Новый состав правительства: Путин из обороны переходит в атаку. Путин принял решение: Медведев остается

Есть мнение, что отставка правительства после выборов – это чисто процедурное явление. Зачастую россияне его даже не замечают.

По закону кандидатуру председателя правительства новоизбранный президент представляет Госдуме в течение 2 недель после вступления на должность. После утверждения премьер-министр в течение недели представляет главе государства предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности зампредседателя правительства и федеральных министров.

Политологи считают, что такая законодательная лазейка была бы полезна для нового срока Владимира Путина, если президентом на выборах в марте вновь станет он. Поэтому изменения в правительстве, по их мнению, неизбежны. Однако их масштабы пока оценить сложно.

Кстати, об этом же говорят и социологи, которые давно фиксируют в обществе негатив по отношению к правительству, в частности к премьер-министру.

«Обществу изменения нужны. Целый ряд исследований показывают, что весь негатив, который существует у жителей России относительно ситуации внутри страны и во внутренней политике, часто связан именно с фигурой премьер-министра. Так что с этой точки зрения отставка правительства и премьер-министра будет иметь определенный смысл», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Главная задача таких изменений – борьба с застойными явлениями, в том числе ротация «друзей» Путина, находящихся под его патронажем, – так называемого «Политбюро 2.0», межклановая борьба в котором может привести к серьезному кризису в стране.

«Результаты этой межклановой борьбы не поддаются прогнозированию, поскольку зависят не только от объективной расстановки сил, но и от личного отношения к определенным персонажам самого Путина. С другой стороны – он заинтересован как в сохранении баланса, так и в расширении “Политбюро 2.0”. Этим и будут диктоваться возможные изменения в правительстве», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Изменения могут быть продиктованы и взятым курсом на омоложение. Однако новых «ярких» политиков ожидать не стоит, уверены эксперты. Скорее всего, это будут те же технократы, беспрекословно выполняющие приказы президента и легко вписывающиеся в вертикаль власти.

«Общий курс кадровой политики в новом правительстве, скорее всего, будет такой же как – появятся "молодые технократы". При этом все не очень хорошо понимают, кто такие эти "технократы"? Есть какие-то смыслы, очень выгодные с точки зрения пропаганды – нацеленность на задачи, технологичность, отсутствие клановых привязок. Но точного определения от власти так и не прозвучало», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Для самих россиян смена правительства может нести позитивную функцию и надежду на то, что глава государства возьмет курс не на внешнюю политику, а на внутреннюю, считает социолог Алексей Новиков.

Что касается конкретно персоны Дмитрия Медведева как премьер-министра, то здесь эксперты уверены, никакие скандалы вокруг его личности не смогут повлиять на решение Путина. Президент будет руководствоваться личным расположением даже в ущерб общему делу, уверены политологи.

«Медведев – очень слабый премьер. Но тут вопрос в обязательствах, общей биографии и личных отношениях. Если Медведев очень сильно захочет остаться в кресле премьера, Путин его оставит, несмотря на то, что это вредит делу. В демонстрации – в смысле в досрочной отставке до выборов – Путин не очень заинтересован; она ему ничего особо не прибавляет. Но может нанести небольшую психологическую травму Медведеву. Путин не будет обижать Медведева», – рассказал политолог Сергей Комарицын .

Нельзя исключать и тот факт, что, по сути, премьер-министр – это удобный «мальчик для битья», на которого сыпется весь народный негатив. И Дмитрий Медведев, уверены эксперты, с этой ролью справляется очень хорошо. В связи с этим нерационально было бы реформировать правительство и подчинить напрямую президенту, хотя о таком варианте развития событий много говорят в последнее время.

«Если вопрос про то, может ли он сделать это технически – то да, наверное, может. Если вопрос про то, стоит ли это делать – то, скорее, нет. Потому что в таком случае вся ответственность за происходящее в стране будет перенесена на него и, соответственно, весь негатив избирателей, который сейчас касается персоны Медведева, будет перенесен на главу государства», – подчеркнул социолог Алексей Новиков .

