Дрессировка охотничьего спаниеля. Эффективная дрессировка русских охотничьих спаниелей Дрессировка кокер спаниеля с 2 ух месяцев

Выращивание и воспитание щенка русского спаниеля дело очень ответственное, но благодарное. Если вы хотите вырастить своего любимца послушным, чистоплотным, жизнерадостным, не жалейте на это ни времени, ни сил. Начинать воспитание щенка следует как можно раньше, так как в раннем возрасте собака лучше воспринимает команды и быстрее учится.

Каждый щенок обладает не только определенными чертами характера, свойственными породе русский спаниель, но и индивидуальными особенностями, что следует учитывать, приступая к обучению и дрессировке.

Щенок спаниеля в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.

Этап социализации щенка русского спаниеля - это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 8 до 12 нед, как раз в то время, когда он появляется в вашем доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой обстановки в хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки.

Ваш питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в вашем доме (кошки, хомячки). Обычно к другим живым существам щенки относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а громкий лай малыша всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет. Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания - команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».

В возрасте 8-12 нед щенок русского спаниеля обладает повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период ему просто необходимо ваше внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессовые ситуации у щенка могут возникнуть нетолько в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно-профилактических манипуляций: вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего питомца от пугающих его процедур.

При воспитании собаки русского спаниеля нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь, как и чрезмерная строгость в общении со своим питомцем, не поможет вам вырастить хорошую собаку. Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину.

Понятие о воспитании

Под воспитанием щенка спаниеля понимается последовательная и систематическая выработка у него необходимых навыков, облегчающих содержание и уход за ним, а также его дальнейшую дрессировку. В процессе воспитания щенок приучается: к хозяину, к кличке, к месту, к сохранению чистоты в помещении, к ошейнику и свободному движению на поводке, к подходу по сигналу, не трогать корма без команды, а также к наморднику.

Приучение к хозяину

Приучать щенка к хозяину надо начинать с момента его отъема от матери или с момента его приобретения и производить во время кормления, выгуливания и игры с ним. Все приучение заключается в том, что хозяин щенка лично сам кормит, выгуливает и играет с ним во время прогулок (поручает это делать другим лицам только в исключительных случаях). Спустя несколько дней щенок привыкает к тому человеку, который за ним ухаживает, а в дальнейшем, как говорят, привязывается к нему.
Когда приучают щенка к себе, а также при дальнейшем его воспитании, не следует кричать на него или бить его. Иначе щенок вырастет робким, забитым, малопригодным для дрессировки и охоты.

Приучение к кличке

Приучить щенка русского спаниеля к его кличке - значит, выработать у него навык обращать внимание на своего хозяина после произношения им его клички.
Для клички щенка выбирается короткое, звучное, с четким окончанием слово из названий гор, рек, стран света, птиц, зверей и различных названий предметов. Кличка присваивается щенку с момента отъема его от матери или приобретения.
Нельзя изменять, искажать и сокращать присвоенную щенку кличку.

Приучать щенка к кличке надо одновременно с приучением его к хозяину. Для этого щенка называют по кличке, и вслед за этим дают ему кусочек «лакомства». После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается условный пищевой рефлекс. При произношении клички щенок будет отвечать поворотом головы в сторону лица, произносящего кличку, ожидая получения «лакомства». В результате произнесенная кличка превращается для щенка в сигнал «внимание».

Приучение к месту

Для того чтобы щенок не лез в комнатах к столу, не ложился спать там, где он захочет, ему отводится определенное место, на котором ставится лежанка. При приучении щенка к месту поступают следующим порядком. Как только щенок начинает мешать или устраиваться спать в неположенном для него месте, необходимо произнести его кличку, подать команду «место», ладонью руки слегка ударить щенка по крупу, а потом отнести его на место, там уложить и повторить команду «место», после чего от него отойти. После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается навык по команде «место» самостоятельно бежать на свое место, не ожидая физического воздействия.

Приучение сохранять чистоту в помещении

Сохранять чистоту в помещении можно начинать приучать щенка с 2-месячного возраста.
Способ приучения сохранять чистоту зависит от места расположения квартиры владельца щенка.
Если квартира находится на первом этаже, то после каждого кормления щенок должен выводиться на улицу и выгуливаться всегда в строго определенном месте. Через несколько дней у щенка вырабатывается привычка отправлять свои потребности на месте выгуливания. В это время, наблюдая за поведением щенка после кормления, можно заметить, что он сначала начинает сам бежать к двери и бегать около нее, царапать ее лапами, скулить или лаять. Для того, чтобы закрепить у щенка этот вырабатываемый навык, следует каждый раз, когда щенок вертится у двери, немедленно ее открывать и провожать его к месту выгуливания. Несмотря на то, что у щенка уже выработался нужный навык проситься и выгуливаться в определенном месте, первое время еще можно будет наблюдать небольшие лужицы, оставляемые им в помещении, особенно в период между вечерним и утренним выгуливаниями. Такое нежелательное явление исчезает постепенно, по мере роста щенка. К четырем месяцам щенок окончательно привыкнет соблюдать в помещении чистоту.

Если квартира расположена на втором этаже и выше, необходимо где-либо в уголке, недалеко от лежанки щенка, поставить ящик размером 60х60х5 см, заполненный наполовину песком. В этом ящике и приучают щенка временно отправлять свои потребности. Для этого каждый раз после кормления надо наблюдать за поведением щенка. Заметив, что он начинает кружиться, искать себе место, необходимо немедленно, осторожно взять щенка и отнести его в ящик, из которого не выпускать, пока он не удовлетворит свою потребность.

При внимательном наблюдении за щенком и аккуратном выполнении всех указаний он через несколько дней будет сам бегать к ящику. После четырехмесячного возраста ящик с песком убирается, и щенка начинают приучать к выгуливанию на улице.

Приучение к ошейнику и свободному движению на поводке

Для того, чтобы выгуливать щенка и водить его на прогулку, необходимо приучить его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать к этому можно начиная с трехмесячного возраста щенка во время выгуливания и прогулок с ним.

Чтобы приучить щенка к ошейнику и свободному движению на поводке, произносят его кличку, привлекая его внимание, затем подают команду «гулять», надевают на него ошейник с пристегнутым к нему поводком, открывают дверь и выпускают щенка впереди себя, держа конец поводка в левой руке.

Если щенок будет сопротивляться движению на поводке, надо привлечь его внимание кусочком «лакомства», при этом одновременно легким движением потягивать за поводок. Когда щенок прекращает сопротивляться, его поощряют «лакомством» или оглаживанием, не приостанавливая при этом движения.

После выгуливания или прогулки щенка поощряют «лакомством», отстегивают поводок, а ошейник оставляют на шее. После нескольких таких прогулок попытки щенка сопротивляться движению на поводке бесследно проходят, щенок начинает свободно двигаться на поводке, иногда играя с ним, таская в зубах ближайший к ошейнику конец. Движение со щенком на поводке следует делать шагом, не допуская рывков за поводок. Не надо требовать от щенка обязательно идти около левой ноги ведущего.

Приучение к подходу по сигналу

Успех охоты со спаниелем во многом зависит от его послушания охотнику. Одним из важнейших элементов послушания собаки является ее быстрый и безотказный подход по первому сигналу.
Приучать щенка к подходу можно начинать с трехмесячного возраста сразу же после приучения его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучение щенка к подходу производится на удлиненном поводке в комнате, а также во время выгуливания и прогулок. Сначала щенка приучают подходить по команде. Для этого улавливают момент, когда щенок находится в 5-10 шагах, подают команду «ко мне» и показывают кусочек «лакомства», который и отдают ему после подхода. Если щенок перед командой «ко мне» был чем-либо отвлечен, его называют по кличке.

Путем повторений в различной обстановке у щенка легко и быстро вырабатывается навык по команде «ко мне» бежать к ведущему за кусочком «лакомства». Чтобы выработанный навык был у щенка прочным, необходимо за каждый подход по команде поощрять его «лакомством». Если щенок отказывается идти к ведущему по команде, при этом чем-то отвлекается, следует повторить команду «ко мне», после чего легким потягиванием за удлиненный поводок приблизить его к себе и обязательно поощрить «лакомством» или оглаживанием. При выполнении этих действий выработанный у щенка навык быстро закрепляется и команда «ко мне» выполняется им безотказно. Когда щенок приучится подходить по команде, начинают приучать его подходить по жесту, а затем по свистку. Для подачи жеста правую руку поднимают от бедра в сторону на уровень плеча и, не задерживая, опускают ее.

Чтобы приучить щенка к подходу по жесту, следует уловить момент, когда щенок будет смотреть на ведущего, и тогда подать сначала жест, а затем команду «ко мне». После подхода щенок поощряется «лакомством». Путем повторений этих действий у щенка вырабатывается навык подходить к ведущему по одному жесту, без команды «ко мне».

