Ораторами рождаются или становятся. Поэтами рождаются, ораторами делаются

Скачать полностью (11.70 Кб)

Работа содержит 1 файл

Скачать Открыть

Поэтами рождаются, ораторами становятся.docx

- 14.10 Кб

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой - это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление - это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями.

Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора - хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля. А кому-то приходится достигать этого самому, постоянно набивая шишки. Поэтому в риторической науке даже есть понятия естественного (врожденного) и искусственного (приобретенного) ораторского мастерства.

Ораторское мастерство и красноречие - это настоящее искусство. Давайте проведем параллель с другими видами искусств. Некоторые с рождения имеют предрасположенность к рисованию. Однако просто взять и сразу нарисовать шедевр не получится ни у кого. Учеба, подготовка, опыт, время, пробы - и только потом можно говорить о создании настоящего произведения искусства. То же самое и с ораторством. Даже если вы обладаете природными данными, интуитивным пониманием правил построения речи, настоящее блестящее выступление возможно только со временем, в результате кропотливой подготовки.

Великим оратором может стать каждый. Рецепт прост. 5% таланта и 95% работы - вот слагаемые успеха в этом деле. Иногда мне говорят: нет, я, конечно, хочу стать блестящим оратором, но учиться мастерству публичных выступлений не буду, у меня к этому вообще нет данных. Тогда я вспоминаю самых известных ораторов.

Давайте вспомним и мы. Огромный шаг от косноязычия к красноречию сделал великий древнегреческий оратор Демосфен, с детства страдающий тихим и слабым голосом, легко переходившим в фальцет, а также картавостью, шепелявостью, нечеткой дикцией, нервным тиком и имеющий не меньшее количество других комплексов. Болезненная одышка заставляла его замолкать на полуслове. Во время выступления он сильно волновался, при этом одно его плечо начинало подергиваться, что служило предметом постоянных насмешек окружающих. Чтобы избавиться от этого недостатка, во время репетиций Демосфен вешал над плечом остро заточенный меч и таким образом справился со своим недугом (я вас к этому отнюдь не призываю). Чтобы сделать свой голос громким, он тренировался на берегу бушующего моря и в результате смог научиться говорить громче любой самой шумной толпы. Демосфен постоянно перекатывал во рту камешки и проговаривал свои речи, чтобы избавиться от картавости. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное - огромное желание овладеть искусством публичных выступлений. И он смог стать великим оратором - со всей Эллады люди съезжались, чтобы послушать и посмотреть, как выступает Демосфен.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся»,- сказал Марк Туллий Цицерон и был прав. Все в ваших руках!

Да вспомните хотя бы пример из недавней истории. Дедушка Ленин картавил, имел большие проблемы с артикуляцией, но это не помешало ему стать великим оратором, способным произносить пламенные речи, вести за собой толпы восторженных людей и войти во всемирную историю как великий вождь народа.

Или взять Маргарет Тэтчер. От рождения она имела, скажем так, не очень приятный для уха, визгливый голос. Перед большой аудиторией «железная леди» терялась, пугалась сотен глаз, забывала слова, не знала, куда смотреть. На самом деле «железной» Маргарет Тэтчер стала потом. Она прекрасно понимала, что без ораторского искусства она не сможет добиться успеха в большой политике. И она начала работать над собой - занятия по постановке голоса, курсы ораторского мастерства, долгие месяцы подготовки, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства и профессионального имиджмейкера. Что получилось в результате, мы все хорошо знаем.

Каждый из вас может стать великим оратором. Главное - желание. И если желание у вас есть, значит, первый шаг на пути постижения искусства красноречия вами уже сделан. И помните, что 95% успеха зависят от вашей регулярной работы над навыками ораторского мастерства. Все в ваших руках.


Описание работы

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой - это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление - это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями. Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора - хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля.

Ораторами рождаются или становятся? Сколько дискуссий на эту тему было за всю историю ораторского искусства, а люди все равно продолжают спорить. Одни видят в этом божий дар и верят в то, что если господь обошел их стороной, то на публичных выступлениях можно поставить жирный крест. Другие придерживаются мнения о том, что навыки ораторского мастерства, как любые другие навыки, можно и нужно развивать.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШИМ ОРАТОРОМ

На мой взгляд, хорошим оратором может стать только тот, кто действительно хочет стать оратором, кто стремится к этому и прилагает все усилия, работая над собой.

