Можно ли усыновить ребенка если свой ребенок инвалид. Как проходит усыновление ребенка-инвалида. Что это такое

Зачем усыновлять ребенка? Что чувствуют дети, от которых отказались и приемные родители? Кто усыновляет детей-инвалидов? Интервью со специалистом службы подготовки и сопровождения приемных семей.

Татьяна Дорофеева, специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей. Фото с сайта aquaviva.ru

В Санкт-Петербурге всего 4 школы приемных родителей, однако специалисты говорят, что и это уже хорошо, так как специалистов в этой области сравнительно немного. О том, как специалисты работают с мотивациями кандидатов в приемные родители и о других нюансах рассказывает ведущий специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей Северо-Западного благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

– Чем меньше времени тратится на обучение приемных родителей, тем разнообразнее могут быть результаты. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет максимальный срок обучения, а также срок с момента подачи человеком заявления в органы опеки и попечительства, в течение которого он должен обратиться и в школу приемных родителей.

Но с момента обращения в школу приемных родителей может пройти и год, прежде чем человек возьмет ребенка. Это похоже на беременность. Срок подготовки кандидата – от полугода до 9 месяцев. Как бы ни хотел человек взять приемного ребенка, у него должно образоваться пространство, куда этот ребенок может поместиться – и в эмоциональном, и в социальном плане.

Например, люди должны подумать, как они будут работать – ведь ребенок очень сильно изменит их образ жизни. Эмоциональное состояние приемных родителей тоже не должно мешать адаптации ребенка. Так что школа приемных родителей – это для них процесс изучения самих себя.

У нас проводится психологическое консультирование. Если кандидат нуждается в психотерапевтической работе, то проводится и она. Это касается людей, переживающих утраты – либо смерть родственников, либо смену места жительства, и людей, имеющих другие серьезные психологические нарушения, например, ненормативно протекающие возрастные кризисы. Но для психотерапии должен быть запрос – человек должен быть к ней готов. Если в процессе психологического консультирования семьи в ней выявляется человек с некоторыми трудностями, готовый работать, то психотерапия возможна.

– Смена места жительства – это тоже утрата?

Люди иногда с трудом адаптируются на новом месте, и усыновление ребенка может стать способом избавиться от одиночества. Даже если переезжает семья, то ей нужен новый круг знакомств, новые занятия.

– А такая мотивация, как попытка пережить таким образом какую-то утрату – это плохо?

Попытка замены – это не конструктивная мотивация. Замена разрушительна и для ребенка, и для приемного родителя. У приемного родителя в таком случае нет сил на то, чтобы услышать реальные потребности конкретного ребенка – он слышит в основном свои нужды. И тогда он не эффективный родитель – рассеянный, невнимательный, напряженный. Он хочет быть очень хорошим родителем, но у него на это нет ресурсов.

Есть еще такой миф у кандидатов в приемные родители: якобы хорошо, когда ребенок – сирота, у которого родители погибли, например, в автокатастрофе, что в таком случае он будет лучше адаптироваться в приемной семье. Но это самые тяжелые детки, потому что они очень любили своих кровных родителей, и когда они попадают в приемную семью, им долго никто не нужен. Таких детей мало в сиротских учреждениях, чаще их берут к себе другие члены их кровной семьи.

Созидательная, конструктивная мотивация – это когда кто-то хочет не взять, а отдать, когда кто-то хочет помочь ребенку. Например, некоторые мамочки сидят дома и готовы воспитывать много детей – им это нравится, у них это получается. Или когда муж и жена между собой хорошо ладят, но своих биологических детей иметь не могут, а хотят испытать родительские чувства, хотят растить ребенка.

Мы говорим родителям: «Ребенок – это отдельное существо, которое вам не принадлежит полностью, он вам дается на время». Родители сами проходят предварительные тесты на предполагаемый тип воспитания, а результаты этого тестирования мы потом с ними обсуждаем индивидуально – так они понимают свои тонкие места.

– Есть случаи, когда бездетные пары приходят в школу приемных родителей и после психологической или психотерапевтической работы у них появляются свои биологические дети. Такие пары все-таки берут и приемных детей? Или отказываются от этого намерения?

Да, у нас после каждого тренинга случаются беременности. Потому что снимаются тревоги, люди начинают больше обдумывать свою жизнь. И мы поддерживаем любые положительные изменения. Иногда в таких случаях люди отказываются от намерения взять приемного ребенка, но это тоже хороший результат – ведь у них появился свой ребенок.

Однако тема детей-сирот многих из них не перестает волновать, такие пары – очень хорошие волонтеры, они помогают детям адресно, конкретно, не ожидая от детей благодарности. Некоторые из них потом берут и приемных детей – через несколько лет, когда уже подрастут и их кровные.

– Вы формулируете основные задачи вашей школы?

Задача наших кандидатов: научиться строить долгосрочные принимающие честные отношения в семье, в том числе и с ребенком. У нас есть принципы, на которых мы строим обучение – то, как мы понимаем гармоничное воспитание ребенка. Эти принципы основаны на гуманистическом подходе к развитию личности.

Во-первых, это принцип надежды – то, что в человеке уже заложено все, что в нем есть замечательного. Никто не может никого кардинально переделать, мы только можем поспособствовать проявлению тех или иных черт и сочетать их со своими чертами. В каждом человеке есть нечто драгоценное. И родителей, и детей мы настраиваем на то, чтобы изучить себя и найти свои сильные и слабые стороны, научиться объяснять другим про свои слабые стороны, а сильные стороны выращивать и сочетать их с миром.

Никакой доктор не покажет пальцем – вот это хорошо, а это плохо, это придется изучать самим. Со специалистами можно проконсультироваться, но работать придется самим.

Во-вторых, это принцип баланса в мире . Мы исходим не из абсолютных понятий о добре и зле, а из конкретных семейных правил, и говорим о том, что равное количество внимания надо уделять четырем аспектам личности: психологическому, биологическому, духовному и социальному.

То есть родители должны заботиться об эмоциях ребенка, о его внутреннем мире, о его общении с другими людьми, о его играх или другой деятельности, о его здоровье. И так же они должны обращать внимание на эти аспекты своей жизни. То есть это личностно ориентированный подход.

И в-третьих, принцип семьи, как системы . Семья – это динамическое образование, которое живет своей жизнью, но на которое влияют внешние факторы. У некоторых родителей есть представление о том, что когда-то наступит некая стабильность, какой-то покой наступит. Мы развенчиваем этот миф – я сразу говорю приходящим к нам кандидатам: «Вы сегодня выходите из зоны комфорта». Потому, что на самом деле всегда есть динамика, всегда что-то происходит. Вообще с любым человеком всегда что-то происходит.

