Что такое звуки в словах. Произношение гласных звуков. Четыре аспекта фонетических исследований

1. Что изучает фонетика?

2. Что такое звук и что такое буква?

3. Что называется алфавитом?

Фонетика (от греч. – phone – звук, phonetikos – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуки речи, их образование и классификацию, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В фонетическую систему русского языка входят 43 звука, с помощью которых различается смысл слов:

6 гласных: [а/ и/ о/ у/ э/ ы/]

37 согласных: [ б/б’/ в/ в’/ г/ г’/ д/ д’/ ж/ ж’/ з/ з’/ j/ к/ к’/ л/ л’/ м/ м’/ н/ н’/ п/ п’/ р/

р’/ с/ с’/ т/ т’/ ф/ ф’/ х/ х’/ ц/ ч’/ ш/ ш’ (щ)].

В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и два знака.

Необходимо различать звуки и буквы. Звук – это минимальная, нечленимая звуковая единица. Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Звук - это то, что мы произносим и слышим. Буква – это то, что мы видим и пишем. При написании в слове может и не быть количественного соотношения между буквами и звуками (яблоко – 6 букв, 7 звуков (jаблоко)). В некоторых словах произносятся не все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове «праздник» не произносится звук, обозначенный буквой «д»), или произносится другой звук (в слове «сделать» произносится звук «з», а пишется буква «с») и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Буквы, расположенные в общепринятом порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка

Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ

Чч Шш Щщ Ъ Ыы Ь Ээ Юю Яя

чэ ша ща ы э ю я

Упражнение 13.

Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стол, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.

Упражнение 14.

В слове «бак» замените гласный звук [а] последовательно звуками [о], [у], [ы]; объясните как меняется смысл слов от замены гласного звука.

Упражнение 15.

Объясните, какие звуки меняют смысл слов. Какими буквами обозначены эти звуки?

Пил – пыл – пыль; мёл – мол – моль; бил – был – быль.

Упражнение 16.

Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, блюдо, аромат, глобус, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, жюри, расчет, рассчитать, цыган, цапля, форма, ураган, щавель, юность, яблоко, экзамен, филология, грамматика, графика, инвентарь, маршрут.

Упражнение 17.

Объясните происхождение следующих слов и фразеологизмов. (В случае затруднений обращайтесь к словарям: Н.М. Шанский др. Краткий этимологический словарь русского языка, Фразеологический словарь русского языка под редакцией А.И. Молоткова).

Алфавит, азбука, звук, буква; ни аза не знать, с азов начинать, от альфы до омеги, от аза до ижицы, от доски до доски, от корки до корки.

Составьте предложения, используя данные слова и фразеологизмы.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные - образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные - образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 непарных 3 парных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  • Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .

  • Буквы могут не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Всего 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Как известно, существует устная и письменная речь: письменную речь мы пишем и читаем, а устную произносим и слышим. Звучащие слова состоят из звуков речи, которые принято делить на гласные и согласные.

Гласные звуки

Гласные звуки отличаются от согласных тем, что они произносятся исключительно с помощью голоса, тогда как при произношении согласных возникают различные шумы.

Школьникам достаточно помнить основных 6 гласных звуков: [а], [э], [о], [и], [у], [ы]. Для обозначения их в русском языке существует 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Функция гласных звуков – сделать речь звучной и плавной. Именно гласные можно петь.

Еще одна важная функция — гласные звуки бывают слогообразующими, то есть главными звуками в слоге.

Образование гласных звуков

При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через речевой аппарат, не встречая преград. Однако это не значит, что рот и губы никак не участвуют в процессе произношения. В зависимости от того, какой звук мы хотим произнести, мы создаем во рту резонаторную полость различной формы, приподнимая язык, сдвигая его к зубам, открывая рот более или менее широко и складывая губы определенным образом. Например, произнося звук [у], мы вытягиваем трубочкой вперед губы, от их формы гласный звук приобретает специфическое звучание.

Ученые разработали обширную классификацию гласных звуков. В нее входят такие понятия, как ряд, подъем, лабиализация. Однако принципы классификации, принятой у лингвистов, не годятся для средней школы: они требуют детального знакомства с процессом артикуляции. Поэтому в школе рассматривают гласные звуки только с точки зрения их ударности.

Ударение

Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.

Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный. Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.

Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».

Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.

Безударная позиция

Гласный звук звучит кратко, слабо, он сам на себя не похож. Безударные гласные часто можно спутать с другими. Например, первый гласный звук в слове «рябина» звучит настолько неясно, что трудно определить, надо ли писать «е», «и» или «я».

Ученые заметили, что в абсолютном начале слова безударный гласный звучит более ясно, чем в середине слова. Но все равно его лучше проверить.

Произношение гласных звуков

В разных областях нашей страны люди, для которых русский язык родной, часто несколько по-разному произносят гласные в одних и тех же словах. Например, в некоторых областях «окают» — произносят звук, близкий к «о», в безударной позиции там, где он пишется. Однако такое произношение не считается нормативным.

Актеры Малого театра во время спектакля используют произношение, которое считалось нормативным около века назад; за счет этого их речь очень разборчива, прекрасно понятна даже на задних рядах.

Фонетический разбор гласного звука

При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.

Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают

  • два звука [йа], [йэ], [йо], [йу] в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
  • один звук [э] [о] [у] [а] после согласной.

Эта информация представлена в таблице.

Какие звуки обозначают Е, Ё, Ю, Я?

В начале слова

После гласной

После Ъ и Ь

После согласного

[йа], [йэ], [йо], [йу]

Улицы, бытовых приборов, музыкальные и речевые звуки. Значение слова "звук" будет трактоваться с позиции акустики. Начнем с самого простого. Прежде всего, звук - это явление физическое (волнообразно распространяется в газообразной, жидкой и твердой среде), воспринимаемое человеческим ухом. Из музыкальных звуков строится мелодия и гармония, а речевые являются простейшим элементом языка с характерными свойствами.

Разнообразие звуков

Условно можно разделить их на речевые, музыкальные и шумовые (имеют очень много подгрупп и градаций). Самыми распространенными являются звуки третьей группы, которые окружают человека в повседневной жизни (условно можно выделить звуки улицы города, домашней обстановки, окружающей живой и неживой природы). Если говорить обобщенно, то звук - это то, что воспринимается слухом (хотя некоторые из звуков нельзя услышать в силу особенностей строения слухового аппарата).

Параметры

Основные характеристики и влияние на человека всех звуков изучает такой раздел физики, как акустика.

Поскольку звук - это результат колебаний упругих тел, то имеются параметры его измерения.

Частота и скорость звука

Человеческий слуховой аппарат настроен на восприятие определенного диапазона колебаний (16-20000 Гц). К примеру, всем известный камертон (обычно выпускается в виде вилки) настроен на 440 Гц (Герц), что соответствует частоте колебаний определенного музыкального звука - это «ля» первой октавы.

1 Гц - это одно колебание в секунду. Все звуки, выходящие за рамки слышимого диапазона, людьми не различаются. Если это диапазон (условно) от 0 до 15 Гц, то он называется инфразвуком. Все колебания выше 20000 называются ультразвуком.

Как физическое явление звук обладает такой характеристикой, как скорость, которая, подчиняясь основным законам, зависит от характера среды распространения (точнее - от ее характеристик: температуры, плотности, давления, состояния и т. д.).

Амплитуда волн

Если от количества герц зависит высота (высоко-низко), то от амплитуды колебаний зависит его громкость. Изменение амплитуды выражается в децибелах. Децибел является относительной величиной, указывающей на изменение амплитуды колебания в сторону увеличения или уменьшения (громче или тише).

Характеристики речевых звуков

Звук - это наименьшая составляющая речевого потока. Как и музыкальные, речевые записываются с помощью определенных знаков - букв. Но если в музыке звук имеет четыре основные характеристики (высота, длина, тембр и громкость), то речевые делятся на

Воплощению звуков в буквы способствовало возникновение письменной речи, которая является графическим запечатлением устной. Отличие гласных и согласных заключается в их формировании (или произнесении). Первые образуются при помощи голоса и при произношении струя воздуха не встречает на своем пути преград. А вот вторые образовываются при помощи голоса и шума (сопротивление преград струе воздуха) или только шума. Исходя из характеристик и места звуков в словах производится их классификация.

Гласные звуки

Названия в классификации гласных указывают на участие в образовании звуков тех или иных органов и их положение во время произнесения.

Так, лабиализованные звуки отличаются от нелабиализованных участием в их образовании губ (от лат. labium - губа). А вот положение языка учитывается по нескольким параметрам.

Первый - это положение языка относительно вертикали: верхний, средний и нижний подъемы. Соответственно, язык находится вверху, посередине и внизу. Различают также передний, задний и средний ряды. В первом случае ключевая роль в звукообразовании отводится кончику языка, во втором - корню языка (поднимается к мягкому небу), в третьем - спинке языка.

Стоит отметить, что в русском языке 10, а звуков всего 6. Происходит такое несовпадение благодаря йотированным буквам, которые обозначают не один, а сразу два звука (Е, Ё, Ю, Я).

Согласные

Это З4 звука и 23 буквы (2 из них не обозначают звуков), которые делятся по твердости и мягкости, звонкости и глухости.

Отсутствие согласных звуков в словах превращает речевой поток в несуразицу. А вот при недостатке гласных текст (худо-бедно) можно прочитать, хотя и с большими трудностями.

Классификация согласных происходит по тому же принципу, что и гласных.

Исследования одного английского университета

При помощи букв происходит кодировка устной речи в письменную. Это два вида деятельности, тесно связанные друг с другом, но имеющие и свои законы. Это наглядно показывает тест в виде текста с неправильной расстановкой букв.

Многие дети начальной школы не в состоянии прочитать этот текст до конца и понять смысл, поскольку у них недостаточно автоматизирован сам процесс чтения. А вот взрослые частенько замечают перестановку букв только в конце текста. Такая способность появляется после того, как правила русского языка начинают применяться «на автомате» и не вызывают затруднений.