Яркий пример тому знаменитый оратор древнего мира Демосфен. С юных лет этот косноязычный мальчик со слабым голосом и привычкой подергивать плечом мечтал о славе оратора. Зная о требовательности афинян к ораторскому искусству, Демосфен настойчиво работал над собой.

Набирая в рот камушки, он учился четко и ясно произносить слова. Силу голоса юноша отрабатывал на берегу моря, где плеск волн заменял ему шум толпы. Он взбирался на горы, громко читая стихи разных поэтов.

Мало кто знает, что Демосфен специально обрил себе половину головы, чтобы неделями не выходить из своей комнаты. Он усиленно занимался над своей речью, мимикой. Чтобы избавиться от привычки подергивать плечом, юноша специально подвешивал к потолку меч. И всякий раз, когда Демосфен поднимал плечо, меч его колол.

Да, первые попытки говорить публично не имели успеха, но настойчивостью и упорством Демосфен победил все недостатки.

Конечно же, врожденные способности значительно облегчают ораторский путь становления. И этого нельзя отрицать. Но если ты их не развиваешь и не совершенствуешь, то на одних природных данных славу хорошего оратора получить сложно.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И РАЗВИТИЕ

Овладение ораторским искусством можно сравнить с умением ходить. Вспомните, как малыш делает свои самые первые шаги. Сразу ли у него получается идти твердо и уверенно? Конечно, нет. Малыш падает, поднимается и снова падает… Набивает шишки, ссадины, плачет… Ему страшно, не все сразу получается, но по-другому нельзя. Не изобрела природа другого пути обучения хождению.

Так уж случилось, что мне в своей жизни пришлось учиться ходить заново в 12 лет и в 33 года после серьезных переломов левой ноги. Помню, как после длительного передвижения на костылях не получалось сделать первые шаги самостоятельно. С болью и слезами передвигалась по стеночке сначала на малые расстояния, потом от предмета к предмету. Желание научиться ходить было так велико, что я делала все для того, чтобы оно поскорее осуществилось.

Так же и в овладении ораторским искусством. Невозможно, не прилагая усилий, стать хорошим оратором. Даже, если ты имеешь природные способности. Развитие ораторского навыка – это путь проб и ошибок, преодоление барьеров и сопротивления.

  • В одном из интервью известный бизнес-тренер и мотивационный спикер Радислав Гандапас очень верно отметил: «Все ораторы – ораторы от бога. И все ораторы – ораторы, которые сами приложили к этому руку. Только наша практика, наше обучение делают нас ораторами. Не бывает ораторов от рождения – это отмазка для людей, которые не хотят заниматься».

Мы часто наблюдаем за выступлением известных спортсменов и любуемся грациозностью легкоатлетов, пластикой гимнастов… Нам кажется, что все они делают с легкостью. Мы даже не задумываемся над тем, что их искусство управления своим телом – это результат долгих, изнурительных тренировок.

Мы смотрим выступления любимых певцов и воспринимаем их так, словно они родились на сцене.

Мы наблюдаем за выступлениями мощных ораторов и даже не подозреваем, сколько трудностей было на их пути.

Все люди проходят путь от падений, синяков и ушибов до умения ходить. Но не многие из нас становятся чемпионами.

Большинство из нас любит петь, но лишь избранные становятся великими артистами.

Все человечество разговаривает, но тех, кто говорит увлекательно, не так и много.

Что их выделяет из всех? Огромное желание и неустанная работа над собой.

Молодой Гай Юлий Цезарь, решив в совершенстве овладеть мастерством публичных выступлений, специально отправился на обучение к знаменитому преподавателю Апполлонию. Но в пути по Средиземному морю был захвачен пиратами в плен. Юноша стал невольным заложником.

На минуточку представьте себя на его месте. Что в этой ситуации стали бы делать вы?

Цезарь же совершенствовал свои ораторские навыки. А его аудиторией были пираты. Да, он произносил свои речи перед разбойниками. Его эмоциональность и зажигательность так понравились пиратам, что они с царскими почестями провожали Цезаря после получения выкупа.

