Врач следящий за гигиеной зубов у детей. Гигиена полости рта у детей (профессиональный подход). Черный зубной налет у детей

Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:

Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;

Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .

Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.

Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей. Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств. Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.

Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.

Ребёнку необходимо:

1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).

2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.

3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).

В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.

До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.

Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.


Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.

Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.

Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста. При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать. Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.

1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.

2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.

3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.

4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.

5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.

6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.

7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.

С детьми 3-4 лет он работу рекомендуется он строить с использованием еще игровых элементов, с он использованием рисунков, он плакатов, игрушек, он кукол, зубных он щеток, паст, и т.д. Такая игра - он беседа должна еще быть короткой и еще продолжаться на еще нескольких занятиях. Дети через еще сказочные персонажи еще должны усвоить, еще что надо еще употреблять овощи, он фрукты, чтобы он зубы не он болели; что еще после еды он необходимо полоскать еще рот, меньше еще кушать сладостей и еще чистить зубы. При этом он рекомендуется в форме еще игры показать еще детям, как еще правильно чистить он зубы. Обучая детей он правилам чистки еще зубов, важно он повторять, закреплять он полученный навык и он поощрять тех он детей, которые еще успешно им еще овладели.

Детям 4-7 лет еще занятия необходимо еще проводить в популярной он форме, используя еще персонажи сказок, он рассказывая и показывая, еще как надо он правильно чистить еще зубы. При обучении он чистке зубов еще необходимо окрасить еще фронтальные зубы еще красителями и показать он окрашенный налет он ребенку в зеркало. Обращают внимание он на размер он щеток для он детей, их еще состояние и уход он за ними. В ходе беседы он выясняют, имеет он ли ребенок еще свою зубную он щетку, объясняют, еще какая зубная он паста лучше.

Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

При проведении бесед со старшими дошкольниками можно предложить десять правил приема пищи:

1. Принимать пищу в день, так часто, как велит врач.

2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться от жесткой пищи.

3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот.

4. Откусывать пищу только передними зубами.

5. Измельчать пищу только дальними зубами.

6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.

7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша).

8. После каждого приема пищи полоскать рот водой (использовать не менее половины стакана).

9. Не есть сладостей между приемами пищи.

10. Есть сладкое только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.

Также можно предложить десять правил чистки зубов для старшего дошкольника:

1. Щетка должна иметь изогнутую и короткую ручку, на два-три зуба, со щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - использовать и пасту;

4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться.

5. В начале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями в одном направлении: вверху – сверху-вниз, внизу - снизу-вверх, по пять раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа. Чистят вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа, по пять раз в каждую сторону. Потом спереди назад по пять раз у двух зубов.

7. В конце чистки зубов надо «подмести» все отчищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, слева направо.

8. После чистки зубов щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан;

9. Чистить зубы надо два раза в день: после завтрака и перед сном;

10. Новую зубную щетку надо иметь весной, летом, осенью и зимой.

Таким образом, обучение гигиенического ухода за полостью рта у детей дошкольного возраста является необходимым. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос медицинских работников, родителей, и педагогов.

