Разница между обрядом и ритуалом

Ритуалы, обряды, церемонии — все это действия различного магического, мистического или ритуального характера.

РИТУАЛ – переводится с латинского как «торжественная церемония». Включает в себя определенный набор действий и совершается магом или другим лицом с целью достижения какой-либо магической (или не совсем магической) задачи. Может выполняется одним конкретным человеком. Ритуал включает в себя привычный, отработанный набор действий. Например, ритуал рукопожатия. В нашей жизни достаточно много ритуалов. Иногда они складываются в стереотип. Есть ритуалы, которые вы вырабатываете сами. Есть ритуалы, которым вас учат. Познакомьтесь с .

ОБРЯД – являет собой совокупность определенных действий, совершаемых с какой-либо магической или религиозной целью. Само слово «обряд» происходит из старославянского языка и означает «оба рядом», т.е. имеет несколько исполнителей, в то время, как ритуал может исполняться и в одиночестве. Обряд — действо более сложное, чем ритуал. Обряд может включать в себя один или несколько ритуалов (и не в коем случае не наоборот — ритуал в себя обряды не включает!). Например, ритуал жертвоприношения является частью обряда вызова духов.

ОБЫЧАЙ – он же «традиция». То или иное правило поведения человека или народа, сложившееся в результате его длительного повторения. В разных культурах свои обычаи, весьма сильно отличающиеся друг от друга. Например, у славян был такой обычай: на Ивана Купалу девушки плели венки и пускали по реке, если какой-то парень поймает венок – обычай велит им жениться.

ЦЕРЕМОНИЯ – от лат. «почтение». Торжественное совершение чего-либо по установленным правилам. Церемония делится на две категории: веселая и печальная. К веселой относятся свадебная церемония, церемония награждения, чайная церемония и т.д. К печальной можно отнести церемонию прощания, погребальную церемонию и другие.

ИНИЦИАЦИЯ – в переводе с латинского означает «посвящать в таинство». Совершается при достижении определенного возраста и представляет собой вступление молодых членов сообщества (племени) в полноправную деятельность своей социальной группы. Таким образом, «новобранцу» открываются тайные знания племени, и дается право самостоятельно применять их на практике. Но, пройти обряд инициации не так-то просто – часто подобные действия сопровождаются тяжелейшими физическими испытаниями, а период инициации может затянуться на несколько лет.

ДЕЙСТВО – так в старину на Руси было принято называть церковные служения (чаще рождественского цикла), а так же крестные ходы и прочие священнодействия.

ТАИНСТВО – церковный обряд, совокупность священных действий, благодаря которым на человека, участвующего в таинстве снисходит Благодать Духа Святого. В православной церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие, покаяние, священство, бракосочетание (венчание) и елеосвящение.

СВЯЩЕНОДЕЙСТВИЕ – церковный обряд, богослужение. Аналогия к слову «действо».

КАМЛАНИЕ – шаманский ритуал, во время проведения которого шаман впадает в измененное состояние сознания, общается с духами и получает от них необходимую информацию. Обряд камлания проводится так же над больными людьми с целью избавления от недуга, с целью гаданий или исполнения желаний. Даже обычные зрители и любопытные туристы, присутствующие при проведении обряда, могут погрузиться в медитацию, избавиться от какой-либо хвори, очистить ауру или просто загадать желание – считается, что если оно было загадано во время обряда камлания, то непременно будет услышано высшими силами.

МЕССА – от лат «миссия, послание». Литургическая служба католической церкви. Включает в себя несколько церковных обрядов: начальные обряды, Литургия Слова, Евхаристия, заключительные обряды. Считается, что во время мессы Бог говорит устами священника и незримо присутствует в хлебе и вине (что есть Тело и Кровь Христовы).
Существует так же понятие «черной мессы» — сатанинский обряд, пародия на церковную мессу. Отличается она тем, что никогда не выполняется в полном объеме (всегда частично) и в обратном порядке, как — бы высмеивая обряд Евхаристии. Проводится в угоду сатане и часто включает в себя элементы сексуальной магии.

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.

Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи -- одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции -- неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция -- все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Традиции относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд -- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония и ритуал

Церемония -- последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий -- подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование -- яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал -- сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу -- яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов -- ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

Ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: Кравченко А.И. Культурология. - М., 2005. - С. 101.

