Как подготовиться к школе после каникул

Как провести последнее лето перед школой будущему первокласснику? Нужно ли специально готовиться к школе или наоборот «оторваться» по-полной? Наши полезные советы!

Страхам нет!

Большинство дошколят хотят в школу. Даже если у них есть старшие братья и сёстры, и они хорошо представляют себе будни школьника. Поэтому задача родителей не отбить это желание.

Что ни в коем случае нельзя делать:

  • Чересчур волноваться самим. Дети прекрасно чувствуют настроение родителей и способны заразиться вашими тревогами.
  • Пугать ребёнка школой, учителями, одноклассниками, нагрузкой.
  • Все каникулы загружать ребёнка учёбой. Вместо того, чтобы часами удерживать будущего первоклассника за столом, заставляя его читать-считать-писать, лучше побольше гуляйте, играйте, наблюдайте за тем, что происходит вокруг. Пусть ребёнок придёт в школу отдохнувшим, с новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
  • Забирать все игрушки или большую их часть, объясняя свои действия тем, что дошколёнок теперь уже совсем большой и скоро станет школьником.

Что можно и нужно делать:

  • Рассказывать об интересных и (главное!) жизнеутверждающих случаях из своей школьной жизни. Вспоминайте своих одноклассников и общие игры, дела и проказы, рассматривайте фотографии из вашего школьного детства, устройте целую пиар-кампанию по формированию положительного и привлекательного образа школы. Но при этом не скрывайте и не замалчивайте реальные трудности, с которыми может столкнуться ребёнок во время учёбы. Иначе может получиться, как в том анекдоте: «Что же вы мне не сказали, что ЭТО теперь на одиннадцать лет?!!» Главное — ничего не преувеличивать и не преуменьшать. Подробно и правдиво отвечайте на вопросы, при этом всем своим видом демонстрируя уверенность и спокойствие.
  • Читать весёлые истории про школьную жизнь.
  • Плавно перестраивать распорядок дня ребёнка под школьный.
  • Учить ребёнка самостоятельности.
  • Вместе выбирать и покупать всё необходимое для учёбы.
  • Объяснять правила поведения в школе (особенно, если ребёнок не посещал детский сад).
  • Играть в школу. Пусть ребёнок побудет и учеником, и учителем. Так он лучше прочувствует и поймёт взаимоотношения, которые выстраиваются между детьми и взрослыми в школе.
  • Гулять около школы, чтобы будущий первоклашка привыкал к территории (если он не ходил в эту школу на подготовительные занятия или не встречал с уроков старших брата или сестру).
  • Устраивать соревнования по сбору портфеля. Ребёнок должен стараться собирать всё необходимое быстро и аккуратно, при этом ничего не забывая на столе и не роняя.
  • На даче можно вырастить цветы для букета, который первоклашка подарит первой учительнице.

Готовимся с удовольствием

Хотя часами просиживать за уроками летом не нужно, тем не менее, кое-какие полезные задания выполнять всё же можно. Они не вызовут у ребёнка отвращения к учёбе, потому что совсем не похожи на уроки, но при этом обязательно помогут ему в будущем, поскольку будут развивать все те качества и умения, которые нужны в школе:

  • Составляйте распорядок дня. Сделать его можно в любой технике, например, в виде коллажа. Пусть будущий школьник вырезает, а потом наклеивает на картон картинки, иллюстрирующие его день (подъём, завтрак, сборы в школу и т. д.). Так он и руку потренирует, и удовольствие от творческого труда получит, и подготовит себе «подсказку» о том, что, как и в каком порядке нужно делать в течение учебного дня. Первого сентября повесьте распорядок на видном месте, дополните его расписанием уроков, и ребёнок будет с удовольствием пользоваться делом своих рук.
  • Собирайте и заготавливайте природные материалы (листья, жёлуди, цветы и т. д.) для будущих поделок, которые дети наверняка будут мастерить в школе. Учите ребёнка правильно сушить и аккуратно хранить собранное.
  • Займитесь составлением гербария. Это, опять же, тренировка мелкой моторики рук и одновременно подготовка к изучению такого предмета как «Окружающий мир».
  • Подготовьте фотоотчёт о каникулах. Пусть ваш дошколёнок попробует себя в качестве фотокорреспондента и снимет всё самое красивое, интересное, необычное, что встретилось ему летом, а после сам приклеит свои работы в альбом, подпишет их, дополнит всё рисунками и аппликациями. Позднее можно будет договориться с учителем о том, чтобы ребёнок выступил перед одноклассниками с рассказом о лете и показал собственноручно сделанный репортаж.
  • Тренируйте руку для письма не в скучных прописях, а выполняя интересные и при этом чрезвычайно полезные для будущих школьников графические диктанты. Они хороши тем, что не только готовят мышцы руки, но и учат ориентироваться на тетрадном листе, закрепляют пространственные представления и тренируют внимательность.

Примеры графических диктантов можно найти в Интернете. Немного потренировавшись, вы легко сможете составлять их сами, выбирая для своего ребёнка те темы, которые ему интересны (например, автомобили или животных). Имейте в виду, что если ребёнок раньше никогда не выполнял графических диктантов, то начинать нужно с самых простых, в которых есть движение только по направлениям вверх-вниз и вправо-влево. Диктанты с движением ещё и по диагонали вводите, только если более простые варианты дошколёнок выполняет быстро и безошибочно.

  • Уделите внимание развитию межполушарных связей. Для этого предложите ребёнку рисовать простейшие рисунки (домики, облака, грибы и т. д.) двумя руками одновременно. Делать это лучше фломастерами или мягкими карандашами.

Низкий старт

Когда до Первого сентября останется меньше месяца, нужно будет обратить внимание ещё на некоторые моменты:

1. Если режим ребёнка пока всё ещё свободный, самое время перестраиваться. Укладывайте без пяти минут первоклашку спать не позднее девяти часов вечера. Если утром он спит долго или встаёт невыспавшимся, передвиньте время отхода ко сну ещё на полчаса.

2. Не забывайте о сложившихся в вашей семье ритуалах отхода ко сну. Да, дошколёнок уже почти школьник, но это не значит, что нужно перестать читать ему на ночь или вести долгие беседы обо всём на свете. Наоборот, ребёнку важно ощущать, что хотя в его жизни многое меняется, остаются в ней вещи, которые по-прежнему незыблемы и важны, как для него, так и для самых близких его людей, родителей.

3. Не привозите ребёнка с отдыха (особенно из другого климата) в последний момент, накануне «дня икс». Лучше, если у него будет несколько дней, чтобы вновь освоиться в родном городе, адаптироваться к другому ритму жизни.

4. Если вы станете придерживаться этих советов, то за лето ребёнок отдохнёт, наберётся сил и только ещё больше укрепится в своём желании пойти учиться. А хороший, правильный настрой — великая вещь.

Даже взрослым трудно после отпуска сразу войти в рабочий ритм. А уж школьникам после долгих летних каникул – тем более. Как помочь им в этом?

За лето у детей изменились привычки, появились новые, связанные как с режимом, так и с поведением. Ребенок взрослеет. Спросите себя: как он изменился? Может быть, пришла пора в чем-то предоставить ему больше самостоятельности?

Но учитывайте, что дети действительно могут забыть привычные правила поведения. «Бабушка мне разрешала, а вы…» – если отпрыск так заявляет, не спорьте. Спокойно скажите: «Да, у бабушки было так. Но ты ведь знаешь: в нашей семье принято то-то и то-то».

  • Беседуйте с детьми. О расставании с летом, об обязательности обучения в школе, об отношениях с одноклассниками. Цель таких бесед – создать и поддержать стимул «начать новую жизнь». Многие школьники к 1 сентября настроены на то, чтобы лучше учиться, исправить какие-то недостатки в своем поведении.
  • Делитесь летними впечатлениями. Можно сделать фотоальбом или домашнюю стенгазету «Как мы провели лето». Можно устроить вечер воспоминаний, на котором обсудить не только прошедшее лето, но и планы на будущее: как учиться, как отдыхать, что будет в семье нового и интересного. Дети охотнее выполняют то, что предложили сами, поэтому такие планы и предложения стоит красиво оформить и повесить на видном месте.

