Какие аргументы выдвигаются против эвтаназии. Мнения различных специалистов об их принятии или непринятии эвтаназии, а также о том, можно ли легализовать ее в россии. В России эвтаназия запрещена

— Я бы назвал свое отношение к проблеме эвтаназии сложным. Причем чем больше соприкасаешься с этой проблемой, тем неоднозначнее к ней отношение. Именно анестезиологи-реаниматологи в основном «защищают последний рубеж». И именно нам чаще, чем врачам других специальностей, кроме патологоанатомов и судебных медиков, наверное, приходится сталкиваться с «бесперспективными» пациентами. Я намеренно опускаю здесь вопросы, связанные с выявлением желания пациента. В конце концов, пациент в критическом состоянии — между жизнью и смертью — нечасто может полноценно выражать свои желания. Его судьба почти полностью зависит от решений и действий других людей — родственников, медиков и многих-многих других, вплоть до дежурных электриков и лифтеров.

В нашей стране мизерное число отделений паллиативной (хосписной) помощи и не развита система патронажного ведения неизлечимо больных пациентов на дому.

Особенно большие проблемы в организации длительного протезирования жизненно-важных функций в домашних условиях, в частности, искусственной вентиляции легких. Из-за этого большинство «бесперспективных» пациентов оказываются в отделениях реанимации и интенсивной терапии, где иногда «зависают» на многие месяцы и даже годы. Бесперспективность лечения некоторых пациентов для медиков достаточно очевидна в силу профессиональных знаний о характере заболевания и жизненного опыта.

Говоря об эвтаназии, обычно имеют в виду пациентов в инкурабельном состоянии (т. е. в том, которое в принципе невозможно вылечить современными методами), испытывающих мучительные страдания от болезни и связанных с ее лечением медицинских процедур. Но важно не забыть и о тех больных людях, чье состояние не всегда можно в полной мере назвать жизнью. Я имею в виду глубокие коматозные состояния с фактической смертью мозга — так называемые вегетативные состояния. От длительной беспросветной болезни очень устают родственники — очень тяжело месяцами ожидать смерть близкого человека; нередко разрушаются семьи. На любого такого пациента неизбежно расходуются ресурсы: занята койка, аппаратура, используются лекарственные препараты, работает персонал. Все это могло бы быть использовано для спасения других пациентов — тех, кого своевременное медицинское вмешательство может сохранить в качестве полноценных членов общества. С учетом «волнообразного» поступления пациентов в критических состояниях («то густо, то пусто») рано или поздно практически неизбежно возникает ситуация дефицита ресурсов, когда временное сохранение жизни одного означает смерть для другого. Приведу пример. Все имеющиеся койки и аппаратура в отделении реанимации заняты тяжелыми больными — понятное дело, что никого невозможно «выкинуть». И пациента с обширным внутренним кровотечением бригаде «скорой помощи» приходится везти в другую больницу. Увеличение длительности транспортировки для него оказывается фатальным. Хотя при наличии мест в отделении его шансы на выживание были бы отличными от нулевых.

Кто-то наверняка скажет, что необходимо увеличивать затраты на здравоохранение и создавать такие резервы, чтобы все «перспективные» пациенты выживали и выздоравливали.

Это благое пожелание не вызывает возражений, но жизнь такова, какова есть. Допустим, что мы когда-нибудь добьемся полного обеспечения медицинскими ресурсами всех граждан в «обычной» жизни (что само по себе сродни построению коммунизма). Рано или поздно где-нибудь неизбежно произойдет концентрация большого числа пациентов. Дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса, землетрясение, эпидемия, катастрофа самолета, террористический акт, большой пожар, военные действия — все это примеры чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся резким увеличением потребности в медицинской помощи. Пациентов много, а медиков и имеющихся у них ресурсов мало. В таких ситуациях медикам приходится принимать непростые решения — каким образом распределить ограниченный объем медицинских ресурсов (людей, сил, времени, лекарств, аппаратуры и т. д.), чтобы выжило максимальное число пострадавших. Кто-то неизбежно оказывается обделен. Казалось бы, в указанных выше ситуациях эвтаназия пациента в бесперспективном состоянии гуманна не только по отношению к нему самому (ибо сокращает страдания), но и к другому человеку, который остро нуждается в медицинских ресурсах, ставших дефицитными в конкретных месте и времени.

С другой стороны, говоря об эвтаназии, нельзя не поднять вопрос об «эвтаназиологах»: кто именно должен проводить эту процедуру? Рассуждающие о «необходимости эвтаназии» обычно готовы много говорить, но сами не желают быть исполнителями. Ведь граница между эвтаназией и убийством весьма шаткая — как в смысле возможного уголовного преследования, так и в морально-этическом плане. Одно дело рассуждать теоретически и давать советы другим, и другое — выполнить эвтаназию своими руками. Расскажу весьма давнюю историю. В отделении находился умирающий ребенок.

Состояние ребенка было агональным, никто никаких иллюзий не испытывал — шли последние часы жизни, искусственно поддерживаемые медицинской техникой и лекарствами. Очень опытная и действительно хорошая медицинская сестра (на тот момент уже почти врач — студентка последнего курса мединститута), руководствуясь жалостью к умирающему ребенку, предложила дежурному реаниматологу выключить аппарат искусственной вентиляции легких.

