Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции. Половые различия

Половые железы начинают развиваться у людей на 8-й неделе внутриутробного развития.

Половые железы выполняют две функции:
1) образования половых клеток: мужских - сперматозоидов и женских - яйцевых клеток;
2) выделения гормонов.

У мальчиков образование сперматозоидов начинается с периода половой зрелости, около 12 лет, и заканчивается к 50 - 60 годам, иногда позднее. В этом возрасте начинается атрофия половых желез. Сперма, извергающаяся один раз, имеет объём около 3 мл и содержит около 20 млн сперматозоидов. Сперматозоиды обладают самостоятельными движениями, на которые влияют температура, химический состав и реакция среды. Скорость движения - 3 мм в минуту. После поступления в матку, сперматозоиды сохраняют способность к движению в течение недели.

Первичные фолликулы представляют собой яйцевые клетки. У взрослых женщин в обоих яичниках около 4 000 000 яйцевых клеток.

Подавляющее большинство первичных фолликулов, не достигнув полного развития, атрофируется, и только в нескольких сотнях созревают способные к оплодотворению яйцевые клетки.

Мужские половые гормоны (андрогены) образуются в выстилке семенных канальцев. В небольшом количестве они вырабатываются в сетчатой зоне коры надпочечников у мужчин и у женщин, и в наружном слое яичников у женщин. Все они производные стеринов: тестостерон, андро-стандион, андростерон и др.

Как семенники, так и яичники синтезируют и мужские, и женские половые гормоны, но у мужчин значительно преобладают андрогены, а у женщин - эстрогены. Половые гормоны способствуют эмбриональной дифференцировке, в последующем - развитию половых органов и появлению вторичных половых признаков, определяют половое созревание и поведение человека. В женском организме половые гормоны регулируют овариально-менструальный цикл, обеспечивают нормальное протекание беременности и подготовку молочных желез к секреции молока.

Женские половые гормоны также являются производными стеринов. В настоящее время выделены следующие гормоны: эстрадиол, эстрон, или фолликулярный гормон, и эстриол, полученный из мочи беременных и из плаценты. Эстрон и эстриол обнаружены в некоторых растениях.

Эстрадиол, как гормон, выделен из фолликулярной жидкости. Прогестерон, или гормон желтого тела, также обнаружен в плаценте.

Половые гормоны влияют на обмен веществ и тем самым определяют мужские и женские вторичные половые признаки, или особенности, отличающие представителей одного пола от другого.

Тестостерон изменяет белковый обмен, вызывая положительный азотистый баланс и увеличивая вес тела. Он действует и на углеводный обмен, уменьшая синтез гликогена в печени и тканях. Эстрон и другие женские половые гормоны, наоборот, увеличивают способность печени и тканей синтезировать гликоген. Эстрон увеличивает также отложение жира в организме. Сходство структуры мужских и женских половых гормонов доказывает, что они образуются из холестерина.

Мужские и женские половые гормоны образуются одновременно и влияют друг на друга. Небольшие количества мужского гормона образуются в детском возрасте и у мальчиков, и у девочек. В 6-летнем возрасте количество мужского полового гормона приблизительно одинаково у обоих полов. К 12 годам у мальчиков образуется в 1,5 -2 раз больше мужского гормона, чем у девочек, а у взрослых мужчин в 2 и более раз больше, чем у взрослых женщин.

Кастрация, или удаление половых желез, вызывает различные изменения организма в зависимости оттого, когда она произведена: в раннем возрасте, до наступления половой зрелости, или у взрослого организма, после наступления половой зрелости.

Ранняя кастрация приводит к недоразвитию первичных половых признаков - наружных и внутренних половых органов: полового члена и яичек у мужчин, яичников, яйцеводов, матки и влагалища у женщин.

В женском организме совершенно не наступают половые циклы. Ранняя кастрация вызывает также выпадение вторичных половых признаков. У мужчин, кастрированных в детстве, появляется бесполый тип. Не растут усы и борода, отсутствуют волосы на теле и лобке. Кожа белая, вялая, мягкая и на ней рано появляются складки. Вследствие понижения объёма веществ, сильно развит подкожный жировой слой. Шея круглая, бедра выпуклые, иногда значительно увеличены грудные железы. Благодаря позднему окостенению хрящей растет скелет конечностей и поэтому рост тела достигает 180 - 190 см. Размеры гортани маты. Голос слабый и высокий, напоминающий дискант. Психика резко отличается от нормальной слабостью воли и апатией. Легко наступает утомление. Половое влечение отсутствует.

У женщин, кастрированных в детстве, также развивается бесполый тип. Таз остается узким, грудные железы не развиваются, жир на лобке и ягодицах не откладывается, отсутствует половой цикл, наружные половые органы и матка атрофированы, половое влечение обычно отсутствует.

У взрослых мужчин кастрация вызывает понижение обмена веществ, ожирение, выпадение усов и бороды, повышение голоса, резкое падение полового инстинкта.

У взрослых женщин кастрация ведет к атрофии матки, нарушению полового цикла, уменьшению грудных желез, понижению голоса и очень часто, к нервным расстройствам, ослаблению полового влечения.

Половая зрелость устанавливается исследованием семени у мужчин и появлением регулярных менструаций у женщин.

Психологические различия между мужчинами и женщинами издавна являются объектом как обыденного, повседневного, так и научного интереса. Изучались различия между мужчинами и женщинами в восприятии, памяти, способностях, социальном поведении и т.д.

Различия по сенсорным характеристикам, за малым исключением, являются несущественными. Более или менее установленный фактор - то, что в зрительном восприятии деталей, являющемся важным профессиональным качеством в некоторых профессиях, женщины превосходят мужчин. Можно также отметить, что недостатки, связанные со зрительной системой, встречаются чаще у мужчин.

В тестах на определение уровня развития памяти женщины обычно превосходят мужчин, хотя различия не очень велики. Они еще более нивелируются, когда материал носит количественный характер или он более интересен мужчинам. Больше фактов имеется по межполовым различиям в интеллекте и способностях. Так, в математике, а также в способности к пространственным представлениям мужчины превосходят женщин. Наоборот, женщины превосходят мужчин в некоторых компонентах вербальных способностей, например, в беглости речи, понимании письменного текста, сохранности вербальных функций в старости. По данным исследования Макклелланда, половые различия в интеллектуальных характеристиках нельзя рассматривать изолированно от других психических феноменов: мотивации, интереса и пр.; эти переменные могут существенно влиять на результаты измерения различных сторон интеллекта.

В заданиях, связанных с координированными движениями рук, преимущество на стороне женщин. По мнению американских психологов, операции, требующие быстроты и ловкости, женщины выполняют не хуже, а в некоторых случаях - лучше мужчин.

Мужчины, как правило, демонстрируют более высокий уровень притязаний, при этом отмечается большее соответствие уровня притязаний реальным возможностям у женщин. Результаты исследования когнитивного стиля обычно свидетельствуют о большей полезависимости женщин, однако есть данные, противоречащие этому выводу. Имеются убедительные свидетельства того, что женщины в целом более социально зависимы, чем мужчины. В частности, результаты исследований (анализ рисунков и высказываний во время эксперимента) свидетельствуют о том, что уже в возрасте двух лет девочки проявляют больший интерес к окружающим людям, чем мальчики. Девочки, как правило, более нуждаются в защите, более внушаемы, чем мальчики. Они также лучше воспроизводят структуру личности других людей. Сопоставление этих фактов подтверждает большую межличностную направленность женщин.