«Медведев крайне удобен как громоотвод, по которому уходит протест против федеральной власти. Модель устоявшаяся. Внешних причин для ее изменения пока нет. Думаю, что он сохранится после выборов. Есть сценарии, которые могут повлиять на его уход по результатам выборов марта, но пока эти сценарии маловероятны», – отметил политолог Виктор Потуремский .

В качестве одного из таких возможных сценариев в СМИ называют объединение Верховного и Конституционного судов. Если реформа произойдет, то вполне вероятно, что «суперсуд» возглавит Медведев. Однако эксперты уверены, что для него в этом случае мало, что изменится.

«Проблема статуса для Медведева имеет лишь психологическое значение. Реальное его положение при Путине будет оставаться таким, какое есть сейчас вне зависимости от должности», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Мало что изменится и на посту председателя правительства. По мнению специалистов, другой премьер-министр не будет особо отличаться от предыдущего.

Так, маловероятно, что премьер-министром станет женщина, несмотря на то, что все чаще в связи с этой темой в федеральных СМИ фигурируют спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Ожидать, что в правительство России придет человек с яркой политической окраской, также не следует. По словам красноярских политологов, произойти это может только в одном случае.

«18 лет у нас были “технические” премьеры (в период “тандема” – “технический” президент). Почему это должно поменяться? Когда Путин начнет думать о преемнике – тогда появится человек с другими характеристиками», – рассуждает политолог Сергей Комарицын .

Если в силу разных причин речь все же пойдет о смене Медведева, то его должность вполне мог бы занять политик из Красноярска.

«Из нынешнего состава правительства самый подготовленный для такой роли – наш земляк Александр Новак. У него для этого есть все предпосылки – биография, работа на уровне крупной корпорации, региона, федеральных министерств, опыт, знания, способности, международная известность, масштабность нынешних задач, приближенность и – что очень немаловажно – в нынешнем своем качестве он безусловный выдвиженец Путина», – предположил политолог Сергей Комарицын .

Произойти изменения могут и в правящей партии «Единая Россия». Уже известно, что в ней проведут ребрендинг. Не исключено, что изменить могут и руководство. О необходимости этих изменений громко заявило самовыдвижение Путина на выборах.

«Если понимать это заявление в русле публичной политической коммуникации, то оно означает, в сущности, простую вещь: “Единая Россия” не обеспечивает действующему президенту значимого преимущества на выборах. Собственно, все, что после этого следует – и есть ребрендинг. Можно попробовать проследить логику дальше – это, в свою очередь, может означать, что партия при существующем руководстве не решает поставленных перед ней задач», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Однако, по мнению экспертов, в таком ребрендинге нуждается не только «Единая Россия», но и вся партийная система страны.

«То, что происходит сейчас на выборах президента, показывает глубокий кризис, в котором оказались буквально все политические партии. Мы строили-строили партийную систему, развивали для того, чтобы получить дефицит партийных кандидатов, замены, неучастие на главных выборах страны. Плюс самовыдвижение Путина. Необходимость реформ партийной системы и ребрэндинга партий перезрела и неизбежна», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Очевидно, что "перезагрузки" власти после выборов ждать не приходится: скорее, это будут перевыборы. Но также очевидно, говорят эксперты, что в первую очередь старому новому президенту придется разобраться, какие внутриполитические задачи будет решать правительство и при помощи чего. Однако уже можно смело говорить, что после выборов динамика политических и экономических событий в стране будет значительно нарастать.

Фото: Aleksander Khitrov, Дмитрий Медведев, Reuters, Дмитрий Кощеев, Kremlin

Читайте также:

Политика правительства и ЦБ направлена на разрушение промышленности страны. Есть ли выход из кризиса? Ситуация в российской промышленности, в которой на протяжении шести последних месяцев наблюдается падение...

Предвыборная кампания вступила в свою решающую стадию. Если вы подумали, что я о выборах президента России - это большое заблуждение. Ведь ни у кого нет сомнений, что нынешний глава государства одержит абсолютную, убедительную победу 18 марта. Речь о другом - о "предвыборной" кампании среди нынешних и потенциальных претендентов на посты в будущем Кабинете министров. Уже сейчас действующие чиновники, которые хотели бы сохранить свои кресла и влияние, пытаются "засветиться" и доказать свою полезность.

