Профилактика нарушений зрения у школьников. Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника Нарушение остроты зрения у школьников снижается

Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких.

Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова. И это ещё больше снижает тягу к знаниям.

За какой партой должен сидеть «очкарик», какие есть ограничения при занятии спортом и можно ли избавиться от очков, рассказывает детский офтальмолог, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян .

— Когда ребёнок плохо видит, — текст в книге на столе или задание учителя на доске — он делает много ошибок, отвечает невпопад, получает плохие оценки и, в конце концов, может потерять интерес к процессу обучения вовсе.

Необходимость надеть очки в начальной или средней школе становится для многих детей настоящим стрессом. У кого-то необходимость носить очки возникает в сложном переходном возрасте, когда подростки бывают крайне жестоки по отношению к «очкарикам».

Отчаиваться не стоит. От очков ребёнка можно избавить, если правильно и своевременно начать лечение. Когда ребёнок начинает видеть лучше или вовсе снимает очки, он проявляет больше интереса к учёбе, у него появляются новые увлечения, например, ранее недоступные из-за плохого зрения хобби, он чувствует себя более уверенно в обществе сверстников.

Наденьте их немедленно!

Что происходит при снижении зрения? При нормальной рефракции лучи света, преломляясь, должны фокусироваться на сетчатке. При дальнозоркости фокус находится за сетчаткой, и ребёнок нечётко видит предметы, расположенные как вблизи, так и вдали, и ему постоянно приходится напрягать глаза. При астигматизме в глазу одновременно существует два фокуса, поэтому изображение размытое, расплывчатое, что не даёт возможности чётко видеть предметы. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, близорукий ребёнок плохо видит предметы, расположенные вдали.

Если детский офтальмолог назначил вашему ребёнку очки, их нужно надеть без промедления! Очков бояться не нужно. Утверждение, что ношение очков ухудшит зрение, что как только ребёнок наденет очки, то уже никогда их не снимет, ошибочно и в корне неверно. При близорукости слабой и средней степени очки назначаются только для дали, при близорукости высокой степени — для постоянного ношения. Это средство коррекции зрения, в очках ребёнок хорошо видит и чувствует себя комфортно. А при дальнозоркости и астигматизме это ещё и важное лечебное мероприятие, которое не позволит развиться косоглазию и амблиопии.

Контактные линзы — с 7 лет

Ребёнок стесняется очков? Им есть альтернатива: мягкие или жёсткие контактные линзы, которые при определённых показаниях можно надеть с 7 лет или даже раньше. Но определить возможность ношения и подобрать их правильно для ребёнка сможет только специалист по контактной коррекции (и только после правильно проведённого офтальмологического обследования).

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

Выбор парты должен осуществляться согласно рекомендациям детского офтальмолога, который наблюдает ребёнка. В целом подход такой:

— если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребёнок может сидеть за любой партой, справка офтальмолога, для того чтобы пересадили поближе, ему не нужна;

— при зрении ниже 0,4 — только за первой партой.

Какие ограничения для занятий спортом?

Ребёнок не может заниматься спортом профессионально и участвовать в соревнованиях, если острота зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу и нет возможности долго находиться без очков или линз.

При близорукости средней и высокой степени, при наличии изменений на сетчатке, противопоказаны серьёзные физические нагрузки, которые могут стать причиной ее отслойки. Поэтому раз в год детей старше 7 лет (независимо от остроты зрения) нужно обследовать с трёхзеркальной линзой Гольдмана на предмет наличия/отсутствия дистрофических изменений на сетчатке.

90% детей с косоглазием и амблиопией имеют расстройства бинокулярного зрения: не воспринимают объём, не могут оценить расстояние до объекта и видят мир плоским. Таким детям противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (прыжки, барьеры и т. д.)

Как избавиться от очков?

На самом деле современные технологии позволяют нам не только восстанавливать зрение, но и при определённых глазных патологиях вовсе избавить ребёнка от очков. Сделать это можно лишь при соблюдении нескольких условий. Первое — своевременность. Чем раньше родители начинают лечение, тем быстрее им удаётся добиться положительного результата. А вот «нелечение», в свою очередь, может спровоцировать осложнения: амблиопию и косоглазие.