Общепринятой считается констатация более высокой мужской агрессивности по сравнению с женской. Эти различия начинают проявляться еще в дошкольном возрасте. Исключение составляет так называемая вербальная агрессия, значения которой у девочек несколько выше, чем у мальчиков. В зрелом возрасте это выражается, в частности, в большей потребности женщин учить и поучать, читать лекции и т.д.

Л. Тайлер приводит некоторые результаты исследований с использованием факторного анализа, свидетельствующих о том, что некоторые характеристики связаны у мужчин и женщин по-разному. Например, связь между полезависимостыо и популярностью у девочек положительная, у мальчиков - отрицательная. Социальная адаптация связана с тенденцией к эмоциональному контролю у мальчиков и с импульсивностью у девочек.

По утверждению И.С. Кона, мужской стиль жизни, ориентации, поведение, интересы являются преимущественно предметно-инструментальными, женские характеристики - эмоционально и социально направленными. Это фундаментальное положение объединяет многие частные результаты изучения половых различий, некоторые из которых проявляются очень рано. Гольберт и Левис наблюдали поведение девочек и мальчиков в возрасте 1,1 года, когда между детьми и мамами в порядке эксперимента устанавливался барьер. Мальчики стремились его обойти (т.е. «взаимодействовали» с препятствием), девочки останавливались перед барьером и начинали плакать, призывая на помощь взрослых. В дошкольном возрасте мальчикам важнее, во что играть, а девочкам - с кем играть. Критерием выбора работы для мужчин чаще является ее содержание, для женщин - взаимоотношения в коллективе. Критерий взрослости для юношей - степень профессионального самоопределения, для девушек - устройство личной жизни.

Ряд представлений о половых различиях, по мнению американских ученых Э. Маккоби и К. Джеклин, не подтверждаются научно. Это якобы более низкий уровень самоуважения и меньшая потребность в достижении у девочек; то, что девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики с более сложными познавательными задачами, выполнение которых требует преодоления ранее усвоенных реакций; то, что мужской стиль мышления более «аналитичен», чем женский; что на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда; что у девочек больше развито слуховое восприятие, у мальчиков - зрительное.

В последние десятилетия психологические половые различия уменьшаются, на что указывают результаты исследований. Общество постепенно становится более терпимым к отклонениям от традиционных половых ролей, и это общемировая тенденция.

1. В чем суть гуморальной регуляции процессов, происходящих в организме?

Гуморальная регуляция процессов происходит через жидкие среды организма (кровь и лимфу) при помощи химически и физиологически активных веществ – гормонов. При попадании в кровь гормоны разносятся по всему организму, и, попадая в определенные органы и ткани, оказывают на них определённое воздействие (замедляют или ускоряют рост тканей, ритм сердца и т.д.).

Гуморальная регуляция тесно связана нервной (нейрогуморальная регуляция), когда для нормального функционирования нервной системы необходимо поддержание определенного уровня гормонов, и железы получают иннервацию со стороны автономной нервной системы, регулирующий уровень секреции гормонов, соответствующий потребностям организма в данный момент.

2. Дайте определение понятия «железы внутренней секреции». Используя рисунок на с. 48 учебника, объясните, чем они принципиально отличаются от желез внешней секреции.

Железы внутренней секреции – секреторные железы, не имеющие выводных протоков и выделяющие вырабатываемые гормоны (биологически, химически и физиологические вещества) непосредственно в кровь или лимфу. В отличие от желез внутренней секреции железы внешней секреции выводят секрет наружу через выводные протоки желез и действует более локально, чаще секрет служит для процессов пищеварения. Железы внешней секреции выделяют вещества периодически, в отличие от желез внутренней секреции, которые выделяют образуемые вещества постоянно.

3. Назовите основные свойства гормонов.

Избирательность (они действуют на строго определенные ткани или органы, в которых есть рецепторы к данным гормонам), активность (действуют в ничтожно маленьких количествах), быстро разрушаются в тканях, действие гормонов начинает проявляться через несколько минут или часов, то есть достаточно медленно, но продолжительность действия выше времени действия нервного импульса.

4. Какие вы знаете железы смешанной секреции? Докажите, что поджелудочная железа является железой внутренней секреции.

К железам смешанной секреции относятся поджелудочная железа и половые железы.

Клетки поджелудочной железы, связанные с выводным протоком поджелудочной железы, вырабатывают сок, участвующий в расщеплении пищевого комка до питательных веществ, другие клетки поджелудочной являются типичными железами внутренней секреции и выделяют такие гормоны как инсулин, глюкагон и соматостатин, то есть железа обладает признаки желез и внешней, и внутренней секреции.

5. Перечислите известные вам железы внутренней секреции. Какие из них являются парными, непарными?

Непарные железы: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, островки Лангерганса поджелудочной железы, тимус.

Парные железы: околощитовидные, надпочечники, половые.

6. Составьте таблицу «Железы внутренней секреции», указав название железы, выделяемый ею гормон, его действие на организм.

7. Нарушение деятельности каких желез вызывает такие заболевания, как диабет; гигантизм; кретинизм?

Диабет – заболевание, вызванное снижением секреции инсулина поджелудочной железой либо уменьшения чувствительности инсулиновых рецепторов в тканях при нормальной выработке инсулина.

Гигантизм – заболевание вызванное избытком гормона роста вырабатываемого передней долей гипофиза у молодых людей.

Кретинизм – заболевание, связанное со снижением функции щитовидной железы в детстве.

8. Существуют ли половые различия в системе желез внутренней секреции?

Различия в системе желез существует только в железах вырабатывающих и регулирующих половое развитие и поведение человека. Половые гормоны женщины направлены на формирование половых органов в эмбриогенезе и правильное формирование вторичных половых признаков у девочек, развитие и сохранение беременности, и последующие роды. Половые гормоны мужчин способствуют закладке половых органов у зародыша, формирование вторичных половых признаков по мужскому типу и сперматогенезу.

9. Почему необходимо включать в рацион продукты, содержащие йод?

Йод является веществом, необходимым для выработки гормонов щитовидной железы, соответственно недостаток йода будет вести к развитию таких заболеваний как кретинизм (недостаточное поступление в детстве) или миксидема (у взрослых). К сожалению, йод не может синтезироваться в организме человека, а только поступает к нам с продуктами питания или витаминами.

10. К чему может привести избыток или недостаток гормонов, выделяемых организмом? Приведите примеры.

Недостаток половых гормонов ведет к инфантилизму, недоразвитию вторичных половых признаков, бесплодию, нарушениям полового влечения; избыток тех же гормонов наоборот приведет гиперсексуальности, раннему половому созреванию, бесплодию. При недостаточной функции коры надпочечников возможно развитие бронзовой болезни, которая характеризуется резкой слабостью, потемнением кожи, вплоть до бронзового цвета, быстрое похудание. При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь, её симптомы: выраженное пучеглазие, потеря веса, повышенная возбудимость, высокая частота сердечных сокращений.

11. Докажите, что совокупность желез внутренней секреции является системой.