О том, что идет "борьба бульдогов под ковром", говорит тот факт, что впервые нынешний глава Кабмина господин Медведев нетривиально намекнул: только сохранение нынешнего состава правительства позволит сохранить "предсказуемость политики". Эти слова он произнес на закрытой встрече с представителями отечественного бизнеса в рамках проходящего в эти дни в Сочи Российского инвестиционного форума. Несмотря на конфиденциальный характер общения, ее непосредственные участники сообщили некоторые подробности. Так, стало известно, что на поднятый главой РСПП Александром Шохиным вопрос о предсказуемости макроэкономической политики в стране, премьер Д.Медведев ответил, что

если правительство и парламент сохранятся в нынешнем составе в течение следующих пяти лет, то предсказуемость можно будет гарантировать".

Этими словами господин Медведев подчеркнул свое намерение сохранить за собой премьерское кресло и увязал данный постулат с "предсказуемостью" дальнейшей политики. Более того, он увязывает стабилизацию интеллектуального скудоумия, которым блистало правительство все последние годы в части социально-экономического развития России, с сохранением нынешнего министерства и парламентского статус-кво.

Желание и заявка обозначены. Но так ли уверен господин Медведев в том, что сможет сохранить пост главы правительства, а заодно и обеспечить дальнейшее трудоустройство своим товарищам по Кабмину?

Наши источники утверждают, что президент не принял окончательного решения по будущему составу Правительства и его главы. Осведомленные эксперты оценивают шансы сохранения за Д.Медведевым премьерского кресла, как 50 на 50. Особых достижений у нынешнего главы Кабмина нет. Более того, по нему были нанесены жесткие имиджевые удары (так называемые расследования внесистемной оппозиции), но он остается компромиссной фигурой для многих влиятельных групп и группировок во власти. Да, технический, номинальный, но необходимый премьер для равного удаления властных элит. Вместе с тем, сохранение господином Медведевым его кресла несет в себе и серьезные риски в части его восприятия со стороны обычных граждан. Чиновник, который прославился фразами: "денег нет, но вы держитесь", "если мало зарабатываете, будучи учителями и врачами, тогда идите в бизнес" и т.д. не воспринимается простым народом. Более того, любовь премьера к смартфонам и селфи уже стало притчей во языцех.

Д. Медведев. Фото: www.globallookpress.com

Очевидно, что окончательное решение исключительно за президентом России. На стороне Медведева его "номинальный" статус, позволяющий сохранить равноудаленность элитных противоборствующих групп. В плюс ему также можно зачесть, пусть и формально, лидерство в партии "Единая Россия", которая имеет абсолютное большинство в российском парламенте. Данный факт невозможно сбросить со счетов, но… Общий имидж политика-"аутсайдера" работает против сохранения Д.Медведева на премьерском посту.

Минфин ввел налог на бани и сараи, ждем повышения НДС и НДФЛ

Есть ли политики высшего звена, которые могли бы его заменить? Ответ, безусловно, положительный. Среди явных фаворитов называются имена А.Вайно (глава администрации президента), С.Чемезова (глава "Ростеха"), Т.Голиковой (глава Счетной палаты России), Д.Мантурова (глава Минпромторга) и даже М.Орешкина (министр экономического развития). В "шорт-лист" попали и другие крупные политические и бизнес-игроки. Источники допускают возможное возвращение И.Сечина (глава "Роснефти") в Кабинет министров, если на то будет прямое указание главы государства. Не исключено "обратное катапультирование" Г.Грефа (глава Сбербанка) в одно из вице-премьерских кресел финансово-экономического блока будущего Кабмина.

Претендентов, желающих оказаться при госпостах, равно, как и тех, кто к этому не стремится (Греф, Костин и др), огромное множество. В их лояльности сомнений нет, но есть существенные сомнения в их эффективности. Данный аспект возникает из анализа работы нынешнего состава правительства. За минувшие годы, особенно министры и вице-премьеры, отвечающие за экономику и финансы, не проявили своих бойцовских качеств. Не смогли организовать государственный процесс по выходу экономики из кризиса, в котором она оказалась, начиная с 2014 года (реперная точка падения ВВП и реальных доходов населения страны). Более того, бывший министр экономического развития А.Улюкаев оказался в местах не столь отдаленных, после получения взятки за положительное заключение по сделке с "Башнефтью".

