НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю. Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук, буква Ю,ю

Коррекционно-образовательные цели:

  • познакомить с буквой «ю»;
  • научить детей четко произносить звук «ю»;
  • выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;
  • определять позицию звука «ю» в словах;

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание;
  • развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать навыки сотрудничества;

Оборудование:

  • листики
  • картинки со звуком «ю»;
  • зеркала;
  • карточки;
  • буква «ю» ;
  • счетные палочки;
  • ежик с картинками;
  • игрушка юла;

Организационный момент

Загадка:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...

Когда это бывает? (Осенью)

Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес - вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. И носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.

Упражнение на дыхание «Летят осенние листики»: дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони.

Самомассаж.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

«Похлопаем ушками»

«Потянем ушки»

«Погреем ушки»

знакомство с новым материалом

Кто это там шуршит?
- Это ежик. Она тащит на своих иголках для нас картинки .
(Каждый из детей подходит и берет картинку. В картинках нарисованы рисунки со звуком ю). (Юла, юбка, юрта и.т.д.).
- Сегодня мы познакомимся со звуком «ю» .

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

артикуляционная гимнастика «трубочка»

Мои губы - трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

артикуляция звука «ю»

При произнесении звука [ ю ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука “у». Звук произносится с голосом.
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах, задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).

характеристика звука «ю»

Звук «ю» - гласный звук.

ловим звук «ю»

Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «ю» :
- а, о, у, ю, ы, и, э...
- му, ми, иа, ем, юм...
- лупа, стол, юла, мыло...

позиция звука в слове

Определите, в какой вагончик посадить ежика (где находится звук «ю» в словах). (Картинки).

физминутка «листики осенние»

Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Игра с юлой.

В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!

(повторение):

Юля новую юлу

Разъюлила на полу.

Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –

Быстро кружится юла.

Ах задела башмачок,

Вжжик! – упала на бочок.

Юлечка юлу свою

Превратила в букву… (Ю).

знакомство с буквой «ю»

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.

1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Выложить букву из палочек.

итог

Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания не вызывали затруднений?

Конспект занятия для детей с ФФН. Гласные второго ряда.

Буква Ю.

Учитель - логопед Сухорукова Н.Л.

Тема: Гласные звуки.

Цель .Познакомить учеников с образованием гласного второго ряда -буква Ю. Обозначать мягкость согласных при помощи гласных второго ряда; развивать технику чтения.

Задачи : уточнять и закреплять артикуляцию гласных, развивать фонематическое восприятие, развивать мелкую моторику.

Оборудование : таблица слогов,счётные палочки,шнуры,разрезная азбука,пазлы.

Ход занятия.

1. Орг. Момент

Знакомство с буквой Ю

Послушайте шуточное стихотворение.

Любят хрюшки букву Ю!

Без неё не скажут: хрю!

И.Гамазков

Посмотрите на доску. Здесь написано слово (хрю). Найдите букву Юю среди букв разрезной азбуки.

Из каких элементов она состоит. Сконструируйте большую Ю и маленькую ю из палочек и шнура.

А теперь давайте произнесём этот звук (обращаем внимание на артикуляционный уклад)

2. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных

А) Давайте вспомним нашу сказку о буквах ИиЙ.Эти буквы-сестрички были очень похожи,только И звучала протяжно и умела красиво петь, а Й не умела,звучала коротко,отрывисто. Тогда буква Й пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть.Сначала они спели с буквой А, когда их звуки слились, какая получилась буква? - Я,затем они спели с буквой Э?-Е,потом с буквой О?-Ё,а сегодня мы послушаем замечательную песенку с буквой У, давайте все вместе-Ю...

Б) Игра (смячом) “ Наоборот”:

Ла-ла-ла ля-ля-ля

Со-со-со сё-сё-сё

Лу-лу-лу лю-лю-лю

Ту-ту-ту тю-тю-тю

Физминутка.

Речь с движениями.

Шла Матрона с огорода

Под кустом нашла удода.

