Назначение губернаторов. История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье. Выборы губернатора в Севастополе

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 года в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести - депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов.

В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

История введения института выборов глав субъектов

Впервые прямые выборы глав субъектов - Москвы, Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) и Татарстана - состоялись 12 июня 1991 года. Они прошли одновременно с первыми президентскими выборами в России.

22 августа 1991 года после провала попытки государственного переворота, организованной ГКЧП с целью не допустить подписания Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". Согласно документу, в областях, краях, автономных областях и округах вместо советов народных депутатов был учрежден новый институт - региональные администрации. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Эта норма не распространялась на республики, где высшее должностное лицо избиралось в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов.

24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О выборах главы администрации" и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 года были проведены первые в истории РФ прямые выборы глав регионов: в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент РФ подписал указ, согласно которому во всех субъектах Федерации их руководителей должны были избирать граждане в рамках прямого, равного и тайного голосования. Предполагалось, что данная норма будет применяться начиная с 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года.

Однако после выхода указа к президенту поступили обращения из ряда российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. 1 июля 1997 года последним российским губернатором, утвержденным главой государства, стал руководитель Кемеровской области Аман Тулеев.

6 октября 1999 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

Отмена прямых выборов

В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в Беслане. Глава государства заявил о необходимости "совместного участия Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России". С этой целью институт прямых выборов предлагалось отменить и ввести процедуру утверждения губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.

11 декабря 2004 года Путин подписал поправки в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, которыми ввел новый порядок избрания губернаторов: руководителя региона по представлению президента РФ утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности "в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом".

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Последние прямые выборы губернатора прошли в январе-феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.

Возврат прямых выборов

22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил "перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов". 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

Избрание глав субъектов местным парламентом

Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах главы регионов избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Главы республик и регионов избираются местным законодательным органом из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ. В свою очередь предложения по кандидатам главе государства направляют партии, представленные в региональном парламенте и Госдуме (не более трех от каждой партии).

В автономных округах, согласно федеральному законодательству, руководители избираются по согласованию с губернаторами области, в состав которой входят эти округа (для избрания глав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов необходимо согласование с руководством Тюменской области, для Ненецкого - с Архангельской). Каждая представленная в парламенте округа партия вправе предложить губернатору соответствующей области (Тюменской или Архангельской) не более трех кандидатур на пост руководителя региона. Губернатор отбирает не менее пяти кандидатов из предложенных и вносит их на рассмотрение президента. Глава государства в свою очередь представляет в законодательный орган автономного округа трех претендентов для избрания.

Выборы руководителей регионов депутатами местных законодательных органов также проводятся в сентябре, в единый день голосования. Если же выборы главы и местного парламента проходят в один год, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня его формирования.

Вложения в должность губернатора сейчас не окупаются, зато это отличный карьерный трамплин

10 сентября 2017 года выборы губернаторов пройдут в 16 регионах РФ. И почти нигде нет интриги – победить должен действующий врио главы региона. Как же так получилось, что при Сергее Кириенко, которого считали главным либералом в Администрации Президента, демократическая процедура превратилась в чисто технический акт?

Увы, но, похоже, что выборы в России в принципе утратили популярность, как средство борьбы за власть. Да и сама власть перестала интересовать многих из тех, кто ранее так страстно за нее боролся. Речь, прежде всего, о тех, кто рассматривал властные посты в качестве инструмента извлечения прибыли. Сегодня инвестиции в должность губернатора, а уж тем более в депутата Госдумы – нерентабельны. Как вернуть вложения в кампанию? Если нет каких-то конкретных лоббистских интересов, то любая высокая госдолжность в наше время может стать только обузой. Статус депутата больше не дает неприкосновенности, а должность губернатора монополии на региональный бизнес. Пример – губернатор Иркутской области Сергей Левченко, который избравшись в протестном регионе реализует ФЦП и программы федерального правительства, причем гораздо успешнее своего предшественника из «Единой России». Секрет прост, в нынешней ситуации тому же Левченко не до политической борьбы. Он своеобразный технократ, который должен реализовать президентские программы, но при этом и спрос с него выше, чем с лояльных Кремлю младогубернаторов.

Некоторые из тех, кто должен избираться в этом году на пост главы региона, и вовсе не приспособлены к реальной политической жизни. Тем не менее, и Президент, и губернаторы должны проходить через этот обряд, назовем его «принятием населением». Суть его проста: нужно доказать свои бойцовские качества, прогнать свою программу через призму критики оппозиции, собрать весомую группу поддержки. Да, провести выборы без явного выбора – сложная задача, но вместе с тем, сам ритуал призван решать массу накопившихся в обществе проблем.

Возьмем, к примеру, Республику Бурятия. Там врио губернатора Алексей Цыденов отказался от борьбы со своим главным конкурентом коммунистом Вячеславом Мархаевым. Выдвиженца от КПРФ сняли при прохождении муниципального фильтра, то есть, кандидат от власти не принял бой не только от сильного соперника, но и от стоящей за ним части элит. Чем это может быть чревато? Во-первых, в следующем году в Бурятии пройдут выборы в Народный Хурал и коммунисты могут серьезно увеличить свое присутствие в местном парламенте. Ведь теперь за ними стоят не только обиженные местные элиты, но и обиженные избиратели, которым вместо КПРФ попытались подсунуть фейковую партию «Коммунисты России».

Схожая ситуация в других регионах со слабыми руководителями. В той же Свердловской области врио губернатора Евгений Куйвашев пошел на все ухищрения для зачистки политического поля и, скорее всего, в следующем году получит реакцию на свои действия. На тех же выборах в гордуму Екатеринбурга. Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков также постарался договориться со всеми участниками политического процесса, от выдвинувшихся кандидатов (часть из которых снялась в его пользу) до реальных соперников вроде Ирины Петеляевой из «Справедливой России». Да, хитрая игра позволит ему победить на выборах, но как такой слабый губернатор намерен в будущем бороться с политической оппозицией Карелии? Ходят слухи о том, что Парфенчиков является одним из кандидатов на пост генпрокурора России, но готов ли он будет занять эту должность, если не справится с проблемами «на земле»?

Схожие проблемы есть и у других губернаторов, чьи нынешние должности рассматриваются как карьерные трамплины. Речь о врио губернатора Пермского края Максиме Решетникове и врио главы Удмуртии Александре Бречалове. Их основная задача – проявить себя в решении накопившихся проблем, стать «разводящими» в среде местных элит, которые в обоих регионах достаточно скомпрометированы. Но смогут ли это сделать губернаторы, чьи выборы прошли по стандартной схеме «сухой явки» и зачищенного поля? Тот же Решетников избирается в Перми по договоренности с главным местным оппозиционером Дмитрием Скривановым. Сможет ли он после этого вести себя независимо от договоренностей с этой третьей силой? Тот же губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, являясь кандидатом в целом с позитивным рейтингом, берет на себя определенную нагрузку по согласованию с местными элитами действующего городского руководства Ярославля во главе с мэром Слепцовым. Т.е. все ошибки Слепцова отныне будут проецироваться на действующего губернатора, который и так побеждает лишь в договоренности с соперником от «Справедливой России» Анатолием Грешевниковым, который отказался от участия в выборах. Как, кстати, и в Марий Эл, где КПРФ вовсе не стала выставлять своего кандидата против «единороса» Александра Евстифеева, дабы тот совершенно случайно не победил неопытного врио губернатора. За это кандидату от коммунистов Сергею Мамаеву разрешили бороться в Кировской области с Игорем Васильевым, так что Вятку можно причислить к одному из самых конкурентных регионов России.

Несколько лучше обстоят дела у тех глав регионов, которые структурировали собственные электоральные кампании. В том же Севастополе Дмитрий Овсянников начинал очень тяжелую кампанию, которую вполне мог проиграть. Но по ходу скорректировал многие свои позиции, тем самым, попытавшись обосновать свои позиции перед местным населением. Учитывая протестный статус Севастополя, добиться этого было непросто. Как, впрочем, молодым губернаторам Калининградской области Антону Алиханову и Новгородской области Андрею Никитину, которые сумели извлечь из своей молодости определенный профит. Точнее, они сформулировали некоторые идеи, которые хорошо ложатся в существующие концепции развития и могут быть реализованы в соавторстве с действующими элитными группами. Т.е. напряжение в элитах было снято за счет вовлечения их в избирательные процессы на стадии кампании. К ним можно отнести и более опытного губернатора «второго срока» Сергея Жвачкина (Томская область), который, несмотря на тихую кампанию, сумел решить основные вопросы на уровне элит и теперь готовится выиграть выборы в тихой борьбе.

