Доказательством родства всех живых. Доказательства родства человека и животных. Основные положения современной клеточной теории

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка - элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение. Клетки растений и грибов имеют много общего: 1.Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами. 2.Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки. 3.Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса). 4.Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей - нематод. 5.Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

3 слайд

Описание слайда:

Отличия: 1.Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов - хитин. 2.Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез - образование органических веществ из неорганических, т. е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция. 3.Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов - гликоген. 4.У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток - гифами. Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство. Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М. Шлейден и физиолог Т. Шванн, в 1838–1839 гг. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

4 слайд

Описание слайда:

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия: 1.Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму. 2.В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т. е. потребляют готовые органические вещества. 3.Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли. 4.Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных - гликоген.

5 слайд

Описание слайда:

Гены и хромосомы. Ген: определение и предназначение Ген - структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Гены - это залог нашей "похожести" на своих родителей. В каждом гене находится образец одной молекулы белка и одной молекулы РНК (рибонуклеиновая кислота - часть общего кода ДНК). Этот образец и передает план развития клеток во всех системах будущего организма. Любой ген призван кодировать информацию. Строение гена и его особенности На каждом из генов имеются участки молекул, которые отвечают за ту или иную часть кода. Различные их вариации и дают организму программу для кодирования и чтения своих свойств. В данном случае уместно привести аналогию с компьютерным процессором, в котором все задачи выполняются на уровне образования и преобразования кода. Кроме того, установлено, что один ген состоит из множества пар нуклеотидов. В зависимости от задачи и сложности передаваемой информации количество пар варьируется и может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч.

6 слайд

Описание слайда:

Хромосома это нитевидная структура клеточного ядра, несущая генетическую информацию в виде генов, которая становится видной при делении клетки. Хромосома состоит из двух длинных полинуклеотидных цепей, образующих молекулу ДНК. Цепи спирально закручены одна вокруг другой. ДНК соединена с белками гистонами. Вдоль всей длины молекулы ДНК линейно располагаются гены. Хромосомы хорошо окрашиваются основными красителя ми в процессе деления клетки В ядре каждой соматической клетки человека содержится 46 хромосом, 23 из которых являются материнскими, а 23 - отцовскими. Каждая хромосома может воспроизводить свою точную копию в промежутках между клеточными делениями, так что каждая новая образующаяся клетка получает полный набор хромосом.

7 слайд

Описание слайда:

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Злокачественная опухоль - это опухоль, свойства которой чаще всего (в отличие от свойств доброкачественной опухоли) делают её крайне опасной для жизни организма, что и дало основание называть её «злокачественной». Злокачественная опухоль состоит из злокачественных клеток. Часто любую злокачественную опухоль неправильно называют раком (который является лишь частным случаем злокачественной опухоли). В иностранной литературе, однако, раком действительно называется любая злокачественная опухоль. Злока́чественное новообразова́ние - заболевание, характеризующееся появлением бесконтрольно делящихся клеток, способных к инвазии в прилежащие ткани и метастазированию в отдаленные органы. Болезнь связана с нарушением пролиферации и дифференцировки клеток вследствие генетических нарушений.

8 слайд

Описание слайда:

Общей характеристикой злокачественных опухолей является их выраженный клеточный атипизм (утрата клетками способности к дифференцировке с нарушением структуры ткани, из которой происходит опухоль), агрессивный рост с поражением как самого органа, так и других близлежащих органов, склонность к метастазированию, то есть к распространению клеток опухоли с током лимфы или крови по всему организму с образованием новых очагов опухолевого роста во многих органах, удалённых от первичного очага. По темпам роста большинство злокачественных опухолей превосходят доброкачественные и, как правило, могут достигать значительных размеров в короткие сроки. Различают также вид злокачественных местнодеструктирующих опухолей, которые растут с образованием инфильтрата в толще ткани, приводя к её разрушению, но, как правило, не метастазируют (базалиома кожи). На данный момент известно большое количество факторов, способных запустить механизмы канцерогенеза (вещества или факторы окружающей среды, обладающие таким свойством, называют канцерогенами). Химические канцерогены - к ним относят различные группы полициклических и гетероциклических ароматических углеводородов, ароматические амины,нитрозосоединения, афлатоксины, прочие (винилхлорид, металлы, пластмассы, некоторые тонковолокнистые силикаты и др.). Их общей характеристикой является способность реагировать с ДНК клеток, тем самым вызывая их злокачественное перерождение.

