Национальный вопрос в российской империи. Народы Российской империи во второй половине XIX в

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия.

По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны составляло 125 640 тыс. человек (без Финляндии, в которой в то время насчитывалось 2556 тыс. жителей). При этом на Европейскую Россию приходилось 102,9 млн. и на Азиатскую Россию - 22,7 млн. жителей.

Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия, согласно «Основным законам империи», была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание.

Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; миллионы последователей имели православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

В Российской империи к 1917 году проживало свыше 100 народов, не считая небольших этнических групп. По данным переписи 1897 года (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) великороссы составляли 44,35 % населения (55,667 млн чел.), малороссы - 17,81 % населения (22,381 млн чел.), белорусы - 4,69 % (5,886 млн чел.). Все они официально считались «русскими», численность которых, таким образом, составляла 83,934 млн чел. или 66,81 %. Вместе славяне (восточнославянские народы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75 % населения империи. Значительной национальной группой были евреи - 5,2 млн чел (4,1 %).

Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны.

Народы, населявшие Российскую империю, имели разный уровень культурного и экономического развития. Они по-разному относились к верховной государственной власти, и их представления о своем месте в общественно-политической жизни России часто были прямо противоположны. Стоит заметить, что некоторые народы (поляки) тяготились пребыванием в составе Российской империи и неоднократно поднимали национально-освободительные восстания.

Александр II (1855 - 1881 гг.) и Александр III (1881 - 1894 г.) проводили, в общем, единую политическую линию в национальном вопросе. Ее стержнем была унификация (добровольная или насильственная) национальных регионов. Реализовывалась данная политика обычно в форме русификации.

Польша

Особенно четко это просматривается в отношении развитых народов западной окраины страны. После подавления восстания 1863 - 1864 гг. в Польше началась ускоренная насильственная русификация. Польская администрация была заменена на русскую, уволены все польские чиновники; делопроизводство, юриспруденция, преподавание в гимназиях и университете - все переведено на русский язык. Серьезным гонениям подверглось и католическое духовенство. Прошла секуляризация церковных земель, закрыто большинство монастырей и низложено несколько епископов. Униатские храмы передавались православной церкви, деятельность которой особо поощрялась. Главным носителем национально-освободительной идеи Александр II считал шляхту и поэтому в 1864 г. провел аграрную реформу, больно ударившую по ее экономическим интересам. Даже само слово «Польша» изымалось из оборота и заменялось нейтральным «Привислинский край». Важно заметить, что эти мероприятия находили поддержку и понимание в российском обществе. Популярный тогда журналист М.Н. Катков писал об отношениях России и Польши: «Оба государства никогда не были простыми соперниками, но были врагами, которые никогда не смогут существовать друг подле друга, врагами до самого конца».

Финляндия

Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Александра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последующих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведениях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые батальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора. Финляндия: проблема согласования имперского и местного законодательства.

Но в 1891 принят закон об урегулировании несоответствий имперского и местного законодательств российской стороной. Начинается русификация Финляндии: первый министр-секретарь нефинского происхождения – Плеве, русский язык в делопроизводстве. Финские стрелковые батальоны расформированы, распространение на Финляндию российского закона об общей воинской повинности. В ответ — волна терроризма, убийство Бобрикова (1904) – генерал-губернатора Финляндии.

Белоруссия. Украина

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные национальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс. Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признавало их языка и культуры .

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке. Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции - «Го­мон».

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации - громады - были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на украинском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Александра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел П.А. Валуев издал циркуляр о приостановлении печатания на украинском языке («малороссийском наречии» по терминологии того времени) литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. К пропуску цензурой разрешались «только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы». Поводом для издания циркуляра, который появился в разгар польского восстания 1863-1864 годов, согласно версии, изложенной в самом документе, послужили «обстоятельства сугубо политические» - попытка осуществления «сепаратистских замыслов» «под предлогом распространения грамотности и просвещения». «Высочайше одобренный» циркуляр выражал точку зрения российского правительства в отношении украинского языка. Опираясь на высказываемые в прессе (напр., в киевском «Вестнике Юго-Западной России») и Киевском цензурном комитете мнения об употреблении малороссийского наречия, Валуев писал, что «большинство малороссов сами весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язык, испорченный влиянием на него Польши »

В 1876 года в германском городе Бад-Эмс (нем. Bad Ems) был подписан Эмский указ Александра II. Направлен на ограничение использования и преподавания украинского языка (по терминологии того времени - «малорусского наречия») в Российской империи. Он был подписан по предложению начальника III отделения генерал-адъютанта А. Л. Потапова, получившего письмо от помощника попечителя Киевского учебного округа М. В. Юзефовича, в котором он обвинил украинских просветителей в том, что они хотят «вольной Украины в форме республики, с гетманом во главе».

Эмский указ дополнял основные положения Валуевского циркуляра 1863 года .

Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переведены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Евреи

Ещё в XVIII в. для евреев была введена «черта оседлости» — области, где им разрешено проживать. В неё входили Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Бессарабия, Черниговская и Полтавская области.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Начало 80-х: еврейские погромы на юге России – ожесточение политики в отношении выбора евреями места проживания.

1882 – восстановление черты оседлости, евреям-ремесленникам и купцам 1-ой гильдии запрещено поселяться в Москве, процентная норма для поступления в институты.

В 1887 г. для евреев была определена норма при приеме в высшие учебные заведения – 3% в столицах, 5% — вне черты оседлости.