Все железы внутренней секреции человека связаны между собой и функционируют как единая система. Уровни выработки гормонов контролируются гипоталамо-гипофизарной системой по принципам прямой и обратной связи, то есть, к примеру, если в крови человека понижается уровень трийодтиронина, это улавливается рецепторами гипоталамуса, на что он реагирует выработкой тиролиберина, который поступает в гипофиз и тот начинает в ответ вырабатывать тиротропин, который поступает в кровь и, действуя на щитовидную железу, заставляет ее вырабатывать больше трийодтиронина. Такие же механизмы запускаются для торможения выработки гормонов при их повышении уровня в крови.

12. В чем состоит особая функция гипофиза?

Гипофиз является частью гипоталамо-гипофизарной системы и выработкой своих гормонов влияет на выработку гормонов всеми остальными железами внутренней секреции.

С середины 1970-х годов по проблеме половых различий в мире пуб­ликовалось до 1,5 тысячи работ ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых различий и выяснение их происхождения. Так, в 1974 году опубликована монография американ­ских исследователей Э. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», в которой дается критический анализ большинства публи­каций по этой проблеме. На основе анализа они разделили половые различия на три группы.

Достоверные: мальчики (мужчины) более агрессивны и более успеш­ны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у де­вочек (женщин) более развиты языковые способности. Агрессивность мужчин чаще носит асоциальный характер, у женщин она чаще прояв­ляется в несогласии, словесно, в виде протеста против чего-либо.

Сомнительные: у мальчиков и девочек - в послушании и заботли­вости, доминантности, страхе и тревожности, стремлению к соревно­ваниям, тактильной чувствительности, общем уровне активности.

Неподтвержденные: у девочек (женщин) отмечается определяющее влияние среды на их развитие, больше внушаемость и ориентирован-


ность на социум, выше успешность в требующих стандартного реше­ния задачах, меньше самоуважение и потребность в достижениях. У мальчиков (мужчин) - определяющее влияние наследственности на их развитие, успехи в выполнении сложных и нестандартных заданий, аналитический и познавательный стиль, преимущественное развитие слухового анализатора.

Исследования, проведенные в лаборатории им. Б. Г. Ананьева в 1960-е годы, выявили различия между полами в познавательной сфе­ре. При изучении свойств познавательной деятельности юношей и де­вушек (студенческие группы от 17 до 22 лет) были получены следую­щие результаты:

■ общая осведомленность, отражающая интересы человека и сви­
детельствующая о его эрудированности, так же как и общая по­
нятливость, демонстрирующая сообразительность как свойство
ума и характера человека, заметно выше у юношей;

■ скорость концентрации внимания на сложных интеллектуаль­
ных задачах, наблюдательность, пространственные представле­
ния, невербальный (практический) и общий интеллект выше у
юношей;

■ вербальный (речевой) интеллект, включая словарный запас, ло­
гичность мышления, его обобщенность в большинстве групп
девушек превышает такие же показатели в юношеских группах.

В итоге обследования по батарее тестов Векслера из 14 полученных показателей интеллекта три имели явное превосходство в женской группе, а именно:

■ показатели кратковременной памяти (помогающей решать опе­
ративные задачи);

" словарный запас (говорит о начитанности и легкости словесно­го воспроизводства знаний);


■ адаптивности ума, которая облегчает решение коммуникатив­
ных задач, требующих гибкости в общении.

Выявлены различия между мужчинами и женщинами в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительно­стью при распознавании изменений в тональности и громкости голо­са (что дает им возможность лучшего восприятия состояния другого человека), мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит зву­ковой раздражитель (Пиз А., Пиз Б., 2000). На выборке из 1500 опро­шенных обнаружены значимые статистические различия в цветовых предпочтениях к городской среде у мужчин и женщин, женщины пред-


почитают более тонкие оттенки цвета. Они также более чувствитель­ны к облику пространственной среды жизнедеятельности (Андре­ева Т. В., 19976).

Современные нейрофизиологические и нейропсихологические ис­следования показывают некоторые различия в морфологии и функ­ционировании мозга мужчин и женщин. Так, исследования Р. Горско­го из Калифорнийского университета подтвердили, что у женщин пу­чок нервов, соединяющий два полушария мозга (так называемое мозолистое тело), толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% боль­ше соединений между правой и левой сторонами мозга (Пиз А., Пиз Б., 2000). Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем у женщин, причем связь межполушарной асимметрии с полом выявле­на уже в первые сутки жизни, и что мозолистое тело, на котором ле­жит ответственность за передачу информации из одного полушария в другое, по-разному устроено у мальчиков и девочек уже к моменту рож­дения (Каган В. Е., 1991).

Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Мозг мужчины специализиро­ванный. Его особенности (малое количество соединений между пра­вым и левым полушариями, разделенность на отделы) способствует концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого челове­ка (Пиз А., Пиз Б., 2000).

По мнению Н. Н. Обозова, мужчинам присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для жен­щин же характерна субъективность и впечатлительность как ориенти­рованное на свое состояние восприятие, преобладающее в оценке внешнего мира. Межличностные отношения у мужчин более прямо­линейны (чаще по схеме «да - нет»), у женщин в отношениях с людь­ми проявляется большая чувствительность к различным нюансам об­щения. Применительно к мужчинам словесные поощрения расслаб­ляют и замедляют деятельность, у женщин, напротив, возбуждают и ускоряют ее - отсюда любовь к комплиментам (Обозов Н. Н., 1995).

Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б. Г. Ананьева в 1966 году, показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление об


экстремальной ситуации. Поведение мужчин при этом чаще оканчи­вается неудачей. С точки зрения экономии ресурсов лучше женский тип реакции организма и нервной системы (за полчаса до экзамена, в течение одного часа самого экзамена и через полчаса после него заме­рялся уровень сахара в крови, насыщенность крови кислородом, кис­лотность слюны и другие показатели). Б. Г. Ананьев в связи с этим от­мечал, что преимущества человека часто заключаются не в его знани­ях и свойствах интеллекта, а в его энергетических возможностях (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968).

По А. Анастази, превосходство мужчин отмечается в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании ме­ханических отношений, математических рассуждениях. У женщин же отмечается превосходство в ловкости рук, скорости восприятия, в сче­те, вербальной памяти, беглости речи и других задачах, включая рече­вые навыки. Таким образом, как замечает Н. Н. Обозов, преимуще­ство женщин не только энергетическое, но и информационное, когда речь идет об обучении в школе и в вузе. Куда же девается это преиму­щество, когда от теории человек переходит в реальный мир? Этот мир ждет не женщин, а мужчин (декретный отпуск, отвлечение на воспи­тание детей, сохранение семьи).

Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин:

1) социализация, накопление интеллектуального и профессиональ-

ного «багажа»;

2) рождение и воспитание детей;

3) самореализация, самоактуализация потенциала.

У мужчин жизнь более «однотонная», и только ориентация на ра­боту или семью частично ее изменяет.

Половые различия проявляются и в жизненных устремлениях: с раннего детства мужчины самостоятельно стремятся достичь каких-либо целей, причем самооценка строится на успехах в работе. Дости­жения в той или иной важной области, в творчестве составляют осно­ву развития мужской личности. Для развития личности женщины очень важно построение успешных интимных, брачно-семейных отношений. «У женщин успех в любви, если можно, в замужестве - определенный фактор развития личности» (Обозов Н. Н., 1995, с. 36).

