный зрительный синдром: нарушение, которое выражается в сухости, покраснении глаз, частых морганиях, трудностях с фокусировкой зрения на разных расстояниях и т. д. Длительное напряжение зрения, в том числе из-за световой пульсации экрана, нередко становится основой развития спазма аккомодации либо удлинения глазного яблока и, как следствие, близорукости.

Чтобы предупредить усталость глаз и связанные с ней заболевания, ребенок должен соблюдать нормы непрерывной работы за компьютером (СанПиН):

  • для младших классов – 15 минут;
  • для средних классов – 25 минут;
  • для старших – 40 минут.

«Коварство» компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети не замечают усталости, хотя установлено, что первые симптомы переутомления зрения (рассеянность, снижение частоты морганий) возникают уже после 15 минут работы, а по истечении 25-30 минут определенные признаки нарушения зрения уже могут быть зафиксированы специалистом.

Родителям, обеспокоенным здоровьем своего ребенка, не стоит позволять ему играть на компьютере в общей совокупности свыше 1 часа в день, по возможности следует отвлекать школьника другими занятиями.

Источник: depositphotos.com

Правильная организация рабочего места позволит несколько снизить нагрузку на зрение:

  • линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана;
  • оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана;
  • на монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи;
  • нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Лучше, если источник освещения при этом находится слева от ребенка.

Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено. Кроме естественного освещения, в комнате нужны искусственные источники света – основной (люстра) и дополнительный (настольная лампа мощностью 40–60 Вт). Располагать настольную лампу для ребенка-правши лучше слева, для левши же, наоборот, справа. При этом важно правильно сочетать источники освещения: в темное время суток недопустимо заниматься только при свете люстры или лампы, а днем желательно включать только лампу.

Оптимальное расстояние до глаз при чтении и письме – не менее 35-40 см, что надо учитывать при выборе письменного стола для ребенка. Кроме того, во время работы он не должен сутулиться, поэтому стул не должен быть слишком высоким и мягким.

Источник: depositphotos.com

Не секрет, что крепкий, выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и заболеваниям глаз. Рацион, богатый витаминами и микроэлементами, обеспечит оптимальные условия для сетчатки глаза и поддержит зрение. Наиболее полезны для этих целей творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые), отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).

Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника




















1 из 19

Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Зрение … - одно из важнейших чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть (С.И.Ожегов«Толковый словарь русского языка»); - главное связующее звено между человеком и окружающим миром;- глагол «зреть» - видеть, распознавать, постигать, понимать (О.И.Даль «Толковый словарь русского языка»)

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Проблема Проблема ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста стоит на одном из первых мест в связи с внедрением в жизнь новых обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды, зрительные нагрузки, оказывают на нее негативное воздействие и приводят к ухудшению зрения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Глаз – это оптическая система, которая пребывает в подвижности для наведения фокуса на объект. Вспомните бинокль, у которого есть колесико для настройки резкости. У глаз тоже есть такое «колесико», это цилиарная мышца, которая двигает назад и вперед хрусталик, для лучшей фокусировки изображения на сетчатке глаза. Лучи света проходят через зрачоки хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы поступают в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Как и любая мышца нашего организма, цилиарная мышца может испытывать усталость при длительном перенапряжении и тогда глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния. Строго говоря, спазм аккомодации – это результат тяжелого зрительного переутомления. Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то ребенок начинает плохо видеть вдаль.

№ слайда 7

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения Врожденные или приобретенные заболевания;Неправильный режим дня;Бедное полезными веществами питание;Дефицит движения;Чрезмерные учебные нагрузки;Неограниченный просмотр телепередач, компьютер;Неправильная осанка;Недостатки в освещенности рабочего места.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 13 человекНет 6 человекНе знаю 3 человекаПри какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 8 человекПишите 8 человекРаботаете с мелкими деталями 4 человекаИграете на ПК 7 человекРисуете 2 человекаКак быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 2 человекаНе очень 11 человекСовсем не устают9 человекЧто Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 6 человекОтдыхаете 16 человекЗанимаетесь ли вы спортом? - Да9 человек - Нет 13 человекЧасто ли Вы гуляете? - Один раз в день обязательно.7 человек - Гуляю от случая к случаю, как получится.8 человек - Гуляю только по выходным.7 человекЗнаете ли Вы, как сохранить зрение? - Да11 человек - Нет11 человек

№ слайда 10

Описание слайда:

Результаты исследования На момент поступления в школу, согласно данным ежегодных медицинских осмотров, нарушение зрения имели лишь 8,3 % учеников 1 «Б» класса. К третьему классу прослеживается увеличение количества детей с нарушением зрения – 40 %.Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие факторы риска:Неправильный режим дня (дети мало гуляют, занимаются спортом – 9 человек);Среди способов сохранения зрения дети выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов;Для снятия напряжения с глаз дети отдыхают – 16 человек, 6 человек используют гимнастику для глаз.

№ слайда 11

Описание слайда:

Гигиена зрения 1. Телевизор.Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер.Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.3. Чтение.При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

№ слайда 12

Описание слайда:

Гигиена зрения 4. Неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о перекосе сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Обратите внимание на то, что ребенок должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), должен хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (лучше плаванием, а не шахматами).5. Бедное полезными веществами питание.Фаворит всех офтальмологов –морковь. Надо только помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, нужно морковочку тушить, или делать салатики с маслом или сметаной. Кроме морковки рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

№ слайда 16

Описание слайда:

Гимнастика для глаз. Упражнения для мышц глаз:а) и. п. - сидя. Зажмуриваться. б - 8 раз; б) и. п. - то же. Часто моргать 30 - 40 с; в) и. п. - то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 40 с. Упражнения для тренировки наружных мышц глаз1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 - 12 раз (голова неподвижна) . 2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз. 3. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 8 – 10 раз4. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз.5. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 6.. Частые моргания в течение 15- 30 с. Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза (Э. С. Аветисов). Упражнения «Метка на стекле»Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3- 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня- 5 мин, а в остальные дни - 7 мин.