а) запрета борьбы между членами группы;

б) удержания их в замкнутом сообществе;

в) отграничения данного сообщества от других групп.

Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала -- соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Человеческая культура целиком основана на ритуале.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

Глава 4. Национальные традиции и общечеловеческое в культуре народов

§ 2. Формы преемственности культуры. Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта, формирования и сохранения национального характера народа

1. Ритуал, обряд, обычай

Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.

Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это – ритуалы . Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М.Дуглас определяетритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам .

Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель - постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, связанных с важными этапами в прошлом народа или группы и тем самым подчеркивающих их единство. Например, ритуальный ремонт лодки индейцами кечуа определенным способом происходит лишь потому, что ее именно так чинил праотец кечуа: тем самым все кечуа подчеркивают свою преданность и мифическому предку, и друг другу. Вне ритуала поломанную лодку они будут ремонтировать более удобным образом. Но тогда это будет просто починка лодки, не несущая глобального символического наполнения.

В силу своего символического характера ритуал играет роль механизма регуляции внутриэтнических связей: поддерживает определенную иерархию этнических статусов; помогает членам этносов в усвоении групповых норм и ценностей; дает им осознание сакрально обусловленной сплоченности и солидарности, а, следовательно, и защищенности; помогает снять напряжение обыденной жизни; в кризисные моменты дает ощущение поддержки свыше, оказываемой общности. Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область государственных церемониалов и церемониальных форм бытовых отношений (этикет).

Постепенно ритуал приобретает характер систематического следования некоторым традиционным правилам, которые зачастую не соответствуют изменившимся потребностям, но поддерживаются по соображениям, связанным с интересами правителей, а отчасти - с неповоротливостью социальных институтов, с инерцией массовой психологии. Но, как оказалось, “отбрасывание одного за другим элементов ритуала последовательно, шаг за шагом ведут либо к уничтожению, либо к трансформации соответствующих институциональных образований, которые частично состоят именно в этих ритуализированных структурах действий... Революции начинаются с антиритуалистического протеста и завершаются тотальным сломом соответствующих институтов” [там же, 129 ] . В любом случае, ритуал означает посвящение, приобщение к данной религии и системе ценностей, к этносу, к государству. Так, единство исламской цивилизации в огромной степени поддерживается строгими и ритуально освященными предписаниями шариата.

Вторая исторически существующая форма преемственности культуры – обряд. Обряд – это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу “так было от века” и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.

Так, далеко не все знают, что суть белорусского обряда колядования – спасение богини Громовницы от злого духа зимы Зюзи (Ситиврата); немногие знают, что традиционно водимая по кругу с припевками и прибаутками коза – символ Громовницы, которая должна быть спасена, чтобы родить Божича, а от этого рождения зависит приход лета, но сам этот обряд является неотъемлемым атрибутом жизни белоруса до сих пор. Обряд – это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-религиозный или государственно-установленный смысл (наши современники, как правило, празднуют Первое Мая просто как праздник весны, отнюдь не связывая его с Днем солидарности трудящихся).

В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности – племени, этноса, нации.

Третья традиционная форма преемственности культуры – обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай - это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов . Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы, утратившие свой сознательный характер, но сохранившие обязывающее в быту значение. В качестве примера приведем “чистый четверг” в донельзя секуляризированное время так называемого “застоя”. Атеисты, не имевшие представления о том, что такое “чистый четверг” и для чего он, все же день напролет мыли, скоблили, выбивали ковры и т.п.

Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых “традиционных обществах”, тем не менее он продолжает существовать и функционировать и на уровне динамичных, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту . Человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом в обычаях проявляет себя власть социума.

Стабильность обычая, его сопротивляемость переменам столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются “принудительностью коллективного требования” [ там же, 644 ] . И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе - сохранение, спасение безвозвратно ушедшей жизни. Обычай - это социальный навык, столь часто повторяемый членами группы, этноса или представителями какой-либо цивилизации, что в результате он приобретает характер действия машинального, полуавтоматического и общего для всех . Можно назвать его сверхиндивидуальной привычкой. В этой сверхиндивидуальности (общественности) и обязательности обычая и таится его сила.

