Краткое содержание кошка маруська. Конспект занятия по развитию речи по чтению рассказа Е. Чарушина «Кошка» в первой младшей группе. Приблизительный поиск слова

A+ A-

Кошка Маруська — Чарушин Е.И.

Рассказ про кошку Маруську, которая жила у хозяина, который ее плохо кормил. Она стала ходит в лес охотиться на мышей и птичек, да так осталась там жить. Так она прожила все лето и осень, но зимой стало опять очень голодно и холодно, но случай помог ей вернуться домой.

Кошка Маруська читать

У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пестрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович ее очень плохо кормил.


Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту.

Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки ее не видели, уйдет она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.


Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.

Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнезда разоряет, - живет в свое удовольствие.


А хозяин ее - Никита Иванович Пистончиков - о ней совсем забыл.

Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське.

Потом и настоящая зима настала. Мыши стали жить под снегом. Редко-редко, когда выбегут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои подснежные ходы-переходы.

Плохо тут пришлось Маруське. И холодно, и голодно. Как прокормиться?

Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждет, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.

Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.

Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружье, взял мешок для добычи и пошел на лыжах в лес. Идет он по лесу и разные звериные следы разбирает.

Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву проскакала.

Проходит он мимо высокой толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвет, шипит, ворчит.

Никита хвать зверя обеими руками — так вместе с шапкой и снял с головы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пестрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.

Эх ты, - засмеялся Никита Иванович, - горе-охотник! Заячью шапку с зайцем спутала.


Пожалел он ее, принес домой и с тех пор стал кормить как следует.

Подтвердить оценку

Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 54

Пока нет оценок

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Прочитано 159 раз(а)

Другие рассказы Чарушина

  • Перепелка — Чарушин Е.И.

    Рассказ про маленькую перепелочку, которая жила у автор дома и вечером высвистывала: - Фить-пирю! Фить-пирю! Очень похоже на «Спать пора». Никита думал, что она его так спать провожает и очень привык к этому. Перепелка читать …

  • Кто как живет — Чарушин Е.И.

    В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …

  • Рябчонок — Чарушин Е.И.

    Однажды автор с сынишкой пошли в лес за грибами и с ними пес Томка увязался. Около одной елки Томка начал вынюхивать кого-то. Это оказалась рябчиха с птенцом. Она притворилась больной и стала подальше уводить пса …

    • Навестила — Осеева В.А.

      Рассказ про девочку Мусю, которая ходила навестить больную одноклассницу. Но вместо того, чтобы помочь больной, она без умолку болтала и рассказывала, как она тоже болела. Навестила читать Валя не пришла в класс. Подруги послали к …

    • Ребята и утята — Пришвин М.М.

      Рассказ про нелегкое путешествие к озеру утки с выводком утят. На пути могут подстерегать ястребы и лисы. Но встретились ребята, которые сначала закидали утят шапками, но потом помогли им вернуться к маме утке. Ребята и …

    • Ёж — Пришвин М.М.

    Питер Пэн

    Барри Д.

    История про мальчика, который не хочет взрослеть. Он сбежал из дома и жил на острове вместе с потерянными мальчишками. Однажды он с феей Динь-Динь залетел в комнату к детям семьи Дарлинг. Феи появляются из детского …

    Питер Пэн в Кенсингтонском Саду

    Барри Д.

    История про раннее детство Питера Пэна, который с самого начала был необычным ребенком. Он жил в необычном Кенсингтонском саду, где общался с феями и птицами и где первый раз повстречался с обычной девочкой. Оглавление: ♦ …

    Гном Гномыч и Изюмка

    Балинт А.

    История про доброго столетнего гнома Гном Гномыча, поросенка Изюмку, которого гном взял жить к себе, зайчонка Филиппку, хомячка Фадейку, мышку и других героев сказки. Оглавление: ♦ Дом, который можно съесть ♦ Кто не …

    Сказка о цифрах от 6 до 10 (продолжение)

    Анна Сон

    Прошли циферки в ворота Волшебного Мира Цифр и обомлели! Такая красота вокруг царила, и в самом деле, волшебная. Большая лужайка, покрытая сочной зеленой травой, на которой росли прекрасные цветы. Красные, розовые, голубые, салатовые, жёлтые, цветы …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пёстрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович её очень плохо кормил.

Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту. Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки её не видели, уйдёт она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.

Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.

Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнёзда разоряет — живёт в своё удовольствие.

А хозяин её — Никита Иванович Пистончиков — о ней совсем и забыл.

Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське.

Потом и настоящая зима настала. Мыши стали жить под снегом. Редко-редко когда выбегут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои подснежные ходы-переходы. Плохо тут пришлось Маруське. И холодно и голодно. Как прокормиться?

Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждёт, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.

Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.

Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружьё, взял мешок для добычи и пошёл на лыжах в лес.

Идёт он по лесу и разные звериные следы разбирает.

Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву по снежку проскакала.

Проходит он мимо высокой, толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвёт, шипит, ворчит. Никита хвать зверя обеими руками — так вместе с шапкой и снял с головы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пёстрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.

— Эх ты,— засмеялся Никита Иванович,— горе-охотник! Заячью шапку с зайцем спутала.

Пожалел он её, принёс домой и с тех пор стал кормить как следует.

Волчишко

Жил в лесу волчишко с матерью.

Ушла мать на охоту.