Фото: www.globallookpress.com

Первый вице-премьер И.Шувалов "прославился" своим заключением по невозможности принудительной деофшоризации крупнейшего бизнеса России. Хотя еще в 2012 году президент дал четкие, жесткие указания по реализации данной концепции. Неоднозначно во власти воспринимают и особую любовь господина Шувалова к роскоши, "арендованной" недвижимости в Лондоне, Швейцарии и т.д., поездкам его жены на частном самолете с личными собачками на международные выставки, где, по ее словам, "они (собаки Шувалова) защищали честь России". Наши источники отмечают, что шансы Шувалова войти в новый Кабинет министров минимальные. Как и у другого вице-премьера А.Дворковича, которому глава государства публично заявил, что он "устал и пора его (Дворковича) освободить от высокой нагрузки". Этот чиновник является прямой креатурой Д.Медведева, поэтому его шансы, конечно, будут зависеть от дальнейшей судьбы нынешнего премьера, но наблюдатели сходятся во мнении, что Дворкович не способен управлять процессами на государственном уровне.

Деградация экономики ведет к девальвации, росту инфляции, падению уровня жизни

Может ли покинуть Кабмин нынешний "главный бухгалтер" России Антон Силуанов? Вероятность высока, но не абсолютна. Господин Силуанов - "человек Кудрина", и его судьба имеет прямую корреляцию с ответом на вопрос, какая программа развития экономики будет взята за основу. Если "кудриномика" сохранит свои позиции (бездефицитный бюджет, рост резервов и т.д.), то А.Силуанов останется на посту министра финансов. Если же ставка будет сделана на промышленное, технологическое развитие, на запуск новых крупных инфраструктурных проектов, то кресло "главбуха" сменит своего хозяина. И здесь на первый план выходит кандидатура Татьяны Голиковой, нынешней главы Счетной палаты. Сейчас по факту она единственный высокопоставленный чиновник, который в "деликатном режиме" жестко критикует проводимую правительством и ЦБ политику. Более того, она указывает и на обман, например, в части роста (рапорты Кабмина), а на самом деле падения (заключение Счетной палаты) реально распологаемых доходов. Госпожа Голикова - профессионал, который может быть удобен практически для всех противоборствующих властных группировок. Кстати, она начинала свое восхождение на политический Олимп как раз в Минфине, что может также стать положительным фактором для ее назначения.

Фото: www.globallookpress.com

По нашим источникам, единственный министр финансово-экономического блока правительства, который может не беспокоиться за свою дальнейшую карьеру, - нынешний глава Минэкономразвития Максим Орешкин, который с высокой долей вероятности сохранит свой пост. Причина: МЭР сейчас разрабатывает масштабные проекты по перезапуску отечественной экономики. Речь идет о проектах, в которые будут направлены триллионы рублей из государственного бюджета при стимулировании инвестиций и со стороны бизнеса. "Коней на переправе не меняют", а это значит, что при качественном исполнении поставленных президентом задач, господин Орешкин сохранит свой пост.

Нынешнее правительство, конечно, попытается сохранить статус-кво, отсюда и заявления премьера о "предсказуемости политики в ближайшие пять лет, если нынешние министры и парламент останутся", но, и это главное, именно правительство несет всю степень ответственности за провал социально-экономического развития страны. За обрушение промпроизводства и доходов российских семей. В коридорах власти, не под камеры, уже есть осознание того факта, что страна потеряла в последние три года те возможности в своем поступательном развитии, которые имелись и имеются. И вина лежит на нынешнем Кабинете министров, который, скорее, обслуживает интересы глобальных и отечественных олигархов, чем действует в интересах страны, ее экономики и населения.

В понедельник, 7 мая, состоится церемония официального вступления в должность избравшегося на четвертый срок а Владимира Путина. После инаугурации правительство уйдет в отставку, и, в соответствии с законом, в двухнедельный срок должен быть сформирован новый кабмин.