А здоровая предсказуемость появляется, когда есть конкретика: с одной стороны, что-то происходит, с другой стороны, у нас есть выработанный тип поведения. И что бы в семье ни случилось, все подлежит рассмотрению, из всего можно сделать какие-то полезные выводы.

– Вы считаете, что семейные отношения нельзя рассматривать сквозь призму чьей-то вины?

Да, мы не ищем виноватых, мы рассматриваем ситуацию, смотрим, что каждый может сделать для того, чтобы ее исправить или как-то разрешить. Конечно, мы пытаемся понять причины происходящего, но главная причина проблемы: кто-то кого-то не понял, есть неправильное послание.

Есть такой расхожий термин – «зеленая лампочка»: кто-то что-то сделал, а у нас в сознании «загорелась зеленая лампочка», то есть мы придумали объяснение поступку другого человека, которое вообще никак не связано с его мотивами. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы послания людей были понятными, чтобы люди научились не думать за других.

Ко мне или к другим специалистам нашей школы может обратиться любой член семьи с просьбой поговорить – не дать совет, а именно поговорить. Почему я за долгосрочные и искренние отношения? Если что-то происходит, я настраиваю и родителей, и детей говорить об этом – что мы чувствуем, что мы будем с этими чувствами делать, как мы будем их проявлять.

– Разве это не очевидно, что нужно говорить об этом?

Это не очевидно. Бывают долгосрочные, но неискренние семейные отношения. У нас большинство людей не умеют осознавать свои чувства. Есть такой термин в психологии – алекситимия. Это когда человек чувствует, но выразить свои чувства словами не может, и, соответственно, ему трудно понять, что чувствует другой человек. То есть это такая зацикленность на себе. Потому сейчас так много тренингов развития эмоционального интеллекта.

– Но ведь и человек, который говорит о своих чувствах, может быть зацикленным на себе.

Конечно. И если мы узнаем это о ком-то из наших кандидатов, мы обращаем его внимание на это, выясняем, почему он говорит только о себе и не может слушать других. Но основная проблема детей – то, что они не осознают и не могут выразить свои чувства. И взрослый должен, во-первых, подавать пример ребенку, во-вторых, давать ему понять, что он примет его с любыми эмоциями и будет ему помогать с ними что-то делать.

Например, ребенок может сказать: «Я злой». Взрослый говорит ему: «Давай подумаем, откуда эта злость взялась, что с ней делать, как ее выразить так, чтобы никому не было больно».

Мы не делаем принципиальной разницы между семьей обычной, где есть родители и их кровные дети, и семьей, где есть приемные дети. Но наши кандидаты получают дополнительные знания об особенностях приемных детей, о том, чем приемный ребенок будет отличаться от их кровного. И кандидаты получают возможность измерить свои ресурсы, подумать, смогут ли они адаптировать этого ребенка.

Приемный ребенок гораздо хуже осознает свои эмоции и потребности. Из-за этого у него нарушено поведение, из-за этого он может подвергать свою жизнь опасности, из-за этого ему страшно, из-за этого он меняет всю жизнь семьи. У меня самой есть приемный ребенок, я стараюсь ему помогать. Мои кровные дети спрашивают: «А когда-то будет получше?» Я отвечаю: «Не знаю. Он может так, как может».

– К вам приходят и люди, которые не просто захотели взять какого-то ребенка из детского дома, а у которых уже есть история отношений с конкретным ребенком.

Бывает. Мы изучаем историю этих отношений. Если позволяют условия, я знакомлюсь с ребеночком, с персоналом учреждения, где он находится. Мы смотрим на ситуацию и решаем, как поступить наилучшим образом в интересах ребенка.

Если обратившийся к нам взрослый почему-то все-таки не может стать приемным родителем этого ребенка, то он может стать его помощником – тьютором, волонтером… И параллельно для этого ребенка все-таки будет подыскиваться семья. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что есть какие-то универсальные схемы. Очень многое зависит от личностного роста кандидата, который происходит во время занятий в школе приемных родителей: люди либо готовы многое менять в своей жизни, либо понимают, что не готовы, и отказываются от своего намерения. И мы считаем, что это тоже хороший результат. То есть важно, чтобы отношения были минимально травматичными для ребенка и максимально понятными для взрослого.

– Что вы делаете, если к вам обращаются приемные родители, которые хотят отказаться от ребенка?

Мы приглашаем всю семью, смотрим на ребенка, выясняем у родителей, что происходит – так, чтобы ребенок слышал. Чаще всего всплывают и какие-то позитивные истории, к этому позитиву мы обращаемся и начинаем его выращивать. Чаще всего это желание – такой крик души, и после нашей работы реального отказа может не случиться.

Даже если отказ происходит, то перед этим – месяца три мы с людьми работаем. Если это обращение было просто следствием усталости, то такая работа приносит огромную пользу ребенку, потому что его не ругают, и огромную пользу родителям, потому что их тоже не ругают, каждый член семьи получает поддержку.

Отказы все-таки бывают. Вот в прошлом году был случай, когда пара отказалась от ребенка – за три месяца мы не смогли найти ничего, чтобы их объединило. Ребенок снова оказался в сиротском учреждении, но не настолько травмированный, так как получил поддержку во время работы с нами, а взрослые осознали свои истинные мотивы и продолжают с ним общаться.

Да, для всех участников ситуации это был болезненный опыт, но он не стал для них таким разрушительным, каким мог бы быть. Я работаю и в сиротских учреждениях и могу сказать, что дети после вторичного отказа часто очень снисходительно относятся к их несостоявшимся приемным родителям, говорят: «Ну, не получилось». Им, конечно, потом очень трудно снова идти в какую-то семью, но некоторые превозмогают эту историю и идут, некоторые какое-то время не идут – и это понятно.

– Поддерживаете ли вы связь с теми, кто прошел вашу школу и уже взял приемного ребенка?

Да, у нас предполагается полное сопровождение с момента первичного обращения к нам кандидатов до совершеннолетия ребенка. Мы обсуждаем с людьми все вопросы – и на этапе поиска ребенка, и когда люди забирают его из учреждения, и в период его адаптации. Есть сложные периоды в жизни, есть нормативные кризисы. Но у нас многие родители – люди понимающие, и они, обращаясь к нам, говорят: «Мы понимаем, что происходит, но хотим проверить, все ли так».

Наша школа работает сравнительно недавно – с марта 2015 года, и у нас уже 24 семьи, которые взяли детей. И дети очень разные – от младенцев до 16-летних подростков. И приемные родители уже не задают нам первичных вопросов, они хорошо ориентируются в ситуации.

