Возрастная периодизация развития человека. Возрастная классификация всемирной организации здравоохранения Период человека и их особенности

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Понятие возраста в психологии. Возраст – это функция времени. Возраст – это определенный, ограниченный временными рамками период жизненного пути человека, который представляет собой системный феномен, корни которого уходят в биологию, а его сущность определяется уровнем социального развития. Хронологический, биологический и социальный возраст. Выделяют хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Хронологический возраст измеряется в годах. Это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. За основу биологического возраста взяты генетические, морфологические, физиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Установлены нормативы. Если в данном возрасте у человека не наступили ожидаемые изменения, то значит, он отстает в своем биологическом развитии. Или наоборот… тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический. Социальный возраст - уровни социального развития человека (поступаем в школу, делаем профессиональный выбор…..его мировоззрения). Психологический возраст выявляет все реальные психологические возможности ребенка. Понятие зрелости. Зрелость – это некая характеристика личности. Характеристика зрелой личности: широкие границы «Я»; ответственность за себя и за других; способность к теплым, социальным отношениям; наличие самопринятия; наличие реалистического восприятия опыта; способность к самопознанию; наличие мудрости. Задача развития в зрелости: активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность установление контакта с внешним миром. Ведущая деятельность – трудовая. Основное новообразование – достижение личностной зрелости. Акмеология. Акмеология (от греческого акме) – это вершина, пик, расцвет и наилучшая пора. Родоначальником считается Б. Г. Ананьев. Понятие акмеологии в психологической науке впервые было введено в 1928 году Н. А. Рыбниковым для обозначения раздела возрастной психологии. Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Бодалев). Официально, как наука, акмеология была зарегистрирована только в 1991 году. Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершины в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии. Объект акмеологии: прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности. Предметом акмеологии являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации и достижение вершин в развитии. Периодизация развития в период зрелости. Демографы рассматривают период взрослости (зрелости) как трудоспособный возраст (от 16 до 65 лет). Биологи рассматривают период взрослости как репродуктивный возраст (16 – 18 лет до периода климакса: 50 – 65 лет). Психологи выделили следующие периоды:

  1. Молодость и студенческий возраст (от 18 до 23 – 25 лет);
  2. ранняя взрослость (23 – 25 до 33 – 35 лет);
  3. Период зрелости (акме) – с 35 до 55 – 60 лет;
  4. Период старости (55 – 60 до ….).

Динамика психофизиологических функций в период взрослости. Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. По данным Ананьева все психические функции показывают и спады и подъемы.

В 18 – 21 год повышается уровень развития памяти и мышления, понижается уровень развития внимания.

В 22 – 25 лет все психические функции только повышаются (память, мышление, внимание).

В 26 – 29 лет повышается уровень развития внимания и понижается уровень развития памяти и мышления.

В 30 – 33 года опять происходит повышение уровня развития памяти, мышления и внимания.

В 34 – 35 лет уровень развития памяти, мышления и внимания понижается.

В 36 – 40 лет уровень развития мышления и внимания повышается, а уровень развития памяти понижается.

В 41 – 46 лет повышается уровень развития внимания и понижается уровень развития памяти и мышления. Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы. Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остается высокой. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Понятие о гетерохронности. Гетерохронность - это неравномерность темпов и выраженности изменений в развитии организма. Гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например, темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т. п. Известно, что физический возраст человека нередко отличается от паспортного или хронологического возраста.

В зрелости возможны 3 варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

  1. Адекватность (совпадают);
  2. Опережение (опережение психологического возраста хронологического). Обычно осознается как преждевременное старение. Преждевременное старение в этом возрасте нередко связано с несчастьем.
  3. Отставание (психологический возраст отстает от хронологического). Чаще всего встречается 2 варианта: тип «вечного юноши» и творческие лица.

Проблемы обучаемости и особенности познавательной деятельности взрослых. Взрослый обучающийся обладает пятью характеристиками , отличающими его от не взрослого обучающегося:

  1. Взрослый осознает себя все более самостоятельной и самоуправляемой личностью.
  2. Взрослый накапливает все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения самого обучающегося и его коллег.
  3. Готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели.
  4. Стремление безотлагательной реализации полученных знаний, умений и навыков на практике.
  5. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени обусловливается временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами.

Цели обучения взрослых, как правило, конкретны, четки и тесно связаны с социально-психологическими, профессиональными, бытовыми и личностными проблемами. Условия обучения взрослого человека жестко детерминированы совокупностью факторов, которые могут способствовать обучению, но чаще существенно усложняют или даже затрудняют процесс обучения. И, как правило, обучение взрослых происходит в условиях кратковременных периодов интенсивного обучения. Учитывая все эти предпосылки и условия были сформулированы основные принципы обучения взрослого человека :

  1. Принцип приоритета самостоятельности обучения. Самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
  2. Принцип совместной деятельности.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося.
  4. Принцип индивидуализации обучения.
  5. Принцип системности обучения. Предусматривается соблюдения соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивание результатов обучения.
  6. принцип контекстности обучения.
  7. Принцип актуализации результатов обучения.
  8. Принцип элективности обучения. Предоставление обучающимся определенной свободы в выборе целей, содержания, методов, средств, сроков, места и времени обучения.
  9. Принцип осознанности обучения.

Организация процесса обучения в огромной степени зависит от личности обучающегося, от его физиологических, психологических и профессиональных особенностей. Динамика ценностных ориентаций и жизненных планов личности. Уделяется большое внимание переживанию жизненных кризисов в этом возрасте. Выделяют кризис 30 лет и кризис середины жизни (35 – 45 лет). Кризис 30 лет. Психологическое содержание: происходит 1-я реальная встреча человека с ограниченностью времени его жизни. Все переживания концентрируются вокруг окончательности ухода молодости, а она считается лучшим жизненным периодом. В 30 лет человек встает перед неизбежностью своего старения. Меняется самоощущение. Происходит расширение возрастных рамок людей сверстников. По-иному начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется. Разрешение данного кризиса происходит через признание жизненных ограничений и необходимостью, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это приводит к самодисциплине и организованности. Носит стрессовый характер. В эмоциональном плане сопровождается грустью, тоской и появляется желание перемен. Кризис середины жизни (экзистенциальный). Главная проблема – убывание физических сил, жизненной энергии, снижение привлекательности, уменьшение сексуальной привлекательности. Можно выделить 4 фактора кризиса:

  1. Переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности и снижение активности.
  2. осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их ощущением и неудовлетворенность достигнутым положением.
  3. Изменения временной перспективы, т. е. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает свои границы.
  4. Переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор и смысла жизни.

Перестают строить планы на будущее. Пытаются реализовать свою нужность через профессиональную деятельность. Факторы, облегчающие разрешение кризиса: умение быть счастливым; способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем.

Геронтология. Геронтология – это наука о старении, которое изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, темп и интенсивность старческих изменений. От 55 – 60 до 74 лет – пожилой возраст. От 75 до 90 – старческий возраст. 90 и старше – долгожительство. Основу геронтологии составляет биология старения, но проблема старения носит комплексный характер. Это проблема и биомедицины, и психологии и др. Впервые термин социальная геронтология был введен в к. 40-х годов Стиглицем. Основоположником геронтологии в отечестве является И. И. Мечников. Основная задача современной геронтологии: борьба с преждевременным старением и сохранение практического здоровья и активного долголетия. Основные понятия геронтологии: старость и старение. Старость – это заключительный этап в онтогенезе. Старение – это процесс и динамическое явление, связанное с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными. Старение рассматривается как 3 взаимосвязанных и взаимоперекрываемых процесса (виды старения):

  1. Психологическое старение – это то, как сам индивид представляет себе процесс собственного старения.
  2. Биологическое старение – это биологические изменения в организме человека с возрастом (инволюция).
  3. Социальное старение – это то, как сам индивид связывает старение с обществом, т. е. это поведение и выполнение социальных ролей, соответствующих пожилому возрасту.

Главной проблемой, которую решает геронтология является: каким следует считать процесс старения, следует ли его считать нормальным или болезненным и патологическим. Виды старения:

  1. Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим и адаптационно-регулятивным возможностям данной человеческой популяции.
  2. Замедленное старение или ретордированное старение. Оно отличается более медленным темпом возрастных изменений в данной человеческой популяции (пример, долгожительство).
  3. Преждевременное старение – это раннее развитие возрастных изменений или более яркое их проявление в тот или иной возрастной период (до старости).

Заболевания, которые приводят к ускоренному старению: синдром Хатчинсона - Гилфорда (человек начинает стареть в раннем детстве и умирает до 20 лет); синдром Вернера (начинает развиваться в юношеском возрасте и умирает до 40 лет). В обоих случаях у больных развиваются физические признаки и симптомы, которые похожи на черты старения. Противоречивость процесса старения. В старости происходит естественное и обязательное снижение сил, ограничение физических возможностей. Эти процессы касаются и психической деятельности. Существуют и другие точки зрения специалистов. Они восхваляют «очарование преклонного возраста». Утверждая, что регрессивным изменениям поддаются только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже расти. Они уже способны постигнуть смысл жизни, придти в полное согласие с самими собой. Старые люди могут даже в значительной степени развивать некоторые способности и даже проявить новые. То есть, происходит расцвет личности в глубину. С одной стороны у пожилого человека становится больше свободного времени, меньше обязанностей, но с другой стороны, он может не знать, что с этим свободным временем делать, он может чувствовать свою ненужность.

Пограничная психическая патология в период зрелости и старости. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Больные терапевтических и кардиологических отделений. Для них характерна: кардиофобия (навязчивый страх умереть от сердечного приступа, страх смерти); сверхценное отношение к своему здоровью. Усиливаются эти жалобы после психотравмирующих факторов и сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойством и др. Жалобы на затрудненное дыхание и начинают его контролировать, что приводит к головокружениям; синдром нарушенного ритма дыхания. Патология желудочно-кишечного тракта. Неврозы подобного состояния. Астенические и ипохондрические расстройства; депрессия; тревога; навязчивые страхи (перед кишечными кризами и канцерофобия – страх заболеть раком); слабая сопротивляемость личности патологическому страху. Неврологическое отделение. Неврозоподобная симптоматика, в основном астеническая. Разнообразные личностные реакции (повышенная слезливость, тревога, депрессии до нескольких месяцев и др.). Несмотря на улучшение все сохраняется. Иппохондричность, чрезмерные реакции. Соматизированная депрессия (выход депрессии на телесную симптоматику). Подавленность и тоска. Часто лежат в больницах. Постоянно анализируют свое состояние; пессимистически настроены на будущее. Психические расстройства при ожогах. 3 периода:

  1. Шок (от 1 до 3 дней). Аффект и психопатоподобные расстройства в виде реакции паники, ступора, безразличия. После выхода из шока наступает апатия. Снижена способность осмысления происходящего; функциональные галлюцинации; парейдолические расстройства; головная боль и др. стремление привлечь к себе внимание окружающих.
  2. Септикотоксемии. Астенические расстройства в сочетании с депрессией; гиперстезия. По любому поводу раздражается, своеобразная инфантилизация поведения (плаксивость, капризность и др.). Депрессия чаще всего вялодинамическая (утрата интереса и др.). Либо тревожно-депрессивные проявления (избегает обо всем спрашивать и др.). Ожоговая энцефалопатия – характеризуется глубокой апатией, гневливостью, трудностью осмысления и концентрации внимания, патологические эффекты. Фиксация тревоги на сексуальной функции.
  3. Реконвалисценции. У большинства реакции мобилизации (стремление к самостоятельности, строят планы на будущее и др.). Отметает трудности, которые могут возникать, скрывает страх перед будущим и т. д. Улучшается телесное состояние и отсюда такие психологические реакции. ?

Мнение о том, до сколько лет растёт мужчина, разнится очень сильно. Учёные выяснили, что рост человека идёт неравномерно, в разные годы жизни в разном темпе. Нелинейный темп роста объясняется тем, что в процессе развития вырабатываются в разном объёме гормоны, ответственные за рост.h

Большое влияние оказывает на рост работа щитовидной железы. При её неправильном функционировании человек может как остаться низким, так и вырасти очень высоким, и это будет сопровождаться проблемами, связанными с внутренними органами и сердечно-сосудистой системой

В данной статье мы расскажем о том, до какого возраста растут мужчины. Также здесь вы найдёте информацию о том, как увеличить свой рост, и по каким причинам увеличение роста может задерживаться или остановиться.

Почему мы растем?

  • Расти человеку помогает специальный соматотропный гормон (иначе «гормон роста»). Это вещество позволяет организму вытягиваться линейно, т.е. расти в высоту.
  • Под его влиянием трубчатые кости конечностей удлиняются, отчего мы и становимся выше.
  • Наибольшая концентрация гормона роста наблюдается в организме человека в переходном возрасте, а затем уровень этого вещества постепенно снижается.

Периоды роста человека

Самый главный период интенсивного роста – это внутриутробное развитие. В утробе матери человечек от крошечной капельки вырастает за 9 месяцев до длины в 51-52 см.

В первый год жизни ребенок в среднем вырастает на 24 см, затем рост несколько замедляется. С каждым годом малыш прибавляет все меньше сантиметров.

Активный ростовой всплеск наступает у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков в 12-14 лет. Это возраст, когда происходит половое созревание и гормон роста активно начинает «работать». В этот период подростки за лето могут прибавить до 12 сантиметров.