А удод ей: “ Ду-ду-ду!

Я с тобою не пойду!

К бабе Дуне убегу,

Даст она мне творогу!”

Продолжим нашу игру со словами и запишем в тетради:

Ныть-нить

Мать-мять

Пилу-пилю.

3. Знакомство с буквой Ю-служит для обозначения мягкости впереди стоящих согласных.Чтение по слоговым таблицам с комментариями.

4. Физминутка.

5. Развитие мелкой моторики: собери пазл "Ю"

6. Глазодвигательная гимнастика.

Итог : с какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Чем она отличается от буквы У? Какое упражнение понравилось?

На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

Рис. 2. Юля и Юра ()

Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

Это - вьюнок (рис. 3).

Рис. 4. Настурция ()

А это - настурция (рис. 4).

Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

Это - куртка (рис. 5).

А это - юбка (рис. 6).

Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

Это - чум (рис. 7).

А это - юрта (рис. 8).

Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.

Рис. 9. Колыбельная ()

В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?

Ю ла (рис. 10)

Какую планету ты знаешь?

Ю питер (рис. 11)

Кем ты хочешь стать?

Ю нгой (рис. 12)

Какую птицу ты знаешь?

Ю рок (рис. 13)

Какое тебе нравится растение?

Они различаются только размером.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю (рис. 16).

Рис. 16. Буква Ю ()

Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

Рис. 17.Укротитель тигров

Вся согнулась буква Ю ,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

Если бублик вы не съели,

Если он ещё при вас,

То в одном хорошем деле

Пригодится он сейчас.

Поиграем с ним немножко.

Сбоку - вилка,

Рядом - ложка.

Запиши в тетрадь свою -

Эта буква - буква Ю .

А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

Буква Ю каждому поможет в походе:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший дуг.

Одной заглавной буквой Ю

На нём отмечен юг (рис. 19).

Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

Рис. 20. Буквы Н и О ()

Прочитайте:

Ю -рий

Ю -ли-я

Прочитайте слоги с Я :

«Кто? - спросила буква Я , -

Заменить готов меня?»

Отвечала буква Ю :

«Если надо - заменю!»

Прочитайте слоги с ю :

Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

Н ора

Л уна

Л ампа

Гр уз

Н юра

Л юбовь

Л ямка

Тр юк

В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

Ю :

  • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

  • буква очень широкая.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

У многих педагогов вызывают затруднения в составлении конспектов занятий по иотированным буквам. Предлагаю конспект занятий по обучении грамоте подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Учитель-логопед Бабанина Н.А.

БУКВА: «Ю».


Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить понятие о букве «Ю»

Закрепить понятие, что буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме.

Коррекционно - развивающие:

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Развивать навыки звуко - буквенного анализа и синтеза.

Развивать грамматический строй речи (умение составлять предложения с заданными словами).

Развивать умение пользоваться обобщающими понятиями по теме: «Школа». (Школьные принадлежности).

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей любознательность.

Воспитывать интерес к школьным занятиям.

Оборудование: касса букв и слогов, наборы схем для звукового анализа, тетради, карандаши. Таблицы для чтения, графическое изображение буквы «Ю».

Ход занятия:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.

Общее расслабление:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем, в страну сказок улетаем.

Один, два, три, четыре, пять -

Смотрим глазками опять

Дышится легко,

Плавно, глубоко

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию

Расслабиться -- пя- пя- пя- пя.

Причесаться – «причёсываем язычок».

Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны – упр. «Часики».

Вот теперь и он готов к занятию.

2. Орг. Момент:

Ребята, к нам на группу поступило письмо (показываю письмо). От кого это письмо я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? (Юра). Давайте откроем конверт и узнаем

что нам пишет Юра. Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда мы недавно ходили. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.

3. Ход занятия:

–Давайте сядем на места. И так, первое задание.

–Отгадайте любимую букву Юры.

–Это буква «Ю».

–Почему вы так думаете?

–Сегодня мы будем работать с этой буквой «Ю».

