Тан лие партер. Словарь хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ(ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ)

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине -это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».

2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».

3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП (исходное положение)в любой позиции ног.

4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» открывание, закрывание скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.

5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.

6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45на 90° и выше).

7.rond de jamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.

8.rond de jamb en l"air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.

11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.

16.double- (дубль)- «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой battement fondu -двойной полуприсед battement frapper - двойной удар.

17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

18.releve lent- (реле велянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.

19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.

20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релеве лянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

22.attitude-(аттитюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.

23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттитюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево.

24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.

25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.

27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.

29.balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.

30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.

31.por de bras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.

32.temps lie-(тан лие)-серия слитных танцевальных движений, маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.

33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный», часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] - арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle.

PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROVD DE JAM BE EN L "AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.

ТЕРМИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Терминология классического танца сложилась в XVII веке во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той строй ной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio [ адажио ] Медленно, медленная часть танца.
Allegro [ аллегро ] Прыжки.
Allonge [ ссамбл ] Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую часть руки.
Aplomb [ апломб ] Устойчивость.
Arabesque [ арабеск ] Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ ссамблее ] Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [ аттитюд ] Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [ балансе ] Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [ па баллонэ ] Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied.
Pas ballotte [ па баллоттэ ] Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [ балансуар ] Качели. Применяется в grandbattementjete.
Batterie [ батри ] Барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [ па де буррэ ] Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [ бризе ] Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [ па де баск ] Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [ батман ] Размах, биение.
Battement tendu [ батман тандю ] Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [ батман фондю ] Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [ батман фраппэ ] Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [ фраппэ ] Бить.
Battement double frappe [ батман дубль фраппэ ] Движение с двойным ударом.
Battement developpe [ батман девлоппэ ] Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 0 в нужное направление, позу.
Battement soutenu [ батман сотеню ] Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [ кабриоль ] Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [ шен ] Цепочка.
Changement de pieds [ шажман де пье ] Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [ шажман ] Смена.
Pas chasse [ па шассэ ] Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [ па де ша ] Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ ле ша ] Кошка.
Pas ciseaux [ па сизо ] Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [ купэ ] Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [ па курю ] Пробежка по шестой позиции.
Croisee [ краузэ ] Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [ дегаже ] Освобождать, отводить.
Developpee [ девлоппэ ] Вынимание.
Dessus-dessous [ десю-десу ] Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [ экартэ ] Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [ эфасэ ] Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [ эшаппэ ] Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [ па амбуатэ ] Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ ан деор ] Наружу, из круга.
En dedans [ ан дедан ] Внутрь, в круг.
En face [ ан фас ] Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ ан турнан ] Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [ антраша ] Прыжок с заноской.
Fouette [ фуэтэ ] Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [ фермэ ] Закрывать.
Pas faille [ па файи ] Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [ галоп ] Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [ глиссад ] Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [ большой ] Большой.
Jete entrelacee [ жетэ антрэлясэ ] Перекидной прыжок.
Entrelacee [ антрэлясэ ] Переплетать.
Jete [ жэтэ ] Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [ жэтэ фермэ ] Закрытый прыжок.
Jete passé [ жэтэ пассэ ] Проходящий прыжок.
Lever [ левэ ] Поднимать.
Pas [ па ] Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [ па д аксион ] Действенный танец.
Pas de deux [ па дэ дэ ] Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [ па дэ труа ] Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [ па дэ катр ] Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [ пассэ ] Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [ пти ] Маленький.
Petit battement [ пти батман ] Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [ пируэт ] Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [ плие ] Приседание.
Demi-plie [ деми плие ] Маленькое приседание.
Pointe [ пуантэ ] Носок, пальцы.
Port de bras [ пор де бра ] Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [ прэпарасион ] Приготовление, подготовка.
Releve [ релевэ ] Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [ релевэ лян ] Медленный подъем ноги на 90 0 .
Renverse [ ранверсэ ] Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [ рон де жамб пар тер ] Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ рон ] Круг.
De jambe [ дэ жамб ] Нога.
Terre [ тер ] Земля.
Rond de jambe en l’air [ рон де жамб ан лер ] Круг ногой в воздухе.
l’air Воздух.
Soute [ сотэ ] Прыжок на месте по позициям.
Simple [ семпль ] Простой, простое движение.
Sissonne [ сисон ] Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [ сисон ферме ] Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [ сисон уверт ] Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [ сисон семпль ] Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [ сисон томбе ] Прыжок с падением.
Saut de basque [ со де баск ] Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [ сутеню ] Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [ сюр лек у де пье ] Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [ тан лие ] Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [ тан левэ сотэ ] Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Temps levee Временно поднимать.
Tire-bouchon [ тир бушон ] Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [ тур шенэ ] Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [ тур ан лэр ] Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [ тур ] Поворот.
Выворотность Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация Соответствие и согласование всего тела.

В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:

  • пируэт (полный поворот на 360 0 всего тела на одной ноге);
  • кабриоль (прыжок, при выполнении которого танцовщик подбивает одну ногу другой);
  • револьтад (прыжок, во время которого одна нога переносится через другую и выполняется поворот).

Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).

Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.