9 слайд

Описание слайда:

Канцерогены физической природы: различные виды ионизирующего излучения (α, β, γ излучение, рентгеновское x излучение, нейтронное излучение, протонное излучение, кластерная радиоактивность, потоки ионов, осколки деления), ультрафиолетовое излучение, микроволновое излучение[источник не указан 563 дня], асбест. Биологические факторы канцерогенеза: различные типы вирусов (герпесоподобный вирус Эпштейна - Барр (лимфома Беркитта), вирус папилломы человека(рак шейки матки), вирусы гепатитов B и C (рак печени)), несущих в своей структуре специфические онкогены, способствующие модификации генетического материала клетки с её последующей малигнизацией. Гормональные факторы - некоторые типы гормонов человека (половые гормоны) могут вызвать злокачественное перерождение тканей, чувствительных к действию этих гормонов (рак молочной железы, рак яичка, рак предстательной железы). Генетические факторы. Одним из состояний, которые могут спровоцировать развитие заболевания, является пищевод Баррета. В целом воздействуя на клетку, канцерогены вызывают определённые нарушения её структуры и функции (в особенности ДНК), что называется инициацией. Повреждённая клетка таким образом приобретает выраженный потенциал к малигнизации. Повторное воздействие канцерогена (того же, что вызвал инициацию, или любого другого) приводит к необратимым нарушениям механизмов, контролирующих деление, рост и дифференцировку клеток, в результате которых клетка приобретает ряд способностей, не свойственных нормальным клеткам организма - промоция. В частности, опухолевые клетки приобретают способность к бесконтрольному делению, теряют тканеспецифическую структуру и функциональную активность, изменяют свой антигенный состав и пр. Рост опухоли (опухолевая прогрессия) характеризуется постепенным снижением дифференцировки и увеличением способности к бесконтрольному делению, а также изменением взаимосвязи опухолевая клетка - организм, что приводит к образованию метастазов. Метастазирование происходит преимущественно лимфогенным путём (то есть с током лимфы) в регионарные лимфоузлы, или же гематогенным путём (с током крови) с образованием метастазов в различных органах (лёгкие, печень, кости и т. д.).

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Размеры вирусов от 20 до 300 нм. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки - капсида. Более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др. В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

12 слайд

Описание слайда:

Вопросы: 1.В какой области биологии была разработана клеточная теория? 1) Вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии 2.В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн? 1) Цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) генетики 3.Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1)Физиология 2) гистология 3) эмбриология 4) цитология 4.В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден? 1) Цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) медицины 5.Роль клеточной теории в науке заключается в 1) открытии клеточного ядра 2) выяснении механизмов деления клеток 3) открытии клетки 4) обобщении знаний о строении организмов 6.Первое описание клетки дал 1) А. Левенгук 2) Р. Гук 3) Т. Шванн 4) М. Шлейден 7.Как формулируется одно из положений клеточной теории? 1) клетки организма выполняют сходные функции 2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами 3) клетки разных организмов сходны по своему строению 4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

13 слайд

Описание слайда:

8.Какая наука изучает строение и функции органоидов клетки? 1) Цитология 2) физиология 3) анатомия 4) генетика 9.Клеточная теория имеет важнейшее значение для понимания 1) процессов дыхания и питания 2) круговорота веществ в биосфере 3) приспособленности организмов к среде обитания 4) общих принципов построения тел живой природы 10.Суть клеточной теории отражена в следующем положении: 1) вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле 2) клетки всех организмов выполняют схожие функции 3) все клетки имеют ядро 4) многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки 11.Роль клеточной теории в биологической науке заключается в 1) том, что учёные стали активно использовать микроскоп в своих ис­следо­ваниях 2) выяснении механизмов деления клеток 3) обобщении знаний о единстве строения организмов 4) открытии самой клетки 12.Согласно теории Шванна и Шлейдена, элементарной единицей живого является 1) Клетка 2) молекула ДНК 3) ткань 4) организм

14 слайд

Описание слайда:

13.Установите хронологическую последовательность появления научных теорий и открытий в биологии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) эволюционное учение Ч. Дарвина 2) клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена 3) установление структуры молекулы ДНК Дж.Уотсоном и Ф. Криком 4) теория условных рефлексов И.П. Павлова 14.Бактериофаги относят к 1) Эукариотам 2) простейшим 3) прокариотам 4) вирусам 15.Возбудитель какого заболевания не имеет клеточного строения? 1) туберкулёзная палочка 2) холерный вибрион 3) вирус кори 4) кишечная палочка 16.Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием 1)Генетики 2) медицины 3) микроскопии 4) эволюционной теории 17.Что является возбудителем гриппа? 1) Вирус 2) грибок 3) бактерия 4) простейшее

15 слайд

Описание слайда:

18.Представитель какой группы организмов изображён на рисунке? 1) Простейших 2) одноклеточных водорослей 3) одноклеточных грибов 4) вирусов 19.К доклеточным формам жизни относят 1)вирус герпеса 2) туберкулёзную палочку 3) холерный вибрион 4) дизентерийную амёбу 20.Сущность клеточной теории отражена в положении: 1) клетки всех организмов близки по своим функциям 2) клетки всех организмов имеют ядро 3) все организмы состоят из клеток 4) из клеток состоят только животные и растения 21.Кто из учёных впервые обнаружил клетки в срезе пробки и впервые употребил термин «клетка»? 1) Р. Гук 2) И.П. Павлов 3) Г. Мендель 4) Н.И. Вавилов 22.Роль клеточной теории в науке заключается в 1) открытии клеточного ядра 2) выяснении механизмов деления клеток 3) открытии клетки 4) обобщении знаний о строении организмов 23.Первое описание клетки дал 1) А. Левенгук 2) Р. Гук 3) Т. Шванн 4) М. Шлейден 24.Любая живая клетка организма обладает способностью к 1)самостоятельному движению 2) образованию гамет 3) проведению нервного импульса 4) обмену веществ

16 слайд

Описание слайда:

25.Клеточная теория имеет фундаментальное значение для понимания 1) процессов дыхания и питания 2) круговорота веществ в биосфере 3) общих принципов построения тел живой природы 4) приспособленности организмов к среде 26.Сущность клеточной теории отражена в положении: 1) из клеток состоят только животные и растения 2) клетки всех организмов близки по своим функциям 3) все организмы состоят из клеток 4) клетки всех организмов имеют ядро 27.Необратимо подавляет иммунную систему человека вирус, вызывающий 1) СПИД 2) ветрянку 3) коклюш 4) грипп 28.К доклеточным формам жизни относят 1) Дрожжи 2) пеницилл 3) холерный вибрион 4) вирус гриппа 29.Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи 1) Рост 2) движение 3) раздражимость 4) ритмичность 30.Одним из утверждений клеточной теории является следующее: 1)клетка –элементарная единица наследственности 2) клетка – единица размножения и развития 3) все клетки различны по своему строению 4) у всех клеток различный химический состав 31. Какая теория обобщила знания о сходстве химического состава, строения и жизнедеятельности всех тел живой природы на Земле? 1) Молекулярная 2) рефлекторная 3) клеточная 4) эволюционная

17 слайд

Описание слайда:

32.Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2)таежный клещ 3) вирус оспы 4) печеночный сосальщик 33.Создатели клеточной теории Т. Шванн, М. Шлейден 1) открыли клеточное строение организмов 2) доказали единство живой и неживой природы 3) описали строение органоидов клетки 4) обобщили данные о клеточном строении организмов 33.Одно из положений клеточной теории заключается в том, что 1) растительные организмы состоят из клеток 2) животные организмы состоят из клеток 3) все низшие и высшие организмы состоят из клеток 4) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям 34.Имеют неклеточное строение, проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов 1) бактерии 2) вирусы 3) водоросли 4) простейшие 35.Вирусы для своего воспроизведения используют 1) свою собственную энергию 2) энергию света 3) энергию неорганических веществ 4) энергию веществ клеток хозяина 36.Как формулируется одно из положений клеточной теории? 1) клетки организма выполняют сходные функции 2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами 3) клетки разных организмов сходны по своему строению 4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

18 слайд

19 слайд

Описание слайда:

41. ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков. Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки. Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма. Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом. Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар. В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные. Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна. Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы. 1) Какие функции выполняет хромосома? 2) Что представляет собой ген? 3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?

20 слайд

Описание слайда:

42.ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира – растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических. Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи. В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет. Есть и ещё одно различие между этими типами клеток – это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы. Используя содержание текста «Прокариоты и эукариоты», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки? 2) Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка». 3) Что происходит при делении клеток?

21 слайд

Описание слайда:

43.ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения. В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом. Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии. Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений. Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы. 1) Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки? 2) Какую роль играют пластиды в клетке? 3) Почему растительную клетку относят к эукариотной?

23 слайд

Описание слайда:

3.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? клеточный центр 2) митохондрия 3) рибосома 4) вакуоль 4.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) Гамета 2) циста 3) спора 4) почка Объект Процесс Ядро Хранение информации … Деление клетки Объект Процесс Зигота Дробление … Образование заростка

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.


У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

Класс: девятый

Предмет: биология

Программа: И.Н.Пономарёва (линейный курс)

Часть 1. В приведённых заданиях выберите ОДИН верный вариант ответа

1.У Ани есть электронная книга «Атлас человеческого тела». Какую информацию из приведённой она сможет в ней найти?

1) схему строения скелета человека

2) описание работы сердца человека

3) статистику человеческих заболеваний

4) расшифровку генетического кода человека.

2.У Бори есть печатная книга «Определитель дикорастущих растений». Какую информацию из приведённой он точно найдёт в ней?

1) список исчезающих растений

2) описания и изображения растений

3) способы ухода и размножения растений

4) схемы пищевых цепей и сетей естественных экосистем

3.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) цитоплазмы

2) клеточного сока

3) лимфы

4) тканевой жидкости

4.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) аппарата Гольджи

2) генетического аппарата

3) ядра

4) митохондрий

5.Какое из перечисленных культурных растений семейства Злаки имеет соцветие кисть?

1) пшеница

2) рожь

3) ячмень

4) овёс

6.Какой орган НЕ входит в состав побега растения?

1) стебель

2) лист

3) почка

4) корень

7.Цветок ветроопыляемого растения, по сравнению с цветком растения, опыляемого животными, обычно имеет:

1) более крупный размер

2) не яркий околоцветник

3) выраженный аромат

4) нектарники

8.Какой из приведённых признаков НЕ относится к описанию ланцетника?

1) рот окружён щупальцами

2) орган дыхания – жабры

3) осевой скелет – хорда

4) два круга кровообращения

9.К какому классу типа Членистоногие относят скорпиона?

1) Ракообразные

2) Паукообразные

3) Насекомые

4) Крабообразные

10.Какая из особенностей строения черепа человека связана с наличием речи?

1) низкий лоб

2) развитые надглазничные валики

3) плоский нос

4) выступающий вперёд подбородок

11.Мышца крепится к кости с помощью

1) хрящей

2) связок

3) сухожилий

4) суставов

12.Для формирования какого иммунитета детям вводят вакцину против кори?

1) естественного приобретённого

2) естественного врождённого

3) искусственного активного

4) искусственного пассивного

13.Какой тканью образован наружный слой кожи человека, состоящий из живых и мёртвых клеток?

1) соединительной

2) мышечной

3) нервной

4) эпителиальной

14.Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

1) длительное пребывание на ногах

2) ношение узкой обуви

3) регулярное поднятие тяжёлых предметов

4) хождение босиком по неровной поверхности

15.Нормальный пульс человека в возрасте 10-15 лет в покое составляет в среднем

1) 45-60 ударов в минуту

2) 65-75 ударов в минуту

3) 80-95 ударов в минуту

4) 100-120 ударов в минуту

16.ВИЧ-инфекцией НЕЛЬЗЯ заразиться

1) при половом контакте

2) при переливании крови

3) через одежду больного человека

4) от матери к ребёнку

17.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?

1) образуют органические вещества из неорганических

2) питаются органическими веществами живых организмов

3) способствуют нейтрализации ядов в почве

4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

18.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

1) симбиозом

3) нахлебничеством

4) хищничеством

19.Расцвет насекомых в ходе эволюции совпал с расцветом

1) водорослей

2) папоротникообразных

3) покрытосеменных

20.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?

1) Покрытосеменные

2) Папоротникообразные

4) Мхи

Часть 2. Выберите в представленных заданиях 3 верных ответа и запишите их в правильной последовательности.

21.Какие из приведённых тканей относят к соединительным?

1) кровь

2) камбий

3) костная

4) железистая

5) кожица

6) лимфа

22.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?

1) хламидомонада

2) мухомор

3) кукушкин лён

4) кукушка

5) дождевой червь

6) лук репчатый

23.Чем млекопитающие ОТЛИЧАЮТСЯ от пресмыкающихся?

1) покрыты волосяным покровом

2) обладают лёгочным дыханием

3) имеют внутренний костный скелет

4) сохраняют постоянную температуру тела

5) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания

6) у большинства есть матка

24.Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В течение жизни малина цветёт.

2) Для образования плодов растению необходимо опыление.

3) Малина может встречаться в лесах.

4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.

5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.

6) У листьев малины сетчатое жилкование.

25.Песчанки – это млекопитающие отряда Грызуны, размером с домовую мышь, питающиеся растительной пищей и обитающие в норах колониями. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В спячку не впадает.

2) В природе обитает в пустынях и полупустынях.

3) Выкармливает детёнышей молоком.

4) Имеет хорошо развитые вибриссы – чувствительные волоски на мордочке.

5) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.

6) Является объектом добычи мелких хищников.

КЛЮЧ К ЧАСТИ 1

КЛЮЧ К ЧАСТИ 2

Ответ - 136

Ответ - 245

Ответ - 146

Ответ - 125

Ответ - 345

При составлении данной работы был использован материала сборника ОГЭ. Биоогия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В.С.Рохлова. - М.: Издательство "Национальное образование", 2018 (ОГЭ. ФИПИ - школе)

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки эукариот имеют сходный набор органоидов, сходно регулируют метаболизм, запасают и расходуют энергию, сходно с прокариотами используют генетический код для синтеза белка. У эукариот и прокариот принципиально сходно функционирует и клеточная мембрана. Общие признаки клеток свидетельствуют о единстве их происхождения.

1. Строение клетки грибов и растений. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства - доказательство родства растений и грибов. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение цитоплазмы между клеточной мембраной и ядром, а в цитоплазме всех органоидов клетки. Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).

В растительной клетке есть все органоиды, свой­ственные и животной клетке: ядро, эндоплазматичеекая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения Растительная клетка отличается от животной следующими признаками: прочной клеточной стенкой значительной толщины; особыми органоидами - пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света; развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.

Растительная клетка, как и клетка грибов, окружена цитоплазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет по­ры, через которые каналы эндоплазматической сети со­седних клеток сообщаются друг с другом.

Преобладание синтетических процессов над процес­сами освобождения энергии - одна из наиболее харак­терных особенностей обмена веществ растительных ор­ганизмов. Первичный синтез углеводов из неорганиче­ских веществ осуществляется в пластидах. Различают три вида пластид: 1) лейкопласты - бесцветные плас­тиды, в которых происходит синтез крахмала из моно­сахаридов и дисахаридов (есть лейкопласты, запасаю­щие белки и жиры); 2) хлоропласты, включающие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез; 3) хромопласты, содержащие различные пигменты, обусловливающие яркую окраску цветков и плодов.

Пластиды могут переходить друг в друга. Они содержат ДНК и РНК и размножаются делением надвое. Вакуоли развиваются из цистерн эндоплазматической сети, содер­жат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолеку­лярные продукты синтеза, витамины, различные соли и окружены мембраной. Осмотическое давление, создавае­мое растворенными в вакуолярном соке веществами, при­водит к тому, что в клетку поступает вода и создается тургор - напряжение клеточной стенки. Тургор и толс­тые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений к статическим и динамическим нагрузкам.

Клетки грибов имеют клеточную стенку, построенную из хитина. Запасным питательным веществом чаще всего является полисахарид гликоген (как у животных). Хлорофилла грибы не содержат.

Грибы в отличие от растений, нуждаются в готовых органических соединениях (как животные), то есть по способу питания они являются гетеротрофами; для них характерен осмотрофный тип питания. Для грибов возможны три типа гетеротрофного питания:

2. Грибы – сапрофиты питаются органическими веществами мертвых организмов.

3. Грибы – симбионты получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей, то есть выполняя роль корневых волосков.

Грибы (как и растения) растут в течении всей жизни.

Одним из основных экологических понятий является среда обитания. Под средой обитания понимают комплекс окру­жающих условий, влияющих на организм. В понятие среды обитания входят элементы, прямо или косвенно влияющие на организм, - они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.

К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.

. Солнечный свет - главный источник энергии для живых организмов. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.

Видимая часть спектра обеспечивает (красные и синие лучи) процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует, в пространственной ориентации.

Инфракрасные лучи - источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.

Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.

Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов.

У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных - в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, сменой шерстного покрова у млекопитающих, впадением в спячку, изменениях в поведении и т.д.

Температура непосредственно влияет на скорость биохимических реакций в телах живых организмов, которые протекают в определенных пределах. Температурные границы, в которых обычно обитают организмы, - от 0 до 50°С. Но некоторые бактерии и водоросли могут обитать в горячих источниках при температуре 85-87°С. Высокие температуры (до 80°С) переносят некоторые одноклеточные почвенные водо­росли, накипные лишайники, семена растений. Есть животные и растения, способные переносить воздействие очень низких температур - до полного промерзания.

Большинство животных относятся к холоднокровным (пойкилотермным) организмам - температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Это все типы беспозвоночных животных и значительная часть позвоночных (рыбы, ам­фибии, пресмыкающиеся).

Птицы и млекопитающие - теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной по­кров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и т.д.).

На большей части территории Земли температура имеет четко выраженные суточные и сезонные колебания, что обусловливает определенные биологические ритмы организмов. Температурный фактор оказывает влияние и на вертикальную зональность фауны и флоры.

Вода - основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.

Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и т.д. Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) - тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов - луковиц или корневищ.

У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен - выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насеко­мые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

В организме человека непрерывно протекают водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Энергетические запасы непрерывно уменьшаются в процессе жизнедеятельности организма и пополняются за счет пищи. Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Для составления норм питания необходимо учитывать запас энергии в питательных веществах, их энергетическую ценность. Организм человека не способен синтезировать витамины и должен ежедневно получать их с пищей.

Немецкий ученый Макс Рубнер установил важную закономерность. Бел­ки, углеводы и жиры в энергетическом отношении взаимозаменяемы. Так, 1 г углеводов или 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, 1 г жира - 38,97 кДж. Значит, для того чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько килоджоулей было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию, т. е. надо знать энерготра­ты человека и энергоемкость (калорийность) пищи. Последняя величина по­казывает, сколько энергии может выделиться при ее окислении.

Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого ра­циона важно учитывать не только калорийность, но и химические компонен­ты пищи. Растительный белок, например, не содержит некоторых аминокис­лот, которые необходимы человеку, или содержит их в недостаточном количе­стве. Поэтому, чтобы получить все необходимое, надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. В животной пище белки по аминокислотно­му составу соответствуют потребностям человеческого организма, но живот­ные жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Они имеются в расти­тельном масле. Значит, необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе и учитывать их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, неорганических и балластных веществ. Так, яблоки, мясо, печень, гранаты со­держат много солей железа, творог - кальция, картофель богат солями калия и т. д. Но некоторые вещества могут содержаться в продуктах в большом коли­честве и при этом не всасываться в кишечнике. Например, в моркови немало каротина (из которого в нашем организме образуется витамин А), но, посколь­ку растворяется он только в жирах, всасывается каротин лишь из продуктов, содержащих жиры (например, тертая морковь со сметаной или маслом).

Пища должна восполнять затраты энергии. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности человека. Для людей различных профессий определены нормы питания. При их составлении учитывают суточный расход энергии и энергетическую ценность питательных веп(еств (табл. 2).

Если человек занят тяжелым физическим трудом, в его пище должно быть много углеводов. При расчете суточного рациона учитывают также воз­раст людей и климатические условия.

Питательные вещества, необходимые человеку, хорошо изучены, и мож­но было бы составить искусственные рационы, содержащие только вещества, необходимые для организма. Но это скорее всего имело бы печальные послед­ствия, поскольку работа желудочно-кишечного тракта невозможна без балластных веществ. Такие искусственные смеси плохо бы продвигались по пищеварительному тракту и плохо всасывались. Вот почему диетологи рекомендуют употреблять разнообразные продукты, а не ограничиваться какой-то диетой, но обязательно энергозатрат.

Существуют разработанные примерные нормы суточной потребности человека в питательных веществах. Используя эту таблицу, составленную диетологами, можно рассчитать суточный рацион человека любой профессии.

Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры. Избыток жиров откладывается про запас, увеличивая массу тела.

Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] Лернер Георгий Исаакович

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: единство органического мира, клетка, клеточная теория, положения клеточной теории.

Мы уже говорили о том, что научная теория представляет собой обобщение научных данных об объекте исследования. Это в полной мере касается клеточной теории, созданной двумя немецкими исследователями М. Шлейденом и Т. Шванном в 1839 г.

В основу клеточной теории легли работы многих исследователей, искавших элементарную структурную единицу живого. Созданию и развитию клеточной теории способствовало возникновение в XVI в. и дальнейшее развитие микроскопии.

Вот основные события, которые стали предшественниками создания клеточной теории:

– 1590 г. – создание первого микроскопа (братья Янсен);

– 1665 г. Роберт Гук – первое описание микроскопической структуры пробки ветки бузины (на самом деле это были клеточные стенки, но Гук ввел название «клетка»);

– 1695 г. Публикация Антония Левенгука о микробах и других микроскопических организмах, увиденных им в микроскоп;

– 1833 г. Р. Броун описал ядро растительной клетки;

– 1839 г. М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко.

Основные положения современной клеточной теории:

1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.

2. Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.

3. Клетка – элементарная единица размножения и развития живого.

4. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

Клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям. В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие в митозе. С 1903 г. стала развиваться генетика. Начиная с 1930 г. стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур. XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика. Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.

Итак, клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих научных открытий автора Самин Дмитрий

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА В 1909 году в Париже было большое торжество: открывали памятник великому французскому натуралисту Жану Батисту Ламарку в ознаменование столетия со дня выхода в свет его знаменитого сочинения «Философия зоологии». На одном из барельефов

автора Лернер Георгий Исаакович

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: клетки бактерий, клетки грибов,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

2.3. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

2.4. Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: аппарат Голъджи, вакуоль, клеточная мембрана, клеточная теория, лейкопласты,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов Онтогенез. Онтогенез – это

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.6. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: близнецовый метод,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Раздел 4 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность 4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность Основные термины и понятия, проверяемые в

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Синтетическая теория эволюции возникла на основе данных сравнительной

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем Круговорот веществ и энергии в экосистемах обусловлен

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Основные признаки живых организмов Живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