Дети луи де фюнес биография личная жизнь. Жанна де Фюнес: биография, годы жизни

31 июля французскому комику исполнилось бы 100 лет. К юбилею мы вспомнили факты его биографии, которые показывают, что в жизни артист был совсем не таким веселым, как в кино.

Фото Getty Images

  1. У де Фюнеса на тумбочке обычно стояли три будильника и лежали три книги. Такое количество часов ему нужно было, чтобы быть уверенным в том, что он не проспит. А одни и те же книги могли лежать у него годами, но он никогда не дочитывал их до конца, чтобы, по его словам, «не быть умнее зрителей».
  2. Лучшим отдыхом для Луи де Фюнеса было садоводство. Когда он хотел отвлечься от работы, то облачался в коричневое пальто и огромную шляпу и шел обрабатывать овощи и любимые розы. В его честь даже назван один из сортов оранжевого цвета: роза «Луи де Фюнес».
  3. У де Фюнеса была мания преследования – он страшно не доверял людям. Поэтому с собой всегда носил заряженный пистолет. Говорил: «А если кто-то, пока я буду в саду, нападет дома на мою жену? Как я смогу ей помочь без оружия?» А детей предупреждал, чтобы они не путались под ногами в темноте, а то он мог испугаться и… нечаянно выстрелить!
  4. Актер всегда ходил смотреть свои картины в кинотеатр. Приходил с семьей и покупал билеты в кассе. Но как только фильм начинался, выходил из зала. Его интересовал не он сам на экране, а… качество звука! Если оно его не устраивало, он направлялся прямиком к киномеханику, чтобы тот решил проблему. А еще де Фюнес обожал подслушивать разговоры театральных кассиров, чтобы узнать, как раскупаются билеты на его ленты.
  5. Актер чуть не остался глухим после съемок в фильме «Приключения раввина Якова» в 1973 году. По сюжету его герой падает в чан с массой зеленой жевательной резинки, которая на деле была смесью теста и краски. Снимали зимой, подмораживало. И когда де Фюнес закончил съемки, оказалось, что левое ухо у него забито этой массой и не слышит. Врач спас его с помощью… клизмы. Артист был настолько очарован результатом, что однажды, когда у него заложило ухо в ресторане, он попросил метрдотеля купить для него в ближайшей аптеке клизму. Просьбу выполнили, он принялся промывать ухо. И снова остался доволен эффектом (в отличие от окружающих, наблюдавших картину).

Фото Getty Images

6. Де Фюнес терпеть не мог дорогие рестораны, но – парадокс – в основном ходил есть туда. А все потому, что считал: там едят только снобы, которые презирают его творчество, а значит, не будут просить автограф и дадут ему поесть спокойно. При этом он очень любил вкусную еду, поскольку ему приходилось голодать в годы войны, и страх вернуться к этому остался с ним на всю жизнь.

7. Актер был всегда готов прийти на помощь окружающим – иногда даже с чрезмерным рвением. Однажды жене его помощника по дому стало плохо от головной боли. На дворе была зима, и снег шел так густо, что скорая не могла проехать. Тогда де Фюнес поднял свои связи в вооруженных силах и вскоре в его саду приземлился вертолет! Когда больную на нем привезли в госпиталь, выяснилась, что у нее обыкновенная мигрень. Де Фюнесу было страшно неловко перед военными.

8. Отец Луи ушел из семьи, когда тот был еще ребенком. Перед этим он обанкротился и на прощание оставил жене записку, где сообщал, что намерен покончить с собой. Семь лет спустя мадам де Фюнес узнала, что ее бывший муж живет с новой женой в Венесуэле и тратит ее сбережения.

9. Луи де Фюнес мечтал, чтобы его дети пошли по его стопам, и ему удалось воплотить мечту в младшем сыне Оливье. Тот снялся в шести картинах вместе с отцом (последним стал «Фантомас разбушевался» в 1971 году). Но де Фюнес-младший не был в восторге от актерского будущего и сменил кино на небо – стал пилотом компании Air France. Капитан де Фюнес вышел на пенсию в 2010 году.

10. Второй женой Луи была внучатая племянница писателя Ги де Мопассана – Жанна Августина Бартелеми де Мопассан. Они познакомились в Париже в 1942 году, во времена немецкой оккупации. Сначала красавица влюбилась в джаз, который играл в баре на пианино «маленький человек», а потом ответила взаимностью и на его чувства. Они прожили вместе 40 лет до его смерти. Сейчас Жанна, которой в феврале этого года исполнилось 100 лет, живет в центре Парижа со старшим сыном Патриком.

Перевод с французского
А. Брагинского
Издательство «Текст»

Патрик и Оливье де Фюнесы — сыновья Луи де Фюнеса. Старший, Патрик, - врач-рентгенолог. Младший, Оливье, в молодости снимался вместе с отцом в фильмах «Фантомас разбушевался», «Большие каникулы» и «Оскар», но отказался от карьеры актера и стал летчиком.