К 15 годам девочки практически достигают своего пика и больше не прибавляют сантиметров высоты, юноши же наоборот, после 15 лет начинают активно догонять подросших сверстниц. Активный рост мальчиков завершается к 18-19 годам. Однако некоторые люди все же продолжают расти и после 20-летнего рубежа. Ростовая прибавка обычно небольшая и окончательно прекращается к 27 годам.

От чего зависит рост человека?

Учеными доказано, что на рост человека напрямую влияет несколько важнейших факторов:

  • Наследственность (если в нескольких поколениях члены семьи были высокими, то их потомки, скорее всего, будут немаленького роста).
  • Расово-этническая группа (так, некоторые азиатские народы в своей массе не отличаются высоким ростом, а африканцы нередко бывают очень рослыми и крепкими).
  • Высота человека может меняться в течение дня. Утром все мы на 1-2 сантиметра выше, а к вечеру ниже. Объясняется это тем, что за ночь позвоночник вытягивается, а за день межпозвоночные диски оседают, и к вечеру человек становится немного ниже.

Годы тоже отнимают у людей сантиметры роста. Начиная с возраста 50 лет, человек каждое десятилетие теряет по 1 см высоты. Такое уменьшение связано с утратой позвоночником эластичности и постепенным его искривлением.

Можно ли изменить свой рост?

Влияние на рост человека может быть 2 видов: хирургическое и физиологическое.

Хирургический метод – радикальный способ увеличения роста. В ходе операции производится удлинение костей при помощи специальных аппаратов. Метод дает видимый результат, но требует долгой реабилитации.

Физиологические способы увеличения роста – это применение специальных тренажеров, ежедневные физические упражнения на вытягивание позвоночника. Также добавить нужные миллиметры роста поможет сбалансированное питание, и употребление в пищу биологических добавок.

Все наше человечество постепенно «растет». За 200 лет средний мужчина на нашей планете вырос на 10 см, а женщина на 9,4 см.


sovetok.com

Вы заметили, что стали немного выше? Вполне возможно, и совсем не важно то, что вы не подросток. Человеческий организм продолжает нас удивлять! Оказывает, он растет даже во взрослом возрасте. Например, Филипп Киркоров подрос на несколько сантиметров после 30-ти лет.

  1. В каждом случае все индивидуально – это зависит от генетики, гормонального баланса, образа жизни. Поэтому нельзя точно сказать, вырастет тот или другой мужчина, или нет. В каком возрасте можно ожидать увеличение роста?
  2. У большинства мужчин этот период приходится на возраст от 20-ти до 25-ти лет, в некоторых случаях – до 28-ти. Ну конечно же, сейчас мы не говорим о детстве и подростковом возрасте, это не в счет.
  3. Рост может увеличиваться не постепенно, а резко. Например, один год вы не заметили никаких изменений, а в следующем вы стали выше на 2-3 см. Это также индивидуально и нельзя предвидеть, когда и на сколько вы станете выше (если конечно станете).
  4. Почему представители мужского пола растут практически до 30-летнего возраста?Это связано с гормональными изменениями. Женщины взрослеют на несколько лет раньше, а вот парни продолжают развиваться. В этом возрасте их фигура постоянно меняется, что вполне нормально и естественно.

Наследственность – главный фактор. Как бы вы не надеялись на улучшения, но если у вас родители невысокого роста, вряд ли вы будете выше их. Конечно же, вы можете выполнять специальные упражнения, есть продукты, способствующие роста, но результат будет незначительный – не более парочки сантиметров.

До какого возраста растут мужчины?

Как мы уже сказали, этот процесс может продолжаться до 30-ти лет, в некоторых случаях рост увеличивается даже после этого возраста. Вы можете помочь себе и ускорить рост благодаря нескольким хитростям:

  • Турник. Висите как можно чаще на турнике, это упражнение действительно работает. Уделяйте на это 10-15 минут в день, выполнять его просто – вам нужно повиснуть на вытянутых руках. Такое упражнение положительно влияет на позвоночник, растягивает его.
  • Растяжка. Существует множество упражнений на улучшение растяжки и гибкости, выполняйте их ежедневно. Такая зарядка не только ускорит рост, но и улучшит гибкость.
  • Правильное питание. Уберите из рациона все вредные продукты, забудьте о курении и алкоголе. Ешьте как можно больше бобовых, орехи и семена, крупы, овощи и фрукты, нежирное мясо и рыбу.
  • Витаминный комплекс.Возможно, в вашем рационе слишком мало нужных витаминов и минералов. Рекомендуем регулярно пить витаминный комплекс, его можно купить в любом магазине спортивного питания.
  • Повышение тестостерона – занимайтесь силовыми тренировками два раза в неделю, забудьте о пиве и другом алкоголе. Также советуем включить в рацион продукты, способствующие увеличению тестостерона – рыбий жир, орехи, рыба и морепродукты, свежая зелень, овощи и фрукты зеленого и красного цвета.

Не стоит ожидать мгновенный результат, правильное питание и упражнения могут жать эффект даже через полгода. Именно поэтому важно не сдаваться и соблюдать режим на протяжении нескольких лет, он должен стать вашим образом жизни. В конце-концов, физические упражнения и качественная еда в любом случае полезны для мужского организма.

Если вы все-таки не смогли добиться увеличения роста, советуем обратиться к врачу. Он поможет подобрать препараты, которые не нанесут ущерб здоровью и помогут немного подрасти. Удачи!

mensweekly.ru

О размерах мужчин

Интересным является тот факт, что размеры человека, в том числе и рост, зависят от многих факторов и даже от места проживания. Наверное, многим известно, что жители Китая существенно ниже, нежели европейцы. А американцы больше в объеме.

Размеры человека также могут зависеть и от наследственного фактора: если в семье все щуплые и низкорослые, не стоит ожидать иных результатов. Наследник, скорее всего, будет таким же по телосложению.

  • Влияют на размеры также и режим, и рацион питания, и психоэмоциональное состояние.
  • Ну и, наверное, самым важным фактором считается наличие в организме гормона роста.
  • Интересным является то, что ученые доказали, что он на 80% выделяется ночью, поэтому мальчики, которые не высыпаются, могут быть существенно мельче своих сверстников.

О возрасте

Точных цифр, указывающих, до скольки лет растут мужчины, ученые не могут выделить, ведь каждый организм индивидуален. Но вот существуют усредненные показатели. Если девочки растут примерно до 20 лет, то у мальчиков есть еще пара лет в запасе. Согласно данным ученых, мужчины растут примерно до 23-летнего возраста. Пик роста у мальчиков приходится на возраст 13 лет.

