Преосвященнейший Виктор, епископ Арцизский, викарий Одесской епархии (биография). Митрополит Тверской Виктор — символ морального банкротства нынешней РПЦ

April 12th, 2015

Сѣверо - Русская Епархія Русской Православной Церкви заграницей

(Включает в себя: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми)
Управляющий Северо-Русской Епархией:
Епископ Виктор (Парбус), Санкт-Петербургский и Северо-Русский
Санкт-Петербург
Тел. 8 911 962 71 14
Электронная почта: [email protected]

ПРИХОДЫ ЕПАРХИИ:

Приход в честь Св. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских
Ленинградская область, Всеволожский район, ж/д ст. Пери.
Настоятель: Епископ Виктор.
Тел. 8 911 962 71 14
Диакон Алексей Тарашкевич
Тел. 8 911 146 59 72

Община в честь Иконы Божией Матери «Державная»
Окормляется в приходе в честь Св. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Чтец Дмитрий Оприщенко
Тел. 8 905 252 22 48
[email protected]

Храм Святителя Геннадия, Архиепископа Новгородского
Новгородская область, пос. Угловка.
Настоятель: Иеромонах Герасим (Широносов)

Приход в честь Св. Царя-мученика Николая II
Кёнигсберг.
Настоятель: иеромонах Николай (Мамаев)
Тел. 89211024493
E-mail: [email protected]

Свято-Преображенская домовая церковь (Единоверческая община )
161446 Вологодская обл., Никольский р-н, п/о Борок, дер. Дёмино.
Настоятель: Иерей Сергий Мацнев
[email protected]

Приход в честь Святителя Николая Чудотворца
Архангельская область, Верхнетоимский район, п/о Горка, дер. Бор.
Окормляет иерей Сергий Мацнев

Св.-Андроников скит
169437, Россия, Республика Коми, Троицко-Печорский р-он,
п/о Усть-Унья, деревня Усть-Бердыш.
Настоятель: Епископ Виктор
Иеромонах Захария (Конев)
+79541013407 (спутниковый телефон, удобно писать смс сообщения)

Запрещён в священнослужении:
Иеромонах Евгений (Пампура)

Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.

Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён.

В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению Г.П.У. сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.

В конце августа - начале сентября 1927 года епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения её духовенству и верующим Воткинской епархии. Известно, что Владыка ещё в 1911 году пророчески писал митрополиту Сергию (Страгородскому, тогда ещё архиепископу), что тот потрясёт Церковь своим заблуждением. Будучи глубоко возмущён содержанием Декларации и не желая оглашать её, епископ Виктор запечатал её в конверт и отправил обратно митрополиту Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но её практически нигде не приняли, однако общения с правящим архиепископом Павлом не прервали.

Вскоре за этим последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении только что образованной Воткинской епархии на пять частей между соседними епархиями, и в октябре 1927 года епископ Виктор обратился к митрополиту Сергию с достаточно почтительным письмом, пытаясь его убедить изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью. Владыка предупреждал, что если митрополит Сергий не пересмотрит свою позицию, то «в Церкви произойдёт великий раскол»: «Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим... И вдруг - такая печальная для нас перемена... <...> Владыко, пощадите Русскую Православную Церковь...». В ответ из Синода епископу Виктору сначала было сделано предупреждение о том, чтобы он, как викарий Вятской епархии, «знал своё место» и во всём подчинялся правящему архиерею, а затем последовал указ о назначении его епископом Шадринским с правом управления Екатеринбургской епархией. Поездка депутации к митрополиту Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. Епископ Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал.

В ноябре Владыка предлагает архиепископу Павлу Вятскому принести покаяние и отказаться от «Декларации», «как от поругания Церкви Божией и как уклонения от истины спасения». А в декабре он обращался с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В своём письме Владыка Виктор предлагал пастве не быть «ночными чтителями Истины», но «пред всеми исповедывать истинность Церкви» и путём страданий хранить души в благодати спасения.

Идею «законного существования Церкви» через образование Центрального Управления, признанного властями и обеспечивавшего якобы внешнее спокойствие церкви, Владыка отвергал, называя такое объединение с богоборцами «уничтожением Церкви Православной», превращающей Её «из дома благодатного спасения верных в безблагодатную плотскую организацию» «какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви».

Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено епископом Виктором и 16 (29) декабря в третьем письме отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне митрополита Сергия, прекратила поминать за богослужением епископа Виктора. Однако большинство верующих города объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации.