Аргументация была развернутая и шикарно обоснованная. В итоге доктор устал от этого разговора и предложил ей самой выключить аппарат, если она считает это правильным. Девушка отказалась. Не так просто нажать кнопку, заранее зная, что в результате твоего действия человек сразу умрет. Пациента они с большим трудом «дотянули» до утра — он умер через несколько часов.

При обучении врачей с самого первого дня закладывается этический фундамент — сделать для спасения жизни пациента все что возможно. Совместная борьба за чужие жизни при минимальных шансах и неизбежных потерях сплачивает коллектив реанимационных отделений: сотрудники понимают друг друга часто без всяких слов. Концепция «эвтаназии» находится в глубоком противоречии с этим базовым моральным принципом. Преодолеть этот конфликт внутри себя очень непросто, мне кажется. Никто из нас не заглядывал в «книгу судеб». Бремя принятия решений и выполнения действий такого уровня безмерно тяжело.

И еще один немаловажный аспект. За время моей профессиональной деятельности существенно изменились медицинские технологии. Сегодня выживают и выздоравливают пациенты, заболевания и состояния которых относительно недавно для медицины были «бесперспективными». Если бы медики занимались эвтаназией на основании негативного прошлого опыта, то никогда не научились бы их вылечивать. На этой мажорной ноте уклонюсь от прямого ответа на вопрос о своем отношении к легализации эвтаназии и подведу итог известный девизом: «Делай что должно — и пусть будет как будет».

Хирург-онколог, директор и основатель Евразийской федерации онкологии Сомасундарам Субраманиан:

— Вопрос эвтаназии очень спорный. С одной стороны, жизнь — это величайшая ценность, и современное гуманное общество, руководствуясь высокими моральными и нравственными принципами, должно искать возможности иной помощи безнадежным и тяжело страдающим больным. В XXI веке, учитывая все колоссальные достижения медицины и фармакологии, невозможно даже предположить, что у нас есть право предлагать пациентам в качестве выхода смерть! Необходимо разрабатывать новые средства и методы, которые не только продлят жизнь неизлечимым больным, но, что важнее, обеспечат ее высокое качество. Важно создавать условия, при которых человек до конца своих дней оставался бы полноценным членом общества и личностью.

С другой стороны, даже избавив терминального пациента от физических страданий (обезболив его и обеспечив необходимый уход при помощи аппаратов искусственного дыхания и других технологий), невозможно оградить пациента от душевных мук.

Для многих пациентов сама мысль о жизни в беспомощном состоянии, когда они постоянно вынуждены обращаться за помощью, пусть даже к близким людям, неприемлема, и они боятся стать обузой для своих близких. Поэтому необходимо обеспечить каждого человека правом выбора.

Тем не менее, на мой взгляд, мы в России пока далеки от легализации эвтаназии. Перед принятием такого решения необходимо создать соответствующую инфраструктуру, включающую подготовку компетентных врачей и медицинского персонала, юристов с медицинским образованием. Кроме этого соответствующее развитие должно иметь и гражданское общество.

Пока я выступаю против легализации эвтаназии в России. Врачи и общество в целом не должны закрывать глаза на проблему терминальных пациентов, выбирая самый простой и трусливый путь.

Анестезиолог-реаниматолог, кандидат медицинских наук Мария Меньших:

— На данном этапе развития взаимоотношений общества и медиков легализация эвтаназии невозможна. Подозрительность, а то и открытая враждебность, культивируемая не без участия властей и ряда СМИ в обществе по отношению к врачам, лишь усилится с легализацией эвтаназии. Легализация эвтаназии приведет лишь к росту истерии вокруг «врачей-убийц», причем «убийц» в прямом смысле этого слова. Абсолютная правовая незащищенность врачей, отсутствие адекватной юридической поддержки (не секрет, что квалификация юристов в стационарах оставляет желать лучшего) на уровне администрации приведут к новым судебным делам против врачей. Перед тем как легализовать эвтаназию, необходима мощная просветительская кампания в СМИ, а также разработка законодательства по этой проблеме, в котором будет четко прописана вся процедура принятия решения об эвтаназии, причем статьи закона не будут допускать неоднозначных толкований.

Мое личное отношение к эвтаназии неоднозначно.

С одной стороны, я понимаю, что облегчение страданий неизлечимого больного — это благое дело. С другой — имеет ли моральное право врач принять решение об отключении систем жизнеобеспечения (пусть и не единолично, а на консилиуме) и тем самым фактически приравнять себя к Господу Богу? (чтобы было понятно — я не отношу себя ни к одной из конфессий, хотя и верю в присутствие какого-то высшего начала). Я пока не нашла ответа на этот вопрос.

Смерть. По статистике каждый третий человек боится этого слова и того, что за ним стоит. Можно только представить, насколько тяжело приходится лежачим больным и пациентам с неизлечимыми заболеваниями. В современном обществе, со сформировавшимися устоями к жизни и отношению к смерти для больных – в России уже давно бурлят споры по поводу гуманности хорошей смерти. Для каждого человека это слово имеет свой смысл и отношение, но что такое эвтаназия людей, для которых нет возможности прекратить свои мучения из-за болезни, кроме как ускорить приближение смерти? Как к этому относится законодательство в России?