Любимый наркотик
- театр -

Вспоминает Оливье де Фюнес:
Когда мы с Патриком смотрим передачу о кино «Актерская студия» Джеймса Липтона, мы часто думаем, что наш отец охотно бы принял в ней участие. Не для того, чтобы поговорить о себе, а чтобы дать советы студентам. Я даже готов себе представить, что бы он ответил на пресловутый вопросник Пруста, который ведущий предлагает часто в конце передачи:
- Ваше любимое имя?
- Жанна.
- Слово, которое ненавидите?
- Убийство, в том числе коррида.
- Ваш любимый наркотик?
- Театр.
- Звук, шум, которые вы любите?
- Кудахтанье курицы.
- Звук, шум, которые ненавидите?
- Ружейный выстрел на охоте.
- Ваше любимое ругательство, грубое слово или проклятие?
- Остолоп.
- Профессия, с которой вы не желали бы иметь дела?
- Политика.
- Растение, дерево или животное, в которое вы хотели бы превратиться?
- Кедр.
- Если Бог существует, что бы вы хотели от него услышать после смерти?
- Все ваши знакомые в сборе. Они давно, очень давно дожидаются вас.

- Луи и Жанна -

Вспоминает Патрик де Фюнес:
Мои родители познакомились во время оккупации в 1942 году в школе джаза по улице Фобур-Пуассоньер. Мама вспоминала о встрече с отцом так, словно это было вчера:
- Я стучала на машинке, когда в комнату с криком ворвался Шарль-Анри 1: «Скорее, Жанна! Ты увидишь феноменального человека!» Он был очень возбужден и потащил меня в зал для занятий. Там-то я впервые увидела твоего отца. Он сидел за роялем. Остальные ученики столпились вокруг.
- Ты только послушай, это просто невероятно, - прошептал мне Шарль-Анри. - Не понимаю, зачем ему брать уроки! Боюсь, если начну его учить, он начнет размышлять и загубит свой талант.Можно предположить, что подобно сержанту Крюшо и госпоже полковничихе в фильме «Жандарм женится», между Жанной и Луи, едва они познакомились, пробежала искра. Так или иначе, но они больше не расставались.
- Не можешь ли ты мне давать частные уроки? - попросила его покоренная мама.
- Сначала приходи меня послушать в «Горизонт». Я угощу тебя ужином. Она отправилась туда в тот же вечер.
- Он велел приставить к роялю низкий столик, на котором были сервированы омары и шампанское, - вспоминала мама. - Потратил на это все месячное жалованье. Мы много лет смеялись по этому поводу! В перерыве он сел рядом, как вдруг хлопнула дверь и появилась высокая брюнетка. Не говоря ни слова, подбоченясь, она встала напротив твоего отца и отвесила ему оплеуху. После чего повернулась и испарилась. А он, обыграв ситуацию, поскользнулся на каблуках и грохнулся в кресло, словно получил сильнейший удар. В зале громко засмеялись. «Мы с ней едва знакомы, - объяснил он мне. - Я совершенно забыл, что назначил ей свидание!» Мама была очарована этим энергичным молодым человеком и стала завсегдатаем «Горизонта». Там пели. Танцевали... ...Однажды, опоздав на метро, отец впервые поцеловал маму:
- Отныне считай, что мы обручены... Но отец забыл об одной важной детали: он уже был женат. В 1936 году он женился на женщине по имени Жермен. Наверное, они не были созданы друг для друга, ибо спустя месяц решили расстаться. От этого брака родился ребенок - Даниель. Маму эта новость огорчила:
- Моя семья никогда не согласится, чтобы я жила с женатым мужчиной. Я тоже этого не хочу. Наша встреча останется чудесным воспоминанием, Луи, но на том и порешим… Тогда, поняв, что надо брать быка за рога и развестись, он отправил сестру Мину прощупать почву. Она недавно сама пережила развод с первым мужем и знала, что надо предпринять. Оказалось, что Жермен и сама была рада расстаться с фамилией де Фюнес…
Мама никак не могла привыкнуть к мысли, что увела мужа у другой женщины.
- Чтобы ты успокоилась, я завтра отвезу тебя к Жермен! - предложил отец. - Она хочет с тобой познакомиться! Им открыла дверь приятная улыбчивая женщина. Поцеловав маму, она воскликнула:
- Какая вы красивая! Я так рада за Луи! У мамы сложилось впечатление, что она нанесла визит кузине своего жениха…

- От де Голля до Миттерана -

В 1971 году Жорж Помпиду выразил желание посмотреть «Оскара» в Елисейском дворце в присутствии членов правительства. Происходило это в зимнем саду. Министры и государственные секретари, окружив президента, ожидали поднятия занавеса; отец без труда мог представить себя Мольером, играющим для королевского двора. Как на грех, у него страшно разболелась голова; он улегся на пол и, размеренно дыша, дожидался, когда боль утихнет. Сознание, что он заставляет ждать президента, не облегчало задачу. Но высокопоставленные лица не выражали никакого нетерпения. Немного придя в себя, отец распорядился дать третий звонок. На сцене все боли сразу чудесным образом испарились. Президент хохотал как ребенок.
- Он был в восторге, - поведал мне отец. - А на приеме мадам Помпиду то и дело повторяла: «Жорж, вы слишком много курите!» Я тоже заметил: он курил одну сигарету за другой. На следующий день из канцелярии президента отцу доставили акварель XVII века с изображением роз. Перед тем как ее повесить, он обратил внимание на дату. Через пару дней нам доставили пакет из княжества Монако: их сиятельства тоже желали посмотреть «Оскара» в своем дворце, подчеркнув, что отец может назначить любую цену. Обратной почтой отец послал отказ без объяснений.
- Коли принцесса хочет видеть пьесу, она может, как все, пойти в театр, - сказал он нам. - Когда мы снимали в Монако сцену «Разини», она вышла из машины, чтобы посмотреть на нас, и даже не поздоровалась. Я это не забыл.

Не говорите обо мне слишком
- много, дети мои! -

Отец любил цирк. Когда мы были маленькими, он часто водил нас туда. Я не стану анализировать его пристрастие к красноносому клоуну, ибо свое предпочтение он все же отдавал белому. Поговорим лучше о шимпанзе, разодетых как школьники по воскресеньям. Они бегали по манежу в сопровождении собачек, подгоняемые пошлыми шутками зрителей.
- Эти бедные звери чувствовали бы себя куда лучше в родном лесу. Как мне их жалко! - горевал он. Став знаменитым, отец больше всего боялся оказаться на их месте. Он ненавидел праздники Нового года и 14 июля:
- Если меня, дети мои, вдруг обнаружат в машине, люди захотят меня потрогать, поцеловать, пожелать счастливого Нового года или отпустить шуточки вроде: «Как поживаешь, Фюфю? Покажи, как ты гримасничаешь!» Потом станут трясти как грушу. Так что я быстренько стану для них обезьяной. Ненавижу толпу! Ее настроение меняется, как дуновение ветра, а симпатия может обернуться агрессией. Меня могут легко задавить в толкучке…

На этом пора поставить точку, ибо мы уже слышим его голос: «Не говорите обо мне слишком много, дети мои! Ведь на земле столько людей куда интереснее меня».

Все прекрасно помнят замечательные комедийные фильмы с участием легендарного Луи де Фюнеса, такие как "Маленький купальщик" (1968 г.) или целую серию кинофильмов про жандарма. Однако мало кто знает, что у есть два сына от второго брака: Патрик де Фюнес, о котором пойдет речь в этой статье, и Оливье. Подробнее о старшем из них читайте далее.

Патрик де Фюнес: биография

Всю сознательную жизнь мечтал создать целую актерскую династию. Однако его сыновья выбрали иную сферу деятельности. Его младший сын Оливье стал пилотом, а старший, Патрик, - врачом. Правда, в довольно юном возрасте оба сына успели сняться в нескольких фильмах.

Патрик де Фюнес появился на свет 27 января 1944 г. Уже с юных лет, несмотря на давление со стороны отца, который хотел, чтобы сыновья тоже стали актерами, Патрик решил строить карьеру в кардинально отличной от кинематографа сфере деятельности.

Отучившись в университете на врача, он стал заниматься медицинской практикой. В медицине он достиг довольно больших высот. Во многом этому способствовал его позитивный подход к работе и к жизни в целом. К тому же его профессия, которую он выбрал осознанно, нравилась ему. Любимое дело приносило ему не только заработок, но и чувство удовлетворения от собственной деятельности и достижений.

"Не говорите обо мне слишком много, дети мои!"

Патрик де Фюнес и Оливье де Фюнес, фото которых вы можете видеть ниже, совместно со своей матерью написали книгу, посвященную их легендарному отцу. В книге собраны воспоминания сыновей о своем отце, и они, в отличие от приятных юмористических воспоминаний фанатов великого комика, во многом отнюдь не радостные.

К примеру, Луи де Фюнес был практически полной копией тех героев, которых он играл в кино. И если в комедийных фильмах чудаковатый скупердяй вызывал улыбку, то в жизни Луи был настолько жадным, что это доходило практически до маниакального состояния. Разумеется, подобное поведение главы семейства отражалось крайне негативно на взаимоотношениях внутри семьи.

Однако это не значит, что в книге содержатся только отрицательные и негативные воспоминания о Луи де Фюнесе, напротив, большая часть книги все же посвящена приятным моментам.

Одним из самых важных ее плюсов является искренность, а также достоверность, поскольку написана она по собственным воспоминаниям братьев. Никто не может описать Луи де Фюнеса более точно, чем его собственные дети. Ведь они знали его, еще когда сами были детьми. Книга написана без приукрашиваний и отражает личные воспоминания и ощущения сыновей актера.

Патрик де Фюнес: фильмография

Несмотря на то что Патрик не стал строить актерскую карьеру, он все же принял участие в создании нескольких кинолент, в основном документального жанра, где он выступает в качестве самого себя.

В числе этих кинолент следующие:

  • "Луи де Фюнес, или Искусство рассмешить" (2003);
  • "Двое против Фантомаса: Де Фюнес и Кёнигсон" (2010).

Помимо документальных фильмов, связанных преимущественно с личностью его знаменитого отца, Патрик де Фюнес отметился также в нескольких телевизионных сериалах, среди которых "Да здравствует воскресенье" (сериал, 1998 - ...), "Все говорят" (сериал, 1998 - 2006) и "Ты мешаешь всем спать" (сериал, 2006 - ...).

Практически вся его актерская деятельность ограничена вышеперечисленными ТВ-проектами и документальными кинофильмами.

Однако помимо его деятельности в кино как актера, он является сценаристом документального кино о своем отце "Луи де Фюнес: Человек-комедия" (2003). Эта работа считается самой значимой кинематографической работой Патрика де Фюнеса.

Личная жизнь

Всем прекрасно известен выдающийся французский актер Луи де Фюнес, являющийся отцом Патрика, однако о его матери, жене Луи, мало кто знает.

Матерью сыновей Луи, Патрика и Оливье, является Жанна де Бартелеми, которая являлась внучатой племянницей всемирно известного французского писателя Ги де Мопассана.

О личной жизни самого Патрика практически ничего не известно, поскольку он не является медийной личностью и не стремиться афишировать свою частную жизнь.

Патрик никогда не был женат, в отличие от своего брата. Детей у него тоже нет. Всю свою жизнь он посвятил трудовой деятельности, в которой добился немалого успеха.

Медицинская деятельность

Став профессиональным врачом, Патрик де Фюнес не растерял своего чувства юмора, унаследованного им от отца. Даже серьезные научные работы по медицине Патрик умудрялся наполнить неповторимым юмором и оригинальностью.

По специальности Патрик врач-кардиолог, специалист по маммографии.

Именно неординарностью и экстравагантностью своих научных медицинских трудов Патрик прославился в узких кругах профессиональных медицинских сотрудников.

На сегодняшний момент он заслуженно считается одним из самых выдающихся врачей, которые занимались медицинской практикой во второй половине XX в.

Писательская деятельность

Помимо уже упомянутой выше книги "Не говорите обо мне слишком много, дети мои!", написанной совместно с братом, Патрик является автором еще нескольких литературных трудов.

К сожалению, другие книги, написанные Патриком, не переведены на русский язык, поэтому найти их можно только на языке оригинала, то есть на французском. Названия книг по-французски звучат так:

  • Médecin malgré moi, Le Cherche midi (2008). В данном литературном произведении Патрик рассказывает историю своей профессиональной медицинской деятельности, а также о том, как он сделал выбор своей профессии. Фактически эта книга является его мемуарами.
  • La Folie de la grandeur, Le Cherche midi (2012). Эта книга тоже является автобиографической и традиционно для Патрика наполнена искрометным юмором и самоиронией.

Литературный талант Патрика - это то, благодаря чему он прославился. Именно за счет умения Патрика красиво излагать свои мысли в тексте документальный кинофильм "Луи де Фюнес: Человек-комедия" (2003 г.), сценарий к которому он написал, стал одним из лучших документальных фильмов о легенде французского юмористического и семейного кинематографа Луи де Фюнесе.

Семья

В отличие от своего младшего брата и отца Патрик де Фюнес, о семье которого известно довольно много, не афиширует деталей своей личной жизни.

Поэтому достоверно можно сказать только о том, что у него есть родной брат и сводный - по отцу, от его первого брака. Сказать о том, что о его родителях известно практически все, - это не сказать ничего.

Легендарный отец Патрика известен во всем мире, а в самой Франции он является культовой личностью, которого знает и помнит любой француз.

Выше вы можете видеть Патрика де Фюнеса на фото с семьей практически в полном составе.

Таких фотоснимков сохранилось не так много, поэтому данное фото вызывает особый интерес как со стороны поклонников творческой деятельности Луи де Фюнеса, так и у людей, интересующихся личностью его сына Патрика.

Заключение

Подведем краткие итоги. Старший сын от второго брака не пошел по стопам знаменитого актера, хотя отец этого очень сильно хотел. Луи де Фюнес мечтал о целой династии киноактеров, но судьба распорядилась несколько иначе.

Несмотря на то что все три сына Луи де Фюнеса принимали участие в съемках целого ряда кинолент, назвать их профессиональными актерами все же не получится, поскольку каждый из них покинул киноиндустрию, поняв, что кинематограф и актерская карьера им не подходят.

Патрик в молодости успел сняться в нескольких фильмах, а затем практически полностью переключился на медицину. Однако он все же продолжил время от времени работать в киноиндустрии, но уже в качестве сценариста, а не актера.

Несмотря на внушительный вклад Патрика де Фюнеса в медицину и кинематограф, наибольшую известность ему принесла именно его писательская деятельность, а в первую очередь написанная совместно с младшим братом Оливье книга воспоминаний об их отце.

К слову, эту книгу очень высоко оценили не только литературные критики и читатели, но и родная мать братьев, которая была очень благодарна сыновьям, что они увековечили память о своем отце еще и таким образом.

Во многом благодаря тому, что сыновья Луи де Фюнеса помнят и чтят своего легендарного отца, пишут о нем книги, участвуют в съемках документальных лент о нем, память о великом актере не только не угасает, но с годами становится все более крепкой.


Имя: Луи де Фюнес (Louis de Funes)

Возраст: 63 года

Место рождения: Курбевуа, Франция

Место смерти: Нант, Франция

Деятельность: французский киноактёр, режиссёр

Семейное положение: был женат на Жанне де Мопассан

биография

Эксцентричного «жандарма» Луи де Фюнеса знают и любят во всем мире, а во Франции день рождения комика является национальным праздником. А ведь на заре своей карьеры он играл на пианино в прокуренных парижских барах...

Фильмы с участием Луи де Фюнеса собирали такую внушительную кассу, что за ним на долгие годы закрепилось прозвище Луидор. И чем популярнее он становился, тем большим количеством домыслов обрастало его имя. Особенно живучим оказался миф о скупости, крайней неуживчивости и деспотичности актера.

Луи де Фюнес обладал ярким комедийным даром и прекрасным вкусом, поэтому вульгарные шутки и банальные трюки его не привлекали. Мог потратить на пересъемку небольшой сцены несколько часов, добиваясь нужного результата. Часто и вовсе уходил с площадки на полдня, чтобы как следует обдумать шутку, ракурс, реплику. Неудивительно, что многие из его коллег, вполне довольные собой уже после пары дублей, впоследствии отзывались об актере в негативном тоне. Лишь близкие и друзья понимали, что подобное поведение - следствие врожденного перфекционизма, а не самодурство или каприз.

Слух о том, будто бы де Фюнес унижает своих партнеров по съемкам, был развенчан многими актерами, которым посчастливилось с ним работать, - Бурвилем, Мишелем Галабрю, Клод Жансак. Так, Колюш рассказывал, что на съемочной площадке в комедии «Крылышко или ножка» Луи помогал ему советами и заботился, чтобы их имена на афишах были написаны шрифтом одного размера.

Детство

Третий ребенок в семье севильских аристократов, эмигрировавших из Испании во Францию в 1904 году появился на свет 31 июля 1914 года в небольшом городке Курбевуа близ Парижа. Уже с детских лет в биографии Луи проявились недюжинные актерские способности: имитировал акценты, точно передавал походку и привычки не только родных, но и молочника, торговцев на базаре, просто прохожих.


Впоследствии за передразнивание преподавателей колледжа-интерната Куломье, куда мальчик был отправлен родителями, его не раз будут вызывать в кабинет директора. В этом колледже юный Луи впервые в своей актерской биографии выйдет на театральную сцену в пророческой для себя роли жандарма.

Фильмы

Надо заметить, де Фюнес не сразу избрал для себя профессию актера. Бросив колледж незадолго до выпуска и уехав в Париж, юноша перепробовал множество профессий. Ему приходилось работать посыльным, чертежником, молочником, оформителем витрин, бухгалтером и даже скорняком. Наибольшего успеха Луи добился в качестве пианиста в барах -он играл джаз, а заодно веселил публику.

Из-за тщедушного телосложения (при росте 164 см он весил всего 55 кг!) де Фюнеса даже не сразу призвали на военную службу. А всего через месяц после мобилизации отправили обратно: врачи заподозрили у бойца туберкулез, хотя на самом деле худоба и постоянный кашель были вызваны курением.


В 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны, Луи попробовал свои силы в кино. Первые роли не принесли ему известности. Более 10 лет актеру приходилось играть второстепенных персонажей в ныне забытых фильмах и спектаклях. Однако актер не роптал: по его собственному признанию, долгий путь к успеху помог ему обогатить свою игру новыми приемами.

Личная жизнь

Несмотря на невзрачную внешность, Луи пользовался успехом у женщин. Но настоящую любовь встретил в лице Жанны де Бартелеми, внучатой племянницы знаменитого писателя Ги де Мопассана.

Они познакомились в 1942 году, в оккупированном немцами Париже. Девушка работала секретаршей в музыкальной школе, в которой де Фюнес преподавал сольфеджио. Он приглашал ее на свидания в бар «Горизонт», где музицировал по вечерам. Молодым людям часто приходилось возвращаться домой во время комендантского часа, подвергая себя огромному риску. Впрочем, в Париже было опасно не только в комендантский час.

По воспоминаниям мадам де Фюнес, одним из самых страшных моментов в ее жизни был случай в «Горизонте», когда к ней с целью знакомства подошел подвыпивший немецкий офицер. Де Фюнес тут же прекратил игру и с доброжелательной, чуть застенчивой улыбкой сказал офицеру: «Герр, позвольте вам представить мою невесту!» Тот с извинениями удалился.

Свадьба Луи и Жанны состоялась в апреле 1943 года. Но сначала нужно было расторгнуть брак с Жермен Карруайя, на которой актер был женат с 1936 года. Жермен поставила лишь одно условие: он не станет искать общения с их сыном Даниэлем. Тот согласился, однако тайно продолжал встречаться с ребенком.

С Жанной Луи счастливо прожил до самой своей смерти. В этом браке родились сыновья Патрик и Оливье. Супруга стала для него лучшим другом, советчиком, менеджером. Де Фюнес не жалел денег на подарки для жены, детей и близких друзей: на окончание школы дарил сыновьям мотоциклы и машины, а детям своего садовника вручил на Новый год велосипеды.


Актер тщательно оберегал от посторонних глаз свою личную жизнь и в интервью старался говорить только о ролях. А если кто-то задевал его семью, отважно бросался на ее защиту.

Вспышки гнева случались редко, но были очень мощными, вот почему у актера сложилась репутация скандалиста и деспота. Однажды он разорвал контракт с известным французским театром и заплатил внушительные отступные -и все из-за того, что директор театра цинично пошутил над мадам де Фюнес. В другой раз жестко отчитал режиссера, позволившего его сыну Оливье совершить опасный трюк без участия каскадера.

Многие актеры-комики в жизни оказываются угрюмыми мизантропами. Но это не про де Фюнеса! По воспоминаниям его близких, Луи отличался веселым нравом и находил радость в мелочах: в отражении кленового листа в луже, прыгающей по ветвям белке, в облаке, похожем на пушечный дым. Больше всего любил свой сад и ухаживал за ним как профессиональный садовод.

