Индия и пакистан на пути к войне. Кашмирский вопрос в отношениях Индии и Пакистана. Досье

Для Индии и Пакистана взаимоотношения друг с другом имеют первостепенное значение. Политические, исторические, экономические, культурные интересы и традиции народов обеих стран настоятельно диктуют необходимость дружественных отношений и тесного сотрудничества.

Между тем в результате проведенного империалистами в соответствии с планом Маунтбэттена раздела страны возник новый узел противоречий Ч Весьма острым был кашмирский вопрос. Международноправовой статус Кашмира упростился после того, как законодательный орган княжества принял решение об окончательном вхождении его в Индийский Союз на правах штата. Правда, Пакистан отрицает правомерность этого акта и по-прежнему настаивает на проведении плебисцита. Внутриполитическое положение в Кашмире стабилизировалось, хотя экономические успехи штата не соответствовали его возможностям. Прогрессивные буржуазно-демократические реформы во многом оставались на бумаге 398. Это послужило даже причиной временного раскола правящей партии - Национальной конференции - и выхода из ее рядов левого крыла во главе с Гулямом Садыком, образовавшего Демократическую национальную конференцию. В начале 60-х годов обе партии вновь объединились, и в 1964 г. главным министром стал Гулям Садык. В том же году получил свободу политической деятельности шейх Абдулла, смещенный в 1953 г. с поста премьер-министра.

Кашмирский вопрос стал, можно сказать, делом принципа и престижа. В обеих странах общественное мнение в связи с Кашмиром было накалено до той степени, когда исключалась какая бы то ни была возможность компромисса. Вместе с тем политически кашмирский вопрос приобретал новый, не менее опасный, чем ранее, характер, так как из чисто локального конфликта разрастался в многосторонний. Поскольку Пакистан в 1954 г. вошел в блок СЕАТО и в 1955 г. в Багдадский пакт, фактически изменилось соотношение сил и положение участников кашмирского спора. США получили значительно большие, чем раньше, возможности осуществлять вмешательство в отношения между Индией и Пакистаном. Они использовали их весьма активно. Однако разрешение конфликта от этого не продвинулось ни на шаг. Напротив, включение кашмирского вопроса в повестку дня органов СЕАТО и давление Запада вызвали резкие протесты со стороны Индии.

Обсуждение кашмирского вопроса в Совете Безопасности возобновилось в 1957 г. Принятию резолюций, направленных против интересов Индии, помешала позиция Советского Союза как постоянного члена Совета. Было принято решение направить шведского дипломата Ярринга для консультаций с заинтересованными правительствами.

Имели место систематические двусторонние переговоры между главами правительств Индии и Пакистана на ежегодных совещаниях премьер-министров стран содружества в Лондоне, а также в ряде случаев по специальной договоренности. Много раз встречались для переговоров представители обеих стран и в ранге министров. Однако достижение компромисса оказывалось невозможным. Индия исключала проведение плебисцита, но соглашалась на компромисс на основе статус-кво. Пакистан же настаивал на отмене положений о вхождении Кашмира в состав Индийского Союза и на проведении плебисцита под эгидой ООН на всей территории бывшего княжества.

После прихода к власти в октябре 1958 г. фельдмаршала Айюб-хана переговоры продолжались. Удалось договориться о прекращении перестрелки на границе Ассама и Восточного Пакистана, об обмене небольшими территориями на этой границе, однако кашмирский вопрос остался яблоком раздора.

Начало китайско-индийского пограничного конфликта создало несколько иную обстановку в индо-пакистанских отношениях. Уже через три дня после того, как Неру объявил 29 августа 1959 г. о событиях на границе с Китаем, произошла встреча между ним и президентом Айюб-ханом. Западные союзники Пакистана развили активность, стремясь воспользоваться новой ситуацией для того, чтобы добиться от Индии уступок своим требованиям. Особенно бесцеремонно они начали действовать после обострения китайско-индийского конфликта осенью 1962 г.

Однако развитие событий пошло по пути, неожиданному даже для заправил СЕАТО. Между Пакистаном и Китаем состоялись успешные переговоры о демаркации границы на территории Кашмира. Они заключили также торговое соглашение.