Что такое ассистированная смерть

Все знают, что термин означает намеренное прекращение жизни человека или животного по медицинским показаниям. То есть в случае врожденных отклонений, которые приносят страдание человеку, а также при тяжелых и неизлечимых заболеваниях людей или животных. История эвтаназии начинается ещё до Второй Мировой войны, термин и сама процедура производится преимущественно в европейских странах. При этом в России проводить процедуру было запрещено всегда.

В те времена люди не выдвигали аргументы, не спорили о том, правильно ли это использовать такой метод, как эвтаназия. За или против голосования в разных странах стали проводиться после окончания войны, по причине массового уничтожения людей нацистами. И, как правило, мнения разделились. На данный момент существует два вида ассистированной смерти:

На данный момент, множество споров и распрей возникает на такую тему, как правовые аспекты эвтаназии. Причём в мире имеется несколько государств, где имеется легализация эвтаназии, но во всем остальном мире – эвтаназия запрещена законом.

Причины наложения вето

Подобное медицинское вмешательство в жизнь пациента может быть скомпрометировано. В случае, когда это добровольная эвтаназия и человек при этом находится адекватном сознании, может осознанно принимать подобные решения – одно дело. Но проблема в том, что на врача может оказывать давление и множество других факторов или причин:

  • Намеренное умалчивание пациентом об аллергической реакции на какой-либо препарат;
  • Решение родственников за полностью дееспособного пациента с целью личного обогащения или по иным причинам;
  • Сложность в точном определении неизлечимости конкретного заболевания;
  • Сильное влияние вероисповедания – в большинстве религий самоубийство является неприемлемым.

Эвтаназия в России запрещена и любой ее вид расценивается как убийство другого человека. Это понятие входит в законодательство, эвтаназия в России находится под строжайшим запретом. Даже в уголовном кодексе имеется статья под №105 – умышленное причинение смерти. Конечно, есть смягчающие обстоятельства, такие, как мотивация к такому убийству – сострадание. Часто юристы, которые занимаются подобными делами объясняют, что медицинская эвтаназия – это всего лишь выполнение просьбы тяжело больного человека или его родственников.

Разрешить или запретить

Не смотря на споры, которые идут уже много десятков лет, сделать её легальной можно будет только тогда, когда сама процедура будет обдумана и внесена в законопроект, позволяющий больным людям иметь право на эвтаназию. Иметь право закончить жизнь по медицинским показаниям и не страдать.

Сюда же входит эвтаназия животных и детская эвтаназия – и в одном и в другом случае принимать решение приходится не самому больному. Это довольно сильно усложняет ситуацию, потому что каждый имеет право распоряжаться своей жизнью так, как он хочет. В любом медицинском учреждении, обязанность врача заключается в улучшении состояния пациента и его здоровья, но никак не наоборот. Некоторые считают, что эвтаназия – это права человека на собственную смерть.

Все это усложняет легализацию. Отсутствие организации базы законодательства в России не может упорядочить и упростить процедуру хорошей смерти. Это происходит еще и потому, что на данный момент, например, в России, невозможно согласовать все точки зрения по этому вопросу и решить, насколько в стране нужна и важна эвтаназия, за или против – аргументы довольно весомые. Даже с точки зрения психологии есть споры, что делает этические проблемы эвтаназии ещё более серьезными и сложными для принятия решения.

С точки зрения закона

В России сейчас имеется два документа, которые могут решать и устанавливать право человека на хорошую смерть. Это конституция и закон об охране здоровья. На основании этих документов человек имеет право на отказ от медицинского вмешательства по собственным соображениям, но вот второй закон запрещает медикам прекращать действия по поддержанию жизни человека, даже в том случае, когда мозг пациента мертв и тело человека сходится на полном обеспечении аппаратов.

Право гражданина в России на отказ от медицинской помощи практически полностью идентичен понятию пассивной эвтаназии. Но при этом само законодательство запрещает медикам не оказывать помощь. Таким образом до сих пор не ясно разрешена ли в России пассивная эвтаназия.

Тем не менее, не смотря на действующий запрет в России, известны случаи, когда тяжелые больные, которые находятся в домашних условиях были убиты родственниками. На семью приходится огромное психологическое давление, когда человек не перестаёт мучаться от болезни и некоторые родственники решаются на подобные поступки. Соответственно, после судебных разбирательств, согласно закону в России – для таких людей применяется наказание.

Нередко после смерти пациента обвиняются медработники, так как они имеют доступ ко многим лекарственным средствам. Но чаще всего расследование находит тех, кто действительно виновен – семью больного. Так как в России наказание для медиков довольно суровое – это лишение свободы и запрет на ведение медицинской деятельности, никто из них не хочет лишиться возможности заниматься любимым делом и призванием.

Страны, где разрешена эвтаназия

Действительно, несмотря на то что эта проблема кажется такой сложной и неразрешимой – ряд государств смогли придти к единому мнению и сделали виды эвтаназии доступными для людей. При этом сама процедура по оформлению бумаг и необходимых документов упрощена, чтобы больной человек не ждал большое количество времени, что может быть неприятно для его общего самочувствия. В каких странах разрешена эвтаназия?