В поисках лучшей жизни евреи устремились в страны Западной Европы и в Америку. Власти легко отпускали их, с условием – назад не возвращаться.

В Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка.

Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.

На смену насильственной христианизации народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др., проводившейся в 30-егг. XIX в., в 60-70-е гг. пришла относительно гибкая политика: приобщая эти народы к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.

Впрочем, национальная политика Александра III в целом была нацелена на принудительную русификацию национальных окраин (исключением была недавно присоединенная Средняя Азия).

России в XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи Я.Е.Водарского и В.М.Кабузана "Территория и население России в XV-XVIII вв.", посвящённый этническому и конфессиональному составу населения Российской империи в 18 веке. Статья опубликована в сборнике Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории .

--
В XVIII веке этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым). Однако и в неизменных рубежах 1720-х годов численность и главное - удельный вес проживающих там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа и за рубеж, различные показатели естественного прироста и, наконец, ассимиляционные процессы способствовали этому. Изменения в конфессиональном составе обуславливались не только присоединением к России новых земель, но и массовой христианизацией народов Поволжья и Приуралья в 40-50-е и Сибири в 80-90-е годы XVIII в.

Таблица № 1 наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе основных народов империи в XVIII веке.

Таблица № 1.
Численность и этнический состав населения Российской империи по данным I (1719 г.) и V (1795 г.) ревизий

Основным этносом страны были русские. Их удельный вес с 1719 по 1795 год понизился с 70,7 до 48,9%, а в границах 1720-х годов - с 70,7 до 68,5%. Это явление было вызвано, в основном, пониженным уровнем естественного прироста в центральных великороссийских регионах. В XVIII веке роль русских в деле заселения окраин была исключительно высока. Доля русских в населении страны несколько понижается и в основных регионах их коренного обитания (в Центрально-Промышленном - с 97,7 до 96,2%, в Северном - с 92,0 до 91,3%, в Центрально-Земледельческом - с 90,6% до 87,4%, в Северном Приуралье - с 90,8% до 84,0%) Это были либо регионы, куда интенсивно мигрировали другие народы (украинцы - в Черноземный центр, народы Поволжья - в Северное Приуралье), либо территории значительного выселения русских (Северное Приуралье). В окраинной Новороссии доля русских понизилась с 90,6% до 19,1%, так как она быстро заселялась украинцами с 1730-х годов.
Зато во многих других окраинных регионах картина оказалась иной. В Нижнем Поволжье удельный вес русских повысился с 12,6 до 70,7%, и оно превращается в русскую этническую территорию. И это - несмотря на приток сюда немецких колонистов в 60-е годы. Сходная ситуация отмечалась и на соседнем Северном Кавказе (без его горной части), где доля русских увеличилась с 3,4 до 53,1%. В Южном Приуралье русских было в 1719 году всего 15,2% (и здесь абсолютно доминировали башкиры). А в 1795 году их оказалось 40,8%, хотя в заселении региона активное участие приняли татары, мордва и чуваши соседнего Среднего Поволжья. На Левобережной Украине доля русских повысилась с 2,3 до 5,2%, хотя значительного переселения сюда русских из центральных губерний не отмечалось. Среди русских преобладали коренные жители Слободской Украины (проживавшие здесь еще до прибытия сюда украинцев), а также старообрядцы, заселившие север Черниговщины. В Сибири удельный вес русских повысился с 66,9 до 69,3% преимущественно за счет миграционного движения (притока не только вольных мигрантов, но и ссыльных). В остальных регионах (Прибалтика, Правобережная Украина, Литва) русских было немного. Иными словами, в XVIII веке, благодаря миграции, в границах империи значительно расширилась русская этническая территория. Удельный вес украинцев в России с 1719 по 1795 год вырос с 12,9 до 19,8%, а в границах 1719 года - до 16,1%. Это было обусловлено, в первую очередь, включением в состав империи Правобережной Украины (региона, где доля украинцев приближалась к 90%), а также высоким естественным приростом в Новороссии и Слободской Украине. Украинцы быстро заселили новые земли в границах империи. В начале века они компактно проживали лишь на Левобережной Украине (95,9%), в Земледельческом Центре (8,5%), Новороссии (9,4%). Украинцы заселяют Новороссию, их доля здесь повышается до 52,2%. Они приступают к освоению Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, составив тут в 1795 году соответственно 18,3 и 7,2%; но они не стали здесь преобладающим этническим компонентом. А в целом в XVIII веке украинская этническая территория в России значительно расширяется за счет Новороссии и отдельных районов Северного Кавказа и Земледельческого Центра.
Особое место занимали белорусы. В 1719 году в тогдашних границах России они достигали 2,4% жителей империи, а в 1795 году на той же территории - 2,3%. Они размещались в Смоленской губернии (61,5%), на Левобережной Украине (1,9%) и в Нечерноземном Центре (1,2%). Основные же территории, заселенные белорусами, вошли в состав империи в 1772-1795 годы по трем разделам Речи Посполитой. В конце столетия белорусские земли объединяются в тогдашних границах России, и их доля в населении империи повышается до 8,3%, а в Белорусско-Литовском регионе достигает 62,4%.