Об этом, в частности, свидетельствует исследование женщин, в юности избравших одну из наиболее творческих специальностей - архитектуру. Оказалось, что направление их интересов и активности через несколько лет после окончания вуза отличается от направлен-


ности интересов мужчин той же профессии. Так, с помощью клас­терного анализа на мужской и женской подвыборках выявлено по пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности.

У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доми­нированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «лю­бовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «ра­бота», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья».

У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интере­сов - на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются ак­тивностью представительниц этих типов в данных сферах и творчес­кими результатами, выявились и специфически женские типы направ­ленности интересов: «гармонический тип» (с доминированием ценнос­тей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 - с доминирова­нием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 - «свобода», «любовь», «семья».

Анализ показал, что направленность интересов подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины-архитекторы с направленностью на семью часто работали не по ос­новной профессии, находили работу на неполный день (ведение круж­ков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. Женщины с направленностью на творчество достигали высо­ких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспе­ченная жизнь» и даже «любовь»). Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты.

Таким образом, у большинства женщин, избравших в юности твор­ческую специальность, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Наиболее творчески активные женщины вынуждены компенсировать это некоторой жизненной дисгармонией в виде отвержения ценностей семьи, материальной обеспеченности, более позднего выхода замуж или в лучшем случае ограничением дет-ности одним ребенком (Андреева Т. В., 1989, 1996, 1997).


Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и изменять окружающий мир, у женщин - большая потребность в изу­чении людей. Так, даже в возрасте 12 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям лица че­ловека. В 24 недели девочки предпочитают картинки с изображени­ями человеческого лица другим предметам. Мальчики в 24 недели про­являют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу.

С. В. Ковалев (1988) отмечает, что уже в возрасте 1,5-2 лет отчетли­во проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей дея­тельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механиз­мов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения, в то время как девочкам и девушкам вполне достаточно оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.

Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчер­кивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.

Существуют различия между полами в отношении к похвале и воз­награждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность, чтобы работа была отме­чена окружающими людьми. Мужчины также любят вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе, даже если его работа не при­знается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Это отмечается работниками семейных консуль­таций - домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто стра­дают от неудовлетворенной потребности в признании (от безразличия, невнимания других членов семьи) и недооценки их труда (Келам А., ЭбберИ., 1985).

Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отно­шений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как состанная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношени­ях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у де­вушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с предста-


вителями другого пола приводят к усиленным занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков (Обозов Н. Н., 1995).

Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущем-ленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскиро­ваться и сублимироваться лучше развита у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми.

У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Сильнейшее средство сублимации - общение с ребенком. Ребенок может практически пол­ностью удовлетворить потребность в интимных, доверительных отно­шениях. Женщины лучше подготовлены и к возможным разрывам в интимных отношениях. При всей чувствительности к доверительно­му общению женщины скорее вновь устанавливают интимные от­ношения. Существующие нормы в обществе допускают для женщин большую свободу в проявлении эмоций и признании собственных сла­бостей. Неспособность справиться со своими эмоциональными про­блемами всегда считалась уделом женщин. Большая подверженность женщин душевным расстройствам говорит об их готовности пасовать перед лицом трудностей. Они чаще мужчин могут обращаться за по­мощью к другим людям, в том числе подругам, психологам, врачам. При этом большая эмоциональность и ориентированность на отно­шения может образовать замкнутый круг проблем, тем более что «со­ветчики» невольно могут быть и заинтересованными лицами (Обо­зов Н. Н., 1995).

Обнаружено, что мужчины и женщины различаются и по основ­ным (центральным) потребностям, находящим удовлетворение в бра­ке. Так, Уиллард Харли на основе психотерапевтической работы с ты­сячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (под которыми автор понимает скорее ожидания в от­ношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «до­машняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой). Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей).

По мнению Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строитель­стве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивитель-


но, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж мо­жет искренне стремиться удовлетворить потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача (Харли У., 1992).

Существуют данные о различиях в стилях общения между мужчи­нами и женщинами, вследствие чего у каждого из супругов может воз­никнуть ощущение, что партнер не хочет его выслушать и не понима­ет его. Так, автор считает, что мужчины больше ценят независимость, утверждение статуса, а женщины - интимность (доверительность от­ношений).

Женщины к тому же любят сам процесс обсуждения, для них это является свидетельством равноправного диалога. Мужчин же, как пра­вило, угнетают длинные дискуссии на темы, которые им представляют­ся несущественными (Таннен Д., 1996). Автор полагает, что половые различия проявляются в особенностях менталитета мужчин и женщин. Так, если женщина начинает диалог с традиционного: «Что ты об этом думаешь?», мужчина уверен, что от него ждут решения (поэтому не скло­нен долго слушать, он мобилизуется, для того чтобы помочь).

При сопоставлении этих выводов с современными данными ней­рофизиологов, можно сделать вывод, что подобные различия имеют не только и не столько культуральное, но и вполне физиологическое (или, правильнее, нейропсихологическое) объяснение, связанное с особенностями работы мозга мужчин (в данном случае мальчиков). Так, авторы книги «Мальчики и девочки - два разных мира» В. Д. Еремее­ва и Т. П. Хризман описывают эксперимент с энцефалографическими замерами, проведенными с детьми 4-летнего возраста. Оказалось, что мозг девочек и мальчиков по-разному реагирует в ситуации опасности (фантастической в данном исследовании). У мальчиков активность мозга носит избирательный характер: включаются слуховые и мотор­ные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют ре­зультат. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагиру­ют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышает­ся эмоциональный тонус коры мозга. Возможно, пишут авторы, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выжинаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональ­ное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктив­ную деятельность (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.). Авторы советуют женщинам-педагогам говорить мальчикам коротко и конкретно, что


от них требуется, не прибегая к длинным нотациям, поскольку иначе мальчик действительно «не слышит».

Во многом то же, по-видимому, применимо и к реакциям взрослых мужчин - они ждут информации о том, какую конкретно помощь они должны оказать, если женщина рассказывает им о своих проблемах. Мужчины не всегда понимают, что от них требуется лишь активное слушание и сочувствие.

У мужчин и женщин различаются представления о важном и о том, когда это важное сообщать. К тому же женщины склонны высказы­вать свои мысли в косвенной форме, они часто только намекают на то, что хотят сказать. Возможно, в этом сказывается многовековое под­чиненное положение женщины в обществе. Мужчин же разговор «оби­няками» обычно раздражает, они просят говорить по существу или не замечают смысл сказанного женщиной (намек), так как фразу пони­мают буквально (Пиз А., Пиз Б., 2000). Женщина, которая считает, что ее намек прекрасно понят, может обижаться на спутника (мужа), решив, что он игнорирует ее желания.

Некоторые авторы указывают, что у молодых женщин (студенток старших курсов) физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У молодых мужчин (сту­дентов) физическая привлекательность была связана с ощущением счастья, в то время как с самооценкой зависимость была обратной. (Маттес и Хан, 1975, цит. по: Психология человека от рождения до смерти, 2001). Другие исследования показали, что самооценка жен­щин связана с получаемой ими зарплатой в большей степени, чем с их внешностью. Самооценка и тех и других в равной степени уязвима, и такие события, как болезнь, финансовые проблемы, неудачи на ра­боте или развод значительно ослабляют уверенность в себе. Оказалось, что 95% опрошенных женщин полагают, что именно семья помогает сохранить им внутреннюю силу (Виткин Д., 1996).