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Нидерланды;
  • Несколько штатов США:
  • Канада;
  • Люксембург.

На данный момент только в этих государствах эвтаназия разрешена законодательством. Для всех желающих в свободном доступе имеется вся необходимая информация, свободная для ознакомления, затрагивающая всё – что такое эвтаназия, как происходит процедура, какие бумаги нужно получить. Для многих людей из разных стран очень важен тот факт, что эвтаназия, право на смерть разрешается для граждан других государств, в том числе и для России. Тем не менее, есть страны, в которых отношение к эвтаназии двоякое – разрешена только пассивная:

  • Израиль;
  • Германия;
  • Франция;
  • Албания;
  • Испания.

Люди, живущие в этих странах, имеют право выбирать, когда им умереть и даже то, где будет проводиться процедура – дома или в медицинском учреждении.

История! Француженка Шанталь Себир в возрасте 52-х лет, проживающая в Кот д’Ор (центр Франции) в течение восьми лет страдала от неизлечимой опухоли носовой полости. Эта опухоль очень сильно деформировало ее лицо и причиняла ей большие физические страдания. Шанталь обратилась с официальной просьбой об эвтаназии, но так ее и не дождалась. Ее нашли в своей квартире мертвой. Эта история получила большой общественный резонанс и послужила поводом для многочисленных споров и дебатов.

Особенности проведения

Важным составляющим в вопросе о хорошей смерти является финансовая сторона. Понятное дело, что в разных странах будет разная стоимость проведения процедуры. Например, эвтаназия в Швейцарии стоит 4000 €, а вот в Бельгии для жителя цена уже входит в страховку и человек тратит не больше 100$ на дополнительные расходы. Страны, разрешающие эвтаназию, имеют специальную службу, которая занимается проведением процедуры. В ее обязанности входит даже встреча человека при въезде в страну, а также помощь в оформлении бумаг.

Важно! Если человек хочет уехать в другое государство для проведения процедуры, стоит обратиться к лечащему врачу и юристу, который расскажет и поможет с оформлением бумаг.

Практически во всех этих странах человеку необходимо подавать свою просьбу в специальную комиссию дважды, после чего ждать не более трех месяцев для получения ответа. Если при рассмотрении будет установлено, что больше никакие мероприятия не смогут улучшить состояние больного – решение комиссии передается в суд, где выосят окончательное решение и сообщают пациенту. После этого человек может выбрать где будет проведена эвтаназия – на дому или в больнице и даже назначить дату.

Итог

Все больше стран, где ранее был запрет эвтаназии меняют свое решение. Законодательный орган руководствуется тем, что у каждого человека имеется право на смерть в комфортных условиях и даже возможность самому выбирать день процедуры.

Нередко случается так, что не все родственники могут согласиться с решением человека и принять его. Несомненно, эвтаназия имеет минусы, которые больше затрагивают этические и правовые нормы.

Но что остается делать тем пациентам, у которых шансы на выживание и излечение от болезни отсутствуют? Когда медицина не может помочь человеку и в некоторых случаях даже уменьшить страдания? В таких случаях плюсы эвтаназии заключаются в прекращении страданий для тяжело больных пациентов. Проблемы эвтаназии существую уже долгие десятки лет и постепенно разные государства меняют свое решение в пользу права человека на тихую и спокойную смерть. Может быть, в скором времени и Россия присоединится к ряду государств, где разрешена эвтаназия.

Видео

"Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…" - эти строки из клятвы Гиппократа знакомы каждому врачу. Но в последние годы практика прекращения жизни неизлечимо больного человека, испытывающего невыносимые страдания, с согласия самого больного или его ближайшего родственника становится все более популярной. В медицине эту практику называют эвтаназия.

Впервые слово "эвтаназия " употребил в XVI веке английский философ Фрэнсис Бэкон для определения "лёгкой смерти". До начала Второй мировой войны в ряде европейских стран эвтаназия была широко распространена. Например, в 1939 году совершил эвтаназию отец психоанализа Зигмунд Фрейд с помощью доктора в своей лондонской квартире. У него был рак полости рта, который не удалось вылечить даже после 31 операции по удалению опухоли. Запрещать эвтаназию стали после войны, когда нацисты наглядно продемонстрировали программу умерщвления Т-4.

В настоящее время отношение людей к эвтаназии отличается. Кто-то считает, что если человек сильно страдает и сам хочет уйти из жизни, или если его близкие и родственники пришли к мнению, чтобы прекратить его страдания, то выполнить их желание - это очень гуманно. Другие же, наоборот, утверждают, что эвтаназия дает право на самоубийство, а родственникам больного предоставляет шанс на осуществление их корыстных целей. Ведь если больной находится в коме и разрешения спрашивать придется у родственников, нет никакой гарантии в том, что они не дадут согласие, только чтобы избежать финансовых расходов на уход за ним или ускорить процедуру унаследования его состояния.