№ слайда 17

Описание слайда:

Массаж для глаз Растираем ладони до ощущения тепла в них!Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз).Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте.Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты.Помассируйте виски круговыми движениями.Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд.Поморгать широко открытыми глазами.Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей.Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

В чем причина?

А причина кроется в чрезмерной нагрузке на глаза ребенка. Дома он проводит много времени за компьютером, телевизором и домашними заданиями. В классе он целый день смотрит в учебники и тетрадки. Многие школьники принимают неправильную позу сидя за партой, при этом увеличивается нагрузка на позвоночник, нарушается кровообращение и глаза не получают достаточного уровня кровоснабжения. Все это негативно сказывается на зрении, так как глаза просто не могут справиться с такими нагрузками.

Некоторые родители могут спросить: причем здесь школа, ведь современные детки начинают разговаривать и сидеть за компьютером почти одновременно. Они так же часами рисуют, собирают конструкторы и паззлы из мельчайших деталей. Дело в том, что когда ребенок играет и чувствует, что его глазки подустали, он спокойно может отдохнуть или заняться другим, не менее важным для него делом. У детей отлично развиты инстинкты, поэтому ему виднее, когда нужно сделать передышку. В детском саду тоже все происходит в игровой форме, а если ребенка там и «загружают», то это лишь кратковременные занятия. Что же касается школы, то там ему не приходится выбирать, когда читать и писать, а когда отдыхать. Ребенок вынужден подчиняться общему режиму, независимо от того, устал он или нет. При этом очень напрягается цилиарная мышца, что способствует развитию близорукости.

Высокая вероятность нарушения зрения может проявиться у тех детей, у которых родители имеют аналогичные проблемы и у тех, которые испытывали гипоксию во время внутриутробного развития. Таких деток необходимо водить на прием к офтальмологу не реже двух раз в год.

Симптомы тревоги

Важно не упустить начальные симптомы нарушения зрения у вашего ребенка. Первым достоверным признаком является то, что он очень часто щурится. Вторым признаком является астенопия, т. е. симптом усталых глаз. Вечером ребенок жалуется на головную боль, трет покрасневшие глаза. Стоит так же обратить внимание на почерк: если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном, следует заподозрить астигматизм. Это самые первые тревожные признаки, при которых острота зрения еще не снижается. Но они говорят о том, что глазам нужна срочная помощь и пришла пора предпринимать радикальные меры.

Если ребенок не проявляет никаких жалоб, то его необходимо показать офтальмологу в конце первого полугодия и года обучения. Если все же появились признаки нарушения зрения, то необходимо проводить комплексное обследование.

Диагностика

В первую очередь необходимо определить ребенку остроту зрения. Важным является исследование оптики (рефракции) глаза. Для выявления наличия астигматизма нужно определить кривизну роговицы. Необходимо так же измерить длину глазного яблока, т. к. его удлинение свидетельствует о близорукости. Опытный офтальмолог обязательно определит состояние глазного дна и внутриглазное давление. Для исключения воспалительных процессов, например, конъюнктивита, тщательно осматривается передний отрезок глазного яблока и конъюнктива.

Для исключения ложной близорукости определяется истинная рефракция глаза, для чего закапываются капли, расширяющие зрачок. При подозрении на наличие патологий назначаются дополнительные методы исследования (ультразвуковое исследование, электрофизиологические методы исследования функции сетчатки и ее компьютерная томография).

Линзы или очки?

Если уже сформировалось нарушение, то без коррекции не обойтись. Так что же выбрать? Если два глаза имеют разную остроту зрения или у вашего ребенка астигматизм или близорукость, то лучше отдать предпочтение контактным линзам. Современные линзы обладают массой преимуществ. Они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород, так что глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане, ведь никто не будет дразнить его очкариком! Ассортимент линз велик, но лучше выбрать однодневные, они более гигиеничны и комфортны для глаза.

Следует учесть, что ребенок с 4-5 лет сможет надевать их самостоятельно. Он легко освоит технику и это станет привычным ежедневным ритуалом, как чистка зубов и умывание. Но, к сожалению, линзы может носить не каждый. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы, так как им неприятен сам процесс их использования. Это психологический аспект, но есть и ряд медицинских противопоказаний, таких как хронические воспалительные заболевания глаз. Перерыв в ношении следует осуществить при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, грипп, ОРВИ и др.).

К выбору очков необходимо подходить с не меньшей ответственностью. Детям до трех лет необходимы очки на резинке, которая будет плотно охватывать голову. Это не будет нарушать обычный образ жизни ребенка, он спокойно сможет играть и бегать. Изготавливаться такие очки должны из мягкого пластика, к ним обычно легко привыкнуть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправе с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Линза должна быть достаточного размера, чтобы закрывать весь глаз. Важным, является то, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков - лишь в этом случае он подберет то, что нравится ему и будет носить их с удовольствием.

Профилактика

Любому человеку известно, что предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой дальнозоркости, близорукости и других глазных проблем является соблюдение здорового образа жизни. Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, изучением языков и музыкой, а лучше отдайте его в спортивную секцию. Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание. Можно отдать его на танцы - это еще один способ научиться правильно держать спину. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и разовьют аккомодацию.