Для мужчин разговаривать - значит передавать факты. Они гово­рят в основном в уме, сами с собой (о решении данной проблемы). Женщины же часто «думают вслух», перебирая все возможные вари­анты своих будущих действий, чем часто утомляют своих мужей.

Н. Н. Обозов на основании анализа данных разных авторов (О. Вей-нингера, П. Астафьева, Г. Геймана, Б. Ананьева, В. Куликова и др.) де­лает вывод о функциональном назначении мужчин и женщин:

■ мужчины - преобразователи внешнего мира, пионеры в освое­нии времени и пространства; мужчина, преобразуя внешний мир, может как созидать, так и разрушать его;


женщины - хранительницы человеческой жизни и окружаю­щего их мира (детей, родственников); женщина стабилизирует все, консервирует жизнь для ее сохранения.

Литература

Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М, 1968.

Андреева Т. В, Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. Л., 1989.

Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления лично­сти//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.

Андреева Т. В. Половые различия в творческом становлении личности представителей одной профессии//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1997.

Андреева Т. В. Колористика городской среды: предпочтения жителей // Ананьевские чтения-97. Тез. научно-практ. конф. СПб., 1997.

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998.

Андреева Т. В. Тендерные различия в обучении младших школьников как фактор десо-циализации личности // Психологические основы педагогической деятельности. Материалы 28-й научной конф. СПб.: Санкт-Петербургская государственная ака­демия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2001.

Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

Введение в тендерные исследования. Учебное пособие / Под общей ред. И. В. Костико­вой. Изд-во Москов. университета, 2000.

ВиткинД. Женщина и стресс. СПб.: Питер, 1996.

ВиткинД. Мужчина и стресс. СПб.: Питер, 1996.

ВиткинД. Правда о женщинах. СПб.: Питер, 1996.

Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1. С. 105-112.

Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1992.

Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: Л инка-Пресс, 1998.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

Калабихина И. Е. Учебно-методические материалы по курсу «Социальный пол: эконо­мическое и демографическое поведение». М.: Диалог-МГУ, 1998.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье // Человек после развода. Вильнюс. 1985.

Ковалев С. В. Проблемы современной семьи. М., 1989.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002.

МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

Маркова О. Ю. 11сихология пола и возраста. СПб., 2000.

Обозов Н. Н. Мужчина f женщина?! СПб., 1995.

Низ А., ПизБ. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.


Реан А. А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск, 1999.

Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Официальное издание. Госкомг стат России. М., 2001.

ТанненД. Ты просто меня не понимаешь! (Общение женщин с мужчинами). СПб., 1996.

Хамитов Н. В. Философия и психология пола. М.; Киев, 2001.

Харли У. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.

Человек от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия // Под общей ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001.

Чернова И. И. Основы гендерных знаний: Учебное пособие. Н. Новгород, 2000.

Bern S. L. Theory and measurement of androgyny // Journ. Personal, soc. Psychol. 1979. Vol. 37. P. 1047-1054.

ColkerR., Widom С S. Correlates of female athletic participation: masculinity, femininity, self-esteem and attitudes toward women // Sex Roles. 1980. Vol. 6. P. 47-58.

Money J. Endocrine influences and psychosexual status spanning the life cycle // Handbook of biological psychiatry. N.Y., 1980. Part 3. P. 279-318..

Ruble D. (1988). Sex-role development. In M. Bornstein, M. E. Lamb (Eds.), Developmental psychology: An advanced textbook (2nd ed. P. 411-460). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Spence J. Т., Helmreich R. L. The many faces of androgyny // Journ. Personal, soc. Psychol. 1979. Vol. 37. P. 1032-1046.

Железы внутренней секреции (эндокринные, инкреторные) - общее название желез, продуцирующих активные вещества (гормоны) и выделяющие их непосредственно во внутреннюю среду организма. Свое название железы внутренней секреции получили из-за неимения выводных протоков, поэтому образуемые ими гормоны выделяются непосредственно в кровь. К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники.

Кроме этого существуют железы, одновременно осуществляющие выделение веществ во внутреннуюю среду организма (кровь) и в полости организма (кишечник) или наружу, т.е. осуществляющие эндокринную и экзокринную функции. К таким железам, одновременно осуществляющим как внешнесекреторную, так и внутрисекреторную функции, относится поджелудочная железа (гормоны и поджелудочный сок, участвующий в пищеварении), половые железы (гормоны и репродуктивный материал - сперматозоид и яйцеклетка). Однако по установившейся традиции эти смешанные железы также относят к железам внутренней секреции, в совокупности объединенным в эндокринную систему организма. К железам смешанной секреции также относят вилочковую железу и плаценту, сочетающих выработку гормонов с неэндокринными функциями.

При помощи гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции, в организме осуществляется гуморальная (через жидкие среды организма - кровь, лимфу) регуляция физиологических функций, а так как все железы внутренней секреции иннервируются нервами и их деятельность находится под контролем центральной нервной системы, то гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции, вместе с которой она составляет единую систему нейрогуморальной регуляции.

Гормоны - это высокоактивные вещества. Ничтожные их количества оказывают мощное воздействие на деятельность определенных органов и их систем. Особенность гормонов - специфическое влияние на строго определенный тип обменных процессов или на определенную группу клеток.

В ряде случаев одна и та же клетка может подвергаться действию многих гормонов, поэтому конечный биологический результат будет зависеть не от одного, а от многих гормональных влияний. С другой стороны гормоны могут влиять на какой-либо физиологический процесс прямо противоположно друг другу. Так, если инсулин снижает уровень сахара в крови, то адреналин повышает этот уровень. Биологические эффекты некоторых гормонов, в частности кортикостероидных, заключаются в том, что они создают условия для проявления действия другого гормона.

По химическому строению гормоны делятся на три большие группы:

  1. белки и пептиды - инсулин, гормоны передней доли гипофиза
  2. производные аминокислот - гормон щитовидной железы - тироксин и гормон мозгового вещества надпочечников - адреналин
  3. жироподобные вещества - стероиды - гормоны половых желез и коры надпочечников

Гормоны могут изменять интенсивность обмена веществ, влияют на рост и дифференцировку тканей, определяют наступление полового созревания. Влияние гормонов на клетки осуществляется разными путями. Некоторые из них действуют на клетки, связываясь с белками-рецепторами на их поверхности, другие проникают в клетку и активируют определенные гены. Синтез информационной РНК и следующий за этим синтез ферментов изменяют интенсивность или направленность обменных процессов.

Таким образом, эндокринная регуляция жизнедеятельности организма является комплексной и строго сбалансированной. Изменения физиологических и биохимических реакций под действием гормонов способствуют приспособлению организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Все железы внутренней секреции взаимосвязаны между собой: гормоны вырабатываемые одними железами, оказывают влияние на деятельность других желез, что обеспечивает единую систему координации между ними, которая осуществляется по принципу обратной связи [показать] .

Принцип обратной связи: усиленное выделение щитовидной железой тироксина тормозит выработку тиреотропного гормона гипофиза, который регулирует секрецию тироксина. Вследствие этого количество тироксина в крови падает. Уменьшение количества тироксина в крови ведет к прямо противоположному эффекту. Точно так же адренокортикотропный гормон гипофиза регулирует выработку гормонов корой надпочечников.