Страной-первопроходцем, узаконившей эвтаназию , в 1984 году стали Нидерланды. Вслед за Нидерландами к практике присоединились Бельгия и Люксембург, приняв закон о добровольном уходе из жизни и роли врача в этом процессе. В 1999 году Албания разрешила эвтаназию для больных в коме после получения согласия 3 родственников. С 2002 года в Голландии разрешили применять эвтаназию в отношении детей старше 12 лет, а с 2014 в Бельгии ребенок любого возраста может получить эвтаназию при наличии согласия его родителей или ближайших родственников.

В кантоне Цюрих Швейцарии эвтаназия разрешена с 1941 года, а сейчас там процветает суицидальный туризм. Граждане Англии и Германии, где эвтаназия запрещена, едут специально в Цюрих, чтобы добровольно уйти из жизни. В 2005 году в аптеках Бельгии стали продавать специальные наборы, предназначенные для эвтаназии. В состав этого набора входит одноразовый шприц с ядовитым раствором и средства для проведения инъекции. Купить такой набор можно за примерно 60 евро по рецепту врача.

В США эвтаназия разрешена лишь в 4 штатах - Орегон, Вашингтон, Джорджия и Вермонт. В остальных штатах осуществление эвтаназии нелегитимное, там регулярно средства массовой информации публикуют информацию о том, как американские врачи идут против закона и помогают тяжелобольным людям покончить с собой.

Согласно Уголовного кодекса Азербайджана , врача, который помог в добровольном уходе из жизни тяжелобольному пациенту, ждет наказание в виде тюремного заключения до 3-х лет лишением права работать по профессии. В России эвтаназия тоже считается уголовным преступлением и карается законом. В большинстве случаях при назначении меры наказания она приравнивается к умышленному убийству, если нет доказательств, что при совершении преступления присутствовал мотив сострадания.

У эвтаназии , как и у любой другой процедуры, существуют свои плюсы и минусы, касающиеся принципиальной недопустимости процедуры или её необходимости. Плюсы - это аргументы за, а минусы - аргументы против:

На видео представлен пример эвтаназии в Швейцарии, когда 104-х летний ученый решил закончить жизнь через эвтаназию.

Аргументы за :
- Для поддержания жизни неизлечимого больного, страдающего от невыносимых болей, требуется много денежных средств;
- неизлечимая болезнь ведёт к деградации, это значит, смертельный укол - это спасение человека от риска быть обузой для близких и шанс остаться в их памяти в лучшем качестве;
- Когда страдания преобладают над удовольствиями, отрицательные чувства над положительными, жизнь уже не является благом для человека.

Аргументы против :
- трудно сделать правильный выбор между жизнью и смертью, когда человек страдает или является его ближайшим родственником;
- никто не имеет право решать, кому жить, кому - умереть;
- самоубийство - большой грех;
- жизнь является наивысшим благом, и бороться за нее надо до последней минуты.

Видео урок об эвтаназии - Джек Кеворкян. Доктор убийца или специалист по эвтаназии?

При проблемах с просмотром скачайте видео со страницы

Вернуться в оглавление раздела "

82548 27.11.2012

Хорошая смерть – что это? Это перевод греческого слова «эвтаназия». Аргументы за и против эвтаназии привела в своей лекции, прочитанной 26 ноября в Политехническом музее, Анна Сонькина

Хорошая смерть – что это? Это перевод греческого слова «эвтаназия». Аргументы за и против эвтаназии привела в своей лекции, прочитанной 26 ноября в Политехническом музее, Анна Сонькина

Владимир ЛОМОВ

Хорошая смерть – что это? Оказывается, так переводится с греческого слово «эвтаназия». Как мы относимся к «хорошей смерти»? Что мы вкладываем в это понятие и есть ли точки соприкосновения между нашими представлениями о хорошей смерти и эвтаназии: об этом говорила в своей лекции, прочитанной 26 ноября в Политехническом музее, Анна Сонькина — паллиативный врач, врач-консультант по паллиативной помощи Православной службы «Милосердие».

1. За несколько веков медицинская этика немало изменилась. Раньше все опирались на Клятву Гиппократа, базовый принцип которой звучит примерно так: делай все что угодно, но не навреди. Этика гиппократовой медицины очень патерналистична: врач – царь и бог, он все знает. Сегодня же медицинская этика базируется на четырех этических принципах. Ни один из них не является лидирующим, все равнозначны:

  • Автономия – реализация права человека на контроль над собственными жизнью, здоровьем и смертью;
  • Благодеяние (Beneficence) – обязанность всегда действовать в интересах пациента;
  • Не-злонамерение (Non-maleficence) – принцип «не навреди»;
  • Справедливость – все пациенты обладают равными правами на получение помощи.

    2. Почему в контексте медицины возникает вопрос о хорошей смерти? Сейчас можно заметить две основные тенденции. Во-первых, переход от патернализма к автономии, которая постепенно развивается в медицине. А также изменение в медицине подхода к умирающему. То есть если когда-то врач, поскольку он был царем и богом, не занимался умирающими, то в XX веке появляется хосписное движение, развивается мысль о том, что даже умирающим человеком нужно заниматься.

    Причины смерти с годами очень сильно изменились, как и продолжительность жизни. Мы наблюдаем множество технологий, которые продлевают жизнь. Мы умеем искусственно замещать огромное количество функций организма. Но это в свою очередь создает свои сложности.