Поймал волчишку человек, сунул в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок

Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез.

В одну сторону посмотрел, испугался — человек сидит, на него смотрит.

В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс, зубы скалит.

Совсем забоялся волчишко, полез в мешок обратно, да не влезть, лежит пустой мешок на полу, как тряпка.

А кот пыжился, пыжился да как зашипит. Прыгнул на стол, блюдце свалил.

Разбилось блюдце.

Пёс залаял.

Человек закричал громко:

— Ха! Ха! Ха! Ха!

Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать.

Кресло посреди комнаты стоит.

Кот со спинки кресла вниз посматривает.

Пёс вокруг кресла бегает.

Человек в кресле сидит — дымит.

А волчишко еле жив под креслом.

Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот защурился. Коты — они не спят, а только дремлют.

Вылез волчишко осмотреться.

Походил, походил, сел — завыл.

Пёс залаял.

Кот на стол прыгнул.

Человек на кровати сел. Замахал руками закричал.

Волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.

Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.

Волчишко вылез из-под кресла, подполз к двери, а дверь-то открыта!

Он из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле.

А за полем лес. Так и убежал волчишко.

Путешественники

У моего приятеля жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и вздуривали — носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, и прыгают ему, сонному, прямо на лицо.

А однажды ночью лисёнок, играючи, даже схватил его за нос.

С тех пор приятель спал, засунув голову под подушку. Даже до сих пор у него сохранилась эта привычка. И лисят давно нет, и живёт он в другой квартире, и прыгать ему на лицо некому, а спит он по-старому, плотно закрывшись подушкой.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! — и-по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! — он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба уж таскают друг друга за шиворот.

Лисята нашли себе игрушку. Игрушка эта — фарфоровое блюдце.

Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу — туда- сюда, взад-вперёд. Звон стоит как в посудной лавке.

Однажды мой приятель очень испугался. Проснулся он утром и вдруг видит: по комнате скачет его высокий охотничий сапог, так вот и скачет — сам по себе. Перевёртывается, перекатывается.

Что за чудо такое? Потом присмотрелся он и заметил: из голенища торчит кончик пушистого хвостика. Тут приятель и догадался, что это лисёнок залез в его сапог как в норку и там застрял. Он скорей лисёнка схватил за хвост и вытащил из сапога.

Жили-жили эти лисята у моего приятеля и вдруг потерялись!

Как-то пришёл приятель со службы домой и свистит:

— Фить, фить! Эй, братцы, налетайте! Я вам телячьей печёнки купил!

А никто и не налетает, и никто к нему и не приходит. Нет лисят.

Куда же они подевались?!

Стал приятель их искать...

Заглянул на шкаф — на шкафу их нет.

Полез за комод — и там нет никого, и под стульями нет, и под кроватью.

Посмотрел и в сапогах. Сапоги пустые.

Удивился мой приятель, не знает, что и думать.

На самом деле, куда же могли убежать его лисята из запертой комнаты?

Но тут он взглянул на свою печку с раскрытой дверцей и сразу догадался. Выбежал скорей на лестницу и позвонил в соседнюю квартиру. Дверь ему открыли, спрашивают:

— Вам кого надо?

— Да мне зверей своих надо от вас взять. Они, наверно, к вам убежали.

— Звери! Какие звери? Никаких у нас зверей нет!

Перепугались соседи.

А приятель вошёл к ним в комнату, подошёл к печке. Она была вделана в этой же стене, только с другой стороны. Открыл печной душник и засвистал и закричал:

— Фить! Фитъ! Фить! Эй, звери, вылезайте! Я вам телячьей печёнки купил.

И тут заскреблось что-то в стене, зацарапался кто-то в дымоходе.

Соседи совсем перепугались, а соседка старушка даже перекрестилась и говорит:

— О господи, уж не змеи ли у нас там ползают?

А из открытого душника высунулись разом две звериные мордочки, чёрные все, в саже, и глазки у них блестели, как две бусинки.

Схватил мой приятель их за шиворот и унёс домой.

Ведь вот какие ловкачи: забрались в печку и стали лазать по дымоходам, как в лесной норе. Ну и путешественники.

Друзья

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.

Он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку было от роду один месяц.

Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком и играют вместе.

Очень занятно они играли! Лисёнок лазил и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз.

А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят, поспят, отдохнут и снова начинают гоняться друг за другом.

Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском, будто мяукал.

Всё лето щенок и лисёнок проживали вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончим, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу,— думает,— его на цепи до середины зимы, а потом продам в город на шкуру».

Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.

Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит — а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.

«Ну,— подумал лесник,— теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю, как дикую».

Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.

— Ищи, — говорит,— Огарок. Ищи своего приятеля.— И показал лисьи следы на снегу.

Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далекодалеко в лес, еле его слышно.

Вот он и совсем замолк. А вот и снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.

Лесник спрятался за ёлку на опушке, взвёл курки на ружье. И вот видит, выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу.

Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять? Ведь собаку убьёшь!

Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и тявкает и ловит шутя лисий хвост.

— Эх вы, чертенята! — сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой.

Так и жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем.

А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц.

Видно, все лисицы ему стали друзья.

Медвежата

Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.

В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.

Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.

Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила

и тряпочками заткнула.

Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.

Благополучно растут медвежата, ничего себе.

Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был

на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.

Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.

Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.