Главенствующая роль в этой системе принадлежит гипоталамусу, рилизинг-гормоны которого стимулируют деятельность главной железы внутренней секреции - гипофиза. Гормоны гипофиза в свою очередь регулируют деятельность других желез внутренней секреции.

Центральные регуляторные образования эндокринной системы

Гипоталамус - область промежуточного мозга, по своей анатомической сути не является железой внутренней секреции. Он представлен нервными клетками (нейронами) - гипоталамическими ядрами, которые синтезируют и секретируют гормоны непосредственно в кровеносное русло гипоталамо-гипофизарно-портальной системы.

Установлено, что гипоталамус является ведущим образованием в регуляции функции гипофиза при помощи гипофизотропных гормонов, получивших название рилизинг-гормоны. Рилизинг-гормоны синтезируются и секретируются нейронами гипоталамуса. Кроме этого установлено, что гормоны вазопрессин и окситоцин, ранее считавшиеся продуктами гипофиза, на самом деле синтезируются в нейронах гипоталамуса и секретируются ими в нейрогипофиз (задняя доля гипофиза), из которого они в дальнейшем секретируются в кровь в необходимые периоды жизни организма.

Существует представление о двойном механизме гипоталамической регуляции тропных функций гипофиза - стимулирующем и блокирующем. Однако до настоящего времени не удалось показать наличие нейрогормона, ингибирующего, например, секрецию гонадотропинов. Однако есть данные, свидетельствующие о ингибирующем действии мелатонина (гормона эпифиза), дофамина и серотонина на синтез в гипофизе гонадотропных гормонов ФСГ и ЛГ.

Яркой иллюстрацией двойного механизма гипоталамической регуляции тропных функций служит контроль секреции пролактина. Выделить и установить химическую структуру пролактин рилизинг-гормона не удалось. Основная роль в регуляции выделения пролактина принадлежит дофаминергическим структурам тубероинфундибулярной области гипоталамуса (туберогипофизарная дофаминовая система). Известно, что секрецию пролактина стимулирует тиролиберин, основная функция которого заключается в активации продукции тиреотропного гормона (ТТГ). Ингибитором секреции пролактина служит дофамин - катехоламин, предшественник синтеза адреналина и норадреналина.

Дофамин тормозит выделение пролактина из лактотрофов гипофиза. Антогонисты дофамина - резерпин, аминазин, метилдофа и другие вещества этой группы, истощают запасы дофамина в церебральных структурах, вызывают усиление выделения пролактина. Способность дофамина подавлять секрецию пролактина широко используется в клинике. Агонист дофамина бромкриптин (парлодел, карбеголин, достинекс) успешно применяется для лечения функциональной гиперпролактинемии и пролактинсекретирующей аденомы гипофиза.

Следует заметить, что дофамин не только регулирует секрецию пролактина, но и является одним из нейромедиаторов центральной нервной системы.

Эпифиз (шишковидное тело)

Шишковидное тело, или верхний мозговой придаток, у млекопитающих представляет собой паренхиматозный орган, исходящий из каудальной части крыши промежуточного мозга, не контактирующий с III желудочком, но соединенный с промежуточным мозгом ножкой, длина которой варьирует. У человека ножка тела эпифиза короткая, располагается непосредственно над крышей cреднего мозга.

Шишковидное тело включает три основных клеточных компонента: пинеалоциты, глию и нервные окончания, которые расположены преимущественно в околососудистом пространстве вблизи отростков пинеалоцитов.

Интенсивное изучение нервной регуляции функции шишковидного тела показало, что основными регуляторными стимулами являются свет и эндогенные механизмы генерации ритма . Световая информация передается в супрахиазматическое ядро по ретиногипоталамическому тракту. От супрахиазматического ядра идут аксоны к нейронам паравентрикулярного ядра, а от последнего - к верхней грудной интермедиолатеральной клеточной цепочке, которая иннервирует верхний шейный ганглий. Таков предположительный путь регуляции функций шишковидного тела. Считается, что ретиногипоталамический путь запускает механизм генерации ритма, который действует на остальной путь.

Мнения о роли шишковидного тела у человека противоречивы. Бесспорно лишь то, что оно не является рудиментарным органом, иногда дающим начало опухолям. Считается, что шишковидное тело проявляет метаболическую активность в течение большого периода жизни и секретирует мелатонин в соответствии с суточным ритмом; кроме того эпифиз выделяет и другие вещества, оказывающие антигонадотропное, антитиреоидное и антистероидное действие.

Мелатонин тормозит образование тиротропин-рилизинг-гормона, тиротропного гормона (ТТГ), гонадотропных гормонов (ЛГ, ФСГ), окситоцина, тиреоидных гормонов, тирокальцитонина, инсулина, а также синтез простагландинов; снижает сексуальную возбудимость и осветляет кожу путем воздействия на меланофоры.

Гипофиз, или нижний мозговой придаток, расположенный в средней части основания мозга, в углублении турецкого седла и соединяющийся ножкой с мозговым веществом (с гипоталамусом). Представляет собой железу массой 0,5 г. В нем выделяют два основных отдела: переднюю долю – аденогипофиз и заднюю – нейрогипофиз.

Аденогипофиз синтезирует и секретирует следующие гормоны:

  • Гонадотропные гормоны - гонадотропины (гонады - половые железы, "тропос" - место)
    • фолликулостимулирующий гормон (ФСГ)
    • лютеинизирующий гормон (ЛГ)

    Гонадотропины стимулируют деятельность мужских и женских половых желез и выработку ими гормонов.

  • Адренокортикотропный гормон (АКТГ) - кортикотропин - регулирует деятельность коры надпочечников и выработку ею гормонов
  • Тиреотропный гормон (ТТГ) - тиреотропин - регулирует функцию щитовидной железы и выработку ею гормонов
  • Соматотропный гормон (СТГ) - соматотропин - стимулирует рост организма.

    Избыточная продукция гормона роста у ребенка может привести к гигантизму: рост таких людей в 1,5 раза превышает рост нормального человека и может достичь 2,5 м. Если выработка гормона роста возрастает у взрослого человека, когда рост и формирование организма уже закончено, то развивается заболевание акрогемалия, при котором увеличиваются размеры рук, ног, лица. Одновременно растут и мягкие ткани: утолщаются губы и щеки, язык становится настолько большим, что не помещается во рту.

    При его недостаточной выработке в раннем возрасте рост ребенка тормозится и развивается заболевание гипофизарная карликовость (рост взрослого человека не превышает 130 см). Гипофизарный карлик отличается от карлика-кретина (при заболевании щитовидной железы) правильными пропорциями тела и нормальным умственным развитием.

  • Пролактин - регулятор фертильности и лактации у женщин

Нейрогипофиз накапливает синтезируемые в нервных ядрах гипоталамуса гормоны

  • Вазопрессин - контролирует обратное всасывание воды в почечных канальцах на определенном уровне и является одним из факторов, определяющих постоянство водно-солевого обмена в организме. Вазопрессин уменьшает мочевыделение, а также суживает кровеносные сосуды, что обусловливает повышение кровяного давления.

    Понижение функции задней доли гипофиза вызывает несахарное мочеизнурение, при этом больной выделяет до 15 л мочи в сутки. Такая большая потеря воды требует ее восполнения, поэтому больные страдают от жажды и выпивают большое количество воды.

  • Окситоцин - вызывает сокращение гладких мышц матки, кишечника, желчного и мочевого пузыря.

Периферические эндокринные железы

Щитовидная железа

Щитовидная железа располагается на передней стороне шеи, поверх щитовидного хряща. Ее масса составляет 16-23 г. Щитовидная железа продуцирует гормоны, в состав которых входит йод:

  • Тироксин (Т 4) - основной гормон щитовидной железы - участвует в регуляции энергетического обмена, синтеза белка, роста и развития. Увеличение выделения этого гормона наблюдается при базедовой болезни, когда повышается температура тела, человек худеет, несмотря на то что потребляет большое количество пищи. У него повышается артериальное давление, появляются тахикардия (учащение частоты сердечных сокращений), мышечная дрожь, слабость, усиливается нервная возбудимость. Щитовидная железа при этом может увеличиваться в объеме и выступать на шее в виде зоба.

    При недостаточной деятельности щитовидной железы возникает микседема (слизистый отек) - заболевание, которое характеризуется понижением обмена веществ, падением температуры тела, замедлением пульса, вялостью движений. Масса тела увеличивается, кожа становится сухой, отечной. Причиной этого заболевания может быть или недостаточная активность самой железы, или недостаток в пище йода. В последнем случае йодная недостаточность компенсируется путем увеличения самой железы, вследствие чего развивается зоб.

    Если недостаточность функции железы проявляется в детском возрасте, то развивается болезнь - кретинизм. Дети, страдающие этим заболеванием, слабоумны, у них задерживается физическое развитие.

    Удаление щитовидной железы в молодом возрасте вызывает задержку роста млекопитающих. Животные остаются карликами, у них замедляется дифференцировка почти всех органов.

  • Трийодтиронин (Т 3) - щитовидной железой секретируется не более 20%. Остальная часть Т 3 образуется путем дейодирования Т 4 вне щитовидной железы. Этот процесс обеспечивает почти 80% Т 3 образующегося за сутки. Внетиреоидное образование Т 3 из Т 4 происходит в тканях печени и почек.
  • Кальцитонин (не содержит йод) - вырабатывается парафолликулярными клетками щитовидной железы. Органами-мишенями для кальцитонина является костная ткань (остеокласты) и почки (клетки восходящего колена петли Гентле и дистальных канальцев). Под влиянием кальцитонина тормозится активность остеокластов в кости, что сопровождается уменьшением резорбции костей и снижением содержания кальция и фосфора в крови. Кроме того, кальцитонин увеличивает экскрецию почками кальция, фосфатов, хлоридов.

Для нормальной работы щитовидной железы необходимо регулярное поступление йода в организм. В местностях, где почва и вода содержат мало йода, у людей и животных нередко наблюдается увеличение щитовидной железы - эндемический зоб. Этот зоб является компенсаторным приспособлением организма к недостатку иода. Благодаря увеличению объема железистой ткани щитовидная железа способна вырабатывать достаточное количество гормона, несмотря на пониженное поступление иода в организм. При этом она может увеличиваться до больших размеров и достигать массы 1 кг и более. Нередко обладатель такого зоба чувствует себя совершенно здоровым, так как эндемический зоб не сопровождается изменением функции щитовидной железы. В целях профилактики эндемического зоба в местностях, где мало йода в окружающей среде, к поваренной соли добавляется йодистый калий.

Паращитовидные железы

Паращитовидные (околощитовидные) железы (ОЩЖ) представляют собой округлой или овальной формы тельца, расположенные на задней поверхности долей щитовидной железы. Их количество непостоянно и может изменяться от 2 до 7-8. Нормальные паратироидные железы имеют размер 1 х 3 х 5 мм и весят от 35 до 40 мг. После 20-летнего возраста масса ОЩЖ не изменяется, у женщин она несколько больше, чем у мужчин.

ОЩЖ вырабатывают паратгормон, который регулирует обмен кальция и фосфора в организме. Этот гормон обусловливает всасывание кальция в кишечнике, высвобождение его из костей и обратное всасывание из первичной мочи в почечных канальцах.

Удаление или поражение паращитовидных желез ведет к спазмам мышц, судорогам, повышается возбудимость нервной системы. Такое состояние носит название тетании. Объясняется оно снижением концентрации кальция в крови. Возможна гибель от удушья вследствие судорог дыхательных мышц.

Вилочковая железа

Вилочковая железа, или тимус относится к числу смешанных желез. Ее внутрисекреторная функция заключается в выработке гормона - тимозина, модулирующего иммунные и ростовые процессы. Внешнесекреторная функция обеспечивает образование лимфоцитов, осуществляющих реакции клеточного иммунитета и регулирующих функции других лимфоцитов, вырабатывающих антитела.

Вилочковая железа располагается загрудинно, в верхнем отделе средостения.

Поджелудочная железа

Поджелудочная железа также относится к числу смешанных желез. Она расположена в брюшной полости, лежит на уровне тел 1-2 поясничных позвонков позади желудка, от которого отделяется сальниковой сумкой. Поджелудочная железа взрослого человека в среднем весит 80-100 г. Ее длина составляет 14-18 см, ширина - 3-9 см, толщина - 2-3 см. Железа имеет тонкую соединительнотканную капсулу и снаружи покрыта брюшиной. В железе выделяют головку, тело и хвост.

Внешнесекреторная функция поджелудочной железы заключается в секреции поджелудочного сока, который по выводным протокам попадает в двенадцатиперстную кишку и принимает участие в процессах расщепления питательных веществ.

Внутрисекреторную функцию выполняют особые клетки, расположенные островками (скоплениями), не связанными с выводными протоками. Эти клетки получили название панкреатических островков (островки Лангерганса). Величина островков составляет 0,1-0,3 мм, а общий вес - не превышает 1/100 массы железы. Больше всего островков расположено в хвосте поджелудочной железы. Островки пронизаны кровеносными капиллярами, эндотелий которых имеет фенестры, облегчающие поступление гормонов из островковых клеток в кровь через перикапиллярное пространство. В островковом эпителии выделяют 5 типов клеток:

  • А-клетки (альфа-клетки, ацидофильные инсулоциты) - вырабатывают глюкагон при помощи которого происходит процесс превращения гликогена в глюкозу. Секреция этого гормона приводит к повышению уровня глюкозы в крови.
  • В-клетки (бета-клетки) - секретируют инсулин, регулирующий уровень глюкозы в крови. Инсулин превращает избыток глюкозы в крови в животный крахмал гликоген и понижает уровень сахара в крови. Под влиянием инсулина усиливается поглощение глюкозы периферическими тканями, а гликоген депонируется в печени и мышцах.

    Удаление или поражение железы вызывает сахарный диабет. Недостаток или отсутствие инсулина приводит к резкому повышению сахара в крови и прекращению его превращения в гликоген. Избыток сахара в крови обусловливает его выделение с мочой. Расстройство углеводного обмена приводит к нарушению обмена белков и жиров, в крови накапливаются продукты неполного окисления жиров. При осложнениях заболевание может вызвать гипергликемическую (диабетическую) кому, при которой возникает расстройство дыхания, ослабление сердечной деятельности, потеря сознания. Первая помощь состоит в срочном введении инсулина.

    Повышение секреции инсулина ведет к увеличению потребления глюкозы клетками тканей и отложению в печени и мышцах гликогена, снижению концентрации глюкозы в крови с развитием гипогликемической комы.

