Клетки живого организма начальная школа. Конспект урока "клетка - основа строения живого организма". Практика под руководством учителя

Конспект урока на тему: « Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других.

Цели, задачи:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.

Этап урока

Деятельность на уроке

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Слайд1

Добрый день.

Слайд 2

Добро пожаловать в научную лабораторию. Сегодня на уроке я вам предлагаю стать учёными-исследователями. Чем занимаются учёные?
Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки. Делают выводы.

Слайд3

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
Помощник – читает задание.
Все остальные – эксперты.

2. Актуализа­ция знаний

Слайд4

Работа по группам:

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

(Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает).

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему?

Выдвигаются гипотезы детей.

Слайд5

Как вы считаете, о чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: «Клетка - основа строения и роста живых организмов».

3. Постановка учебной задачи

Слайд6

Чтобы мы можем узнать по этой теме?

Постановка задач урока: (ответы детей)

Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд7

Рассказ учителя:

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Слайд8

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

Слайд9

Давайте составим план нашего исследования:

План

    Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя. (работа с микроскопом, работа с учебником с. 20)

    Определить значение клетки (работа с учебником с. 21)

    Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

С осторожностью рассматривать вещества.

На партах микроскоп. Детям предлагается рассмотреть и зарисовать клетки луковой шелухи

Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.

Какой вывод мы можем сделать о строении клетки?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные. Большинство организмов многоклеточные.

Из скольких клеток состоит наше тело?

А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод : клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

Слайд10

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

Что общего в их строении?

Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Слайд11

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам . Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

5. Закрепле­ние знаний и способов действий

Вспомните, какова тема нашего урока.

На какие вопросы мы хотели найти ответы?

Что мы узнали о клетке?

Слайд12

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. (клеточное строение).

Главными частями клетки являются: ………..(оболочка, цитоплазма и ядро).

Живые клетки ……… (дышат, питаются, растут и размножаются).

Клетки отличаются…….. (по размерам, форме и выполняемым функциям).

Микроскоп – прибор для изучения ……….. (объектов маленького размера).

Так почему мы растём?

6. Подведе­ние итогов уро­ка. Рефлексия. Домашнее задание

Подведём итоги урока. Закончите предложения:

Слайд13

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Домашняя работа:

Подготовить кроссворд по теме «Клетка – основа строения и роста живых организмов. Пересказ стр. 20-23

Приложение:

Листок исследователя

    Строение клетки

Зарисуй строение клетки луковой шелухи. Подпиши главные части клетки.

«Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Цели, задачи:

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.


    Какие клетки мы можем увидеть без помощи микроскопа?

    Значение клеток:___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

    Какие виды клеток встречаются в человеческом организме?


__________________ _________________ __________________ __________________

    Докажи, что клетка живая.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План конспект урока по окружающему миру для 4 класса

на тему: "Клетка - основа строения и роста живых организмов"

Цели:

Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов;

Познакомить со строением клетки - основной строения и роста живых организмов - и видами клеток.

Оборудование: таблица "Организм человека", микроскоп,препарат " кожица лука " ,карточки с заданием для работы в группах.

Ход урока

1.Проверка усвоения предыдущей темы.

Дома вы заполняли таблицу на стр.2 Как отличались средства передвижения древнего человека от средств передвижения современного человека? Почему?

О каких изобретениях вы подготовили сообщения дополнительно? (Выслушивается сообщения учеников).

Итог.

Какое, на ваш взгляд, изобретение самое важное? (Рассуждения детей,подвести к выводу о том,что изобретения важны для жизни человека, но изобретение колеса считается самым значительным изобретением человечества.)

2.Изучение нового материала.

1.Введение в тему урока.

Человек живет в окружающем его мире. Он - часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите.

Являясь частью самой природы, человек создает для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, он изобретает для того, чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в мире.

Человек всегда стремился познать себя и свой организм.

Как вы думаете, для чего?(Выслушивание вариантов учащихся.)

Какие органы человека вы знаете? (Рассматривают плакат "Организм человека "и разгадывают кроссворд.

Учитель показывает на плакате органы, ученики заполняют кроссворд.

1.Желудок.2.Сердце.3.Лёгкие.4.Глаз.5.Печень.6.Почки.7.Зубы.8.Мозг.

Ключевое слово -ОРГАНИЗМ.

Как вы понимаете,что такое организм человека?

В ходе рассуждений детей приходим к выводу: Организм- это система органов,взаимосвязанных между собой и образующих единое целое - тело человека.

Запишите понятие в "Мой словарь и справочник"(Тетрадь стр.35.)

Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм.В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался,угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гаврею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома.

Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм.

Как вы думаете, изменился ли ваш рост и вес с момента рождения?

А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток.)

2.Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока "Клетка - основа строения и роста живых организмов".

Как вы считаете, что будет главным на уроке? (Изучение клетки.)

Все наши органы составлены из бесчисленного множества мельчайших живых частиц - клеток.

3.Практика под руководством учителя.

Демонстрация под микроскопом препарата "кожица лука".

Что вы видите под микроскопом? (Клетки так малы, что не вооруженным глазом их не разглядишь.)

Впервые клетку живого организма увидел в 17 веке ученый Антони ван Левенгук, который стал изобретателем первого микроскопа.

Каково же строение клетки? Посмотрите схему в учебнике на стр.14

Из каких основных частей состоит клетка? (Ядро, цитоплазма, оболочка.)

Учитель раздает карточки по группам.

1-я группа:Все ли клетки имеют очень маленькие размеры?

Если нет, докажите свой ответ примерами.

2-я группа:Докажите что клетка -живой организм.

3-я группа: Как вы думаете, что такое куриное яйцо.

4-я группа: Все ли клетки одинаковые?

5-я группа: В среднем человек живет 70 лет, верно ли утверждение, что и возраст клетки такой же, как и у человека?

6-я группа: Почему необходимо вести подвижный образ жизни, занимаясь физическими упражнениями?

Проверка.

5.Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Что было главным на уроке?

Выполнили мы поставленные учебные задачи?

Какие открытия вы сегодня для себя создали?

О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

Домашнее задание

Тетрадь стр.3.№4,5,6

Урок окружающего мира в 4 классе. «Клетка – основа строения и роста живых организмов».

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему " Клетка – основа строения и роста живых организмов" Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по предмету «Окружающий мир». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Клетка – основа строения и роста живых организмов», 4 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, различные формы работы с текстом.
Задачи:
1. Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
2. Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
3. Вызвать интерес детей в познании самого себя.
Оборудование:
- раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты)

1. Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
- Да.
- Докажите.
- Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
Люди всегда болели, получали травмы, ушибы. Кто были первыми целителями?
- Женщины
- Назовите «Отца медицины»
- Гиппократ
- С какими областями знаний связана медицина?
- физика, химия, биология.
- Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
- Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
- Наше тело: голова, туловище, конечности.
Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».
Быть у каждого должна
Очень умной … (голова)
Я верчу ей как умею
Голова сидит на … (шее)
Животик, спинка, грудь
Их вместе … (туловищем) зовут.
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из чашечки напиться.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Я споткнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.
- Что вы знаете?
- А откуда?
- А как эти знания у нас появились?
- Надо сказать огромное спасибо ученым
- Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
Игра «Угадай слово»
Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу
таблички с терминами, которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют
водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин.
Таблички, которые удалось от¬гадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов
коллек¬тивно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкова¬ние слова, получает
штрафное очко.
Слова для толкования:
Сердце, желудок, печень, легкие, глаза, кишка.
Решение кроссворда
Слова записать по горизонтали, отгадать выделенное слово по вертикали.

1. То, с помощью чего человек дышит (легкие)
2. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
3. Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
4. орган, где находится органы – язык и зубы. (рот)
4. Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
5. Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
- И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое, какое целое? – организм.
Дайте определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
2. Физминутка
3. Определение темы урока
- ребята, а кто-нибудь из вас знает, какого вы были роста и веса при вашем рождении?
- ваш организм менялся со временем, что с вами произошло?
- Мы выросли.
- Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником.
«К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником.
Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его,
выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты.
Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый.
По его рассказу оценивается качество подготовки группы.
С.19.
Итак, дополните предложение на доске:
_____________ - основа строения и роста живых организмов. Это является темой нашего урока.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.
4. Практическая работа.
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу в группах: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
1. Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
2. Препарат закреплен на предметном стекле.
3. Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий.
1. Рассмотреть клетку.
2. Заполнить лист.
3. Проиллюстрировать клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
- Заслушали командиров групп:
- Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.
Перед вами на столе лежат долька апельсина и яйцо, попробуйте объяснить, для чего они лежат. Вам необходимо сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике на стр. 20-21 учебника.
- Самостоятельное чтение двух абзацев.
Беседа после знакомства с текстом:
-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)
А вот ещё примеры форм растительных клеток:

Ребята, сформулируйте вывод, что такое клетка:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
- рассмотрите рисунок на стр. 22 (разные клетки – костная, нервная, мышечная клетка, клетки эпителия).
- в группах пообщайтесь, и определите, что общего в их строении. Какие есть отличия.
Прочитайте текст и дайте определение понятия «Ткань».
- клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу.
5. Итог урока:
-Что узнали?
- Что произвело наибольшее впечатление?
- Что хотели бы узнать?
Игра «Экзаменаторы». Она проводится инди¬видуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подгото¬вить вопросы для класса по изученной теме.
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится (На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину)
6. Оценивание и домашнее задание:
Качественная оценка работы в группе.
По желанию, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.
7. Рефлексия

Разработки уроков (конспекты уроков)

Презентации к урокам

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные: умение работать в группе;
  • регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
  • познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
  • предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок.

Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.

Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.

Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.

Ход урока

Организационный этап. Приветствие

Постановка проблемы

У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.

КОП ПРО НЗВ ВЛТ БСО ИКР ЛАЕ ЮДН ГХИ ТНЕ

Актуализация знаний

У : Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2

?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?..

О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.

У : Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.

?: Поставьте цель урока

О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.

У: Какие вопросы мы должны повторить?

О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.

Основной этап. Обобщение и систематизация

У : Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.

Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.

  • I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).
  1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3
  • II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).
  1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
  2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4
  • III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).
  1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
  2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5

Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.

После ответов на вопросы, учащиеся получают другие задания. Самым активным учащимся учитель предлагает пересесть за другой стол. Они получают задание по сложнее – прочитать текст, озаглавить его и вставить пропущенные слова (в тексте сейчас они выделены курсивом).

Задания повышенной трудности

Вставь пропущенные термины:

... – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной.... На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из.... .Живое содержимое клетки представлено.... – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные.... Важнейшим органоидом клетки является... . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько... . В растительной клетке имеется три вида... . ... имеют зеленую окраску, ... красную, а... – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются... .

Правильный ответ: Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки . Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды . Важнейшим органоидом клетки является ядро . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек . В растительной клетке имеется три вида пластид . Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли ).

Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.

У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Подведение итогов

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6

О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7

Учащиеся подходят с жетонами и получают оценки.

Домашнее задание на выбор учащегося:

  • Создать модель растительной клетки, используя разные материалы (пластилин, цветную бумагу и т.д.)
  • Составить рассказ-сказку о жизни растительной клетки
  • Подготовить сообщение об открытии Р.Гука
  • Посети школьную лабораторию и приготовь “исторический” препарат Р.Гука*

Используемая литература:

  • А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.– М.: Вако, 2005.

Цели:

1. Сформировать представление о клеточном строении живых организмов.

2. Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять словарный запас.

3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, наблюдательность, аналитические способности.

Оборудование: учебник “Окружающий мир 3 класс” автор Л.М.Цветова, рабочая тетрадь по окружающему миру, презентация микроскоп с препаратом, пакет, горошина, словарь урока: микроорганизмы, клетка, одноклеточные, микроскоп (новые слова вывешиваются на доске).

Ход урока

1. Адаптационный этап.

На уроках окружающего мира мы говорим о живых организмах.

Что к ним относится? (Слайд 3. Презентация)

Какие признаки живых организмов вы знаете? (Слайд 4)

А какое ещё свойство объединяет все живые организмы? (Слайд 5)

Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Слайд 6)

2. Основной этап.

Рассмотрите рисунки. (Слайд 7)

Что на них изображено?

Можно ли сказать, что это живые организмы?

К какой группе они относятся?

Достаточно ли наших знаний для ответа на эти вопросы?

Где мы их можем получить?

Откройте учебник на странице 9 и найдите значок дополнительной информации.

Прочитайте до рамочки.

Так, что же изображено на рисунке?

Что это за организмы?

Почему они так называются?

С помощью какого прибора их можно рассмотреть?

Какие живые существа относятся к микроорганизмам?

Все ли животные, растения и грибы являются микроорганизмами?

Какие из них?

У вас на столах лежат рисунки. Рассмотрите их. (Слайд 8)

Сравните по размеру, форме, цвету. Сделайте вывод.

Такое строение учёные назвали клеткой.

Почему именно клеткой выясним позже.

Организмы, которые состоят из одной клетки, называются - одноклеточными.

Как вы думаете, почему они так называются?

Что относится к одноклеточным микроорганизмам?

Все ли растения, животные и грибы одноклеточные?

Какие из них?

Давайте посмотрим, из чего состоят другие организмы. Для этого нам понадобится микроскоп. Мы будем исследовать кусочки репчатого лука. Вспомните правила пользования микроскопом.

А теперь рассмотрите, из чего же состоит лук.

Зарисуйте. (На листочках)

Сравните со слайдом. (Слайд 9)

Похожи ли эти кирпичики на клетки, которые мы рассматривали в начале?

Вот такое строение и назвали клеткой.

Какой сделаем вывод?

Только этих клеток сколько?

Можно ли сказать, что они одноклеточные?

Как они называются? Почему?

Посмотрите на строение клетки. (Слайд 10) Учёные после долгих наблюдений выяснили, что она состоит из оболочки, внутри есть жидкость и ядро. (Слайд 11)

Здесь обозначены не все компоненты клетки. Мы только начинаем изучать ее, и говорим об основных частях, а более подробно вы узнаете о строении клетки в старших классах.

Дома вы зарисуете строение клетки и напишите её основные части. Задание №2 в тетради.

Физкультминутка. (Слайд 12)

Мы слайды смотрели?
Наши глазки устали?
Сначала их закроем крепко-крепко!
Затем откроем широко,
Потом за кончиком указки последим,
Куда бы он ни двигался
Глаза следят за ним.
Теперь немного подмигнём сначала правым глазом
Левым же потом.

Можно ли наблюдать клетку живого организма без микроскопа?

Оказывается можно. Для этого нам понадобятся пакеты и горох. Положите горох в пакет и надуйте его. Похоже по строению на клетку?

Оболочка есть? Ядро? Что заменяет воздух?

А как ещё можно наблюдать строение клетки без микроскопа вы узнаете, выполнив дома задание №3.

3. Творческий этап.

Пользуясь информацией учебника, заполните таблицу, которая лежит у вас на столах.

Перечислите в ней живые организмы, которые состоят из клеток.

Что вы увидели, заполняя таблицу?

Что написали в первом столбике?

А во втором?

Названия одноклеточных организмов мы пока не знаем. Как они называются, вы будете изучать на уроках биологии.

Есть ли ещё какие-нибудь группы организмов, которые не обозначены?

Сделайте вывод.

Мы уже много узнали. А на сколько, хорошо вы запомнили, покажет модель, которую вы должны сделать.

В схеме нужно указать все известные признаки живых организмов.

Проверим. Какие признаки знали? (Слайд 13)

Какое ещё свойство объединяет все живые организмы?

Изучив сегодняшний материал, что вы написали в пустом квадрате? (Слайд 14)

Что мы исследовали сегодня на уроке?

Вспомните задачу, которую поставили в начале урока?

Как вы ответите на этот вопрос теперь?

Действительно ли оно является общим свойством для всех живых организмов?

Справились с задачей?

Обратимся к словарю урока. Назовите основные термины. Раскройте их значение.

Дома вы выполните практическую работу в тетради № 2, 3.

На следующем уроке мы рассмотрим клетки различных организмов.