Молочные и постоянные зубы у детей прорезываются с незаконченной минерализацией. Завершается минерализация («созревание эмали») в течение следующих нескольких лет за счет поступления в эмаль из слюны ионов кальция, фосфора, фтора и др. При этом большую роль играет свободный доступ слюны ко всем поверхностям зуба. Если зубной налет постоянно препятствует контакту слюны с эмалью зуба, то это приводит к формированию участков незавершенной (пониженной) минерализации, в которых в дальнейшем может развиться кариес.
Известно, что зоны повышенной растворимости эмали находятся в участках, наименее доступных слюне (пришеечные области, центральные и прикорневые точки контактных поверхностей). Эти зоны наиболее часто поражаются кариесом и поддерживают воспаление прилегающей десны.
Установлено, что избыточный прием легкоусвояемых углеводов приводит к значительному накоплению зубных отложений, которые играют значительную роль в патогенезе кариеса и заболеваний пародонта. Об этом факте следует помнить, пропагандируя рациональное питание ребенка. Сладости ребенок должен получать в незначительном количестве соответственно его возрасту. После их приема следует прополоскать рот водой. До 2 лет у детей высокая естественная очищаемость зубов за счет обильной саливации. Затем самоочищаемость снижается вследствие вязкости слюны и завершения формирования молочного прикуса. Плотные контакты между зубами вызывают необходимость в искусственном очищении зубов с помощью зубной пасты.
Уже в дошкольный период после прорезывания зубов нужно обучать детей навыкам рационального ухода за зубами и полостью рта. Особенно это важно в период сменного прикуса, когда создаются благоприятные условия для усиленного образования налета, зубного камня. Поэтому обучение детей уходу за зубами является важным и существенным в профилактике болезней пародон- та, так как именно с образованием зубного налета связывают высокую частоту гингивитов у детей этого возраста.
С 1,5 года - 2 лет ребенка следует учить полоскать зубы водой после приема пищи, с 2 лет - 2,5 года чистить зубы зубной щеткой. Вначале ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, какие выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помочь ему выполнить эти движения.
После закрепления у ребенка навыков ежедневной чистки зубов (после завтрака и перед сном) и освоения им методики чистки (направление движений, последовательность очищения отдельных поверхностей и групп зубов и т.д.) можно разрешить использовать зубные пасты или порошок. Помочь в выборе этих средств должен врач. Необходимо помнить, что при неумелом пользовании зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
Чистить зубы ребенок старше 4-5 лет должен не менее 2-3 мин, производя при этом 200-250 движений. При наклонности к образованию налета за содержанием зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненным содовым раствором, протирают зубы после приема пищи.
Степень очищения зубов необходимо контролировать. При очередных осмотрах ребенка стоматолог определяет индекс гигиены полости рта (по Федорову- Володкиной и др.) и рекомендует родителям проводить подобное определение (окрашивание зубов йодистым раствором) 1-2 раза в месяц.
Особое внимание следует уделять детям с 7-9 лет в период сменного прикуса, когда условия гигиены полости рта несколько ухудшаются. При наличии зубочелюстных аномалий, кариеса, воспалительных заболеваний пародонта необходимо индивидуальное обучение гигиене полости рта с учетом особенностей сложившейся ситуации, способствующей избыточному образованию зубного налета. Стоматолог должен показать ребенку окрашенный налет и научить его очищать труднодоступные участки зубов.
Детей, находящихся на ортодонтическом лечении, обучают правилам ухода за ортодонтическими аппаратами: промывать их после еды струей воды из-под крана; 1-2 раза в день очищать с помощью зубной щетки пастой или порошком. При ношении несъемных ортодонтических аппаратов целесообразно назначить зубные эликсиры дезодорирующего и антимикробного действия. В период ортодонтического лечения рекомендуют чередовать зубные пасты с противокариозными и противовоспалительными свойствами.
Профессиональную чистку зубов осуществляет лечащий врач. Удалять зубную бляшку, над- и поддесневые зубные отложения необходимо регулярно 1 -2 раза в год в зависимости от интенсивности образования зубного камня. Такая чистка предшествует всем другим лечебным манипуляциям.
Обучение гигиене полости рта. Состояние гигиены полости рта у населения тесно связано с гигиеническим воспитанием, в первую очередь обучением детей. Врач-стоматолог, выполняя задачи по гигиеническому воспитанию, должен помнить о следующих основных положениях.

  1. Эффективной гигиена полости рта может быть лишь в случае регулярной чистки зубов, правильного выбора щетки, достаточного количества движений и положения щетки, затрат времени на очищение поверхности зуба.
  2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит в обязанность медицинского персонала.
  3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должен периодически контролировать медицинский персонал.
Обучение детей уходу за полостью рта должно начинаться с раннего возраста. С 1,5 года-2 лет детей учат полоскать рот водой, с 2 - 3 лет-чистить зубы зубной щеткой, с 4-5 лет - применять зубную пасту.