В своей работе “Человек и люди” выдающийся испанский философ и культуролог Х. Ортега-и-Гассет подразделяет обычаи на два типа: обычаи, слабые и мягкие и обычаи, сильные и жесткие. Первые - это те, которые назывались “обычаями и нравами”, т.е. привычные нормы поведения, питания, взаимоотношений. Они учреждаются в обществе на протяжении длительного периода времени и так же долго и постепенно выходят из обращения. Сильные и жесткие обычаи, как правило, насаждаются политиками и государственными деятелями: таковы, например, приветствие с рукой, сжатой в кулак (“Рот Фронт!”) или с острой, как нож, выброшенной вперед ладонью (“Хайль!”). Они созданы в определенных политико-идеологических целях, возникают молниеносно и столь же молниеносно исчезают; скорее, это не столько обычаи, сколько политические или идеологические клише.

Обычай гораздо более связан с практикой повседневной жизни, нежели обряд или ритуал. И хотя обычай чаще всего имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все же двустороннее. Как ритуал или обряд могут, утратив свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал. Так обычай обрезания у евреев и арабов, возникший чисто из гигиенической необходимости, был затем сакрализирован в священных книгах и стал обязательным ритуалом. То же произошло и с запретом на поедание свинины, первично возникшем оттого, что в условиях жаркого климата в организме свиней размножаются смертоносные для человека бактерии.

И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.

  • Британская социальная антропология
  • Французская юридическая антропология
  • Индийская антропология права
  • § 3. Юридическая антропология в России
  • Часть II. Становление «человека юридического»
  • Глава 3. Генотип нрава: мононормы. Человек в системе архаического ("первичного") права
  • § 1. Табу как прототип правового запрета
  • § 2. Тотем, миф и "идеальный правовой порядок". Обычай как "пережитый правовой порядок"
  • Групповые регуляторы. Тотем
  • Магия, ритуал, обряд, обычай
  • Глава 4. Человек "общинный" и человек "государственный"
  • § 1. Общинная модель публичной власти и место человека в ней
  • § 2. Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
  • § 3. Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
  • § 4. "Право государства" и человек
  • Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
  • Глава 5. Философско-этическая доминанта в индусском праве и в конфуцианстве
  • § 1. Homo juridicus индусской общины
  • § 2. Мир "ли" и "фа" китайца
  • Глава 6. Шариат - "закон жизни" мусульманина
  • Всеобщая исламская декларация прав человека
  • Преамбула
  • I. Право на жизнь
  • II. Право на свободу
  • III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
  • IV. Право на справедливость
  • V. Право на справедливый судебный процесс
  • VI. Право на защиту против превышения власти
  • XIII. Право на свободу вероисповедания
  • XIV. Право на свободу собраний
  • XV. Экономический порядок и вытекающие из него права
  • XVI. Право на защиту собственности
  • XVII. Статус и звание трудящихся
  • XVIII. Право на социальное обеспечение
  • XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
  • XX. Право замужней женщины
  • XXI. Право на образование
  • XXII. Право на личную жизнь
  • XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
  • Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации (Африка, Сибирь, Кавказ)
  • Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 249
  • § 1. Африка
  • Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 251
  • § 2. Сибирь
  • Устав об управлении инородцев 22 июля 1822 г.
  • § 3. Кавказ
  • Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
  • Глава 8. Европейский homo juridicus
  • § 1. Европейская правовая традиция
  • Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
  • Билль о правах
  • Поправка VI
  • Поправка VII
  • Поправка VIII
  • Поправка IX
  • Поправка X
  • § 2. "Человек европейский" между правом и "не-правом"
  • Глава 9. Человек в системе российского права
  • § 1. Правовая традиция России: где человек?
  • Глава XXII
  • Указ, за какие вины кому чинить
  • Смертную казнь и за какие вины
  • Смертию не казнить, а чинить наказанье
  • § 2. Личность в социалистическом праве
  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик
  • II. Государство и личность
  • Глава 6. Гражданство ссср. Равноправие граждан
  • Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан ссср
  • Декларация прав и свобод человека
  • § 3. Преодоление "классового права"
  • 1. Права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности:
  • 2. Права, обеспечивающие индивидуализацию личности:
  • 3. Права, обеспечивающие автономию личности:
  • 4. Неимущественные права авторов результатов ин­теллектуальной деятельности и исполнителей:
  • Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
  • Глава 10. Международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида
  • Глава 11. Международное гуманитарное право
  • 1. Основополагающие принципы
  • 2. Общие принципы
  • 3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий
  • Глава 12. Международная система защиты прав человека
  • Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
  • Глава 13. Современная семья и право
  • Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
  • § 1. Есть ли права у эмбриона?
  • § 2. Может ли человек распоряжаться своим телом?
  • Глава 15. Эвтаназия: право на достойную смерть или убийство?
  • Заключение Вклад антропологии права в "перспективное право"
  • Магия, ритуал, обряд, обычай

    К. Леви-Строс устанавливал прямую связь между ми­фом и обрядом: "между мифом и обрядом постулируется оп­ределенное соответствие, или, другими словами, гомология: независимо от того, кому из них приписывается роль ориги­нала или отражения, миф и обряд воспроизводят друг друга: один- в форме действия, а другой - в виде понятий" 218 .

    Однако между мифом и обрядом (ритуалом) вклинива­ется такое действо, как магия. Современному человеку о магии известно, пожалуй, только, что есть "черная" (вредо­носная) магия и магия "белая" 219 , несущая в себе конечный положительный результат ("верну мужа", "сниму сглаз" - типичные фразы объявлений, размещаемых в наших газе­тах полчищами невесть откуда взявшихся новоявленных "ма­гов"). С магией часто отождествляют знахарство - народ­ную медицину вкупе с "заговорами", а также шаманство. Это говорит о том, что у магии есть свое продолжение в исто­рии вплоть до наших дней.

    Все это, конечно, интересно, говорят прагматично на­строенные студенты, но какая связь магии с правом? (Ох уж эти молодые прагматики с их установкой на четко обо­значенную "пользу"...) Постараемся объяснить, как можем, призвав на помощь два интереснейших труда: "Набросок об­щей теории магии" Марселя Мосса 220 и "Магия, наука и рели­гия" Бронислава Малиновского 221 , первый труд - фундамен­тальный академический текст, составленный на огромном эм­пирическом и научно-теоретическом материале, второй - блестящий научно-популярный очерк на тему о магии и об­рядности. Холодный картезианский ум и страстная славян­ская душа обратились к одному объекту с единой целью: вы­яснить воздействие мистических представлений и действий на духовный мир и поведение человека.

    М. Мосс с беспристрастием аналитика отделяет магию от других действий. Устойчивая во времени и санкционирован­ная общественным мнением практика, например суеверные действия игроков, не может, по его логике, считаться маги­ческой. Для антрополога права важно и такое замечание М. Мосса: "Традиционные практики, с которыми магические действия можно спутать, - это юридические действия, технические приемы и религиозные обряды. Магию связывают с системой юридических предписаний, потому что в обоих явлениях присутствуют обязательные слова и жесты, обле­ченные в торжественные формы. Поскольку юридические действия часто носят ритуальный характер, а контракты, клятвы, судебные процедуры напоминают в некотором роде священнодействие, то их путают с обрядами, хотя таковыми они не являются. В той мере, в которой эти действия облада­ют особым эффектом или создают нечто большее, нежели установление договорных отношений между человеческими существами, они перестают быть юридическими, но стано­вятся действиями религиозными и магическими" 222 .

    Итак, не любой обряд является магическим. От религи­озного магический обряд отличает то, что первый соверша­ется открыто, через поклонение и примирение, второй обыч­но тайно, вдали от посторонних глаз (в лесу, в темном месте) и достаточно агрессивен, ибо нацелен на получение непос­редственного результата. М. Мосс дает поэтому такое опре­деление магического обряда: ""...любой таинственный об­ряд, совершающийся частным образом, скрытно, не яв­ляющийся частью целостного культа и в своей крайности стремящийся к запрещенным формам обряда" 223 .

    Мы обратимся к анализу магии прежде всего потому, что во многих регионах мира она предшествовала религии. То, чего человек на достигал рациональными усилиями, он пытался достичь при помощи магических обрядов. Это было своего рода тайное знание, первобытная алхимия, но это зна­ние не было результатом божественного откровения. Б. Мали­новский тонко прочувствовал эту особенность магии: "Магия является свойством вещи или, точнее, свойством связи между человеком и вещью, ибо не будучи созданной человеком, ма­гия всегда была предназначена для человека. Во всякой тради­ции, во всякой мифологии магия всегда выступает как принад­лежность человека, полученная от человека же или какого-то человекоподобного существа" 224 . В магии человек заявляет о сво­ей автономности и пытается повлиять на законы природы, пред­восхитить или, напротив, приостановить ход событий усилием воли и совершением таинственных ритуальный действий.