В результате, как кратковременный визит архиепископа Павла в Вятку, так и его архипастырское послание от 1 (14) декабря с разъяснением положительных результатов для Церкви, достигнутых митрополитом Сергием и его синодом после легализации, оказались безуспешными. Владыка Виктор понял из разговора, состоявшегося с архиепископом Павлом, что «действуют они без благословения митрополита Петра».

Вернувшись в Москву, архиепископ Павел обратился в Синод с жалобой на епископа Виктора и Синод ультимативно потребовал от епископа Виктора немедленного выезда в Екатеринбургскую епархию.

2 (15) декабря 1927 года епископом Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением ему временного управления Вятской епархией. Паства епископа Онисима не приняла. Назначение на место епископа Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. 8 (22) декабря Духовное Управление Глазовской епископии (Вятской епархии) постановило признать епископа Виктора своим духовным руководителем. На протоколе епископ Виктор наложил резолюцию: «Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сем трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа...».

Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешёл на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.

23 декабря 1927 года определением Временного Синода он был запрещён в священнослужении. Однако Владыка не признал этого определения, говоря, «ведь и раньше нередко бывало... что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их 6езумию». Конечно, отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому, память 27 сентября), находящемуся в заключении. Уже в начале 1928 года Владыкой было налажено тесное общение с Петроградскими иосифлянами, и вскоре произошло практически полное с ними слияние.

В марте 1928 года Святитель пишет «Послание к пастырям», где снова повторяет свои мысли, выраженные в «Письме к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильственного соединения Церкви (путём превращения Её в политическую организацию) с организацией гражданской власти «на служение миру сему, во зле лежащему»: «Дело наше есть не отделение от Церкви, а защищение Истины», - так заканчивал своё послание Владыка. Позиция же митрополита Сергия, по мнению Владыки, исключала подвиг исповедничества, так как он «в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил не признанных и не признаваемых верным народом других епископов». Вскоре, 22 марта (4 апреля) 1928 года Владыка быль арестован в Глазове и приговорён к 3 годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление священномученику епископу Гдовскому Димитрию (Любимову).

В заключении на Соловках (июнь 1928-1930 гг.) Святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях - «рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский, память 18 августа), Нектарий (Трезвинский, память 26 августа) и Максим (Жижиленко, память 22 мая), не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случай ареста и пыток они не могли выдать Г.П.У. воистину тайных епископов».

По воспоминаниям Д. Лихачёва, находившегося в лагере вместе с Владыкой: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»... . Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодёжь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодёжи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский... Он был очень образован, имел печатные богословские труды. <...> От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили... <...> Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью ей...». Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключённым.

Весной 1930 года Святителя переводят на материк (командировка Май-Губа). По постановлению Г.П.У. по пересмотру дела он был приговорён к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 года, сослан в село Усть-Цильму Северного края. Но через несколько месяцев в 1932 году его вновь арестовали, этапировали в г. Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую А.О. Там он проживал в селе Нерица Усть-Цилемского района в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. В то время в селе жили сосланные старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.

Святитель скончался 19 апреля (2 мая н. ст.) 1934 года от воспаления лёгких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки.

18 июня (1 июля н. ст.) 1997 года святые мощи Владыки были обретены нетленными на местном кладбище с. Нерица, несмотря на 63-х летнее пребывание их в болотистой почве. В момент обретения мощей бесновавшийся хулитель Имени Божия превратился в кроткого и тихого человека. Кроме того, попросили Крещения люди, шестьдесят лет не знавшие Церкви и Её таинств.

Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря (н. ст.) 1997 года состоялось перенесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря города Вятки, где они пребывают и поныне, источая благоухание и даруя исцеления. Приняв подвиг борьбы за истину, Святитель решительно и бесстрашно встал на путь мученичества за неё. Он шёл на страдания за Христа радостно, как древние мученики, сохраняя дивное спокойствие духа.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Святитель Виктор, исповедник,
епископ Глазовский, викарий Вятской епархии
Память 2 мая (19 апреля) и 1 июля (18 июня)


Родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Саратовской губернии. Окончил Духовное училище, Саратовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию.
28 июня 1903 года состоялся постриг молодого студента в монашество, а через три дня он был рукоположен в иеромонаха. В январе 1904 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского монастыря г.Саратова. В 1905-1908 гг. будущий святитель нес послушание на Святой Земле. 15 октября 1909 года он поступил в число братии Александро-Невской Лавры, а в 1910 году был возведен в сан архимандрита и переведен в Троицкий Зеленецкий монастырь. 17 сентября 1918 года архимандрит Виктор стал настоятелем Александро-Невской Лавры, а в конце декабря 1919 года был рукоположен во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Владыка Виктор своим самоотверженным служением Богу и Церкви и святостью жизни поразил вятскую паству, и она всем сердцем полюбила святителя, который стал для нее заботливым отцом, добрым пастырем и мужественным исповедником православия.
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии. В мае 1922 года образовалось обновленческое движение, несущее раскол и смуту в Православную Церковь. Вятский епископ Павел (Борисовский) был арестован и в управление епархией вступил епископ Виктор. Владыка сразу же обратился к пастве земли Вятской крепко держаться веры православной и не поддаваться на провокации обновленцев. В ответ на это в августе 1922 года епископ Виктор был арестован и отправлен в первую ссылку. Только через 4 года в 1926 году владыка смог возвратиться в Вятку, но тут же 14 мая был снова арестован. Ему запретили жить в Вятке. Владыка был вынужден переехать в Глазов. В 1927 году, после выхода в свет Декларации митрополита Сергия, владыка не подчинился решениям Священного Синода и митрополита Сергия, но паствы своей не оставил. Богоборческие власти сделали все, чтобы выдворить епископа Виктора с Вятской земли - 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. По окончании срока, в 1932 году он был снова арестован и сослан в село Нерицу (ныне Республика Коми), где после всех испытаний и гонений 2 мая 1934 года епископ Виктор отошел ко Господу. Мощи святителя были обретены 1 июля 1997 года и ныне покоятся в храме Преображенского женского монастыря г. Вятки. Канонизация святителя состоялась в Москве на Юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. Составлено житие, написаны честные иконы. Торжества прославления святителя в Вятке состоялись 22 октября 2000 года.

Тропарь, глас 4


Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе, яко пресветлое светило добродетельми просиявый и изгнание претерпевый, упасл еси паству твою в православии и благочестии. Радуется днесь земля Вятская, в нюже восхотел еси возвратитися цельбоносными мощами твоими, празднующи любовию святую память твою. Моли о нас Бога, с верою к предстательству твоему прибегающих.

Кондак, глас 8

Победе тезоименитый, святителю преславне Викторе, победил еси гонителей твоих немощную ярость. Разум имея богопросвященный, хитросплетения ложная обличал еси, овец твоих в ограде церковной соблюдая. Темже увенчался еси от Бога венцем драгоценным. Не престай моляся спастися душам нашим.

Как владыка Виктор трех патриархов пересидел

Окончание еще одной эпохи, начавшейся в 1980-е годы, - уход на покой митрополита Тверского и Каширского Виктора (Олейника). 30 лет, с ноября 1988 года, он возглавлял сначала Калининскую епархию, а затем - Тверскую митрополию. Все эти годы владыка Виктор казался древним старцем, которого водят под руки его присные. В те времена, когда я начала более или менее постоянно наблюдать местного архиерея, ему было всего около 50-ти лет. Но только при ближайшем рассмотрении становилось понятно, что очки у него модные и дорогие, а ботинки - от Версаче, парфюм дорогостоящий тоже ощущался не всеми, даже при подходе за благословением. А так - старец, ветхий денми, вот-вот преставится.

Говорят, что за пределами подведомственной территории владыка Виктор - совсем другой. Одни высокопоставленные тверские чиновники рассказывали, что как-то во время паломничества на Афон они увидели впереди на дороге быстро идущего монаха. Люди очень хорошей физической подготовки, эти чиновники едва нагнали монаха - и каково же было их удивление, когда они узнали владыку Виктора!

30 лет - огромный срок. Успела растворится в истории целая страна, поменялось название у города. За время архиерейства Виктора сменились два первых секретаря Калининского обкома, пять губернаторов Тверской области (включая Владимира Суслова, который официально губернатором не именовался). Три патриарха занимали пост главы РПЦ - Пимен, Алексий II и Кирилл. В соседних регионах митрополиты, архиепископы и епископы тоже худо-бедно ротировались. И только в Тверской области не кончался застой.

Ремесленники от кадила

Время, когда владыка Виктор возглавлял Тверскую епархию, было для РПЦ историческим шансом. Церковь вошла в перестройку с огромным кредитом доверия от общества, омытая кровью новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений от безбожной власти. Увы, кадрово Русская православная церковь не была готова к этой роли морального авторитета, к которому все были готовы прислушиваться.