Немцы в начале XVIII века в заметном количестве проживали только в Прибалтике (6,1% ее населения), составляя в стране лишь 0,2% общего числа всех жителей. Однако с 1760-х годов немецкие переселенцы появляется во многих регионах страны. В 60-е года они поселяются в Нижнем Поволжье и к 1795 году достигают уже 3,8% всех его жителей. Начинается заселение немцами Новороссии (в 1795 году 0,3% ее населения). Во всей империи их удельный вес в 1795 году повысился до 0,6%, а в рубежах 1720-х годов - до 0,3%.
В 1719 году в империи практически не было поляков, в 1795 году составивших уже 6,2% ее населения. Их доля достигала на Правобережной Украине 7,8%, в Белоруссии и Литве - 5,4%.
Татары размещались во многих регионах России. Их удельный вес в XVIII столетии фактически не изменился (1,9% населения), а в рубежах начала века даже повысился с 1,9 до 2,1%. Это было обусловлено более высоким уровнем естественного прироста, а также ассимиляцией ими некоторого числа других народов региона. В начале XVIII в татары размещались в основном в Среднем Поволжье (13,4%), Южном Приуралье (13,3%) и Сибири (5,8%), Благодаря миграциям, к концу столетия возрастает их доля в Нижнем Поволжье (в 1795 году - 4,4%), Южном Приуралье (14,4%), Северном Приуралье (2%) и Северном Кавказе (21,2%). В Среднем Поволжье, откуда много татар мигрировало в соседние регионы, их удельный вес понижается с 13,4 до 12,3%. В Новороссии в 1795 году татары составляли 10,3% всех жителей. Они размещались в Таврической губернии.

Удельный вес чувашей в стране с I по V ревизию снизился с 1,4 до 0,9%, а в рубежах начала XVIII века - с 1,4 до 1,2%. В 1720-х годах они проживали только в Среднем Поволжье (13,8%) и в очень небольшом числе - в Южном Приуралье (0,03%). В основном они размещались на территории будущих Казанской (23,3%) и Симбирской (12,9%) губерний. Отсюда они интенсивно переселяются в Южное Приуралье и к концу века достигают 5,2% населения этого региона. В Среднем же Поволжье с 1719 по 1795 год их удельный вес снизился с 13,8 до 12,7%. Это было вызвано не только миграцией отсюда больших групп чувашей, но и их ассимиляцией татарами в основном в 40-50-е годы. Тогда ряд чувашей, не пожелавших принять православие, перешли в магометанство и слились с татарами.
Мордва в начале XVIII века проживала в трех регионах: Среднем Поволжье (4,9% всего населения), Промышленном Центре (0,4%) и Земледельческом Центре (0,3%). В целом в империи удельный вес мордвы достигал 0,7% всего населения. К 1795 году доля мордвы в стране повысилась до 0,8%, а в границах 20-х годов - до 1,2%. Их процент увеличивается во всех регионах: Центрально-Промышленном - с 0,4 до 0,7%, Центрально-Земледельческом - с 0,3 до 0,5%, а в Среднем Поволжье - с 4,9 до 7,3%.
В целом, в XVIII столетии существенно изменяются и численность, и доля, и ареалы расселения народов России, Главными факторами, оказавшими решающее влияние на ход этого процесса, были различный уровень естественного прироста и далеко не одинаковое участие в миграционном движении. Именно в XVIII веке сильно расширяются русская, украинская и татарская этнические территории. К сожалению, значительная часть сформировавшейся в этом столетии русской этнической территории позже, в ходе распада СССР, оказалась вне границ России (в Новороссии, Южной Сибири и т. д.).

В конфессиональном составе населения Российской империи и России в ее нынешних рубежах и XVIII веке произошли не менее значительные изменения (см. таблицу № 2). 

Таблица 2. Конфессиональный состав населения в границах Российской империи и современной России в XVIII веке по результатам ревизского и церковного учёта

В границах всей империи с I по V ревизию, в основном благодаря присоединению новых территорий, понижается удельный вес православных (с 84,5 до 72,0% всех жителей) и магометан (с 6,5 до 5,0%). Очень сильно, но уже в связи с массовым крещением, падает доля язычников (с 4,9 до 0,8%). И одновременно с этим повышается процент протестантов (с 4,1 до 5,5%) и появляются представители новых конфессий: иудаисты (в 1795 году - 2,3%), римско- католики (10,6%), армяно-григориане (0,1%) и униаты (3,7%). Россия превращается в страну с пестрым, много конфессиональным составом. Однако православные остаются абсолютно преобладающими в империи, даже на рубеже XIX века они достигали 72% (30,9 млн. чел.) всех жителей страны. В начале XVIII века православными были русские, украинцы и большая часть белорусов, а также ряд старо-крещеных этносов северных регионов (карелы, коми, ижора и т.д.). В рубежах империи проживало около 80% всех православных мира.