Между тем противоречия между Индией и Пакистаном все обострялись. Осенью 1962 г. имела место перестрелка в Трипуре. В мае 1963 г. в Дели происходили очередные переговоры о Кашмире, которые не дали никаких результатов. Единственное, что удалось решить (помимо незначительных взаимных территориальных уступок в Бенгалии),- это вопрос об использовании вод реки Инд.

Серьезное обострение индо-пакистанских отношений было вызвано похищением мусульманских реликвий из мечети на территории Кашмирской долины. Это произошло на рубеже 1963-1964 гг. и еще больше ухудшило обстановку, и без того накаленную неудачей переговоров о Кашмире. Газета «Патриот» писала 5 января 1964 г.: «Президент Мусульманской лиги Западного Пакистана призвал мусульман всего Пакистана организовывать митинги и молиться в мечетях в знак протеста против кражи Му-и-Мобарак («священного волоса»). Наиболее провокационные заявления делались лидерами «Азад Кашмир» *, которые повторяли старый призыв к «священной войне» против Индии. Издающаяся в Карачи «Морнинг ньюс» сообщала, что на митингах принимались резолюции, осуждающие «насильственную оккупацию Кашмира индийским правительством» и призывающие к священной войне за освобождение Кашмирской долины.

В результате экстремистской религиозной пропаганды в ряде районов начались столкновения среди населения. В частности, в Западной и Восточной Бенгалии имелись сотни жертв.

Количество беженцев исчислялось десятками тысяч.

Сначала между президентом Индии Радхакришнаном и Айюб-ханом, а затем между Айюб-ханом и Неру произошел обмен посланиями по этому вопросу. Было решено, что министры внутренних дел обеих стран обсудят вопрос о беженцах. В самом Кашмире волнения, начавшиеся на религиозной почве, переросли в проявление недовольства администрацией штата, хотя похищенная реликвия, правда, была вскоре найдена. Индийское правительство сочло необходимым вместе с рядом видных деятелей Кашмира принять уча стие в рассмотрении положения в штате. В Кашмир совершил поездку заме*, ститель Дж. Неру Л ал Бахадур Шастри. В результате этих консультаций на должность премьер-министра штата был выдвинут Гулям Садык.

Весной 1964 г. Совет Безопасности вновь обсуждал кашмирский вопрос. После беспорядков на религиозной почве полемика между заинтересованными сторонами носила весьма враждебный характер. Пакистанский министр иностранных дел Бхутто и слышать не хотел о компромиссе, резко нападая на Индию. Представитель последней Чагла, видный политический деятель мусульманского вероисповедания и министр образования, также использовал трибуну для осуждения политики Пакистана. На демаркационной линии в Кашмире происходили перестрелка, столкновения.

Освобожденный из-под ареста шейх Абдулла начал выступать с речами, в которых если и не возобновил прямо свою агитацию в пользу независимости Кашмира, то во всяком случае ставил Индию и Пакистан на одну доску в кашмирском споре. В 1964 г. он получил приглашение посетить Пакистан и выступал там с речами. Его встречали как героя и лидера Кашмира.

В мае 1964 г. президент Айюб-хан и премьер-министр Неру приняли решение о новой встрече с целью попытаться примирить позиции двух стран в вопросе о Кашмире. Однако смерть Дж. Неру помешала этому.

Новый премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри, продолжая курс Дж. Неру, в своей речи 11 июня 1964 г. говорил о необходимости воспрепятствовать тенденции к ухудшению отношений с Пакистаном.

Трудно сказать, насколько оправдались бы оптимистические прогнозы в отношении несостоявшейся встречи Айюб-хана и Неру. Если договоренность оказывалась невозможной прежде, то в последующий период морально-политическая обстановка в Индии да и в Пакистане для взаимоприемлемого компромисса еще более осложнилась. Правые элементы в Индии раскололись по этому вопросу: некоторые готовы были пожертвовать Кашмиром ради военного соглашения с США, но большинство продолжало расценивать любую уступку как «предательство».

В начале июня шейх Абдулла встретился с Л. Б. Шастри и имел с ним продолжительную беседу. Печать предполагала, что Абдулла информиррвал Шастри о своих переговорах в Пакистане. Кроме того, Айюб-хан и Шастри обменялись посланиями, в которых выразили свое стремление сделать все возможное для улучшения индо-пакистанских отношений. Они договорились также продолжить обмен мнениями во время конференции премьер-министров, стран СОднакЬ поездка Шастри в Лондон не состоялась из-за его болезни.

На демаркационной линии продолжались инциденты. В контролируемой Пакистаном части Кашмира происходили беспо рядки. Был смещен с должности президент этой территории Хур- шид. Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки индо-пакистанские отношения, в сентябре 1964 г. в Пакистан выезжала из Индии «миссия доброй воли» во главе с одним из лидеров социалистической партии - Джайпракаш Нарайяном. Однако атмосфера переговоров не улучшилась; частые перестрелки между индийскими и пакистанскими войсками вызывали жертвы и создавали нервозную обстановку. Именно в такой обстановке в октябре 1964 г. в Карачи наконец состоялась встреча JI. Б. Ша- стри и Айюб-хана. В совместном коммюнике главы правительств заявили, что проблемы и споры между их двумя странами должны быть урегулированы достойным и справедливым образом. Было решено продолжать контакты, в частности переговоры по проблемам беженцев между министрами внутренних дел. Но в декабре 1964 г. J1. Шастри и Айюб-хан сделали публичные заявления, которые продемонстрировали, что стороны весьма далеки от урегулирования спорных вопросов в своих отношениях, и прежде всего кашмирской проблемы.

Таким образом, договоренность, казавшаяся время от времени вероятной и достижимой, вновь отодвинулась. Большое влияние на позиции правительств оказывала шумная и несдержанная кампания националистического толка, ведущаяся в обеих странах определенными политическими группировками. В этом же направлении действуют происки империалистических держав.

Осенью 1965 г. в районе Кашмира возник вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Такое развитие событий идет вразрез с национальными интересами индийского и пакистанского народов. Оно на руку лишь тем внешним силам, которые стремятся разобщить и противопоставить друг другу государства, освободившиеся от колониального ига.

Советское правительство призвало обе стороны - Индию, политика неприсоединения которой снискала широкое международное признание, и Пакистан - немедленно прекратить военные действия и осуществить взаимный отвод войск за линию прекращения огня, установленную индийско-пакистанским соглашением 1949 г.

Неотложность урегулирования вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном получила отражение в единогласно принятых резолюциях Совета Безопасности 4 и 6 сентября 1965 г.

Индийский и пакистанский народы кровно заинтересованы в мире, который нужен им для того, чтобы решать многие сложные и важные проблемы развития их государств.

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

В ночь на четверг, 29 сентября, индийские вооруженные силы атаковали цели на пакистанской территории, пакистанцы ответили артиллерийским огнем. Счет погибших с обеих сторон идет на десятки. Исламабад обвиняет Индию в неприкрытой агрессии, Нью-Дели эвакуирует все население в приграничной полосе шириной 10 километров и спешно проводит перегруппировку войск. Две ядерные державы оказались на пороге войны. Что происходит сейчас на индийско-пакистанской границе и как это затронет Россию - в материале «Ленты.ру».

Линия контроля в огне

В полпервого ночи 29 сентября индийские вертолеты сразу в пяти местах пересекли линию контроля в Кашмире, нашпигованную минами и блок-постами, и выбросили над пакистанской территорией десант. После приземления спецназовцы скрытно вышли к целям - лагерям боевиков и стартовым площадкам, с которых исламисты реактивными снарядами обстреливали индийских пограничников, - и в коротком бою уничтожили их. Итоговый результат - убиты 38 боевиков из террористических организаций «Джейш-э-Мухаммед», «Лашкар-э-Тоиба» и «Хизб-уль-Муджахеддин», а также девять пакистанских военнослужащих - инструкторы и охрана стартовых площадок. Два индийских спецназовца получили легкие ранения, отряды без потерь вернулись на базу. Вся операция заняла четыре часа.

Так Минобороны и СМИ Индии описали то, что произошло той ночью. «Точечные удары» (определение военных) контролировал лично премьер Нарендра Моди.

Спустя несколько часов пакистанская артиллерия открыла огонь по индийским погранпостам. Три из них серьезно повреждены, Исламабад сообщил о гибели 21 индийского солдата и пленении одного военнослужащего. Пакистанское телевидение весь день показывало снятые с беспилотников кадры - воронки от снарядов на месте индийских блокпостов, разрывы, накрывающие индийские патрули, тела убитых. Как заявил премьер Наваз Шариф, это ответ на «неприкрытую агрессию» Индии, в результате которой погибли два пакистанских военнослужащих. Никакой операции индийского спецназа, объяснил Шариф, не было. Просто индийское руководство решило поиграть мускулами, отдав приказ артиллерии накрыть пакистанские блокпосты. Граница по-прежнему на замке.

Удачный момент

Нынешняя стрельба на границе - следствие многолетнего конфликта в Кашмире. Ситуация в регионе обострилась несколько месяцев назад, после того как индийский спецназ уничтожил «кашмирского Че Гевару» Бурхана Вани, лидера и кумира молодых сепаратистов. После его гибели Исламабад демонстративно объявил траур, а пакистанские националисты пообещали перейти границу и «освободить Кашмир». В Нью-Дели это расценили как вызов, тем более что индийское руководство давно и небезосновательно обвиняло пакистанские власти и межведомственную разведку в раздувании пламени кашмирского мятежа.

Но камнем, сдвинувшим лавину, стала неожиданная атака боевиков на штаб-квартиру одной из индийских бригад недалеко от округа Ури 18 сентября. Тайно перейдя линию контроля, четыре подготовленных в Пакистане экстремиста расстреляли 19 индийских солдат. После этого индийский премьер Нарендра Моди назвал Пакистан экспортером терроризма и пообещал, что убийцы не останутся безнаказанными.

Момент для ответа Нью-Дели выбрал удачно. Соединенные Штаты, которые обычно умудрялись балансировать между Индией и Пакистаном, - на пороге выборов, и кто бы ни стал следующим президентом, строить внешнюю политику ему придется, исходя из той ситуации, которая сложится на момент его вступления в должность. Таким образом, Нарендра Моди ставит дорогого друга Барака, с которым у него «личная химия» и прекрасные отношения, перед выбором: не пора ли США определиться с союзниками? За несколько месяцев до окончания президентского срока Обама вполне может счесть, что Индия, перспективный стратегический партнер, явно предпочтительнее строптивого Пакистана.

Удачно сложилось и в ООН - на 71-й сессии Генассамблеи как раз начались прения, и индийское руководство в ответ на пламенный рассказ пакистанского премьера Наваза Шарифа о страданиях кашмирского народа перед всем мировым сообществом с трибуны обрушилось на Исламабад, обвиняя его в поддержке терроризма. Глава МИД Сушма Сварадж не скрывала своих целей: добиться полной международной изоляции Пакистана.

Наконец, повезло индийцам и с внутриполитической ситуацией в Пакистане: многие подразделения пакистанских вооруженных сил плотно завязли в боях с талибами на северо-западной границе. Перебросить их на индийский рубеж - значит, отдать боевикам обратно целые районы, освобожденные с таким трудом.

Вода и экономика

Речами в ООН индийское руководство не ограничилось. Премьер Моди пригрозил, что Нью-Дели пересмотрит Договор о водах Инда (истоки большинства притоков этой реки находятся на индийской территории) и начнет забирать больше воды, чем до сих пор. «Кровь и вода, - объяснил Моди, - не могут течь вместе». Пакистанские фермеры по всему течению и в низовьях, и без того регулярно теряющие урожай из-за засухи, могут попасть в критическую ситуацию. С момента заключения договора в 1960 году Индия и Пакистан дважды находились в состоянии войны, но Нью-Дели ни разу не нарушил соглашения. Исламабад пригрозил: если индийцы выполнят свою угрозу, он расценит это как акт агрессии и подаст иск в международный суд. Вряд ли Моди всерьез намерен лишить Пакистан воды. В конце концов, истоки Брахмапутры, которая питает водой весь северо-восток Индии, находятся на территории Китая, союзного Пакистану. В эту игру можно играть втроем, и вряд ли в выигрыше в конечном итоге окажется Индия.

Но самый серьезный удар - отказ Индии присутствовать на очередном саммите СААРК, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, торгового блока, объединяющего страны региона, который сама Индия и создала в 1985 году. Тогда на организацию в Нью-Дели возлагали большие надежды: лидерство в экономическом союзе с более чем полутора миллиардами населения существенно увеличивало вес Индии на мировой арене. Однако постепенно индийское руководство стало тяготиться СААРК: экономическая интеграция шла ни шатко ни валко, и участие в ассоциации приносило больше проблем, чем пользы, сковывая индийскую внешнюю политику.

Премьер Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф обнимаются во время неожиданного визита Моди в Лахор в декабре 2015 года.

Отказ Индии беспрецедентен - даже после Каргильского конфликта в 1999 году, когда дело чуть не дошло до открытой войны между Индией и Пакистаном, встреча СААРК прошла как ни в чем не бывало. В этот раз, кроме индийского руководства, ехать на саммит отказались лидеры Бутана, Бангладеш и Афганистана. Без половины участников, включая крупнейшего игрока в Южной Азии, встреча теряет всякий смысл. Те, кто отказались от саммита, - ключевые союзники Индии в регионе, страны, в сближении с которыми Нью-Дели больше всего заинтересован. Заодно Индия заявила, что может лишить Пакистан статуса привилегированного торгового партнера - это нанесет удар по пакистанской экономике.

Активная оборона

Нынешние действия Индии - быстрые, жесткие, иногда авантюрные - совершенно не похожи на ее предыдущую стратегию. Генеральный секретарь правящей «Бхаратия Джаната парти» Рам Мадхав заявил: «Мы осознаем, что время стратегического сдерживания закончилось. Индия должна жестко отвечать на угрозы, мы должны действовать на опережение».

Разработчиком нынешней жесткой политики по праву считается советник премьера Моди по вопросам безопасности Аджит Довал - легенда индийской разведки, бывший нелегал, участвовавший в самых опасных операциях против боевиков по всей Индии и за рубежом. Незадолго до того, как Моди взял Довала в команду, тот сформулировал основу своей стратегии. Ее уже прозвали «доктрина Довала», хотя сам чиновник предпочитает термин «активная оборона».

Слова о Белуджистане - мятежном пакистанском регионе, где давно действуют сепаратисты, - как выяснилось, не были пустой угрозой. Хотя Пакистан и раньше обвинял индийскую разведку в помощи мятежникам, Нью-Дели неизменно это отрицал. Однако 14 сентября постоянный представитель Индии при ООН Аджит Кумар заявил: «Пакистан систематически нарушает права своих собственных граждан, в том числе в Белуджистане». Аналитики по обе стороны границы расценили эти слова как завуалированную угрозу: отныне Индия будет помогать повстанцам в Белуджистане так же, как Пакистан помогает повстанцам в Кашмире. То, что слова Кумара прозвучали за четыре дня до атаки боевиков на штаб бригады в Ури, свидетельствует: «доктрина Довала» была разработана загодя, и в Нью-Дели только ждали случая пустить ее в ход. Пакистан этот шанс Индии предоставил.

Сейчас Индия и Пакистан повышают ставки, отвечая на каждый обстрел еще более мощным, на каждую угрозу - новой угрозой. Тот, кто первым сделает шаг назад, потеряет политические очки и проиграет. Но если и дальше наращивать ставки, на стол рано или поздно будет выложено ядерное оружие, которого у обеих держав хватает.

Пока Нью-Дели и Исламабад меряются мускулами, Россия оказалась в сложной ситуации. Как назло, в Приморье сейчас проходят совместные российско-индийские учения «Индра-2016», а на полигоне Черат в Пакистане российские военные вместе с пакистанскими участвуют в маневрах «Дружба-2016». Об отмене учений пока не объявляли - значит, в высоких штабах считают, что до войны еще далеко.

В первой половине июля отношения Индии и Пакистана, конфликт между которыми долгое время был в стадии «заморозки», вновь . Причиной усугубления в очередной раз стала ситуация в населенной преимущественно мусульманами провинции Джамма и Кашмир, которую оба государства считают своей территорией.

Пару недель назад индийские силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали одного из членов местной группировки «Хизб-уль-Муджахидин», члены которой борются за отделение от Индии. В ответ на это в провинции вспыхнули массовые беспорядки, жертвами которых, по некоторым данным , стали уже 46 человек, а еще более трех тысяч получили ранения различной степени тяжести.

Комментируя начавшиеся беспорядки, глава министерства внутренних дел Индии Раджнатх Сингх заявил, что за ними стоит Пакистан, который пытается дестабилизировать ситуацию в регионе, поддерживая действующие на его территории террористические группировки.

«Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию», - сказал глава индийского МВД.

В свою очередь Исламабад выступил с обращением к Совбезу ООН, в котором призвал международную организацию оказать влияние на правительство Индии, по мнению Пакистана, нарушающее права человека в регионе и проводящее там масштабные политические репрессии.

В свете разгорающегося на наших глаза конфликта, необходимо подчеркнуть, что и Индия, и Пакистан являются ядерными державами. Они не раз грозились применить ядерное оружие в случае вооруженного конфликта.При этом история взаимоотношений двух государств, появившихся на мировой политической карте в 1947 году, говорит нам о том, что подобный исход вполне себе реален.

Дело в том, что оба государства на протяжении последних 60 лет не единожды воевали друг с другом, сталкиваясь во всевозможных локальных пограничных конфликтах. И основной причиной этой напряженности всегда была опять-таки провинция Джамму и Кашмир.

После раздела бывшей британской колонии Индия на, собственно, Индию и Пакистан не до конца определенной осталась судьба княжества Кашмир, глава которого был индуистом, тогда как абсолютное большинство населения исповедовало ислам - основную религию Пакистана.

Вскоре после появления двух независимых государств в княжество вторглись союзные Пакистану пуштунские племена, обитавшие рядом с афганской границей. Это стало поводом для объявления властями Кашмира о присоединении княжества к Индии, после чего к пуштунам присоединились регулярные части пакистанской армии, вошедшие на территорию княжества в 1948 году. Спустя год, кровопролитные бои с трудом были прекращены при посредничестве ООН. При этом две трети провинции остались под контролем Индии, тогда как последняя треть территории отошла Пакистану.

С тех пор вошедшие по итогам войны в состав Индии территории княжества Кашмир стали называться Джамму и Кашмир. Пакистанская же часть была названа «Свободным Кашмиром».

Несмотря на посредничество ООН, очевидно, что проблема статуса региона не была решена, а лишь отложена на неопределенный промежуток времени. Как оказалось, период этот растянулся аж на 17 лет - в 1965 году конфликт между Индией и Пакистаном вспыхнул вновь. Началось всё с приграничных артиллерийских перестрелок, после чего с обеих сторон в действия вмешались регулярные воинские подразделения. При международном посредничестве огонь удалось прекратить лишь в конце сентября того же года.

Третий виток индо-пакистанского конфликта пришелся на 1970 год. Причиной его стал внутриполитический кризис в Пакистане, начавшийся после того, как на парламентских выборах победила партия «Авами Лиг», выступавшая за независимость Восточного Пакистана (нынешний Бангладеш) от Исламабада. Глава государства генерал Яхья-Хан перебросил в Восточный Пакистан войска, которые развернули террор против сторонников независимости.

В результате в соседнюю Индию хлынули миллионы беженцев, спасавшиеся от разгула политических репрессий. После этого Индия ввела войска в Восточный Пакистан, а Ахья-Хан, желая отомстить Дели, развернул наступление на Джамму и Кашмир. Однако двукратное превосходство индийской армии в живой силе и технике, а также безнадежное положение армии Ахья-Хана в Восточном Пакистане, вынудили его сесть за стол переговоров, по итогам которых, тем не менее, Восточный Пакистан обрел самостоятельность, а Исламабад удержал контролируемые им территории бывшего княжества Кашмир.

И хотя страна и была ослаблена после этой неудачной войны, пакистанские политики не оставляли надежд вернуть всю территорию кашмирского княжества под свой контроль.

Естественно, что так и нерешенные территориальные противоречия рано или поздно должны были стать источником новых конфликтов. Более того, мелкие стычки на границах после 1970 возникали постоянно, однако до полномасштабных действий, к счастью, ни разу дело не дошло.

Последнее крупное обострение конфликта, грозившее перерасти в новую войну, произошло в 2008-2009 годах, когда группа террористов атаковала крупнейший индийский город Мумбаи. Тогда Дели заподозрил Исламабад в поддержке террористов, призвав выдать участников акции Индии. Однако Пакистан отказался это сделать. Очередной виток кризиса между двумя странами грозил перерасти в ядерное противостояние, но, к счастью, обе стороны в очередной раз вовремя нажали на «стоп-кран».

Несмотря на это как Пакистан, так и Индия уверены, что четвертая война между двумя странами неизбежна. Индийские власти даже заявляют, что она станет между двумя государствами последней, намекая таким образом на окончательную победу Дели и решение проблемы северных территорий в свою пользу.

При этом некоторые эксперты отмечают, что в тлеющем индо-пакистанском конфликте как таковых не будет ни победителей, ни проигравших. Обеспокоенность вызывает то, что активную заинтересованность в обострении проявляют преимущественно сторонники запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Так, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Людмила Печищева , что радикальные исламисты начинают играть всё более существенную роль в 150-миллионной мусульманской общине Индии, которая весьма влиятельна внутри страны.

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Солодкова заявила, что успех исламистов в местной мусульманской среде заключается в тотальной бедности индийских мусульман и отсутствии всяких перспектив для них. Исламисты же, по мнению эксперта, предлагают вариант решения этой проблемы, шанс вырваться из социального дна. Пока, к счастью, как считает эксперт, несмотря на попытки исламистов подогреть конфликт в Джамму и Кашмире, серьезного обострения там не случится.

Однако директор Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад», ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников считает, что исламисты вполне могут подтолкнуть Индию и Пакистан к новому конфликту.

«Не исключаю, что если к этому руку приложит - а скорее всего уже прикладывает - ИГ, если они будут раздувать это, то может возникнуть новая конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном. ...Это чревато крупномасштабным конфликтом даже с применением тактического ядерного оружия», - сказал он.

Эксперт уточнил, что именно ИГ заинтересовано в ядерном конфликте между двумя странами.

Между тем западные СМИ пока не слишком активно и достаточно сдержанно высказываются в отношении новой волны эскалации конфликта в регионе. Так, влиятельное американское издание The New Tork Times вопрос о необходимости вмешательства в конфликт США с целью его урегулирования. При этом в статье отмечается, что Индия и Пакистан не должны навязывать региону свой протекторат - жители вполне имеют право на создание независимого государства или, по крайней мере, сами должны решить, в какой стране они хотят жить.

«Хотелось бы подчеркнуть, что необходимость нахождения приемлемого для всех решения не может быть лишь делом Индии и Пакистана. Ситуация требует участия мирового сообщества, прежде всего США. Участие Соединенных Штатов в деле урегулирования конфликта стало бы подтверждением глобальной роли Вашингтона как опоры системы международной безопасности. В сложившейся ситуации решение должно быть основано на принципах самоопределения. Люди должны иметь выбор - присоединиться к Индии или Пакистану, или создать своё собственное независимое государство», - говорится в материале.

Так или иначе, но проблема Джамму и Кашмира является одним из главных вызовов системе не только евразийской, но и глобальной безопасности. Насколько успешно она будет решена и, главное, с какими последствиями, покажет время.

Пока же мы можем отметить, что и Россия не должна оставаться в стороне. И с Индией, и с Пакистаном у нее налажены вполне доброжелательные отношения; обе эти страны претендуют на статус члена ШОС, где РФ играет ведущую роль, - все это указывает на то, что Российская Федерация может стать посредником в конфликте. Ну а как бороться с террористами, наша страна показывает наглядно и каждый день.

Между Пакистаном и Индией разгорается новый военный конфликт. В четверг Министерство обороны Индии распространило информацию о нанесении точечных ударов по территории расположения боевиков, готовящихся проникнуть в Кашмир.

Высокопоставленный правительственный чиновник отметил, что индийские солдаты пересекли границу, чтобы нанести удары по лагерю боевиков. В результате было уничтожено 38 боевиков.

В свою очередь Министерство обороны Пакистана заявило, что индийская сторона спровоцировало перестрелку на линии соприкосновения, в ходе которой были убиты двое пакистанских военных.

Это заявление последовало после предупреждения премьер-министра Нарендра Моди о том, что "не останется безнаказанным" нападение на индийскую военную базу Uri 18 сентября, в результате чего погибли 18 военнослужащих.

После ударов выросла возможность эскалации военного конфликта между Индией и Пакистаном, в результате чего может быть сорвано соглашение о прекращении огня.

Начальник отдела боевых операций армии Индии генерал-лейтенант Ранбир Сингх заявил об ударах, нанесенных в среду, пользуясь "очень конкретной и достоверной информацией о том, что ряд террористических подразделений намерены осуществить теракты". Сингх заявил, что проинформировал своего пакистанского коллегу о готовящейся операции. Индия позже проинформировала оппозиционные партии и иностранных послов в Нью-Дели, не раскрывая детали операции.

Военный представитель Пакистана назвал позицию индийской стороны "абсолютно беспочвенной и полностью лживой", заявив, что контакт между двумя правительствами подразумевает связь относительно приграничной стрельбы, которая проводилась в рамках существующих правил ведения боевых действий.

"Прошлой ночью был лишь инцидент с обстрелом, на который мы ответили. Мы вели себя в соответствие с правилами ведения боевых действий", - заявил генерал Асим Баджва.

Пакистан заявил, что были ранены девять его солдат. Счет ни по одной, ни по другой стороне не может быть проведен независимо друг от друга.

"Индия ожидает поддержку мировой общественности для проведения более целенаправленных действий против Пакистана. На премьер-министра Индии было оказано огромное давление, чтобы доказать, что он готов принять серьезные меры", - отметил исполнительный директор Института конфликтного менеджмента Аджай Сахни.

Столкновение на границе произошло в сложный период для Пакистана, учитывая, что генерал пакистанских вооруженных сил Рахиль Шариф должен уйти в отставку в ближайшее время и премьер-министр Наваз Шариф должен еще принять решение о преемнике.

Премьер Пакистана осудил то, что он назвал неспровоцированной и неприкрытой агрессией Индии, и призвал кабмин обсудить дальнейшие шаги на ближайшем заседании.

Фондовые рынки в Индии и Пакистане упали после этих заявлений. Индекс NSE в Индии закрылся в отрицательном секторе (-1,6%) после падения на целых 2,1% до минимумов с 29 августа, в то время как Pakistan’s benchmark 100-share index снизился на 0,15%.

Индия объявила о своем шаге на пресс-конференции в Нью-Дели, которая была спешно проведена, после небольшой заминки, так как Моди провел заседание комитета по безопасности с целью быть более проинформированным о его деятельности.

"Премьер-министр ясно дал понять, что это именно то, что мы должны были сделать. Важно сообщить миру о этом инциденте сегодня", - заявил на условиях анонимности высокопоставленный правительственный чиновник.

Советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс и ее коллега, советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал обсудили вопросы сотрудничества между США и Индией в сфере борьбы с терроризмом, сообщил Белый дом.

Индийский офицер в Кашмире заявил, что обстрел проводился со стороны Пакистана в районе Наугама, недалеко от линии контроля, перестрелка продолжалась в течение целого дня. Жертв и разрушений не оказалось, индийский военный источник заявил, что операция была проведена Пакистаном у линии соприкосновения.

"Операция началась около полуночи и была завершена еще до восхода солнца. Все наши люди вернулись обратно. Мы понесли значительные потери. Оценка ущерба продолжается до сих пор", - заявил источник, знакомый с ситуацией.

И Индия, и Пакистан претендуют на все территории Кашмира, регулируя отдельные его части. С момента обретения независимости от Великобритании в 1947 г. были проведены три войны, две из них из-за Кашмира.

Напряжение между южноазиатскими соперниками усилилось после разгона несогласных в Кашмире, которые выступили с протестом после убийства в июле Бурхана Вани, молодого лидера сепаратистов. Убийство было проведено силами безопасности.

Напряжение возросло еще больше, когда Нью-Дели обвинил Пакистан в нападении в районе Ури, которое стало одним из самых тяжелых за последние 14 лет.

Индия усилила давление на Пакистан, стремясь изолировать его на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке и стремясь вызвать осуждение со стороны США, Великобритании и Франции из-за атаки.

Китай, один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и традиционный союзник Пакистана, призвал к диалогу между двумя сторонами.

В среду чиновники из нескольких стран заявили, что ноябрьский саммит группы стран Южной Азии, который должна пройти в Исламабаде, может быть отменен, после того как Индия, Бангладеш и Афганистан заявили, о том, что не намерены присутствовать на нем.