А - Е

  • Адажио (с итальянского adajio переводится как «медленно», «спокойно»). Часть танца, которая выполняется медленно под спокойную музыку. Понятие используется не только в смысле музыки, но и:
    • Отдельного танца, или части музыкально – хореографической постановки, которые выполняются одним, двумя или более солистами. Наиболее распространено адажио в исполнении дуэта;
    • Для экзерсиса – упражнения у хореографического станка или в центре зала, которые состоят из набора поз и упражнений, поворотных элементов, наклонов в спокойном ритме. Задача адажио – выработать устойчивость, выразительность, музыкальность, гармонию и плавные переходы от одного движения к другому;

  • Аллегро (allegro в итальянском значит скоро, ловко, быстро) – набор упражнений в центре зала, который состоит из прыжков разной высоты и скорости;
  • A laseconde (буквальный перевод – во вторую) – работающая нога переводится (открывается) в сторону на носок, или поднимается на высоту; в этой позе работающая нога открыта носком в пол или поднята;
  • Aplomb (равновесие) – умение танцовщицы стоять в той или иной позе на одной ноге на протяжении долгого времени;
  • Арабеск (итал. аrabesco – арабский) – одно из основных движений в классической хореографии. Во время его выполнения работающая нога вытягивается в колене и открывается назад с вытянутым в пол носком, или поднимается вверх. Положение рук allongee, взгляд устремляется вдаль, что придает позе грациозности и выразительности. Арабеск символизирует ускользающую мечту, это лейтмотив Жизель или Сильфиды – популярных романтических героинь. Во время выполнения упражнения опорная нога может полностью стоять на стопе, полупальцах/пальцах, быть вытянутой или согнутой в колене. Иногда выполняется с упором на колено и отводом второй ноги. Если поза выполняется в прыжке, то положение ноги может разным (строго перпендикулярно полу, выбрасывание вперед и пр.). Русская балетная школа разделяет арабеск на четыре типа. Первые два – открытые (arabesque effacee), третий и четвертый – закрытые (arabesque croisee).Старая балетная школа выделяла еще пятый тип арабеска, в котором корпус наклонялся, а руки поднимались вперед allongee. Arabesque penchee – поза, при которой корпус наклоняется вперед, чтобы работающая нога могла подняться максимально высоко;
  • Attitude (поза, позиция):
    • Является одной из основных позиций в классической хореографии. Во время исполнения работающая нога сгибается в колене и поднимается назад на высоту. Опорная нога может стоять на стопе, пальцах или полупальцах, руки в позиции allondie. Фигура является основой для большого прыжка. Для ее выполнения, как и арабеска, нужна сильная и гибкая спина. Если аттитюд выполняется вперед, согнутая в колене нога поднимается вперед, а пятка должна быть выше уровня колена. Это лейтмотив горделивых героинь, например Авроры (балет «Спящая красавица»).
    • В широком понимании аттитюд является любой позой, которую принимает танцовщик или танцовщица;

  • Assemble, pas (глагол assembler -собирать). При выполнении этого движения работающая нога может открываться в любом направлении носком в пол, либо в воздух, при этом танцовщица одновременно приседает на опорной ноге. Затем рабочая нога ставится в 5 позицию на пальцы или полупальцы. Движение оканчивается в demi-plie. Если фигура выполняется в прыжке, то ноги собираются в момент полета. Исполнение прыжка может быть разнообразным: на месте (бросок ноги на небольшую высоту, малый прыжок petit pas assemble), или с продвижением (сильный бросок ноги на 70-90 о, предельно высокий взлет grand pas assemble). В первом случае движение начинается с прыжка и броска ноги из 5 позиции. Для выполнения grand pas assemble всегда необходим подход, что позволит достичь максимальной высоты в прыжке. Чтобы удерживать равновесие, руки подхватываются в позицию и помогают прыжку. Дополнительные усложнения в виде заносок или двойных оборотов могут придать движению зрелищности и виртуозности. Главное отличие pas double assemble (исполняется на пальцах или полупальцах на малом прыжке) в том, что фигура выполняется дважды с одной и той же ноги. Если позиция исполняется в сторону, смена ног в 5 позицию выполняется в момент второго движения;
  • Emboite, pas (буквальный перевод шпунтовый) фигура, которая выполняется со сменой ног и переносом веса тела с одной ноги на другую несколько раз подряд.

Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.


Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).


Petit pas emboite saute entournant является поочередными прыжками и одновременным поворотом на 180 о. В завершении подменная нога приводится в положение surlecou-de-pied. Исполняется движение с продвижением по прямой линии или по диагонали. Может быть выполнено по кругу в комбинации с другими поворотами.


Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.



  • Enavant (вперед) – термин для определения положения передней ноги или продвижения танцовщика;
  • Enarriere (назад) – этот термин используется для указания заднего положения ноги, или движения танцовщика назад;
  • Endedans (внутрь) – указывает на направление вращения во время выполнения пируэтов, туров и движений, которые исполняются Entournant к опорной ноге;
  • Endehors (наружу) - указывает на направление вращения во время выполнения пируэтов, туров и движений, которые исполняются Entournant от опорной ноги;
  • Enl’air (в воздухе) – термин показывает, что в момент выполнения либо работающая нога, либо все тело находятся в воздухе;
  • Entournant (в повороте) – термин указывает, что движение выполняется одновременно с поворотом корпуса;
  • Enface (напротив) – исполнитель работает на зрителя, лицом в зрительный зал;
  • Entree (вход) – выход артистов частями;
  • Entrechat (антраша? – с итальянского intrecciato – плетеный, также используется для определения скрещенного прыжка) – прыжок по - вертикали с обеих ног. В момент исполнения ноги немного разводятся и соединяются в 5 позиции. Ноги не ударяются одна о другую, так как находятся в выворотном положении от бедра;