Как всем известно, владыка Виктор - выходец из Западной Украины, за время, проведенное в Твери, он так и не смог избавиться от своего украинского акцента. В годы его юности, после Второй мировой войны, сложилась очень специфическая ситуация. В коренной России, в том числе в наших краях, все 1920-30-е годы уничтожалось духовенство. То самое русское духовенство, которое успело застать эпоху возрождения православного богословия и философии, которое училось в дореволюционных гимназиях и семинариях, уже не существовало - оно было расстреляно, сгинуло в системе Гулага.

Когда после войны Сталин решил, что православие и советская власть вполне могут существовать вместе, надо только попам велеть стать советскими патриотами, местом, способным экспортировать именно таких попов, стала Западная Украина, вошедшая в состав СССР только в 1939 году. По концентрации духовенства на душу населения она опережала все остальные территории СССР в несколько раз. Простые деревенские ребята из тех краев были тем, что нужно советской власти - они могли удовлетворять спрос отсталой части населения на бытовые «магические» обряды (крестить- отпевать), и не были склонны к излишнему умствованию. Такие ремесленники от кадила.

Так что уроженец Почаева Владимир Олейник, выросший рядом с Почаевской лаврой, и нахватавшийся от тамошних монахов разных, не только хороших, вещей, без проблем поступил в семинарию и даже закончил Ленинградскую духовную академию. Интеллигентному юноше это было в те времена очень сложно, а ему - в самый раз. В монашество с именем Виктор его постригал митрополит Никодим (Ротов), человек с очень двойственной репутацией.

Кредит доверия потрачен на облачения

И вот с такими архиереями мы встретили «второе крещение Руси». Особенно жалко тех тверских интеллигентов, которые на волне 90-х стали священниками. Это было время духовной мобилизации, однако ополчение из местных инженеров и гуманитариев, брошенное поднимать опустелые храмы, быстро выгорело, увидев, что от них священноначалию нужно одно - деньги.

На протяжении 30-ти лет владыка Виктор старательно изничтожал зачатки христианских общин, сделав себя настоятелем практически всех значимых храмов епархии. Думающее сообщество христиан совершенно не нужно было нашему архиерею. Недаром столько лет он посвятил борьбе с Преображенским братством, возглавляемым историком Владимиром Лавреновым, людьми, которые просто хотели понимать, что происходит на службе, знать церковную историю, верить осознанно. Захожане, а не прихожане, люди, несущие в храм деньги в обмен на требы, особо не вникая, за что они платят - вот паства, которая полностью устраивала митрополита Виктора.

Огромнейший кредит доверия был промотан буквально за 30 лет, разменян на дорогостоящие облачения, которых хватит на семь вселенских соборов, красивые машины, разные безделушки. Митрополит Виктор - символ морального банкротства нынешней РПЦ. Сегодня среди интеллигенции, еще недавно относившейся к православию с доброжелательным интересом, нарастают антицерковные настроения. И очень печально, что священноначалие делает все возможное, чтобы ускорить этот процесс.

А кто вместо него?

Итак, предположительно где-то в середине июля владыка Виктор уедет на пенсию, доживать остаток дней в Ниловой пустыни. Архиереи пишут прошение об отправке на покой в 75 лет, и дальше патриарх либо продляет их полномочия, либо просит еще послужить. Виктору 75 исполнилось три года назад, и по нашим данным, удержаться на месте стоило ему немалых усилий, в Патриархии он на плохом счету.

Говорят, что процесс его отставки как-то резко ускорился - ожидали, что все произойдет осенью, после 21 сентября, очередного дня рождения митрополита. Еще рассказывают, что губернатора Игоря Руденю, большого друга тверского митрополита Виктора, не поставили в известность, и не проконсультировались, кого он хочет видеть на тверской кафедре.

Местное духовенство замерло в нехороших предчувствиях. К владыке Виктору притерпелись, в принципе, он сам жил и другим давал. А ну как приедет сюда какой-нибудь новый архиерей со слишком большими аппетитами? Вдруг и без того непосильные епархиальные взносы повысят еще больше?

Особенно боится окружение Виктора, в последние годы забравшее большую власть над экономикой Тверской митрополии. Эти-то сразу улетят, прости-прощай богатая жизнь.

На днях в ЖЖ протодиакона Андрея Кураева была опубликована «утечка» из епархиальной канцелярии. Со 2 по 13 июля владыка Виктор велит провести опись всего движимого имущества епархиального управления, создав комиссию из епархиального бухгалтера, завхоза и секретаря. Видимо, комиссия создается, чтобы списать часть оного имущества, считает Кураев и предлагает Патриархии включить в комиссию по описи тверского епархиального имущества своего представителя, а то следующий архиерей может приехать в пустыню.