Чтобы стать хорошим оратором, совсем не обязательно, как Цезарь попадать в плен. Надо просто очень сильно этого желать и использовать любую возможность для выступления.

И пусть сбивается дыхание, дрожат колени, краснеют щеки – действуйте! Это единственный путь к тому, чтобы стать хорошим оратором. Ораторами становятся!

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

СОЧИНЕНИЕ.

Поэтами рождаются.Ораторами становятся.

Мне хочется написать о поэте 20 века Эдуарде Осадове. О человеке, который писать стихи начал свосьми лет, пережил тяжелейшие испытания в жизни, не сломался при этом, а сталдействительно оратором и Человеком с большой буквы в жизни и поэзии. «Я чувствовал на себе всегда большую ответственность за то,что скажу, напишу и сделаю. Вы знаете, я очень горжусь тем, что у меня нет ниодной строки, в которой бы я солгал. Ни одной. За каждую свою строку - удачнаяона, не удачная, все равно - за каждую из них я несу полную ответственность исегодня. Поэтому я никогда не был перевертышем». Когда читаешь егосборники стихов, а я прочел их больше половины изданных, а некоторые не одинраз, то веришь в правду и искренность этого человека и приклоняешься перед ней.

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. По национальности онармянин. Родители были у него учителями. После смерти отца в 1929 году он с матерьюпереехал в Свердловск. Здесь жил второй дедушка, тоже армянин, врач попрофессии, Иван Калустович Курдов. НаУрале прошло все детство Эдуарда Асадова. Здесь он пошел в первый класс, здесьв восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение, здесь вступил впионеры, здесь был принят в комсомол.

Когда ему исполнилось пятнадцать лет, семьяпереехала в Москву. После спокойного и деловитого Свердловска Москва показаласьшумной, яркой и торопливой. С головой ушел в стихи, споры, кружки. Эдуардколебался, куда подавать заявление: в литературный или театральный институт. Нособытия изменили все планы. Выпускной бал в школе был 14 июня 1941 года, ачерез неделю - война! В районном комитете комсомола подаёт заявлениедобровольцем на фронт, в райком пришёл вечером, а утром уже был в воинскомэшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях «катюш». Сначала воевал подЛенинградом, был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей наСеверо-Кавказском и 4-ом Украинском фронтах. Воевал, мечтал о победе, а вперерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом – госпиталь. Стихи междуоперациями… И слепота навсегда.

В 1946 году поступил в ЛитературныйИнститут имени Горького. Первыми литературными учителями были: Чуковский,Сурков, Светлов, Антокольский. Институт окончил в 1951 году. В этом году уАсадова вышла первая книга стихов «Светлые дороги» и он был принят в члены партии и в члены Союза Писателей.

Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкогомужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь - это борьба, борьба совсяческим злом на земле. В годы Великой Отечественной войны - борьба сфашизмом. Война не на жизнь, а на смерть. В послевоенные годы - беспощадная борьбас подлостью, ложью, лицемерием, трусостью. Борьба за любовь, чистотучеловеческих отношений, борьба за радость, за счастье человека на земле… Аего оружие - поэзия. Асадов писал обо всем о войне, о городах, о человеческихотношениях. В его поэзии есть поэмы, баллады, песни, лирические монологи,сказки-шутки и просто шутки.

Маленькому мне мама просто так прочиталанесколько его шуток или сказок-шуток - такие, как «Аптека счастья» или «Рыбьесчастье» и совсем уж грустный стих орыжей дворняге. Когда я подрос я часто перечитывал эти стихи, но потомзахотелось большего. Я стал читать стихи о нашем городе, о войне, о дружбе, отом, чего терять нельзя, о подлости и трусости.

Хочу привести несколько четверостиший,которые мне очень нравятся, но это просто крупица от тех стихов, которыехочется прочитать не один раз!

МогилаНеизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытыхкогда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик удороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.

Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вестипропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!

Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!

О нашем городе: - Здравствуй, по вешнему строги молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Город-красавец, город герой,

Неповторимый город!

Об отношениях людей.