    3. Эвтаназия в переводе с греческого означает «хорошая смерть». Определение этого слова менялось. В античности встречается упоминание этого слова как хорошей смерти в результате хорошей жизни. Первое упоминание эвтаназии в медицинском контексте относится к XVII веку. Фрэнсис Бэкон говорил, что врач должен как-то помогать умирающим, чтобы им не было так страшно. В XIX веке начали говорить об активном участии врача в умерщвлении. В XX веке пришли к современному определению:

    Эвтаназия – это смерть путем введения врачом смертельных доз препаратов по просьбе пациента.

    Очень близкое к эвтаназии понятие – ассистированное врачом самоубийство (PAS). Это когда врач по просьбе пациента предоставляет ему препараты для самоубийства. То есть в случае эвтаназии препараты вводит врач, во втором – сам больной.

    4. НЕ являются эвтаназией:

  • Любые решения против лечения (в случае клинической нецелесообразности или при отказе пациента).
  • Использование лекарств для уменьшения страданий пациента при умирании, которые в качестве побочного эффекта могут приблизить смерть.
  • Терминальная (паллиативная) седация. Это медицинское вмешательство, направленное на уменьшение страданий больного. Когда не удается снять страдания, остаются одышка, тошнота – и человеку даются препараты, чтобы он не чувствовал хотя бы этого.
  • Неадекватное лечение, приведшее к смерти. Имеется в виду преступная халатность.
  • Медицинское убийство против желания компетентного больного. Это не эвтаназия, это именно убийство.
  • Точно так же расценивается и медицинское убийство некомпетентного больного.

    5. Немного истории. Впервые эвтаназия была легализована в Северной Австралии. Но закон быстро приняли и так же быстро отменили. Первым местом, где была легализована не эвтаназия, а ассистирование смерти, был штат Орегон. Здесь самая большая по продолжительности практика ассистированного самоубийства – в принципе, эти два термина взаимозаменяемы.

    В Бельгии знаковый момент был 1 апреля 2002 года. А вот в Великобритании с 2005 года перешли от оппозиционного к нейтральному отношению. В целом есть тенденция роста запроса общества на эвтаназию.

    6. Почему люди хотят «хорошую смерть»? В большинстве случаев, как показывают опросы, это происходит из-за того, что человек находится в депрессии от безнадежности собственного положения. Не всегда он в этот момент чувствует физическую боль.
    Сейчас проводится много опросов, и большой процент поддерживает эвтаназию, но гораздо меньше людей готовы опробовать ее на себе. Они говорят: «Да, это имеет место быть». Но как-то в общем, для других. То есть желание легализовать эвтаназию не обязательно выльется в то, что она будет широко использоваться. Люди просто хотят, чтобы она была, они хотят обладать правом на нее.

    7. Аргументы ЗА:

  • Автономия – если человек вправе распоряжаться своей жизнью, то пусть распоряжается ею до самого конца. Правда, те, кто не является сторонником эвтаназии, могут сказать: «Вы знаете, есть еще и автономия врача. Он не обязан идти против своих принципов». 50% врачей испытывают дискомфорт, когда им приходится прибегать к эвтаназии.
  • Акт милосердия – это убийство из милосердия. Люди, которые выступают за эвтаназию, – это не злые люди, не хищники, не убийцы.
  • Медицинская ответственность. Часто говорят: «Вы, медики, создали проблему, вы и решайте. Вы сделали так, что люди теперь дольше живут и каждый доживает до таких болезней, о которых раньше не знали. Значит, вы же должны помочь им уйти».

    В Голландии, где эвтаназия практикуется вот уже 10 лет, очень убедительно выступают за нее. Ты слушаешь их и думаешь: «Ну да, ничего не попишешь». Они, например, говорят, что люди в Голландии очень одиноки. По моим личным наблюдениям, это действительно так: пожилые люди там зачастую живут вдалеке от своих детей и внуков. Но все равно есть какое-то чувство, что это все абсолютно неправильно.

    8. Аргументы ПРОТИВ:

  • С религиозной точки зрения самоубийство – это грех.
  • Ценность человеческой жизни – важный аргумент против эвтаназии. Как может один человек отнять жизнь у другого?
  • Лучшие альтернативы – очень весомый аргумент, который отсрочил разговор об эвтаназии, например в Великобритании, на много лет. Очень долго там противились эвтаназии, заменяя ее паллиативной помощью. Паллиативная помощь – помощь людям с неизлечимыми заболеваниями для того, чтобы они как можно меньше страдали и как можно лучше жили, сколько им осталось.
  • Наклонная плоскость – опасение за злоупотребление эвтаназией, неправильное использование. Сегодня пожилой человек может попросить себе эвтаназию, а завтра то же самое попросят для него его родственники, которые хотят побыстрее заполучить наследство.
  • Социально-этический урон для культуры. У всех, даже у ярых сторонников эвтаназии, всегда есть какой-то тормоз, ощущение, что это не совсем правильно с точки зрения культуры. Поэтому они говорят о том, что эвтаназия должна быть ограничена.

    Все эти аргументы хороши в теории, но нуждаются в каком-то подтверждении. Нельзя просто сказать: «Это наклонная плоскость». Нужно изучать этот вопрос, подкреплять реальной практикой. Так, чтобы это были не только наши рассуждения.

    9. Что происходит в России?

    В статье 45-й Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятого совсем недавно, есть такие строчки: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

    Но в 7-м пункте статьи 66 есть такой интересный момент:

    «Реанимационные мероприятия не проводятся: 1) при состоянии клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью».

    Таким образом, получается, что не проводить реанимацию или прекращать реанимацию по желанию больного – это эвтаназия. А не проводить реанимацию из-за того, что смерть наступает на фоне прогрессирования неизлечимых заболеваний, – это можно по приказу. То есть какой-то полный бардак и хаос, потому что любое прекращение искусственного поддержания жизни или неоказание помощи незаконно.

    10. Для России сегодня актуально:

  • Развитие паллиативной помощи. Это в Великобритании можно сказать, что паллиативная помощь больше не работает и надо переходить к эвтаназии. России же нужно вернуться к разговору о легализации эвтаназии только после того, как она сделает хоть что-то весомое для развития паллиативной помощи.
  • Совершенствование законодательной базы, которая защитила бы автономию пациента и разрешила бы ему отказываться от интенсивного лечения, когда он его не хочет.
  • Даже если у нас будет легализована эвтаназия, надо учитывать некоторые вещи. Например, национальные особенности: роль семьи, религии, культуры. Россия в этом плане идет совсем другой дорогой, нежели Голландия.
  • Работа над судопроизводством. Абсолютно все вышесказанное можно смело перечеркнуть, потому что с таким судопроизводством, как у нас, эвтаназию легализовывать ни в коем случае нельзя.
  • Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Сторонники законопроекта утверждали, что его принятие позволит смертельно больным людям умереть достойно

    Британский парламент отверг законопроект, который предлагал разрешить эвтаназию (врачебную помощь при самоубийстве) для смертельно больных людей.

    Противники законопроекта утверждают, что в случае легализации эвтаназии на пожилых людей может оказываться психологическое давление с тем, чтобы они покончили с собой. Это была уже третья с 1997 года попытка легализовать эвтаназию в Британии.

    Эвтаназия - одна из самых чувствительных и болезненных проблем современного общества. Термин эвтаназия происходит от двух греческих корней - "eu" (хорошо) и "thanatos" (смерть).

    Таким образом, эвтаназия - это "хорошая смерть". В одних странах сама постановка вопроса о юридически узаконенной помощи человеку в уходе из жизни кажется кощунственной, в других - это уже давно узаконенная практика.

    Проблема эвтаназии находится на пересечении огромного комплекса дисциплин - медицины, юриспруденции, религии, философии, и для полноценного ее обсуждения необходимо участие специалистов из всех этих областей.

    Ведущий "Пятого этажа" Александр Кан пригласил для участия в программе двух: медицину представляет доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии и гериатрии Московского государственного медико-стоматологического университета Юрий Конев, религию - живущий в Лондоне священник отец Владимир Никифоров.

    Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

    Александр Кан: Отец Владимир, считаете ли вы, что проблема эвтаназии в британском обществе назрела?

    Владимир Никифоров: Да. Возрастает число людей, которые уезжают за границу, чтобы окончить жизнь – в Швейцарию, где есть специальное агентство. В соседних странах на это другие взгляды: в Голландии к этому относятся достаточно просто, и это все время возбуждает общественное мнение.

    Я достаточно регулярно бываю в больницах, меня вызывают к умирающим, я знаю об этом не понаслышке. Видеть страдания человека, когда медицина не может их облегчить, - это опыт, который невозможно забыть. Что-то в этом смысле должно быть сделано.

    А.К.: Но результат сегодняшнего голосования отрицательный. Насколько это неожиданно?

    В.Н.: Я бы сам голосовал против этого закона. Главная проблема – это страдание, независимо от того, сколько человеку осталось жить. Невыносимые страдания надо облегчить. А законопроект не рассматривает суть. Кто решает, что человеку осталось жить меньше шести месяцев? Процедура совершенно не прописана.

    Например, во многих больницах такие пациенты занимают место, почему бы им не умереть пораньше и освободить койку? Такие случаи бывали. Морально нечистоплотный доктор может солгать и отправить пациента на тот свет. Был доктор Шипман, который отправил на тот свет чуть ли не 200 пациентов.

    А.К.: Ну, доктор Шипман не руководствовался соображениями об облегчении страданий больных, а именно это лежит в основе эвтаназии. А насколько реально обсуждение такой проблемы в России на уровне парламента?

    Юрий Конев: Пока это вряд ли возможно. Я согласен с сегодняшним решением британского парламента, что со мной бывает крайне редко. В России в соответствии с законодательством медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, ускорение смерти пациента по его просьбе. Как действиями, так и бездействием.

    Хотя там есть подпункты, которые касаются реанимационных мероприятий, когда наступила клиническая смерть, произошла остановка жизненно важных функций организма и они носят потенциально необратимый характер.

    А.К.: Вы упомянули действие и бездействие. Это так называемая пассивная и активная эвтаназия. При активной врач вмешивается и ускоряет смерть пациента, при этом пациент страдает от неизлечимого заболевания и близок к смерти так или иначе.