Обучать малышей необходимо в игровой форме, доброжелательно, постепенно. Главный мотив обучения - «прогоним червячков». Учить детей чистке зубов следует поэтапно.
Сначала надо научить ребенка держать в руке щетку и на крупных игрушках освоить вертикальные движения. Начинают чистить зубы с верхней челюсти, затем чистят вестибулярные поверхности фронтальных зубов движениями от десны к краю зубов.
Только после освоения ребенком этого этапа переходят к следующему: чистить вестибулярную поверхность Рис. 387. Модель нижней челюсти, группы жевательных зубов слева, разбитая на сегменты затем справа. Следующий этап -
обучение чистке окклюзионной поверхности зубов возвратно-поступательными и круговыми движениями. В последнюю очередь подметающими движениями очищают нёбные и язычные поверхности зубов. Форсировать обучение детей раннего возраста не следует, так как при этом будет упущено качество.
К трем годам ребенку необходимо привить желание и выработать умение ежедневно чистить зубы: утром перед завтраком, вечером после ужина перед отходом ко сну. Желательно приучить ребенка к чистке зубов и полосканию полости рта после каждого приема пищи.
Кроме того, у ребенка должна быть закреплена последовательность манипуляций: мою руки с мылом, полощу рот водой, промываю зубную щетку, выдавливаю на щетку зубную пасту, чищу зубы со всех сторон (по 10 движений на каждом участке), полошу рот, мою щетку, намыливаю и ставлю ее щетиной вверх в стаканчик.
У детей 4-5 лет и старше должны быть выработаны навыки ухода за полостью рта, правильная техника, хорошее качество. С этого возраста следует проводить контролируемую чистку зубов. Она заключается в определении гигиенических индексов до и после чистки зубов (качество), фиксации времени, затраченного на чистку, наблюдении за движениями во время чистки зубов (техника).
Неорганизованных детей (не охваченных стоматологической диспансеризацией в организованных коллективах) навыкам гигиены полости рта учат родители или медицинский персонал комнаты гигиены полости рта в стоматологической поликлинике (детской консультации). Стоматолог обеспечивает их соответствующей памяткой в детской консультации, и прежде чем попасть на прием к стоматологу (при отсутствии зубной боли), ребенок должен посетить кабинет гигиены.


Рис. 388. Положение и движения зубной щетки при чистке зубов

Детей, посещающих детские дошкольные учреждения, уходу за полостью рта должен обучать воспитатель. Полоскание рта после еды, чистка зубов после завтрака или обеда признаны режимным моментом детского дошкольного учреждения; дети должны их выполнять ежедневно под руководством воспитателей. Раз в месяц воспитатель проводит в группе контролируемую чистку зубов в виде конкурса «Самые чистые зубы», «Кто лучше всех чистит зубы?» и т.п. Для закрепления навыков в группах ежегодно проводят уроки гигиены, напоминая детям правила чистки зубов.
Стоматолог обучает этой работе персонал, контролирует их работу; в отведенное время для санации полости рта он определяет у детей гигиенический индекс, при необходимости проводит индивидуальное обучение, показательные уроки гигиены полости рта (уроки здоровья в группах и др.). Стоматолог помогает воспитателям профессионально оформить уголки гигиены полости рта в каждой группе, информационный листок для родителей.
В школах обучение детей проводится на специальных уроках гигиены, включенных в общее расписание: для детей 1-х классов - 3 ч в учебном году, 2-3-х классов -2 ч, 4-10-х классов - 1 ч. Сначала рассказывают, лучше в классе, о том, для чего, как и с помощью каких средств надо ухаживать за полостью рта, какие продукты полезно употреблять, чтобы зубы были крепкие и красивые. Необходимо продемонстрировать стандартные методы чистки зубов.
Для обучения гигиене полости рта удобно использовать модель нижней или верхней челюсти, поделенную на сегменты (рис. 387). На модели демонстрируют способы очистки различных групп зубов скребущими, возвратно-поступательными, подметающими, круговыми движениями (рис. 388).
Обучение детей удобнее проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, набором индивидуальных средств по уходу и контролю (рис. 389). В комнате должно быть 5-10 (в уголке гигиены - 1-2) раковин

Рис. 389. Класс гигиены:
1- шкафы или полки для хранения средств гигиены; 2 - санитарно-просветительные стенды; 3 - раковины; 4 - зеркала; 5 - столы и парты; 6 - экран

с зеркалами, шкафы для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки хранят в маркированных штативах. Необходимы часы (например, песочные), зубные пасты и другие средства.
В кабинете должен быть диапроектор (проектор), экран, шторы для затемнения, стенды, таблицы, витражи и т.д. Если размеры комнаты позволяют, в ней следует установить столы для занятий.
В методике обучения гигиене полости рта необходимо обращать внимание на контроль за качеством чистки зубов и коррекцию индивидуальных навыков. С учетом возрастных психологических особенностей на процедуру одновременно приглашают 7-10 учеников начальных или 4-5 средних классов. После контролируемой чистки зубов обязательно следует провести оценку качества очистки и высказать советы и замечания. Во время профилактических осмотров и плановой санации полости рта врач-стоматолог определяет гигиенический индекс, обращает особое внимание на детей с кариозным процессом; если необходимо, назначает индивидуальный комплекс гигиенических процедур.
В осуществлении гигиенического воспитания учащихся стоматологу содействует педагоги начальных классов, учитель биологии, заведующий учебной частью по воспитательной работе, медицинская сестра и воспитатель школы, медицинская сестра стоматологического кабинета.
Обучение чистке зубов детей старших возрастных групп проводят в комнате гигиены в поликлиниках, учебных заведениях, в процессе лечения больных по обращаемости.