В пятницу, 4 мая, пресс-секретарь президента сказал, что точная дата внесения кандидатуры нового премьера — «это исключительная прерогатива президента России». Достоверной информации о том, каким будет состав и структура нового правительства, нет.

Дмитрий Песков на вопросы «Газеты.Ru» о кандидатах на пост премьера, о возможных «потерях» в составе правительства и назначениях на ключевые посты ответил кратко: «пока равно задавать такие вопросы».

Нет ответа даже на вопрос, что будет обнародовано первым: президентский указ о национальных целях развития до 2024 года (его готовит глава ) или фамилия нового премьера.

На фоне полного отсутствия официальной информации «кремлеведы», а также многочисленные источники выдают все новые и новые версии отставок и назначений. По некоторым позициям у политологов сложился консенсус.

Премьер четвертого срока

Весь последний год Белоусов был занят тем, что готовил для Путина шестилетний план социально-экономического развития страны, а весной вместе с Антоном Вайно работал над указом, определяющим «национальные цели развития РФ на период до 2024 года».

Сам Шувалов в ответ на прямой вопрос о своем будущем сказал, что «я хочу работать там, где скажет президент», добавив, что «я любой работе рад, которую даст президент».

План предусматривает увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру на 10 трлн руб., сообщало . Дмитрий Песков говорил, что эта цифра не соответствует действительности. Глава Татьяна Голикова оценивала стоимость плана в 8 трлн руб. Белоусов же признавал, что «бюджетный маневр» прорабатывается.

Увеличить расходы на «человеческий капитал» и инфраструктуру можно за счет сокращения трат на оборону и нацбезопасность, считают эксперты. Этот процесс в России уже начался. Последний доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) зафиксировал снижение ассигнований на оборону на 20% в 2017 году.

«В российской армии проведена широкомасштабная работа по техническому и технологическому обновлению. В основном этот процесс завершен. И поэтому пик расходов на технологическое перевооружение пройден», — объяснил снижение расходов Песков.

Кроме того, Белоусов замахнулся на то, чтобы снизить бедность и создать устойчивый рост реальных доходов населения, которые сокращались в 2014-2017 гг.

«Это рост реальных пенсий, рост пенсий выше инфляции, как сказал президент, и это сокращение в два раза уровня бедности к 2024 году. Это тоже очень напряженные цели, и их предстоит достичь», — говорил помощник главы государства.

Претенденты на управление ВПК

В майские праздники в СМИ появилась информация, что Игорь Сечин, глава , может стать вице-премьером. В компании этот слух оперативно опровергли, сообщив, что по условиям контракта он обязан отработать в компании еще два года.

Миноброны, если Шойгу его покинет, может возглавить губернатор Тульской области или главком Воздушно-космическими силами РФ .

Хорошие перспективы эксперты и СМИ рисуют — он может сохранить пост главы и одновременно станет вице-премьером.

Экс-министру прочат возвращение

Зампредом правительства может стать и Алексей Кудрин, ранее занимавший пост главы и вице-премьера. Кудрину, возглавившему Центр стратегических разработок, было поручено подготовить стратегию развития страны до 2024 года. Документ был ранее представлен президенту, а в апреле этого года размещен на сайте ЦСР.

Вероятно также, что Кудрину могут поручить создать и возглавить Центр эффективности государственного управления, который может подчиняться лично президенту. О том, как модернизировать госаппарат, экс-министр недавно говорил с Дмитрием Медведевым.

В пятницу, 4 мая, ЦСР представил доклад «Государство как платформа», в котором содержатся предложения по переходу правительства «на цифру». Заниматься этим будет все тот же Центр, которым будет руководить вице-премьер или министр.

Для возвращения Кудрина в правительство есть существенное препятствие. У него сложные отношения с Дмитрием Медведевым. Медведев в 2011 году, будучи президентом РФ, уволил Кудрина из правительства после ряда неосторожных высказываний последнего.

Альтернативой должности в кабмине является пост в администрации президента. Британская со ссылкой на свои источники сообщила, что «под Кудрина» создадут должность представителя главы государства по международному экономическому сотрудничеств — для восстановления отношений с Западом.