Сигналом для подзыва на свисток служат три частых коротких звука. Чтобы приучить щенка к подходу на свисток, поступают так же, как и во время приучения его подходу по жесту, т.е. сначала подают сигнал свистком, затем команду «ко мне», а после подхода поощряют.
После нескольких повторений у щенка вырабатывается навык подходить по свистку, не сопровождаемому командой «ко мне».

Приучение не трогать корм без команды

Четко отработанная команда «нельзя» у спаниеля дает возможность охотнику в любой момент остановить собаку или прекратить ее нежелательное действие. К нежелательным действиям спаниеля следует отнести: попытки гонять домашних животных и птицу; подбирать и есть несъедобные предметы; бросаться и лаять на посторонних людей во время прогулок и переездов; попытки отправлять свои естественные потребности в неположенном месте, а также брать пищу со стола или корм без разрешения. Приучить щенка не трогать корм без команды - это вспомогательный прием для первоначальной выработки у собаки прекращать действия по команде «нельзя». Отработку настоящего приема можно начать после приучения щенка к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать щенка не трогать корм без команды надо во время кормления. Для этого щенка берут на поводок, подводят к корму или кусочку «лакомства». При его попытке взять пищу подают команду «нельзя» и, сдерживая поводком, не допускают к пище. Добившись от щенка прекращения попыток взять пищу, поводок ослабляют, после небольшой паузы подают команду «возьми» и одновременно делают шаг вперед, по направлению к пище, побуждая этим щенка подойти и взять ее. Когда щенок подошел к пище и ест ее, его поощряют восклицаниями «хорошо» «хорошо» и одновременно оглаживают.
При повторении этих действий у щенка постепенно вырабатываются прочные навыки: по команде «нельзя» - не трогать пищу, а по команде «возьми» - брать ее.

Выработав у щенка такие навыки, последующие занятия проводят с опущенным на землю поводком, чтобы иметь возможность в нужный момент наступить на поводок и этим задержать подход щенка к пище до команды «возьми». В дальнейшем, при четком выполнении щенком команд «нельзя» и «возьми», поводок снимают, и щенок выполняет команды без поводка. В последующем команду «нельзя» закрепляют. Для этого при попытках собаки совершить какое-либо нежелательное действие подают команду «нельзя». Если собака не выполняет эту команду, надо подать повторную с угрожающей интонацией, одновременно сопровождая команду легким рывком поводка или легким ударом прутика, в зависимости от обстановки.

Приучение к наморднику

Независимо от собаки и ее отношения к окружающим людям, железнодорожные правила и правила содержания собак в городах и населенных пунктах требуют обязательного наличия на собаке намордника во время следования с нею по железной дороге или при прогулках без поводка. Это обязывает каждого охотника приучить свою собаку к безразличному отношению к надетому на нее наморднику. Приучать щенка к наморднику можно начинать с шестимесячного возраста, сразу же после приучения его не трогать корм без команды. Для спаниеля наиболее удобным и пригодным намордником является петельный намордник, который, будучи надетым на собаку, почти не беспокоит ее. Поэтому приучить собаку к такому наморднику не представляет затруднений. Приучают щенка к наморднику во время выгуливания и прогулок с ним. Для этого каждый раз перед выходом на прогулку подают команду «гулять», затем берут щенка на поводок, надевают ему намордник и выводят на улицу. Для того, чтобы намордник не мешал щенку, следует петельку, в которую просовывается морда собаки, расширить, а налобный ремень опустить, удлинить. Попытки щенка сбросить намордник прекращаются командой «нельзя», сопровождаемой легким рывком поводка. После нескольких таких прогулок процесс надевания намордника на щенка превращается в сигнал начала прогулки, в результате чего попытки сопротивляться надеванию и ношению намордника прекращаются. После этого намордник на щенке затягивается нормально, без излишних ослаблений.

Если вы решили завести щенка спаниеля, то стоит готовиться к тому, что с ним придется очень долго и упорно заниматься. Уже с того самого момента, как маленький комочек появится в вашем доме, нужно следить за его поведением, учить команды и т.д. Это нужно для того, чтобы щенок понял, что в доме хозяин не он, а вы. Изначально, собака должна слушаться своего хозяина, воспринимать его как лидера и лучшего друга. Если вы не сможете уделять собаке много времени, то лучше повременить и не заводить такую породу, ведь спаниель не создан для лежания на диване. Он, прежде всего, охотничья собака, и требует долгих прогулок.

Для начала нужно подобрать собаке благозвучную кличку, и ни в коем случае не ассоциировать ее с командой «Ко мне». У животных их кличка служит сигналом «Внимание», поэтому перед какой-то командой, нужно обращаться к собаке, а потом только давать команду.
В доме у щенка должно быть специально отведенное место, находящееся вдали от прохода и закрыто от прямых солнечных лучей. Одной из первых команд, которым нужно обучить спаниеля — это «Место» или «На место». Очень важно выбирать для обучения этим командам, моменты, когда щенок нагулялся, устал или поел. В холодное время можно положить под подстилку теплую грелку, и уставшему щенку будет комфортно лежать на своем месте. Достаточно повторить несколько раз и собака будет точно знать, где находится ее место.

Также немаловажной командой для спаниеля, является команда «Нельзя». Начинать разучивать ее нужно, так сказать, у миски. Когда приходит время давать еду, нужно насыпать корма в миску, подозвать пса, взять одной рукой миску, а другой ухватиться за холку собаки и резко сказать «Нельзя». Малышей удерживают 5-7 секунд, взрослых особей можно подольше. Затем, ласково, сказать «Возьми», и отпустить проголодавшегося щенка к миске. Запрещающую команду можно давать не только перед едой, но и в других случаях, когда нужно предотвратить какое-то нежелательное действие собаки.

Самая распространенная команда для собаки, любой породы — «Сидеть». Выучить ее, довольно, просто. Нужно подозвать спаниеля к себе, взять какое-нибудь лакомство, одну руку поднять высоко вверх и произнести «Сидеть», другой же рукой надавливать на круп, заставляя пса сесть. Каждое правильное действие поощряется лакомством. Еще одной легко запоминающейся командой является команда «Сидеть». Буквально через пару месяцев щенок уже сможет ее выполнять.

Уделяйте своей собаке как можно больше внимания и усердия, и вы сможете обрести настоящего преданного друга и помощника.

Предлагаем Вам посмотреть видео об Основных правилах в дрессировке американского кокер-спаниеля…

Как воспитывать и дрессировать английского кокер спаниеля самостоятельно?

Воспитывая и дрессируя английского кокер спаниеля, необходимо быть терпеливым, настойчивым, но в меру. Собаки этой породы быстро запоминают информацию, поэтому нет необходимости повторять одно действие чересчур много раз. На начальном этапе обучать собак этой породы можно дома, а в последствие лучше делать это на улице. Если собака игнорирует правило или команду, владельцу не следует пускать ситуацию на самотек.

Чем дольше кокер думает, что ему позволено выбирать, каким правилам следовать, а каким нет, тем хуже потом это исправить. Владелец должен однозначно дать питомцу понять, не прибегая к крику или насилию, что в их «стае» главный - человек, и что его «приказы» обязательны для выполнения. Насилие существенно навредит процессу обучения и воспитания , поэтому этот метод воздействия необходимо сразу исключить. Если возникает необходимость в наказании за непослушание, лучше использовать удаленные методы воздействия, например, обрызгать английского кокера водой, сильно пошуметь, бросить в его сторону что-либо (не в него) и тому подобное. Наказание, как и поощрение, должно быть обязательно своевременным. В противном случае, они не будут иметь должного эффекта, а зачастую и вообще никакого эффекта.


У каждой собаки есть своя индивидуальность, как и у людей, и каждый владелец должен помнить об этом. Воспитывая и дрессируя английского кокера, очень важно использовать его индивидуальные особенности и учитывать их в процессе. Кроме того, эти собаки по своей природе охотники, и это также следует учитывать. Однако проводить натаску следует только в том случае, если английский кокер сможет впоследствии закреплять полученные навыки со своим владельцем на охоте. Самостоятельно заниматься натаской очень сложно, так как необходимо много времени, сил, терпения, а самое главное опыта. Также для этого дела понадобится специальная тренировочная площадка и инвентарь. Если владелец хочет использовать охотничьи навыки кокера по их прямому назначению, то рекомендуется отдать собаку людям, оказывающим услуги натаски. К сожалению, не в каждом регионе можно найти натасчика, тем более хорошего и дешевого. Стоят подобные услуги (полный курс с получением диплома) от 30 000 рублей.

Какие курсы дрессировки подойдут для английского кокер спаниеля, и сколько они стоят?