– С подростками ведь сложнее – в том числе и потому, что у них могут сохраняться связи с биологическими родителями…

Мы работаем с этим. Я могу поехать в любое учреждение и после согласования со специалистами этого учреждения и с родителями подростка, подписав с ними соглашение, познакомиться с молодым человеком, с ситуацией и выяснить у кандидата в приемные родители, готов ли он поддерживать ребенка в его общении с кровными родственниками.

Чаще всего люди оказываются к этому готовы – они понимают, что это история человека и уважительно к ней относятся. Для ребенка очень важно, когда его приемные родители принимают его кровных родителей. И у нас не было случаев перебежки из одного лагеря в другой.

Если ребенок сам не хочет идти в приемную семью, объясняя, что любит своих кровных маму и папу, наши кандидаты это понимают и не стараются его переубедить.

– Если к вам приходит кандидат и говорит, что хочет усыновить ребенка с инвалидностью, что тогда?

С ним проводится индивидуальная работа. У нас уже есть несколько семей, которые взяли детей-инвалидов. Мы с ними регулярно взаимодействуем, составляем для каждого ребенка индивидуальные реабилитационные программы. И кандидату, который заявляет о желании взять именно ребенка с инвалидностью, мы предлагаем встретиться с родителями, которые уже имеют такой опыт.

Эти встречи проходят в тех формах, которые людям удобны и не нарушают их границ. Но иногда ездим и к кому-то домой, как к кандидатам, так и к уже состоявшимся приемным семьям. Говорим о возможных последствиях, смотрим на имеющиеся ресурсы. Ведь одно дело, когда дети-инвалиды маленькие и их воспитывают еще не старые люди, другое дело, когда эти дети вырастают, и родителей рядом с ними уже не оказывается. Значит, в семье должен быть кто-то, готовый их сопровождать и дальше. Поэтому, например, с одинокими женщинами, которые хотят взять детей-инвалидов, проводится особенно долгая работа по изучению их ресурсов.

– И многие пожелавшие взять ребенка-инвалида, отказываются от этого намерения после ваших тренингов?

Как правило, только очень разумные, трезвомыслящие люди берут детей-инвалидов. Некоторые из них – уже с соответствующим опытом. Например, у нас есть женщина, у которой свой ребенок сложный, и она взяла еще и приемного с таким же диагнозом. И у них большая семья, приемный ребенок чувствует себя хорошо. Также это люди, работавшие или работающие в соответствующих учреждениях и хорошо представляющие себе проблематику.

– Среди тех, у кого нет такого опыта, но кто все-таки хочет взять ребенка-инвалида, много ли у кого мифологизированные представления о тех или иных диагнозах?

Нет. Все-таки чаще всего на такую сложную задачу замахиваются люди знающие. Кроме родителей, уже имеющих опыт воспитания своих детей-инвалидов, это либо работники социальной сферы, либо психологи.

Да, встречаются люди, которые говорят: «Я хочу спасти…» Но на первом или втором занятии, посвященном мотивации, они понимают, что спасти они могут только себя, оценив свои реальные возможности.

Мы взращиваем в человеке принятие, смирение и умение не торопиться. При воспитании ребенка-инвалида важно понимать и принимать ситуацию, понимать темпы его развития и соблюдать свои границы – чтобы ребенок понимал, что если он сделает так, будет то и то.

Это важно с любым ребенком, но с инвалидом это должно быть выражено особенно четко, потому что, если эти границы не установлены, инвалид может дать откат назад в развитии.

Например, должно быть правило: «Нельзя бить маму». Никогда нельзя разрешать ребенку бить маму, даже если он инвалид. Какая-то определенная линия поведения у родителей должна быть – чем четче поведение родителя, чем он понятнее себя ведет, чем он надежнее, тем легче ребенку-инвалиду.

В надежной среде любому ребенку легче развиваться. На наших занятиях мы даже репетируем какие-то моменты – я изображаю разных детишек, кандидаты в приемные родители играют в свою реакцию на их поведение. В процессе игры становится понятным, насколько все это сложно даже в смоделированной ситуации.

Ребенок-инвалид тяжело переносит перемены. Поэтому мы предупреждаем, чтобы, забрав ребенка из детского дома, родители какое-то время побыли с ним дома, не ехали сразу на юг или куда-то еще. Стараемся оговорить все, что, может ухудшить адаптацию ребенка. Я всегда говорю родителям: «Можно задавать любой вопрос, даже если он кажется очень глупым». Иногда очень глупый вопрос влечет за собой очень подробный и важный ответ.

Если же сотрудники органов опеки выявят несоответствие установленным требованиям, то они оформят письменный отказ, который, в случае несогласия, возможно обжаловать в судебном порядке. Поиск ребенка Если опека выдала положительное заключение, то граждане могут приступить к поиску ребенка, воспользовавшись единой электронной базой, расположенной по адресу: http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search. После того, как ребенок выбран, гражданам необходимо вновь обратиться в опеку и получить разрешение на его посещение. Срок действия разрешения на посещение ребенка составляет 10 дней – если отведенное время будет пропущено, то процедуру придется повторять заново. В рамках разрешения усыновитель имеет право познакомиться и пообщаться с ребенком, а также ознакомиться с его медицинской документацией.

Как усыновить ребенка из детского дома? непросто, но вполне реально

Подготовка будущих усыновителей В 2012 году в перечень обязательных требований к приемным родителям было включено прохождение подготовки. Но и из этого правила есть исключения. Так, в соответствии с законом, вправе не проходить подготовку:

  1. Граждане, являющиеся близкими родственниками ребенка, усыновление которого требуется осуществить.

    К близким родственникам относятся: сестры, братья, бабушки и дедушки.

  2. Лица, которые уже ранее усыновляли/удочеряли ребенка. То есть если граждане уже становились приемными родителями, то подготовку проходить им не нужно.

Все остальные граждане должны пройти подготовку, которая в одних населенных пунктах производится на бесплатной основе, а в других – на платной.

Как правило, перечень мест, где можно пройти обучение, можно уточнить в органах опеки.

Как усыновить ребенка из детского дома?

Видео: Порядок усыновления ребенка Органы опеки и усыновления (ООП) С полным пакетом документов граждане, решившие усыновить ребенка, идут в ООП. После оформления бумаг потенциальных родителей ожидает визит сотрудников ООП домой.

Составляется акт обследования жилищных условий. Жилплощадь должна быть ухоженной, чистой, убранной. В течение 15 дней сотрудники готовят заключение. Если впечатление о гражданах, которые желают усыновить ребенка, положительное, их признают кандидатами в усыновители.

Если последует отказ, он должен быть оформлен в виде официального письма с указанием причины. Поиск ребенка Поиск ребенка можно вести через Федеральный банк данных о детях-сиротах (http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search) или базу видео анкет детей-сирот, также через ООП по месту жительства или Регионального оператора ГБД о детям-сиротах.