Сам Кудрин так и не определился, готов он возвращаться в правительство или нет. «Я никуда не возвращаюсь и давно уже эту тему не комментирую. На мой взгляд, все эти газетные утки опережают те возможные события, которые могли бы произойти», — говорил он. Представители Кудрина слухи о его «камбеке» не комментируют.

Толстой как зеркало русской культуры

Самые горячие споры в медиапространстве возникают вокруг фигуры Владимира Мединского: переназначат его министром культуры или нет? Претензий много: от якобы скомпилированной докторской диссертации до коррупционных скандалов и создания неконкурентных условий для кинопрокатчиков.

А если уходит, кто вместо? Не исключено, что это советник президента по вопросам культуры . Или креатура кинорежиссера — депутат . На должность главы «сватают» и кандидатуру из противоположного идеологического лагеря - пресс-секретаря премьера .

Слухмейкеры «увольняют» министра образования и науки . Она может вернуться в администрацию президента, став советником по межконфессиональным отношениям. Тема ее докторской диссертации — «

Внедрение механизмов открытого госуправления в работе российских органов власти будет продолжено. Теперь основная нагрузка, связанная с выполнением этой задачи, ляжет на плечи самих министерств и ведомств и их руководителей, а также руководителей региональных госорганов. Фундамент для создания системы открытого государственного управления на всех уровнях власти заложен в течение 6 лет реализации проекта «Открытое правительство». Под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова создана необходимая нормативная и методическая база для внедрения принципов открытости и прозрачности в работе министерств и ведомств, запущены действенные механизмы общественного контроля и взаимодействия с экспертным сообществом, заложены основы новой культуры общения с властью. На повестке дня стоит ряд важных задач - сделать взаимодействие граждан и чиновников более технологичным и быстрым, а информацию о работе ведомств - актуальной и понятной, обеспечить новое качество обратной связи за счёт цифровых технологий и продолжить вовлечение бизнеса и граждан в процесс принятия государственных решений.

Проект «Открытое правительство» стартовал 6 лет назад в 2012 году, в период, когда запрос на новый формат взаимодействия власти и общества был как никогда высок. При создании системы «Открытое правительство» была поставлена задача построить принципиально новые для России механизмы государственного управления. Они должны были прийти на смену традиционной, но уже исчерпавшей себя бюрократической модели госуправления. В открытом государстве экспертное сообщество, гражданское общество, бизнес и госорганы должны действовать сообща, вместе вырабатывать взвешенные, компромиссные и взаимовыгодные решения. Эта новая культура взаимодействия, в свою очередь, призвана повысить эффективность всей государственной машины.

При запуске проекта «Открытое правительство» был поставлен ряд конкретных задач: обеспечить обратную связь между чиновниками и гражданами, привлечь профессиональное, экспертное и бизнес-сообщество к подготовке государственных решений, сделать работу министерств и ведомств прозрачной и понятной, создать эффективные институты общественного контроля. На их решение направлены 10 механизмов открытости, зафиксированные в Стандарте открытости министерств и ведомств, который был утверждён правительством в начале 2014 года. Большую часть этих задач удалось выполнить - открытость стала важным элементом повседневной работы чиновников. Тем не менее это только первые шаги по изменению культуры госслужбы, общения власти и гражданина, эта работа будет продолжена.

Главной площадкой для взаимодействия с экспертным сообществом и осуществления экспертной оценки готовящихся проектов документов и нормативных актов стал при правительстве РФ. Участие этой структуры в разработке ключевых решений стало неотъемлемой частью работы кабинета министров. В работе совета активно участвуют 365 членов совета и более 2000 привлечённых экспертов. За 2012–2017 годы Экспертный совет подготовил более 1200 заключений по ключевым вопросам социально-экономического развития страны.

Ещё одним важным результатом работы Открытого правительства стал запуск портала , который дал обществу, бизнесу и СМИ возможность участвовать в нормотворческой деятельности. На портале размещено для обсуждения порядка 50 тыс. проектов актов, направлять комментарии можно в режиме онлайн, причём они в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом власти. Кроме того, экспертное и бизнес-сообщество получили возможность заранее оценивать эффекты от принятия тех или иных актов на бизнес-среду. Для этого запущен институт оценки регулирующего воздействия. Несмотря на целый ряд замечаний к работе этих инструментов, само их наличие является беспрецедентным в мировой практике.