    При пассивной врач не вмешивается в жизнь пациента, но и не оказывает по просьбе больного, что очень важно, необходимую помощь для ее продления. Для вас как для медика между этими двумя понятиями нет разницы?

    Ю.К.: Этот вопрос надо рассматривать с позиции врача, с позиции больного и с позиции государства. Мое мнение, что любое вмешательство, способствующее смерти, – это убийство. А с точки зрения пациента есть такое понятие, как ассистируемое врачом самоубийство. Вроде бы "само", хотя средство для него готовил врач. И какой же он врач после этого?

    С точки зрения государства, в этом случае экономятся средства, которые тратятся на безнадежного больного, то есть государству это выгодно.

    А.К.: А какова позиция церкви? Англиканская церковь и ее глава архиепископ Кентерберийский официально выступают категорически против легализации эвтаназии. Но бывший архиепископ лорд Кэри выступает за ее легализацию.

    В.Н.: В католической церкви этот вопрос обсуждался на протяжении десятилетий. Здесь тоже различалась активная и пассивная эвтаназия. Любой человек имеет право отказаться от лечения. Лечение должно тогда быть прекращено. Можно прекратить насильственную подачу питания и воды, если тело их уже не принимает. Но нельзя сделать это с целью убить пациента.

    Это сравнительно недавно обсуждалось в связи с Иоанном Павлом II, который ужасно страдал от болезни Паркинсона, так что этот вопрос коснулся его лично. Не знаю, отказался ли он от лечения, но умер он естественной смертью. Но большого пространства для маневра здесь нет. А эмпатия важнее, чем догма.

    А.К.: Это очень важная мысль. Если жизнь превращается в сплошное страдание для больного, и его единственно желание – прекратить эти страдания, не есть ли соответствующее действие или бездействие – проявление милосердия? А милосердие – тоже врачебный долг.

    Ю.К.: Великобритания - родина альтернативы эвтаназии, паллиативной медицинской помощи. Человек не должен страдать. Есть ливерпульский консенсус, который расписывает последние 48 часов умирающего больного. Паллиативная помощь позволяет пациенту практически не ощущать боли.

    Во-вторых, на уровне психики происходят довольно явные изменения. Это депрессия, которая приводит к решению о преждевременном уходе из жизни. Если медицине удастся убрать эти предпосылки, то и решение такое не будет приниматься.

    А.К.: То есть, высказанное больным желание умереть - не результат четко осознанного решения, а результат последствия болезни?

    Ю.К.: Конечно.

    А.К.: А недавно пришло сообщение из Калифорнии, которая стала шестым штатом, где легализована эвтаназия. Она является легальной в Бельгии, Голландии и Швейцарии. Это страны с хорошо развитой экономикой и высоким уровнем жизни. И создается впечатление, что раз там было принято такое решение, то это то, куда мы все движемся.

    В.Н.: Вопрос не только в том, что есть умирающие, которым надо облегчить последние часы. Есть люди, которые потеряли возможность вести нормальную жизнь и тяготятся ею. Это может быть не острая боль, но постоянная, которую нельзя ничем снять.

    У медицины нет обезболивающего на все случаи жизни. Люди кричат часами от боли, а помощи им нет. Депрессия часто имеет вполне обоснованную базу. Мне кажется, путь лежит через какую-то нормальную социальную процедуру.

    Скажем, в Америке есть смертная казнь, но между приговором и казнью проходят годы, потому что боятся казнить невинного. Так же можно поступить и здесь. Не то, чтобы ждать годами, но выработать процедуру, которая исключала бы возможность ошибки, давления.

    Решение должно быть коллективным, и медики не должны быть частью этого коллектива. Они должны только поставить диагноз и дать прогноз. А решение должно принимать какое-то жюри.

    Здесь могут быть злоупотребления. Известен случай, когда женщина попала в больницу и обнаружила на своей кровати код. Она выяснила, что он означал, что к ней не надо применять реанимацию, потому что она старше определенного возраста.

    Сложную проблему нельзя решить простыми средствами. Должна быть система, которая защищала бы пациента от необоснованного умерщвления.

    А.К.: До сих пор мы говорили о случаях, когда больной сам проявляет желание, так или иначе высказывает свою волю. А если больной уже не в состоянии сам принимать решения? Когда человек в коме и на поддержание его жизни уходят огромные средства? Есть ли какие-то основания отключить эту аппаратуру, если у человека умер мозг?

    Ю.К.: Такая практика бытует в настоящее время. Здесь также возможны злоупотребления. Родственники могут желать получить наследство. Впервые закон об эвтаназии был принят в Австралии, но через год был отменен. А в истории первый закон об эвтаназии принял Адольф Гитлер в 1939 году.

    А.К.: Это страшное напоминание. Этот вопрос обсуждается десятилетиями, и аргументы обеих сторон представляются очень весомыми. И мне кажется, что решения нет.

    В.Н.: Решение может быть, но требуется исторический опыт, чтобы его постепенно построить осторожными шагами. То, что предлагал сегодня парламент, – шаг неосторожный. Надо подумать о процедуре.

    Если есть закон, надо подумать, как он будет применяться. С другой стороны, можно надеяться на прогресс медицины, которая будет купировать боль и страдания.

    Media playback is unsupported on your device