Луи нравилось возиться с детьми, особенно с внучкой Жюли: он рассказывал малышке басни Лафонтена и сказки Шарля Перро. И ребятня его обожала, чувствуя в нем детскую непосредственность и искренность.

Даже обретя мировую славу, актер не подхватил звездную болезнь. Он не терпел снобизма и предпочитал общение с лишенными великосветских манер людьми. У него сложились теплые отношения с крестьянами из деревни, неподалеку от его замка Клермон.

Интересно, что актер был абсолютно не приспособлен к бытовым проблемам. Даже супермаркеты наводили на него ужас. Мнительный, невротичный, он постоянно беспокоился за безопасность родных, поэтому в его замке была самая современная система безопасности.

Болезнь и смерть актера

Пережив два инфаркта в 1975 году, актер почти перестал сниматься. Последняя его работа - лента «Жандарм и жандарметки», на съемках которой скончался его близкий друг, режиссер Жан Жиро. Случившееся потрясло Луи до глубины души. 27 января 1983 года он умер от сердечного приступа, пережив Жиро всего на полгода. «Моей самой удачной шуткой станут мои похороны. Я должен сыграть так, чтобы все хохотали не переставая», - сказал актер жене перед смертью.

31 июля 2014, 14:06

Этот невысокий, (всего 1 м 64см), но поистине великий человек очень долго шел к своей славе, шел упрямо и достиг цели – добился популярности и процветания, стал ведущим комиком французского экрана, одним из символов нации. Он известен и любим во всем мире, а во Франции день его рождения является национальным праздником.

Невероятное упорство и самоотверженность этого отважного клоуна, энергия, с которой он, до конца дней, отдавал себя профессии, на экране и на театральных подмостках, – пример высокого актерского достоинства и жизненной стойкости.

Карлос-Луи де Фюнес де Галарса (таково полное имя актера) родился 31 июля 1914 года в парижском пригороде Курбевуа, в семье испанских иммигрантов, отпрысков севильского графского рода. Но - увы! - потомственный титул не избавлял семью от весьма скудного существования. Потомок испанских аристократов, в юности Фю-фю (так его звали в детстве и так же французы называли своего любимчика) мечтал стать музыкантом или актером – скажем наперед – удалось и то и другое.

Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Он держал небольшой ювелирный магазин в пригороде Парижа. В доме безраздельно хозяйничала темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Луи, ее любимчика, умевшего до коликов рассмешить мать, выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал заработать. Мальчишка не унывал, ловил рыбу в Сене и с энтузиазмом копировал ужимки любимого Чаплина. О жгучем желании актерствовать родителям не говорил – боялся, что запретят и думать о карьере лицедея. Молодые годы де Фюнес провел дурачась, строя рожи одноклассникам и пародируя учителей.

Вот только одна зарисовка на "школьную" тему. "...Мадемуазель Сованж, бесцветная сухая особа, срывается, как обычно, на двадцать пятой минуте урока: "Фюнес, вон из класса!" Крышка парты с грохотом откидывается, и маленький взъерошенный мальчуган испуганно тянет тоненьким голоском: "Но мадемуазель, я же не сделал ничего плохого..." В классе - взрыв хохота. В том, как герой сцены вытягивает шею и мелко трясет подбородком, каждый узнает ненавистную математичку. Луи проявляет поразительную неспособность к точным наукам. Он не умеет складывать дроби, не может отличить катет от гипотенузы и с большим трудом решает простейшее уравнение с одним неизвестным. Чтобы в глазах приятелей не выглядеть полным идиотом, Луи устраивает шоу из каждого своего подхода к классной доске. За спиной учителя он гримасничает и выпучивает глаза, как умалишенный".

Жажду самовыражения Луи утолял и в лицее, на студенческой театральной сцене. Шутил он и дома, и в магазине. Без юмора и клоунады юноша не мог прожить и дня.

В 1939 году по слабости здоровья де Фюнеса освобождают от армейской службы – при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь – здесь он развлекал солдат исполнением популярных песенок – уже тогда неплохо играл на пианино.

Ранимые и впечатлительные, актеры могут быть безжалостны по отношению к коллегам – Катрин Денев о де Фюнесе: "Ни одна не захотела бы иметь этого карлика в постели". Однако звезда или ошибалась или говорила от своего имени – Луи любил женщин и они отвечали ему взаимностью. Это только поначалу девушки обходили стороной коротышку Луи. В юности Фю-фю был влюблен в соседку – актрису Элину Лабурдет, но та даже не смотрела в его сторону. Бордель – вот место, где де Фюнес освободился от комплексов и огорчений – первый сексуальный опыт он получил с проституткой. Говорят, с тех пор Луи навсегда остался циником – искал не любви, а наслаждений. Работая тапером на площади Пигаль, частенько всю зарплату он оставлял у продажных женщин.

Де Фюнес очень рано женился - в 22 года. Жена - Жермен Луиза Элоди Карруайе, подарила ему сына - Даниэля. Но этот брак продлился всего лишь шесть лет. В конце 1942года они развелись. Во время войны, Даниэль находит убежище вместе со своей матерью в Клермон-Ферране, а отец остается в столице, где он является джазовым пианистом в ночных клубах.