В - V

  • Balance, pas (глагол balancer - качать) –движение в любую сторону и с переступанием ног на месте, состоит из pastombe. По сути это pascoupe – упражнение с четкой фиксацией surlecou-de-pied, или без нее. Эффект покачивания создается благодаря легкому перегибу корпуса в талии и наклону головы. Зачастую выполняется подряд несколько раз с разных ног в любую сторону, при этом добавляются различные движения и переводы рук. Из-за того, что движение заимствовано в вальсе, исполняется в музыкальном размере?;
  • Balancoire, battement (в буквальном переводе - качели) – движение, выполняемое подряд несколько раз с включением корпуса. Во время броска работающей ноги вперед или назад, корпус резко отклоняется в противоположном направлении. Французская балетная школа называет большие батманы grands battements encloche, что переводится как колокол;
  • Ballon (мяч, воздушный шар) – так называют умение танцовщика зависать в воздухе в момент исполнения прыжка. Одновременно фиксируя различные фигуры;
  • Ballonne, pas – прыжок на одной ноге с вытягиванием рабочей ноги и продвижением в любую сторону. Обе ноги возвращаются в позицию surlecou-de-pied;
  • Ballot e, pas (глагол ballotter - качать) – прыжок, в котором одна нога закрывается и подбивает другую. При этом наклон корпуса придает эффект качания;
  • Battements (удар, биение) – движения в классической хореографии, которые направлены на разработку силы, выворотности суставов, резкости и эластичности мышц, а также на координацию;
    • Battements Tendus (тянуть): Battement tendu jete (jeter - выбрасывать на 45°), Battement tendu pourbatterie (подготовка к заноске), Grand Battement Jete (выбрасывать выше 90°), Grand Battement Jete pointe, Grands Battements Jete balance;
    • Battements releve lent (в адажио).
    • Battements sur le cou-de-pied: Battement frappe (frapper - ударять), Battement double frappe, Petit battement sur le cou-de-pied, Battement battu (battre - бить), Battement Fondus (fondre - таять) - 45° и 90°, Battement soutenu (soutenir - поддерживать) - в любом направлении .
    • Battements Developpes (developper - развивать). Движение, в момент исполнения которого, рабочая нога скользит по опорой с вытянутыми пальцами с последующим открытием в любую сторону. Battement Retire (retirer - забирать, тянуть обратно). Grand Battement Developpe Passe (passer - проводить);
  • Bris e, pas (глагол briser - ударять) – продвижение выполняется за ведущей ногой в маленьком прыжке. Конечная точка бризе – 5 позиция. В переводе с французского обозначает легкий морской ветерок;
  • Вариация (Variation) – короткий и завершенный танец для исполнения одного или нескольких танцовщиков. Зачастую это часть Pas dedeux, Pas detrois, Grand Pas, однако возможно введение в виде самостоятельного танца.

G


  • Grand (большой) – приставка, которая используется для определения максимальной амплитуды движений во время исполнения: grand plie, grand pirouette, grand battement jete, grand passaute, grand pas dechat и пр.;
    • Grand pas – в классическом балете – сложная форма, которая состоит из выхода танцовщиков, поочередной смене солистов и кордебалета, и завершающей коды. Примеры: гран па из «Дон Кихот», «Пахита» и пр;

D - Д

  • Дивертисмент (Divertissement - развлечение) – танцевальные номера, которые следуют друг за другом, или концертная программа, которая объединяет в себе разные по жанру и характеру танцевальные произведения;

К - С

  • Кода в переводе с итальянского (coda) - хвост, шлейф. Термин имеет три значения:
    • Завершающая часть сольного выступления, состоящего из различных вращений и прыжков, которые выполняются по кругу или по диагонали. Могут выполняться с продвижением в сторону зрителя;
    • Окончание музыкально – танцевальной формы (pas dedeux, pas detrois, pas dequatre и пр.), которое состоит из чередования сольных выступлений. Зачастую исполняются максимально зрелищные комбинации, вращения и другие сложные фигуры по всей сцене (центр, круг, диагональ);
    • Завершение спектакля, где принимают участие все персонажи в том числе и кордебалет.
  • Кордебалет (corpsdeballet дословный перевод – каркас балета) – основная часть труппы, артисты, танцовщики ансамбля, которые выполняют массовые номера;
  • Coupe, pas (глагол couper - резать, подрезать) – движение в классическом танце, выполняет вспомогательную функцию, исполняется вместе с другими фигурами, встречается в упражнениях у станка, по центу зала, в прыжках;
  • Croisee, поза (глагол croiser - скрещивать) – фигура в классическом танце, которая выстаивается из позиции epaulement croise в 5 позиции. Выполняется за счет отведения ноги вперед или назад. Малые фигуры исполняются с вытянутым в пол носком, средние с поднятием ноги на 45 о, большие на 90 о и выше. Опорная нога на стопе, пальцах или полупальцах, натянута, либо полусогнута. Рабочая нога может быть либо полностью вытянута, либо согнута в колене. Движение может выполняться в прыжке. Бесконечные вариации фигуре придают различные положения рук, ног и головы;

L

  • Leve, temps (глагол lever - поднимать) термин, который обозначает подъем танцовщика на пальцы/полупальцы, или выполнение прыжков на одной/обеих ногах:
    • Подъем на пальцы/полупальцы на одной или обеих ногах в любую позицию, или в позе. В московском балете называется temps releve. Если в названии есть приставка re, это обозначает повторение упражнения. Может выполняться как на вытянутых ногах, так и в позе demi-plie со вскоками и выжиманиями;
    • Прыжок на обеих ногах или на одной ноге в любую позицию. Московская школа называет temps saute. Если прыжок выполняется на одной ноге, вторая остается в положении, принятом до выполнения упражнения. Если движение выполняется в повороте, по первоначальное положение surlecou-de-pied изменяется. Тemps leve с поднятой на 45-90 о ногой является основой для выполнения прыжка кабриоль;
    • Temps leve со сменой позы – подъем на пальцы/полупальцы одной ноги, или прыжок на одной ноге с одновременным отведением другой, которая поднята в воздухе. Grand temps leve passe – амплитудный и зрелищный прыжок танцовщика с продвижением. Во время исполнения одна нога забрасывается вперед, а во время прыжка, натянутая в колене, максимально отбрасывается назад. Вторая нога тоже вытянутая в колене, выбрасывается вперед и на максимальной высоте ноги фиксируются в шпагате;

M

  • Manege (en manege в буквальном переводе означает бег по кругу) – прыжки, которые повторяются один за другим несколько раз с продвижением по кругу. Зачастую выполняются как элементы коды;
  • Marche, pas (буквальный перевод – переход) – ходьба маршем по сцене;
  • Marche, pas (глагол marcher - двигаться, продвигаться) – легкие перебежки на низких полупальцах. При таком беге происходит акцентированное выведение сильной доли ведущей ноги в полуприседании;
  • Menus, pas (буквальный перевод – маленький) – движение, используется в минуэте. Мелкие шаги на низких полупальцах, выполняются группами из трех танцовщиков;

P


  • Pas de bourree – движение танца бурре. Pas de bourree suivi (глагол suivre - придерживаться, продолжать) – движение в женской партии, поочередные мелкие переборы на пальцах/полупальцых в 5 позиции без смены ног на одном месте, вокруг себя, либо с продвижением. В произведении Михаила Фокина «Лебедь» - это основное движение;
  • Pas de chat (буквальный перевод - кошачье движение (па)) - движение, в основе которого имитация кошачьей грации. Сегодня так называют сразу несколько различных прыжков, однако, А.Я. Ваганова определяла этим термином прыжок с отбрасыванием полусогнутых ног назад по очереди с одновременным прогибом в корпусе и руками в позиции allongee. Завершается движение проведением ноги сзади вперед в 5 или 4 позицию;

Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;




Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;




  • Pas de ciseaux (буквальный перевод – движение ножниц) – прыжок с одной ногу на другую. Обе ноги забрасываются вперед, после чего одна через 1 позицию отводится назад в фигуру arabesque. Варианты выхода могут быть различными;
  • Pas de poisson (движение рыбы) – прыжок с одной ноги на другую с отбрасыванием ноги назад;
  • Passe-pied – перевод стопы в 5 позицию сзади вперед или спереди назад. Существует несколько вариантов исполнения:
    • возможен перевод через surlecou-de-pied;
    • через 1 позицию проходящую. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах или полупальцах с одновременным подъемом и опусканием в demi-plie;
    • смена в 5 позицию через маленькие шаги с продвижением;
  • Passe (глагол passer - проходить, переводить) – вспомогательная фигура для перевода работающей ноги из одного положения в другое:
    • Passe parterre – работающая нога открыта на носок в пол, или на высоту, переводится в стону/вперед/назад через 1 позицию. Ноги могут быть вытянуты, либо полусогнуты (demi-plie);
    • Passe enl"air – работающая нога открыта на высоту в любую сторону, переводится в любую фигуру через сгибание в положение surlecou-de-pied либо в позицию «у колена» и перемещается в нужное направление с разгибанием;
    • Перевод ноги в пятую позицию через положение «у колена»;
    • Passe (положение) – в русской школе данный термин семантически неверный. В этой позиции работающая нога сгибается в колене в прямом или выворотном положении, подводится к икре или колену опорной ноги;
  • Plie (глагол plier - сгибать [имеется в виду колени]):
  • Приседание на обеих или на одной ногев любой из существующих позиций, выполняется на полной стопе, пальцах или полупальцах. Движение может отличаться по темпу и характеру, силе сгибания колена. В зависимости от степени сгибания делится на demi-plie (полуприседание) и grand plie (глубокое приседание). Первый тип может быть как самостоятельным, так и связующим движением, например, при переходе из одной позиции в другую. Большая часть прыжков, вращений и вскоков начинается и/или заканчивается demi-plie. Упражнение в виде учебного варианта помогает развить координацию и мышечную силу. Классический танец использует вращения, которые начинаются с grand plie в любой позиции;
  • Может обозначать сгибание работающей ноги, которая поднята вверх в любом направлении;
  • Port de bras (Porter - носить, Bras - рука) – правильный перенос рук в основные позиции (1,2,3), закругленными (Arrondi), удлиненными (Allonge) с поворотом или наклоном головы, корпуса. Различают порт де бра первое, второе и третье;

R


  • Renverse, pas (глагол renverser переводится, как опрокидывать) – движение, во время которого корпус запрокидывается в повороте. Включает в себя наклон корпуса вперед в demi-plie, затем вскок на пальцы/полупальцы и небольшой перегиб корпуса назад с последующим pas de bourree entournant. Во время первого переступания прогиб корпуса увеличивается, во время второго корпус выравнивается. Прием tempsleve выполняет Renverse с прыжком.
    • Самая распространенная форма renverse en attitude (renverse en dehors). В начале движения приседание в открытой или закрытой позиции, после чего выполняется прыжок в позицию attitude croisee и pas de bourree endehors. Во время выполнения renverse en dedans прыжок делается в позу croisee вперёд а pas de bourree выполняется обратно - в повороте en dedans;
    • Renverse en ecarte более сложное движение по координации и выполняется в fouette.

S

  • Ciseaux - то же самое, что pas de ciseaux;
  • Saute, temps (глагол sauter - прыгать) – термин, придуманный московской школой. Обозначает то же, что и temps leve, прыжок на обеих ногах в какой – либо позиции;
  • Suivi – то же самое, что pas de bourree suivi;
  • Sus-sous (буквальный перевод - над-под; смотрите также dessus-dessous):
    • Положение ног в 5 позиции;
    • Temps leve в 5 позиции. По мнению Чекетти – это любое temps leve, для Вагановой это продвижение в любом направлении;

F

  • Ferme (глагол fermer - закрывать) – термин, обозначающий закрывание ноги, открытой на воздух, в 5 позицию;
  • Fermee, sissonne – прыжок на обеих ногах с продвижением в любую сторону;
  • Fondu, battement (глагол fondre означает таять, плавиться, литься) – термин означает медленное сгибание и разгибание ног;
  • Fondue, sissonne - sissonne fermee, в конце которого ноги не сразу возвращаются в позицию. Приземление приходится на одну ногу, в то время как вторая закрывается в 5 позицию с запозданием, после мягкого проведения всей стопой по полу;
  • Frapp e, battement (глагол frapper - ударять) – открытая в любом направлении рабочая нога резко подводится в положение urlecou-de-pied, после чего акцентированно раскрывается на носок в пол или на воздух;
  • Fouette (русская транскрипция [фуэте], прилагательное fouette обозначает «взбитый», глагол fouetter) – движение, которое танцовщица исполняет на пуантах в финале Pas dedeux. Это последовательность туров, которые выполняются на одном месте. Во время каждого поворота рабочая нога выполняет rond de jambe en l’air на 45°.

Данное движение имеет несколько вариаций:



  • Fouette en tournant на 45° En dehors. В тот момент, когда левая нога находится в demi-plie, правая раскрывается во 2 позиции на 45 о, tout en dehors на левой ноге. В момент исполнения рабочая нога прикасается к опорной на икре. Руки в это время находятся в подготовительной, либо первой позиции. Остановка выполняется на demi-plie, руки и нога раскрыты во 2 позиции. Начинается движение с правой ноги, при этом опорная не сворачивается. Если выполнять Fouette несколько раз подряд, оно начинается с preparation в 4 позиции, подъема на пуанты, выполнения tour en dehors;
  • Fouette en tournant на 45° En dedans выполняется так же, но рабочая нога сначала идет перед икрой, а затем назад. Упражнение является обязательным в обучающей программе, однако редко встречается на сцене;

Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).


В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.

  • Grand Fouette. Вобрал в себя учение французской и итальянской школ;
  • Les fouette sendehors. Поза croisee обозначает назад левой ноги. Coupe на полупальцах левой ноги, руки переходят во вторую позицию, левая нога опускается в demi-plie, а левая рука в 1 позицию. В тот момент, когда танцовщица проводит полусогнутую правую ногу вперед на 90 о, она поднимается на полупальцы левой, быстро обводит правой ногой Grand rond de jambe назад и заканчивает на левую ногу в demi-plie в III arabesque (в положении en face - лицом на зрителя). Руки выполняют Port de bras: левая поднята на 3 позицию и проходит на 2, в то время, как правая переводится в 3 и переходит через правую на III arabesque при опускании левой ноги в плие;
  • Les fouette sendedanse tendedans – идентичный принцип выполнения;
  • Grand Fouette en tournanten dedans. Танцовщица становится в позу croisee вперед левой ногой, опускается в demi-plie на левой ноге, вскакивает на полупальцы и выбрасывает правую ногу во 2 позицию (alaseconde) на 90°(120°) - Grand battement jete. Во время поворота бросает размахом правую ногу через passe parterre (проходящая позиция). В этот момент опорная нога проворачивается на полупальцах, а правая нога остается на прежней высоте.
  • Grand Fouette entournanten dedans. Или итальянское фуэте. Исполняется на пальцах по такой же схеме. Единственное различие: начинается движение не с plie, а с surlecou depied. Заканчивается в attitude на пуантах. 3 позиция для правой руки и первая для левой.
  • Grand Fouette en tournant saute исполнение такое же, какGrand Fouette en tournan tendedans, только левая нога отрывается от пола в прыжке, поворот исполняется в воздухе на прыжке левой ноги.

CH- Ш

  • Сhaines, tours (в буквальном переводе цепочка поворотов). Движение такое же, что и tour schaines-deboules – несколько быстрых полуповоротов на пальцах/полупальцых подряд. В момент выполнения может выполняться продвижение по кругу или по диагонали. Каждый поворот выполняется на 180 о через переступание с ноги на ногу. В зависимости от телосложения танцовщика и художественных целей, движение может выполняться 1, 5 или 6 позициям на ровных ногах или в деми – плие. В классическом балете это движение зачастую завершает вариации или танцевальные композиции. На усмотрение режиссера – постановщика могут быть и другие варианты;
  • Changement depied (в дословном переводе - смена ноги) – смена стоп в 5 позиции любым способом. Обычно этот термин подразумевает сhangement depied saute – прыжок на обеих ногах с продвижением в любом направлении (сhangement depied de volee). В момент исполнения ноги меняются в 5 позиции. Движение может выполняться на любой амплитуде прыжков, с максимальной фиксацией 5 позиции перед сменой ног (grand changement depied), или на мелких прыжках с минимальным отрывом носков от пола (petit changement depied). Возможно выполнение с поворотом на любую часть круга, вплоть до полного разворота на 360 о. Итальянский сhangement depied выполняется через сгибание ног в прыжке (угол сгиба может быть абсолютно разным);

На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;

  • Chasse, pas (глагол chasser - гнать, разгонять) – прыжок, во время которого вытянутые ноги собираются в воздухе в 5 позиции, а танцовщик продвигается в любом из направлений. Начало может быть с sissonne tombee, pas failli, бега и других движений, которые позволяют сделать подскок и продвинуться в воздухе. Может использоваться как подготовительное движение к прыжку или большому вращению. Самостоятельно выполняется несколько раз подряд. В историко – бытовых представлениях выполняется без прыжка в скольжении и подъемом на полупальцы в 5 позиции;
  • Chat - то же самое, что и Pas dechat.

E- Э

  • Ecartee, поза (глагол ecarter - отклоняться) – поза, которая выстраивается из epaulement в 5 позиции с отведением одной из ног в сторону. В это время корпус отклоняется от талии к опорной ноге. Малые позы ecartee исполняются с вытянутым в пол носком, средние – с поднятием ноги на 45 о, а большие на 90 о и выше. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах/полупальцах, колено полностью натянуто, или в позиции demi-plie. Рабочая нога вытянута в колене, стопа натянута. Движение может выполняться в прыжке, положение рук любое. Поза ecartee имеет два вида:
  • Ecartee вперёд. Работающая нога открыта вперед по диагонали во 2 позиции, то есть на зрителя. В это время голова повернута в ту же сторону, приподнята, взгляд устремляется вверх;
  • Ecartee назад. Работающая нога открыта назад по диагонали во 2 позиции, от зрителя. Голова поворачивается к опорной ноге, а взгляд устремляется вниз.
  • Echappe, pas (глагол echapper - уходить вперед, вырываться) – прыжок на двух ногах, в момент которого в воздухе изменяется позиция ног. Зачастую в составе два движения:
    • первое: ноги из 5 позиции в прыжке раскрываются во 2 или в 4 позицию;
    • второе: ноги снова сводятся в 5 позицию;

Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;


Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.


Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.


Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;


Effacee, поза (глагол effacer - убирать, прятать) – поза, которая выстраивается из epaulement efface в 5 позиции с отведением ноги вперед или назад. Малые позы effacee исполняются с вытянутым носком в пол, средние – на высоте 45 о, большие – 90 о и выше. Положение опорной ноги на полной стопе, пальцах/полупальцых, натянута в колене, либо в demi-plie. Рабочая нога может быть ровной, или согнутой в колене. Выполняется в воздухе, или на прыжке. Положение рук и головы может бесконечно меняться, варьируя изменения позы;

  • Epaulement: (от epaule – плечо) – положение, во время которого танцовщик становится вполоборота к зеркалу, или на зрителя. Стопы, бедра и бедра развернуты в правую либо в левую сторону от зрителя на 45 о или на 135 о. Голова поворачивается на плечо, которое направлено вперед. Такое положение дает танцу трехмерность, делает его более выразительным и артистическим. При выполнении, танцовщик должен контролировать угол поворота головы, положение плеч и направление взгляда.

Движение делится на два типа - croise и efface:

  • Epaulement croise (глагол croiser - скрещивать) – поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5). На зрителя повернуты одноименные плечо и нога. Голова поворачивается в сторону повернутого плеча. Эта позиция позволяет принимать любые позы через открытую ногу;

  • Epaulement efface (глагол effacer - убирать, прятать) - поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5), но впереди стоит нога, противоположная плечу, повернутому на зрителя. Это положение позволяет занять любую позицию effacee через открытие ноги вперед или назад.


Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.

Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.

Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
Деми плие (demi plie) - полуприседы (рис. 8) . Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.

Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.

Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.

Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.

Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.

Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.

Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.

Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».

Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.

Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.

Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.

Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .

Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.

Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).

Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.

Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .

Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.

Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) . Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.

Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.

Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.

Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.

Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.

Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»

Pas (па ) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions (па де акшн ) - действенный танец.
Pas de deux (па де де ) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois (па де труа ) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па де карт ) - танец четырех исполнителей.

Adagio (адажио ) - медленно, медленная часть танца.
Allegro (аллегро ) - быстро, прыжки.
Allongee (алонже ) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Aplomb (апломб ) - устойчивость.
Croisee (круазе ) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degage (дегаже ) - освобождать, отводить.
Demi (деми ) - средний, небольшой.
Ecartee (экартэ ) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Efface (эфасэ ) - развернутое положение корпуса и ног.
En dedans (ан дедан ) - внутрь, в круг.
En dehors (ан деор ) - наружу, из круга.
En face (ан фас ) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant (ан турнан ) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
Grand (гранд ) - большой.
Petit (пти ) - маленький.
Port de bras (пор де бра ) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (препарасьон ) - приготовление, подготовка.

Arabesque (арабеск ) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude (аттитюд ) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Passe (пассе ) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Tire-bounchon (тир бушон ) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Balance (балансе ) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Balancoire (балансуар ) - «качели», применяется в grand battement jete.
Battement (батман ) - размах, биение.
Battement developpe (батман девлоппе ) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Battement double frappe (батман дубль фраппэ ) - движение с двойным ударом.
Battement fondu (батман фондю ) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe (батман фраппэ ) - движение с ударом, или ударное движение.
Battement soutenu (батман сотеню ) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement tendu (батман тандю ) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Batterie (батри ) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Demi-plie (деми плие ) - маленькое приседание.
Dessus-dessous (десю-десу ) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Grand battement (гранд батман ) - большой батман.
Grand-plie (гранд плие ) - большое приседание.
Jete (жете ) - бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas couru (па курю ) - пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue (па де баск ) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Pas de bourree (па де буре ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Petit battement (пти батман ) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Plie (плие ) - приседание.
Releve (релеве ) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent (релевелян ) - медленный подъем ноги на 90*.
Soutenu (сотеню ) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

Fouette (фуэте ) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Pirouette (пируэт ) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Port de bras (пор де бра ) - наклоны корпуса, головы.
Renverse (ранверсе ) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Rond (ронд ) - «круг, круглый».
Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер ) - круг ногой в воздухе.
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер ) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Tour (тур ) - поворот.
Tour chaine (тур шене ) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air (тур ан лер ) - тур в воздухе.

Assemble (ассамблее ) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Brise (бризе ) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
Cabriole (кабриоль ) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Changement de pieds (шажман де пье ) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Coupe (купэ ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Echappe (эшаппэ ) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Entrechat (антраша ) - прыжок с заноской.
Glissade (глиссад ) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Jete ferme (жете фермэ ) - закрытый прыжок
Jete passé (жете пассе ) - проходящий прыжок.
Pas ballonne (па балонэ ) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte (па балоттэ ) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas chasse (па шассе ) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux (па сизо ) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat (па де ша ) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Pas emboite (па амбуате ) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Sauté (соте ) - прыжок на месте по позициям.
Sissonne (сисон ) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee (сисон ферме ) - закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт ) - прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон симпл ) - простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе ) - прыжок с падением.

Батман в Художественной гимнастике

Художественная гимнастика – удивительный по своим граням вид спорта: здесь проявляется и суровая техника, и изящный батман тандю. Удачно переплетая силу и выносливость, гимнастика еще воспитывает в девушке эстетический вкус, учит хореографии и музыкальности. В основе художественной гимнастики – танец и спорт, поэтому хореографии отведена огромная роль. А непосвященным будет сложно сразу разобраться в терминах, особенностях и правилах.

Батман тандю — battement tendu

Уроки хореографии в художественной гимнастике присутствуют повсеместно – и в разминках, и на тренировках, и в каждой комбинации номера. Безусловно, номера могут выполняться в различных стилях – от современного до исторического, но в основе каждого движения лежит классический танец. Именно классика в хореографии – с ее батман фоню, батман фраппе, батман сотеню и другими терминами – результат многолетней практики, опыта великих хореографов и база для танцев в художественной гимнастике.

Любое обучение хореографии начинается с постановки движений у станка. Такие движения тренируют навыки, оттачивают легкость и четкость исполнения. Одним из этих базовых движений является батман тандю. Само слово батман (фр. «Battement») означает движение поднятой, отведенной и согнутой ноги. В этом движении спортсменка опирается на одну ноги – всей стопой или только пальцами – а вторая, рабочая нога выполняет элемент.

Батман тандю (battement tendu) дословно переводится как «напряженный, натянутый». В этом батмане нога попеременно отводится назад, в сторону или вперед, при том что направлены пальцы рабочей ноги носком в пол. Когда стопа отводится вперед или назад, угол между телом и ногой должен составлять 90 градусов. Когда нога движется в сторону – она должна быть на одном уровне с линией плеч. При выполнении движения обе ноги находятся в напряжении, вытянуты.

Другая разновидность батман тандю – батман тандю жетэ (battement tendu jeté). Здесь все выполняется похоже на первое движение, однако ногу нужно поднять на 45 градусов (в начале занятий допустимо поднятие только на 25 градусов). Оторванную от пола ногу необходимо на несколько секунд задержать в этом положении, и затем сначала вернуть стопу на вытянутое расстояние, и только потом привести рабочую ногу к опорной.

Батман тандю жете сильно разрабатывает мышцы ног, выносливость их в воздухе. Очень важно при исполнении движения, чтобы корпус был собран и спокоен, а плечи не поднимались. В каком бы направлении не двигалась рабочая нога, бросок должен происходить исключительно по прямой линии. И независимо, проводится ли бросок ноги в правую сторону, вперед или назад – высота должна быть всегда одинаковой.

Оба эти движения выполняются при стойке гимнастки в I или V позиции.

Батман фондю — battement fondu

Батман фондю берет свое название от французского слова fonder – «таять, плавиться». Это движение считается более сложным. Опорную ногу в тазобедренном суставе сгибают до положение деми плие, а рабочая нога переводится в положение подъема — le cou-de-pied. Из этого положения ноги выпрямляются, а рабочая нога отводится – назад, в сторону, вперед.

Начинают осваивать этот батман, находясь лицом к палке станка, затем держатся за палку только одной рукой. При первых занятиях стопа должна оставаться на полу, а по мере освоения движения рабочая нога поднимается до 45 градусов. Такое упражнение начинается с V позиции. В начале освоения движения, на каждое направление делают не более 4 повторений подряд, а затем чередуют – 2 повтора вперед, 2 назад, 2 – в сторону. Батман фондю отлично развивает эластичность ног и суставов.

Батман девлоппе — battement developpé

Батман девлоппе берет свое название от французского слова developpé – «развитой, расширенный». Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность. Вытянутая стопа рабочей ноги занимает положение cou-de-pied, а затем начинает скользить по опорной ноге, постепенно достигая середины колена. Затем рабочая нога отводится в сторону, удерживаясь на высоте не ниже 90 градусов. На высоте нога фиксируется, а затем возвращается к колену опорной ноги, следуя правилам еще одно батмана — релеве лян.

Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность

Батман релеве лян — Battement relevé lent, в свою очередь, диктует следующие правила: рабочая нога медленно отводится в сторону, вперед или назад, а затем поднимается до уровня 90 градусов и задерживается в этой точке. Опускаясь на пол, нога занимает исходную 5 позицию, переходя с носочка на всю стопу.

Гранд батман жете — grand battement jeté

Этот большой батман отлично способствует, развивает выносливость и мышечный корсет. Гранд батман жетэ предусматривает бросок ноги на высоту 90 градусов и даже выше, но на начальном этапе лучше ограничиться прямым углом. Движение допускает отклонение корпуса на опорной ноге вперед, когда рабочая нога совершает взмах назад, и наоборот – корпус наклоняется назад при подъеме ноги вперед. Когда совершается подъем ноги в сторону, корпус должен оставаться в том же положении.

Упражнение выполняется из 5 позиции. Рабочая нога сильным движением поднимается вверх, находясь напряженной и вытянутой. Затем опускается на носок, и лишь потом стопа подводится к стопе опорной ноги. Допустимо совершить несколько поднятий ноги, не возвращая ее в исходную позицию.

Изучать данное движение начинают, находясь лицом к палке станка. В этом положении можно отрабатывать гранд батман жете в сторону и в направлении назад. Grand battement jeté вперед новичкам проще тренировать, уже находясь боком к палке и держась за нее одной рукой. Вначале этот батман повторяют по 8 раз подряд на каждое направление, затем чередуют их по 4 раза.

Батман фрапэ — Battement frappé

Разновидность данного батмана характеризуется словом frapper, что в переводе с французского означает «бить, ударять». В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы. Осваивать это движение рекомендуют, стоя лицом к станку.

Батман фрапэ начинается с исходной 5 позиции, правую ногу выводят вперед. Рабочая нога выводится на 2 позицию по всем правилам описанного выше батман тандю. Пятка рабочей ноги поднята, носок смотрит вниз. Затем вытянутая нога резко тянется к щиколотке опорной, стопой обхватывая ее. Несколько счетов нога остается в этом положении, после чего вытягивается на уровень 45 градусов, замирает, и снова возвращается к удару по щиколотке. Этот батман может проводиться во всех трех направлениях.

Акцент в данном движении всегда приходится на удар ноги об щиколотку. Бедра и плечи гимнастки должны быть ровными, корпус вытянут, а опорная нога стоять в положении максимальной выворотности. Изучать батман проще при 8 кратном повторении подряд каждого направления, а затем их можно чередовать между собой, выполняя по 4 раза.

В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы.

Можно смело сказать, что от уровня хореографической подготовки гимнастки зависит вся эффектность выступления. Движения, которые составляют основу классических танцев, способны окружить номер изяществом, нежностью и эстетичностью. Кроме того, выполняя эти сложные, а порой и нудные повторения, спортсменка обязана «держать лицо», а это – дополнительное развитие мимики, осанки и необходимость следить за выражением лица. Не секрет ведь, что судьи при оценке выступлений в художественной гимнастике обращает серьезное внимание на улыбку гимнастки, ее «переживание» номера и эмоции.

Набор движений из классического танца составляют фундамент не только для всей хореографии, но и для художественной гимнастике. Пусть этот набор не имеет всего того массива, что изучают в балетных школах, но этих нескольких батманов и плие достаточно, чтобы развить танцевальные способности у девочек. Ведь здесь участвуют не только ноги, но и руки, лицо, корпус – и вытянутая в струнку гимнастка превращается в статную изящную фигурку.