Эти беседы и обсуждения вам помогут понять, в чем нуждается школьник, чего опасается, какая помощь необходима ему и к 1 сентября, и в течение года.

Игровые тренировки

Последние предшкольные недели проведите в виде игр и состязаний.

  • Пользуйтесь ситуацией. Так, рассчитываясь у кассы, ребенок (с вашей подачи) может потренироваться в устном счете. Насыпая в чай сахар, вспомнить о свойствах веществ, открывая консервную банку – о рычаге.
  • Определяйте задания на каждый день. Например, то же чтение. «Что и сколько ты сегодня прочтешь?» – уточняйте и обязательно проверяйте, беседуя о прочитанном. Полезно читать вслух по очереди или устраивать чтение по ролям.

Многие дети за лето отвыкают писать. Это не страшно. Чтобы рука вспомнила правописание, каждый день понемногу пишите. Для диктовки выбирайте смешные отрывки из книг, забавные предложения.

Восстанавливайте режим

В августе распорядок дня школяра надо перестраивать на рабочий лад. Время отхода ко сну смещать к 21-22 часам, а подъема – к 7 утра. Делайте это плавно. Сдвигайте каждые 3-4 дня время укладывания и подъема на полчасика.

Вернувшись в город, школьник радостно может засесть за любимый компьютер (соскучился!). Пусть пару дней «оторвется» – потом вводите ограничения.

Вместе займитесь покупками

Тетради, ручки, карандаши и прочие школьные принадлежности пусть выбирает сам ребенок. А чтобы не случилось недоразумений у прилавка, предоставьте ему свободу выбора в разумных пределах. Так, покупая школьных рюкзак, определите несколько подходящих по ценам, а ребенок уже из них пусть выберет, какой именно покупать.

План на будущее лето

Помните, к учебному году всегда легче адаптироваться тем детям, которые летом пусть понемногу, но регулярно занимаются (например, читают каждый день). Так что не освобождайте их летом от всех обязанностей: девайте задания, в том числе хозяйственные поручения, – это поможет ребенку не забывать про ответственность.

И главное – контролируйте их выполнение. Некоторые родители ограничиваются напоминаниями, а к действиям (проверке) не переходят. И это пустое сотрясение воздух только еще больше расхолаживает: ребенок утверждается в мысли «Не сделал сегодня – и завтра как-нибудь отверчусь».

Считаете ли вы, что введение обязательного второго иностранного языка с 5 класса положительно отразится на качестве знаний школьников?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

1. Первое, с чего нужно начать, - это переход к школьному режиму. Уже за две недели до начала учебного года начинайте постепенно укладывать спать и будить ребенка на 20-30 минут раньше. Если резко обрывать привычный летний режим и переводить на школьный — с ранним пробуждением, то это вызовет конфликты в семье, стресс, школьную тревожность, психосоматику (боли в животе, головные боли и тому подобное).

Чтобы облегчить раннее пробуждение, можно найти стимул для ребенка. Например, совместное приятное времяпрепровождение с родителями (интересные прогулки, просмотр коротких добрых мультиков и др.). За 2-3 часа до сна нужно исключить телевизор, компьютер, шумные игры, громкую музыку, тяжелую пищу. Вместо этого можно вместе почитать, поиграть в спокойные игры, прогуляться, послушать добрую сказку. Сон должен быть спокойным в темной, проветренной комнате без посторонних звуков. Важно помнить, что ребенку в начальной школе нужно спать не менее 10 часов.

2. Параллельно с режимом сна налаживаем и режим питания. Выбирайте похожий на тот, что будет в школе. Старайтесь давать ребенку как можно больше свежих фруктов и ягод, т.к. они богаты витаминами и защитят от частых простудных заболеваний осенью.

3. Не стоит откладывать покупку школьных принадлежностей и одежды на последний момент. В магазин желательно идти вместе с детьми, чтобы избежать ошибок с размером и возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах. Не отказывайте детям в удовольствии самостоятельно выбирать канцелярские принадлежности, рюкзаки. Это поможет школьнику привыкнуть к мысли, что скоро начнется учебное время.

4. Очень важно заменять пустое времяпрепровождение перед компьютером, телефоном или телевизором полезными занятиями, подвижными играми, спортом, семейными прогулками, походами, экскурсиями, посещением зоопарков, выставок и так далее. После каждой прогулки можно вместе с ребенком обсудить, что интересного узнали, что больше всего понравилось. А лучшие моменты вашего совместного семейного времяпрепровождения поручите своему чаду снимать на фотоаппарат (с последующим созданием красивой презентации).

5. Говорить с детьми о школе нужно только в позитивном ключе. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе больше всего и делайте упор именно на это (общение с друзьями, любимые предметы, школьные кружки, новые интересные знания, новые достижения).

Настраивайте свое чадо на то, что у него все получится, что он преодолеет любые проблемы. Чаще говорите, как вы его любите, как гордитесь им, как верите в него.

Не надо пугать детей (и особенно первоклассников) школьными трудностями, наказанием учителя, громоздкими домашними заданиями. Это только повысит школьные страхи и отобьет всякое желание учиться. Особое внимание стоит уделить детям, которые идут в 1-й или в 5-й класс. У первоклашек все только начинается, и ожидание учебы может стать очень волнительным. А для школьников, перешедших в 5-й класс, сложности связаны с появлением в их жизни новых учителей и предметов.

Также стоит особо поддержать ребенка, если его перевели в новую школу - в этом случае ему еще тяжелее, так как рядом не будет даже старых друзей. Заранее настройте ребенка на позитив - «У тебя все обязательно получится!», « Ты справишься!»

6. Любые проблемы (серьезные пробелы в знаниях, неуверенность в себе, первая неразделенная любовь и др.), связанные со школой, необходимо устранить заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед новым учебным годом. Желательно чаще разговаривать с детьми о том, чего они ждут от школы, об их страхах, друзьях и так далее. Таким образом, родителям будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить своего школьника к учебной жизни.

7. Во второй половине августа нужно посвятить около 30 минут в день повторению наиболее сложных для ребенка предметов, а также чтению заданной на лето литературы (если до этого ребенок к ней не притрагивался).

Можно проводить небольшие диктанты (хотя бы по 3-4 строчки), чтобы подготовить руку к письму, восстановить нормальный почерк, вспомнить основы правописания.

Было бы неплохо заняться с ребенком и иностранным языком (лучше обучение через игру).

Если у ребенка есть серьезные проблемы по некоторым предметам, то желательно позаниматься с репетитором (но только с тем, кто сможет заинтересовать ребенка).

Подобные занятия должны проходить в спокойной, доброжелательной атмосфере и желательно в одно и то же время. Чаще подбадривайте и хвалите ребенка за малейшие успехи. Это придаст школьнику уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность. И, конечно же, не стоит перегружать детей уроками, дабы не отбить охоту к учебе. 1 сентября ребенок должен ждать, как праздника.

Было бы очень здорово, если бы в вашей семье была бы традиция - праздновать День знаний в кругу семьи и дарить своему ребенку подарки в связи с началом нового учебного года.

1. Первое, с чего нужно начать, - это переход к школьному режиму. Уже за две недели до начала учебного года начинайте постепенно укладывать спать и будить ребенка на 20-30 минут раньше. Если резко обрывать привычный летний режим и переводить на школьный — с ранним пробуждением, то это вызовет конфликты в семье, стресс, школьную тревожность, психосоматику (боли в животе, головные боли и тому подобное).

Чтобы облегчить раннее пробуждение, можно найти стимул для ребенка. Например, совместное приятное времяпрепровождение с родителями (интересные прогулки, просмотр коротких добрых мультиков и др.). За 2-3 часа до сна нужно исключить телевизор, компьютер, шумные игры, громкую музыку, тяжелую пищу. Вместо этого можно вместе почитать, поиграть в спокойные игры, прогуляться, послушать добрую сказку. Сон должен быть спокойным в темной, проветренной комнате без посторонних звуков. Важно помнить, что ребенку в начальной школе нужно спать не менее 10 часов.

2. Параллельно с режимом сна налаживаем и режим питания. Выбирайте похожий на тот, что будет в школе. Старайтесь давать ребенку как можно больше свежих фруктов и ягод, т.к. они богаты витаминами и защитят от частых простудных заболеваний осенью.

3. Не стоит откладывать покупку школьных принадлежностей и одежды на последний момент. В магазин желательно идти вместе с детьми, чтобы избежать ошибок с размером и возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах. Не отказывайте детям в удовольствии самостоятельно выбирать канцелярские принадлежности, рюкзаки. Это поможет школьнику привыкнуть к мысли, что скоро начнется учебное время.

4. Очень важно заменять пустое времяпрепровождение перед компьютером, телефоном или телевизором полезными занятиями, подвижными играми, спортом, семейными прогулками, походами, экскурсиями, посещением зоопарков, выставок и так далее. После каждой прогулки можно вместе с ребенком обсудить, что интересного узнали, что больше всего понравилось. А лучшие моменты вашего совместного семейного времяпрепровождения поручите своему чаду снимать на фотоаппарат (с последующим созданием красивой презентации).

5. Говорить с детьми о школе нужно только в позитивном ключе. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе больше всего и делайте упор именно на это (общение с друзьями, любимые предметы, школьные кружки, новые интересные знания, новые достижения).

Настраивайте свое чадо на то, что у него все получится, что он преодолеет любые проблемы. Чаще говорите, как вы его любите, как гордитесь им, как верите в него.

Не надо пугать детей (и особенно первоклассников) школьными трудностями, наказанием учителя, громоздкими домашними заданиями. Это только повысит школьные страхи и отобьет всякое желание учиться. Особое внимание стоит уделить детям, которые идут в 1-й или в 5-й класс. У первоклашек все только начинается, и ожидание учебы может стать очень волнительным. А для школьников, перешедших в 5-й класс, сложности связаны с появлением в их жизни новых учителей и предметов.

Также стоит особо поддержать ребенка, если его перевели в новую школу - в этом случае ему еще тяжелее, так как рядом не будет даже старых друзей. Заранее настройте ребенка на позитив - «У тебя все обязательно получится!», « Ты справишься!»

6. Любые проблемы (серьезные пробелы в знаниях, неуверенность в себе, первая неразделенная любовь и др.), связанные со школой, необходимо устранить заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед новым учебным годом. Желательно чаще разговаривать с детьми о том, чего они ждут от школы, об их страхах, друзьях и так далее. Таким образом, родителям будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить своего школьника к учебной жизни.

7. Во второй половине августа нужно посвятить около 30 минут в день повторению наиболее сложных для ребенка предметов, а также чтению заданной на лето литературы (если до этого ребенок к ней не притрагивался).

Можно проводить небольшие диктанты (хотя бы по 3-4 строчки), чтобы подготовить руку к письму, восстановить нормальный почерк, вспомнить основы правописания.

Было бы неплохо заняться с ребенком и иностранным языком (лучше обучение через игру).

Если у ребенка есть серьезные проблемы по некоторым предметам, то желательно позаниматься с репетитором (но только с тем, кто сможет заинтересовать ребенка).

Подобные занятия должны проходить в спокойной, доброжелательной атмосфере и желательно в одно и то же время. Чаще подбадривайте и хвалите ребенка за малейшие успехи. Это придаст школьнику уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность. И, конечно же, не стоит перегружать детей уроками, дабы не отбить охоту к учебе. 1 сентября ребенок должен ждать, как праздника.

Было бы очень здорово, если бы в вашей семье была бы традиция - праздновать День знаний в кругу семьи и дарить своему ребенку подарки в связи с началом нового учебного года.

Все мы знаем, как важно не забывать летом о будущей учёбе. И все, как правило, упускаем эту педагогическую возможность. Ну какие списки летнего чтения или, скажем, упражнения по математике, когда ещё не все лужи замерены и не все бабочки посчитаны? Последние летние деньки тратить на подготовку особенно обидно! В итоге первое сентября обрушивается на родителей и ребёнка, как лавина. Успели собрать все учебники с канцтоварами - уже хорошо. Тут-то и выясняется, что за три месяца знания основательно выветрились из детских голов, да и режим стал совсем не школьным.

Не переживайте! Как оперативно и безболезненно вернуть ребёнка в рабочее русло, вы узнаете ниже. Правда, вам необходимо понимать, что период адаптации длится как минимум 2 недели, а у некоторых детей, особенно маленьких, он запросто доходит до одного-полутора месяцев.

Ищем повод для оптимизма

Для начала родителям самим нельзя киснуть и заражать ребёнка разочарованием в связи с окончанием отпуска или каникул. Ура, школа! Ура, старые друзья! Ура, новые предметы! По крайней мере, так можно настраивать маленьких школьников.

С умудрёнными учениками средней школы фокус может не пройти. Как правило, в ход идёт «классика»: ребенку рассказывают о том, что он станет дворником, если будет учиться плохо, или, скажем, финансистом, если постарается. Это заявление многих пугает, но при этом никого не мотивирует. Детям слишком сложно оценить и представить то, что будет с ними через десяток-другой лет. Куда лучше напомнить маленьким умникам, что за средней школой следует старшая. Время фантастических приключений и невероятной свободы, когда ты, дорогой друг, получишь право совершенно самостоятельно… ну, например, распоряжаться карманными деньгами, добираться на общественном транспорте до кружков или загружать приложения в телефоне. В общем, обрисуйте заманчивую, реалистичную и не слишком отдалённую перспективу, к которой приведёт хорошая учёба в средней школе.

Намечаем цели

«Ходить в школу» и «проходить предметы» от этих выражений так и веет безысходностью и отсутствием мотивации. Ещё не поздно обсудить с ребёнком, зачем он всё это делает. Какие у вас с ним цели на конец четверти и года? И что нужно сделать для их достижения? Определившись с целью, обсудите шаги по её достижению. Процесс разбейте на мелкие понятные части. Можно даже составить специальный календарь, чтобы отмечать прогресс.

Не теряйте связи с действительностью. Например, осенняя простуда практически неизбежна. А значит, далеко не каждую неделю ребёнок сможет ставить галочки в своём плане. Ничего страшного.

Выстраиваем режим

Речь идёт и о режиме жизни, и о режиме учёбы. Во-первых, стараемся навести порядок со временем отхода ко сну и пробуждением. Если ребёнок привык не спать до позднего часа, постепенно, по полчаса за раз, возвращаемся к раннему укладыванию.

Во-вторых, разбираемся с новой программой. От изобилия информации у чада, скорее всего, голова пошла кругом, и кое-какие важные подробности могли вылететь из одного уха с той же скоростью, с какой влетели в другое. На первых порах стоит засесть с ребёнком вместе за новое расписание. Детально уточните все школьные требования. Таким образом вы, во-первых, снизите стресс, потому что предсказуемость даёт ребёнку чувство контроля. А, во-вторых, вы сократите число ситуаций вроде «а я прослушал про дневник погоды» и «ой, завтра надо сдать презентацию». Ну и, в-третьих, вы выясните, не перебрали ли вы по осени с целями и задачами, секциями и кружками. Чтобы прирождённые трудоголики ни говорили о том, что отдых - это смена деятельности, в расписании ребёнка всегда должно оставаться хотя бы немного времени для… безделья! И это время он, по-честному, имеет право потратить по своему усмотрению.

Украшаем действительность

Чередование каникул и учебного года не должно казаться ребёнку чередованием заточения и воли. Ищите в учёбе хорошие стороны или создавайте их сами. Если ребёнок заинтересовался каким-то предметом, подогревайте его любопытство, предлагайте ему дополнительные книги или интересные фильмы, связанные с темой.

Обратите внимание на организацию места для уроков в доме. За лето ребенок, определённо, подрос, и, возможно, ему потребуется новая мебель. Обязательно проверьте высоту стула, стола, чтобы не спровоцировать ребёнку проблемы со спиной.

Красота - в деталях. Попробуйте необычно упаковывать школьный ланч. Или, как вариант, к комплекту полезных школьных вещей добавьте вещи симпатичные и бесполезные. Особенно ценно то, чем можно поразить одноклассников. Каждый год детей захлёстывает какая-нибудь новая мода, нередко на что-то относительно бюджетное, наподобие резиночек для плетения браслетов. Будьте в курсе детских увлечений. Статус знатока резинкоплетения может здорово мотивировать не пропускать уроки.

Освежаем память

Забыть за лето школьную премудрость и нахвататься троек в первой четверти - дело обычное. В эти дни лучше отложить в сторону родительскую гордость вида «мой ребёнок делает уроки сам» и засесть за стол вместе с чадом. Не злитесь, если ребенок вдруг перестал понимать задания, которые раньше щёлкал, как орехи.

Прежде, чем приниматься за домашнюю работу, по всем проблемным предметам поднимите старые записи и учебники. Полистайте их вместе с ребёнком и разберитесь, где образовались пробелы. Учительнице может быть совершенно некогда этим заниматься, а вот вы спокойно поэтапно повторите пройденное заново. После этого новая информация без труда ляжет на подготовленную почву.

Да и каким бы тяжёлым ни было начало года, как бы недовольны вы ни были, не скупитесь на добрые слова. Есть хоть какой-то прогресс - хвалим! Да, и конечно, хвалить надо не столько оценки, сколько само усердие. Ведь отметки ребёнку будут в жизни ставить не всегда, а вот стараться нужно в любом деле.

Ищем союзников

Присмотритесь к новым учителям, выясните, какие у них с ребёнком складываются отношения. С учителями нужно встретиться, хотя бы немного поговорить и выяснить у них, на что обращать внимание, а о чём можно не волноваться.

Расспросите ребёнка и о его одноклассниках. После дачной компании, например, в классе может быть одиноко, особенно, если это первый класс. Постарайтесь найти возможность подружить ребёнка с кем-нибудь, пригласить потенциального товарища в гости, если так проще - вместе с его родителями. Верный друг - это и повод торопиться в школу и - только тс-с-с! - человек, который всегда поможет с домашним заданием.

Искренне сопереживаем

Маленьким детям бывает просто тяжело расставаться с родителями перед школой. Их могут одолевать страхи: «А вдруг мама за мной никогда не придёт!?» Поэтому не просто не опаздывайте за ребёнком в школу, а лучше приходите на пять минут раньше, пусть он видит, что вы скучали по нему также, как и он по вам.

Кроме того, важно не суетиться и не портить момент прощания. Выработайте свой собственный ритуал, на который у вас всегда должно хватать времени. Он может включать объятия, какие-то тёплые слова. Вы можете дать ребёнку с собой какую-то вещь, которая будет напоминать о вас. Конечно, это должно быть что-то, что соответствует школьным нормам. Например, счастливый карандаш.

Обсуждайте с ребёнком прошедший школьный день с любопытством и без давления. Заметим, что у детей есть манера отвечать на вопросы вроде «Ну, как сегодня в школе?» многозначительным «Ничего». Обхитрить их легко. Придумывайте более конкретные вопросы вроде «Что у вас было на втором уроке?», «Чем сегодня кормили?» или «Что самое интересное было на биологии?». Такие вопросы продемонстрируют вашу заинтересованность и позволят узнать действительно ценную информацию. Скажем, если самым замечательным событием на биологии было падение заснувшего одноклассника со стула, вы будете знать, на какой предмет стоит поднажать.

Все перечисленные приёмы похожи на метод мягкого обучения плаванию. Основная тонкость в том, чтобы не держать ребёнка «на руках» весь оставшийся год. Постепенно снижайте свою вовлечённость, но, разумеется, не отказывая ему в поддержке в критических ситуациях и просто в тяжелые дни. В какой-то момент ребёнок сам начнёт чувствовать себя увереннее и благополучно выйдет в автономное плавание.