Антропометрические измерения и способы их выполнения. Антропометрия. Функциональные пробы и тесты. Антропометрическое определение соматотипа человека

измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).

Для измерения длины тела используют ростомер (вертикальную планку с нанесенной сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке). По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Больного ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положении, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

Взвешивание производят на правильно установленных и отрегулированных медицинских весах. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.

Окружность живота особенно важно измерять при асците. Измерение производят утром, желательно после дефекации и освобождения мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту располагают сзади на уровне III поясничного позвонка, спереди - на уровне пупка.

Окружность грудной клетки измеряют мягкой сантиметровой лентой. Сзади она должна располагаться под лопатками, спереди - на уровне IV ребра. Измерение производят при спокойном дыхании, на максимальном вдохе и выдохе.

Спирометрию проводят с помощью спирометра, состоящего из двух 6-7-литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником. Больной совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра, который при этом поднимается. Специальная школа показывает объем выдохнутого воздуха. Жизненная емкость легких у мужчин составляет в среднем 3500-4500 см3, у женщин - 1500-3500 см3.

Динамометрия проводится с помощью специальных пружинных, ртутных, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающей силу мышц.

АНТРОПОМЕТРИЯ

anthropometry) - измерение параметров человеческого тела или его отдельных частей. Сравнение может проводиться между различными людьми или представителями различных полов, возрастов и рас с целью выявления каких-либо отклонений в развитии представителей той или иной группы. - Антропометрический (anthropometric).

АНТРОПОМЕТРИЯ

от греч. anthropos - человек и греч. metreo - измеряю) - раздел и метод антропологии, занимающийся измерением и описанием тела человека в целом и его отдельных частей и позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости. В прикладных науках данные А. широко используются для характеристики физического развития человека и выработки на этой основе рекомендаций по размерам одежды, мебели и других предметов, которыми пользуется человек. В инженерной психологии, психологии труда и управления данные А., такие как рост сидя и стоя, длина рук, предплечья, длина ног и величина ступни, размеры кисти и пальцев, высота глаз относительно пола и др., лежат в основе требований и рекомендации по параметрам рабочего места (кресло оператора, размеры и положение пульта управления и приборов на нем, характеристики органов управления), рабочей и защитной одежды, шлемофонов и касок, специальной обуви. Большое значение имеет учет антропометрических данных при проектировании производственных помещений, офисов, деловых и культурных центров. Данные А. разрабатываются для обнаженного человека и одетого в типичную летнюю и зимнюю профессиональную одежду. Эти данные могут быть измерительными и описательными. Первые определяются с помощью антропометрических инструментов (антропометры, циркули, ленты). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрическими точками, которые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Определение описательных признаков (формы частей-тела, частей лица, пигментации кожи, волос, глаз и др.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничительных критериев. Собранные в процессе антропометрического обследования данные подвергают вариационно-статистической (биометрической) обработке и оформляют в виде таблиц, графиков, схем.

Для оценки ФР у детей используют следующие показатели:

1) соматометрические - длина тела (рост), масса тела, окруж­ности головы, грудной клетки и талии;

2) соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стопы, осанка, жировые отложения, половое развитие;

3) физиометрические - жизненная емкость легких, динамомет­рия кистей, становая сила.

Наряду с этим могут использоваться и такие параметры, как толщина кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев те­ла (бедра, плеча, голени) для подсчета специальных антропометриче­ских индексов и др.

РОСТ. Длина тела или рост - один из главных показателей об­щего размера тела и длины костей. Рост ребенка является наиболее стабильным показателем ФР и отражает системный процесс развития организма. Значительные нарушения роста, как правило, сочетаются с патологией других органов и систем. Так, при замедлении роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. Длина тела может быть средней (нормальной), сниженной, низкой, повышенной, высо­кой.

Измерение роста детей первого года жизни производится с помощью ростомера, который представляет собой доску длиной 80 см и шириной 40 см. С левой стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у начала шкалы имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы расположена подвижная поперечная планка, легко пе­редвигающаяся по сантиметровой шкале.

Техника измерения. Рост грудного ребенка измеряют лежа. Для этого его укладывают на спину так, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. При этом голова ре­бенка должна находиться в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной вертикаль­ной плоскости. Мать ребенка или помощник плотно фиксируют голо­ву ребенка. Ноги младенца измеряющий выпрямляет легким надавли­ванием ладонью левой руки на коленки, а правой рукой подводит подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до пря­мого угла к голеням. Расстояние между неподвижной и подвижной планками и будет равно росту ребенка. Длину следует отмечать с точностью до 1 мм.

Измерение роста детей старшего возраста. Ростомер для детей старшего возраста представляет собой деревянный брусок длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленный верти­кально на деревянной площадке размером 75x50 см. На передней вер­тикальной поверхности бруса нанесены 2 шкалы деления в сантимет­рах, справа - для роста стоя, слева - для роста сидя. Имеется подвиж­ная планка длиной 20 см. На уровне 40 см от деревянной площадки к вертикальному брусу прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

Техника измерения. Ребенок встает на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопат­ками и затылком, руки опущены вдоль тела. Г олова устанавливается в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край ко­зелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове, ее уровень и будет соответствовать росту ребенка. Обязательно отмечается время, когда было проведено измерение.

Измерение детей в возрасте от 1 года до 3 лет производится тем же ростомером, что и для детей старшего возраста, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и у детей старшего возраста.

МАССА ТЕЛА (питание ребенка) - основной антропометриче­ский показатель. Масса тела, в отличие от длины, является более ла­бильным показателем, отражающим степень развития костной и мы­шечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки, и зависит как от конституциональных особенностей ребенка, так и от внешнесредовых факторов (питание, физические и психические на­грузки и пр.). Измерение массы тела обычно не вызывает трудностей. Масса тела может быть низкой (недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание).

Допускается отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 %.

Взвешивание детей до 3 лет с массой тела до 20 кг проводится на чашечных весах. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя шкала в килограммах, верхняя - в грам­мах. Точность измерения достигает 10 граммов. Коромысло имеет противовес с шайбой, которую осторожно поворачивают к себе или от себя для уравновешивания весов, ориентируясь на указатель рав­новесия.

Техника взвешивания. Вначале необходимо постелить пеленку на лоток так, чтобы края ее не свешивались и не закрывали шкалу ве­сов. Затем производят непосредственно взвешивание. Для этого за­крывают коромысло весов. Ребенка кладут головкой на широкую часть лотка, а ножками - на узкую. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка - ягодицами, ножками - на уз­кую. Измеряющий стоит прямо перед коромыслом весов (не сбоку!). Показания веса снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка. На нижней шкале гирю необходимо помещать только в имеющиеся на шкале гнёзда или насечки. После взвешивания ребен­ка коромысло весов закрывают и снимают младенца. Затем записы­вают данные веса, а гири ставят на отметку «0». Для определения массы ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Массу тела определяют с точностью до 100 г.

Взвешивание на электронных весах позволяет быстро получить точные данные массы тела ребенка раннего возраста.

Взвешивание детей после 3-х лет производится на рычажных весах. Раздетый и разутый ребенок встает неподвижно на середину площадки весов. Открывается замок коромысла. Коромысло состоит из двух шкал, точность взвешивания 50 граммов. Взвешивание долж­но проводиться утром натощак, желательно после дефекации и моче­испускания.

Весы должны калиброваться (с помощью предметов точно из­вестного веса) не реже 1 раза в месяц и после любого перемещения.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТЕЙ является важной методикой, дающей дополнительные данные о ФР ребенка. Показатели окружно­стей сами по себе или в сочетании с измерением толщины кожных складок характеризуют ФР ребенка и включаются в расчет различных индексов. Существует специальная техника для измерения окружно­сти головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

Измерение окружности головы: сантиметровая лента проводит­ся через наиболее выступающую часть затылка и спереди по линии надбровных дуг. Измерение окружности головы является обязатель­ным при антропометрии грудного ребенка, так как отражает объем головного мозга.

Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возрас­та производится только в спокойном состоянии; у детей старшего возраста - в состоянии покоя при максимальном вдохе и максималь­ном выдохе. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди по линии, соединяющей нижние края околососко­вых кружков. У девочек с развитыми грудными железами спереди лента накладывается под грудными железами по 4-му ребру. Руки об­следуемого должны быть свободно опущены вдоль тела.

Окружность плеча измеряется в верхней трети плеча на уровне подмышечной впадины в месте наибольшего развития двуглавой мышцы в горизонтальной плоскости.

Окружность бедра измеряется непосредственно под ягодичной складкой в горизонтальной плоскости.

Окружность голени измеряется в области наибольшего разви­тия икроножной мышцы.

Окружности плеча, бедра и голени измеряются детям до 3 лет жизни и необходимы для вычисления индексов и определения про­порций тела.

Измерение толщины кожной складки производится калипером. Для характеристики подкожно-жирового слоя используют тол­щину кожной складки в одном или нескольких местах (над трицеп­сом, бицепсом, в подлопаточной области и т.д.). На самом деле дан­ный показатель характеризует не только толщину кожной ткани и связанной с ней подкожной клетчатки, но, используя специальные формулы, позволяет высчитать общее содержание жира в организме.

2.2. Методы самоконтроля состояния здоровья

и физического развития (стандарты, индексы,

программы, формулы, номограммы)

2.2.1. Антропометрические измерения: понятия, виды, показатели

Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье»: одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие - как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой, третьи - как гармоничное физическое развитие. В настоящее время широкое распространение получило определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение че­ловеком трудовых, психических и биологических функций при максималь­ной продолжительности жизни.

Физическое развитие - процесс изменения и совершенствования естественных морфологических и функциональных свойств организма человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.) в течение его жизни. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении различные показатели физического развития.

Самоконтроль - регулярные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленно­сти с помощью простых, общедоступных приемов.

Метод антропометрических стандартов - использование средних величин признаков физического развития, полученных путем статистической обработки большого числа измерений однородного контингента людей.

Метод индексов позволяет оценивать физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков с помощью простейших математических выражений.

Номограмма - график геометрических величин, применяе­мый при различных расчетах.

Формула - математическое выражение зависимости отдель­ных антропометрических или функциональных показателей для расчета стандартов, индексов, номограмм и пр.

2.2.2. Антропометрические измерения

Антропометрические измерения дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также уровень улучшения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных проверенных инструментов.

При массовых обследованиях и проведении самоконтроля измеряются длина тела (рост) стоя и сидя, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила кисти сильнейшей руки, становая сила.

Рост (длина тела) измеряется ростометром (в домашних условиях сантиметровой линейкой у стены). При измерении роста стоят спиной к вертикальной стойке (стене), касаясь пятками, ягодицами, лопатками и затылком (рис. 2.2.1). Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшиться на 3 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков. Длина тела уменьшается за счет уплотнений межпозвоночных дисков, утомления мышц туловища, от уплощения сводов стопы. Точность измерений составляет 0,5 см.

Вес тела . При определении веса исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель веса фиксируется с точностью до 50 г.

Есть разные способы определения нормального веса. Чтобы узнать каким должен быть нормальный вес человека, нужно из величины роста, выраженного в сантиметрах, вычесть определенное число (формула Брока-Брукша):

от 155 до 165 см вычитается 100;

о

Рис. 2.2.1. Техника измерения роста стоя и сидя

т 166 до 175 см вычитается 105;

от 176 см и выше вычитается 110.

Увеличение массы на 10 % сверх нормы характеризуется как склонность к ожирению.

Для более точной оценки массы тела применяют весо-ростовой индекс Кетле: вес (г), деленный на рост (см). Средний показатель - 370–400 г на 1 см роста у мужчин, 325–375 - у женщин.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха (рис. 2.2.2). Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин - над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки. При измерении максимального вдоха не следует напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе - сутулиться.

Экскурсия грудной клетки - разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5–7 см.

Рис. 2.2.2. Техника измерения окружности грудной клетки

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется на водяном или сухом спирометрах (рис. 2.2.3). Рекомендуется выполнить 2–3 попытки. Измерения ЖЕЛ необходимо проводить до приема пищи в одно и то же время суток.

Измерение ЖЕЛ (спирометрия) - хороший метод определе­ния функции аппарата внешнего дыхания человека. Средние показатели ЖЕЛ для мужчин - 3500–4000 см 3 , для женщин - 2500–3000 см 3 . У спортсменов, особенно у пловцов, лыжников, гребцов, бегунов-стайеров, жизненная емкость легких может достигать 5000-9000 см 3 . Величина ЖЕЛ зависит от роста и массы тела, поэтому для определения соответствия измеренного индивидуального показателя норме часто пользуются таблицами «должных» величин ЖЕЛ, рассчитанными по формулам, учиты­вающим массу тела, рост и другие показатели физического раз­вития человека.

Кистевая динамометрия - метод определения силы мышц сгибателей кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два-три измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35–50 кг, у женщин - 15–25 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5–7 кг меньше.

О

Рис. 2.2.3. Внешний вид

сухого спирометра

ценивая резуль­таты динамометрии, следует учитывать как абсолютную величину силы, так и соотнесенную с весом тела. Относительная величина мышечной силы будет более объективным показателем, потому что рост силы в процессе тренировки в значительной мере связан с увеличением веса тела и мышечной массы.

Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать основной показатель силы и соотнесенный с массой тела, т. е. относительную силу (выражается в процентах). При этом показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Для нетренированных молодых мужчин этот показатель сос­тавляет 60–70 % от веса тела, для женщин - 45–50 %. Например, сила правой руки (кисти) равна 52 кг, вес тела - 76 кг. Для определения относительной величины си­лы кисти надо 52 умножить на I00 и разделить на 76. Относительная сила кисти в данном случае составляет 68,4 %, т. е. находится в пределах средних величин.

Оценивая мышечную силу при самоконтроле, следует учитывать, что в течение дня показатели силы изменяются. Так, наименьшая величина их бывает утром, наибольшая - к середине дня. К концу дня, в особенности после утомительной тренировки, мышечная сила падает. Поэтому определять силу нужно в одно и то же время, луч­ше утром перед началом тренировки. Неполное восстановление мы­шечной силы на другой день после занятия говорит о чрезмерности нагрузки. Снижение ее может наблюдаться также при недомогании, нарушении режима, ухудшении настроения и т. д.

Становая динамометрия - метод определения силы мышц-разгибателей туловища, измеряется с помощью станового динамометра (рис. 2.2.4). Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3 каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 120–130 кг, женщин - 55–65 кг.

Показатель относительной силы определяется, как и при кис­тевой динамометрии:

х 100 = Относительная сила

Становая сила

Масса тела

Рис. 2.2.4. Становая динамометрия

В среднем он составляет 180–240 %. Величина относительной силы менее 170% считается низкой, 170–200 % - ниже средней, 200–230 % - средней, 230–250 % - выше средней, более 260 % - высокой.

Определение массы тела пациента

Цель : диагностическая.

Показания: 1)выявление дефицита веса, ожирения, скрытых отеков; 2)наблюдение за динамикой веса, отеков в процессе лечения;3)при поступлении больного в стационар.

Противопоказания: 1) тяжелое состояние больного; 2)постельный режим.

Оснащение рабочего места: 1) весы медицинские; 2) продезинфицированная клеенка 30 х 30 см на площадку весов; 3) чистая ветошь; 4) емкости с дезинфектантом; 5) перчатки.

Обязательные условия:

­ массу тела пациента определяют на медицинских весах, которые перед взвешиванием должны быть отрегулированы и выверены.

Следует соблюдать правила взвешивания больного:

­ проводить взвешивание натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника;

­ пациент становится на весы, сняв обувь

­ при повторном взвешивании пациент должен бытьв одной и той же одежде;

1. Опустить затвор весов

2. Установить гири весов в нулевом положении, отрегулировать весы, закрыть затвор.

3. Положить клеенку на площадку весов.

4. Предложить пациенту осторожно стать в центр площадки.

5. Открыть затвор и путем передвижения разновесов установить равновесие.

6. Закрыть затвор весов.

7. Предложить пациенту осторожно сойти с весов.

8. Записать данные в температурный лист.

9. Снять клеенку и обработать ее методом протирания дез.раствором.

Примечание : масса тела в норме в среднем определяется по формуле Брокка: Рост минус 100. Например: рост человека 163 см, - 100, таким образом, вес его должен составлять 63 кг.

Измерение роста пациента

Цель : диагностическая.

Показания: 1) ожирение, нарушение функций гипофиза; 2) прием пациента в стационар или при обращении в поликлинику.

Противопоказания: 1) тяжелое состояние пациента; 2) постельный режим.

Оснащение рабочего места: 1) ростомер вертикальный; 2) чистая; 3) продензинфицированная клеенка 30х30 см; 4) чистая ветошь; 5) перчатки; 6)емкость с дезраствором.

Обязательные условия:

­ определение роста взрослого пациента производится без обуви и головного убора;

­ у женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Положить клеенку на площадку ростомера.

2. Встать сбоку от ростомера и поднять планку выше предполагаемого ростапациента.

Основной этап выполнения манипуляции.

3. Предложить пациенту встать на площадку ростомера на клеенку так, чтобы он касался ростомера четырьмя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством и затылком).

4. Голову слегка наклонить, чтобы верхний край ушной раковины и наружный угол глаза расположились на одной линии.

5. Опустить планку ростомера на темяпациента, зафиксировать её.

6. Предложить пациенту сойти с площадки ростомера.

7. По шкале ростомера определить рост пациента (отсчет проводить по нижнему краю планки).

8. Записать данные роста пациента в температурный лист.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

9. Убрать клеенку и обработать ее дезинфектантом путем протирания.

10. Вымыть руки и осушить их полотенцем.

Основной этап выполнения манипуляции медсестры при измерении роста больного (сидя).

1. Посадить пациента на скамейку спиной к стойке ростомера так, чтобы он касался ростомера затылком и межлопаточным пространством.

2. Голову пациента слегка наклонить так, чтобы наружный разрез глаза и верхний край ушной раковины были на одной горизонтали.

3. Опустить планку ростомера на голову больного, зафиксировать ее.

4. Предложить больному подняться со скамейки ростомера.

5. По шкале ростомера определить рост пациента (отсчет проводить по нижнему краю планки).

6. Записать данные роста в температурный лист.

Измерение окружности грудной клетки

Цель : диагностическая.

Показания: 1) определение дыхательной экскурсии грудной клетки.

Противопоказания: 1) тяжелое состояние пациента.

Оснащение рабочего места: 1) сантиметровая лента; 2) флакон с антисептиком; 3) марлевые салфетки; 4) перчатки.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Предложить пациенту стать лицом к медсестре с опущенным вниз руками.

Основной этап выполнения манипуляции.

2. Наложить сантиметровую ленту на тело больного:

­ сзади под нижними углами лопаток;

­ спереди по 4-му ребру по сосковой линии (у мужчин), или выше грудной железы (у женщин).

3. Определить окружность грудной клетки в состоянии покоя, максимального вдоха, полного выдоха.

4. Записать данные:

­ ОГК покоя;

­ ОГК вдох;

­ ОГК выдох.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

5. Продензифицировать сантиметровую ленту антисептиком путем протирания с двух сторон.

6. Вымыть руки и осушить полотенцем.

Измерение артериального давления

Артериальное давление это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от:

­ величины сердечного выброса;

­ тонуса артериальной стенки.

Кроме этих основных факторов, на величину АД оказывает влияние также объем циркулирующей крови, ее вязкость, колебание давления в брюшной и грудной полостях и многие другие факторы.

Показания: определить показатели давления и оценить результаты исследования.

Оснащение рабочего места : 1) тонометр; 2) Фонендоскоп; 3) ручка с синей пастой; 4) температурный лист; 5) дезинфектант, ватные шарики.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Придать больному положение, сидя или лежа.

2. Уложить правую руку пациента в таком положении ладонью вверх примерно на уровне сердца.

Основной этап выполнения манипуляции.

3. Наложить манжетку тонометра поверх тонкой одежды на плечо больного 2-3 см выше локтевого сгиба, резиновые трубки, соединяющие манжету с манометром, расположить латерально по отношению к обследуемому. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты.

4. Плотно наложить и закрепить манжету так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

5. Соединить манометр с манжетой. Стрелка манометра должна быть на нулевой отметке шкалы.

6. Определить пальцами пульсацию артерии в локтевой ямке, приложить мембрану фонендоскопа на выше указанное место.

7. Закрыть вентиль в груше и нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии, поднять уровень давления ещё на 20 –30 мм рт. ст.

8. Открыть вентиль и медленно, со скоростью примерно 2 мм рт. ст. в секунду, выпускать воздух из манжеты. Одновременно выслушивать тоны и следить за показаниями шкалы манометра.

9. При появлении первого удара пульсовой волны отметить уровень систолического давления.

10. Отметить величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов.

11. Выпустить весь воздух из манжеты.

12. Снять манжетку.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

13. Продезинфицировать головку фонендоскопа дезинфектантом согласно прилагаемой инструкции.

14. Оценить результаты высоты артериального давления и пульсового давления.

15. Сообщить больному результат измерения.

16. Провести регистрацию давления в температурном листе.

17. Медсестре вымыть руки под проточной водой с мылом и обработать антисептиком.

Примечание: измеряют, давление дважды с интервалом в 5 минут.

Регистрируется их двух показаний меньший результат. Если артериальное давление 120/80 мм рт.ст. и ниже, измерение проводится однократно.

Артериальное давление ниже 130/85 мм рт. ст. – это нормальная величина давления.

Артериальное давление от 130/85 до 139/89 мм рт. ст. – это повышенное нормальное.

Артериальное давление 140/90 мм. рт. ст. и выше – артериальная гипертензия.

Измерение температуры тела

Температуру тела по показаниям можно измерять:

­ в паховой складке;

­ в полости рта;

­ в прямой кишке

­ во влагалище.

При этом учитывать, что температура в полостях на 0,5-1 0 С выше, чем в кожных складках.

Показания: обязательная 2-х разовая ежедневная манипуляция

Оснащение рабочего места :1) продезинфицированный термометр; 2) полотенце; 3) емкости с дезинфектантом.

Антропометрические измерения пациента

Это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Антропометрические признаки:

-соматометрические (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),

-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и

-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Определение размера обуви производится по замеру длины стопы - расстоянию между наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и концом ногтевой фаланги 1 или 2 пальца с помощью толстотного циркуля.

Таблица 1. - Соотношение длины стопы и размера обуви

Длина стопы, см Размер обуви
22,5
23,5
37,5
24,5
25,5
40,5
26,5
27,5
43,5
28,5
29,5
46,5

Определение размера одежды и спецодежды определяют по замеру окружности груди в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха с помощью сантиметровой ленты. Сзади лента должна проходить по нижним углам лопаток, а спереди – по среднегрудинной точке. Размер одежды равен половине окружности груди в сантиметрах.



Определение размера головного убора возможно с помощью замера окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди – по глабелле (точка между бровями).

Каждый педагог, ежедневно сталки­ваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков.

Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания . Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5-7 лет - период второго вытягивания . Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста - второй период округления (с 7 до 10-11 лет).

Возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания - третий период вытягивания (с 11 -12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам.

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу - функциональному уровню взрослого орга­низма- девочки приходят на 1-3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма человека происходит не одновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос - другой, хронос - время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те ор­ганы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки форми­руются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармонич­ности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функци­онирования целостного организма и оптимальное (гар­моничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерно­стью, состоящей в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Благодаря этой наследственно за­крепленной особенности созревания обеспечивается ос­новное требование выживания новорожденного, - писал П. К. Анохин, - гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факто­ров».

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды.

Наряду с гармоничностью развития существуют осо­бые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном разви­тии выделяют три таких «критических периода» , или «воз­растных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3 1/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интен­сивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим разви­тием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высо­ких требований - к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приво­дит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным меди­цинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и вос­питателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспорт­ных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди - школь­ные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двига­тельная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наи­большее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения являет­ся важным фактором предупреждения транспортных тра­гедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созрева­нием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 -15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ра­нимостью нервной системы и возникновением многих нер­вных расстройств и психических заболеваний.

Вопросы самоконтроля

1. Раскройте схему последовательности роста и развития организма.

2. Обоснуйте физиологическую необходимость явления гетерохронности.

3. Назовите основные физиологические характеристики подросткового и юношеского возраста.

Тест

1. Количественные изменения в организме называют… (ростом)

2. Качественные изменения в организме называют … (развитием)

3. Какие из нижеперечисленных признаков являются антропометрическими

а) вес тела

б) вторичные половые признаки

в) физическое развитие

г) жизненная емкость легких