К концу XVIII века в православие пришли многие народы Поволжья и Приуралья (мордва, марийцы, чуваши, удмурты). Благодаря миграциям в стране появляется значительная протестантская - в основном немецкая община.
В неизменных рубежах начала XVIII века в России растет удельный вес православных (с 85,4% в 1719 году до 89,6% в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. - 1,2%, 1795 г. - 1,1%) и магометан (1719 г. - 7,6%, 1795 г. - 7,8%) и резко снижается у язычников (1719 г. - 5,8%, 1795 г. - 1,5%).
Дело в том, что в 1740-1760-е годы в России успешно осуществляется крещение языческого населения Поволжья и Приуралья (мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов). Этот процесс мало затронул магометан - татар, и совсем не коснулся башкир. Массовое крещение начало производиться после того, как в 1738 году казанским епископом был назначен отличавшийся необычайной ревностью к вере Лука Конашевич. Он создает в 1740 году при Свияжском Богородицком монастыре «Контору новокрещенных дел», которая и приступает к обращению в православие местного населения. Если в 20-е годы в четырех губерниях, где осуществлялось крещение, было обращено в православие 3,2% всех иноверцев (13,5 тыс.), то в 1745 году - 16,4% (79,1 тыс. душ мужского пола) и в 1762 году - 44, 8% (246,0 тыс. душ мужского пола). Процесс этот затронул, в первую очередь, Казанскую губернию (I ревизия - 4,7%, III - 67,2%). В Нижегородской, Воронежской и особенно Оренбургской губерниях число крещенных было относительно невелико. Именно поэтому абсолютное число язычников в России составило в 1719 году 794 тыс. чел., обоего пола, а в 1762-м - только 369 тыс. чел.

В Сибири к массовому крещению приступили лишь в 1780-е годы. Здесь в 90-е годы в Тобольской губернии православные составляли 49%, магометане - 31%, а язычники - 20% всего населения. А в Иркутской губернии было крещено к этому времени лишь 18,9% (около 40 тыс.) всех «инородцев». Якуты, часть бурятов и других народов Сибири были крещены уже в начале XIX в.

Таким образом, в XVIII веке в России значительно расширяется территория абсолютного преобладания православного населения. По своим масштабам христианизацию народов Поволжья можно сравнить только с возвращением в православие униатов Украины и Белоруссии в 1839 году и в Царстве Польском - в 1875 году.

Российская империя была многонациональным государством. В конце 1850-х гг. оживилось на­ционально-освободительное движение в Польше. Приступая к подготовке и проведению либераль­ных реформ, Александр II не мог игнорировать необходимость решения национальных проблем. В Польше был смягчен полицейский режим. Учрежденный в 1861 г. государственный совет для Царства Польского состоял из поляков. Наместником в Польше стал великий князь Константин Николаевич - сторонник либеральных преобразований. Однако большинство поляков стремились освободиться от русской зависимости и создать в прежних границах независимое польское госу­дарство. Сотрудничать с российским правительством они отказывались. Основные политические силы были разделены современниками на два типа - «красных» и «белых».

«Белые» выражали интересы польской аристократии (помещики, крупная буржуазия), рас­считывали добиться восстановления автономии Королевства Польского на основе конституции 1815 г.

«Красные» опирались на революционно настроенную городскую молодежь (часть буржуазии и шляхетских кругов). Они стремились к восстановлению независимости Польши путем восста­ния. «Красные» связывали эту задачу с борьбой за интересы крестьянства. В отличие от «белых», которые были против постановки крестьянского вопроса, «красные» предлагали отменить барщи­ну и оброк и наделить крестьян землей без выкупа.

В начале 1860-х гг. «красные» создали повстанческую организацию, руководство которой бы­ло доверено Ярославу Домбровскому. Члены организации смогли установить контакты с русским революционным движением, намереваясь вместе и одновременно с обществом «Земля и воля» поднять восстание.

Поводом к восстанию в Польше стало проведение в ее городах рекрутского набора. Постав­ленный во главе польской администрации маркиз А. Велепольский, известный либерал, решил таким образом призвать на военную службу заподозренных в революционной деятельности моло­дых людей.

В ответ на это в январе 1863 г. Центральный национальный комитет «красных» объявил себя временным правительством и издал закон, провозглашавший крестьян собственниками земельных наделов. Государство брало на себя обязательство выплатить помещикам стоимость утраченных земель. Одновременно было организовано нападение на несколько русских гарнизонов. Вскоре вос­ставшие опубликовали Манифест, провозглашавший независимость Польши, а также политичес­кое и национальное равноправие. Через несколько недель к восстанию примкнули также «белые». Весной-осенью 1863 г. шла борьба за руководство восстанием. «Белые» медлили с проведением в жизнь аграрных декретов, не пошли на организацию народного ополчения. К руководству вновь пришли «красные». Между тем повстанческие отряды терпели военное поражение. К маю 1864 г. восстание было подавлено. Большую роль в поражении восстания сыграли действия правительства Александра II, которое узаконило реформы, разработанные повстанцами. Крестьяне становились собственниками наделов, находившихся прежде в их пользовании. Часть безземельных крестьян получала небольшие наделы за выкуп. После подавления восстания правительство повело наступ­ление на остатки автономии Польши. На ее территорию было распространено общероссийское управление. На административные, педагогические, церковные должности назначались русские кадры. Польских дворян лишили права избирать предводителей дворянства - их теперь назна­чали в Петербурге. Название царство Польское было заменено другим - Привислинский край.



Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Алек­сандра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последую­щих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведени­ях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые ба­тальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора.

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные нацио­нальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс.

Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признава­ло их языка и культуры.

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации - грома­ды - были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на укра­инском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Алек­сандра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел запретил печатать учебно-популярную литературу, ставить спектакли и проводить концерты на украинском языке.

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке.

Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции - «Го­мон». Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переве­дены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Более гибкую национальную политику правительство Александра II было вынуждено про­водить в Поволжье. Политика насильственной христианизации народов Поволжья не принесла ожидаемых результатов. Часть новокрещеных возвратилась к традиционным религиозным веро­ваниям.

