Игры для формирования правильного звукопроизношения. Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Картотека игр для формирования правильного звукопроизношения

Организация: Детский сад №22 «Светлячок»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

В образовательной программе с учетом требований ФГОС ДО предусматривается непосредственная образовательная деятельность детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление на занятии рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

Формирует познавательный интерес, так как ребенок получает разнообразные знания, умения и навыки об одном и том же предмете или явлении через разные интегративные образовательные области;

Плавный переход на занятии от одного вида деятельности к другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс, учитывая его индивидуальные способности;

Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями;

Способствует более тесному контакту воспитателя и детей в процессе решения поставленных образовательной программой.

Начало непосредственно образовательной деятельности предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой. Именно от этого во многом зависит результативность данной деятельности.

Можно начать занятие с речевой гимнастики, которой дети приветствуют друг друга:

«Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Или можно провести фонетическое упражнение. Воспитатель задает детям вопросы, а дети хором отвечают:

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы умылись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Завтрак съели?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы хотите мир познать?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Песню мы поем с утра:

ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Дети: ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Можно создать специальную проблемную игровую ситуацию для активизации работы по звуковой культуре речи детей, которую детям всем вместе нужно решить:

«Научи Буратино говорить правильно»;

«Исправь ошибку»;

«Помоги кукле Маше найти слова с определенным звуком»;

«Сложи в коробочку звучащие слова» и т.д.

Еще один организационный момент:

«Лягушата улыбаются»

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Тогда давайте будем весело улыбаться. А чтобы наши улыбки получились красивые, давайте на минутку превратимся в лягушат и потренируемся:

Квака любит улыбаться – ква-ква-ква.

Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам-

Ква-ква-ква.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца – ква-ква-ква.

Воспитатель: веселые у нас получились лягушата, с красивыми улыбками, думаю, что такие же улыбки у вас будут во время нашего путешествия.

Также можно провести пальчиковую гимнастику со словами.

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на речевом развитии детей и на самочувствии детей, улучшает работу мозга, способствуют поддержанию хорошего тонуса на протяжении всего занятия, а веселые стишки помогают снять умственное напряжение.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того насколько эмоционально она протекает, от непосредственного интереса детей к данному виду деятельности. Именно игровая мотивация помогает заинтересовать детей и создать благоприятно – эмоциональный настрой. Она помогает на протяжении всего времени данной деятельности развивать интерес детей к получению конкретного результата, которым заинтригованы дети в начале.

Рассмотрим несколько игровых мотиваций с использований материала по звуковой культуре речи.

Младшая дошкольный возраст

Приход игрового персонажа.

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришел Колобок. У него к нам есть большая просьба о помощи. Но чтобы нам понять его, и чтобы потом он понял нас надо выполнить зарядку для язычка.

Это Язычок пришел (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел (тянуть вправо)

Все, что нужно увидал

И налево зашагал (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется сейчас вперед. (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке (пощелкать язычком).

Молодцы! А теперь давайте послушаем, что нам скажет Колобок и поможем ему.

Средний дошкольный возраст.

«Паровозик»

Детям приходит приглашение в гости от сказочного художника, чтобы посмотреть его новые картины об осени. А приехать к нему можно на сказочном паровозике. Дети становятся паровозиком. Воспитатель паровозик, а дети – вагончики. Дети сцепляются друг за другом согнутыми в локтях руками, по команде воспитателя начинают движения, дружно произнося «ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ». Паровозик движется медленно, и дети произносят слова медленно, затем паровозик убыстряет движения и дети говорят быстрее, паровозик катится очень быстро – дети говорят очень быстро. Затем замедляют речь. Говорят медленно и паровозик останавливается.

Старший дошкольный возраст.

«Корабль»

Дети получают сигнал SOS с тонущего корабля и отправляются на помощь.

Дети встают на построенный корабль, обнимают друг друга за талию и качаются влево-вправо. Выбранный капитан дирижирует: вправо- вдох носом, влево – выдох ртом через вытянутые и округленные губы. На выдохе получается шум, похожий на звук «ф-ф-ф». Упражнение выполняется спокойно, ритмично, согласованно.

Необходимо использовать речевую активность детей в разнообразных моментах непосредственно образовательной деятельности по тематике недели.

Например, при составлении рассказа дети вспоминают правило правильной речи:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если дети беседуют об осени можно предложить взять в руки осенние листочки и поиграть с ними. Дети будут осенним ветерком. В начале ветра нет и листочки не шевелятся, потом подул легкий ветерок (дети слегка дуют на листочки), затем дует сильный ветер и сдувает листочки.

Упражнение на развитие речевого дыхания (зимой можно использовать снежинки).

Если детям нужно развеселить какого-то персонажа – можно поиграть на воображаемых музыкальных инструментах:

На дудочке: ду-ду-ду.

На колокольчиках: динь-динь-динь.

На балалайке: трень-трень-трень

На барабане: бум-бум-бум.

При закреплении нового понятия или слова, чтобы дети лучше запомнили, можно проговорить чистоговорку с этим словом:

Ла-Ла-Ла – эта ваза из стекла.

Ин-Ин-Ин – это мягкий пластилин.

Лее -лее-лее – металл пластмассы тяжелее.

Де-Де-Де-дерево плавает в воде.

Речевые чистоговорки можно подобрать к каждому занятию с учетом тематики недели.

Ще-ще-ще – дождя нет, а я в плаще.

То-то-то – у Тани новое пальто.

Ас-ас-ас – куртки новые у нас.

Ке-ке-ке – ветровка эта на замке.

Арф-арф-арф – у Регины теплый шарф

Если на занятии появляется какой-то персонаж – предложите отгадать его по звукам или звукоподражаниям.

(можно издавать звуки самим или использовать звукозапись).

Это упражнение на развитие фонематического слуха.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания во время непосредственно образовательной деятельности являются физкультминутки. Они благоприятно влияют на активизацию деятельности детей. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и тематикой содержания деятельности. С целью усиления эмоционального воздействия физминуток можно использовать небольшие стихотворные формы, активизирующие выполнение как двигательных, так и речевых фонетических упражнений.

Например, физкультминутка «Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают – не идет ли волк?

Раз - подпрыгнул, два – нагнулся, потянулся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайцы песенку пропели:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЯ-ЛИ

И под кустиком присели.

В середине занятия или для смены деятельности детей на занятии можно использовать фонетические разминки:

Песенки – «чудесенки»:

Свисток раздался строгий - «ССС…»

Шипит сердито шина – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит - «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит - «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби - «ГРУ - ГРУ»,

Трубит слонёнок - «ТУ – РУ - РУ».

Синичка тенькает - «ТЕНЬ - ТЕНЬ»,

А балалайка - «ТРЕНДИ - БРЕНЬ».

Ручей журчит - «ДИНЬ - ДИНЬ, ДИНЬ - ДИНЬ»,

Звенит будильник - «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ - ДЗЫНЬ».

Еще один игровой прием «Играем с книгой».

Дети достают из игрового сундучка специально оформленную фонетическую книгу с фонетическими рассказами. Любым игровым приемом открывают ее (воспитатель заранее делает нужную закладку в книге). В группе детьми может быть разучен ритуальный прием открытия книги.

Например:

Мы ручками похлопаем,

Мы ножками потопаем,

Мы глазками моргаем

И книжку открываем.

Фонетические рассказы, специально подобранные для занятия, помогут воспитателю поработать над определенным звуком и разнообразить деятельность детей, что способствует активизации детей в организованных формах обучения. Фонетический рассказ – специально подобранный текст со словами на определенный звук - направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука.

К каждому рассказу прилагается ряд упражнений, направленных на развитие внимание, памяти, воображения, логического мышления. Выполнение этих упражнений способствует закреплению четкого произношения данного звука.

Например, на звук [В].

Умная ворона.

У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил поводок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила за поводок. Ворона держала поводок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула поводок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!

Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций, которые заинтересовывают детей, а после прослушивания дети рассматривают картинки и находят на них слова в которых есть этот звук, а так же детям предлагается полетать, размахивая руками, как крыльями и покаркать как ворона.

Специальные театральные игры и упражнения подобранные по теме занятия, не только привлекут внимание детей, но и эффективно скажутся на результатах речевой деятельности детей.

«Больной зуб»

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке [М]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Здравствуйте»

Детям предлагается поздороваться с разной интонационной выразительностью от имени разных героев (как медведь, как лисичка, как волк, как баба Яга, как Смешарик и т.д.)

«Дрессированные животные»

Выбирается ребенок – дрессировщик, некоторые дети- животные, остальные зрители. Дрессировщик загадывает животным простейшие задачки, а они отвечают голосами разных животных, произнося звукоподражание соответствующее число раз.

Речевые игры.

«Любопытный»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети отвечают одним словом, которое начинается с определенного звука.

Как зовут этого мальчика?

(Саша, Семен, Сережа, Сева и т.д.)

Где он живешь?

(в Свердловске, в столице и т.д.)

Что он любишь есть?

(сосиски, сухари, салаты, суп и т.д.)

Кем работает его папа?

(слесарем, садовником, сторожем и т.д.)

Какие продукты он покупает в магазине?

(сметану, сушки, сок, селедку и т.д.).

Можно использовать речевые игры с мячом, которые направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

Игры с мячом освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, дети охотно играют в эти игры.

Прежде всего, мяч можно использовать в считалках:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто – бросать, а кто – ловить,

Будешь ты у нас водить.

Мяч можно использовать в играх.

- «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»,

- «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»,

- «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,

- «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу»,

- «По мячу сперва стучу, а потом его качу»,

- «Мяч передавай – слово называй»,

- «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку»,

- «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй» и др.

Окончание непосредственно образовательной деятельности посвящено подведению итогов и оценке полученных результатов. Очень важно, чтобы каждый ребенок получил оценку своей деятельности с учетом его конкретных достижений именно на этом занятии. Необходимо, чтобы каждый ребенок почувствовал, что воспитатель видит его старания, отмечает его успехи, пусть даже очень маленькие, но именно его; что именно и его деятельность помогла достичь желаемо го результата. Это стимулирует интерес детей к последующей непосредственно образовательной деятельности.

Итог и оценка детской деятельности:

Что вам больше всего понравилось?

Кто вам сегодня запомнился, почему?

Кто может напомнить Буратино, как нужно правильно произносить звук?

А кто теперь сам сможет научить ребят играть в речевую игру? И т.д.

Оценка детской деятельности воспитателем:

От имени сказочного героя воспитатель дает оценку с учетом выполнения задач по звуковой культуре речи. (Очень понравилось, как Саша проговаривал все звуки. Спасибо Маше, я научился у нее четко произносить звук. Я очень рад, что Даша и Паша помогли мне запомнить чистоговорку и т.д.);

За успешное выполнение задания детям вручается приз для активизации звуковой культуры речи;

Воспитатель указывает особенности достижений каждого ребенка по звуковой культуре речи.

Использование игровых приемов на воспитание звуковой культуры речи в непосредственно образовательной деятельности не только сделают эту деятельность более интересной и увлекательной, но и в игровой непринужденной форме помогут справиться с проблемами в звукопроизношении ваших детей.

Воспитатели, помните всегда, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, нужно только найти его и подать детям, что побудит их и самих к подобным находкам и открытиям. Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая обучение, - дети будут искать легкие пути. Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем, и прежде всего детям, что мы не зря носим гордое имя – ВОСПИТАТЕЛЬ!

Трудно? А как же иначе?

Таково уж наше высочайшее предназначение на земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, сеять разумное, доброе, вечное в души наших воспитанников.

Литература:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мячь и речь.- СПб.: КАРО, 2003
  2. Гурин Ю.В., Пикулева Н.В. Трудные звуки.-М.: ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2014
  3. Говорушки.- М.: «Хатбер-пресс», 2013
  4. Дмитриева В.Г. Скороговорки и считалки в картинках.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Сфера, 2005
  6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.- М.: Гном, 2008
  7. Куликовская Т.А. Чистоговорки и считалки.- М.: Гном, 2010
  8. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: Дельта, 2000
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научите меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003

10.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 3.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009

11.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 2.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2012

12. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.: Детство-Пресс, 2015

13. Темникова Т.Э. Логопедические игры с чистоговорками.- М.: Гном, 2006

14. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.-М.: Рипол классик, 2010

Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Назови и отгадай

Цель : закрепить правильное произношение звука [ З] в словах , определять его наличие в слове

Материал : картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ] , парные к ним картинки без звука

Ход : воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ] .

Например : замок – ключ, коза – корова.

Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом .

Помоги художнику

Цель : упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова

Материал : картинки с изображением предметов

Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.

Например :кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.

Продолжи слово

Цель : закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить

Например : Ра –ра-ра начинается иг.

Ры –ры –ры у мальчика ша…

Ро –ро –ро у нас новое вед…

Ру –ру –ру родолжаем мы иг…

Затем предлагает детям самим придумать фразу.

Цель : закреплять умение определять наличие определённого звука в словах

Материал : паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам .

Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук , например : «м» , во 2 вагоне со звуком «л» , в 3 вагоне «к» . Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.

Кто больше

Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком .

Материал : сюжетная картинка,например «улица» ,фишки.

Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук . За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек

Выдели слово.

Цель : Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком .

Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове .

Что в мешочке

Цель : Закреплять правильное произношение звука[ц] ,выделять слова со звуком из группы других слов.

Материал : мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц] ,например : курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки : мяч, кубик

Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их .

Цель : упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком

Материал : игрушки в названии которых есть заданный звук

Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук . Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом

Угадай, кто кричит.

Цель : развитие слухового внимания , добиваться чёткого произношения звуков в словах .

Материал : игрушки – животные.

Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.

Первый отгадавший – ведущий.

Цель : закрепить правильное призношение звука [ш] в словах .

Материал : кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки : машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш] .

Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах , и следит за чётким произношением слов.

Подберём игрушку

Цель : закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук .

Материал : кукла, игрушки : жук, жираф, ёжик, флажок, и др.

Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж» ,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж» . Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.

Похожие слова

Цель : учить находить слова похожие по звучанию.

Материал : игрушки названия которых похожи по звучанию.

Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку : «миишшкаа» . Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например :мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.

Цель : определение первого и последнего звука в слове

Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове

Угадай – ка

Цель : выделение первого звука в слове .

Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий :

1 Назвать первый звук в именах детей

2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем

3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука .

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.

ВО ДВОРЕ

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

Ты спой, мурка!

Мяу-мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула уточка!

А ты, Мишка?

Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой

Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

А ты, кукла, споешь?

Ма-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис.6)

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис.7)

ГАВ-ГАВ

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис.8)

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель: Та же

Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря!

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га-га!

Га-га-га!

А индюк среди двора:

Бал-бал-бал!

Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

Грру-грру-грру!

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко!

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Оборудование: Большие и маленькие часы.

Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис.9)

ЛОШАДКА

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

АВТОМОБИЛЬ

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса)«би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис.10)

БАРАБАН

Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.

Оборудование: Барабан.

Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.

КАП – КАП – КАП

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ТУК-ТУК

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.


Похожая информация.


Консультация для воспитателей

Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков.

Покатаем на машине.

с (сь)

Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с (сь) : слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишки, крокодил, кукла, машина и т.д.

Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать её, потом он сам называет её и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребёнку правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли слова на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

Будьте внимательны.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт),после каждого слова делать набольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых не достаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

Назови и отгадай.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь) , а также парные к ним без з , например: зайка - кошка, замок - ключ, коза -корова, ваза-графин

Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика») . Если дети пускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, зззайка - кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з . Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь) , умели выделять эти слова со звуком.

Что в мешочке.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ц в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц :цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, - продолжает он, - тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет всем детям». Вызванный ребёнок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей ещё раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички») . Когда все предметы будут вынуты все предметы из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) , и предлагает детям перечислить их. Произносить слова воспитатель должен отчётливо, выделяя звук ц , например: овцца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с , который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли слова, содержащие ц , отчетливо произносили этот звук в словах.

Наши имена.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла.

Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш песенка гуся») . Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька». Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику. Ребёнок отвечает.« Слышится в твоем имени звук шш -«песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш , и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нём появился звук ш , например:Танюша, Катюша, Андрюша. Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё недостаточно отчетливо произносит данный звук в словах.

Отбери предметы.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях которых есть звук ч : часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Воспитатель ставит на стол все приготовленные предметы (6 - 8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч . Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Кому что подарим.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш )

Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой - девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют остальные предметы, и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку - Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».- «Кому мы подарим шубу; Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» - спрашивает он, показывая машину. «Это машина», - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику картинка ставится под изображением мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие - Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах. Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.

Зачем нужно?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч ).

Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей называть их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: « Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?» Таня: «Пить чай».- «А кто скажет, что ещё можно пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот» и т.д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об их назначении. Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах.

Подберём игрушки.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех названиях есть звук ж ).

Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж (песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя, Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть ж (песенка жука). «Кто скажет, какие игрушки, и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука» . Найденные и названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок и др. Если кто-либо называет не тот предмет - без ж , педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком ж , выделяли его голосом.

У кого кто?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Картинки с изображением животных и их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж) .

Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя(если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», -говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д. Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята. Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч : волк - волчата, зайка - зайчата, кролик - крольчата, белка - бельчата, галка - галчата и т.д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

Выбери слово.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ , а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ («песенку пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными.Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ , он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. « Вы сейчас закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, отроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например щетку, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)»,- отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.

Найди игрушку.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли ответы разбираются всей группой.

Каких животных мы знаем?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва). - «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель размещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие - с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук л (ль ) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков

Формирование правильного звукопроизношения - не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговаривания» может стать интересным и радостным, что гарантирует получение наилучших результатов.
«Вьюга»
Вьюга воет:
- У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп,
Хоп-хоп-хоп.

«Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк
- ф-ф, ф-ф!
Брызнул дождик -
он промок:
- ф-ф, ф-ф!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька
- ф-ф, ф-ф!
(Немецкая песенка)

«Едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке -
цок-цок-цок!
По дороге зимней, гладкой.
Санки скрипят - ш-ш-ш!
Бубенчики звенят - динь-динь!
Дятел стучит - тук-тук-тук!
Вьюга свистит - с-с-с!
Белка на ветке орешки грызет - щёлк-щёлк!
Рыжая лисичка зайца стережёт - ф-ф-ф!
Холод, холод - в-в-в!
Стужа - брр-брр!
Снег пушистый
Кружит, кружит - о-о-о!
Ехали мы ехали - цок-цок-цок!
Наконец доехали:
С горки - ух!
В ямку - бух!
Приехали!
Т.Тютюнникова

«Дождик»
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
Г.Бойко

«Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а…
Рябиновый - и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый - у-у-у…
М. Картушина

«Тучка»
Кап-кап-кап! - тучка.
Кап-кап-кап! - плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М.Картушина

«Ветерок»
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева

«Во дворе»
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
- Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Встреча»
Повстречались
Два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два козленка: «Ме-е-е!»,
Два теленка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
(Детская потешка)

«Барашек»
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
(Литовская песенка)

❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀

Петушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке: ту-ру-ру.
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать.
На лугу коровка - му-му-му!
Розовые свинки - хрю-хрю-хрю!
А козёл рогатый - ме-ме-ме!
Баран бородатый - бе-бе-бе!
Замяукал котик - мяу-мяу!
А собачка лает - ав-ав-ав!
А в лесу кукушка все - ку-ку, ку-ку!
Петушок веселый спел - ку-ка-ре-ку!
А в саду зелёном детвора
Распевает песни - та-ра-ра!

❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
А. Барто
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок запоет,
Лишь солнце взойдет.
Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло!
Ку-ка-ре-ку! Утро пришло!
Просыпайтесь! Поднимайтесь!
За работу принимайтесь!
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал, балды-балды!»
Наши гуленьки вверху:
«Гру-гру!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Громко спорят две лягушки -
Кто из них красавица?
Ква-ква, ква-ква-ква.
Как вам это нравится?
В.Лифшиц