С первой женой Жермен

Известно, что отец навещал сына в тайне от его новой семьи передавая ему свою любовь к кино и рисованию, приносив апельсины и другие подарки. Но связь между Даниэлем и отцом прерывается когда ему было 11 лет. Даниэль посещал выступления отца, его премьеры. Но все же оставался в тени. Когда Луи де Фюнес умер от сердечного приступа 27 января 1983, Даниэль не был ни извещен, ни приглашен на похороны, ему было больно...! О смерти отца он узнает по радио. "Хорошо, что все же удалось провести жизнь, которую я хотел" - говорит Даниэль в своем интервью.

И через год после развода, в одной из драматических студий Луи познакомился с начинающей актрисой Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан, внучкой (внучатой племянницей) Ги де Мопассана. 22 сентября 1943 года они поженились. Луи заботился о своей супруге, как умел – в оккупированном фашистами Париже он цепко держался за место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться, подкармливать беременную жену и продолжить уч:) в театральных школах. В ноябре 1944 ого у четы родился сын – Патрик.

Со второй женой Жанной

Как это часто бывает, жизнь будущего комика складывалась не слишком весело. После войны де Фюнес был декоратором витрин в универмаге, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером и скорняком – зарабатывал на хлеб и учился. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал, и, разумеется, смешил... и все это почти на голом энтузиазме. Луи участвовал в театральных массовках, со сцены бежал в бар, где садился за пианино. Наконец нашел работу в театре. Его стали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино.

Поначалу Жанна занималась только домом, но со временем все чаще вмешивалась в карьеру мужа и возмущалась, как нагло импресарио используют артиста в своих целях. В 1957 году Луи сказал: «С этого момента ты – мой импресарио!» И не прогадал. Жанне де Фюнес, например, не нравилось, что мужу подбирают в партнерши высоких полных теток – продюсерам казалось, что Луи на их фоне смотрится смешнее. Но Жанна была умнее. Однажды она познакомила супруга с приятельницей, красавицей-актрисой: «Она будет твоей экранной женой!» Они снялись в десяти самых удачных фильмах де Фюнеса, в том числе в серии комедий о жандарме Крюшо, и всем запомнилась эта парочка, многие даже думали, что они и в жизни муж и жена.

"Это моя мама сделала из отца того, кем он стал" - говорит Патрик. - Она была для него одновременно режиссером, импресарио и даже партнером по фильмам. Ни один режиссер не мог так воздействовать на отца, как мама. Во время съемок сделавшего его знаменитым фильма "Не пойман - не вор" режиссер Жюль Боркон, чтобы справиться с темпераментом отца, решил пригласить маму, согласившись даже оплачивать ей съемочные дни. И его расчет оказался верным, ибо отец снимался только для нее и не мог работать, если ее не было рядом. Они жили друг для друга".

В cinema де Фюнес дебютировал сразу после войны. Снимался много, но эпизоды ему доставались микроскопические – такие не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет работы в кино к 1960 году в актерской галерее Луи скопилось около ста портретных набросков. Пожалуй, только в дилогии "Папа, мама служанка и я" в 1954 году склочного соседа главных героев впервые заметили. Спустя еще четыре года (когда от темной шевелюры Фю-фю оставались одни воспоминания), Луи сыграл, наконец, свою первую "сольную партию" – роль в картине Ива Робера "Не пойман – не вор". Браконьер и плут Блеро открыл чуть ли не отмычкой ту самую заветную дверь, что привела актера к вершине славы.

Экранная "жена" Клоди Жензак

Позднее, снимаясь в комедии "На дерево взгромоздясь", де Фюнес посетует партнерше по фильму – дочери своего кумира Джеральдине Чаплин: "Я слишком долго ждал в приемной его величества Успеха, – слишком долго и безуспешно стучал, пока меня, наконец, не впустили..."

Однако, в интервью, данном актером в 1971 году можно прочесть и такое признание: "Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта неспешность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел, некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути".

Популярность "Непойманного" обеспечила де Фюнесу участие в новых фильмах в неизменном амплуа суетливого пройдохи. В начале 1960-х годов в мировом кино возрождается интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонаж Луи оказывается в это время, как нельзя, кстати. Вершина экранного успеха де Фюнеса – картины середины десятилетия.

Это, прежде всего, два фильма Жерара Ури, где Луи работал в паре с Бурвилем ("Разиня" и "Большая прогулка"), начало киносериала о приключениях провинциального жандарма Крюшо и незабвенная трилогия "Фантомас". Нелишним будет заметить, что в советском прокате фильмам де Фюнеса открыли "зеленую улицу". Лучшие ленты шли на наших экранах, феноменального француза гениально "перевел" на русский язык дублировавший комика Владимир Кенигсон.

На родине, в 1968-м, Луи де Фюнеса признали лучшим актером. По размеру гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превзошел всех звездных коллег (отнюдь не пустяк для человека, который так и не смог забыть свою нищую юность). Однако вскоре в карьере Фю-фю наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970 году Луи потерял своего лучшего партнера. В нескольких последующих комедиях актер комиковал "в пустоте", казалось, его виртуозно-гротескная мимика становится самоцелью, единственным стержнем фильмов, в которых участвует де Фюнес.

В зените славы он получил редкую для звезды кино власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они попали в зависимость от настроения и капризов Луи, состояния его здоровья или его планов на ближайший выходной.

Но зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник "Экспресс" писал: "На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой".