Инвалидность и усыновление детей

  • 1 Кто может быть усыновлен или удочерен
  • 2 Кто может стать усыновителем
    • 2.1 Требования
    • 2.2 Мать одиночка
    • 2.3 Иностранные граждане
  • 3 Как взять ребенка из детского дома
    • 3.1 Куда обращаться
    • 3.2 База данных
    • 3.3 Порядок оформления
    • 3.4 Необходимые документы
    • 3.5 Основания для отмены
  • 4 Особенности усыновления ребенка из детского дома
    • 4.1 Согласие на усыновление
    • 4.2 Определение фамилии, имени и отчества ребенка
    • 4.3 Тайна усыновления
  • 5 Выплаты и льготы
    • 5.1 Материнский капитал
  • 6 Законодательное регулирование

Конечно же, почти все семейные пары мечтают обзавестись своими детьми, но далеко не для всех эта мечта становится реальностью ввиду множества причин.

Усыновление ребенка инвалида

    Автобиография

    Усыновителю необходимо будет предоставить и автобиографию, указав в ней Ф.И.О., адрес и место рождения, образование, место работы и должность, уровень заработной платы, а также иные важные, по его мнению, сведения.
  1. Справка от работодателя

Также усыновителю потребуется приложить справку с места работы, содержащую сведения о должности, которую он занимает, и уровне его заработной платы. Если лицо осуществляет частную предпринимательскую деятельность, вместо справки подойдут декларации о доходах за несколько предыдущих периодов.

  1. Документы на объект жилой недвижимости

Обследование жилой площади, где ребенок будет проживать совместно с усыновителями, является неотъемлемой частью рассматриваемого процесса.

Именно поэтому заявителю нужно будет предъявить документы, связанные с данной жилой недвижимостью.

Как проходит усыновление ребенка-инвалида

Внимание

Также будут проверяться не только условия проживания, но и личностные качества по характеристикам с мест работы и проживания. к содержанию Порядок усыновления ребенка из детского дома Первое, что следует сделать, это пойти к инспектору органов опеки и усыновления по месту проживания. Здесь и будут получены ответы на вопросы о сроках, документах, которые нужно подготовить.


Следует иметь в виду, что бумаги готовятся сразу в двух экземплярах – для отдела опеки и попечительства (далее ООП) и для суда. Разумеется, нужно будет написать заявление в управление ООП с просьбой о выдаче заключения, что претендент не имеет препятствий и годится на роль усыновителя.


Список нужных бумаг уточняется в каждом конкретном случае работником ООП. Срок действия всех документов, собранных для усыновления, составляет 1 год, кроме медицинского освидетельствования, которое действительно всего 3 месяца.

Как усыновить ребенка из детского дома и кто может быть усыновителем

Когда все бумаги с заявлением приняты для рассмотрения и подготовки ответа, жаждущие вкусить родительского счастья получат результат в течение 15 - 30 дней. Это время нужно для проверки сведений, предоставленных в ООП, о состоянии жилья, о личностях потенциальных папы и мамы или одного из них.

В ответе отдела опеки может содержаться отказ или будет выдано заключение с положительным результатом. Если вы желаете усыновить/удочерить ребенка, то в органы опеки нужно подать это заявление: Скачать образец.
к содержанию Поиск ребенка по базе данных: где брать информацию о детях, нуждающихся в семье Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

Порядок усыновления из детского дома: требования к усыновителям, документы

Важно

Личность заявителя установлена, дееспособность проверена, подпись заверяю. «17» марта 2018г. Руководитель органа опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка Любенцева Вероника Григорьевна (подпись).


Также при принятии ребенка в семью (если ему нет 10-лет), от кровных родителей требуется нотариально заверенное согласие на усыновление, но могут возникнуть некоторые затруднения, если:
  • родители пропали без вести либо скончались;
  • не дееспособны;
  • лишены родительских прав.

Определение фамилии, имени и отчества ребенка Смена фамилии имени и отчества малыша может произойти при желании приемных родителей при смене свидетельства о рождении в Загсе. Данная процедура подразумевает под собой тайну усыновления. Но если такового желания нет, приемный сын или дочь могут оставаться на своей фамилии.
Ребенка не передадут в семью, если:

  • это будет противоречить желанию ребенка, создаст угрозу его жизни, здоровью, нарушит его права и интересы;
  • окажется, что вместе с гражданином, который взял ребенка “в гости”, проживает родитель малыша, лишенный родительских прав.

Общий срок пребывания не может быть более трех месяцев. В некоторых случаях продлевается до полугода. Если биологические родители ребенка не смогли по каким-то причинам должным образом выполнять свои обязательства, это могут сделать усыновители, опекуны или приемные родители.

Но и кандидаты в усыновители, и опекуны должны понимать, что новый член семьи - это ответственность, это навсегда. У них будут все те же обязанности, что и у биологической семьи.

Кто может быть усыновлен или удочерен По законодательству РФ усыновленным или удочеренным, может быть сирота от 0 до 18 лет. Усыновленным может быть ребенок:

  • От предыдущего брака супруга, либо супруги. В случае если есть желание взять на себя все права и обязанности полноценного родителя. Но следует позаботиться о наличии согласия от биологического отца.
  • Из дома малютки.

    Малыш возрастом 0-3 лет.

  • Из детского дома, возрастом 3-18 лет.
  • Новорожденный. Процедура усыновления ребенка из роддома фактически не отличается от усыновления ребенка из детдома или дома малютки.

Кто может стать усыновителем Взять сироту в семью желают многие, но далеко не всем гражданам дано право на усыновление, поскольку имеется ряд требований и нюансов, которые должны учитывать кандидаты.

>
К сожалению, это действительно так. Вы или невнимательно читаете, или интерпретируете все на свой лад.
Т.к. нижний топик уехал далеко вниз, приведу высказывание из Вашего предыдущего сообщения:

проблемы которые описала люся относятся не только к инвалидам, а ко всем живущим в россии, поэтому непонятно почему это называется проблемами воспитания ивалида; там от хамства и нехватки денег только инвалиды страдают? с инвалидными калясками нельзя туда и туда, а с обычными калясками можно? до сих пор живут пенсионеры у которых пенсия две тыщи; и социум там не только инвалидов дискриминирует, а всех тех кто не является богатым-известным-великим; думаю, это не мне нужно в особые дети идти, а вам газеты российские побольше читать и ездить туда почаще; вот поэтому и спросила, раз общество такое и сякое-что, теперь всем кто в россии живет лечь и помереть?
и вообще, думаю что автор подразумевала специфические аспекты вопситания инвалидов, а не рассказ про хамство вокруг и нехватку денег.>>

Хочу Вам заметить, что я нигде не писала про НЕХВАТКУ денег, и тем более хамство ВОКРУГ. Я писала, что нужно МНОГО денег. И хамство в УЧРЕЖДЕНИЯХ, а не вокруг. Вокруг как раз намного больше хороших и отзывчивых людей. И как практически здоровый человек и не являясь богатым-известным-великим, я с хамством почти не сталкиваюсь, живя в России, и в отличии от Вас мне не нужно читать для этого рос. газеты, чтобы понять специфику жизни в этой стране.
А вот больной ребенок/взрослый становится очень уязвимым и зависимым от самодурства учреждений (медицинских и социальных).

Пример:
Надо записаться к врачу в больницу к которой мы прекреплены. Дозвониться нельзя, никто из знакомых мамочек еще не смог. Значит надо ехать через всю Москву, туда-сюда 3 часа на дорогу. Для здоровых это не проблема. А для мамочек, если она одна и ребенок не ходячий. Это значит ехать с ребенком, тащить его на себе или нанимать кого-то. Прием в рабочее время ес-но. Вот мой муж поехал. Приехал, ему говорят, что запись только на май. Он говорит, что хорошо, запишите на май. Они: «На май запись с завтрашнего дня. Вот завтра и приезжайте». Все точка, разговор окончен. И так почти везде в учреждениях.

Врач: «Вы должны ложиться каждые 4 месяца к нам в больницу для реабилитации» Лечь к ним в больницу – это собрать кучу анализов и пройти всех врачей вплоть до стоматолога. Посадить реб в коляску и по сугробам и валунам вперед. Я молчу, что у нас еще 5 этаж без лифта. Анализ крови из вены у нас в поликлинике - всего 5 пробирок в неделю на всех. И в больницу не положат если на какой-то справке не так расписались или другими чернилами. Т.е. либо скандалить, либо взятkа. Плюс это значит я должна буду почти весь день находиться в больнице, мыть полы, ухаживать за другими детьми… Я спрашиваю: «В чем состоит реабилитация?» Он: «Электрофорез, ЛФК, магнитотерапия и массаж». Я ему: «Все это мы можем сделать амбулаторно» Он, почти швыряя мне карту в лицо: «Тогда мы снимаем с себя всякую ответственность за ваше лечение, как там у вас медсестры в поликлинике сделают электрофорез, я не знаю, а в своих уверен!»
В их больнице мы лежали 1 раз. Каждый день обход и осмотр ребенка. На третий (!) день обхода врач заметила шрам после операции и спросила «Что это?». Я ей рассказала, что была операция и какая. Т.е. она не заглянула даже в карту ребенка! А ребенок уже третий день проходит процедуры, которые она назначила!
В карте для реабилитации по инвалидности у нас написано прохождение именно этого мед учреждения. А мы решили больше туда не ложиться. И что нам скажут на следующей мед экспертизе по инвалидности я не знаю, т.к. мы уклоняемся от прохождения лечения в прикрепленном учреждении и проходим реабилитацию за рубежом, каждые 4 месяца (ага, опять деньги).

Это только маленький кусочек из нашей жизни. Да, и между всем этим мы должны успевать зарабатывать. Были бы такие проблемы, если бы ребенок был здоров?! Мне кажется – нет. 09.04.2009 11:19:57,

  1. Возможность сохранить , предусмотренную законом. Для многих людей мысль, что ребенок, ставший родным, узнает о своем происхождении, становится мучительной.
  2. Боязнь появления кровных родителей и их претензий, возможных, если ребенок находится под опекой.
  3. Нежелание, чтобы окружающие знали историю ребенка. Многие с осуждением и непониманием относятся к приемным детям.
  4. Не имея кровных детей, они в приемном ребенке видят продолжение своей фамилии.

Усыновление ─ один из самых человечных поступков, на который способны люди. Но ситуаций и нюансов, связанных с усыновлением много. Попытаемся в них разобраться.

Ребенок-инвалид

Процесс усыновления ребенка-инвалида проходит на тех же условиях с юридической точки зрения, что и усыновление ребенка без проблем со здоровьем. Никаких особых законов, регламентирующих действия по усыновлению именно инвалида, нет.

Есть Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В 2013 году он был изменен в части, касающейся выплат семьям, взявшим на воспитание ребенка-инвалида. Пособие увеличилось до 100 тысяч единовременно.

Хотя по статистике, озвученной Павлом Астаховым, количество семей, усыновивших детей-инвалидов растет, но их, подаривших родной дом больному ребенку, по-прежнему мало.

С чем боятся столкнуться потенциальные родители, какие причины заставляют людей, решившихся на такой поступок, передумать?

Социальные причины:

  1. Непонимание окружающих. Большая часть людей в этом случае склонна видеть только меркантильные интересы, толкнувшие семью на такой шаг.
  2. Отсутствие помощи со стороны государственных органов. Типичный ответ чиновников: вас никто не просил усыновлять. Ваше решение ─ ваши проблемы.
  3. Невозможность получить качественное медицинское обслуживание. Большинство детей нуждается в платных операциях, дорогостоящей реабилитации и так далее. У большинства потенциальных усыновителей таких денег нет.
  4. Отсутствие качественной психологической помощи. Особенно остро эта проблема стоит в небольших городах, где в настоящее время сокращены даже ставки психологов при Детских центрах социальных служб.
  5. Необходимость без конца ходить по учреждениям, собирая многочисленные справки на получение льгот на лекарства и средства реабилитации.
  6. Страх потерять работу, или добровольно оставить ее из-за необходимости постоянного ухода за таким ребенком.
  7. Денежные проблемы. Обеспечить достойную жизнь такому ребенку стоит не дешево.
  8. Трудности в получении образования, с которыми неизбежно придется столкнуться.

Психологические причины:

Техническая сторона вопроса:

  1. Трудности в получении средств реабилитации (коляски, тренажеры и так далее).
  2. Отсутствие безбарьерной среды (все то же отсутствие пандусов, специальных подъемников и так далее).
  3. Неприспособленность квартир для инвалидов, особенно колясочников.

И следует учесть, что обязательным условием для усыновления ребенка-инвалида является выделение для него отдельной комнаты, особенно если заболевание носит психический характер.

Усыновление детей-инвалидов остается одним из самых болезненных вопросов, но только это реализует права детей-инвалидов на комфортную во всех отношениях жизнь.

Отмена

происходит только в суде. При этом присутствуют сотрудник органов опеки и прокурор.

Причины, прописанные в законе:

  1. Усыновители не исполняют возложенные на них обязанности родителя.
  2. Злоупотребляют правами родителей.
  3. С ребенком обращаются жестоко.
  4. Страдают алкоголизмом и наркоманией.
  5. Не сложились отношения между ребенком и усыновителем. Это плохо отражается на процессе развития и воспитания ребенка.
  6. Усыновитель не авторитет у ребенка, и поэтому возникают постоянные проблемы в воспитании.
  7. Находясь в семье усыновителя, ребенок не чувствует себя ее членом.
  8. Обнаруженные через некоторое время после усыновления проблемы с психическим здоровьем, факты умственной неполноценности, наличие наследственных патологий, делающих пребывание в семье невозможным.

Игоря усыновили в возрасте 6 лет. В медицинских документах стояла отметка врача-психиатра: здоров. Но почти сразу поведение Игоря проявилось как неадекватное. В течение нескольких лет приемные родители пытались справиться с ситуацией, прибегая к помощи врачей и психологов, но к девяти годам он стал уходить из дома, его приходилось подолгу искать. К тому времени у ребенка уже были поставлены многочисленные диагнозы врачами-психиатрами, в том числе и синдром бродяжничества. Из–за страха за жизнь и здоровье ребенка усыновители были вынуждены придти в суд для расторжения усыновления.

С целью отмены усыновления в суд обратиться могут:

  • кровные родители, не лишенные родительских прав и дееспособные;
  • усыновители;
  • сам ребенок, если ему больше 14 лет;
  • органы опеки и попечительства;
  • прокурор.

Обращаются с разными причинами для отмены усыновления.

Муж узнал, что сын, рожденный его женой до свадьбы, которого он считал родным и усыновил после заключения брака, на самом деле усыновлен женой во время его службы в армии. Мужчина решил обратиться в суд для отмены усыновления.

Документ о решении суда по отмене усыновления в течение трех дней вступает в силу. Все взаимные права между ребенком и усыновителем прекращаются, а то, где будет жить ребенок, решают органы опеки.

Суд может заставить бывшего усыновителя выплачивать алименты на ребенка Вопрос с фамилией ребенка тоже решает суд.

Нельзя отменить усыновление, когда ребенку уже исполнилось 18 лет, если нет взаимного согласия усыновленного и усыновителей по этому вопросу.

Как быть с совершеннолетним?

Супруги Петровы были бездетны, преподавали в техникуме и там близко познакомились с семнадцатилетним Олегом, студентом, ранее воспитывавшемся в детском доме. Молодой человек сначала часто бывал у них, потом переехал совсем. Немолодые супруги видели в нем сына. Он тоже искренне привязался к ним. Но решение оформить усыновление было принято, когда Олегу уже исполнилось 18 лет.

Основная цель усыновления ─ возможность дать полноценную семью ребенку. Это касается и интересов усыновителей. Часто для них это единственно возможный способ стать родителями.

Поэтому усыновить можно только несовершеннолетнего ребенка в РФ. Это обязательная норма закона. Она не изменяется ни при каких условиях, даже тогда, когда по каким-то причинам усыновление не было оформлено вовремя, а человек воспринимает своих воспитателей как родителей.

Значит, что оформить усыновление юридически супругам Петровым не удастся.

Особые ситуации

Если усыновить двойню?

Сделать первый шаг к усыновлению не просто. Усыновить сразу двоих еще сложнее. Хотя родителей, желающих иметь двойняшек, немало. В банках данных детей-сирот есть двойни.

Почти всегда близнецы находятся в одном детском учреждении, и усыновить одного из них практически невозможно, что абсолютно правильно с этической и психологической стороны.

Никаких особых условий нет. С юридической стороны усыновление проходит в установленном порядке. Процесс усыновления близнецов тоже начинается с посещения органов опеки, где нужно написать заявление на усыновление именно двойни. И начать поиски. Усыновители должны учитывать плюсы и минусы своего решения.

Несомненным плюсом будет то, что адаптация в семье у двойняшек проходит гораздо легче, потому что они чувствуют рядом с собой кровного близкого человека.

Большой минус в том, что наследственная предрасположенность к определенным болезням бывает у обоих детей, что создаст двойные трудности. Трудности в отношениях, возникшие с одним ребенком, в этом случае перейдут и на отношения с другим, учитывая тесную связь между близнецами. При усыновлении двойни родители могут претендовать на получение материнского капитала.

Одного ребенка мало? Примем второго!

Родители, принявшие решение усыновить второго ребенка, ведут себя в этом вопросе намного спокойнее и увереннее. Они идут по уже знакомому пути. Порядок усыновления второго ребенка остается тем же.

На что нужно обратить внимание людям, решившим усыновить второго ребенка:

  1. Документы, собранные ранее для усыновления первого ребенка, могут уже устареть. Все справки действительны в течение года, кроме медицинских документов, они действуют всего шесть месяцев. Так что скорее всего документы придется собирать снова.
  2. Позволяют ли жилищные условия усыновить второго ребенка?
  3. Каковы финансовые дела семьи?
  4. Усыновить второго ребенка не разрешат тем, кто являлся ранее усыновителем, но по решению суда такого права лишен.
  5. Для усыновления второго ребенка необходимо учесть мнение первого, если он достиг возраста 10 лет.

Когда после усыновления первого ребенка можно начать процесс усыновления второго, решают родители. Это зависит от адаптации первого ребенка в новых условиях.

Брат и сестра

По статье 210 Семейного кодекса, родные братья и сестры могут быть усыновлены только вместе. Но если есть определенные обстоятельства и согласны органы опеки, суд может дать разрешение на усыновление одного ребенка.

Решиться взять сразу нескольких братьев и сестер сложно . И понять людей можно:

  1. В семью стараются брать совсем маленького ребенка. Детей, старше четырех-пяти лет берут гораздо меньше.
  2. Если усыновляют бездетные, то они просто опасаются, что не смогут справиться с двумя детьми сразу.
  3. А если в семье есть дети, то усыновляют еще одного по каким-то причинам: вторичное бесплодие, рождаются все мальчики, а хочется девочку и так далее. В таком случае речь, как правило, идет об одном ребенке.
  4. Чаще всего стремятся усыновить только одного ребенка и по материальным причинам, так как государство выплачивает лишь единовременное пособие при усыновлении. Сохраняются только пенсии, в случае если кровные родители умерли.

Вот почему у братьев и сестер есть меньше шансов быть усыновленными, чем у одного ребенка.

Сейчас, когда с директора каждого детского дома требуют активной работы по определению воспитанников в семью, часто малышей сразу разделяют под благовидным предлогом. Тогда дети оказываются практически не знакомы друг с другом, и этот факт учитывается судом в пользу усыновления.

Например, младшего устраивают в Дом ребенка, старшего в интернат. И дети редко воссоединяются, а семью «находит» только младший ребенок. Когда детей из одной семьи больше двух, то быть усыновленными вместе шансов практически нет.

Часто бывает, когда ребенок уже находится в семье под опекой, и опекуны решают его усыновить . Тут уже суд будет решать в пользу семьи и ребенка, даже при наличии у него братьев и сестер.

В семье Ивановых росли три мальчика. Ире очень хотелось девочку, но ее напугала свекровь, сказав, что « у Ивановых девочек не рождается». Ира с мужем решили взять ребенка. И оформили опеку над Катей, воспитывавшейся в Доме малютки. Их предупредили, что у нее есть два старших брата, находившиеся в тот момент в интернате. Но при установлении опеки разрешается брать в семью одного ребенка из родных братьев и сестер, что и сделали Ивановы. Перед тем как девочка пошла в школу, ее усыновили, несмотря на то, что есть родные братья. Суд учел тот факт, что ребенок уже в семье несколько лет и считает опекунов своими родителями.

Часто, имея желание усыновить несколько детей, люди не берут родных братьев и сестер. Объяснения бывают следующие:

  1. Вдруг один ребенок не сумеет адаптироваться и встанет вопрос об отказе от усыновления, то брат или сестра могут тоже покинуть семью, хотя у них сложились хорошие отношения с усыновителями.
  2. Могут возникнуть проблемы сразу со всеми усыновленными детьми из-за наследственных заболеваний и склонностей.
  3. Когда один ребенок маленький, а второй его старше на несколько лет, невозможно сохранить усыновление в тайне.
  4. У родственников могут иметься одинаковые вредные привычки, и бороться с ними в этом случае сложнее.

Но есть люди, для которых все вышеперечисленное не является преградой, и дети вырастают в одной семье, не разрывая кровную связь.

Сразу троих детей

Чаще всего усыновляют 3-х не сразу, а с определенными временными промежутками. При этом условии легче адаптировать ребенка к новым условиям жизни, можно больше оказать внимания каждому.

Родственное усыновление

В Законе прописано, что родственники ребенка имеют преимущества при его усыновлении перед другими претендентами.

Ребенка, лишившегося опеки родителей, могут усыновить дяди, тети, другая родня . Следует учитывать, что разница в возрасте между усыновляемым и усыновителем должна быть не меньше шестнадцати лет.

Адаптация проходит легче, так как приемные родители знают семью ребенка

Имеет ли значение гражданство?

Граждане РФ могут усыновить ребенка, имеющего гражданство другой страны. Но тогда процесс усыновления осуществляется по законам страны, гражданином которой на момент усыновления является ребенок.

Доверят ли инвалидам?

Усыновить инвалиду ребенка достаточно сложно. Существует перечень болезней, при которых граждане не могут быть усыновителями. В частности, инвалиды 1 группы. Для инвалидов 2 и 3 группы практически нет препятствий в этом вопросе.

Но при усыновлении детей инвалидами есть свои плюсы и минусы. Начнем с плюсов:

  1. Детям в семье всегда лучше, чем в детдоме.
  2. Человек, ставший инвалидом, может реализовать себя как родитель.
  3. Ребенок, видя те трудности, которые преодолевает его усыновитель, будет относиться к нему с большим уважением.

Минусы:

  1. Неизбежные финансовые проблемы.
  2. Ребенок может стесняться родителя-инвалида.
  3. Повзрослев, усыновленный ребенок окажется привязанным к усыновителю, стремясь обеспечить уход за ним. А приемный родитель будет испытывать чувство вины при этом.

В любом случае тут требуется индивидуальный подход. Причины инвалидности и ее степень бывают разными, ситуации, приведшие к мысли об усыновлении тоже.

Когда инвалидом является только один из супругов, то усыновить можно здоровому супругу.

Таня инвалид-колясочник после полученной травмы. Она работает удаленно на дому бухгалтером. Муж здоровый человек. Они решили усыновить ребенка. Документы оформил муж с согласия Тани. Теперь у Павлика есть родители. Мама постоянно находится с ним дома, вместе они играют, читают, смотрят мультфильмы.

Путь к усыновлению не прост. Но это возможность сделать счастливой жизнь хотя бы одного ребенка.

В Российской Федерации приоритетным считается воспитание детей в семье. Государством разрабатываются и выполняются мероприятия, направленные на стимулирование граждан к усыновлению, то есть принятию сирот в свои ячейки общества. Немаловажной их частью являются льготы при усыновлении ребенка. Рассмотрим, на какие виды льгот усыновители могут рассчитывать в 2019-2020 году.

Общее понятие

Усыновлением называют процесс принятия в семейство малыша, оставшегося без родительского попечения. Термин воспринимается в общем порядке, безотносительно к его полу. В процессе усыновления обе стороны обретают права и обязанности по отношению друг к другу, ничем не отличимые от правоотношений в обычной семье.

Усыновитель берет на себя обязанность в отношении ребенка:

  • по его материальному обеспечению;
  • по созданию условий для получения образования, в том числе профессионального;
  • по обеспечению комфортных условий проживания.

Усыновленный малыш получает все права родного. Кроме того, у него появляются те же обязанности в отношении новых родителей.

Важно! Органы опеки и попечительства обязаны следить за исполнением родителями-усыновителями долга. В случае выявления серьезных нарушений и злоупотреблений, они обращаются в суд за отменой усыновления.

Государственная поддержка усыновления


В федеральном законодательстве содержится ряд преференций для родителей - усыновителей.
Их можно условно разделить на следующие группы:

  • социальная поддержка;
  • налоговые льготы;
  • преференции в области трудовой деятельности.
Важно! Местные льготы для усыновителей более разнообразны. Однако они сводятся к мерам социальной поддержки семей, воспитывающих сирот.

Семейство, принявшее чужого ребенка, может претендовать на такие меры социальной поддержки:

  • декретный отпуск со всеми выплатами (если взяли малыша до 3 месяцев от роду);
  • получение сертификата на материнский капитал (при условии, что в семье двое и более детей);
  • единовременное пособие при усыновлении;
  • ежемесячные выплаты матери до достижения ребенком 1,5 лет;
  • льготное зачисление и бесплатное питание в детсадах и школе;
  • бесплатные лекарства на деток до 3-х лет;
  • возмещение расходов на оплату услуг ЖКХ;
  • возмещение 50% стоимости расходов на детсад.
Льготы положены только в том случае, если ребенок усыновлен из детдома. Если усыновляют детей супруга от предыдущего брака, льготы не предоставляются. Кроме отпуска по уходу за малышом.

Законодательство не делает разницы между родителями. Декрет и ежемесячные выплаты могут предоставляться и отцу по желанию.

На кого распространяется действие государственных программ поддержки

Назначение преференций и их материальное выражение зависит от условий усыновления, в том числе здоровья детей. Так, единовременное пособие при приеме в семейство таково:

  • здорового ребенка - 16 350,33 руб. (с 1 февраля 2017 года);
  • инвалида - 124 929,83 руб.

Вместе с тем льготы в области трудовых отношений распространяются исключительно на людей, имеющих официальное место службы. Например, к ним относятся такие преференции, как:

  • ограничения по привлечению к ночным сменам, сверхурочным работам;
  • запрет на работу в выходные и праздничные дни;
  • предоставление отпуска в летний период.
Внимание! Преференции для работающих родителей описаны в ст. 264 Трудового кодекса (ТК). Они одинаковы для биологических родителей и усыновителей.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Меры финансовой поддержки усыновителей

Выплаты людям, принявшим на воспитание неродных детей, можно еще разделить на:

  • общие;
  • специальные.

Под первыми имеются в виде те пособия и льготы, которые положены биологическим родителям. В то же время существуют выплаты, начисляемые только усыновителям.

Декретные деньги

Если малышу, переданному в семейство, менее трех месяцев, то один из родителей имеет право оформить декрет. На практике это делается в том же порядке, что и при рождении дитя:

  1. Следует обратиться в женскую консультацию с документами.
  2. Доктор поставит женщину на учет и выдаст больничный лист.
  3. Этот документ передается в администрацию предприятия.
  4. Бухгалтерия начислит и выплатит обычное пособие по беременности.
Важно! При усыновлении двойни срок запроса на пособие продлевается до 110 дней, обычно он равен 70 суткам.

Единовременная выплата усыновителю


Данный вид выплат производится единожды. Право на него возникает у семейства сразу после оформления всех документов на принятого ребенка (на практике - решения суда). Сумма зависит от возраста и состояния здоровья усыновленного, количества принятых детей.

Выше приведены суммы пособия, выплачиваемого в 2018 году, на здорового ребенка и дитя, имеющего ограничения по здоровью.

Кроме того, повышенные выплаты (124 929,83 руб.) положены, если:

  • ребенку более 7 лет;
  • в семейство принимают братьев или сестер (платится на каждого).
Внимание! Если малыша усыновляют вторично, и данный вид пособия получен предыдущим семейством, то следующим родителям его не выплачивают.
Как получить


Единовременная выплата автоматически не назначается. За ней следует обратиться персонально человеку, которому суд установил родительские права. Для этого следует подготовить копии таких официальных бумаг:

  • судебное решение о легитимации факта усыновления (должно быть в силе);
  • если у ребенка есть установленные ограничения по здоровью, их подтверждают соответствующей справкой, выданной медико-социальной экспертизой;
  • когда семья приняла братьев или сестер, нужны бумаги, подтверждающие таковой факт.
Важно! За выплатой пособия необходимо обратиться в течение полугода со дня вступления в силу судебного решения. Иначе придется опять обращаться в судебный орган.

Документы нужно отнести в местную администрацию (органы опеки). Выплаты производятся через десять дней, при условии предоставления достоверных и полных сведений.

Важно! Если в судебном решении указаны обстоятельства, увеличивающие выплаты (ребенок-инвалид, возраст усыновленного или прием в семейство братьев и сестер), то дополнительных бумаг не требуется.

Пособие по уходу до полутора лет


Размер данного вида выплат вычисляется обычным способом: на основании среднего заработка за последние два года. Величина его составляет 40% от показателя. Минимальные суммы с 1 февраля 2017 года составляли:

  • на первого малыша (считаются все дети в семье: родные и усыновленные) - 3056,69 руб.;
  • на второго и последующих - 6131,37 руб.
Внимание! Выплаты производятся предприятием, оформившим отпуск по уходу за малышом родителю - усыновителю (маме или папе) на основании свидетельства о рождении (решение суда предоставлять необязательно).

Материнский капитал


В Федеральном законе № 256-ФЗ заложена возможность выделения семьям, усыновившим второго и последующих детей, материнского капитала. Размер его в 2017 году составлял 453 026 рублей.

Внимание! Условия получения сертификата следующие:

  • факт усыновления должен датироваться периодом с 01.01.2007 до 31.12.2018;
  • в семействе должно воспитываться двое и более детей (независимо от степени родства).

Потратить средства маткапитала разрешено только в четырех направлениях:

  • приобретение или реконструкция (возведение) жилья;
  • детское образование;
  • пенсионное обеспечение мамы;
  • реабилитационные и абилитационные мероприятия для детей с ограничениями по здоровью.

Налоговые льготы


Разбираясь, что положено при усыновлении ребенка, не стоит забывать о порядке снижения налогового бремени гражданам с детьми. Он одинаков для биологических и приемных мам с папами.

Сумма налогооблагаемого дохода уменьшается:

  • на 1,4 тыс. руб. при усыновлении первого и второго малыша;
  • на 3 тыс. руб. - третьего и последующих;
  • на 12 тыс. руб. - за прием в семейство ребенка-инвалида (за каждого).

Внимание! Преференция предоставляется по месту службы. Для ее получения необходимо обратиться в администрацию предприятия с соответствующими документами:

  • свидетельствами детей о рождении;
  • справкой об инвалидности сына или дочери.
Скачать для просмотра и печати:

Нужен ли отчет об использовании госпомощи


Отечественное законодательство приравнивает институт усыновления к биологическому родству. Это означает, что родители имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей, независимо от кровных уз.

Государство оказывает дополнительную помощь усыновителям для того, чтобы те больше заботились о детях, испытывали меньше трудностей. Отчитываться за бюджетные деньги не нужно.

Внимание! Исполнение родителями обязанностей контролируется органами опеки и попечительства. Это касается всех сфер жизни, в том числе и материального обеспечения ребят.

Региональные меры поддержки усыновителей


Каждый субъект федерации принимает собственные программы, позволяющие помогать семьям, принимающим детей.
К примеру, в столице и области им предоставляется право получить региональный капитал. Его размер составляет 100 000 рублей.

Кроме этого, усыновитель в Москве получает:

  1. Единовременно 30 тыс. руб. Деньги могут быть переведены на счет либо одного из родителей, либо ребенка.
  2. Ежемесячную выплату в размере 10 000 руб. Эта выплата положена только гражданам, успешно выполняющим родительские обязанности, что подтверждает служба опеки.

Внимание! О конкретных преференциях для усыновителей в регионах следует справляться в органах опеки местной администрации.

Вместо заключения


Описанные права и преференции не носят обязательного характера. Получить их граждане могут по заявлению
. Однако никто не обяжет раскрыть тайну усыновления, если родители того не желают.

  1. От выплат можно отказаться, если это связано с моральным аспектом воспитания детей в семействе.
  2. Только этот поступок не отменит проверок специалистов опеки, которые обязаны контролировать условия проживания детей в семьях, принявших их на воспитание.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.