При дальнозоркости и астигматизме при проведении своевременного и регулярного лечения с помощью современных технологий мы можем избавить от очковой коррекции навсегда. Важно правильно разработать для ребёнка индивидуальную программу комплексного лечения. Проводить курсы терапевтического лечения нужно регулярно и под контролем детского офтальмолога, который ведёт ребёнка.

Что касается столь распространённой сейчас у школьников близорукости, то лечение в данном случае мы направляем на остановку её прогрессирования и профилактику развития осложнений, которые часто сопровождают быстро прогрессирующую близорукость: истончения, дистрофические изменения и разрывы сетчатки глаза. А если успеть поймать близорукость в самом начале и правильно и комплексно лечить, то ребёнку, возможно, даже не придётся надевать очки. У нас такой опыт есть.

Волшебных капель нет

И ещё один важный момент: сейчас существует много так называемых аппаратов, которые лечат и от близорукости, и от дальнозоркости, и от астигматизма. Важно понимать, что нет одного универсального аппарата, который сможет восстановить зрение ребёнку. Как нет таких волшебных капель или тем более витаминов для глаз. Положительного результата в лечении глазной патологии у ребёнка можно добиться только при проведении комплексного лечения, которое включает в себя различные методики для повышения остроты зрения, улучшения микроциркуляции внутриглазных структур и питания тканей. И лечение должно проводиться не в домашних условиях, а только в специализированной детской глазной клинике под контролем детского офтальмолога.

  • Дозируйте зрительные нагрузки ребёнка. Обязательно делайте пятнадцатиминутные перерывы во время занятий, чередуйте занятия с играми на свежем воздухе.
  • Расстояние между глазами и объектами зрительной работы (книги, экран компьютера) должно быть не меньше 40 см и строго фиксированным. Если это расстояние всё время меняется, глаза ребёнка находятся в постоянном напряжении, что может спровоцировать развитие спазма мышцы, которая отвечает за фокусировку (цилиарной мышцы), и, как следствие, развитие близорукости. Именно по этой причине крайне вредно читать лёжа или в транспорте.
  • Кстати, ухудшение зрения может спровоцировать и искривление в шейном отделе позвоночника. Обязательно следите за правильной осанкой ребёнка.
  • Больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Обеспечьте ему правильное питание с большим количеством свежих овощей, фруктов и ягод. Это полезно для всего организма в целом!
  • Регулярно показывайте ребёнка детскому офтальмологу, даже если он не предъявляет жалоб. Некоторые патологии могут развиваться без симптомов.
  • Если глазная патология будет выявлена, не отчаивайтесь и начинайте лечение как можно раньше. Сегодня современная медицина позволяет нам лечить такие заболевания, которые недавно считались (а где-то и поныне считаются) неизлечимыми. И во многих случаях ваш ребёнок сможет смотреть на мир ясным взором без очков и линз!

Что делать, если ребёнка дразнят «очкариком»?

Советует доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова и Первого МГМУ им. Сеченова, член ассоциации детского психоанализа, кандидат психологических наук Антон Сорин :

— Прежде всего родителям ребёнка, которому прописали очки, важно самим отнестись к этому спокойно и позитивно. Выберите красивые очки. Расскажите, что довольно часто взрослые и дети носят очки, в этом нет ничего страшного, что на самом деле очки на сегодняшний день — модный аксессуар и т. д. Кроме того, очень важно самим взрослым не придумывать ребёнку прозвища, связанные с очками, даже в шутку. Потому что, только если в семье уверены, что ребёнок любим, талантлив и хорош, независимо от того, носит он очки или нет, он не будет их стесняться. А следовательно, — провоцировать негативную реакцию окружающих детей. И не будет обижаться на шутки сверстников.

Если всё же ребёнка задевают обидные шутки и оскорбления сверстников, поговорите с ним о том, что люди или дети, которые хотят обидеть кого-либо, всегда найдут повод и придумают обзывательство. Будь то очки, смешная фамилия, чудаковатая внешность, необычное поведение и т. д. Единственное, что имеет смысл делать в таком случае, — это игнорировать того, кто обзывается. Ведь если обидчик не получает обратную реакцию, его интерес к такой забаве быстро проходит.