    Магическое знание передается как традиция от челове­ка к человеку путем посвящения и обучения. Так, сибирские шаманы отбирали своих последователей из наиболее талант­ливой молодежи и обучали их своему ремеслу 225 . Для нас важно зафиксировать: усваиваемые с детства через мифы и уст­ную передачу правила поведения, являвшие собой как бы "идеальную правовую модель", в магии не только не под­тверждались, а даже отрицались и подавлялись, коль скоро отдельные индивиды полагались скорее на специфический опыт эмоциональных состояний, нежели на послушное сле­дование общепринятой модели. Магия в этом смысле давала модель "девиантного", т. е. противоправного поведения. Но она была (и в некоторых своих проявлениях остается) состав­ной частью бытия человека 226 . Магия породила многочислен­ные культы и обряды, во многом отличные от тотемизма и предназначенные отдельным половозрастным группам (эро­тические обряды и культы или обслуживавшие определен­ные виды деятельности (промысловые культы, охотничья магия; многие магические обряды затем трансформируются в обычные, "открытые для всех", культы, как, например, погребальные культы 227), регулируемые своими правилами.

    Еще одним важным социальным регулятором были и ос­таются ритуалы и обряды. Те, кто однажды (а многие не однажды) проходил через ритуал бракосочетания, знают, что целью его является психологическое сопровождение заклю­чения "акта гражданского состояния", сопровождение, дол­жное в свою очередь внушить уверенность в уникальности, торжественности события и прочности заключаемого в такой обстановке брака. У всех народов детально разработан не только брачный ритуал, но и ритуал посвящения в профес­сию, военный ритуал, похоронный и поминальный ритуал и т. д. Т. В. Кашанина дает емкое определение ритуала: "Ри­туал - это правило поведения, в котором акцент дела­ется на внешней форме его исполнения, причем эта фор ма является строго канонизированной" 228 . Она же отмеча­ет регулятивную функцию ритуала.

    Обычно ритуал не требует присутствия специального лица, приводящего его в действие: предполагается, что ис­полняющие ритуал знают порядок своих действий. И все же жизненные наблюдения подсказывают, что нередко при ис­полнении ритуальных действий выдвигается неформальный лидер, знающий тонкости данного ритуала и руководящий его исполнением: знаменитый кавказский тамада за торже­ственной трапезой, вездесущие старушки на похоронах и т. п. Это говорит о том, что исполнение сложного ритуала тре­бует надзора за соблюдением определенных правил.

    Большей сложностью, большим числом участников и бо­лее жесткими правилами отличается от ритуала обряд. Как правило, социальная значимость обряда выше, психологичес­кое и воспитательное воздействие сильнее, чем у ритуала. Таков обряд инициации, известный многим народам, т. е. пе­ревод юноши или девушки из одной возрастной категории в другую. Обычно ему предшествует длительный период труд­ной подготовки, тяжелых физических и моральных испыта­ний (для сравнения: "курс молодого бойца" перед принесени­ем присяги в армии). Жестокость самого обряда посвящения в мужчины или женщины должна была подчеркивать "смерть" человека в прежнем состоянии и "рождение" его в новом ка­честве 229 . В то же время этот обряд - особенно в эпоху вож-деств, мужских и женских союзов - должен был означать и перемену статуса человека, наделение его новыми правами и обязанностями (сюжет, к которому мы скоро вернемся).

    И, наконец, обычай как средство нормативного регу­лирования. Сразу оговоримся: хотелось бы разделить поня­тия "обычай", применяемое к догосударственным общнос­тям с устным правом, и "обычай" как синоним обычного пра­ва народов в государственных образованиях, имеющих уже письменное право, на фоне которого, точнее, параллельно с которым бытуют нормы обычного права, нередко унаследо­ванные от догосударственного периода, но приобретшие уже другие свойства. Обычай в первом смысле - продукт архаи­ческого способа мышления, обычай во втором смысле - уже продукт более развитого менталитета, предполагающего плю­рализм правовых установок: вот здесь сфера обычного права моих предков, а вот здесь право государства, в котором я живу (или администрации метрополии, осуществляющей кон­троль над этой территорией). Конечно, в действительности, особенно там, где обычное право имеет глубокие истори­ческие корни, трудно провести между этими понятиями чет­кую границу, но как методологический ориентир хотелось бы все же сохранить это различие. Кстати, это различие проводит и изданный во Франции Словарь этнологии и ант­ропологии 230 - традиция, идущая от социологии М. Вебера ("Экономика и общество"). Правда, М. Вебер придавал обы­чаю в первом смысле более широкое значение некоей "при­вычки", идущей с "незапамятных времен": обычай мужчин большинства народов носить штаны, обычай европейцев упот­реблять хлеб с любой пищей, обычай восточных славян справ­лять поминки по усопшим и т. д. 231