В это время годовая прибавка может составлять до 10 см! Рост мужчины также может уменьшаться с годами, это сопряжено с процессами старения организма.

  • Так, примерно с возраста 60 лет представители сильного пола понемногу могут уменьшаться.
  • В сумме рост может стать меньше примерно на 2-3 см.
  • Но зацикливаться на информации о том, до скольки лет растут мужчины, не стоит, ведь в мире известны факты, когда человек прекращал расти в 17 лет, а также такие, когда изменения в росте происходили и до 40-летнего возраста!

О спорте

Разбираясь, до скольки лет растут мальчики, стоит отметить, что на размеры собственного тела можно повлиять, пока для этого есть возможность.

Так, до 20-летнего возраста парень может самостоятельно «вытянуться» благодаря одному только «висению» на турнике. До этого же времени также легко увеличить объемы мышц, ведь в старшем возрасте сделать это довольно сложно.

О самом важном

Разбираясь в информации о том, до скольки лет растут мужчины, парней может интересовать и такая щекотливая тема, как рост собственного достоинства – пениса. На какие сроки стоит ориентироваться и можно ли повлиять на данный показатель? Стоит отметить, что мужской половой орган растет вместе с мальчиком примерно до 23 лет.

На его размеры могут влиять различные факторы, но вот самые важные из них – это наследственный фактор, уровень тестостерона (специфического гормона) в организме, качество питания.

Выводы

Интересуясь информацией о том, до скольки растут мужчины, стоит учитывать множество различных факторов, которые влияют на рост. Но не стоит расстраиваться, если цифры чем-то не понравились, ведь в жизни не это главное.

fb.ru

Периоды развития человека и рост

Человеческое тело растет неравномерно. Скачки бурного роста чередуются с периодами затишья. Самые быстрые темпы роста происходят во время внутриутробного развития, ведь в течение девяти месяцев из пары клеток, которые можно разглядеть только при помощи мощного микроскопа, формируется младенец. На первом году жизни человек также растеточень быстро: в это время рост увеличивается примерно на 20 сантиметров. Далее наступает период снижения темпов увеличения тела. Конечно, ребенок продолжает расти, однако происходит это не так динамично.

Следующий скачок наблюдается в подростковом возрасте: в 13 -15 лет у девушек и в 14-16 у мальчиков.

  • Это легко заметить на примере учеников средних школ: часто, возвращаясь с каникул, одноклассники с удивлением отмечают, что за лето почти все девочки «перегнали» мальчиков.
  • При этом в течение всего одного учебного года мальчики могут «перерасти» девочек, ведь прибавка в росте в этот период развития может составить до 10-12 сантиметров!
  • Скачок роста в пубертатном периоде связан с перестройкой гормональной системы. Когда гормональный фон стабилизируется, рост приостанавливается.

Дальше происходят довольно интересные вещи. Девушки продолжают медленно расти до 21-22 лет. Как правило, у представительниц женского пола рост после 15 лет практически приостанавливается и прибавка может составить максимум 2-3 сантиметра. У юношей же рост может продлится до 30 лет.

Конечно, в редких случаях люди продолжают расти до 40-50 лет, а при некоторых заболеваниях рост продолжается в течение всей жизни. Однако последнее считается патологией и сопряжено со множественными расстройствами различных систем организма.

От чего зависит рост

Рост человека зависит от целого ряда факторов. Важнейшим из них является наследственность: у высоких родителей обычно рождаются высокие дети и наоборот, если мама и папа низкие, то и ребенок не будет рослым. Конечно, существуют исключения из этого правила, например, у родителей среднего роста сын или дочь могут на голову «перерасти» окружающих.

Однако в большинстве случаев причины все же кроются в генетике и ребенок просто унаследовал «ген роста» от бабушки или дедушки.

На рост человека влияет и экологическая обстановка, качество питания, наличие внутриутробных пороков развития и ряд других факторов. Рост может стать меньше из-за наличия генетического заболевания, например, карликовости или синдрома Дауна. Также, задержки роста могут быть связаны с заболеваниями эндокринной системы: при синдроме Шерешевского-Тернера у девочек не вырабатываются женские половые гормоны, которые отвечают не только за формирование половой системы, но и за рост, поэтому обычно у людей с данным заболеванием длина тела редко превышает 145 сантиметров.

Расовый фактор

На темпы роста тела влияет не только наследственность, но и расовые особенности. Вероятно, это связано с тем, что в каждой расе отбор шел по уникальным критериям. Например, доказано, что в южных странах люди созревают и вырастают до своих «окончательных размеров» в возрасте 13-14 лет. Возможно, с этим и связана традиция ранних браков, например, в Индии девушка считается невестой, а юноша - женихом уже в 14 лет.

Действительно, жители этой страны в подростковом возрасте уже зачастую полностью сформированы и достигли предельного роста. В Европе, России и других северных странах в 14 лет человек еще считается ребенком и продолжает расти.

Какие части тела растут всю жизнь

Большинство тканей и органов человека перестают расти после окончания гормонального взрыва, который происходит в подростковом возрасте. Однако, есть некоторые органы, которые могут увеличиваться в размерах на протяжении всей жизни. Причем касается это и мужчин, и женщин.

  • Всю жизнь растут носы и уши. Можно заметить, что у пожилых людей носы становятся длинными, мясистыми и «крючковатыми», а уши гораздо больше, чем у молодых. Причем растет обычно только мочка уха.
  • Способность к росту не теряют кисти и стопы. Однако заметить увеличение их размеров могут только люди, которые интенсивно занимаются спортом или физической тяжелой работой.
  • Увеличиваются и отдельные кости черепа. У мужчин черты лица меняются под воздействием тестостерона, а у представительниц прекрасной половины человечества облик может слегка поменяться во время вынашивания ребенка.

Иногда, рост органов может быть связан с болезнью. Например, при потере одной почки вторая увеличивается в размерах. То же самое происходит при удалении одного яичка у мужчин. Связан процесс с тем, что одному органу приходится выполнять двойную нагрузку.

Как можно увеличить рост

При желании человек может немногоувеличить свой рост. Правда, придется постараться и приложить массу усилий.

Стать немного выше помогут следующие приемы:

  • занимайтесь физическими упражнениями. Особенно важно растягивать позвоночник. За год систематических занятий можно стать выше на пару сантиметров. Правда, больше увеличить длину тела не удастся;
  • повесьте дома турник. Чем чаще вы будете висеть на нем, расслабившись, тем лучше растянется позвоночный столб;
  • употребляйте в пищу больше продуктов, способствующих укреплению костной и хрящевой ткани. Следует ввести в свой рацион больше творога, молочных продуктов, мяса и бобовых;
  • принимайте витаминные комплексы, способствующие укреплению скелета;
  • прибавке роста у мужчин способствует мужской гормон тестостерон. Увеличению тестостерона способствуют рыбий жир, орехи, рыба, а также плоды зеленого и красного цвета. Не стоит принимать синтетический гормон в виде таблеток: это может привести к непредсказуемым последствиям для мужского здоровья. Например, избыточное употребление тестостерона может стать причиной онкологического заболевания.

Когда ждать результат

От приведенных выше рекомендаций не следует ждать быстрого эффекта: заметить прибавку в росте можно будет через год регулярных занятий, приема витаминов и употребления здоровой пищи. Правда, можно немного схитрить и попробовать стать выше визуально, воспользовавшись следующими способами:

  • перестаньте горбиться. Искривленная осанка может «украсть» до пяти сантиметров роста;
  • носите одежду с вертикальными полосами, которые зрительно «вытягивают» силуэт;
  • купите обувь с толстой подошвой;
  • девушки могут попросить парикмахера сделать им высокую стрижку. Пышная прическа позволяет стать немного выше.

Конечно, общество диктует определенные стандарты красоты. И мужчины, и женщины мечтают стать выше: «модельные параметры» и «эталоны внешности» заставляют искать способы прибавить хотя бы пару сантиметров. Однако лучше не гнаться за идеалом и не пытаться сломать собственную природу, а научиться любить себя таким, как есть. Ведь любой человек, и высокий, и низкий, прекрасен по-своему!
4bro.club

До скольки лет растет мужчина?

Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше – до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год.

  • Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка.
  • После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине – что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.
  • В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. Период полового созревания и общего формирования организма у негроидной расы людей, который живут на юге Азии, проходит несколько раньше.

Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет – еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте – это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.

Наследственность

– также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост?

  1. Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.
  2. Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два.
  3. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела.

Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.

fb.ru

Гормоны роста

Нужно сделать рентген кисти. Если на снимках будут видны просветы (т. н. зоны роста) - хрящевые прослойки, из которых идёт рост костей в длину, увеличение роста возможно; если прослойки окостенели - зоны роста закрыты, и стимулировать их бессмысленно.

Повышение показателя роста мужчины на этом возрастном шаге связано с тем, что завершилось формирование и укрепление внутренних органов и систем, и организм может кинуть все усилия на «вытягивание» тела.

По истечению этого возраста ни один орган тела человека, и дамского, и мужского, в длину не возрастает (кроме ушей и носа).

От чего зависит рост мужчины

В период интенсивного полового созревания у подростков возникает ряд глубоких изменений соматического и психического характера. Начало этого периода характеризуется появлением выраженных вторичных половых признаков, в том числе увеличением полового члена, яичек.

Одновременно с этим начинают появляться непродолжительные, слабо выраженные эрекции и поллюции. Предстательная железа и семенные пузырьки, постепенно начиная функционировать, увеличиваются в размерах.

  • К вторичным половым признакам у мужчин относится также и появление растительности на лице, в подмышечных впадинах и на лобке, характер которой имеет свои особенности. На лобке растительность представляется в виде длинного острого клина, идущего по направлению к пупку.
  • Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный).
  • В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем.

Итог — до какого возраста растет мужчина

Подростковый период у мальчиков наступает позже, чем у
девочек, лет в 13-14. Они очень быстро прибавляют в росте в среднем около 10 см. и продолжают расти лет
до двадцати.

Но бывает, что юноши достигают своего предельного роста только к
30 годам. То, что особенно волнует мужчин в подростковый период, достигает
своей максимальной длины в 17 лет.

Ну и, конечно, влияет уровень продукции гормона роста (соматотропина) . Без него никакие эпифизы не спасут:))

Рост Мужчина Женщина
Карликовый Ниже 150см Ниже 140см
Очень низкий 150-159см 140-149см
Низкий 160-169см 150-159см
Ниже среднего 170-174см 160-164см
Средний 175-177см 165-167см
Выше среднего 178-183см 168-173см
Высокий 184-189см 174-179см
Очень высокий 190-199см 180-189см
Гигантский Выше 200см Выше 190см

Средний рост человека в России

За последний век средний рост россиян увеличился. В настоящее время средний рост мужчины в России 176см, а женщины - 165см. . Для сравнения, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 60-е годы средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин - 157 см .

То, до какого возраста растет человек, неизбежно зависит еще и от наследственности. На этот фактор повлиять нельзя, он заложен у каждого в программе роста. Наследственность определяет рост в целом на 90%, и лишь оставшиеся 10% составляют внешние факторы, такие как питание, экология и пр. Если у ребенка мама и папа высокие, то и он будет, скорее всего, высоким. И наоборот. Вообще же люди продолжают расти вплоть до 40 лет. Только внешне такие изменения уже почти незаметны.

ypcity.ru

Когда прекращается рост

Почему человек растет и когда прекращается рост? Два фактора, влияющие на рост, известны всем — это генетический потенциал и питание в раннем детстве.

  • У рослых родителей дети обычно имеют более высокий рост, чем у низкорослых. Это, однако, наблюдается при условии, что дети питаются в целом достаточно правильно.
  • Многие ученые и врачи,изучающие рост и развитие человека пришли к выводу что в каждом человеке природой заложены определенные программы, в том числе «Программа роста»,
  • но,как показывают многочисленные наблюдения, преимущественно у взрослых, рост которых ниже среднего, упомянутая программа оказалась не выполненной. Малейшее изменение в ДНК может привести к увеличению или уменьшению роста.

По сообщению британских и американских ученых, обнаружен ген, способный объяснить различия в росте людей. Обнаруженный ген называется HMGA2. Согласно теории ученых, человек вырастает на 1 см, если одна из базовых «букв» гена изменена.

При этом нельзя утверждать, что HMGA2 полностью отвечает за рост человека: есть шанс, что и другие гены имеют свое влияние, но их ученые еще не обнаружили. При этом известно, что наш рост определяется наследственностью на 90 процентов, и только на 10 процентов его определяют экология, питания и другие внешние факторы.

Внутриутробные факторы

Представляются также необычайно важными, так как наиболее интенсивный рост происходит как раз во время беременности. Если в течение этого периода имеются повреждения плаценты и тем самым нарушается питание плода, ребенок может родиться с дефицитом роста и низкой массой тела.

  • Начиная с первого года жизни и до прекращения роста ведущую роль в регуляции роста играет эндокринная система.
  • Рост скелета и других органов находится под воздействием гормона роста, выделяемого гипофизом — небольшой железой внутренней секреции, расположенной в основании мозга. Выделение гормона роста стимулируется центрами гипоталамической области мозга.
  • Долгое время было неясно, каким образом гормон роста влияет на клетки скелета, стимулируя их рост. Оказалось, что на этом пути есть посредник — вырабатываемый печенью и рядом других тканей инсулиноподобный фактор роста-1, имеющий много общего в строении с инсулином.

Этот фактор выделяется под влиянием гормона роста и циркулирует в связи с определенным белком; недостаток того или другого влияет на темп роста.

Но гормон роста не единственный регулятор роста. В организме выделяется и антагонист гормона роста — соматостатин. Нормальный рост поддерживается благодаря равновесию в выделении этих двух гормонов.

Щитовидная железа

Помимо гормона роста, являющимся основным фактором, влияющим на рост, важное значение имеют также гормоны щитовидной железы и половые гормоны. Важны первые годы жизни ребенка, когда высок уровень гормонов щитовидной железы. Именно на этом этапе гормоны обеспечивают созревание, дифференцировку костной ткани, центральной нервной системы. Ребенок рождается с большой по размеру вилочковой железой.

  1. В период детства она продолжает увеличиваться, а в 13 или 14 лет начинает сжиматься. Вилочковая железа имеет связь с половыми железами. Она работает пока половые железы малы. Как только они начинают развиваться, вилочковая железа прекращает совою работу.
  2. Вот почему, когда человек окончательно созревает в половом отношении (примерно в возрасте 22 лет), он практически перестает расти.
  3. Половые гормоны ускоряют рост, но при их избытке в детском возрасте может произойти раннее закрытие зон роста. Ребенок может остаться маленьким. А недостаток половых гормонов в периоде полового созревания ведет к задержке роста.

В более старшем возрасте замедление роста может спровоцировать любое хроническое заболевание — например, нарушения кишечного всасывания, частые бронхолегочные инфекции, пороки сердца, нарушения функции печени, заболевания почек, анемия и др. Поэтому можно сказать, что рост является очень чувствительным индексатором здоровья ребенка. Задержка роста при большинстве этих заболеваний является обратимой — при устранении причины заболевания темпы нормализуются.

Невзирая на то, что общепринятыми схемами и графиками предусматривается стабильный постепенный прогресс в росте тела, большинство детей растут совсем по-другому — будто скачками, которые чередуются с паузами.

Типы роста

Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный). В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем.

  • В случае снижения темпов роста, организм будто успокаивается, происходит постепенный рост и развитие внутренних органов.
  • Во время полового созревания происходит скачок роста. У девочек он наблюдается в 11-12 лет, прибавка в росте бывает от 6 до 11 см (в среднем 8 см в год). У мальчиков половое созревание происходит позже, в 13-14 лет, и прибавка в росте в этот период составляет от 7 до 12 см (в среднем 9,5 см).
  • Девочки обычно к 15 годам практически уже имеют свой конечный рост, т. е. перестают расти, а мальчики в этом возрасте растут очень интенсивно и конечного роста достигают лишь к 19-20 годам.

В действительности, человек продолжает немного расти даже после 25 лет и достигает своего максимального роста примерно в возрасте 35-40 лет. После этого он уменьшаемся приблизительно на 12 мм каждые десять лет. Причина этого — обезвоживание хрящей в суставах и позвоночнике по мере старения.

В детстве каждый ребёнок много времени размышляет о том, кем он станет, когда вырастет. Кому-то по душе профессия космонавта, кто-то хочет быть знаменитым музыкантом. Но некоторые юные мечтатели предпочитают не ждать наступления взрослой жизни и начинают делать шаги к осуществлению задуманного ещё в раннем детстве. И к тому моменту, когда их ровесники только начинают делать первые самостоятельные шаги в жизни, они уже могут похвастаться впечатляющими достижениями.

Брайан Циммерман - самый молодой мэр в истории США

В 1983 году одиннадцатилетний мальчик Брайан Циммерман решил баллотироваться на пост мэра крошечного городка Крэбб (штат Техас). В Крэббе на тот момент жило немногим больше 200 человек, так что почти каждого потенциального избирателя Брайан знал в лицо. Циммерман провёл блестящую предвыборную кампанию, девиз которой выглядел так: «Настоящий мэр – не тот человек, который постоянно сидит в кабинете и боится утратить своё кресло. Настоящий мэр – человек, который стремится улучшить качество жизни простых людей». Одиннадцатилетний мальчик одержал лёгкую победу на выборах, набрав более 75% голосов избирателей.
К сожалению, Циммерману не удалось выполнить главное предвыборное обещание. Он говорил, что не допустит «поглощения» Крэбба более крупными населёнными пунктами, расположенными вблизи от него.

Самый юный мэр в истории Соединённых Штатов (а может быть – и всего мира) стал известным во всей Америке. О нём с завидной регулярностью писали в газетах, а режиссёр Рон Ховард в 1986 году положил историю Брайана в основу сюжета кинофильма «Одинокий звёздный ребёнок». В этой картине снялся Джеймс Эрл Джонс – лауреат премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в области кинематографа.

Саугат Биста - семилетний режиссёр

В декабре 2014 года в городе Катманду (столица Непала) состоялась премьера кинофильма «Люблю тебя, папа». И это событие стало бы банальным и непримечательным, если бы не личность режиссёра – Саугата Биста, которому на момент премьеры было всего 7 лет. Саугат стал самым юным режиссёром за всю историю мирового кинематографа. Этот статус подтверждён Книгой рекордов Гиннеса.

Бюджет картины «Люблю тебя, папа» был достаточно большим по азиатским меркам. Интересно, что промо-кампания фильма основывалась только на том факте, что её снял 7-летний ребёнок. Несмотря на это, отзывы о дебютной работе Саугата были положительными. А журналисты сайта Cinema Times, присутствовавшие на премьере, утверждают, что некоторые критики при его просмотре даже не смогли сдержать слёз.

Томас Грегори в 11 лет переплыл Ла-Манш за 12 часов

С того дня, как капитан Мэттью Уэбб в 1875 году сумел без посторонней помощи переплыть пролив Ла-Манш (за 21 час 45 минут), преодоление 34-километрового расстояния между Великобританией и Францией стало для пловцов лучшим, пускай и очень опасным способом доказать свои выдающиеся атлетические способности.
6 сентября 1988 года 11-летний английский мальчик Томас Грегори совершил, казалось бы, невообразимое – переплыл Ла-Манш менее чем за 12 часов. Через 2 недели 20-летний профессиональный пловец, пытаясь побить его рекорд, погиб.

Это интересно: Спортсмены преодолевают самую узкую часть Ла-Манша в очень непростых условиях. Температура воды даже летом редко поднимается выше +17°C, поверхность моря никогда не бывает спокойной. А быстрые течения то и дело норовят утащить пловцов на дно. Начиная с 1875 года переплыть через Ла-Манш смогли не более 1 тысячи человек. Даже Эверест покорило намного больше людей.

Когда Грегори триумфально вернулся в родной Дувр, он сказал, что больше всего мечтает хорошенько выспаться.

Сухас Гопинат основал фирму уже в 14 лет

Индийский мальчик Сухас Гопинат прославился на весь мир, когда в четырнадцатилетнем возрасте основал собственную фирму. А через 3 года он стал самым молодым в истории генеральным директором межнациональной компании.
Гопинат родился и вырос в Бангалоре – одном из самых динамично развивающихся регионов Азии. Бангалор – крупнейший в Индии научный и промышленный центр. Его часто называют «индийской Кремниевой долиной», так как в городе открыто множество крупных компаний, работающих в сфере информационных технологий.

Сухасу не очень нравилось ходить в школу, и в после нескольких лет мучений он её бросил. Вместо получения общего образования мальчик начал ходить в местный интернет-клуб. Здесь он освоил базовые навыки пользования компьютером и принципы работы в интернете. Правда, тогда доступ к неограниченным информационным ресурсам глобальной паутины стоил в Индии достаточно дорого, поэтому Сухасу пришлось зарабатывать деньги на своё увлечение.
Мальчику повезло устроиться на работу в компьютерный магазин. Он отказался от зарплаты в обмен на право бесплатного доступа к интернету. Постепенно Гопинат начал самостоятельно постигать азы программирования.

В конце концов, в голове Сухаса родилась идея предложить местной автомобильной компании создать сайт для более эффективного продвижения своего бизнеса. Боссы фирмы согласились, и юный программист начал работу. Свои первые сайты он оценивал в 500 долларов (750 долларов, если ресурс нужно было создать в срочном порядке). В начале 2000 года Гопинат основал собственную IT-компанию «Globals Inc». В 2003 году её филиалы открылись в других странах.

Это интересно: Забавно, но мать Сухаса настояла на том, чтобы он окончил школу, невзирая на то, что он уже был успешным бизнесменом. Такие уж они, родители!


Луи Брайль ещё в детстве создал самую удобную систему чтения для слепых людей

Луи Брайль родился в бедной французской семье. Его отец работал сапожником, и мальчик с раннего детства пытался ему помогать. К сожалению, в 3 года он поранился шилом в отцовской мастерской. Началось сильное воспаление глаз, в результате которого к 5 годам Брайль полностью ослеп.
В 10 лет Луи отправили учиться в парижский Королевский институт для слепых детей. Он был очень смышлёным и одарённым ребёнком, и сам директор специализированного учебного заведения даровал ему стипендию.
Тринадцатилетнему Луи Брайлю не очень нравился рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, использовавшийся в те времена в Королевском институте. Как-то он узнал, что отставной капитан артиллерии Шарль Барбье создал «ночной шрифт», позволявший солдатам читать и писать сообщения во тьме. Система Шарля была очень простой, но достаточно громоздкой: на одной странице можно было вместить не более 8-10 символов. Помимо этого, во французском языке было слишком много символов, которые Барбье не сумел эффективно перевести, поэтому его идею армия не оценила.
Но Луи Брайль вдохновился изобретением отставного капитана и захотел создать альтернативу общепринятой системе Гаюи. Следующие 2 или 3 года он посвящал этому делу всё свободное от учёбы время, пока не остался довольным результатом.
После этого, Луи с гордостью представил разработанный им шрифт для слепых людей сначала своим одноклассникам, потом – директору Королевского института, Себастьяну Гуилли, и, наконец, – всему обществу. Людям она приглянулась, а одним из самых ярых поклонников системы Брайля стал сам французский король Луи-Филипп I.

Киерон Уильямсон - гениальный художник, ставший миллионером в 12 лет

В 2009 году 7-летний вундеркинд из Норфолка (Англия) Киерон Уильямсон на второй в своей жизни художественной выставке смог менее чем за 15 минут продать 16 картин, самая дешёвая из которых стоила 900 фунтов стерлингов. Следующая выставка прошла в июле 2010 года. На ней 33 картины Киерона были проданы за полчаса, они принесли юному художнику 150 тысяч фунтов стерлингов. В начале 2014 года Уильямсон, благодаря своему таланту и огромному трудолюбию, стал миллионером.

Это интересно: Даже самые известные художественные критики называют работы юного гения шедеврами. А техниками перспективы и оттенения Уильямсон, по их словам, владеет в совершенстве.

Киерон предпочитает писать картины, связанные с деревенской тематикой: старенькие парусники, ухоженные газоны, гуси, уютные домики, окружённые деревьям с золотистой листвой. Они идеально стилизованы, выполнены в приятных пастельных тонах и гармонично вписываются в интерьер любого помещения.

Уилли Джонсон получил самую ценную военную награду в США

Война – по умолчанию страшная вещь. Но она становится ещё более ужасной, когда в ней принимают участие дети. В эпоху Гражданской войны в Соединённых Штатах детей подвергали опасности достаточно часто. Например, сотням ребятишек пришлось стать военными барабанщиками. Многие из них справлялись со своими задачами великолепно. Самым отличившимся позднее вручили Медаль Почёта – высшую военную награду США.
Одиннадцатилетнему Уилли Джонсону пришлось служить барабанщиком в третьем вермонтском пехотном полку. Зимой 1862 года произошло одно из самых масштабных сражений за время Гражданской войны. Враждующие стороны конфликта практически без перерывов палили друг в друга на протяжении семи дней. Джонсон держался как опытный боец, его силе духа позавидовали бы многие солдаты.

В конце концов, подразделение Уилли было вынуждено отступить – силы Армии Конфедеративных Штатов были явно превосходящими. Отступал юный барабанщик, кстати, самым последним. В 1864 году тогдашний президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн лично вручил парню Медаль Почёта. Он стал одним из 48 солдат младше 18 лет, которые получили эту награду.
К счастью, в начале ХХ века руководство страны официально запретило принимать лиц, не достигших совершеннолетия, в ряды американской армии. Так что, смеем надеяться, больше ни один ребёнок никогда не будет рисковать своей жизнью, подставляя спину под вражеские пули.

Виктор де Леон III к 7-летнему возрасту победил во многих турнирах по видеоиграм

В феврале 2005 года 7-летнему Виктору де Леону III из Нью-Йорка покорилось уникальное достижение. Мальчик стал самым юным профессиональным игроком в лиге «Major League Gaming», проводящей соревнования по всемирно популярным компьютерным играм – Counter Strike, Dota 2 и т.д. Этот случай позднее вдохновил один из телеканалов снять о Викторе документальный кинофильм. В мае Виктор был приглашён на популярное общественно-политическое телевизионное шоу «60 минут». В итоге за 2005 год семилетний мальчик заработал деньги на оплату своего будущего обучения в престижном колледже.

Это интересно: Виктор пристрастился к видеоиграм в двухлетнем возрасте. А в 4 года он уже принял участие в первом турнире. На счету самого юного профессионального игрока в истории – десятки побед в престижных соревнованиях. В конце 2005 года он занял второе место во всеамериканском первенстве, опередив более 200 участников. А знаете кому досталась победа? Родному дяде Виктора! Уникальная семейка, согласитесь.

Джейк Марционетте написал бестселлер в 13 лет

В феврале 2012 года двенадцатилетний американский мальчишка Джейк Марционетте захотел стать писателем. Он взял в руки телефон и начал звонить всем агентам, номера которых ему удалось найти (взрослые поступили бы иначе и просто отправили бы им запросы), чтобы предложить сотрудничество. Настойчивость и решительность мальчика были вознаграждены по достоинству. Через несколько он уже имел своего агента, который помог Джейку начать плодотворное сотрудничество с крупным издательством «Penguin Books».
Через год вышла первая книга Марционетте с незамысловатым названием «Просто Джейк». Автор утверждает, что она будет лишь первой в серии. «Просто Джейк» – комичная, частично автобиографичная иллюстрированная книга, ставшая бестселлером через несколько месяцев после выпуска. Так что у юного летнего писателя дела сегодня идут просто великолепно.

Марджори Джестринг завоевала ‘золото’ Олимпиады в 13 лет

Летом 2008 года в интернете и печатных средствах массовой информации бурно обсуждалась китайская олимпийская сборная по гимнастике. Например, сообщалось, что Хэ Кесинь на момент начала соревнований было всего лишь 14 лет. Возможно, вы удивитесь, узнав, что в Олимпийских играх участвовали спортсмены и более юного возраста. Например, американка Марджори Джестринг в далёком 1936 году отправилась в Берлин, чтобы принять участие в Олимпиаде. Ей было только 13 лет.
Джестринг сумела побороть волнение и великолепно справилась с поставленной тренерами задачей. Зрелищное выступление этой девочки на трамплине для прыжков в воду сделало её самой молодой в истории спортсменкой, завоевавшей «золото» на Олимпийских играх. Более яркого начала карьеры и представить нельзя! Но к сожалению, это достижение так и осталось самым знаковым в её жизни. Марджори Джестринг, несмотря на все старания, больше не смогла попасть в состав олимпийской сборной Соединённых Штатов.

Если у ребёнка появляется какая-то мечта, он, как правило, сразу предпринимает какие-то шаги для её воплощения в жизнь – пускай даже наивные и несерьёзные. И этим дети выгодно отличаются от большинства взрослых. Вспомните, сколько раз за последний год вам хотелось изменить свою жизнь к лучшему, начав, например, бегать по утрам или учить иностранный язык? Но, скорее всего, намерения так и оставались только намерениями. Самая пагубная привычка взрослых – жить в зоне комфорта и откладывать самое важное «на завтра». А жизнь тем временем проходит. Учитесь реализовывать задуманное у детей!

С возрастом мозг человека, как и все его тело, стареет. Новые исследования показывают, что снижение эффективности деятельности мозга начинается приблизительно в возрасте 45 лет, то есть намного раньше, чем считалось до этого. И хотя процесс старения мозга остановить нельзя, его можно существенно замедлить. Осталось понять, как это сделать.

ФОТО: ИТАР-ТАСС/Бобылев Сергей

Для начала следует понять, как происходит развитие мозга от самого рождения человека и до старости. Итак, его созревание начинается еще в зародыше, находящемся в утробе матери. Важно понимать, что в этот момент он очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов и его благополучие целиком зависит от организма матери. Опасность недоношенной беременности заключается в том, что она может привести к нарушениям развития мозга эмбриона, а это скажется на дальнейшем поведении ребенка.

На четвертой неделе отчетливо выявляется спинной мозг, а в пределах головного мозга намечаются основные его отделы. К пятой неделе у эмбриона устанавливается регулярный ритм сердца, и только после этого начинается формирование нервной системы, в основе которого лежит интенсивное деление клеток и образование порядка 250 тыс. нейронов каждую минуту.

В первые годы жизни ребенка мозг особенно быстро растет, развивается и усложняется. Например, после рождения мозг младенца продолжает активный рост и уже к шести годам достигает 95% размера мозга взрослого человека. В это же время природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас надежности.

Созревание мозга начинается еще в зародыше

Некоторые ученые полагают, что наш мозг начинает стареть уже в период полового созревания. В этот период все ускоряется: формируется личность, и мозг принимает окончательную форму, отбирая нужные нейроны и связи. Подростки также постоянно теряют нервные клетки и около 1% серого вещества в год.

В возрасте примерно 22 лет мозг выходит на пик своего могущества, который длится около пяти лет, и это возраст его зрелости. Между 20 и 90 годами мозг теряет в среднем 5 - 10% своего веса, канавки на поверхности мозга расширяются, и полное его развитие заканчивается где-то к 25 годам.

Именно после этого процесс начинает двигаться в обратную сторону. Начинается все с падения способности планировать и вспоминать события, а также координировать выполнение задач. А уже в возрасте 45 - 49 лет умственные способности снижаются на 3,6%, и в дальнейшем этот процесс только прогрессирует, ослабевает память, притупляется мышление, понимание и подобные процессы.

После 25 лет процесс начинает двигаться в обратную сторону

В возрасте 80 лет наблюдается потеря объема и веса мозга. Большая часть потерянного веса заполняется водой, а сжатие мозга обычно приводит к ухудшению когнитивных способностей, в том числе индуктивного мышления, пространственной ориентации и вербальной памяти. Когда гиппокамп начинает сокращаться, происходит потеря ориентации и ухудшение координации движений.

Все это происходит потому, что мы неумолимо теряем клетки мозга, а доля отмерших отростков нейронов увеличивается. В возрасте от 65 до 70 лет умственные способности падают на 9,6% у мужчин и на 7,4% у женщин. Однако все не так уж плохо. Эмоциональные реакции можно держать под контролем благодаря мозжечковым миндалинам, взаимодействующим с участком мозга, который контролирует эмоции.

Старение мозга можно замедлить с помощью нехитрых правил

Итак, какие же факторы помогут повлиять на старение мозга, замедлить его.

Для начала помните, что мозг с возрастом высыхает. Однако потребление большого количества воды не может предотвратить это, так же как и переезд в страну с влажным климатом. Зато чтение книг, обучение чему-то новому поможет стимулировать мозг.

Полезно также ходить быстрым шагом по 45 минут два - три раза в неделю и спать не менее восьми часов в сутки, что предотвратит потерю памяти.

Придерживайтесь сбалансированной диеты, не курите, следите за давлением и уровнем холестерина, ведь гипертония ускоряет сжимание мозга и потерю умственных способностей.

И, главное, избегайте стресса - он высвобождает гормон кортизол, в избыточном окружении которого нейроны слабеют и даже дегенерируют.