Для каждого возраста существуют свои курсы дрессировки . С трех месяцев собаки могут проходить курс воспитательной дрессировки. Как правило, он состоит из 8-10 занятий длительностью 40-45 минут и стоит порядка 3-4 тысяч рублей. После его прохождения можно плавно переходить на курс послушания (с 6 месяцев). Он состоит из 10-14 занятий, их стоимость составляет примерно 6500-7500 рублей в зависимости от региона. Один из важнейших курсов -

Super User

Дрессировка.

Перед тем как начать разговор о дрессировке (обучении) спаниеля, поговорим немного о ее теоретических основах - без них практически невозможно правильно обучить собаку.
Дрессировать животное - значит вырабатывать у него определенные, нужные человеку навыки и действия в результате образования условных рефлексов. Основы Дрессировки заложены в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных.
Чтобы перейти к рассказу о типах высшей нервной деятельности животных, методах дрессировки и непосредственно дрессировке вашего щенка, нельзя не сказать нескольких слов об условных и безусловных рефлексах: условные рефлексы возникают под влиянием
окружающей среды, а безусловные - это инстинктивные формы поведения животных. На базе безусловных рефлексов возникают условные, а они, в свою очередь, участвуют в осуществлении сложнейших безусловных, то есть, как видите, рефлексы находятся в постоянной взаимосвязи.
Рассмотрим такой пример. Вы хотите, чтобы собака села по команде «Сидеть!». Сидение вообще - это врожденный безусловный рефлекс. Но для того чтобы он
«сработал», вы должны выработать у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть!». Эта команда должна сопровождаться таким раздражителем, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. Дальше я объясню, как это делается на практике, а сейчас важно, чтобы вы поняли, что условные рефлексы возникают на базе безусловных, а иногда и на основе ранее выработанных условных рефлексов. Учтите к тому же, что они могут возникать, но могут и исчезать, то есть однажды выработанный условный рефлекс, если его не отрабатывать в дальнейшем, постепенно угаснет.
А вот какие условия способствуют образованию условных рефлексов: наличие двух раздражителей, один из которых условный (команда), а другой безусловный (принуждение), например нажатие на круп при усаживании собаки; применение обоих раздражителей должно совпадать по времени. Необходимо, чтобы команда, на которую вырабатывается условный рефлекс, звучала на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя; многократное повторение условного раздражителя (команды) с воздействием безусловного (нажатие на круп); отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих собаку; на основе сильных безусловных рефлексов вырабатываются сильные условные; бодрость и здоровье собаки как нельзя лучше способствуют образованию условных рефлексов.
А теперь расскажу немного о методах дрессировки. Они основаны прежде всего на индивидуальном подходе к каждой собаке. Известны четыре типа высшей нервной
деятельности (к одному из них и может относится ваш питомец):

1. Холерик (возбудимый тип) - безудержный, агрессивный. У него крайне сильно выражен процесс возбуждения, преобладающий над торможением.

2. Сангвиник (подвижный тип) - в основном характеризуется тем, что у животных этого типа возбуждение и торможение легко и быстро сменяют друг друга.

3. Флегматик (инертный тип) - нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные, но условные рефлексы вырабатываются у них медленно, хотя и усваиваются надолго.

4. Меланхолик (слабый тип). Если первые три типа нервной деятельности являются сильными, то этот последний - слабый. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и не являются стойкими.

Для большинства пород охотничьих собак, и в том числе спаниелей, крайне желателен подвижный (уравновешенный) тип нервной деятельности. Он позволяет, например, в наиболее короткий срок затормозить ненужную погонку спаниеля за взлетевшей дичью. К сожалению, надо сказать, что сейчас часть спаниелей можно отнести к возбудимому (безудержному) типу, а это отрицательно влияет на обучение их послушанию во время
охоты. Вероятно, сказывается то, что спаниели у наспорода молодая, и энтузиасты при ее становлении уделяли основное внимание экстерьеру, а не типу нервной деятельности, что, в общем, в какой-то мере и оправдано. Но настало время, когда и этому вопросу надо уделить самое пристальное внимание для того, чтобы путем селекционной работы с породой дать охотникам-любителям собак с более подвижными нервными процессами,
у которых возбуждение не преобладало бы над торможением. Но, надо оговориться, что спаниели-флегматики, а тем более меланхолики еще менее пригодны для охоты.
В соответствии с типом нервной деятельности собаки владелец и применяет те или иные методы ее дрессировки. Этих методов известно четыре: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Заключается он в том, что условный раздражитель, например команда «Сидеть!», сопровождается нажатием руки обучающего на круп собаки, а иногда и натягиванием поводка. Короче говоря, механический метод вызывает у нее определенные болевые ощущения.

Вкусопоощрительный метод. Его принцип заложен в поощрении животного лакомством при отработке желаемого условного рефлекса. Так, команда «Ко мне!» быстро и хорошо усваивается собакой, если ей во время обучения после подачи команды покажут кусочек мяса, а при подходе отдадут его.

Контрастный метод. Сочетает в себе два способа воздействия на собаку принуждение и поощрение. Например, (при обучении хождению рядом с охотником у его левой ноги) ученика берут на укороченный поводок и одновременно с командой «Рядом!» рывком за поводок (принуждение) осаживают назад высовывающегося вперед спаниеля, а когда он начнет идти рядом, не натягивая поводок, говорят «Хорошо!» (поощрение). Контрастный метод дает наиболее лучшие результаты дрессировки.

Подражательный метод. Основан он на врожденной способности собаки подражать действиям другой. Пользоваться им нужно весьма осторожно, так как почти каждый спаниель имеет в своей работе какие-то недостатки и, подражая ему, ваша собака вместе с положительными качествами усвоит и отрицательные.

Ответить однозначно, какой тип высшей нервной деятельности у щенка, неопытному человеку очень трудно, так как по единожды наблюдаемым внешним действиям
сделать это правильно редко удается. У вас же малыш все время перед глазами, и по поведению на улице и дома только вы и можете с определенной точностью определить тип собаки, учитывая его в дальнейшем при дрессировке. Определенную помощь в
племенной работе по отбору производителей с желаемым типом нервной деятельности бесспорно могут оказать и эксперты в поле, которые при соответствующем опыте работы с собаками довольно точно определяют их тип.
Особенность дрессировки спаниеля возбудимого типа состоит в том, что тормозной процесс нужно отрабатывать не спеша, осторожно и последовательно, очень постепенно вырабатывая выдержку. Такие спаниели легко выдерживают сильные механические раздражители, проявляя большую работоспособность. Возбудимую собаку трудно дрессировать, но отдача от нее на охоте хорошая. Очень часто у чрезмерно возбудимых спаниелей можно наблюдать, как они недостаточно прилежно обрабатывают след дичи, стараясь в пылу азарта поднять ее на крыло бросками из стороны в сторону. Дрессировка этих собак только вкусопоощрительным методом, как правило, ничего не дает; здесь должен преобладать механический метод.
Нет никакой особенности при дрессировке собак подвижного типа. Контрастный метод для них наилучший.
Собаки инертного типа медленно переключаются из возбужденного состояния в тормозное, и наоборот. Прибегать к механическому методу дрессировки таких учеников надо очень осторожно, так как излишнее принуждение может вконец испортить собаку. При отработке различных приемов у нее необходимо следить, чтобы интервалы между подаваемыми командами были достаточными для усвоения их животным.
Можно, конечно, дрессировать и собак слабого типа нервной деятельности, но тут нужно очень большое терпение. Хорошо, если сам владелец энергичен и всем своим поведением побуждает к этому и своего питомца. По понятной причине на первых порах обучения щенка нельзя применять никаких мер принуждения, а тем более болевого воздействия на него.
Дрессировать собаку - значит, учитывая ее индивидуальные особенности и подчинив своей воле, обучить выполнять необходимые команды и тем самым подготовить к натаске в поле, то есть к специальной дрессировке.
Различным приемам спаниеля обучают по-разному, о чем мы поговорим чуть дальше. Но есть основные правила дрессировки, которые являются как бы ее азбукой и
обязательны при обучении собаки любой породы. Вот некоторые из них.
Даже в том случае, когда щенок не слушается вас, оставайтесь всегда спокойными, ровными, не проявляйте ненужной нервозности. Не обучайте своего питомца в раздраженном состоянии - лучше отложить или перенести урок. Как я уже отмечал во время разговора о приучении щенка к чистоплотности, не наказывайте ученика спустя некоторое время после совершения им нежелательного поступка - не поймет он, за что с него спрашивают. Наказывайте собаку только в самом крайнем случае и специально предназначенной для этого плоской плеткой, а не рукой, ногой, поводком или каким-нибудь другим твердым предметом.
Интонация голоса при отдаче команды - требовательная и даже слегка угрожающая. Все команды голосом, свистком или жестом должны быть возможно краткими, четкими, постоянными, легко запоминающимися и не меняющиеся от урока к уроку. Так, например, команду «Сидеть!» нельзя заменять на «Сиди!» или «Сядь!», «Лежать!» - на «Лечь!», «Ко мне!» - на «Иди сюда!» и т. п.
Лучше всего начинать дрессировку на привычном для щенка месте, где его никто и ничто не отвлекает, и только после того, как он хорошо выгуляется.
Чтобы лакомый кусочек - поощрение за правильно исполненную команду - имел действие, обучайте малыша не на сытый желудок. Не разрешайте посторонним оглаживать, ласкать или играть с вашим спаниелем, а тем более угощать или кормить его. Возьмите себе за правило: каждая единожды поданная вами команда должна быть обязательно выполнена щенком, так как невыполнение ее хотя бы один раз быстро перейдет в систему и ученик вскоре выйдет из повиновения. Если видите, что по каким-то причинам он не выполнит команду, лучше воздержитесь ее отдавать.
Все, что будет нежелательно в действиях взрослой собаки, необходимо приглушить со щенячьего возраста.
Тот или иной прием можно считать хорошо усвоенным учеником, если тот четко выполняет его и в присутствии сильных внешних раздражителей (другая собака, кошка, голуби и т. п.), но и после этого ежедневно повторяйте урок, чтобы выработанный условный рефлекс не притупился.
Не очеловечивайте собаку, но и не овеществляйте ее: не лишайте удовольствия послушать ваш разговор, посидеть у ваших ног, приласкаться.
Чтобы лакомство (кусочки сушек, сухарей, мяса и т. п.), предназначенное для поощрения ученика, не загрязнилось скапливающимися в карманах пылью и крошками табака, храните лакомство в чистом полиэтиленовом мешочке.
И последнее: как бы трудно ни было, как бы, казалось, ни мало знаний у вас, не отдавайте щенка дрессировать и натаскивать в чужие руки - полевой диплом он, возможно, и получит, но будет ли он настоящей рабочей собакой и вашим другом - трудно сказать.

А теперь давайте поговорим непосредственно о домашней дрессировке.
Итак, щенку в доме отвели определенное место. К нему он привыкнет очень скоро, если наигравшегося и укладывающегося спать малыша вы возьмете на руки (пока мал) и отнесете на предназначенное для него место, повторяя при этом строго: «Место, место!». Щенок прекрасно усвоит эту команду, если ему не позволяют спать где попало, а тем более забираться на кровать, кресла, стулья (отучить от которых будет не так-то просто).
Так же быстро щенок привыкает и к своей кличке, для чего надо во время кормления ласково повторять ее, оглаживая спаниельку рукой. Как только собака хорошо
усвоит кличку, обучите ее команде «Ко мне!» Для этого вначале произнесите кличку, а затем сразу же эту команду и подбежавшему ученику дайте лакомый кусочек. Повторяя урок несколько раз в день, вскоре вы добьетесь того, что щенок уже будет подбегать, услышав только слова «Ко мне!» Но на первых порах не забывайте про угощение. При подзыве собаки (особенно на улице и в присутствии посторонних людей) пользуйтесь
лишь этой командой, а не кличкой, которая для четвероногого друга должна звучать как своеобразная ласка, поощрение и которую вовсе не обязательно знать жителям вашего дома, двора, улицы.
Главное в дрессировке спаниеля - не опоздать с ее началом. Не думайте, что, пока малыш мал, не стоит его перегружать различными командами. Это мнение крайне ошибочное и вредное. С первых дней появления у вас щенка приступайте к дрессировке, и тогда не придется прибегать к помощи строгого ошейника и затрачивать
неизмеримо больше усилий во время натаски в поле. Но в то же время нельзя и дрессировать бесконечно, не давая отдыха нервной системе малыша.
«Нельзя!» - команда запрещающая. Насколько хорошо она будет усвоена щенком, настолько легко вы сможете пресекать все нежелательные действия взрослой собаки. Начинайте обучать этому приему во время кормления. Поставив на пол еду, придерживая щенка рукой, строго произнесите команду «Нельзя!». Не подпуская малыша к еде примерно 5-10 секунд в начале обучения, дайте потом команду «Взять!» и отпустите к миске с кормом. Постепенно (!) доведите выдержку до 3 минут. Не огорчайтесь, если на первых порах проголодавшийся после сна малыш будет непослушным - «терпение и труд - все перетрут». Убедившись, что щенок не трогает еду без разрешения рядом с вами, переходите к отработке этого приема на расстоянии, а затем и на разных предметах, которые хочет схватить ученик. Окончательная отработка и проверка правильности выполнения приема - на улице.
Свободно надетый на 2-месячного щенка ошейник обычно не доставляет ему неудобств; если же собачка начнет проявлять беспокойство, поиграйте с ней, приласкайте, и малыш вскоре забудет об ошейнике.
Помните, когда мы были на выставке, то почти все собаки шли на нее в намордниках. Настало время приучить к нему и вашего питомца, а то без намордника ведь и на улицу выйти нельзя. Правда, некоторые собаководы, нарушая правила содержания и выгуливания собак, выводят их на прогулку без намордников, даже бравируют этим. Не понимают такие горе-собаководы, что своим поведением они только разжигают страсти собаконенавистников. А ведь намордник, если приучить к нему собаку, абсолютно ей не помеха. Больше того, намордник не даст ей схватить что-либо с земли, а это очень важно - нередко после таких находок животные травятся и погибают.

Наиболее удобный намордник - глухой, из одного куска кожи с отверстиями для воздуха (металлический сетчатый очень хорош для лета). В глухом наморднике собака чувствует себя более спокойно, так как может открыть рот. Приучать щенка к наморднику (надевая его) нужно перед самым выходом на улицу, когда собаку не останавливают никакие помехи. При попытке сбросить этот предмет одерните щенка командой «Нельзя!» и отвлеките чем-нибудь. Постепенно время нахождения щенка в наморднике увеличивается - это может очень пригодиться, если придется куда-то ехать на поезде.
Одновременно с изучением приема «нельзя» щенка обучают приемам «сидеть» или «лежать», а можно тому и другому. Рекомендую обучить приему «сидеть», поскольку спаниель - собака не крупная и зачем, спрашивается, укладывать ее в высокой траве на охоте, тем самым лишая возможности видеть, где упала дичь. Как известно, спаниель склонен к преследованию взлетевшей птицы, что иногда затрудняет, а порой делает невозможным выстрел по ней. Кроме того, собака, не выполняющая команды «Сидеть!» на охоте по боровой дичи, будет просто разгонять тетеревиные выводки вне выстрела.
Вот почему лучше обучить только одной команде, но добиться абсолютно четкого выполнения приема в любой обстановке и ситуации. Запомните: безукоризненное выполнение собакой команды «Сидеть!» прямо пропорционально вашим успехам на охоте.
Часто во время обучения щенка приему «Нельзя» на время выдержки он произвольно садится. Этим и нужно воспользоваться для начала обучения команде «Сидеть!».
Как только малыш сел около миски, погладьте его, сказав «Сидеть!» и не давая вставать. Хорошее исполнение команды поощрите лакомым кусочком. Если же щенок
сам не садится, поднимите над его головой кусочек мяса и медленно заведите чуть-чуть назад. Малышу, чтобы удобнее было смотреть за лакомством, а затем и получить его, придется сесть одновременно с вашей командой «Сидеть!». Можно в это же время другой рукой нажать на круп щенка, чтобы он сел наверняка.
Как только команда будет усвоена и щенок сидит около вас, приступайте к следующему этапу - развитию выдержки: ведь на охоте надо будет усаживать собаку
на расстоянии двадцати, а то и более метров. Поиграв с малышом, усадите его возле себя, а затем отойдите на 2-3 шага, сказав строгим голосом «Сидеть!». Потом быстро подойдите к нему и, погладив, угостите. Вначале такие выдержки по времени и расстоянию должны быть небольшими, но постепенно от одного занятия к другому
они увеличиваются. Часто, если дрессировка начата с первых дней появления щенка в доме, к 3 месяцам собака безукоризненно садится на любом расстоянии: главное, повторяю, не опоздать с началом. Окончательно эту команду отрабатывайте при выгуливании щенка, доведя его сидение до 3-5 минут на расстоянии примерно 20 м
от вас. Конечно, в период обучения нельзя усаживать ученика в неподходящем месте, скажем в грязь.
Добившись того, что при вашем отходе щенок сидит спокойно, переходите к его усаживанию (той же командой «Сидеть!») во время движения. Сперва это делайте, когда он пробегает или, еще лучше, идет недалеко от вас, а затем понемногу расстояние до ученика увеличивайте и доведите его опять же до 20 м. Может так случиться, что ученик очень хорошо выполняет команду «Сидеть!» рядом с вами, а на расстоянии делается непослушным. Тогда к поводку привяжите длинный капроновый шнур и, как только щенок отбежит на всю его длину, скомандуйте «Сидеть!», после чего сразу же резко
дерните за шнур. Когда собака сядет, подойдите к ней и угостите лакомством. Иногда этот вариант - единственный, дающий положительный результат. Но, применяя
его, следите, чтобы шнур не захлестнул ногу неслуха и при рывке не повредил ему кожу или сухожилия. К такому варианту обучения, усиленному строгим ошейником, прибегайте и в том случае, когда время начала дрессировки упущено и приучение щенка или взрослой собаки к команде «Сидеть!» началось слишком поздно, одна из основных ошибок начинающих собаководов - любителей спаниелей. Обучение команде можно считать успешно законченным, если даже возбужденный щенок, несмотря на различные внешние раздражители, беспрекословно садится на любом от вас расстоянии. Но и добившись нужной реакции, изо дня в день закрепляйте ее, так как, повторяю еще раз, от этого будет зависеть успех питомца на полевых испытаниях, а ваш - на охоте.
Может быть, вы все-таки захотите обучить собаку лежать - что ж, пожалуйста, расскажу и об этом. Безусловно, вначале ученик должен хорошо усвоить урок «сидеть». Итак, усадив малыша хорошо знакомой ему командой «Сидеть!», повремените немного и, строго сказав «Лежать!», опустите правую руку с лакомством перед мордой малыша почти до самого пола. Ученик потянется за ним и ляжет. Слово «лежать» теперь повторите ему ласковым голосом, а левой рукой придерживайте за ошейник, не давая щенку подняться. Отдайте лакомство. Вот примерно и все обучение.

К тому, что я уже говорил об обучении щенка хождению рядом, добавлю: начинайте учебу с первых прогулок на улицу, но обязательно во время возвращения домой, а не тогда, когда щенок только выбежал во двор и все его мысли заняты другим. Учить хождению без поводка нужно лишь после того, как собака перестанет «тянуть» на поводке. Метод обучения тот же, как и на поводке. Положительного результата вы, пожалуй, добьетесь быстрее, если примените маленькую хитрость. Отстегнув поводок от ошейника, не прячьте его сразу же в карман, а держите над щенком свободно свисающий конец поводка так, чтобы он слегка касался шеи, то есть имитируйте, что поводок пристегнут. Если ученик без поводка выходит из повиновения, немедленно возьмите щенка на поводок и начинайте все с самого начала. Очень приятно видеть собаку, идущую рядом с охотником без поводка, но словно привязанную к его левой ноге. Кроме того, спаниель, плохо идущий рядом с ведущим, получит меньшее число баллов за послушание на полевых испытаниях. А главное, умение собаки идти спокойно рядом с хозяином на охоте при переходе из одного места в другое сбережет вам нервы, а спаниелю силы.
Вы уже знаете, что эта собака склонна к подаче отстрелянной дичи и ловле подранков. Большинство спаниелей начинают хорошо подавать уже в раннем возрасте. не требуя дополнительной дрессировки; некоторые же вначале отказываются от подачи (особенно свежеотстрелянной и крупной дичи), но при умении и настойчивости хозяина начинают активно подавать.
В чем же заключаются основы обучения щенка подаче? Подача палок, резиновых и прочих игрушек вовсе не означает, что с таким же успехом ваш питомец станет подавать и дичь. Учтите, перья подаваемой птицы оставляют во рту у некоторых собак неприятное ощущение, которое и надо с помощью дрессировки заглушить. Лучшая «игрушка» для щенка на подачу на первых порах крыло птицы. Привяжите его за прочную нитку или бечевку и, имитируя полет птицы, размахивайте этим крылом перед мордашкой щенка. Он попытается схватить предмет. Как только малыш сделает это, одной рукой сразу же беритесь за крыло, скомандовав «Дай!», а другой дайте лакомство. Хватая лакомый кусочек, щенок обязательно откроет рот и отдаст «игрушку». На этом этапе обучения очень важно дать понять ученику, что угощение он получит не ранее, чем отдаст крыло, и обязательно вам в руки. Игру-дрессировку повторяйте до тех пор, пока щенок не научится хорошо хватать крыло и отдавать его, а потом прекратите, так как в дальнейшем хватание порхающего крыла может привести к нежелательной погонке за взлетевшей птицей на охоте.
Гораздо проще обучить собаку подаче, если она (хотя бы рядом с вами) послушно выполняет команду «Сидеть!» В этом случае схватившего крыло ученика усаживайте знакомой ему командой «Сидеть!», а потом по команде «Дай!» отбирайте поноску, угощая лакомством. Повторяйте эти занятия два-три раза в день (но не более трех-четырех раз за урок, чтобы они не надоели щенку).

После твердого усвоения щенком команды «Дай!» переходите к обучению созвучной, но не однозначной ей команде «Подай!». Для этого усадите малыша рядом. придержите его левой рукой, а правой бросьте привязанное к бечевке крыло на 1,5-2 м в сторону. Помедлите несколько секунд (в конце обучения выдержка доводится до 1-2 минут) и, скомандовав «Подай!», укажите рукой на крыло и отпустите щенка. Он бросится к крылу
и либо схватит его, либо нет. В первом случае подайте ученику знакомую команду «Ко мне!» (по мере усвоения урока остается одна команда «Подай!») и, усадив подбежавшего щенка около себя, отберите крыло по команде «Дай!», не забыв дать угощение. Во втором случае слегка подергайте за бечевку, то есть пошевелите крыло, вызывая у щенка уже выработавшийся рефлекс схватить его. Лишь только он это сделает, проделайте все, как и в первом случае.
Может случиться, что малыш схватит крыло-поноску, но по пути к вам бросит его. Чтобы отучить от этого, попробуйте сделать так. После того, как щенок схватит
крыло, сразу же скомандуйте «Сидеть!», быстро подойдите к собаке и по команде «Дай!» отберите поноску. Отработав этот прием, можете перейти и к обучению, чтобы ученик приносил крыло вам в руки.
Крайне важно, чтобы собака брала на охоте отстрелянную дичь, а тем более подранков не за одно-два перышка, а всей пастью. Для обучения этому приему опять же понадобится бечевка. Как только щенок схватит крыло, едва прикусив перья, дерните за бечевку, и оно выскользнет у собаки изо рта; после этого она схватит крыло уже основательно, так как знает, что если не донесет его до вас, то не получит лакомства. А для того чтобы ученик пошире открывал рот, иногда вместо крыла используйте для подачи предметы, примерно равные размеру открытого рта вашего малыша. Очень полезно для развития шейной мускулатуры давать щенку для поноски мешочек с песком, постепенно увеличивая его вес
(взрослая собака должна подавать поноску весом до 5 кг).
Бывает, что, несмотря на все ухищрения, щенок упорно не желает подавать даже резиновые и другие игрушки, попросту играя с ними. Единственным, но действующим наверняка вашим помощником в этом случае будет легкий голод. Да-да, не покормите своего питомца денек-другой, поощряя подачу лакомством, и ученик быстро поймет, что к чему, - начнет хорошо подавать. Думаю, вы поняли, что увлекаться голодовкой, конечно, не стоит, но средство это проверенное.
Если команды «Подай!» и «Дай!» выполняются уверенно и без бечевки, купите в магазине неощипанную охотничью птицу (еще лучше отстрелять дикого голубя) и бросьте ее для подачи. В случае отказа щенка от подачи попробуйте вызвать реакцию хватки, привязав птицу к бечевке подобно крылу и подергав веревку. Если и это - не даст желаемого результата, наденьте на тушку птицы старый женский чулок (в три-четыре слоя) и начинайте все сначала. Как только щенок станет хорошо подавать завернутую птицу (до этого он ведь подавал различные предметы и крыло), снимите один слой чулка и продолжайте отрабатывать подачу. Затем снимите предпоследний слой и, наконец, последний. На уроках подачи больше чем когда-либо нужно терпение: на щенка не должно быть ни малейшего нажима. Форсировать события, а тем более наказывать собаку за отказ от подачи очень опасно.
Если подававшая до этого собака вдруг почему-то (без повода со стороны дрессировщика такого почти не бывает) перестает подавать, вычеркните из обихода
команды «Подай!» и «Дай!» на 2-3 месяца и лишь после этого срока начинайте все обучение заново, словно перед вами никогда не подававшая собака.

А теперь поговорим об обучении щенка подаче с воды. Но для того, чтобы собака могла достать утку из озера, она должна уметь хорошо плавать.
Приучайте щенка не бояться воды, а затем и плавать, исподволь - с первых купаний дома. Моя его, наливайте в ванну или корыто вначале столько воды, чтобы мокрыми были только концы лап; затем долейте воду, а перед тем, как закончить купание, добавьте еще, дав малышу поплавать (если можно назвать плаванием эти первые беспорядочные шлепки лапами по воде). Проводя водные процедуры, следите, чтобы щенок не начал тонуть и не испугался, иначе охоту плавать у него можно отбить надолго. Лучше, поддерживая под животик, дайте собаке немного побарахтаться в воде, а затем выньте из ванны, слегка вытрите и, постелив на пол старую чистую сухую простыню, дайте щенку возможность самому обсушиться. Еще лучше такие купания проводить где-нибудь за городом в чистом пруду с пологим дном. Зайдите в воду сами и позовите к себе вашего питомца - вот и все обучение. Только не увлекайтесь на первых порах глубиной и расстоянием - все придет в свое время. Мыть с мылом малыша (да и взрослую собаку), как я уже говорил, рекомендуется не чаще одного раза в 3 месяца, за исключением тех случаев, когда он вне всяких графиков где-то испачкается. А вот купания на открытом воздухе, да еще в жаркую погоду, следует практиковать ежедневно, а то и два-три раза в день - все зависит
от ваших возможностей, погоды и желаний щенка. Помните: только и только принуждение - один из худших методов дрессировки, оно, во-первых, не поможет вырастить из малыша отличного пловца и, во-вторых, может даже отбить у молодой собаки желание идти в воду.
А теперь о подаче с воды. Поноску надо бросать обязательно против ветра, чтобы собака, отыскивая ее, могла пользоваться чутьем. Поскольку крыло птицы забросить против ветра далеко на воду трудно, лучше взять небольшую палку или нетонущую резиновую игрушку. По мере роста щенка поноску нужно увеличивать. Вначале забрасывайте ее недалеко от берега, а затем (постепенно) подальше. Посылая собаку в воду, командуйте «Подай!», а хорошее исполнение приема поощряйте лакомством. Случайно попавшие под руку предметы для подачи не годятся: палки всегда грязные, с сучками или даже гвоздями, они могут стать причиной заражения собаки или, поранив ей рот, послужить поводом для отказа подавать. Захватите с собой привычную для собаки поноску - она занимает не так уж много места. Это условие очень важно, если вы бросаете поноску в заросли, - оставшийся на ней запах ваших рук позволит щенку, пользуясь чутьем, быстрее ее отыскивать, а не хватать первые попавшиеся листья, прутья и т. п.
Когда спаниель начнет хорошо подавать с воды, можете перейти к следующему этапу - обучению нырять. Некоторые собаки ныряют сами, без какой-либо специальной дрессировки; с иными же надо пройти упражнения, помогающие выработать этот навык. Возьмите гладко, до белизны, оструганную палочку и, подойдя к водоему, заставьте собаку подать ее с воды раза два-три. Затем привяжите к палочке груз (полоску свинца,
камешек) и бросайте ее у самого берега в прозрачную воду, чтобы собака видела поноску на дне и могла ее взять, слегка окунув морду. Постепенно (!) увеличивайте дальность заброса, не забывая при этом, что палочка должна обязательно оставаться светлой, так как на глубине ее будет видно все хуже. Этим способом достигают того, что собака перестает бояться глубины.
Правда, насчет белизны палочки есть и другие мнения. Известны случаи, когда охотник бросал в воду камешек с отметиной, посылал за ним собаку, и она каким-то пока непостижимым для нас образом на глубине находила именно его, хотя на дне водоема были и другие почти точно такие же камешки. Но рекомендую все же упражнение для ныряния собаки проводить вначале со светлой палочкой.
Посылая собаку в воду, не забывайте снимать ошейник: плавая и ныряя, она может зацепиться им за корневище осоки, корягу и захлебнуться. Хочу предупредить вас, что нельзя обучать щенка подаче в присутствии другой собаки, которая может покусать ученика, не научив, а отучив его подавать.
Можно попробовать обучить спаниеля докладывать о найденной дичи. Это очень пригодится при охоте в лесу, когда не видно, нашла собака дичь или нет. Но, прежде чем приучать питомца к докладу в охотничьих угодьях, нужно предварительно подрессоривать щенка в домашних условиях.

Прежде всего он должен как можно лучше усвоить, что брать пищу без вашего разрешения он не может. Вначале упражнение о докладе отрабатывайте в квартире, а потом занятия переносите во двор, на улицу. Спрячьте где-нибудь, скажем, кусочек сыра (хорошо пахнет!) и командой «Ищи!» пошлите щенка разыскивать его. Как правило, лакомство малыш находит быстро и, если приучен не трогать еду без команды, начинает
нетерпеливо поскуливать. А вы в это время отвернитесь (во время дрессировки уходите в другую комнату), как будто не обращаете внимания на происходящее. Нетерпеливому, но дисциплинированному щенку не останется ничего другого, как подбежать к вам и всем своим видом показать, что он нашел кусочек и просит разрешения взять его. Вот тут-то и надо сказать «Взять!». Повторяя эту игру-дрессировку несколько раз в день, можно добиться того, что собака обязательно будет докладывать о найденном лакомстве.
Это азы обучения щенка - делать анонс о найденном предмете, а более подробно об обучении собаки докладывать охотнику о найденной дичи мы поговорим немного позже, когда пойдет речь о натаске.

А еще вот что я вам посоветую: приучите своего питомца спокойно сидеть в рюкзаке. На первых порах просто расстелите развязанный рюкзак на матрасике, положите на него засыпающего щенка и не тревожьте его. Привыкнув к новой для него подстилке, малыш оченьскоро перестанет обращать на рюкзак внимание. Теперь можно и прикрыть его одной из сторон вещмешка. Для собаки опять же сплошные удобства - тепло и уютно.
Через некоторое время можно будет пригласить щенков рюкзак во время игры, удерживая собаку в нем и угощая лакомыми кусочками. Постепенно верх рюкзака затягивайте все плотнее и плотнее, а в это время поглаживайте сидящего внутри ученика, ласково разговаривая с ним. Только не забудьте в полотне рюкзака по бокам проделать побольше дырочек, чтобы собаке вполне хватало воздуха. Окончательно она подружится с рюкзаком. когда поймет, что он связан с поездкой в поле на охоту или натаску. Несколько таких поездок - и сметливый спаниель будет сам забираться в рюкзак. У меня было
два спаниеля, и когда я снимал рюкзак с полки и расстилал его на полу, то собаки лаяли друг на друга, оспаривая право залезть в него, - чего не вытерпишь и не перенесешь ради охоты! На первый взгляд приучение спаниеля к рюкзаку может показаться излишним баловством, циркачеством. Ничего подобного. Приучив собаку спокойно сидеть в этом мешке, вы не один раз помянете меня добрым словом, когда придется ехать из одного
конца города в другой, например, в троллейбусе, автобусе или даже в метро.

Последние советы. Отрабатывая приемы, не обязательно их впоследствии отдавать только голосом, можно приказывать и свистком или жестами. Но, прежде чем перейти к командам сигналами, надо вначале голосом обучить щенка выполнять тот или иной прием, а затем уже переходить к свистку или жестам. Каждый охотник может сам выбрать жесты и сочетание длинных и коротких звуков свистка. Важно, чтобы они были четкими и
легко запоминающимися. Например, для усаживания собаки на расстоянии можете поднять руку вверх или коротко свистнуть один раз в свисток; для подзыва к себе (команда «Ко мне!») руку поднимите в сторону на уровне плеча или дайте ряд коротких свистков и т. п. Приучая собаку садиться по жесту, подайте команду «Сидеть!» и тут же поднимите руку вверх. Постепенно, по мере усвоения того или иного сигнала, переходите
только на него и лишь в том случае, если собака не среагировала на свисток или жест, не мешкая, подкрепите сигнал голосом, да построже.
Дома приучать щенка к звуку выстрела не нужно. Это лучше всего сделать на охоте или во время натаски, когда спаниель будет увлечен запахом дичи и может даже не обратить внимания на выстрел. Бывает, что молодые собаководы по неопытности берут на охоту маленького щенка, усаживают его в лодку, и над головой малыша начинают звучать громоподобные выстрелы. Таким образом можно навсегда испортить собаку, сделать
ее непригодной для охоты, так как она будет поджимать хвост и убегать даже при одном виде ружья.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о домашней дрессировке щенка, который за время занятий с ним уже вырос в молодую красивую собаку, и пора приниматься за ее натаску.

Спаниели впервые появились в Испании, отсюда название. Как и британские бигли, порода выводилась для охоты. Затем собак завезли в Англию. У всех спаниелей висячие уши и густая короткая шерсть. Окрас может быть любым, классические цвета - рыжий, черный, шоколадный.

Разновидность породы

Все представители этой породы сообразительны, преданны, общительны, дружелюбны. Они легко поддаются дрессировке. Существует много подвидов спаниеля. Но наиболее распространены английский, американский и русский кокер-спаниели.

Английский

Первые англичане отличались более крупным размером. Их скрещивали с японскими спаниелями, привезенными в подарок английской королеве. Гибридом получился английский кокер-спаниель. Это подвижная и выносливая охотничья собака с развитым обонянием.

От американского и русского спаниелей отличается пропорциями тела, размером и формой головы. Он имеет плотное мускулистое телосложение, короткий корпус, сильные крепкие лапы, голова спереди выгнута и немного приплюснута. Глаза умные, добрые. Высота в холке – 34–41 см, вес – 12–16 кг.

Английский кокер обладает длинной, шелковистой и густой шерстью разнообразного окраса. Она требует постоянного ухода. У породистого спаниеля не бывает завитков, кудрей, вьющихся волн. Доброжелательно относится к людям и другим собакам, любит играть с детьми.

Американский

Английский кокер-спаниель - предок американского, они похожи внешне. Американец по размерам и весу уступает англичанину и русскому. Высота в холке – 35–39 см, вес – 12–14 кг. У американских кокеров большие выразительные глаза, более короткая мордочка и четкий переход ото лба к морде, шерсть длиннее, гуще и пышнее, уши, живот, грудь украшены локонами шерсти.

Окрас цветной, черный, черно-подпалый, любой другой сплошной с подпалом или без. У американского кокера развитые охотничьи качества, но сейчас это декоративная собака.

Русский

Русский кокер-спаниель - помесь спаниелей разных видов. Советские заводчики хотели получить наиболее подходящую для охоты собаку. Тело русского спаниеля немного длиннее, чем американского и английского, ноги тоже длинные, что облегчает галоп в труднопроходимых местах.

Высота в холке – 36–44 см, вес – 13–18 кг. Голова легкая, немного выпуклая по бокам, профиль практически прямоугольный, а верхняя губа немного закругленная. Шерсть средней длины и густоты. Стричь ее запрещено. Кроме того, русский кокер - хороший сторож.

Цена щенков

За породистой собакой, которая будет охотиться или участвовать в выставках, обратитесь в питомник. Цена зависит от родословной, редкий окрас также увеличивает цену. Щенок английского кокер-спаниеля от обычных родителей стоит в пределах 7 000-10 000 рублей, от титулованных – 10 000–35 000 рублей.

Щенок спаниеля с рук, на рынке или в зоомагазине стоит 2000-5000 рублей. Но здесь вам могут продать метиса или больную собаку, полученную в результате родственного скрещивания. Американцы стоят немного меньше, цена щенка титулованных родителей - до 30 000 рублей. Примерно такая же цена русских кокеров.

Как правильно выбрать

Забирать щенка лучше в 2 месяца, когда окрепнут его психика и иммунитет. Собаковод даст вам документ с его именем, информацию о родословной, прививках, дегельминтизации.

При посещении заводчика обратите внимание, как содержатся сука и щенки. Понаблюдайте за всеми щенками одного помета. Никто из них не должен быть вялым или выглядеть больным. Щенячье место должно быть сухим и чистым. Мама выглядит бодрой, упитанной и здоровой.

Посмотрите, как кушают щенки. Нехороший признак - если едят плохо, вяло подходят к миске или отворачиваются. Щенки должны быть здоровыми, в меру упитанными, чистыми, подвижными.

В 2 месяца они крепко стоят на лапах, много играют, бегают, прыгают. Они бодры и любопытны. У здоровых щенков шерсть гладкая, блестящая, нос влажный, уши и глаза чистые, без выделений. У них не должно быть физических дефектов - пупочных или паховых грыж, видимых последствий перенесенных родовых или послеродовых травм, симптомов рахита.

Прикус должен быть ножницеобразным, как у взрослой собаки. Количество резцов в обеих челюстях должно быть 12, по 6 в каждой челюсти. Большее или меньшее их количество говорит о племенном браке.

При выборе щенка обратите внимание на пропорциональность сложения и движения, нет ли видимых недостатков в постановке лап.

Щенки кокер-спаниелей - будущие охотники. Для них характерна игра в охотника и добычу. «Охотник» подкрадывается и нападает на «добычу». Потом роли меняются, «добыча» становится «охотником». В этой игре у щенков проявляются инстинкты. Что касается пола, это личный выбор хозяина. Заводчики спаниелей отмечают, что эти собаки покладисты и спокойны.

Суки более послушны и уравновешены, быстрее привыкают к хозяину, но во время стычек между собаками суки ведут себя агрессивнее. Воспитать кобеля сложнее.

Уход

Ежедневный уход нужен густой шерсти питомца. Каждый день вычесывайте спаниеля. Особое внимание уделяйте ушам, животу, пышной «юбке» и «штанишкам» на задних лапах. Вам понадобятся расческа с длинными зубьями, ножницы для выстригания колтунов и небольшая массажная щетка. Раз в неделю мойте собаку шампунем для длинной шерсти. Мыло и обычные шампуни для волос не подойдут. После мытья просушите шерсть феном.

Кокер-спаниели нуждаются в тримминге и стрижке, ее сделают в груминг-салоне.

Спаниелю нужны длительные прогулки и активные игры на воздухе, при этом не забывайте защищать питомца от блох и клещей. Берите его с собой на пробежки, вывозите загород, давайте поплавать - спаниели очень любят воду.

Каждый день осматривайте глаза и уши питомца. Если вы заметили выделения из ушей, а пес трясет головой и чешет их, покажите его ветеринару. При скоплении серы очистите их влажным ватным тампоном.

Когти спаниеля могут врастать, раз в неделю стригите их собачьими кусачками. Два раза в год проводите дегельминтизацию животного.

Новорожденные щенки

Уход за новорожденным щенком спаниеля нетруден. Сука будет кормить, вылизывать и защищать детенышей. В первые часы жизни они самостоятельно находят сосок мамы. Если у вас дома оказались щенки без матери, подберите им заменитель молока. Он продается в зоомагазинах в виде порошка.

Пока будете искать, давайте щенкам сгущенное молоко, возьмите четыре части молока и одну часть кипяченой воды. Не давайте коровье, козье молоко, детское питание. Это не подходит щенкам.

В первые дни малыши спят и сосут, стремительно набирают вес. Если они не пищат, значит, сыты. На первой неделе жизни у них нет правильной системы терморегуляции.На холоде они не будут дрожать. Нормальная температура тела для новорождённого спаниеля – 34,5–36 °C. Следите за температурой в лежанке, если они растут отдельно от матери. Если в лежанке холодней +30 °С, есть вероятность, что щенки замёрзнут.

Можете подкладывать электрическую грелку в лежанку. Устанавливайте ее не на всю площадь лежанки. Примерно на восьмой день подрежьте ногти щенку, чтобы он не царапал сосок матери. Стригите когти раз в неделю, срезайте только острые края.

Щенки открывают глаза с 11-15-го дня жизни. Слух появляется чуть позднее, на 18 день. На третьей неделе жизни малыши ходят и осваивают территорию в лежанке и за ее пределами. Они становятся миловидными, игривыми и активными. Начинают выбираться из своего уголка, ходить в туалет. На четвертой неделе жизни начинают прорезаться первые зубы, сначала клыки. С этого времени можно вводить прикорм.

Перед тем как привезти спаниеля, подготовьте нужные вещи.

Одежда

Берегите питомца от грязи во время прогулок. Спаниелю пригодится трикотажная шапка на резинке, предохраняющая длинные уши от грязи и воды. Для межсезонья собаке нужен водонепроницаемый комбинезон. На лето подберите легкую одежду - она убережет густую шерсть от листьев, сухих веток и мелкого мусора. Зимняя одежда не нужна - густая шерсть хорошо защитит от холода.

Ошейник

Он нужен щенку и взрослой собаке. Покупайте кожаный, шириной примерно 2 сантиметра. Закрепите на него табличку с вашим адресом и кличкой животного. Следите, чтобы между ошейником и шеей собаки помещался ваш палец. Так вы убедитесь, что животное свободно дышит.

Поводок

Купите поводок из прочной кожи. Длина от 1 до 2 метров, ширина примерно 0,6-2,5 сантиметров. На одном конце петля, за которую вы будете удобно его держать. На другом конце карабин-застежка.

Не ходите на прогулку без поводка, чтобы избежать неприятных происшествий.

Намордник

Все намордники изготовлены из мягкой кожи. Надевайте его, когда выходите на улицу. Собака может пытаться снять его в первое время. Со временем питомец привыкнет.

Игрушки

Спаниели игривы и активны, купите для питомца игрушки, в зоомагазинах большой выбор игрушек из пластмассы или прочной резины. Не покупайте маленькие игрушки, чтобы он не смог их проглотить.

Миска для воды и еды

Миска с водой должна стоять в одном месте, быть доступной для собаки. Миска с едой – только во время кормления.

Подготовьтесь к приезду нового члена семьи. Уберите с пола провода от техники, бытовую химию, мелкие и острые предметы, все вещи, которые собака может испортить или проглотить.

Режим питания

Соблюдайте режим кормления. Помните, что собака должна есть в определенное время, не давайте кусков между кормлениями. Спаниелей нельзя раскармливать, они склонны к полноте.

При отказе от предложенного корма не заменяйте его другим, уберите и предложите в следующий раз. Если хоть раз вы замените еду, то щенок быстро усвоит, что можно выпросить что-то более вкусное. Ни в коем случае не заставляйте доедать то, что дали.

В первые месяцы щенок активно растет и прибавляет в весе.

возраст примерный вес
1 мес 1,5 кг
2 мес 3,0-3,5 кг
3 мес 5,0-6,0 кг
4 мес 6,5-8,0 кг
5 мес 8,0-10,0 кг
6 мес 9,0-11,0 кг
7 мес 10,00-12,00 кг
7-10 мес 12-14 кг

Если вес щенка сильно отличается, проконсультируйтесь с ветеринаром.

Режим кормления:

  • до 2 месяцев щенка кормят 6 раз в день через 3,5 часа;
  • с 2 до 4 месяцев кормят 5 раз в день, через каждые 4 часа;
  • с 4 до 6 месяцев – 4 раза;
  • с 6 до 10 месяцев – 3 раза;
  • с 10 месяцев – 2-3 раза в день.

Натуральная пища

Естественная еда должна быть сбалансированной. Каждый день выбирайте питательную пищу, содержащую нужные вещества для роста и развития.

Мясо

Давайте щенку до года по 50 г в сутки на каждый килограмм веса. Взрослой собаке давайте по 200-250 г мяса в сутки. Включите в меню отварные печень, почки, сердце, вымя. К мясу добавляйте мелко нарезанные овощи.

Молочные продукты

Щенку до года давайте кальцинированный творог. Его можно приготовить самостоятельно. Для этого в пол-литра закипающего молока добавить 2 столовые ложки 10-процентного хлористого кальция. Свернувшийся творог откинуть. Оставшуюся сыворотку дайте попить щенку или заварите овсяные хлопья. Можно давать хороший твёрдый натертый сыр, добавляйте его в кашу и овощные смеси. Молоко полезно щенкам, но может вызвать слабительный эффект. Давайте щенкам кефир и простоквашу.

Яйца

Питательны и полезны собаке. С 4-месячного возраста давайте сырые желтки в смеси с молочными продуктами или кашей. Сырой белок не усваивается. Яйца давайте сваренными «всмятку» или в виде омлета. При мясном меню достаточно одного-двух яиц в неделю.

Крупы и хлеб

Они разнообразят рацион щенка. На первом месте по питательности - геркулес. Замочите его в кефире, молочной сыворотке, бульоне, молоке. Кашу запаривайте, а взрослой собаке вообще давайте почти сырые хлопья. Варите на молоке каши из риса, гречки, добавляйте морковь, тыкву и другие овощи, кроме картофеля.

Взрослой собаке и щенку-подростку предложите погрызть ржаные сухарики, корочки со свежих буханок из муки грубого помола.

Овощи

Морковь, тыкву, болгарский перец, кабачки давайте мелко нарезанными или тертыми. Свекла - только в варёном виде. Сырую рубленую зелень добавляйте в основное блюдо в качестве витаминной добавки. Щенку полезны сырые ягоды и фрукты, сухофрукты. Вареная тыква с кашей хороша как противоглистное средство.

В качестве поощрения давайте щенку сухофрукты и сыр. В период смены зубов от 3 до 7 месяцев давайте щенку 2-3 таблетки глюконата или лактата кальция в день. Можете размолоть их в кофемолке и добавлять в корм.

Чем нельзя кормить:

  • слишком горячей и холодной пищей;
  • острой, соленой, жирной, сладкой, копченой пищей;
  • речной и сырой рыбой;
  • не давать кости;
  • макаронами;
  • бобовыми продуктами и картофелем;
  • белым хлебом;
  • сосисками и колбасой;
  • конфетами и шоколадом;
  • свининой и жирной бараниной;
  • сырым куриным мясом;
  • едой со стола.

Примерное меню для щенка 2–3 месяцев:

6.00 – творог+теплое молоко;
10.00 – рисовая каша с отварным мясом и тертой морковью;
13.00 – мелко нарезанное сырое мясо или отварная рыба с толчеными вареными овощами;
17.00 -творог+теплое молоко;
20.00 – геркулес на сыворотке с мясом и овощами;
23.00 – вареное мясо и молочная каша.

Сухой корм

В сухом корме есть все полезные вещества, необходимые собаке. Щенка начинайте кормить консервами. Подсыпайте в консервы сухой корм, так вы постепенно перейдете на него полностью. По такому же принципу переходите на сухой корм с натурального. Рассмотрите корма премиум и суперпремиум класса.

Главное, чтобы еда нравилась собаке, не вызывала у неё аллергии и пищевых расстройств. Продаются корма для беременных и кормящих сук, для стареющих собак, диетические и лечебные корма.

Вакцинация

В первый год жизни собаки нужно сделать 4 прививки. Перед каждой вакцинацией проводится дегельминтизация собаки. График такой:

  • в 1,5 месяца ставится прививка против энтерита (гепатита);
  • через 10-14 дней - повторная;
  • в 2,5 месяца ставится прививка против чумы;
  • в 7 месяцев - повторная;
  • после 8 месяцев - прививка от бешенства.

Собак прививают каждый год в течение всей жизни. Не делайте вакцинацию, если она выглядит больной, если у нее течка или беременность. Поставьте отметку в ветпаспорт с датой вакцинации и печатью ветстанции. Официальная печать нужна, если вы соберетесь куда-нибудь ехать на поезде или самолете. После прививки собаку 10 дней не нужно мыть, следить, чтобы она не промокла, не переохлаждать.

Ветеринария

У спаниелей есть склонность к определенным проблемам со здоровьем. Не забывайте внимательно осматривать питомца, при необходимости покажите его ветеринару.

Уши

Длинные уши защищают слуховой проход собаки от посторонних предметов. Но из-за недостаточного проветривания создается повышенная влажность, это влияет на развитие воспалительных заболеваний. Если вы заметили выделения и неприятный запах из ушей, собака чешет уши, трясет головой, скорее обратитесь к ветеринару. Каждый день осматривайте уши питомца, очищайте от избытка серы. Не допускайте попадания воды. При купании защищайте ушные проходы кусочками ваты в растительном масле.

Глаза

Спаниели подвержены воспалениям глаз. Протирайте глаза ватным диском, при появлении признаков воспаления - гнойных выделений, слезотечения, собака боится света – обратитесь к ветеринару. До этого протрите глаза отваром ромашки.

Аллергия

Если питомец чешется, на коже появляется раздражение, это может быть признаками аллергии. Поочередно меняйте питомцу продукты из рациона или замените сухой корм. Понаблюдайте, какие места расчесывает собака, возможно, это блошиные укусы.

Дрессировка и воспитание

Кокер-спаниели нуждаются во внимании. Они быстро приспосабливаются к новому дому, образу жизни, привычкам хозяина. Воспитание щенка начинайте сразу же, пока не сформирована его психика. Приучайте к уважению и правильному отношению к хозяину. Собаки этой породы умны, но не рассчитывайте, что пес усвоит порядок инстинктивно.

Кокер-спаниель ласков с членами семьи и с незнакомыми людьми. Отучите его не отвлекаться на каждого прохожего, не обнюхивать и не прыгать на посторонних. Это может доставить дискомфорт незнакомым людям и быть опасным для самого животного.

В содержании кокер-спаниеля примените ласку и настойчивость. Они чувствительны к наказаниям, не наказывайте их словами или физически. Если вы заметите, что собака пытается сходить в туалет дома, постарайтесь прервать ее и как можно быстрее вывести на улицу в положенное место. Если замечаете, что пес пытается гадить постоянно, проконсультируйтесь с ветеринаром, возможно, причина в здоровье питомца.

В дрессировке кокер-спаниеля помогут такие рекомендации:

  1. Своевременность. Можно начинать дрессировать с возраста 5-6 месяцев. Полугодовалого щенка легче обучить командам, чем взрослую собаку с устоявшимся характером.
  2. Регулярность. Закрепляйте каждую команду, животное склонно отвлекаться и забывать. Проводите дрессировку ежедневно.
  3. Достаточная нагрузка. Кокер-спаниель, прежде всего, охотник и ищейка. Физическая нагрузка для него обязательна. Во время дрессуры обучите спаниеля нужным и активным командам (пробежка рысью, «апорт» и т. д.).
  4. Терпимость. За выполнение команды хвалите и поощряйте щенка. Не наказывайте за неудачи, не повышайте голос и не игнорируйте питомца.
  5. Игровой подход. Постарайтесь превратить дрессуру в занимательную игру, результат не заставит себя ждать.
  6. Личный контакт. Не поручайте дрессировку другим членам семьи, друзьям и т. д. Чтобы наладить контакт с питомцем, обучайте его самостоятельно.