К концу учебного года многие родители отмечают, что их школьник стал хуже видеть.

«Летидор» обратился к Рано Ибрагимовой, врачу-офтальмологу, специалисту Essilor Academy Россия, чтобы выяснить причины ухудшения зрения и способы предотвратить это.

Важно ли, за какой партой сидит ребенок с плохим зрением?

Многие родители придерживаются мнения о том, что ребенок с плохим зрением обязательно должен сидеть за первой партой, однако это не так. Этот миф был следствием методики неполной коррекции зрения, которая была распространена до недавнего времени.

Она заключалась в том, что ребенку выписывали более слабые очки, чем требовалось. Также не рекомендовалось носить очки постоянно. Считалось, что так детский глаз будет напрягаться и лучше работать.

Но наблюдения показали, что такая методика не только не помогает остановить ухудшение зрения, но и может спровоцировать дальнейшее развитие близорукости.

Полная же коррекция зрения позволяет ребенку четко видеть с разных расстояний, не допускает перенапряжения глазных мышц, а значит предотвращает риск прогрессирования болезни.

Соответственно, с правильно подобранными очками ребенок может сидеть за любой партой.

Другое дело, если ребенок страдает таким заболеванием глаз, которое не поддается коррекции очками или контактными линзами, например, амблиопией (один из глаз не задействован в зрительном процессе – прим. ред.). В этом случае ему лучше сидеть за первой партой.

Тем же, у кого проблем со зрением нет, можно сидеть и в конце класса при условии, что текст на доске не будет мелким и не придется напрягать глаза, чтобы его увидеть.

Почему в середине учебного года зрение вдруг резко изменилось, и один глаз «ушел в минус», другой – «в плюс»?

Резкое изменение рефракции глаз, а значит и силы линзы, необходимой для коррекции зрения, может свидетельствовать о глазном заболевании. Для полного ответа на этот вопрос требуется дополнительная информация.

В школе приходится много читать, может ли от этого ухудшиться зрение?

Вред для зрения во время чтения состоит в том, что глаза фокусируются на одном расстоянии. Если это происходит в течение длительного времени, то может возникнуть спазм аккомодационных мышц глаз и, как следствие, может появиться сначала ложная близорукость, а со временем при регулярном перенапряжении глаз и фактическое ухудшение зрения.

Поэтому при чтении нужно периодически делать небольшие перерывы и переводить взгляд на предметы, расположенные вдали.

Чтобы избежать переутомления глаз, текст в книге не должен быть мелким, а освещение должно быть достаточным, чтобы не приходилось напрягать глаза.

Какое освещение считается полезным для глаз?

Самый лучший свет для зрения - естественный дневной. В детском возрасте он играет важную роль в физиологическом развитии сетчатки глаза.

Однако одним дневным светом не обойтись, поскольку мы, как правило, не ложимся спать с наступлением темноты. Решить вопрос освещенности просто.

Существует норма: 200 люменов на квадратный метр.

Световой поток одной лампочки накаливания мощностью 60 Вт - 730 люменов. Таким образом, чтобы в помещении площадью 10 квадратных метров было достаточное освещение, нужно как минимум 2 000 люменов, или три такие лампочки.

Также важно правильно организовать освещение рабочего места. Старайтесь совмещать верхнее освещение с местным.

Освещение должно быть равномерным, желательно одной цветовой температуры, настольная лампа не должна слепить глаза и создавать блики или тени на рабочей поверхности.

Без компьютера и планшета современному школьнику не обойтись. Как правильно использовать гаджеты, чтобы сохранить хорошее зрение?

Все гаджеты, кроме книг с электронными чернилами, излучают лучи видимого спектра, благодаря чему мы видим изображение на экране. В том числе они излучают вредный для глаз сине-фиолетовый свет. Его длительное воздействие приводит к возникновению симптомов зрительного переутомления: сухости, рези, ощущению песка в глазах, головным болям и болям в надбровных дугах.

Кроме того, важно, чтобы линзы беспрепятственно пропускали полезный сине-голубой свет. Он положительно влияет на наше настроение, бодрость и работоспособность.

Еще одна опасность гаджетов состоит в том, что при пользовании ими наши глаза фокусируются на одном расстоянии. Это может привести к спазму аккомодации (способности глаза хорошо видеть на разном расстоянии – ред.) и, как следствие, к временной близорукости. Если перенапряжение глаз будет единичным, то зрение восстановится само собой. Однако если это будет происходить регулярно, есть большая вероятность развития близорукости.

Чтобы избежать ухудшения зрения, детям в возрасте 10–12 лет можно непрерывно использовать гаджеты в течение 20 минут, 13–14 лет - 25 минут, 15–16 лет - 30 минут, но суммарно не более 1,5–2 часов в день.

Между этими сеансами рекомендуется делать десятиминутные перерывы, во время которых полезно сделать небольшую гимнастику для глаз: посмотреть вдаль, затем в разные стороны, поморгать, закрыть глаза и легко помассировать веки пальцами. Это позволит глазам отдохнуть.

Какой вид спорта полезен для зрения?

Для зрения полезны виды спорта, в которых глазам приходится постоянно фокусироваться на разных расстояниях (чем больше различается минимальное и максимальное, тем лучше).

К таким видам спорта относятся бадминтон, большой теннис, волейбол и другие.

Смена фокусировки взгляда с близкого на дальнее расстояние помогает тренировать аккомодационные мышцы, положительно влияет на зрение.

Помогает ли черника сохранить или улучшить зрение?

Черника - кладезь полезных для глаз веществ. Во-первых, важны антоцианы, которые защищают сосуды глаз от ломкости и приводят внутриглазное давление в норму. Во-вторых, в чернике содержатся каротиноиды, способствующие обновлению сетчатки, улучшению глазного кровообращения, устранению сухости глаз, повышению остроты зрения и сохранения четкости зрения в ночное время.

Черника сохраняет свои свойства и в сушеном, и с замороженном виде, так что употреблять ее можно круглый год.

Однако не стоит надеяться на чудодейственный эффект: это профилактика, а не лечение.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За период обучения в школе у меня резко ухудшилось зрение, и я стала обращать внимание на то, что многие мои друзья и одноклассники ходят в очках.

В настоящее время в нашей стране увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения.

Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Школьники значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений. У современных детей совершенно не остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к снижению двигательной активности и росту численности детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Особую тревогу вызывает рост числа детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах. Близорукость возникает и развивается у школьников чаще после трёх лет обучения. А после 5-6 класса процент детей, нуждающихся в очках, существенно увеличивается.

Эта тема меня очень взволновала, и я решила её изучить. Мы определили цель моей работы, наметили её задачи, составили план и начали сбор материала по данной теме.

    Во-первых, я изучала материал об органе зрения, об основных заболеваниях глаз, о причинах нарушения и профилактике заболеваний.

    Во-вторых, активный поиск вёлся по диагностике нарушений зрения у учащихся нашей школы и класса.

Тема работы: проблемы нарушения зрения у школьников.

Цель: в ыяснение причин снижения зрения у школьников.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию о строении и функциях глаза, об особенностях восприятия окружающего мира и основных типах нарушения зрения.

2.Собрать информацию о профилактике заболеваний глаз у школьников, обосновать правила гигиены зрения и первой помощи при травмах глаз.

3. Сделать анализ и выводы по собранному и изученному материалу о нарушениях зрения учащихся нашей школы и класса.

Предмет изучения: глаз - орган зрения.

Объект исследования: учащиеся 1-11 классов.

Гипотеза :современные учащиеся страдают нарушениями зрения, потому что значительное время проводят за письменным столом, компьютером, у экрана телевизора, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных нарушений.

Методы исследования:

    анализ, синтез, обобщение, моделирование;

    наблюдение, описание, сравнение.

Проблемы нарушения зрения у школьников

Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть? Конечно, открыть глаза.

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту? Конечно же, нам помогли глаза - орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает - смотреть, видеть.

Сегодня я хочу рассказать вам об основных типах нарушения зрения, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

Основные заболевания глаз у детей

Глаз - орган зрения - можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 90% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, о размерах, о цвете предметов, о расстоянии до них и др. Он контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль , которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи , стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм . Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи , снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Диагностика нарушений зрения школьников

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

Я провела диагностику среди учащихся нашей школы и выявила закономерность увеличения количества учащихся с нарушениями зрения от класса к классу. Если при поступлении в школу 6,2% учеников имели проблемы со зрением, то к 11-му классу их количество увеличилось до 38,7

Диагностика нарушений зрения учащихся школы № 32

(по данным диспансеризации 2016 года)

Таблица1.

Класс

Всего детей

Пониженное зрение

(количество)

Итого

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Такую же диагностику я провела среди учащихся моего класса. При поступлении в 1 класс только два ученика имели пониженное зрение. В этом учебном году после проведенного медосмотра количество учащихся, имеющих нарушения зрения, возросло до восьми человек.

Диагностика нарушений зрения учащихся 4-а класса

Таблица 2.

Диаграмма 3

Количество детей, относящихся к районной детской поликлинике, имеющих патологии зрения

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Такая же ситуация складывается и в нашем районе. По данным, собранным в районной детской поликлинике, 27% учащихся начальной школы имеют нарушения зрения. А к 11-му классу их количество увеличивается до 57%.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Необходимо сказать об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Правила гигиены зрения

Правила гигиены

Обоснование правил

Необходимо сохранять правильную позу за партой при чтении и письме. Расстояние между книгой и глазами должно быть 30-35 см.

Предупреждение развития близорукости.

При чтении или письме свет должен падать с левой стороны.

Это обеспечивает наилучшую освещенность и отсутствие теней от руки и головы.

Расстояние между книгой и глазами все время меняется. Вследствие этого хрусталик непрерывно меняет свою кривизну. Что вызывает сильное утомление глаза.

При длительном чтении должны быть перерывы через каждые 25-30 минут.

Необходимо смотреть вдаль, профилактика утомления.

Опасные для глаз виды работ необходимо выполнять в очках с простыми стеклами.

Очки ослабляют любой удар и защищают глаза.

Таблица 3.

Памятка для учащихся

1. Достаточная освещенность - обязательное условие для зрительной работы.

2. При чтении, письме вы не должны наклоняться близко к тетради, книге.3. Нельзя читать лежа, а также в транспорте.4. Необходимо делать для глаз специальную гимнастику.5. Для сохранения хорошего зрения необходимо полноценное питание.6. Смотреть телевизор не более 20 минут в день на расстоянии не менее двух метров.7.Работать за компьютером не более 20 минут на расстоянии от экрана монитора не менее 60 сантиметров.

Заключение

Глаз - сложная физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.

Работая над данной темой, я выяснила, какие несложные правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё зрение на долгие годы.

Я научилась, как вовремя и как можно раньше распознать различные расстройства органа зрения, как защитить свои глаза от перегрузки. Я больше узнала о строении и функциях, о болезнях нашего органа зрения, их предупреждении и лечении.

Ведь зачастую человек, который недостаточно получает информации о той или иной болезни глаз, расстройства функционирования зрительного органа, может довести всё до крайности, которую возможно можно ещё исправить, в лучшем случае, а в худшем, всё это может привести к полной потере зрения - слепоте.

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица! Относитесь к своим глазам бережно и внимательно!

Список литературы

1. Аветисов, Э.С. Близорукость [Текст] / Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1986.- 286 с. ISBN: 5-225-02764-4

2. Глазные болезни [Текст] / Учебник Под ред. Т. И. Ерошевского, А.А.Бочкаревой. - М.: Медицина, 1983.- 414 с. ISBN: 5-225-02764-4

3. Аветисов, Э.С. Охрана зрения у детей [Текст]/ Э.С. Аветисов.- М.: Медицина, 1975. - 276 с. ISBN 99930-1-001-7.

4. Аветисов, Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова.- М.: Медицина,1987.- 496с.

5. Гусева, М.Р. Измерения органа зрения у детей при общих заболеваниях [Текст] / М.Р. Гусева. - М.: Клиническая офтальмология, 2001.- 656 с. ISBN: 978-5-9704-2817

6. Нефедовская, Л.Ф. Медико- социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. [Текст] / Л.Ф. Нефедовская, Серия «Социальная педиатрия». - М.:2008.- 240 с.

7. Офтальмология. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Е.И.Сидоренко, коллектив авторов. [Текст] / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 408 с.- ISBN 5-9704-0083-1.

8. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии [Текст] // Вестник офтальмологии. 2006, т.122, №1; с.41-42.

9. Сидоренко, Е.И., Гусева М.Р. Изменения глаз при различных заболеваниях у детей раннего возраста. [Текст] / Е.И. Сидоренко, М.Р. Гусева.- М.: Российская педиатрическая офтальмология. Выпуск №1. 2013.- с.66.

10. Хватова, А.В. Состояние и современные аспекты детской офтальмологии [Текст] / А.В. Хватова. Материалы научно практической конференции «Детская офтальмология: итоги и перспективы». 21-23 ноября 2006 г., М.: 2006.- с.11-23.

Приложение

Гимнастика (комплекс упражнений) для глаз

1. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклон вперед, к крышке парты, выдох. 5-6 раз.

2. И. п. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. 4 раза.

3. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

4. И. п. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. 6-8 раз.

5. И. п. - сидя, закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

6. Закройте глаза, не жмурясь. Повращайте глазными яблоками по кругу.

7. Глазами «нарисуйте» латинскую букву V.

8. Сильно зажмурьте и откройте глаза.

9.Тремя пальцами помассируйте глазные яблоки (глаза закрыты).

10.Смотрите прямо перед собой.

11.Примерно 30 секунд быстро поморгайте.

12. Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

13. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали и диагонали.

С открытыми глазами «написать» буквы или цифры на противоположной стене от минимального размера до максимального. Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

Для профилактики зрительных расстройств и восстановления утраченного зрения, укрепления глазодвигательных мышц, снятия зрительного утомления можно использовать тренажер, составленный на основе методики Базарного В.Ф. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа: Нарушение зрения у школьников. Причины и профилактика. Выполнила: Ярова Гульнара. 9 б класс МОБУ СОШ с. Амзя

2 слайд

Описание слайда:

Задачи исследования: В процессе изучения различной литературы, узнать, как устроен глаз человека; Изучить какую роль играет глаз в жизни человека; Рассмотреть дефекты зрения; Установить основные причины ухудшения зрения; Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз; Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения; Сделать выводы; Оформить текст научной работы.

3 слайд

Описание слайда:

Методы исследования: Анализ различной литературы и материалов сети Internet; Опрос школьников. Проверка освещенности школьных кабинетов.Анализ результатов. Анализ результатов медицинских осмотров 2010-2014 годов;

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы состоит в том, что забота о зрении имеет большое значение в жизни человека, учит понять, почему надо беречь зрение, выполнять упражнения для сохранения здоровья глаз, сделать их необходимыми для себя, сообщать эти правила другим. Объект изучения - глаз. Предмет изучения – глаз как оптический инструмент. Цель научной работы: Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения. А для этого необходимо понимать, как устроены органы зрения, и что можно делать для сохранения их здоровья. Новизна работы состоит в возможности научиться чему-то новому... Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителями биологии и физики при изучении тем, при проведении занимательных уроков по охране здоровья.

5 слайд

Описание слайда:

Что такое глаз? Глаз - сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения: Врожденные или приобретенные заболевания; Неправильный режим дня; Дефицит движения,вредные привычки; Чрезмерные учебные нагрузки; Неограниченный просмотр телепередач, компьютер; Неправильная осанка;

8 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения: Недостаток витаминов А, В, C, D и Е Недостаток освещения Засоренность организма

9 слайд

Описание слайда:

Близорукость по Гельмгольцу Симптомы близорукости: быстрая утомляемость глаз; повышенная чувствительность глаз к свету; частые головные боли; расплывчатость объектов, находящихся на большом расстоянии. Причины возникновения близорукости: Возрастные изменения зрения; Наследственность; Работа, требующая пристального внимания; Работа за компьютером; Изменение зрения в результате травм.