По словам Кураева, на место Виктора может быть поставлен митрополит Исидор Смоленский. Если честно, не понимаем, в чем номенклатурный смысл такой перестановки - Смоленская митрополия точно такая же, как Тверская, а может, еще побогаче. Есть старая информация о том, что к нам приедет архиепископ Тихон Южно-Сахалинский. О нем говорили еще три года назад, когда Виктору не должны были продлить полномочия. Тут смысла больше - Тихон родом из Воронежа, наверное, ему хочется в центральную Россию, да и митрополитом хочется стать. Кстати, его младший брат - митрополит Архангельский. Правда, духовенство Южно-Сахалинской епархии считает этот слух фейком, и надеется, что Тихон от них не уедет (значит, хороший владыка - раз подчиненные его ценят).

Есть безусловный кандидат в тверские митрополиты, которому будут рады все, и священники, и миряне. Это Адриан, епископ Ржевский, бывший наместник Вознесенского собора. Его отъезд из Твери буквально осиротил многих людей, в том числе, очень известных и уважаемых в городе. Но, к сожалению, древний обычай избирать кандидатов в архиереи давно забыт. От нас, прихожан, и даже от тверского духовенства ничего не зависит. Назначения в РПЦ совершается по тому же принципу, что назначения губернаторов: чем неожиданней, тем лучше. Как говорил наш земляк Салтыков-Щедрин, «власть в России должна держать народ в состоянии непрестанного изумления».

Дата рождения: 22 декабря 1954 г. Страна: Россия Биография:

В 1970 г. окончил 8 классов средней школы № 2 г. Камбарки. В 1974 г. окончил Камбарский машиностроительный техникум. В 1979 г. окончил механико-технологический факультет Ижевского механического института.

С 1973 г. работал на Камбарском машиностроительном заводе. В 1979-1987 гг. работал по распределению на производственном объединении «Ижмаш».

В 1987-1989 гг. — ассистент кинооператора 2-й категории на Удмуртском телевидении. В 1989-1992 гг. — кинооператор документальных и игровых фильмов на разных киностудиях, в том числе, в Ижевской киностудии «Кайрос».

В 1991 г. окончил заочное отделение кинооператорского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии.

В 1992 г. занимался на епархиальных катехизаторских курсах. С февраля 1993 г. проходил клиросное послушание в Никольском храме с. Завьялово Удмуртской Республики, с 15 июня 1993 г. проходил клиросное послушание в Троицком кафедральном соборе г. Ижевска.

21 июля 1993 г. в Казанско-Богородицком храме с. Можга Удмуртской Республики рукоположен в сан диакона, а 8 августа в Троицком кафедральном соборе г. Ижевска — в сан священника.

С 20 сентября 1993 г. — настоятель Михаило-Архангельского храма с. Малая Пурга Удмуртской Республики.

С 28 июня 1994 г. — штатный священник Александро-Невского кафедрального собора г. Ижевска. С 9 января 2000 г. по совместительству председатель совета Братства святого благоверного великого князя Александра Невского г. Ижевска. С 4 сентября 2000 г. — настоятель молитвенной комнаты в честь великомученика и целителя Пантелеимона в больничном комплексе «Автозавод» (медсанчасть «Ижмаш»).

С 12 мая 2006 г. — настоятель храма святых Царственных мучеников г. Ижевска. С 28 августа 2006 г. — председатель совета Братства благоверного великого князя Александра Невского г. Ижевска.

7 августа 2007 г. по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая от Ижевской епархии включен в состав совета Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение». Был координатором Иоанно-Предтеченского братства по Приволжскому федеральному округу.

С 9 июля 2008 г. — настоятель храма Преображения Господня г. Глазова Удмуртской Республики и благочинный Глазовского округа Ижевской епархии.

С 31 августа 2011 года — по совместительству настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Глазова. С 20 августа 2013 г. — настоятель храма святых Царственных мучеников г. Ижевска.

С 1 ноября 2013 г. — руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Ижевской епархии. С 20 марта 2014 г. — руководитель отдела социального служения и церковной благотворительности Ижевской епархии.

11 апреля 2014 г. архимандритом Ювеналием (Рожиным) пострижен в монашество с наречением имени Виктор в честь священноисповедника Виктора, епископа Глазовского.

27 июля 2014 г. за Литургией в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска митрополитом Ижевским Николаем