Правительство в целом стало более открытым: повысилось качество взаимодействия со СМИ, решения, протоколы и стенограммы ключевых заседаний размещаются на официальных сайтах. Министерства и ведомства публикуют декларации целей и задач и отчитываются об их исполнении, раскрывают информацию на своих сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Сделать понятнее бюджетную политику государства призван проект « », который Открытое правительство запустило совместно с Минфином в 2013 году. Документ, в котором бюджет изложен в понятной и доступной каждому форме, теперь направляется в Госдуму вместе с основным законопроектом о бюджете. Также свои региональные бюджеты в понятной форме публикуют все 85 субъектов РФ, а граждане получили возможность участвовать в бюджетном процессе.

Одним из ключевых механизмов, который обеспечивает повышение открытости и подотчётность органов власти, стала «перезагрузка» института при федеральных органах исполнительной власти. Гражданское общество получило понятный и эффективный инструментарий общественного контроля. По новым правилам формирование советов происходит исключительно на конкурсной основе, из кандидатов от некоммерческих организаций, представленных Экспертным советом при правительстве и Общественной палатой, а их полномочия существенно расширены. В соответствии с новыми правилами сформировано 36 общественных советов. Они перестали быть «карманными» или аффилированными с руководителями министерств. Они дают альтернативную точку зрения на решение отраслевых проблем и продвигают свою общественно значимую повестку.

Сделан существенный прорыв в работе госорганов с . Огромный массив государственных данных публикуется в машиночитаемом виде - так, чтобы разработчики могли создавать на их основе полезные для граждан приложения и сервисы. Открытые данные - это главное топливо современного цифрового госуправления, без которого невозможно формирование цифровой экономики. На сегодняшний день на Едином портале открытых данных размещено более 20 тыс. наборов данных, запущено порядка 200 успешных сервисов, созданных на их основе. Благодаря размещению информации в форме открытых данных активно развивается такое направление, как независимая оценка качества социально значимых услуг.

За 6 лет проделана действительно серьёзная работа, заложен фундамент, который сделал открытость неотъемлемым элементом повседневной работы руководителей министерств и ведомств и кабинета министров в целом. Подготовленные на площадке Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства методические рекомендации позволили организовать систему открытого госуправления не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Первые выгодоприобретатели использования эффективного общественного контроля и общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами - это сами руководители министерств и ведомств, которые стали получать от этого не просто обратную связь, но и дивиденды в виде повышения качества своей работы и доверия общества», - говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В формате Открытого правительства - с вовлечением всех заинтересованных сторон - реализуется приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности, куратором которой является Михаил Абызов. Бизнес принимает активное участие в выработке всех решений, предусмотренных программой, а сам проект призван повысить прозрачность и понятность системы государственного контроля и надзора для предпринимателей. Понимая, какие требования и как к нему предъявляются, предприниматель будет более качественно их выполнять, тем самым обеспечивая большую безопасность граждан и государства в целом. Мероприятия, предусмотренные реформой, помимо прочего, позволят сократить необоснованную административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность госконтроля как одной из составляющих системы государственного управления.

Высокую оценку функционированию системы Открытого правительства дал президент РФ Владимир Путин, подводя итоги работы правительства за 6 лет в ходе встречи с членами кабмина накануне своей инаугурации.

Отличительной чертой нынешнего правительства стали открытость и настрой на диалог, конструктивное взаимодействие с парламентом и регионами, опора на гражданское общество, выстраивание механизмов обратной связи и стремление поддержать, расширить вовлечённость людей в дела страны. Важно сохранить и развивать такие современные подходы и в целом обеспечить преемственность работы, преемственность и последовательность развития страны, в том числе чёткий рабочий ритм в предстоящий период формирования нового правительства», - сказал глава государства.

Председателем правительства Дмитрием Медведевым определён формат дальнейшей реализации инструментов открытости, основой которого должна стать работа в министерствах и ведомствах, а также на региональном уровне.