К весне подросли, окрепли медвежата.

А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.

Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.

Стала она их гнать из избы: «Играйте, мол, на улице. Озоруйте там, сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше».

Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.

Хозяйка спрашивает:

— Вы что там, озорники, опять наделали?

А они молчат, конечно,— сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.

Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.

Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:

— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.

— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.

Взмолится хозяйка:

— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.

А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.

Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.

Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть.

Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:

— Где твои медвежата?

— Да на воле,— говорит,— балуются.

Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.

И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.

Бац! С крыши свалился.

Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.

Я скорей в избу — спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!

Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.

А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.

Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.

А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить:

— Сделай, — говорит,— милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.

Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.

Лес им чужой, страшный.

Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.

Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.

Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.

Пищик

Я давно слыхал, что охота на рябчиков бывает «на пищик». Это вот как: делается маленькая свистулька из жести, из меди или птичьей косточки, пустой внутри.

Охотник идёт в лес, в тихие густые заросли, где скрытно и тайно живут рябчики; хорошо, если там какой-нибудь ручеёк или канавка. Тут надо сесть поудобнее и манить — подсвистывать в эту свистульку, и рябчик непременно подлетит.

Я достал замечательный пищик. Он был из жёлтой трубочки-кости от тетеревиной ножки, весь вделан в серебро, — и самая дырочка, куда свистишь, в серебре, чтобы нечаянно не раздавить косточку зубами, и конец пищика в серебряном филигранном футлярчике. А футлярчик с кольцом для цепочки или верёвочки.

Я научился свистеть по-рябчиному. Надо дать сначала два длинных спокойных посвиста — и потом конец песенки — ещё один посвист с коротенькими отрывистыми свистками. Получается так: пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик-ки-ки-ки-кик! Всё дело в конце песни. Пересвистишь — это ты на драку зовёшь, а не самочка подзывает. Укоротишь — и совсем ни на что не похоже,— вроде как синицы балуют. Надо знать точно.

И вот сижу я под сосенкой в глухом лесу. Прислонился к ней. Ружьё у меня на коленях. Кругом деревья стоят. Тихо, ни ветра, ни шелеста.

Вынул я свою дудочку-свистульку, сунул в рот и позвал: «Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик- ки-ки-ки-кик!» Послушал. Никто не летит ко мне. Я вынул изо рта свистульку, подержал в руке — полюбовался. Эх! Хороша работа!

Снова сунул пищик в рот. Снова позвал: «Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик-ки-ки-кик!». Ещё раз свистнул. Ещё раз поманил — нет никого. Снова смотрю на серебряную мою свистульку, любуюсь ею, рассматриваю, в руке на ладошке держу.

И вдруг! Эта-то свистулька из моей ладони, как птица из гнезда, как запоёт: «Пи-и-и, пи-и-и, пи-и-ик-ки-ки-ки-кик»! Ух, как я испугался! Пальцы растопырил, будто обжёгся. Упала свистулька рядом с какой-то шишкой, на земле лежит и... опять поёт. И тут совсем как в сказке получилось: появился, прямо встал передо мной, вот тут рядом, у моей ноги лесной петушок. Осанка горделивая, сам в валенках,— у него мохнатые ноги, вместо гребня чёрный хохолок. Хвост свой развёл веером, и каждое пёрышко у него расписное — в пятнышках, в полосках.

Посмотрел на меня петушок из-под красной бровки чёрным блестящим глазом — удивился.

А я как пень сижу — замер. И тут я, видно, или рот раскрыл от удивления, или глазами заморгал. Петушок сразу и распознал, что я не пень, а живой человек. И будто на него шапку-невидимку надели — юркнул, наверно, за пенёк, пробежал за дерево, ещё за другое, за ним поднялся и улетел совсем.

А я стал смеяться. Сижу и смеюсь от всей души. Смеюсь над тем, как я рябчика обманул, и как меня рябчик перехитрил, и как свистулька лежала рядом с шишкой и сама свистела.

Лесной котёнок

На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка,— шагов пять в ширину, десять в длину.

Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.

Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты. Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!

«А нет ли тут дичи?» — думаю.

Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.

Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего. Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.

Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов- комаров заметил.

Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.

А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.

Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.

Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.

Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.

Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал, наконец, на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.

Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.

Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.

А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.

Яшка

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка- вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха.

Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

— Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.

— Чего, — говорю,— чего тебе надо?

— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное.

Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину. Какая интересная и умная птица!

А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.

И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

Говорить их учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать.

После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.

Вот вся премудрость.

Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали.

— Кушай, Яшенька, на здоровье.

Наверное, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу.

Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.

Глупые обезьянки

Две обезьянки-матери кормили своих детёнышей. Одна мартышка была старая, опытная мать, она крепко держала на руках своего маленького, а другая, молодая мартышка, всё время дремала. Сидит она, сидит, руки у неё разжимаются, опускаются — вот-вот её ребёнок вывалится из рук и упадёт сверху на пол.

Увидала это старая мартышка и дёрнула её за ухо.

Мол, просыпайся. Ты что?

Молодая мартышка проснулась, подхватила покрепче своего ребёночка и уселась поудобнее.

Снова сидят рядышком две матери-обезьяны и кормят своих ребят.

Немного погодя молодая опять стала клевать носом — засыпать. Вот-вот уронит ребёнка.

Тогда старая обезьяна ткнула её легонько в бок кулаком.

Молодая вздрогнула, выпрямилась и обняла детёныша своими чёрными маленькими ручками.

— Посмотрите, посмотрите, — заговорили люди, которые стояли около клетки,— какие эти обезьянки умные. Как они друг друга учат. Совсем-совсем как настоящие люди.

Но тут молодая обезьянка опять заснула — не выспалась она, что ли? И старая обезьянка изо всех сил дёрнула её за хвост.

И поднялась тут драка! Да какая драка! Настоящая обезьянья!

Обе мамаши на верхней полке тузят друг друга кулаками, дёргают за хвосты, таскают за волосы, про своих ребят совсем забыли. Ребята у них давно свалились на пол — ушиблись, плачут. А мамаши гримасничают, зубы скалят, друг на друга, как петухи, налетают.

Вот тебе и умницы!

Свинья

Знаешь ли ты, как делают деревянные ложки?

Сначала осину или берёзу распилят на коротенькие полешки, потом полешки колют на баклуши, а потом теслом теслят — долбят ямку в ложке. А потом уж острым ножом состругивают лишнее и ровняют.

Коры и стружки от этой работы получаются прямо горы.

У меня есть знакомый ложечник Егорыч.

Егорыч — бобыль. У него никого нет на свете. Живёт он один и каждую весну уходит глубоко в лес. Живёт там в шалаше у озера и стругает свои ложки. Съестное Егорыч в свой шалаш завезёт ещё по снегу зимой, потому что летом по болотам трудно добраться.

Весной в лесу есть и своя еда — лесная. Весной ёлка цветёт. На еловых лапах растут красные столбики. Их можно есть.

Бывает сосновый и еловый огурец. Между старой, твёрдой корой и древесиной — слой молодого дерева. Этот слой отдирается пластами. Прозрачный и, верно, хрустит на зубах, как огурчик.

А у болот растут хвощи. Это такая трава, похожая на ёлочки. В наших краях хвощи зовутся пестами. Потому что хвощ похож на пестик. Он ещё не распустился в ёлочку и торчит из земли столбиком. Эти песты надо собрать, посолить и зажарить в масле на сковороде. Получается очень вкусно. Похоже на печёнку.

Я охотился в этих лесах и завернул к Егорычу переночевать. Он мне обрадовался, подарил красивую ложку, у которой на черенке была вырезана рыба щука, а сама ложка расписана цветами. Угостил меня чайком да жареными пестами и рассказал мне интересную историю.

— Вот слушай, — сказал мне Егорыч, когда мы закурили после чаю махорку и разлеглись в шалаше на сенниках.— Нынче весной пришлось мне много сделать ложек. Щепок да стружек осиновых, наверно, воза два я свалил у озера. Я это к тому говорю, что не будь этой стружки, ничего бы не случилось.

Сижу я как-то вечером в шалаше и стругаю ложки. Хотел закурить, чиркнул спичкой... Вдруг как затрещат сучья в лесу. Видно, какой-то зверь убежал.

А ночью на рассвете слышу: кто-то ходит. Осторожно ходит у шалаша. То веточка хрустнет, то камушек покатится.

Ну, думаю, не злой ли человек пришёл, бродяга, а может — медведь?

Взял я топор в руки и вышел. Никого нет.

Вторую ночь опять кто-то ходит.

Чурбашки мокли в корыте. Чурбашки, слышу, застучали, и вода заплескалась, а потом на берегу озера зачавкали ноги по сырой земле.

И всю ночь там кто-то ходил.

Вот я утром встал раненько и смотрю: на берегу озера следы, ну совсем такие, будто свинья ходила.

Я хоть и не охотник, но вижу: два копытца есть на каждой ноге. Ну, раз свинья, так свинья, пускай ходит. Только удивительно, думаю, как это свинья зашла так далеко в лес. Ведь от деревни до меня двенадцать километров. Наверно, голодная эта свинья. Надо, думаю, её в сарай на ночь запирать. Волков, правда, у нас нет, но медведь бродит.

Выстроил загородку и приделал западню: как свинья войдёт в хлев, ступит ногой на доску, тут сзади неё двери и закроются.

Я положил в этот сарай два ломтя хлеба и поставил корыто с пойлом.

Ну, думаю, моя сейчас свинья!

Этой ночью опять свинья бродила вокруг шалаша, опять зачем-то пила горькую воду из корыта, где мокли осиновые чурбашки.

Ходила свинья вокруг да около, а в сарай и не заглянула.

Тогда я днём набросал хлеба у сарая, кусочек к кусочку. Сделал хлебную дорожку от корыта до сарая. Сосчитал, так вышло тридцать четыре хлебных кусочка.

Ну, думаю, уж сейчас-то непременно зайдёт свинья в сарай. Будет кусочек за кусочком подбирать и попадётся.

Наутро смотрю: в сарае никого нет, а кусочков стало меньше — двадцать девять штук.

Вот ночью слышу: хрустит свинья как раз у окошечка, что-то жуёт.

Я потихоньку выглянул и вижу: да ведь это не свинья! Это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка.

Пригляделся и узнал: это лосёнок.

А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.

Эх, вот бы мне его поймать!

Я немного выглянул и стал причмокивать губами, звать его. Потихоньку-потихоньку, чтоб не пугать.

Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел ко мне в окно да как прыснет в туман. Грязь прямо мне в лицо шлёпнулась, затрещали сучья — и нет никого. Только дыра в тумане осталась, заплывает.

Но я всё-таки этого лосёнка поймал — не на хлеб, а на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем.

Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка. Не иначе — медведь съел его мать или какой-нибудь вредный охотник застрелил матку на мясо.

Лосёнок научился есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее — и ест лосёнок пожаднее. Видно, соль ему очень нравилась.

Вот так мы и жили. Я ложки стругаю, лосёнок кашу ест с солью да горькие стружки сосёт.

Однажды заглянул я как-то в ларёк, а муки да крупы у меня уж немного. Я и выпустил лосёнка из стойла.

И что бы вы думали? Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый! Пришёл в шалаш и стонет, по-лосиному мычит: ых! ых! ых! Просит соли.

Так жили мы с лосёнком целое лето.

А к осени ушёл лосёнок. Видно, в лесу увидел своих, пристал к ним и ушёл.

Епифан

Xорошо и привольно на широкой Волге- реке.

Посмотри, ширина-то какая! Ведь другой берег еле видно! Блестит эта живая, текучая вода. И всё небо в эту воду смотрится: и облака, и голубая лазурь, и кулички, что, пересвистываясь, перелетают кучкой с песка на песок, и стаи гусей и уток, и самолёт, на котором человек куда-то летит по своим делам, и белые пароходы с чёрным дымом, и баржи, и берега, и радуга на небе.

Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут — тоже ходят и двигаются, как всё кругом...

Хорошо-хорошо на Волге-реке!

Вот там, на Волге, в сторожке, на самом волжском берегу — в крутом обрыве, живёт сторож-бакенщик. Посмотришь с реки — увидишь только одно окно да дверь. Посмотришь с берега — одна железная труба торчит из травы.

По Волге день и ночь бегут пароходы, пыхтят буксиры, дымят, тянут за собой на канатах баржи-беляны, везут разные грузы или тащат длинные плоты.

Медленно поднимаются они против течения, шлёпают по воде колёсами. Вот идёт такой пароход, везёт яблоки — и запахнет сладким яблоком на всю Волгу. Или рыбой запахнет — значит, везут воблу из Астрахани. Бегут почтово-пассажирские пароходы, одноэтажные и двухэтажные. Но быстрее всех проходят двухэтажные скорые пароходы с голубой лентой на трубе. Они останавливаются только у больших пристаней, и после них высокие волны расходятся по воде, раскатываются по песку.

Старый бакенщик расставляет по реке около мелей и перекатов красные и белые бакены. Это такие плавучие плетёные корзины с фонарём наверху. Бакены показывают верную дорогу.

Вечером старик ездит на лодке, зажигает на бакенах фонари, а утром тушит. А в другое время старик бакенщик рыбачит.

Он — завзятый рыбак.

Однажды старик рыбачил весь день. Наловил себе рыбы на уху: лещей, да подлещиков, да ершей. И приехал обратно. Открыл он дверь в сторожку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость пришёл!

На столе рядом с горшком картофеля сидит белый-белый пушистый кот.

Гость увидал хозяина, выгнул спину и стал тереться боком о горшок.

Весь свой белый бок испачкал в саже.

— Ты откуда пришёл, из каких местностей?

А кот мурлычет и глаза щурит и ещё больше себе бок пачкает, натирает сажей. И глаза у него разные. Один глаз совсем голубой, а другой совсем жёлтый.

— Ну, угощайся,— сказал бакенщик и дал коту ерша.

Кот схватил в когти рыбку, поурчал немного и съел её. Съел, облизывается — видно, ещё хочет.

И кот съел ещё четыре рыбки. А потом прыгнул на сенник к старику и задремал. Развалился на сеннике, мурлычет, то одну лапу вытянет, то другую, то на одной лапе выпустит когти, то на другой.

И так ему, видно, тут понравилось, что он остался насовсем жить у старика.

А старик бакенщик и рад. Вдвоём куда веселее!

Так и стали они жить.

Бакенщику не с кем было раньше поговорить, а теперь он стал разговаривать с котом, назвал его Епифаном. Не с кем было раньше рыбу ловить, а теперь кот стал с ним на лодке ездить.

Сидит в лодке на корме и будто правит.

Вечером старик говорит:

— Ну, как, Епифанушка, не пора ли нам бакены зажигать — ведь, пожалуй, скоро темно будет? He зажжём бакены — сядут наши пароходы на мель.

А кот будто и знает, что такое бакены зажигать. Идёт он к реке, залезает в лодку и ждёт старика, когда тот придёт с вёслами да с керосином для фонарей.

Съездят они, зажгут фонари на бакенах — и обратно.

И рыбачат они вместе. Удит старик рыбку, а Епифан сидит рядом. Поймалась маленькая рыбка — её коту. Поймалась большая — старику на уху.

Так уж и повелось.

Вместе служат, вместе и рыбачат.

Вот однажды сидел бакенщик со своим котом Епифаном на берегу и удил рыбу. И вот сильно клюнула какая-то рыба. Выдернул её старик из воды, смотрит: да это жадный ершишка заглотил червяка. Ростом с мизинец, а дёргает, как большая щука. Старик снял его с крючка и протянул коту.

— На, — говорит,— Епифаша, пожуй немножко.

А Епифаши-то и нет.

Что такое, куда девался?

Потом видит старик, что его кот ушёл далеко-далеко по берегу — белеется на плотах.

«С чего это он туда пошёл, — подумал старик,— и что он там делает? Пойду взгляну».

Смотрит, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргнёт. А когда рыбёшки выплывут стайкой из-под бревна, он — раз! — и подцепит когтями одну рыбку.

Очень удивился старик бакенщик.

— Вот ты какой у меня ловкач, — говорит,— ай да Епифан, ай да рыбак! А ну, поймай-ка, — говорит,— стерлядку на уху, да пожирнее.

А кот на него и не глядит.

Рыбку съел, перешёл на другое место, снова лёг с бревна рыбу удить.

С тех пор так они и ловят рыбу: врозь — и каждый по-своему.

Рыбак снастями да удочкой с крючком, а кот Епифан лапой с когтями.

А бакены вместе зажигают.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Класс: 2

Задачи :

  • развивать речевую деятельность уч-ся, творческие способности учащихся
  • расширять и обогащать словарный запас уч-ся
  • воспитывать бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим.

Оборудование: учебник О.В. Джежелей “Чтение и литература”. Часть вторая. 2 класс, портрет писателя Е. И. Чарушина.

Ход урока

1. Организация класса

2. Речевая гимнастика

Задание для отработки техники чтения и выразительности.

Тише, жабы!
Ни гугу! (тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест - палец к губам)
Ходит цапля
На лугу. (Тише - тоном испуга)
Чтобы не было беды
Наберите в рот воды. (Совсем тихо - шёпотом).

3. Проверка домашнего задания

Сказка Н.М.Павлова “Зимняя пирушка”. Было предложено выполнить задание по выбору.

1. Заслушиваются:

а) составленные рассказы детей о каждом дереве, о том, как оно выглядит, какую пользу людям приносит.
б) самостоятельно составленные вопросы по тексту сказки.

2. Рассматриваются рисунки к понравившемуся отрывку сказки.

4. Изучение нового материала

Работа с текстом до чтения.

Откройте стр. 193.

а) Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

Что изображено на этой иллюстрации?
-Где это всё происходит, как вы думаете? (В лесу, зимой)
-Кто главный герой этой иллюстрации? (Кошка)
-Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом?

б) Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора. (Е.И. Чарушин)
- Вам знакомо это имя? (С этим автором знакомились в 1-м классе)
Вспомните, что вы знаете о писателе.
Какие произведения вы изучали год назад?
(В 1-м классе мы познакомились со следующими произведениями этого автора - “Томка”, “Как Томка научился плавать”)
- О чём были эти рассказы? О забавных случаях из жизни собаки по кличке Томка.

в) Прочитайте название рассказа Е.П.Чарушина, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке. (“Кошка Маруся”.)
- Про кого же мы будем читать? (Про кошку по кличке Маруська). Значит вы правильно предположили: это она изображена на иллюстрации перед текстом.

г) Рассмотрите иллюстрацию в конце текста на странице 195.
- Кого вы там видите?
(Кошка Мурка пьёт молоко, рядом пожилой человек, который смотрит на неё радостными глазами)
- Кем может быть приходиться кошке этот человек? (Хозяином)
- Где происходят события? (В доме хозяина)

Вы сумели понять, почему кошка на первой иллюстрации изображена в холодном лесу, а на иллюстрации после текста – в тёплом доме? Что ещё можно предположить? (Высказывания учащихся)

Прочитаем текст и проверим свои предположения.

Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

Первичное чтение.

а) Чтение детьми “про себя”.
Чтение 1 абзаца.
- У кого жила кошка Маруська? Назови её хозяина.
(У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова)
Почему кошка была худая?
(Её очень плохо кормил хозяин, она голодала)

б) Чтение про себя 2 абзаца.
Зачем Маруська стала ходить в лес?
(От голода)

в) Чтение про себя 3. 4, 5 абзацев.
Где осталась жить Маруська весной? (осталась жить в лесу, потолстела, похорошела она)
Как повёл себя хозяин? Был ли он расстроен тем, что кошки давно не было дома?
(Хозяин про неё совсем забыл.)

г) Чтение про себя 6, 7, 8, 9, 10 абзацев.
Как стала питаться кошка в лесу с приходом осени?
(Только мыши остались для питания)
Почему кошка опять похудела?
(Стало холодно и голодно, так как все звери птицы попрятались от холодов)

д) Чтение про себя 11, 2, 13 14, 15 абзацев
Какой забавный случай произошёл с Никитой Ивановичем во время охоты в лесу?
(Кошка Маруся свалилась прямо на голову хозяину, во время охоты в лесу, приняв его заячью шапку за зайца)
Как выглядела Маруська? (тощая-претощая)

Чтение 16 абзаца.
- Какое решение принял Никита Иванович?
(Никита Иванович пожалел кошку, принёс её домой и стал кормить её досыта.)

Перечитаем текст “вслух” и поразмышляем с автором, всё ли поняли?

Чтение вслух 1, 2 абзацев.
Как вы понимаете выражения – плешивая кошка?
Объясните, как вы понимаете:
Изловит какую-нибудь птицу?
Подберите синонимы к слову крадучись
Чем Маруська питалась весной в лесу? (мышами, птицами)

Чтение вслух 3, 4абзацев.
Объясните
Разоряет гнёзда?
Живёт в удовольствие?
Чтение вслух 5, 6 абзацев.
Как стала питаться кошка с приходом осени?
(Только мышами, т.к. птицы улетели из леса)

Чтение вслух 7, 8, абзацев.
Изменилась ли жизнь Маруси зимой?
(Стало голодно и холодно)

Чтение вслух 9 абзаца.
Засада – объясните.
На кого и как она устраивала засады? (На мышей, зайцев, залезала на деревья и прыгала на добычу сверху).

Чтение вслух 10 абзаца.
- Какую охоту можно назвать “недобычливая такая охота”?
На кого стало похоже поведение кошки? (на дикого зверя).

Чтение вслух 11 абзаца.
Во что был одет Никита Иванович?
Полушубок - что это?
Чтение вслух 12, 13 абзацев.
Чьи звериные следы умел разбирать охотник?
(Зайца, лисы, белки)

Чтение 14 абзаца.
Объясните смысл:
Бросить наземь,
Одна кожа да кости

Чтение 15, 16 абзацев.
Можно ли назвать этот рассказ историей со счастливым концом?
(Хозяин проявил жалость, стал заботиться о своём животном.)

Физкультминутка (гимнастика для глаз, массаж ушных раковин).

3 шаг (повторное чтение текста).

Выборочное чтение.

Любил ли он свою кошку? Докажите словами из текста.

Работа в парах.

Выразительно прочитайте комичный эпизод, такой, где смешно, но невесело.

5. Итог

Работа с текстом после чтения.

Какие чувства остались у вас после чтения рассказа? Оправдались ли ваши предположения?

а) Проблемный вопрос:
Как вы думаете, что могло послужить поводом для рождения этого рассказа?
Какой урок преподнесла кошка хозяину?

б) Рассказ о писателе.
Вы познакомились ещё с одним произведением Евгения Ивановича Чарушина.
О чём же писал Чарушин? (о любви к животным, природе)
Верно. Евгений Иванович был большим знатоком природы.

Своё детство он провёл среди вятских лесов, поэтому у него была возможность наблюдать за его лесными жителями. Он хорошо знал лес и любил его жителей. Свою любовь к природе писатель смог искусно донести до своих читателей.

Как вы думаете, ради чего Евгений Иванович написал для вас, ребята, рассказ о кошке Марусе?

в) Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям.
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли его видение с вашим видением?

г) Выполнение творческих заданий.
Как бы вы назвали этот рассказ?
Какие пословицы, поговорки можно подобрать к данному тексту?

6. Домашнее задание (по выбору).

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
- Придумать своё продолжение рассказа.
- К следующему уроку постараться прочитать новый рассказ Е.И.Чарушина.
- Есть у вас дома животные?

Составьте рассказ о вашем любимце на тему: “Мы в ответе за тех, кого приручили”

Литература:

1. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М., Педагогика, 1990.

Кошка Муська

Случай вспомнился молниеносно, после прочтения миниатюры «Кошечка» размещённой на Портале Проза. ру, автор – Лилия Сосновская.

В конце декабря 1965 год, перед самыми новым 1966 годом я пришёл домой после школы. На крыльце у входа в нашу барачную квартиру сидела Кошка. Серая, с тигровым рисунком. Её гладкая шерсть распушилась от холода, и потому она казалась достаточно крупной. Она дрожала от холода.

Я прошёл через порог в первый тамбур и позвал Кошку.

– Муська, пошли.

Она встала и пошла за мной. Я, пройдя второй тамбур, опять пригласил её, она неуверенно, но последовала за мной.

Оказавшись в квартире, она села у порога и стала осматривать жилище.

– Это кто ещё к нам пожаловал? – спросила бабушка добродушным голосом.

– На крыльце сидела. Замёрзла. Холодно сегодня сильно. Это вы меня в школу погнали! На мороз. А по радио говорили, что первоклашки, второклашки и третьеклашки могут в школу не ходить сегодня, – ответил я.

Бабушка уже не слушала мои упрёки. Из за печки достала старую миску, оставшуюся от предыдущего кота Васьки, который исчез в конце осени. Налила в миску молока из банки, стоящей на тёплом пристуке печи. Позвала Кошку к миске.

– Иди, сопи (этим словом, видимо, распространённым на Урале заменяли слово «ешь», когда это касалось животных.), – опять добродушным голосом позвала бабушка.

Кошка, уже от тепла в доме приняла гладкошёрстный вид, но в размерах не сильно уменьшилась. Крупная кошка!

Подошла к миске, понюхала, повернулась на бабушку, как бы ещё раз убедится, что это ей предназначено.

– Сопи, давай! Ишь барыня! Давай, давай!

Кошка приступила к трапезе. Насытившись тёплым молоком, она оглядела комнату и направилась к выходу. А посидев на против двери, решила прилечь на валенок, который лежал около обувной полки.

Пока я ел, Кошка уже клевала носом. Заснула.

Хотелось поиграть с ней, но бабушка запретила.

– Сам то небось спать захочешь, ворчать будешь, как старый дед, что мешают спать.

Я отступился от затеи.

– Я смотрю она не наглая. Думаю, вот может, оставить её у нас. Хотя ухоженная и не худющая. Явно не бездомная. Но может и останется. Мыши ведь с осени одолевать начали. Тварь одна на полатях поселилась. Крупы уже потравила успела.

В те годы страна ещё расхлёбывала последствия правления Никиты Хрущёва в части продовольствия. А потому люди наделали запасов крупяных продуктов и сухарей и не торопились срывать амбарные замки со своих «закромов» – не надеясь на улучшения. Запас, как говорится…. Ну да читатель сам знает….

В первый же вечер бабушка посадила Кошку на полати и уже через час там началась возня. Встав на табурет, бабушка отдёрнула шторку. Взорам нашим предстала Кошка с жирной мышью в пасти.

– Охотница!!! Осталась бы у нас. А то ведь переждёт морозы и уйдёт, – высказалась с сожалением бабушка.

Кошка осталась жить у нас. Она просилась на улицу, чтобы справить нужду и не задерживаясь на морозе, возвращалась в дом.

Но после двух недельных трескучих морозов, обмякших после школьных каникул, кошка в дом не вернулась.

– Жалко, – удручённо сказала бабушка.

Но уже через две недели, на том же месте снова сидела эта Кошка.

– Вернулась! Не приняли старые то хозяева, наверно. Выбросили, видно, зимой то на мороз. Наверно думали сгинет, – явно довольная возвращением Кошки, рассуждала бабуся.

Так и прижилась эта Кошка у нас. За верность и опрятность и за то, что никогда не лезла на стол и не воровала с него еду, была бабушкой удостоена кличкой – Муська. Вообще то, так всех кошек называла бабушка. А если это был кот – то он непременно носил кличку Васька.

Прошёл год. Я уже был «третьеклашкой». В январе 1967 года, наш барак попал под снос.

К Пятидесятилетию Октябрьской Революции людей массово переселяли в благоустроенные квартиры. Хотя многие семьи переселялись в старые дома с квартирами- коммуналками. Но бараки стирали с лица земли. Завод УралХиммаш в этом преуспевал.

В конце января и мы переехали.

Бабушка, узнав, что переселят нас в коммуналку на первом этаже, при ещё первом осмотре выделяемой квартиры, оповестила наших будущих соседей, что мы везём с собой Кошку. Соседи не возражали. Ну, раз такая умная – везите.

При переезде, первой в квартиру запустили Муську.

А на следующий день бабушка, подзывая Муську к миске не дозвалась её.

– Виталька, ты сходи ка в барак то. Их ведь ещё не сломали. Она, наверно, в старое жилище ушла. Бывает такое. Не все кошки идут в новое место.

И правда! Барак был ещё разумеется цел, только из квартир из которых уже выехали жильцы, ставни окон были закрыты и крест- накрест заколочены досками. Из двух дымовых труб шёл дымок. В бараке ещё оставались люди. Барак ещё подавал признаки жизни.

Через уличный чулан, с которого при переезде сняли замок, я пробрался в квартиру со своим дружком. Из-за закрытых ставней в комнатах был густой полумрак. Но ещё ощущалось совсем недавнее присутствие людей в этом жилище.

Кошка сидела на приступке уже напрочь остывшей печки. И изо рта у меня при разговоре шёл парок.

Я принёс её домой. Но через несколько дней она опять исчезла.

И опять я залез в квартиру и забрал Муську домой. Бабушка предприняла меры, что бы Муська снова не улизнула.

Ну вроде прижилась. Контроль за Муской почти сняли.

Я пришёл из школы, а бабушка заявила, что Муська опять, видимо, ушла – вышли с ней на улицу – прогулять её. Но она исчезла.

Я поел и снова ушёл в барак. Там были заколочены уже все окна. Все съехали. Но Муськи там не было.

Я каждый день ходил туда сразу после школы, Но Муська не появилась.

В середине марта снова вернулись морозы. Было очень холодно. Меня в один из дней не отправили в школу – морозный ветер просто валил с ног.

Днём я пошёл к бараку. Зачем то обошёл вокруг него. Барак был не жилым. Не дымила уже ни одно труба. Все окна и двери заколочены. На всём поставлен крест.

Забрался в квартиру. Опять полумрак. Холодом дохнули на меня стены квартиры. Стены местами подёрнуло куржаком. Зябко и не уютно.

Муська сидела на прежнем месте и дремала, уткнув носик в согнутые под себя лапки. Я позвал её, но она и ухом не повела.

Я подошел к ней, снял варежки и расстегнул две верхних пуговицы пальто, чтобы посадить её, как говорится, за пазуху.

Я взял её обеим руками, но в руках у меня оказалось уже окоченевшее тельце Муськи. Сразу и не понял, что случилось с ней.

Я испугался!!! Мне не приходилось ещё в жизни прикасаться к мёртвому телу.

Растрёпанный и взволнованный, запинаясь, я бежал домой.

Бабушка, увидев меня в таком виде, расспросила в чём дело. Я рассказал. Непроизвольно выступили слёзы.

На следующий день после школы с бабушкой пошли к бараку. Зачем – не помню. Наверно, похоронить Муську.

Мы ещё издали увидели бульдозер и экскаватор, работающие на месте нашего барака. От него уже осталась груда руин.

Муська, будто, осталась верна старому жилью, которое год назад приютило её, и решила разделить судьбу барака.

Застывшее, окоченевшее тельце домовитой Кошки Муськи навсегда осталось погребённым под этими развалинами.

© Copyright: Виталий Сыров, 2017

Свидетельство о публикации №217122001035

Текст большой поэтому он разбит на страницы.