Мы уже познакомились на прошлом занятии с этой буквой и знаем, что буква эта не простая.

–Почему она не простая?

Буква «Ю» гласная.

–В ней живут два звука «Й», «У»

–Буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме.

–Буква «Ю» йотированная.

–Задание второе. Произнесите имя мальчика по звукам.

«Й», «У», «Р», «А».

Давайте выложим схему-слияние слова «Юра». (Дети выкладывают).

Посчитайте, сколько звуков в этом слове?

Какой первый звук?

Какой последний звук?

Назовите мягкий согласный звук.

Назовите твёрдый согласный звук.

Назовите гласные звуки.

Давайте выложим имя мальчика из букв.

Сколько букв в имени? (3 буквы).

Где стоит буква «Ю»?

Сколько звуков?

Чего больше букв или звуков?

Почему?

Потому что в букве «Ю» «живут» сразу два звука «Й» и «У».

Задание третье.

Педагог показывает детям схему предложения и спрашивает:

Что это? Схема предложения.

Составьте предложение со словом «Юра» по заданной схеме.

(Юра учится).

А я составила такое предложение:

«Юра учится в школе.»

Подходит эта схема к моему предложению.

Как изменить схему?

Кто выложит схему моего предложения?

Какое первое слово в предложении? (Юра).

Какое последнее слово в предложении?

Какое здесь маленькое слово?

Как оно называется?

4. Физкультминутка.

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам всё

Делать по порядку.

Весело шагать,

Руки поднимать

Руки опускать,

Приседать, вставать.

Прыгать и скакать.

5. -У Юры есть друзья.

Отгадайте, как их зовут?

Поставьте вместо точки букву «Ю». (Юля, Андрюша, Ванюша, Катюша).

Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время.

Читай – дети читаю

Плавай

Рисуй -

Прыгай

Играй -

Пой

Бегай –

Кушай –

Стой –

Прыгай -

Давайте поиграем. Изменим слова.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

7. И ещё одно задание: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него………………………..

Это - школьные принадлежности.

Итог занятия.

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра. Молодцы!

Юра прислал вам подарок, который вам пригодится в школе.


Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска

Конспект

занятия с детьми старшего

дошкольного возраста

по теме

«Буква и звук Ю»

Составила:

Молчанова И.Л.

воспитатель

г. Братск

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Познакомить с буквой и звуком Ю;

Продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;

Закреплять умения подбирать слова на заданный звук

Материал: презентация, картинки, фишки, буквы.

Ход занятия

1. Мотивация.

Мой звоночек звенит, заливается.

Все ребята вокруг собираются.

Колокольчик поёт динь, динь, динь.

Он к вам гостя зовёт: «Динь-динь-динь».

А кто к нам пришёл? Догадайтесь сами.

Песня из кинофильма «Приключения Буратино»

2. Сюрпризный момент.

Игрушка – Буратино.

Буратино решил пойти всё-таки в школу, но ему очень трудно. Он многого не знает, и он решил обратиться к вам, ребята. Поможете ему? Нужно выполнить несколько заданий. Буратино – шутник, и он спрятал их в группе, а вам оставил карту.

Карта

Дети рассматривают её.

Первое задание под какой цифрой?

3. Игровое задание «Назови звуки».

Дети находят конверт с цифрой 1. В нём фишки синего и зелёного цвета.

Как вы думаете, что это такое? Что обозначает фишка синего цвета? Какие гласные буквы могут стоять после согласного твёрдого звука? (а, у, ы, о, э)

Какие гласные буквы могут стоять после согласного мягкого звука? (я, ё, е, и)

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель меняет местами буквы, а дети должны найти ошибки.

Все следующие задания в конвертах дети ищут сами.

4. Знакомство с буквой Ю (слайд 2).

Загадка о юле.

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день. (юла)

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове - йула (й). Напоминает, что звук (й) - всегда мягкий согласный. Чем будем обозначать его? Далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю.

Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю.

5. Игра «Назови имя, которое начинается на звук Ю» (слайд 3, 4).