Наиболее стабильны действующие губернаторы – Мордовии (Владимир Волков), Белгородской области (Евгений Савченко) и Саратовской (Валерий Радаев). У них все должно пройти по стандартному сценарию – средне высокая явка (35-45%) и высокий процент голосов за основного кандидата. Тот же Савченко вполне может получить результат близкий к 80-90%. Вторым может стать Волков (70-80%), а третьим Радаев (60-70%). Однако эти впечатляющие результаты не снимают вопрос конкуренции внутри местных элит. Например, кто же все-таки выступит в роли преемника Савченко на грядущих выборах? Или кто может противостоять Волкову в Мордовии в случае ухода его главного лоббиста Меркушкина с поста губернатора Самарской области?

Как мы видим, грядущие выборы порождают больше вопросов, чем ответов. И главный из них, к чему приведут выборы без выбора? Обострят ли подковерную грызню местных элит? – несомненно. Найдет ли подобное положение вещей выход в грядущих кампаниях муниципального и регионального уровней? – безусловно. Возможно даже в президентской - ведь многие местные силы захотят подпортить авторитет новоизбранных губернаторов тем, что помогут снизить результаты грядущей президентской кампании. Ведь именно под брендом Путина избираются молодые и мало кому известные технократы, которые и станут объектами атаки местных элит в ближайшие годы. Такое «тихое противоборство» федеральных и местных групп вполне может привести к возрождению третьей силы – российского федерализма, о необходимости которого в последние годы говорит все больше и больше экспертов.

Элла Памфилова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ:

Преимущество прямых выборов заключается в том, что в этом случае в высшей степени осуществляется принцип народовластия. Будущий губернатор в высшей степени зависит от мнения тех людей, которые живут в этом регионе, он должен считаться с этим мнением, должна быть обратная связь. Губернаторы, планирующие избираться на следующий срок, должны работать так, чтобы вызывать у людей доверие. Прямые выборы с точки зрения демократических принципов выглядят предпочтительнее. Это прямое народовластие. Оценка президентом деятельности губернатора на основе мнения избирателей более объективна, чем на основе мнения политологов, чиновников,- они руководствуются разными интересами. Главная задача теперь - проводить выборы так, чтобы они адекватно отражали результаты.

Игорь Минтусов, член правления Российской ассоциации политических консультантов, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов:


Я бы процитировал премьер-министра Дмитрия Медведева, который в 2009 году, будучи президентом, сказал, что свобода лучше, чем несвобода. Я бы так же бесхитростно высказался о том, что прямые выборы лучше, чем назначения. Почему? А потому... Прямая демократия лучше, чем просто демократия, а просто демократия лучше, чем ее отсутствие. Если президент хочет назначать губернатора, на что формально он может иметь право, то нужно менять законодательство. Но когда де-факто губернаторов выбирает президент, а де-юре - народ в ходе прямых выборов, это плохо. Если народ выбирает губернатора, то он и несет за него ответственность, если президент - то и ответственность лежит на нем. К слову, я хорошо помню, когда прямые выборы губернаторов были заменены на назначения: один из аргументов (смехотворных) заключался в том, что не всегда народ выбирает правильно - кого-то из выбранных посадили, кто-то был алкоголиком и так далее. Но если посмотреть статистику из тех губернаторов, которые попали под суд за коррупцию и другие должностные преступления, больше будет все-таки тех, кого назначали президенты. Народ делает меньше «ошибок», чем отдельно взятый человек.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:


Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Не изменилось ничего, и это четко показывает пример Свердловской области. У нас вчера не было выборов губернатора. У нас состоялось переназначение назначенца, но это было обставлено для жителей как выборы. Случилось то, что случилось, иллюзий не было ни у кого: нагнали бюджетников, провели лотереи, что, с моей точки зрения, является прямым подкупом избирателей, и назначенец был выбран. Все закончилось, но только не жизнь, а что будет происходить дальше - посмотрим, надо дальше жить и работать.

Виктор Кресс, зампред комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре, с 1991 по 2012 год глава администрации-губернатор Томской области:


За двадцать с половиной лет работы губернатором я дважды был назначен и трижды избран, и в прямых выборах могу выделить два положительных аспекта. Во-первых, можно более легитимно и открыто отстаивать интересы региона в федеральном центре, особенно перед чиновниками третьего и четвертого уровня, с которыми постоянно приходится работать,- руководителями департаментов, заместителями министров. Во-вторых, появляется больше ответственности перед жителями региона, в котором ты работаешь. Если люди за тебя голосуют, значит, возлагают на тебя надежду. Мы готовим программу, излагаем ее, нас выбирают. Если программа выполнена, то изберут на следующий срок, если нет - то не выберут. Оценка качества работы в этом плане лучше. А минусов как таковых я не наблюдаю. Многие, конечно, могут голосовать наобум. Но те, кто интересуется политической жизнью, изберут кандидата с полной ответственностью. А те, кто руководствуется только эмоциями, конечно, не смогут, скорее всего, принять правильное решение.

Владимир Рыжков, председатель движения «Выбор России»:


Изменилась только формальная, юридическая сторона дела. Когда губернаторы назначались президентом, это было прямым нарушением Конституции, в которой указано, что субъекты федерации сами формируют свои органы власти. Возврат к прямым выборам был юридически правилен, но с политической составляющей изменений не произошло. Губернаторы как назначались, так и продолжают назначаться. За прошедшие пять лет не было ни одного случая, чтобы кандидат, одобренный Владимиром Путиным, не победил. Это такой российский феномен стопроцентного результата, главным механизмом которого является муниципальный фильтр. Он придуман таким образом, что нежелательный кандидат никогда не сможет собрать требуемое количество голосов в свою поддержку. С этим столкнулся Навальный в 2013 году на выборах мэра Москвы, который наверняка бы не прошел регистрацию, если бы не подаренные «Единой Россией» почти половина подписей, на эти вилы напоролся Евгений Ройзман сейчас на выборах губернатора Свердловской области. Как работает муниципальный фильтр: сначала Кремль выбирает того, кто должен победить, потом президент встречается с ним под телекамеры и говорит про выдвижение на выборы, затем через муниципальный фильтр блокируется сильный соперник и пропускаются соперники заведомо слабые, но обеспечивающие легитимность выборов. И все происходит под контролем Кремля, который добивается избрания нужного ему человека.

Дмитрий Орешкин, политолог и политический географ:


Изменилась экономическая и функциональная зависимость глав регионов от центра. Все деньги - в федеральном центре, у губернаторов резко сузилась зона ответственности, они стали менее самостоятельными. Назначенцами и наместниками они как были, так и остались. Живо только воспоминание о таком понятии, как региональный тяжеловес. Шаймиев, Лужков, Россель ушли в прошлое, и единственный, кто сейчас может вести самостоятельную политику, это Рамзан Кадыров. Все остальные управленцы - это «никто, и звать их никак», но, конечно, их изберут, потому что они часть вертикали и верхушка контролирует процесс. Вся эта модель может развалиться только тогда, когда из стенки вынут гвоздь, на котором висит эта вертикаль. Раньше или позже это произойдет, но меня пугает, что отсутствует институциональная основа, все замкнуто на одного человека. Обеднение легальной, законной институционально базы отношений между региональными начальниками и центром, похоже, будет долгим, но весь ужас в том, что когда исчезает человек, который все это скрепляет, создается вакуум, который может принести большие беды стране.

Константин Титов, в 1991–2007 годах губернатор Самарской области:


С теми законами, которые сейчас действуют в Российской Федерации, на практике мало что изменилось. Кандидатуры назначаются, у «Единой России» в раках сильное оружие - муниципальный фильтр. Подобные вещи мало что меняют в выборах. Но тем не менее хоть какая-то доля конкуренции появилась. Выборы - это всегда хорошо, а если еще есть конкуренция - то это просто здорово. Если партия поддерживает кандидата, то должна понимать: ей нужно доверие народа. Сейчас идут разговоры об отмене муниципального фильтра, и, мне кажется, это уже пора сделать. Повысилась конкуренция, повысилась ответственность перед президентом и народом. После возвращения выборов можно сказать, что мы движемся вперед к демократическому формированию власти. Да и явка на выборах зависит от высокой конкуренции.

Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий:


Я рад, что в целом ряде регионов возвращены прямые выборы губернаторов. Надеюсь, их больше никогда не отменят. Но моя радость по этому поводу «умеренная». Уровень конкуренции на губернаторских выборах остается крайне низким, президент фактически назначает своих фаворитов. Давайте вспомним многочисленные случаи, когда действующие губернаторы досрочно уходили в отставку, после чего выигрывали выборы и возвращались в свои кресла. Муниципальный фильтр создает необходимые условия для того, чтобы главы регионов сами подбирали себе оппонентов. Исключением можно считать московские выборы 2013 года, когда между кандидатами развернулась реальная политическая конкуренция. Но это, повторюсь, исключение. Кроме того, есть ряд регионов, в которых действует старое правило - главы назначаются.

Борис Надеждин, президент Института региональных проектов:


Теперь для действующих губернаторов, участвующих в выборах, главным становится мнение людей об их работе, а не мнение кремлевского начальства.

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост 

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост и.д. Любопытен, к примеру, и такой вопрос: получение многомиллионных взяток - это врожденная привычка Хорошавина или благоприобретенная им за время работы на высоком посту? И вообще, - может ли рядовой гражданин России стать губернатором и тоже обзавестись некоторыми привычками?

Владелец ручки стоимостью 36 миллионов рублей губернатор Хорошавин 

Отвечаю сразу - может. Но при соблюдении определенных условий и неукоснительном соблюдения инструкции, разработанной «РР» для кандидатов на этот пост.

Владимир Путин назначает 

При этом надо четко уяснить, что, что бы там ни говорили, но в современной России глав регионов назначает президент, в настоящий момент Владимир Путин . Именно назначает, даже если их потом еще и «избирают». По данным ЦИК губернаторские выборы в нынешнем году должны состояться в 11 регионах России: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Брянской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской и Еврейской автономной областях. Но, судя по всему, этот список далеко не окончателен. Поскольку вот уже на Сахалине образовалось вакантное место, поговаривают, что и в некоторых других регионах, к примеру, в Свердловской области, Республике Карелия, возможна досрочная смена руководства. Вероятно также, что некоторые главы регионов захотят, как это было в прошлом году, пойти на досрочные выборы. Там дерзать есть где.



Согласно федеральному закону №40, любой гражданин России может стать губернатором, если победит на равных и прямых выборах при тайном голосовании. Этот закон 2 мая 2012 года подписал Дмитрий Медведев - тогда формально еще президент, хотя на мартовских президентских выборах уже был избран Владимир Путин, и до его инаугурации оставалось всего несколько дней. Тем не менее, с 1 июня 2012 года этот закон вступил в силу и, вроде бы, действует до сих пор, правда уже с некоторыми существенными поправками.

Согласно этому «медведевскому» закону, кандидаты на должность губернатора выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.



Кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов 

В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией, либо в порядке самовыдвижения.

Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Муниципальный фильтр  пройти не так-то просто 

Оксана Дмитриева например, не смогла 

Этот так называемый «муниципальный фильтр» пройти не так-то просто. К примеру, в минувшем году на выборах губернатора в Санкт-Петербурге его не смогла преодолеть известный политик, депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева . И это притом, что ее поддерживала парламентская партия «Справедливая Россия». Поэтому самовыдвиженцу пробиться в губернаторы тяжело, хотя бы потому, что он не наберет минимального количества голосов от депутатов. Так что перед тем, как стать губернатором, вам необходимо состоять в какой-нибудь из партий, и заручиться их поддержкой. Можно вступить в уже существующую или создать свою собственную - дело за вами.

У вас есть небольшой шанс пробиться в губернаторы, если вы проживаете в Калининградской области или Москве. В этих регионах минимальный барьер составляет пять-шесть процентов и предусматривается возможность самовыдвижения.

Но еще лучше, если вы находитесь в так называемом «президентском кадровом резерве», в который включает потенциальных кандидатов на высокий должности в исполнительной власти, в том числе региона. Этот резерв - одно из немногих новшеств Дмитрия Медведева в его недолгую бытность президентом страны. Он начал формироваться в 2009 году и состоит из нескольких уровней. Это собственно федеральный резерв, в который входит так называемая «президентская тысяча», это окружные резервы, это субъектовые резервы, это муниципальные резервы.

Право рекомендовать кандидатов в президентский резерв было предоставлено должностным лицам Администрации Президента, членам правительства, руководителям иных федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.

При отборе кандидатов используются современные кадровые технологии, в том числе личностно-профессиональная диагностика. Эту «диагностику» проводят очень компетентные службы, включая ФСБ. Применяемые методики позволяют определить уровень развития личностно-профессиональных ресурсов и потенциал кандидатов, сформулировать рекомендации по их возможному должностному предназначению.


Совет Федерации одновременно и "кадровый резерв", и "дом престарелых" губернаторов

В числе «резервистов» - депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители различного уровня в федеральных органах государственной власти, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управленцы в коммерческих и некоммерческих организациях.

Наиболее перспективны управленцы, входящие в первую сотню «президентского резерва» - те, кто в нее входит, чаще всего и становятся губернаторами. Владимир Путин, вернувшийся в мае 2012 года в кресло президента, уточнил параметры, по которым проводится отбор в эту сотню.

В положении сказано, что подбором кандидатов в губернаторы занимается глава администрации президента. В свою очередь, рекомендуют ему потенциальных губернаторов главы федеральных округов. Причем предложения вносятся не менее чем по двум кандидатурам и не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего губернатора, а в случае досрочного прекращения полномочий - в течение 10 дней. Учитываются авторитет и деловая репутация кандидата, опыт публичной деятельности, а также мнение общественных объединений субъекта федерации. Под общественными объединениями, очевидно, подразумеваются партии. Ясно также, что наибольшее количество очков набирают кандидаты, принадлежащие к партиям, лояльным к действующему президенту.

К предложению по кандидатуре прилагаются: копия декларации о доходах, справка о результате предварительных консультаций, информационные или иные справочные материалы (другими словами, досье), а также заявление кандидата о согласии в случае избрания губернатором прекратить деятельность, несовместимую со статусом (например, коммерческую).

Это, так сказать, идеальная схема отбора кандидатов в губернаторы, ее формальные признаки. На практике же все происходит несколько иначе.



Последнее слово - всегда за президентом 

Притом, что последнее слово здесь всегда остается за президентом, очень важен первоначальный этап отбора кандидата. Особенно в том случае, когда хотят, чтобы он попал в первую сотню, а не в основную массу резерва, которую составляют, в основном, статисты.

На первом этапе, грубо говоря, работают все. Начиная с самого кандидата, который для начала обозначает свое желание, заканчивая представителями крупных партийных и общественных организаций, от которых он решил идти на губернаторские выборы. Есть понятные всем группы влияния - Администрация Президента, силовики, приближенные к высшему лицу люди (главы корпораций и компаний). Они также могут формировать мнение высшего лица.

Стоит отметить, что кандидатов всегда несколько, и именно от самого кандидата и от его команды зависит кто из них победит в итоге.

Многие ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы

То есть, как будет сформировано мнение элит в отношении этого кандидата.

Многие желающие занять должность главы региона часто совершают одну и ту же ошибку, говорит эксперт «РР»: они ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы если не с главным, то хотя бы с его приближенными, и тогда они получат карт-бланш для того, чтобы действовать далее, начинать критику действующего главы региона и готовиться к выборам.

Но так бывает очень редко, и только в тех случаях, когда кандидат сильно желателен для Кремля или, опять же, для тех, кто его проталкивает…

Итак, что же необходимо, чтобы стать главой региона? К примеру, есть Х, желающий стать губернатором. В первую очередь понятно, что это должен быть человек с хорошим управленческим опытом либо на производстве, либо в исполнительной власти, а еще лучше, если есть и то, и другое. Возраст - до 65 лет. У человека должна быть команда, которой он доверяет - в основном из тех, кому не раз приходилось заниматься кулуарными договоренностями, а также формированием проектов, интересных нужным людям. Ставка на некоего одного куратора в Москве - будь то человек из власти или из крупных корпораций - таит в себе немалые опасности. Такой куратор может просто руководствоваться меркантильными или какими-либо иными собственными интересами, и весьма грамотно водить кандидата за нос. Поэтому разнонаправленные векторы и верная команда, которая все это сканирует - таков залог успеха.



Как говорится, в России возможно все.