  • Д-клетки (дельта-клетки) - вырабатывают соматостатин
  • Д1-клетки (Д1-аргирофильные клетки) встречаются в островках в небольшом количестве, имеют в цитоплазме плотные гранулы, содержащие вазоактивный интестинальный полипептид
  • РР-клетки - вырабатывают панкреатический полипептид

В клинической практике наибольшее значение гормоны, продуцируемые альфа и бета-клетками поджелудочной железы.

Надпочечники

Надпочечники представляют собой парный эндокринный орган, распологающийся в забрюшинном пространстве над верхними полюсами почек на уровне Тh XI - L I позвонков. Масса надпочечников взрослого человека в среднем составляет 5-8 г и, как правило, не зависит от пола и массы тела. Развитие и функцию коры надпочечников регулирует адренокортикотропный гормон гипофиза.

Надпочечники состоят из двух слоев, представленных соответственно корковым и мозговым веществом. В коре надпочечников выделяют клубочковую, пучковую и сетчатую зоны.

Надпочечники вырабатывают несколько гормонов:

  • Гормоны мозгового слоя надпочечников - катехоламины: адреналин, норадреналин, дофамин, а также другие пептиды, в частности адреномедуллин.

    Большое количество адреналина выделяется при сильных эмоциях - гневе, испуге, боли, напряженной мышечной или умственной работе. Увеличение количества поступающего в кровь адреналина вызывает учащенное сердцебиение, сужение кровеносных сосудов (однако сосуды мозга, сердца и почек расширяются) и повышение кровяного давления. Адреналин усиливает обмен веществ, особенно углеводов, ускоряет превращение гликогена печени и мышц в глюкозу. Под влиянием адреналина расслабляется мускулатура бронхов, угнетается перистальтика кишечника, повышается возбудимость рецепторов сетчатки, слухового и вестибулярного аппарата. Усиление образования адреналина может вызвать экстренную перестройку функций организма при действии чрезвычайных раздражителей.

    Кроме того, катехоламины регулируют распад жиров (липолиз) и белков (протеолиз), когда источник энергии, мобилизованный из запасов углеводов, истощается. Под влиянием катехоламинов стимулируются процессы глкюконеогенеза в печени, где для образования глюкозы используют лактат, глицерин и аланин.

    Наряду с непосредственным влиянием на обмен веществ катехоламины оказывают опосредованное действие через секрецию других гормонов (СТГ, инсулин, глюкагон, ренин-ангиотензиновая система и др.).

    Адреномедуллин - принимает участие в регуляции гормонального, электролитного и водного баланса в организме, снижает артериальное давление, увеличивает частоту сердечных сокращений, расслабляет гладкую мускулатуру. Его содержание в плазме крови изменяется при различных патологических состояниях.

  • Гормоны коркового слоя надпочечников
    • гормоны клубочковой зоны - минералокортикоиды: альдостерон - регулирует солевой обмен (Nа + , К +) в организме. Избыток обусловливает повышение артериального давления (артериальную гипертензию) и снижение калия (гипокалиемию), недостаток - гиперкалиемию, которые могут оказаться несовместимыми с жизнью.
    • гормоны пучковой зоны - глюкокортикоиды: кортикостерон, кортизол - регулируют углеводный и белковый обмен; угнетают выработку антител, обладают противовоспалительным действием, в связи с чем их синтетические производные широко применяются в медицине. Глюкокортикоиды поддерживают определенную концентрацию глюкозы в крови, увеличивают образование и отложение гликогена в печени и мышцах. Избыток или недостаток глюкокортикоидов сопровождается угрожающими жизни сдвигами.
    • гормоны сетчатой зоны - половые гормоны: дегироэпиандростерон (ДГЭА), дегироэпиандростерон-сульфат (ДГЭА-с), андростендион, тестостерон, эстрадиол

При недостаточности функции коры надпочечников и снижении выработки гормонов развивается бронзовая, или аддисонова, болезнь. Ее характерные признаки - бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, повышенная утомляемость, восприимчивость к инфекции.

Половые железы

Половые железы - яичники у женщин и яички у мужчин - относятся к смешанным. Их внешнесекреторная функция заключается в образовании и выделении яйцеклеток и сперматозоидов, а внутрисекреторная - в продукции половых гормонов, поступающих в кровь.

Яичники - женские половые железы, представляют собой парный орган, выполняющий в организме генеративную и эндокринную функции. Располагается в полости малого таза, имеют овоидную форму, длина составляет 2,5-5,5 см, ширина - 2-2,5 см, масса - 5-8 г.

В яичниках образуются и созревают женские половые клетки (яйцеклетки), а также вырабатываются половые гормоны: эстрогены, прогестерон, андрогены , релаксин - размягчение шейки матки и лонного сочленения в период подготовки к родам, ингибин - тормозит секрецию ФСГ и некоторые другие полипептидные гормоны.

Яички - мужские половые железы - парный железистый орган, также выполняющий в организме генеративную и эндокринную функции. Располагается в мошонке, в области промежности. В яичках образуются и созревают мужские половые клетки (сперматозоиды), а также вырабатывается половой гормон - тестостерон и в незначительном количестве дигидроэпиандростерон и андростендион (большая часть их образуется в периферических тканях).

Половые гормоны - андрогены (у мужчин) и эстрогены (у женщин) стимулируют развитие органов размножения (половых желез и придаточных частей полового аппарата), созревание половых клеток и формирование вторичных половых признаков. Под вторичными половыми признаками подразумеваются те особенности в строении и функциях организма, которые отличают мужчин от женщин: строение скелета, развитие мускулатуры, распределение волосяного покрова, подкожного жира, строение гортани, тембр голоса, своеобразие психик» и поведения.

Действие половых гормонов на различные функции организма особенно наглядно проявляется у животных при удалении половых желез (кастрации) или их пересадке.

Большой интерес представляют опыты по пересадке половых желез: у ранее кастрированного животного появляются половые признаки того пола, железы которого пересажены. Например, если кастрированной курице пересадить половые железы петуха, то у нее появляются гребень, петушиное оперение и драчливость. Напротив, если кастрированному петуху пересадить яичник, то гребень уменьшается, исчезает петушиный задор. Такие "петухи" проявляют заботу о потомстве и высиживают цыплят.

Кастрация была распространена в России в некоторых религиозных сектах. В Италии до середины XIX в. практиковалась кастрация мальчиков, певших в церковном хоре, для сохранения у них высокого тембра голоса.

Регуляция деятельности желез внутренней секреции. Физиологические процессы в организме характеризуются ритмичностью , т. е. закономерной повторяемостью через определенные промежутки времени.

У млекопитающих и человека наблюдаются половые циклы, сезонные колебания физиологической активности щитовидной железы, надпочечников, половых желез, суточные изменения двигательной активности, температуры тела, частоты сердцебиения, обмена веществ и т. д.

Токсическое действие на железы внутренней секреции. Алкоголь и курение оказывают токсическое действие на железы внутренней секреции, в частности на половые железы, на генетический аппарат и развивающийся плод. У детей алкоголиков часто наблюдаются пороки развития, умственная отсталось, тяжелые заболевания.

Употребление спиртных напитков приводит к преждевременной старости, деградации личности, инвалидности и смерти. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что "вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство".