– А Китай устраивает такая схема

«Газпром» заключил с ЗАО «Стройтрансгаз» договор на строительство участка протяженностью 255 километров, расположенного между компрессорными станциями «Салдыкельская» и «Олекминская», говорится на сайте госзакупок. Подрядчику предстоит построить также полигон по сбору отходов и другую сопутствующую инфраструктуру. Срок выполнения работ – до 31 июля 2018 года.

«Стройтрансгаз» строит еще два участка «Силы Сибири», контракты на строительство компания получила также будучи единственным участником тендера. Первый участок протяженностью 208 километров пролегает от Чаяндинского месторождения до города Ленска (стоимость работ неизвестна) и второй – диной 93 километров от пойдет Ленска до станции «Салдыкельская» стоимостью 27,6 млрд. рублей.

Напомним, что «Сила Сибири» – совместный российско-китайские проект газопровода для поставок топлива из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона протяженностью 3 тыс. километров. Контракт на строительство в 2014 году подписали «Газпром» и китайская CNPC. Стоимость всего газопровода в материалах российской компании оценивается в 800 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2011 года. Летом 2014-го глава администрации президента Сергей Иванов сообщил, что проект обойдется в 60–70 млрд. долларов. Поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» должны начаться в 2019–2021 годах в объеме 5 млрд. кубометров в год и постепенно вырасти до 38 млрд. кубометров в год.

Одним из основных подрядчиков при строительстве газопровода является компания ЗАО «Стройтрансгаз», специализирующаяся на строительстве и капитальном ремонте газопроводов, компрессорных станций, газовых промыслов и других крупных промышленных объектов. Среди проектов компании – газопровод «Южный поток» и мост через Керченский пролив.

По данным российского Forbes, 31,5% акций ЗАО «Стройтрансгаз» принадлежат инвестиционной компании Volga Group, которую возглавляет миллиардер Геннадий Тимченко, занимающий 5-е место в списке богатейших бизнесменов России с состоянием 11,4 млрд. долларов. По данным из открытых источников, Геннадий Тимченко является сослуживцем Владимира Путина по КГБ и одним из основателей дзюдо-клуба «Явара-Нева», в котором занимался президент. Известно, что у Тимченко живет собака Роми – дочь лабрадора Кони, принадлежащей Путину. Геннадий Тимченко входит в рейтинг Forbes «Короли госзаказа-2016». По оценкам издания, сумма господрядов, которые получили компании Тимченко, в 2015 году составила 161 млрд. рублей.

Постоянным лидером и участником этого рейтинга является также миллиардер Аркадий Ротенберг, владелец полной доли в компании «Стройгазмонтаж». В 2015 году основные заказчики компании «Газпром» и «Росавтодор» отдали ей контрактов на сумму 555,5 млрд. рублей. В частности, в прошлом году «Стройгазмонтаж» также без конкурса стал подрядчиком строительства объектов «Силы Сибири» на сумму 198 млрд. рублей. В том же году компания получила генподряд на строительство Керченского моста стоимостью 228 млрд. рублей.

Как уточняет Forbes, в 1960-х Владимир Путин и братья Аркадий и Борис Ротенберги занимались в одной секции дзюдо и были спарринг-партнерами, в 1998 году Аркадий Ротенберг стал гендиректором клуба дзюдо «Явара-Нева», созданного по инициативе Путина. Аркадий Ротенберг занимает 75-е место в списке богатейших бизнесменов Forbes, его состояние оценивается в 1 млрд. долларов.

Как заметил в комментарии для «НИ» партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, в условиях конкуренции с компаниями «друзей президента» Тимченко и Ротенберга, у других потенциальных подрядчиков просто нет шансов. «Тем более, если посмотреть во сколько обходится средний километр строительства газопровода у «Газпрома», то, судя по всему, для того, чтобы осваивать такие нешуточные выделенные средства, нужны исключительно знакомые подрядчики», – добавил эксперт.

Газотранспортная система «Сила Сибири» обеспечит российскому газу доступ в Китай, на принципиально новый для Газпрома рынок

ГТС пройдет по территории трех субъектов РФ - Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области. Система позволит доставлять газ из Якутского и Иркутского центров газодобычи потребителям на Дальнем Востоке России и в Китай. Общая протяженность газопровода составит порядка 3000 км, проектная экспортная производительность - 38 млрд куб. м газа в год.

1 сентября 2014 г. в Якутске был сварен первый стык газотранспортной системы «Сила Сибири». По этой системе газ Якутского и Иркутского центров газодобычи пойдет к потребителям на Дальнем Востоке России и в Китае. ГТС пройдет по территории трех субъектов РФ — Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области. Общая протяженность газопровода составит порядка 3000 км, проектная экспортная производительность — 38 млрд куб. м газа в год.

К концу 2018 г. будет завершен основной объем строительно-монтажных работ на первоочередном участке от Чаяндинского месторождения в Якутии до г. Благовещенска (на российско-китайской границе) протяженностью более 2200 км. В дальнейшем запланировано строительство участка от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского (около 800 км). На третьем этапе планируется расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаяндинского месторождения до Благовещенска.

Базовым для создания Якутского центра газодобычи является Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение. По объёму запасов (категорий С1+С2) оно относится к категории уникальных: порядка 1,45 трлн куб. м газа и около 93 млн т жидких углеводородов (извлекаемые запасы). Для выделения из газа ценных компонентов (в частности, гелия и этана) Газпром построит Амурский газоперерабатывающий завод в Амурской области.

Хронология:

В 2009 г. Газпром и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация подписали Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай, предполагающее экспорт на китайский рынок до 68 млрд. куб. м газа ежегодно.

В сентябре 2013 г. Газпром и КННК подписали Соглашение об основных условиях трубопроводных поставок природного газа из России в Китай по «восточному» маршруту.

21 мая 2014 г. Газпром и КННК подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку 38 млрд. куб. м газа в год.

1 сентября 2014 г. в Якутске состоялись торжественные мероприятия, посвященные сварке первого стыка ГТС «Сила Сибири». Она станет важнейшим элементом создаваемой на востоке России системы газоснабжения.

13 октября 2014 г. в Москве Газпром и КННК подписали Техническое соглашение — приложение к Договору купли-продажи природного газа для поставок по «восточному» маршруту. Документ определяет основные параметры проектирования, строительства и эксплуатации трансграничного участка магистрального газопровода «Сила Сибири». Кроме того, в нем содержатся основные технические и технологические характеристики передачи газа от продавца покупателю.

17 декабря 2015 г. в Пекине Газпром и КННК подписали Соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири», включая подводный переход через реку Амур.

4 сентября 2016 г. в Ханчжоу (Китай) Газпром и КННК подписали EPC-контракт на строительство подводного перехода трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» под р. Амур. Строительство подводного перехода с китайской стороны начато в апреле 2017 г. В июле 2018 года завершено протаскивание труб по первому тоннелю.

Также в апреле 2017 г. в рамках создания подводного перехода трансграничного участка газопровода завершено строительство временного двустороннего пункта пропуска через государственную границу. Он позволит обеспечить беспрепятственный доступ в закрытую зону для рабочего персонала и строительной техники. Ввод пункта пропуска в эксплуатацию осуществлен 11 мая 2017 г.

4 июля 2017 г. в Москве Газпром и КННК подписали Дополнительное соглашение к Договору купли-продажи природного газа по «восточному» маршруту, определяющее сроки начала поставок. В соответствии с документом, поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» начнутся в декабре 2019 г.

22 августа 2017 г. участники производственного совещания ПАО «Газпром» в Москве отметили, что строительство газопровода ведется с опережением графика. Было особо подчеркнуто, что поставки газа по «Силе Сибири» в Китай начнутся 20 декабря 2019 г. — в строгом соответствии с Дополнительным соглашением к Договору купли-продажи газа по «восточному» маршруту.

25 июля 2018 года Совет директоров ПАО «Газпром» рассмотрел и одобрил работу по реализации проекта «Сила Сибири» и созданию газоперерабатывающей инфраструктуры на Дальнем Востоке.


Новая стройка века – труба диаметром почти полтора метра уверенно тянется через всю Сибирь, от Якутии до Благовещенска. Через год магистральный газопровод "Сила Сибири" должен быть готов к работе – контракт, заключенный в мае 2014 года между российским Газпромом и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC), предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд кубометров в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в 400 миллиардов долларов. Этот контракт правительство России до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как свою большую геополитическую победу.

Однако у "поворота на восток" есть обратная сторона. Российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей, а коммерческую выгоду в реальности получают только подрядчики этой стройки, считает Михаил Крутихин , партнер аналитического агентства RusEnergy.

В интервью "Сибирь. Реалиям" Михаил Крутихин, эксперт с 25-летним опытом работы в энергетической отрасли, объясняет, почему "Сила Сибири" не стоит тех денег, которые вкладывают в газопровод Газпром и государство.

– В мае 2019 года, согласно официальным пресс-релизам, должны начаться поставки газа в Китай по "Силе Сибири". На ваш взгляд, насколько реалистичны эти планы?

– Я думаю, что более реалистичный срок – где-то декабрь 2019 года. Мы видим, как лихорадочно идет подготовка к этой дате. По самому краткому сценарию, в минимальном объеме, выполняются строительные работы на линейной части газопровода. Создаются мощности по подготовке газа для прокачки его дальше в Китай, поскольку из газа нужно извлекать компоненты, которые мешают поставкам чистого метана – в частности, там есть азот (около 7%), гелий и другие компоненты. Идет бурение новых скважин, освоение Чаяндинского месторождения в Якутии, которое должно стать базой поставок газа по этому маршруту. Так что, думаю, что к декабрю 2019 года в минимальном объеме они могут успеть.

– И Чаяндинское, и Ковыктинское месторождения, откуда пойдет газ в "Силу Сибири", еще не разработаны и вообще разведаны сравнительно недавно. Газпром в них уверен?

– Давайте начнем с Чаяндинского, это основное, первое месторождение, откуда пойдет газ. По всем российским нормам и правилам, сначала нужно разрабатывать нефтяную залежь в месторождении, поскольку если нефть забросить и сразу качать газ, то упадет давление, и нефть навеки останется в земле.

Газпром объявил, что якобы выработал технологию, которая позволяет отбирать газ без того, чтобы падало давление в подземном нефтяном резервуаре. Я беседовал на эту тему с геологами крупнейшей американской нефтегазовой компании, они подняли меня на смех. Такой технологии не существует. Таким образом, Газпром идет на нарушение всех норм, он оставляет огромные запасы нефти в земле для того, чтобы срочно начать экспорт газа. Это первое по Чаянде.

Второе: это месторождение на самом пике добычи не способно давать больше 25 млрд кубометров газа в год. Это означает, что обещание Газпрома поставлять 38 млрд кубометров в год в Китай не может быть осуществлено на основании одного только этого месторождения. Нужно подключать к нему второе большое месторождение, уже не в Якутии, а в Иркутской области – Ковыктинское, которое тоже еще надо разрабатывать и строить дополнительно 800 км трубопровода, чтобы соединить Ковыкту с Чаяндой. Пока этого нет.

Таким образом, если мы говорим, что в декабре 2019 года пойдет газ в Китай, то это означает, что первоначальная мощность всей системы составит примерно 4-4,5 млрд кубометров в год. Для того, чтобы вывести "Силу Сибири" на 38 млрд кубометров, надо добывать с этих двух месторождений 42 млрд кубометров в год. Разница уйдет на то, чтобы выделять из газа компоненты, также нужно тратить газ на работу компрессоров на газоперекачивающих станциях. Если посмотреть на графики, подготовленные плановиками и экономистами Газпрома, такой добычи можно достичь примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай. То есть на плановый показатель можно будет выйти не в 2019-м, а только в 2029 году.

– А Китай устраивает такая схема?

– Китайская позиция вообще очень интересная, мягко говоря. Китайцы на протяжении многих лет сопротивлялись уговорам Газпрома, который намеревался продавать им газ аж по трем маршрутам сразу. Один - через Владивосток, второй – по "Силе Сибири", которая тогда еще так не называлась, и третий – по газопроводу "Алтай", который иногда называют "Сила Сибири-2", из Западной Сибири, где находятся основные газовые промыслы Газпрома.

По этим трем маршрутам планировалось подавать 68 млрд кубометров газа: по 30 по "Алтаю" и "Силе Сибири" и 38 оставались на Дальний Восток. Китайцы сразу говорили, мол, извините, нам этот газ не нужен, мы свой газовый баланс закрываем без вас. С большим трудом из года в год подписывали какие-то рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, всем объявляли, что вот-вот придем к соглашению, пока, наконец, во время визита Путина в Шанхай в мае 2014 года не подписали документ, который еще за 20 минут до подписания назывался "Меморандум о взаимопонимании". То есть ни к чему не обязывал. С большим трудом уговорили китайцев назвать его "контрактом".

Остальные уговоры – поставить китайцам газ через Дальний Восток, через газопровод "Алтай" – никаких результатов не принесли, китайцы все эти идеи отвергают. Когда я в прошлом году разговаривал в Пекине с китайскими специалистами, они мне доверительно рассказали: "Вы знаете, мы закрываем свой газовый баланс без России, а вот этот российский газ нам понадобится только в одном случае – если в Тихом океане сложится тяжелая военно-политическая обстановка, и получение сжиженного природного газа из других источников окажется затрудненным или невозможным. Тогда мы попросим поставки газа из России". То есть, для них это запасный выход. И когда у нас говорят, что китайцы спят и видят, что к ним придет российский газ – это не соответствует действительности, это пустая пропаганда.

– Но в РФ этот контракт, когда он был заключен, преподносился как крупная геополитическая победа России.

– Это пустая, абсолютно пустая, не основанная ни на чем пропаганда. Давайте вспомним 2012 год: Газпром подготовил обоснование инвестиций в "Силу Сибири", и в конце этого документа говорилось: да, этот проект может иметь коммерческое значение, но только в том случае, если заложенная цена в нем газа будет увеличена на 50-70%.

Они рассчитали цену газа в трех разных вариантах: ее привязали к цене нефти по 60, 75 и 90 долларов за баррель. И согласно обоснованию инвестиций, которое делали газпромовские плановики и экономисты, получается, что даже по цене самой дорогой нефти проект не окупается даже в 2048 году! Это не коммерческий проект вообще.

Зачем он нужен России? Давайте посмотрим: у России очень много газа, девать его некуда, потому что в Европе, куда нацелены все наши газопроводы, потребление практически не растет. Сжиженный природный газ - мы только-только, очень робко начинаем здесь что-то делать, и наш сжиженный газ коммерчески не рентабелен. Либо газ должен отгружаться в суровых условиях Арктики, и тогда инфраструктуру берет на себя государство, как в проекте "Ямал СПГ". Либо опять надо прокладывать куда-то трубы. А куда? Единственное направление – это Китай.

Отчаянно стали уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию. А что такое "не обращать внимания на коммерцию"? Это означает, что китайцы будут брать газ по цене ниже себестоимости –себестоимости добычи, себестоимости прокачки, плюс операционные издержки и капитальные инвестиции, которые нужно вложить в эту самую "Силу Сибири": в газоперерабатывающий завод, в газохимический завод и много что еще. В результате российский налогоплательщик (Газпром все-таки государственная компания) будет субсидировать китайских потребителей газа.

Когда я пытаюсь представить себе, зачем это надо было делать, у меня только два варианта возможной логики тех, кто принимал решение. А решение принималось на самом верху в Кремле. Первое – это показуха: вот посмотрите, гигантская геополитическая победа, мы открыли новый маршрут экспорта нашего газа. Во что это обошлось, никто не считает. И вторая мотивация – это дать заработать подрядчикам, которые строят этот газопровод. Всё, другой мотивации я не вижу. А подрядчики известны тем, что у них смета примерно в 2,5-3 раза больше, чем на такие же работы у других компаний в других частях света.

– Насколько я помню, самые крупные подряды получили, причем без конкурса, АО "Стройтрансгаз", который принадлежит Геннадию Тимченко, и ООО "Стройгазмонтаж", который принадлежит Аркадию Ротенбергу.

– Тимченко, Ротенберг, вот эти все ребята. Они уже отличились – построили газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток: с одного конца нет газа, а с другого конца нет потребления. Газопровод построен, миллиарды долларов в него вбуханы зачем-то.

– А "Сила Сибири" строится на деньги бюджета или на деньги госкомпании?

– Когда был подписан этот контракт в мае 2014 года, то газпромовцы, уже известные лживыми заявлениями, объявили, что китайцы согласились софинансировать проект и вложат в "Силу Сибири" 25 млрд долларов. Как выяснилось, китайцы ничего не обещали и не дали ни копейки. То есть все деньги – это газпромовские деньги, и поэтому Газпром, который вынужден сейчас тратиться на никому не нужные, коммерчески невыгодные, нерентабельные проекты, на протяжении последних трех кварталов оказался в списке компаний, которые вместо прибыли дают убытки. У Газпрома по текущим счетам красненькие цифры, а не черненькие.

– Только за счет вот этой инвестпрограммы?

– Это гигантские стройки с завышенными сметами, которые никогда не оправдаются. Это такие же были политизированные проекты как "Северный поток-2", как "Турецкий поток" – вот это все хозяйство не оправдывается.

– В июне 2014 года было сообщение, что президент поручал Минфину "подумать о докапитализации Газпрома". Реализовалась ли эта идея?

– Пока нет, этого не было, единственное, что Газпрому пообещали освобождение от некоторых налогов по поставкам газа через "Силу Сибири". Ну да, опять за счет российских налогоплательщиков: Газпром будет меньше платить налогов, а китайцы будут субсидированы нашими налогоплательщиками.

– Но хоть какая-то польза для экономики есть от этой стройки? Ну вот хотя бы она загружает работой трубопрокатные, металлургические заводы, созданы тысячи рабочих мест...

– Ну давайте тогда проложим трубу в Индию или еще куда-то, где она абсолютно не нужна никому! Толк-то от этого какой? Что, будем работать так, чтобы смысла никакого не было, не было никакого материального результата? Если поощрять такую работу, я не знаю, до чего можно дойти.

В свое время в Газпроме сопротивлялись принятию инвестиционного решения по "Силе Сибири", но в октябре 2012 года после заседания президентской комиссии по ТЭК, Владимир Владимирович Путин позвал к себе газпромовцев и приказал "ускорить принятие инвестиционных решений по вашим восточным проектам". Инвестиционное решение, несмотря на все сопротивление экономистов даже внутри Газпрома, было принято на заведомо нерентабельный проект.

– Тем не менее, все пресс-релизы Газпрома про "Силу Сибири" выдержаны в победном тоне.

– Почитайте журнал "Газпром", там еще веселее! Когда открывает рот какой-нибудь, извините, руководитель компании Алексей Миллер или его заместитель Александр Медведев, то обычно это вранье, давайте уж прямо скажем.

– Скажите, пожалуйста, а на газификацию внутренних регионов России "Сила Сибири" повлияет каким-то образом?

– В том же самом обосновании инвестиций, о котором мы говорили, сделаны расчеты по тому, сколько газа по этой трубе будет возможно потреблять внутри страны: не больше 4,5 млрд кубометров в год. Это микроскопическая величина для Газпрома и для России. В этом регионе просто нет достаточного потребления.

И второе: газификация России – вообще, довольно дорогое удовольствие. У нас населенные пункты в регионах разбросаны очень далеко друг от друга, и строить сеть газопроводов совершенно не выгодно. Решение для этого, конечно, есть. Это и так называемая распределенная энергетика с использованием местных источников энергии. Это и сжиженный природный газ: можно около большой трубы поставить заводик, делать сжиженный природный газ, а потом его автоцистернами развозить по деревням, по мелким городам - газифицировать эти места.

Газпром этим практически не занимается, хотя когда-то программу такую они принимали. Но для компании это считается невыгодным. Гораздо проще вбухивать деньги в никому не нужные газопроводы и в разработку газа. Столько уже освоено газовых месторождений, что можно еще одну Европу хоть завтра добавить к потребителям Газпрома. По нашим данным, мощности неиспользуемых промыслов Газпрома, которые можно задействовать – это более 200 млрд кубометров в год. Просто некуда этот газ поставлять.

– Обидно получается: "Силу Сибири" они строят, несмотря ни на какие издержки, а когда речь заходит о газификации российских регионов – начинают считать затраты и говорить о рентабельности. Хотя здесь затраты были бы оправданы как минимум улучшением качества жизни людей. Разве не так?

– Вот у меня нет ответа на этот вопрос. Я просто вижу, что годовая зарплата руководителя Газпрома – это примерно стоимость газификации Курской области. Ну, что делать…

– Я правильно понимаю, что вот эти 800 млрд рублей, которые Газпром инвестирует в "Силу Сибири", как раз и могли быть вложены в развитие российской инфраструктуры?

– Да, наверное. Или наоборот, могли из этих средств повысить зарплату высшим руководителям, менеджерам Газпрома. Тут разные варианты есть.

– Давайте оптимистичный вариант рассмотрим: на сколько регионов хватило бы этих денег?

– Мне трудно сказать, на сколько регионов. Газпром по бумагам направляет около одного миллиарда долларов в год на газификацию российских регионов. Но если смотреть в конце каждого финансового года, сколько они на самом деле денег потратили, то там кот наплакал. А когда мы видим, сколько газифицировано деревень, то никак не получается, что эти деньги пошли по назначению.

– На ваш взгляд, что для России было бы лучше: взять и остановить сейчас эту стройку или все-таки довести проект до конца?

– Там уже много сделано... Я думаю, что можно было бы доделать в минимальном варианте – довести трубу до Благовещенска, потом все это остановить и начать разработку нефтяных залежей Чаяндинского месторождения, чтобы они не пропали. Красиво нажать на кнопку, когда пойдет газ по "Силе Сибири", доложить о грандиозной геополитической победе и тихонечко забыть об этом начинании, чтобы не тратить больше денег.

– ​Не тратить больше денег конкретно на что?

– На расширение строительства, на доведение его через 10 лет до плановой мощности. Огромные деньги понадобятся на разработку второго месторождения, Ковыктинского, на новый отрезок газопровода в 800 км, подготовку газа на газоперерабатывающем заводе – очень много что потребуется.

К газоперерабатывающему заводу собираются еще пристроить газохимическое предприятие. И когда мы смотрим на перечень продукции, которую оно должно выпускать, то видим, что, в общем-то, нормального рынка в том регионе для этой продукции нет. Эту всю газохимию, все эти полиэтилены, полипропилены, стиролы и искусственные каучуки надо будет вывозить по железной дороге до Тихого океана, транспортировать морем. А там рынок схвачен конкурентами – придется демпинговать, то есть опять работать себе в убыток. Овчинка выделки не стоит, это опять очередное надувание щек.

– Так что же – "Сила Сибири" никогда не будет рентабельной, ни при каких условиях? А вдруг опять нефть подорожает?

– Не будет это все рентабельным. Потому что китайцы не будут платить. У них уже были заключены соглашения с Газпромом о формуле цены еще до подписания этого контракта, и там все привязано к стоимости нефти. Нефть сейчас дорожать не будет, а будет только дешеветь. Как я уже сказал, по расчетам самого же Газпрома до 2048 года (а если учесть, что на два года позже начали строить, то до 2050 года) рентабельности нет. Не окупается этот проект.

– Понятно. Всё это очень расстраивает, если честно.

– Ну что же делать! Когда мы говорим о Газпроме, это либо вранье с фанфарами, либо полное расстройство.