10 слайд

Описание слайда:

Дальнозоркость по Гельмгольцу Симптомы дальнозоркости: размытые близко расположенные предметы; быстрая утомляемость глаз; развивающееся косоглазие; воспаление глаз. Причины возникновения дальнозоркости: Наследственность; Возрастные изменения; Травмы головы,в частности, глаз; Длительная работа с мелкими предметами; Постоянное напряжение зрения.

11 слайд

Описание слайда:

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 30 человек Нет 13 человек Не знаю 7 человек При какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 15 человек Пишите 10 человек Работаете с мелкими деталями 6 человек Играете на ПК 15человек Рисуете 4 человека Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 21 человек Не очень 20 человек Совсем не устают 9 человек Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 12 человек Отдыхаете 38 человек Занимаетесь ли вы спортом? - Да 26 человек - Нет 24 человек Часто ли Вы гуляете? - Один раз в день обязательно. 18 человек - Гуляю от случая к случаю, как получится. 15 человек - Гуляю только по выходным. 17 человек Знаете ли Вы, как сохранить зрение? - Да 21 человек - Нет 29 человек

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения (по мнению учеников) 36% компьютер, 15% телевизор, 5% вредные привычки 30% недостаточное освещение, 5% нехватка витаминов 4% переутомляемость, 5% неправильное питание

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

При выполнении домашнего задания вы используете: 46% учеников, при выполнении домашнего задания, пользуются только верхним освещением 54% учеников пользуются комбинированным освещением (с использованием настольной лампы)

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Как правильно подобрать освещение стола? Свет на рабочем столе должен быть не слишком ярким, чтобы не ослеплять, но и не слишком темным, чтобы в процессе работы глаза не напрягались. Желательно, чтобы освещение было равномерным, исключая дискомфорт при переводе взгляда от более яркого предмета к более темному. Наиболее целесообразно комбинированное освещение. Свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Используя смешанное освещение (дневное и искусственное) в комнате, обратите внимание на то, чтобы световые потоки не воспринимались глазом как раздельные. Отсутствие перепадов в свете – будет идеальным для здоровья. Если Вы проводит много времени за компьютером, учтите, что местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана компьютера и увеличивать освещенность экрана. Исключите из поля зрения во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Стараясь правильно расположить источники света на рабочем столе, помните, что немаловажную роль играет используемый вид ламп.

22 слайд

Описание слайда:

Правила по охране зрения: Не трите глаза грязными руками; Умывайтесь ежедневно с мылом; Не смотрите близко телевизор (не менее 3м) и долго (более часа); Не играйте в компьютерные игры более 15-20 минут; Не читайте в транспорте; Не читайте, не рисуйте лежа в постели; Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева; Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей; Ешьте продукты,богатые витаминами; Гуляйте чаще на свежем воздухе.

23 слайд

Описание слайда:

Гимнастика для глаз Упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц глаза и улучшают кровообращение: Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек); Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза); Вращать глазами по кругу по 2-3 сек (3-4 раза); Быстро-быстро моргать (1 мин); Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза).

24 слайд

Описание слайда:

Растираем ладони до ощущения тепла в них! Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз). Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте. Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты. Помассируйте виски круговыми движениями. Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд. Поморгать широко открытыми глазами. Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей. Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

25 слайд

Описание слайда:

1. Телевизор. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер. Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз. 3. Чтение. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

26 слайд

Описание слайда:

Название витамина, минерала Для чего служит Симптомы при недостатке Где содержится А Необходим для нормальной работы сетчатки Ухудшение зрения при плохом освещении Печень, желток, молоко, сливки, сливочное масло, морковь, томаты, абрикосы, семечки подсолнуха С Поддерживает тонус мышц Снижение тонуса глазных мышц, кровоизлияния в глазах, быстрая утомляемость глаз Белокачанная капуста, картофель (особенно осенью), красный и зеленый перец, морковь, помидоры, листовые овощи, яблоки, черная смородина В 1 Тиамин Способствует нормальной работе нервной ткани Повышенная нервозность, снижение умственной и физической работоспособности Мясо, печень, почки, дрожжи, орехи, цельное зерно (кукуруза, рожь, пшеница), мед, овощи

Описание слайда:

Спасибо за внимание!