Ну а мы,будто в вихре хмельного шквала,
Все стремимся и жить и любитьбыстрей.
Даже музыка нервной какой-то стала,
Что-то слишком визгливоеслышится в ней!

Жизнь скучна, обнаженная до корней,
Как сверх меры открытая всемкрасавица.
Ведь душа лишь тогдагорячо влюбляется,
Если тайна какая-то будет в ней.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-тобольно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

........
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

_____
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья...... А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!________ Знаешь, все не так уж в мире сложно,Как иные думают, скользя. Как в любви есть и «нельзя» и «можно», Так и в дружбе есть и «можно» и «нельзя».......Дружба - не апрельская вода. Здесь зима с теплом не совмещаются, И потери тут не возмещаются, «Да» и «нет»- здесь только навсегда!__________Одна из основных черт поэзии Эдуарда Асадова - обостренное чувство справедливости. Писать можно еще много, но я думаю, что если читать стихи Эдуарда Асадова массам, то его поэзия глубоко тронет сердца людей. Те люди, кто знаком с его поэзией никогда не останутся равнодушными ни к людям, ни к поэзии вообще, ни к русской культуре и жизни, ни к русскому языку. Известно, что с начала 1960-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широкое звучание. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов.Эдуард Аркадьевич автор 50 поэтических сборников, в которые в разные годы вошли такие широко известные его поэмы, как «Снова в строй», "Шурка", «Галина», «Баллада о ненависти и любви». Э. А. Асадов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя орденами «Знак Почета», орденом Почета, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды, присвоено звание Героя Советского Союза. 21 апреля 2005 года на 82-м году жизни поэт скоропостижно скончался. Похоронен поэт на Кунцевском кладбище в Москве, но сердце его, согласно завещанию, захоронено на Сапун-горе в Севастополе , так как здесь 4 мая 1944 года в боях за освобождение города Эдуард Асадов был тяжело ранен и потерял драгоценное зрение. Именно там, в свист артиллерийских снарядов и рокот взрывов между скал, поэт последний раз увидит своими глазами тот мир, про который он будет писать бессмертные стихи и в котором будет жить.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся - одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновен­ного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.

Квинтилиан

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Еще много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусст­ва Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются). Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить для этого определенные усилия.

Интересно и высказывание А. Ф. Кони:

Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и ув­лекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом вос­питательных влияний среды, примеров, чтения и собственных пе­реживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, ис­полнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, т. е. быть оратором. Это уменье до­стигается выполнением ряда требований, лишь при наличности ко­торых можно его достигнуть.

По мнению А. Ф. Кони, следует различать красноречие и умение говорить публично. Если красноречие - это дар, данный человеку от природы, то умение выступать приобретается в результате повсед­невной практики, систематических тренировок и упражнений.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Обратимся к истории ораторского искусства.

Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что ора­тор не мог довести речь до конца.

Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного груда Демосфен добился признания совре­менников.

Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабо­сти, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укре­пить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уеди­нялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы.


У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколь­ко стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой раз­говор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в крас­норечии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземе­лье и повторял весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы, доказательства. Демос­фен учился ораторскому искусству у других прославленных орато­ров, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недо­статки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные дру­гими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Все мастерство Демосфена-оратора, вся его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.

Необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором, по словам Плутарха, был Цицерон. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пре­небрегал никаким видом знания. Благодаря трудолюбию и природ­ным способностям, Цицерон приобрел известность среди своих свер­стников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих успехах.

Выдающиеся ораторы, как мы знаем, интенсивно работали над каж­дой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении эко­номического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трех местах. Президент быстро исправил формулировки.

Свои большие парламентские речи Черчиль разрабатывал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова, а важнейшие части речей за­учивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.

Ллойд Джордж в свое лучшее время был, несомненно, гениальным оратором. Его биограф Хуго Фишер заметил: «Во всех фазах жизни у него был талант целенаправленной и прилежной работы над собой по дальнейшему совершенствованию. Тщательная разработка материала, внимание к мелочам, постоянное упражнение памяти также обеспечи­ли успех динамического искусства его речи. Речи Ллойда Джорджа в известном смысле являются «выученными»: знаменитые пассажи крас­норечия и красные места риторических вершин - результат заботливой проработки и тренировки памяти.