    Для нас, рассматривающих сейчас обычай именно в пер­вом смысле, важно уяснить одно: обычай основан на много­кратно повторявшихся в прошлом действиях, он является поэтому "пережитым" порядком, освященным временем и опытом предыдущих поколений. Нарушение такого обычая, как правило, не влечет за собой очень жестких санкций (хотя бывают и исключения), но сила морального принуждения ("общественного мнения") столь велика, что такие обычаи являются фактически естественными правилами бытия че­ловека в обществе.

    Резюмируя, можно сказать, что саморегуляция жизне­деятельности первобытной общины и регуляция поведения человека в ней достигаются посредством правил поведения ("мононорм") и сопровождающих их ритуалов и обычаев. Эти мононормы носят естественно-обязательный характер. Дос­тижению высокой степени сплоченности такой общины спо­собствует полная интеграция индивида в ее структуру, вос­принимаемая им же, как естественная необходимость 232 . В пос­ледующую эпоху, как мы сейчас увидим, наступают прорывы индивидуального, причем сопровождаются они усложнением нормативной системы социумов.

    Несведущему в этом вопросе человеку сложно уловить разницу, которую имеют между собой обряды и ритуалы. Для большинства людей это практически одно и то же, выраженное разными словами. И только посвящённые люди знают и понимают всю имеющуюся глубину различий столь непохожих процессов.

    Вопрос этот интересен и ответ на него c курса «Духовное исцеление» будет полезен всем:

    В чем разница между обрядом и ритуалом?

    Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:05:04):

    Между обрядами и ритуалами очень большая разница.

    Обряды – это обширное направление. Например, национальные большие свадьбы, в которых заложено большое свадебное направление от её начала и до самого конца, вплоть до правил поведения гостей. Или танцевальные обряды, являющиеся масштабным направлением. Или же обряд при рождении ребёнка, в котором производят определённые действия обмывания с прочтением молитвы от момента его появления на свет до той минуты, когда его показывают всем его предкам (отцу, бабушкам, дедушкам). Смерть, при которой применяется обряд погребения, от начала смерти до момента завершающего этапа непосредственного предания тела земле и т.д. Всё это в комплексе называется обрядом. Это обширное направление без строгих законов последовательности, имеющее традиционное, социальное значение.

    Ритуалы – это строго направленное действие. И кто бы, что бы Вам не говорил, ритуал это очень ограниченное действие, прописанное до самых мелких мелочей: одежда, все слова как молитва, он весь прописан. Одна и та же молитва не может быть разной, она существует в своём первозданном виде, многие слова, например, нам не понятны, но в ней нельзя менять не только слова, но и даже звуки, а так же нельзя останавливаться. В ритуале всегда обозначены дополнительные атрибуты: свечи, ладан и др. Если это восточные практики, то и там имеются свои ритуальные дополнения, которые строго обозначены и какие-либо изменения недопустимы.

    Подытожим: обряд – это творческий процесс, а в ритуале творчеству места нет, в нём недопустимы придумки и вымыслы, он резко ограничен во всём и для него не требуется практически никакой энергии.

    От того, что проведённых ритуалов было сотни или тысячи, они записаны в (дополнительно можно прочитать статью « »). И работают они по тому прописанному принципу. Если Вы проводите ритуал, то сделать его необходимо правильно, тогда он будет в точности повторять в коллективке то, что уже там есть. Например, ритуал посвящения во что-то, мы имеем в виду серьёзный, глубинный порядок действий, что совсем не относится, к примеру, к ритуалу посвящения в студенты. Хоть в названии и фигурирует слово ритуал, на самом деле это просто обряд, так как в нём нет последовательности в действиях.

    Когда ритуал выполнен правильно (и магический в том числе), он снимается очень тяжело, потому что сформирован и прописан в коллективке, а также закреплён на всех уровнях. Всё имеет место быть и снять его тоже возможно, но только вкладывать в это приходится очень много труда.

    В этом то и состоит большая разница между обрядами и ритуалами.