В 1860-1870-х гг. XIX в. у народов Поволжья формировалась национальная интеллигенция. Большой вклад в развитие культуры татарского народа внес педагог и писатель Каюм Насыри. Им были составлены научная грамматика татарского языка, учебники по математике, геогра­фии, истории, открыта в Казани первая русско-татарская школа. Каюм Насыри заложил основу современного татарского литературного языка.

Просветитель И. Я. Яковлев стал создателем современной чувашской письменности и литера­туры, основал Симбирскую чувашскую учительскую школу.

Русская культура оказала влияние на формирование национальных культур. В частности, в это дело внесло свой вклад возникшее при Казанском университете русское физико-матема­тическое общество. Сам университет, в котором преподавали такие известные русские ученые, как А. М. Бутлеров, В. М. Бехтерев и др., и среди выпускников которого значатся писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, И. И. Лажечников, также оказал благотворное влияние на разви­тие татарской культуры.

В то же время правительство Александра II окончательно уничтожило административно-поли­тическую самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжье.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Более гибкой стала политика царизма на Кавказе. Здесь оказывалась поддержка высшему и среднему духовенству. Из выборных представителей горских народов состоял особый суд, кото­рый был введен для решения дел «в духе народных воззрений».

Военный министр Д. А. Милютин настаивал на том, чтобы не затрагивать религию и обычаи горцев, их образ жизни, стараться согласовывать политику России с интересами самих горцев. В свете этих представлений была решена судьба лидера горцев Северного Кавказа, а теперь плен­ника, Шамиля. Его доставили в Петербург с большими почестями, ему и его семье было назначено денежное содержание за счет казны. Шамиль со своими родными был поселен в Калуге. Подобное отношение правительства к Шамилю должно было укрепить доверие горских народов к царю и снять их враждебность.

Сочетая в своей национальной политике жесткое давление и либеральные методы, царизм до­бивался сохранения единства многонационального Российского государства.

Эта задача оставалась одной из главных и во внутренней политике Александра III. Ближай­ший советник императора, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, отводя право­славию решающую роль в деле укрепления самодержавия, стремился распространить его среди нерусских народов империи.

К тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию, применялись строгие меры. Буддисты - калмыки и буряты - подвергались преследованиям. Им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения.

Была также определена национальная политика царизма в Прибалтике, Финляндии и Польше.

Со второй половины 1880-х гг. было введено обязательное преподавание учебных дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Во всех учреждениях Прибал­тики делопроизводство было переведено на русский язык. Даже городу Дерпту в начале 1890-х гг. было возвращено старое русское название.

Аналогичная политика проводилась в Польше. Там для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям. Из государственной школы исчезли польский и литовский языки.

В Финляндии на русский язык была переведена переписка высших чиновников. По указу Александра III все местные финские законопроекты должны были передаваться на рассмотрение соответствующим министерствам в Петербурге.

Если национальная политика Александра III была ужесточена в Прибалтике, Польше и Фин­ляндии (где проводилась русификация), а также ущемляла права евреев, то в отношении народов Средней Азии продолжал проводиться довольно гибкий курс.

К верованиям и традициям мусульманских народов правительство и местная русская админис­трация относились терпимо. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправ­ления. Российские власти смогли расположить к себе как богатую верхушку, так и трудящееся население Средней Азии. Представителей знати, сотрудничавших с местной российской админис­трацией, поощряли денежным вознаграждением. Для трудящихся, готовых к сотрудничеству, снижались налоги, женщинам и детям оказывалась медицинская помощь.

В 1886 г. мусульмане были уравнены в правах с русским населением.

Одновременно происходили изменения в настроениях мусульманских народов. С одной сто­роны, приходило осознание своей языковой и религиозной обособленности; с другой стороны, рос интерес к русской культуре и языку, чему в немалой степени способствовали увеличение и укрепление торгово-промышленных связей и несение воинской повинности. В ряде мусульман­ских школ преподавались родной и русский языки, география, история, естественные науки и др. Часть мусульман неразрывно связывали с Россией свое развитие и национальное возрождение.

(72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %. В остальных западных и северо-западных губерниях русское население составляет меньшинство. По языку и культурым особенностям русское население распадается на три группы: а) Великороссы б) Белоруссы в) Малороссы 2. Поляки (6,6 % населения Европейской России). Преобладают в Привислинском крае (70 %), кроме губерний Сувалковской, Седлецкой и Люблинской, где преобладают на севере Литовцы, на юге малоруссы. 3. Болгары . Насчитывалось около 125 тысяч в основном в Бессарабской, Таврической и Херсонской губерниях.

  • В тех же губерниях насчитывалось небольшое число сербов; на Кавказе незначительное число чехов.

II. Литовские племена (3,3 % населения европейской России).

1. Литовцы. Проживают по Вилии и в нижнем течении Немана. 2. Жмудь. В западной части Ковенской губернии. Тех и других 1800 тысяч. 3. Латыши. В Лифляндии, Курляндии и трёх западных уездах Витебской губернии. Численность около 1350 тысяч.

III. Германские племена.

1. Немцы (1,3 % населения Европейской России; 10 % населения Прибалтийских губерний, 15 % населения Привислинского края). Общее число 1,5 миллиона. 2. Шведы - проживают по побережью Эстляндии (9,5 тысяч), а также в Финляндии, где составляют преобладающую часть дворянства.

IV. Финские племена

1. Прибалтийские финны. а) Лопари (3,5 тысячи) б) Финны - основная часть населения Княжества Финляндского в) Корелы (200-300 тысяч) г) Эсты (900 тысяч) д) Ливы (3,5 тысяч) 2. Приволжские финны а) Черемисы (300-400 тысяч) б) Мордва (до 1 миллиона) б.1) Ерзя б.2) Мокшане б.3) Терюхан б.4) Каратаи 3. Прикамские финны а) Вотяки (400 тысяч) б) Пермяки (90 тысяч) в) Зыряне (170 тысяч) 4. Угро-Финны (30-35 тысяч человек) 5. Самоеды (до 1000 человек)

V. Тюркско-татарские племена

1. Киргизы - в восточной половине Оренбургской губернии и на землях Уральского войска. Наиболее многочисленная часть тюркско-татарского племени. Точная численность не могла быть подсчитана. 2. Ногайцы (до 100 тысяч) 3. Крымские татары. Около 150 тысяч. Активно выселяются в Турцию. 4. Волжские татары (бургарлыки), насчитывается около 1300 тыс. человек 5. Башкиры (1300 тысяч) - в основном в Уфимской и Оренбургской губерниях, часть в Саратовской, Пермской и Вятской. 6. Мещеряки (130 тысяч) - в «Мещерской области» в прилегающих уездах Рязанской, Тамбовской и Пензенской губернии, а также в Уфимской, Пермской и Саратовской. 7. Тептяри (300 тысяч) - отдельными поселениями в Оренбургской, Уфимской и Вятской губерниях 8. Бессермоне (до 10 тыс.) - в Глазовском уезде Вятской губернии. 9. Чуваши (около 650 тыс.) - в Казанской губернии, за правым берегом Волги, а также в Симбирской, Самарской, Уфимской, Саратовской и Оренбургской губерниях

VI. Монголы.

1. Калмыки. В европейской России 120 тысяч человек. В калмыцких степях Астраханской губернии, в Сальском округе Войска Донского и в некоторых станицах Уральского войска.

VII. Другие народы

1. Румыны (молдаване) - 900 тысяч, живут в Бессарабии и западных уездах Херсонской губернии. 2. Греки (около 100 тысяч) живут в Новороссийском крае, Тифлисской губернии, Карсской области, в Нежинском уезде Черниговской губернии), в столицах и крупных городах. 3. Французы. Незначительно в столицах, Одессе и некоторых крупных городах. 4. Итальянцы. Незначительно в столицах, Одессе и некоторых крупных городах. 5. Армяне (вне Кавказа 0,5 млн.) 6. Цыгане. В основном в Бессарабии, также рассредоточены по Европейской России. 7. Евреи (3,4 % населения Европейской России). Во всей России около 4 миллионов. а) Караимы (до 10 тысяч человек в Крыму и Западном крае)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Империи накануне Первой мировой войны

    Молокане (рассказывает Людмила Жукова)

    Переселения армян в Карабах и Закавказье туркманчайский договор 1828

    Субтитры

    Многие, включая меня, при исследовании Первой мировой войны, оказываются сбитыми с толку. Потому что мир, который был перед Первой мировой войной, очень отличается от сегодняшнего. Вообще сегодняшний мир в большой степени сформировала Первая, а потом уже Вторая мировая война. Мы знаем, как выглядит современный мир и современная Европа на карте. Но это не та карта, которую вы привыкли видеть. Обычно на карте границы стран, границы государств, хотя на этой тоже есть границы стран. Серые линии показывают, где заканчивается Франция или, скажем, Швейцария или Германия или начинается Италия. Но, помимо этого, на карте отмечено в какой стране на каких языках разговаривают. И поэтому она в большей степени демонстрирует, где говорят по-французски, где по-немецки. Можно заметить, что сегодняшние границы близки к лингвистическим границам стран. Близки к границам, отмеченным на языковой карте. Есть некоторые области несоответствия как, например, между каталонским и испанским языками. И, в общем, это приводит к некоторым проблемам. Но по большей части в современной Европе границы стран совпадают с лингвистическими границами. В период Первой мировой войны карта мира выглядела совсем по-другому. Границы некоторых стран можно узнать. Мы узнаём границы Великобритании. Ну, граница Ирландии с тех пор сдвинулась, но тем не менее. Эти границы не так уж отличаются от сегодняшних. Границы Испании несильно изменились. Границы Франции, Италии, границы Германии заметно отличаются. В состав Германской империи, вступившей в Первую мировую войну в 1914 году, так же, как и Российской империи, в начале 20-го века входило множество языковых групп, на территории которых сейчас располагаются независимые государства. Сложно не заметить на карте вот это громадное государство, которое называлось Австро-Венгрией, или чаще Австро-Венгерской империей. Да, всем знакомы такие национальности, как австрийцы и венгры. Но что такое Австро-Венгерская империя? Это была могущественная империя. Она стремилась объединить все эти народности с разными языками в одно государство. Это более детальная карта Австро-Венгерской империи на пороге Первой мировой войны. И чтобы понять причины начала Первой мировой войны, следует обратиться прежде всего к Австро-Венгерской империи, потому что на пороге Первой мировой войны Австро-Венгерская империя формально присоединила к себе в 1908-м году Боснию и Герцеговину. В этом тоже легко запутаться, потому что, в общем-то, это все одна и та же страна, которая называется Босния и Герцеговина, а для Австро-Венгерской империи это был один регион, который они присоединили. И что любопытно, если посмотреть на языковую карту, на весь этот регион, то вы увидите, что там говорят на похожих языках, вернее диалектах сербского, хорватского и боснийского. Эти народы тесно связаны - лингвистически и этнически, поэтому весь этот регион, вот здесь, - взаимосвязан этнически и лингвистически. Мы увидим, что именно стремление объединить территории, схожие с точки зрения языка и этноса, как раз и стало причиной Первой мировой войны или, по крайне мере, искрой, которая, как говорится, подожгла «пороховую бочку» Первой мировой войны. Еще одно государство, вернее, империя, непривычная для нас, это Османская империя. Османская империя. Сегодня мы увидим на этом месте Турцию, которая находится на Анатолийском полуострове. Вот здесь Турция. Современная Турция. Но при вступлении в Первую мировую войну в 1914 году, Турция была частью уже оставшейся Османской империи. На карте справа Османская империя. Вот территория современной Турции. В состав Османской империи входила Турция в современных границах или значительная часть современной территории Ближнего Востока. Большая часть арабского мира, особенно районы Сирии, Ирака, Ливана, большая часть современной территории Израиля, часть Саудовской Аравии. В тот период Османская империя была уже на закате. На пике своего развития она контролировала большую часть мусульманского мира: территорию Северной Африки и все, что отмечено на этой карте, а также часть Персии. И значительную часть Балкан, юго-восточной Европы и даже Греции на пике своего развития, которое было сотни и сотни лет назад. То есть на момент вступления в Первую мировую войну, в мире границы государств не определялись лингвистическими границами или же этническими. В большой степени, империи существовали с конца 1800-х годов. Империи были не только в Европе, как Австро-Венгерская империя и не только в Юго-восточной Азии, как Османская империя. Перед нами карта границ империй на тот период времени. Вы видите, что самая могущественная, пожалуй, Британская империя, обозначенная розовым цветом. Великобритания, вернее - Соединенное Королевство. Великобритания будет вот эта часть. Плюс Ирландия, и получается Соединенное королевство. Под контролем Великобритании была Индия, весь индийский полуостров. Хотя формально Египет был независимым государством, Великобритания имела значительное влияние. Такие страны как Канада, Австралия и Новая Зеландия были в полной или частичной власти Британской империи. И, чего многие не знают, также значительная часть Африки. Да, большая часть Африки находилась под британским контролем. При вступлении в Первую мировую войну имело место такое явление, как гонка империй, гонка вооружений между крупными европейскими державами. В частности, Великобритании или Соединенного королевства, у которого была обширная империя. Как говорят, в Британской империи «никогда не заходит солнце». Оно правда никогда не заходило, как видно на карте. Германская империя также начала играть мускулами и вступила в гонку вооружений. И чем больше немцы видели, что англичане вооружаются, тем больше немцы стремились увеличить свою военную силу и наоборот, что в итоге привело к гонке вооружений. Все пытались укрепить свои империи. Немцы присутствовали в Африке, и французы тоже в большой части Африки. И об этом не нужно забывать. В некоторых случаях причиной укрепления империй было лишь стремление укрепить собственную власть, что во многом основывалось на этнических представлениях о цивилизации, или рационализации, то есть идее контроля ресурсов других государств. И во многом вопрос заключался в доступе к мировым ресурсам, в особенности, в доступе к сырью и, особенно, нефти. Получение доступа к ресурсам и было показателем силы державы, определяло ее влияние. Вот такой была ситуация в мире накануне Первой мировой войны. До встречи с вами в следующем видео. Subtitles by the Amara.org community

Российская империя – это официальное наименование Российского государства, установленное в 1721 г. и сохранившееся до 1917 г. Данное название означало, что речь идет об обширном монархическом государстве, главой которого является император. Империей называют также государства, имеющие, как правило, колониальные владения.

Российская империя не была колониальной империей в общепринятом смысле этого понятия по ряду обстоятельств . Во-первых, более 90% народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Во-вторых, Российское государство являлось единым территориально целостным государством, не было деления на метрополию и колониальные владения. В-третьих, по существу не было экономического ограбления национальных окраин. В-четвертых, хотя и были отдельные ограничения по этническому признаку, однако не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями.

В отличие от «классических» колониальных империй, которые почти полностью истребили население трех материков (Северная и Южная Америка, Австралия) и поработили Африку, Россия разрасталась, главным образом, путем вхождения в ее состав различных территорий и народов на основе договоров . Этим объясняется и длительное сохранение местных порядков, автономного управления, многообразия форм взаимоотношений между «национальными окраинами» и «центром». Характерным для царского правительства был дифференцированный подход в осуществлении национальной политики, допускалось политико-правовое многообразие в управлении территориями.

Управление национальными окраинами осуществлялось по-разному с учетом исторических, политических, территориальных, этнических и иных особенностей . Эта система управления отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».

Финляндия была присоединена к России в 1809 г. в результате русско-шведской войны (1808-1809 гг.). Великое Княжество Финляндское имело особый правовой статус в составе России, пользовалось политико-правовой автономией . У Финляндии имелись собственная конституция, утвержденная российским императором, и законодательный орган – сайм. Имея титул Великого КНЯЗЯ Финляндского, император стоял лишь во главе исполнительной и судебной власти.

На вошедших в состав России польских территориях было образовано Королевство Польское, также имевшее особый статус. Польша, как и Финляндия, управлялась на основе своей конституции, имела собственную армию, законодательный орган – сейм. Только после подавления национально-освободительного восстания в 1830-1831 гг. была отменена конституция, проведена реформа управления, значительно ограничена самостоятельность Польши в составе Российской империи.

Прибалтика имела обычное административно-территориальное деление – губернии: Лифляндскую, Эстляндскую, Курляндскую. В конце XVIII в. эти губернии были объединены в Остзейский край. Его правовое положение имело некоторые особенности.

После освобождения Бессарабии от турецкого владычества произошло воссоединение всех молдавских земель в составе Российского государства. И сразу же был издан правовой акт об управлении этим регионом. Система управления учитывала особый этнический состав и национальную специфику присоединенного края. В частности, допускалось использование наряду с русским молдавского языка в качестве языка органов управления и суда. Областной аппарат формировал чиновников из местного боярства. В 1818 г. Александр I одобрил «Устав образования Бессарабской области», что ознаменовало придание Бессарабии статуса автономии.

Всестороннее руководство Туркестанским краем осуществляло Управление во главе с генерал-губернатором, который владел местными языками и хорошо знал национальные традиции и обычаи. В Средней Азии сохранился Бухарский эмират и Хивинское ханство, но в несколько урезанном виде. За ними сохранились атрибуты самостоятельных государств, не находящихся под протекторатом России.

Таким образом, вновь присоединенные земли органично входили в состав единого Российского государства, сохраняя при этом свое правовое, культурное, национальное и религиозное своеобразие, сложившиеся институты самоуправления.

Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение. Оно создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальностей, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, войдя в состав Российской империи.

Во-первых, ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Ни у одного земледельческого народа – будь то Поволжье, Балтика, Закавказье, бассейны Амударьи и Сырдарьи – русские переселенцы не отобрали землю. Нигде они не ущемляли жизненно важных интересов кочевого населения.

Во-вторых, вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития. Они избавлялись от вражеских вторжений и угрозы порабощения со стороны соседних государств, от постоянных междоусобиц феодальной знати.

В-третьих, действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. История ни одной европейской или азиатской империи не знает ничего подобного.

В-четвертых, главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция, а безопасность государства. Расположенная на бескрайних просторах североевропейской равнины Русь, начиная с момента своего образования, подвергалась постоянным набегам степных кочевников и агрессии со стороны европейских государств. Отсутствие четких естественных пограничных рубежей делало простое отражение набегов и ответные походы малоэффективным средством защиты. После трехвекового монгольского ига объединившееся и усилившееся Русское государство стало ощущать, что собственная безопасность может быть обеспечена расширением границ.

Многовековой опыт Древней Руси и Российской империи показал всему человечеству, что совместная жизнь очень разных в социальном, культурном, религиозном отношении народов возможна без их взаимоистребления и колонизации одних другими. Российская империя включала в свой состав новые народы, не только не требуя их ассимиляции, но напротив, сохраняя многообразие племен, вер и языков. Подтверждением этому является и то, что государственная идея не была слита с идеей национальной и империя не превратилась в страну русских.

С момента возникновения русской государственности ее единство в Киевский, Московский, Имперский периоды основывалось на этническом разнообразии населения. В России в конце XIX в. было около 190 народов и национальностей. Это требовало особого подхода к их интересам и запросам. Для мусульман в Средней Азии, например, сохранялись традиционные формы правления, не допускалось вмешательство в культурные вопросы, местное население избирало волостных, сельских аксакалов, сборщиков налогов и кандидатов в судьи, отбывание воинской повинности заменялось налогом. Генерал-губернаторы и высшие чиновники администрации, назначенные из центра, знали местные языки, традиции и обычаи.

Российская империя с ее чисто административным, губернским, областным и уездным делением и провозглашенным для всех подданных (кроме евреев) правом перемещения в ее пределах не давала возможности утверждения мононациональности отдельных территорий. Характерной чертой Российской империи являлось также выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Так, по данным переписи 1897 г. только 53% потомственных дворян называли родным языком русский, следовательно, почти половина российского дворянства состояла не из русских. К 1912 г. в офицерский корпус входило, не считая украинцев и белорусов, 12,8% нерусских, причем более 5% офицеров русской армии были поляки. Представители нерусских элит исполняли важнейшие функции не только в системе местного самоуправления, но также и в центральных армейских и административных высших кругах. Небезынтересно, что среди 164 депутатов Государственной Думы IV созыва, избранных осенью 1912 г. от всех губерний Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, более 90% (т.е. свыше 150 депутатов) выступали за «единую и неделимую» Российскую империю.

Однако все это не означает отсутствия в Российской империи противоречий в сфере национальных отношений . Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.). Известно также, что индустриальное развитие преимущественно имели центральные регионы России, а некоторые национальные окраины оставались аграрно-сырьевыми территориями. В Средней Азии, Казахстане и некоторых других регионах отставало развитие культуры, образования.

Таким образом, особенность национального вопроса в Российской империи состояла в том, что в отличие от Запада не было господствующей привилегированной нации . Масса русских в провинции оставалась отсталым, забитым большинством и далеко уступала целому ряду других народов империи в уровне жизни, экономического развития и образования. Российская империя представляла собой многонациональную державу, где «коренные» русские составляли меньше половины населения и как этнос не имели каких-либо особых привилегий. Российская империя являла собой многосложный политический, хозяйственный и административный конгломерат земель, этносов, культур, совершенно чуждый какой-либо унификации и жесткости . В России мирно уживались многие этносы, и эта способность русского народа уживаться, толерантность, во все времена была отличительным признаком Российской империи среди других империй.