Каждый человек хочет, чтобы государство его уважало. Хочет быть услышанным каждый день - в своём регионе, в каждом муниципалитете. Иначе государство просто не может быть ни надёжным партнёром, ни помощником», - подчеркнул премьер-министр.

Основные направления деятельности правительства, по словам Дмитрия Медведева, будут готовиться в максимально открытом режиме, работа будет обсуждаться с экспертами, гражданским обществом, предпринимательским сообществом.

Основная работа, связанная с внедрением инструментов открытости, будет теперь осуществляться непосредственно федеральными органами исполнительной власти и их руководителями.

Исходя из этого должность профильного министра, ответственного за формирование системы Открытого правительства, в новой структуре кабинета министров не предполагается, система уже создана и эффективно функционирует. Работу по внедрению принципов открытого госуправления должен будет выполнять каждый министр в рамках своей профессиональной деятельности, обеспечивая информационную открытость, возможности для общественного контроля и экспертного обсуждения принимаемых министерством решений», - говорит пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.

Среди основных направлений в рамках проекта «Открытое правительство» на ближайшие 6 лет - развитие механизмов цифрового госуправления и создание единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», выработка единой коммуникационной политики органов власти, разработка отраслевых планов повышения открытости, публикация проектов нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней.

Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.

Итак, история в России повторяется: с большой вероятностью пост премьера в новом правительстве сохранит Дмитрий Медведев . 8 мая — на следующий день после инаугурации президента — кандидатуру председателя правительства планирует утвердить Госдума РФ. Кстати, в этот день тандему Владимир Путин — Медведев стукнет 10 лет.

О том, что Кремль принял решение не менять премьера «на переправе», говорит возросшая самоуверенность Дмитрия Анатольевича.

28 апреля он дал обширное интервью в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым », где подвел итоги работы кабмина за последние шесть лет. Медведев отметил , что деятельность правительства проходила в беспрецедентно трудных условиях. По его словам, последствия кризиса 2008 года, падение мировых цен на энергоносители и введение в 2014-м санкций против РФ «сформировали такой набор шоков, который наша страна не испытывала ни в один период новейшей истории, даже если сравнить с кризисом 1998 года».

Но правительство, дал понять премьер, эти шоковые удары героически парировало. Он напомнил, что по итогам 2015 года инфляция составила почти 13%, а в конце 2017-начале 2018 года стала небывало низкой — 2,5%. Рекордно низким для страны стал и уровень безработицы: чуть менее 5%.

По Медведеву, кабмин действовал взвешенно и мудро. Например, не поддался соблазну увеличить налоги в кризисные годы. Что касается введения системы «Платон», которая де-факто стала налогом, Медведев заявил, что доходы от нее за три года оцениваются «всего» в 45 млрд. рублей. Как бы подчеркивая, что он в кресле премьера надолго, Медведев анонсировал разработку законопроекта о повышении пенсионного возраста. По его словам, проведена «серьезная экспертиза» и правительство «стоит на пороге» законодательных изменений. В концовке премьер признался, что не собирается «уходить отдыхать"​​​.

Медведев в программе Брилева, резко контрастирует с Медведевым сразу после выборов 18 марта. Тогда он вел себя тише воды, ниже травы. Наблюдатели отмечали, что он не сопровождал Путина во время его визита в избирательный штаб, хотя в ночь выборов 2012 года они вышли к сторонникам вдвоем, демонстрируя прочность тандема. На этот раз на вопрос журналистов о судьбе Дмитрия Медведева Путин сказал , что «предметно» начинает думать на эту тему с сегодняшнего дня (с вечера 18 марта, — «СП»), но все решения будут приняты уже после инаугурации.

А вскоре разразился скандал с братьями Магомедовыми — «королями госзаказа», который очков правительству точно не прибавил.

Однако уже 11 апреля, во время отчета Медведева перед Госдумой, появились признаки, что Кремль определился с кандидатурой. В своем выступлении премьер уверенно назвал последние шесть лет «годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики». На что спикер Госдумы Вячеслав Володин , который выступил от «Единой России», назвал отчет премьера «очень основательным и фундаментальным». Критики премьера не звучало, у депутатов были вопросы только по ситуации в отдельных отраслях и по работе отдельных министров.