Зритель любит комических героев. Даже самые отъявленные экранные плуты – милые симпатяги, лирики и добряки в глубине души. Экземпляр, созданный Луи де Фюнесом – яркое и смелое исключение. Персонаж Фю-фю – маленький, антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный, эдакий хитрюга, всегда оказывающийся в дураках. Образ, найденный актером, – продолжение традиции итальянской комедии масок и средневекового французского фарса.

Пластика актера подчеркнуто карикатурна, он не стремится вызвать даже тень сочувствия к своему герою. Комик упрямо, неистово, агрессивно изображал на экране один и тот же национальный, социальный тип – сатирическое воплощение человеческих слабостей и пороков. Таков его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный чинуша, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему хотелось бы. Бесподобны эти выплески сумасшедшей энергии, прерываемые внезапным ступором в момент очередного провала. Первый полицейский страны замирает, обливаясь потом от умственного напряжения, и, вытаращив глаза, сообщает озаренно:

Я все понял!

Это был Фантомас!

В зале рыдают от хохота, зритель на может не платить любовью за эти минуты освобождения от утомительной серьезности лица, за счастье посмеяться вволю над этим дураком, а заодно и над собой.

Моды и течения менялись, но "бесноватый" де Фюнес оставался прежним и его можно было понять: слишком больших усилий, слишком многих лет стоило ему найти эту ноту, эту краску, это амплуа. Найти и дождаться, когда позовут, когда посмотрят, когда засмеются...

Вскоре после этого знаменательного события началась черная полоса в жизни актера. Первый инфаркт случился весной 1975-го на сцене, во время спектакля "Вальс тореадоров". Через несколько месяцев, уже в госпитале – второй. "Это, наверное, для того, чтобы я лучше осознал первый", – пробовал шутить де Фюнес. Он долго болел, журналисты о нем почти забыли. Режиссеры боялись приглашать актера, сердце которого может остановиться в любой момент, а публика отказывалась верить в то, что у клоуна вообще может быть сердце. Луи прервал работу в театре и кино. Обидевшись на молчание коллег, комик продал квартиру в Париже, уехал в свой замок де Клермон (наследство Мопассана), под Нантом, на берегу Луары, к любимым розам, в уединение и покой.

Шато-де-Клермон - загородная усадьба Луи де Фюнеса(после его смерти была продана

Тишину прервал звонок Клода Зиди, предложившего работу в картине "Крылышко или ножка". Де Фюнес согласился, но весь период съёмок оставался под медицинским наблюдением.

Ослабло не только здоровье – с годами и нрав де Фюнеса совсем испортился. Он часто ссорился с собратьями по искусству. Луи стал жадноват и брюзглив, подобно его персонажам. Теперь Фю-фю веселился только перед камерой, на жизнь комик смотрел угрюмо. Улыбку у де Фюнеса могла вызвать только любимая внучка, дочь младшего сына Оливье, который в детстве и отрочестве без особой охоты снимался в нескольких фильмах отца.

Актерских сборищ и застолий Луи терпеть не мог: "Каких только глупостей не говорит человек с бокалом в руке". Он жил будто не в наше время, а в XIX веке. Неохотно водил машину, как в юности удил рыбу, выращивал розы. "Я не люблю общества, у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей".

В последние годы Луи не снимался – берег силы, готовясь к единственной роли, о которой мечтал всю жизнь. Мечтал так давно. что режиссуру этой картины, экранизации мольеровского "Скупого", не доверил никому, став в первый и последний раз по обе стороны кинокамеры (добавим, что де Фюнес был автором сценариев нескольких своих кинокомедий), призвав в помощники Жана Жиро.

Роль Гарпагона, приди она лет на двадцать раньше, могла бы стать началом совсем другой биографии. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино в 1980 году был отмечен почетной премией "Сезар".

Любимым режиссером де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей этой профессии был Жан Жиро, с которым они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также "Большие каникулы" в 1967 году и "Капустный суп" в 1981 году. После смерти товарища де Фюнес утратил интерес к жизни. Перестал проверять счета и принимать лекарства. Никого не приглашал, не отвечал на телефонные звонки. Жанне иногда казалось, что Луи не помнит имя внучки... Единственным человеком, которому Луи по прежнему доверял, был садовник Виктор. Вдвоем неторопливо беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях. Иногда отправлялись вместе рыбачить...

За неделю до смерти Луи сказал жене: "Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка" – "Какая же?" – "Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались".

В январе 1983 г, сидя на скамье в саду среди клумб, де Фюнес обратился к садовнику Виктору: "Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к порогу, тем дальше он от меня..." В тот вечер у актера сильно болело сердце, но он не жаловался, только заметил, что, наверное, где-то подхватил грипп. Утром Луи вышел к Жанне со словами: "Я скучаю один в своей комнате..." Это были его последние слова.

Надгробие на могиле Луи де Фюнеса

После себя де Фюнес оставил двух сыновей: Оливье де Фюнеса, пилота авиакомпании «Эр Франс» (отец хотел, чтобы сын стал профессиональным актёром, после нескольких фильмов, в которых снимался вместе с сыном, но Оливье был против, пожелав посвятить свою жизнь карьере пилота),и Патрика де Фюнеса, врача по профессии.

Оливье де Фюнес. Кадр из фильма "Большие каникулы"

Обложка книги Патрика де Фюнеса