Зубы – это первое, на что обращают внимание люди при общении.

Львиная доля всех случаев возникновения стоматологических заболеваний полости рта зависит от несоблюдения гигиенических требований с раннего возраста.

Что предпринимать взрослым в качестве профилактических мер для детей?

Почему важно соблюдать гигиену полости рта с раннего детства?

Эмаль минерализуется в течение первых нескольких месяцев после . Слабая минерализация делает ее уязвимой для болезнетворных бактерий. Дети могут страдать не только от , но и от очагов инфекции в области пародонта.

Разрушение созревшей эмали происходит из-за вымывания кальция. По причине эндокринных и гормональных изменений в детском организме в процессе роста активно образуется , превращающийся в .

От чего зависит здоровье полости рта крохи?

Стоматологическое здоровье малыша закладывается задолго до его появления. Генетическое наследие индивидуума — первостепенно, но ошибки в употреблении питательных веществ будущей матерью могут вызывать манифестацию патологий.

Еще во время беременности матери плод должен получать кальций в достаточном количестве. Химический элемент принимает участие в закладке зубов. Их формирование начинается на 5 неделе внутриутробного развития. До 12-ой — происходит ответственная фаза. В этот период и в течении всей беременности важно питание матери.

Лидировать в рационе беременной женщины и растущего ребенка должны продукты, богатые:

  • витаминами;
  • микроэлементами;
  • белком.

Как подобрать правильные средства гигиены?

Использование средств личной гигиены полости рта (СГПР) для детей должно быть правильным, целевым и регулярным. — простое мероприятие, помогающее:

  • справиться с болезнетворной микрофлорой;
  • устранить имеющееся ;
  • создать в слюне необходимую концентрацию фтора.

Каждый малыш знает, что нужно чистить зубы. Гигиена полости рта у детей имеет свои отличия от таковой у взрослых. Приспособления для качественной очистки полости рта:

  • стоматологические нити (), тейк, флоссетты;

Первая щетка малыша, которой ему будут помогать пользоваться взрослые, должна быть с длинной ручкой, 2-го типа жесткости. На ее закругленном и хорошо отполированном конце щетина должна располагаться в 2 ряда. Когда ребенок будет сам брать щетку, то ее ручка должна быть объемной, удобной для обхвата и удержания, без острых углов.

Взрослые протирают ротовую полость младенца слабым раствором пищевой соды, надев специальный напальчник или вооружившись стерильной салфеткой. Использование этих приспособлений из холодильника (прохладной температуры) облегчает состояние десен во время .

Процедуру выполняют каждый день в течении одной минуты. При необходимы обследование и консультация врача-педиатра.

Программа сохранения детских зубов включает в себя следующие основные пункты:

  • использование только фторидных зубных паст:
  • обучение ;
  • регулярный профессиональный осмотр (дважды в год).

В некоторых странах сохранение стоматологического здоровья лежит в основе национальной политики. Есть опыт создания целого поколения детей, у которых нет кариеса.

Один человек сказал: посеешь привычку, пожнешь характер и судьбу. Одной из самых полезных привычек, которую нужно прививать, начиная с раннего детства, и которая, несомненно, оказывает влияние на всю жизнь человека, является правильный уход за зубами и полостью рта. Ведь только эти навыки смогут обеспечить ребенку здоровые, красивые и крепкие зубы, избавив его от множества медицинских и социальных проблем.

Самое начало

Начинать заботиться о состоянии детских зубов надо уже на этапе вынашивания беременности. Качество тканей, из которых формируются зубы, а значит и здоровье и внешний вид зубов, напрямую зависят от того, насколько полноценно мама снабжала своего малыша витаминами, минералами (фтором, фосфором, кальцием), белками и другими необходимыми веществами в период его внутриутробного развития. Рациональное питание во время беременности устраняет до 50% всех возможных проблем с зубами, которые могут возникнуть у ребенка в первые годы жизни. Поэтому, рацион будущей мамы должен быть обогащен необходимыми для малыша веществами за счет фруктов, овощей, молочных и мясных продуктов. Дополнительную пользу приносит прием специальных поливитаминов для беременных.

Другим важным фактором, влияющим на состояние зубных тканей у малыша, является прием беременной женщиной медикаментозных препаратов: некоторые лекарственные средства обладают прямым повреждающим действием на зачатки зубов, в связи с чем от приема этих препаратов вовремя беременности следует воздержаться. Врачи знают о том, какие именно препараты дают такой побочный эффект и не назначают их беременным женщинам. Поэтому, прежде, чем начать прием какого-либо лекарства, беременная женщина должна обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

От рождения до 1 года

После рождения ребенка уход за полостью рта приобретает еще более определенный характер. Начиная с 3 месяцев и до прорезывания первых 7-8 молочных зубов (обычно такое количество зубов имеется у годовалого малыша) стоматологические гигиенические процедуры должны заключаться в регулярной (после каждого приема пищи, примерно через 30 минут) очистке десен, языка и зубов от образовавшегося налета. Делать это можно при помощи кусочка марли, смоченного в кипяченой воде и намотанного на палец мамы, либо с помощью специальной зубной щетки-напалечника (силиконовое изделие с мягкими выступами, безопасно очищающее ротовую полость). Использовать зубную пасту в этом возрасте ненужно, поскольку она будет попросту съедена ребенком, что может быть опасно.

Есть также специальные детские щетки торговой марки Pierrot, которые можно использовать малышам уже с 6 месяцев – зубная щетка «Детская». Ее экстрамягкие щетинки с закругленными концами мягко и аккуратно чистят молочные зубы малыша, а эргономичная ручка отлично вписывается в ручку ребенка.

Значительное влияние на состояние зубов у ребенка до 1 года оказывает характер питания. Потребность детского организма в витаминах и минералах в первые 6 месяцев прекрасно покрывается грудным молоком – оптимальным продуктом питания для детей этого возраста. Дети, получающие грудное молоко в течение первого полугода, имеют меньше проблем с зубами всю последующую жизнь. После 6 месяцев необходимо уделить особое внимание процессу введения прикорма, контролируя характер, качество и количество пищи, степень ее полезности для организма малыша. Взрослым необходимо научиться сдерживать порывы угостить ребенка чем-то сладеньким-вкусненьким – конфеты и кондитерские изделия совершенно лишены веществ, необходимых ребенку этого возраста и, кроме того, оказывают прямое повреждающее действие на эмаль молочных зубов.

От 1 года до 6-7 лет

После того, как ребенку исполнится год и во рту у него появятся 7-8 молочных зубов, уход за полостью рта переходит на следующий уровень. Самым главным событием этого периода является приобретение первой зубной щетки и привыкание к ней малыша. Первая детская зубная щетка должна соответствовать нескольким требованиям. Прежде всего, это должна быть щетка, специально созданная производителем для ухода за молочными зубами ребенка в возрасте от 1 года (на всех зубных щетках, которые производятся солидными компаниями, есть соответствующая маркировка).

Детские щетки всегда имеют маленькую головку, длина которой не превышает ширину 2-2,5 молочных зубов. Щетина на детской щетке должна быть только синтетической, и очень мягкой, чтобы в процессе чистки зубов малыш не повредил себе слизистую десен. Так, например, в испанских щетках ТМ Pierrot используются очень мягкие щетинки с закругленными (а не обрезанными) кончиками, которые делаются из специального материала TYNEX.

Замена детской зубной щетки должна выполняться не реже, чем 1 раз в 1,5-2 месяца, а при необходимости и чаще. По мере роста ребенка размер зубной щетки и ее конфигурация должны изменяться, в соответствии с изменением детской анатомии и физиологии. Чистка зубов должна выполняться дважды в день под присмотром и с активным участием одного из родителей.

До 1,5-2 лет применять зубную пасту (даже специально созданную для детей) не рекомендуется, поскольку ребенок еще не умеет полоскать рот. После того, как ребенок освоит процесс полоскания (это обычно происходит в возрасте 2-2,5 лет), можно подключать к процессу ухода за зубами специальную детскую зубную пасту. Взрослую пасту использовать не рекомендуется, поскольку в ней содержится большое количество фтора и ряд компонентов (абразивные частицы, отбеливающие вещества, вкусовые добавки), которые могут оказаться вредными для ребенка, особенно если учесть, что во время чистки зубов ребенок в возрасте до 6 лет съедает примерно 30-40% используемой зубной пасты. Кроме того, взрослая зубная паста, являясь более агрессивной, чем детская, может повредить формирующуюся эмаль детских зубов.

Для детей лучше использовать детскую пасту с улучшенным вкусом (многие мятные добавки слишком агрессивны). Например, пасту Pierrot «ПИВИ с клубничным вкусом Са+F», дополнительным содержанием фтора и кальция. Эти добавки позволяют противостоять поверхностному кариесу, который часто начинается развиваться на передней поверхности молочных зубов уже с 2 лет.

Обучать ребенка самостоятельной чистке зубов надо уже в возрасте 2-3 лет, применяя при этом игровые приемы, которые облегчают понимание и запоминание последовательности действий при выполнении гигиенических процедур.

Для тех малышей, которые напрочь отказываются от обучения чистке зубов, торговая марка Pierrot предлагает щетки «Вампир», которые светятся в темноте. Поэтому процесс чистки зубов можно превратить в забавную игру.

Зубная паста, в количестве, указанном на тюбике, должна наноситься на зубную щетку взрослым членом семьи – не стоит доверять эту ответственную задачу дошколенку. Маленьким детям не рекомендуется чистить зубы электрическими зубными щетками – эти устройства можно применять в более сознательном возрасте, после прочного усвоения навыков ухода за полостью рта и только после полной смены всех молочных зубов.

Как правило, детям до 6 лет не рекомендуется пользоваться ополаскивателем для полости рта (зубным эликсиром). При необходимости дошкольники могут использовать ополаскиватели (под присмотром взрослых!) не содержащие фтора и алкоголя, оказывающие только дезодорирующий эффект, используя не более 5 мл раствора на один прием. Например, детский ополаскиватель Pierrot «ПИВИ».

В качестве альтернативы такому двухэтапному уходу за полостью рта, можно использовать средство, разработанное по принципу «2 в одном», например Pierrot Гель «ПИВИ 2в1» (одновременно сохраняющий свойства зубной пасты и ополаскивателя). Он также содержит фтор, кальций в оптимальных для детей количествах, приятно на вкус.

Следует отметить, что вся продукция этой марки имеет сертификат качества Общества Гигиенистов Испании, что подтверждает очень высокий уровень качества продукции.

Чтобы научить ребенка дошкольного и младшего школьного возраста правильно чистить зубы, были разработаны специальные таблетки, жвачки и растворы, которые, попадая в полость рта, окрашивают остатки налета, не удаленные во время чистки зубов.

Продолжительность чистки зубов в детском возрасте должна составлять не менее 3 минут – некоторые родители для усвоения этого навыка покупают специальные хронометры (например, песочные часы), которые помогают малышу ориентироваться во времени.

Совершенно необходимым компонентом ухода за зубами является регулярное посещение стоматолога, ведь молочные зубы тоже могут заболеть. Кроме осмотра и выполнения лечебных и профилактических процедур, детский стоматолог обязательно даст консультацию по правилам ухода за полостью рта, обратив внимание родителей на моменты, важные именно для их ребенка.

В дошкольном периоде характер принимаемой пищи приобретает особенную важность. Родителям необходимо не только наладить правильное питание в домашних условиях, но и следить, чем «перекусывает» ребенок между основными приемами пищи. Взрослые должны понимать, что всевозможные снеки, чипсы и чупа-чупсы, так любимые детьми и их бабушками – это самые верные пособники кариеса, обеспечивающие нежелательно частые встречи со стоматологом. То же касается сладких газированных напитков. И наоборот – молоко, молочные продукты, а также твердые фрукты и овощи (укрепляющие связочный аппарат зубов) – это наши друзья и помощники в благородном деле укрепления здоровья (в том числе здоровья зубов) наших детей.

Детей, научившихся самостоятельно полоскать рот, необходимо приучать к необходимости выполнять эту процедуру после каждого приема пищи (в том числе после «перекусов»). Полоскать рот надо кипяченой теплой водой, интенсивно взбалтывая воду во рту в течение 1 минуты.

Дети старше 7 лет и подростки

В этом возрасте необходимо укреплять и совершенствовать умение детей ухаживать за зубами и полостью рта. Даже после того, как ребенок освоил все необходимые действия, родители должны хотя бы 1-2 раза в неделю лично проконтролировать процесс чистки зубов. Как показали исследования, такая тактика, применимая по отношению к детям и подросткам, вдвое снижает заболеваемость кариесом.

Семилетний ребенок может чистить зубы взрослой зубной пастой, которая наносится на щетку в виде капли, не превышающей размер горошины. Со временем количество пасты увеличивается, достигая в подростковом возрасте полноценной взрослой дозы (паста покрывает всю поверхность щетины).

Для тех детей, у которых есть проблемы с прикусом часто сопровождающимся гингивитами (воспалением десен), лучше использовать зубную пасту на основе прополиса, например зубная паста с Прополисом ТМ Pierrot. Если продукты пчеловодства вашему школьнику покажутся неприятными на вкус, предложите ему попробовать зубную пасту с зеленым чаем ТМ Pierrot, содержащую зеленый чай, папайю, масло чайного дерева. Эти составляющие помогут уменьшить риск развития воспаление десен. Еще одна альтернатива – Pierrot зубная паста с Алое Вера, содержащая целебный экстракт алоэ. Эта зубная паста отличный вариант для детей и подростков с гингивитами, частыми стоматитами

Зубная щетка для школьника должна подбираться в соответствии с возрастом, щетина должна быть либо мягкой, либо средней мягкости.

Форма рабочей поверхности щеток может быть различной. Торговая марка Pierrot для подростков (и их родителей) предлагает зубные щетки с рабочей поверхностью самой различной конфигурации. Например, щетку с наклоненными щетинками и активной верхушкой, для адекватного очищения крайних зубов зубного ряда, щетку с перекрестными щетинками, которые позволяют лучше очистить межзубные промежутки, щетки с гибкой головкой. Словом можно подобрать наиболее оптимальный вариант.

В возрасте 12 лет выпадают последние молочные зубы, после чего ребенок может перейти на использование взрослых зубных щеток. Тогда же можно разрешить сыну или дочери применение электрической зубной щетки, тщательно контролируя, на первых порах, качество выполнения гигиенических процедур.

Использование ополаскивателей (эликсиров) для поддержания свежести дыхания разрешается, при условии, что это будет специально созданный для детей и подростков эликсир. Для подростков отлично подойдут эликсиры которые не содержат спирт: Ополаскиватель от зубного налета ТМ Pierrot, эффективно помогающий устранять мягкий зубной налет и Pierrot Сенсетив – ополаскиватель для чувствительных зубов. Количество жидкости, используемой за один раз, не должно превышать 5-10 мл.

Рекомендации по посещению стоматолога и характеру питания не теряют актуальности и в этом возрасте. Внимание родителей должен привлечь неприятный запах изо рта, который сохраняется, несмотря на отсутствие кариеса и качественный уход за зубами. Запах изо рта у детей нередко вызывается зубным налетом, удалить который при помощи зубной щетки удается не всегда – в этой ситуации требуется квалифицированная стоматологическая помощь. Родителям подростков надо уделить особое внимание вредным привычкам, особенно курению. Требуется объяснить ребенку, что никотин, табачные смолы и другие вещества, содержащиеся в табачном дыму, крайне губительно воздействуют на все органы человеческого организма, в том числе на зубы, и что курильщику не приходится рассчитывать на белоснежную улыбку и свежий запах изо рта.

Жевательная резинка может использоваться как дополнительное средство защиты зубов от кариеса. Ею можно пользоваться в ситуации, когда зубная щетка, паста или вода для полоскания рта оказываются вне зоны доступа. По мнению современных стоматологов, продолжительность жевания не должна превышать 15 минут – то есть после исчезновения привкуса от жвачки надо избавляться.

В заключение.

Для облегчения выбора, старайтесь обращать внимание на следующие моменты:

  1. Зубная паста и щетка должны соответствовать возрастной категории, в которую попадает ваш ребенок.
  2. Щетина на щетке должны быть синтетической и мягкой.
  3. Ручка зубной щетки должна быть удобной для использования ребенком определенного возраста (особенно это касается детей до 7 лет).

Следует также обратить внимание, на присутствие у производителя сертификата качества продукции, и соответствии продукции европейским стандартам качества ISO 9001Quality Certificate.

Несколько минут, ежедневно потраченных на уход за полостью рта, повышают нашу самооценку, укрепляют здоровье и дарят бонус в виде белоснежной улыбки. Научив своего ребенка правильно чистить зубы в детстве, вы предупредите развитие заболевания десен и преждевременную потерю зубов, оказав тем самым ему неоценимую услугу, за которую он будет благодарен вам всю свою жизнь. Берегите здоровье!

Автор: врач стоматолог второй категории Украинско-Швейцарской клиники «Порцелян» Имшенецкая Мария Леонидовна

13319 0

Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание.

Взрослый, осуществляющий эту процедуру, должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью.

Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т.д. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день.

По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого. Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка стоматологом или стоматологическим персоналом заранее — во время бесед акушера и стоматолога с беременными, педиатром и его патронажной сестрой сразу после рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам контроля полноты удаления отложений с зубов ребенка.

Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте основным способом ухода за полостью рта является чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют родители, постепенно привлекая к этому ребенка. Ребенок и родитель располагаются возле умывальника перед зеркалом, взрослый стоит за спиной у ребенка. Для чистки зубов ребенка родители используют мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям).

В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит процедуру и т.д.), электрические ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные. Гигиеническую пасту в дозе «с ноготок мизинца ребенка» или «с горошину» используют тогда, когда руки родителей совершают движения щеткой автоматически, при этом не требуется полного зрительного контроля. В случаях высокого риска раннего детского кариеса стоматолог может рекомендовать использование фторсодержащих детских паст, которые в этом случае будут играть роль и местного, и системного фторпрепарата.

Предпочтительнее пасты, не содержащие ПАВ, способных повредить здоровью слизистой оболочки желудочного тракта. Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить выплевывать ротовую жидкость после чистки зубов, полоскать рот.

Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию. Заинтересовав ребенка личным примером, родители предлагают ему почистить зубы самостоятельно детской щеткой. Родители помогают ребенку освоить элементы метода KAI, взяв руку ребенка в свою. Обучение должно проводиться посредством игры, продолжающейся не более 3—5 мин, так как в этом возрасте дети быстро утомляются.

Следует помнить, что дети в возрасте 1—3 лет не способны полноценно очищать свои зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей.

Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет

Основными средствами для ухода за полостью рта детей этого возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений, в том числе налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса. Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие пасты.

При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских фторсодержащих паст, однако родителей предупреждают о соблюдении мер безопасности:
. такие пасты регулярно могут применять дети, умеющие контролировать глотание;
. на щетку наносят минимальное количеств пасты (с горошину и менее);
. процесс чистки осуществляют при участии родителей.

Ребенок продолжает осваивать метод KAI, родители контролируют качество чистки (родителей необходимо научить самостоятельно выявлять зубные отложения при помощи окрашивания!) и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

У детей 5—6 лет прорезываются первые постоянные моляры, которые требуют повышенного внимания: с одной стороны, на прорезывающихся зубах скорость образования налета максимальна (зубы не участвуют в окклюзии), а с другой стороны — интенсивность движений щеки ограничена присутствием на жевательной поверхности десны и близко расположенной ветвью нижней челюсти. Поэтому родителям рекомендуют начинать чистку зубов ребенка именно с этих, наиболее проблемных зубов, используя мануальную щетку (головка щетки располагается поперек участка зубной дуги, несущего постоянный моляр!) или электрическую ротационную щетку. Чистку завершают при помощи элементов стандартного метода.

В этом возрасте для адекватной профилактики кариеса временных зубов (в частности — кариеса проксимальных поверхностей временных моляров) необходимо проводить флоссинг. Процедура выполняется руками взрослых, поэтому удобнее использовать флосетты. Для того, чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается по отношению к ребенку «на 12 часах», укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

Для основной гигиены полости рта младших школьников применяют среднежесткие щетки, фторсодержащие детские или взрослые пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты). Усвоенные ребенком элементы метода KAI постепенно трансформируют в более эффективные элементы метода Марталлера. И в этом возрасте значительная часть детей все еще не имеет ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной степени ответственности для того, чтобы выполнять эту процедуру абсолютно самостоятельно: родители должны постоянно поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями.

Гигиена полости рта подростков 10-14 лет

Основными средствами для гигиены полости рта подростков являются среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые фторсодержащие пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!); обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг. Психический и физический уровень развития подростка принципиально позволяет ему качественно выполнять чистку зубов щеткой по методу Марталлера и ручной флоссинг, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи — в том числе и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые моляры, чистка которых представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, так как наличие в полости рта съемного, а особенно несъемного аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых и/или малопучковых щеток, ершиков, флоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

Гигиена полости рта молодых людей 15-18 лет

Юноши и девушки с нормальным психическим и физическим здоровьем в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы. Роль родителей в гигиене полости рта этих детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической самопомощи подросшего ребенка.

Гигиена полости рта взрослых людей

Основными средствами ухода за полостью рта взрослого человека являются зубная щетка и зубная паста, средства для чистки межпроксимальных поверхностей. Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

Гигиена полости рта пожилых людей

При выборе предметов, средств и методов для механического контроля зубных отложений у пожилых людей обращают внимание на выраженность рецессии десны (оголенные корни требуют использования атравматичных щеток и низкоабразивных паст методами Басса, Стилмана или Чартера, зияющие амбразуры — применения зубочисток, ершиков и т.д.), адекватность саливации (при ксеростомии избегают применять средства гигиены, содержащие спирт и ПАВ), на возможности самообслуживания (обсуждают возможности применения электрической щетки для самопомощи или ухода за зубами пожилого человека при помощи членов семьи). Для повышения эффективности контроля зубных отложений активно используют средства химического контроля.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова