Синдром навязчивых движений: развитие, симптомы, диагностика, как лечить. Синдром навязчивых движений у детей: отчего возникает и как лечится Навязчивые движения у ребенка и телевизор

Говорят, что ребенок как губка, впитывает все, что его окружает. Часто случается, что в семье или коллективе царит не слишком благоприятная атмосфера. Результат тому - невроз у ребенка. Как распознать навязчивое состояние, рассмотрим далее.

Что собой являет расстройство

Неврозом навязчивых движений принято называть разновидность расстройства психики , для которого характерно неконтролируемое повторение пациентом одних и тех же телодвижений.

Расстройство со стороны нервной системы приводит к тому, что больной не может контролировать свое желание повторять стереотипное поведение.

Некоторые родители путают данное расстройство с нервным тиком. Однако, это абсолютно разные ситуации. В случае тика движения происходят непроизвольно, поэтому их невозможно контролировать. Навязчивые движения трудно остановить усилием воли, но все же возможно при тщательном контроле и постоянном акцентировании на этом внимания.

При диагностировании невроза навязчивых движений помогают симптомы, которые часто сопутствуют расстройству:

  • Ночное недержание мочи;
  • Вспыльчивость и обидчивость ребенка;
  • Потеря аппетита;
  • Проблемы со сном.

Клиническую картину невроза чаще всего наблюдают у детей, которые достигли девятилетнего возраста. У пациента младше 9 лет отсутствует понимание того, что навязчивое движение является чем-то неестественным. После наступления этого возраста дети обычно начинают понимать и стесняться своей «привычки».

Следует понимать, что невроз не представляет собой психического отклонения. Но ситуация требует немедленного вмешательства.

Причины

Основной причиной навязчивого состояния врачи называют психическую травму , которую человек получил ранее. Связь между самым событием и навязчивым состоянием трудно установить по той причине, что невроз развивается не вследствие самой травмы, а в результате внутреннего переживания незрелой психики.

Когда случившееся выходит за рамки понимания ребенка, он пытается это осмыслить, длительно прорабатывает в мыслях и при неспособности адаптироваться к ситуации, испытывает эмоциональное потрясение. Переживание вызывает возбуждение определенных долей мозга, и чтобы снять напряжение, малыш производит навязчивые движения, которые помогают ему расслабиться.

Существует три основных группы факторов, которые приводят к возникновению невроза навязчивых движений у детей:

Биологический фактор:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Травматические ситуации во время беременности или родовой деятельности;
  • Наличие хронических заболеваний.

На возникновение расстройства в результате биологических причин повлиять трудно. В этой ситуации важнейшую роль играет быстрое определение заболевания и начало работы над ним.

Психологические причины невроза навязчивых движений:

Социальные факторы:

  • Неблагополучная ситуация в семье;
  • Нежелательность рождения детей;
  • Трудности при адаптации к коллективу (особенно часто встречается при первом посещении детского сада);
  • Неправильная методика воспитания;
  • Ранее отдаление матери от ребенка, например, поход в детский сад до трехлетнего возраста;
  • Неправильное распределение ролей в семье, доминирование матери;
  • Конфликтная обстановка в доме;
  • Ссоры и развод родителей.

Родителям важно знать, что основной причиной возникновения обсессивно - компульсивного расстройства (ОКР) является не темперамент самого малыша, а обстановка вокруг него. Дети со слабым характером больше подвержены возникновению расстройства, однако, темперамент или особенности личности не являются главной причиной. «Спусковым механизмом» выступает неблагоприятная обстановка.

Невроз навязчивых движений может образоваться на почве постоянного нервного напряжения, которое возникает из-за частых сварок в доме, необоснованных наказаний и навязчивых мыслей по этому поводу.

Пример влияния родителя на психику:

Отец постоянно напоминает сыну, что тот является слабым и недостаточно мужественным. Ребенок считает по-другому и пытается всячески доказать отцу свою силу. Родитель упорно не замечает стараний ребенка и продолжает стоять на своем. В результате собственные мысли сына о себе расходятся с мнением родителя, что приводит к внутреннему противоречию. Чтобы избавиться от навязчивого нервного возбуждения, он производит стереотипные движения, помогающие снять напряжение.

Усложняет ситуацию акцентирование родителей на неврозе как на плохом поведении. Важно понимать, что действия происходят неосознанно, и не несут в себе цели привлечь внимание.

Как распознать

Родители должны знать, как распознать навязчивые движения .

В некоторых ситуациях бывает сложно распознать детский невроз. Малыш до определенного возраста производит манипуляции столь естественно, что родителям они не кажутся симптомом расстройства.

Распространенные симптомы ОКР:

Помимо описанных симптомов, существуют некоторые «ритуалы», которые может соблюдать пациент. Он испытывает необходимость:

  • Потирать руки при определенной ситуации;
  • Подуть на ладони, прежде чем выйти за дверь;
  • Старается обходить все предметы только с одной стороны;

Описать все проявления ОКР сложно, поскольку каждый ребенок проявляет переживания индивидуально. Главным признаком является постоянное повторение действия, практически поминутное исполнение.

Некоторые симптомы несут в себе опасность . Больной может непроизвольно сгрызть ногти до ран, выдергивать волосы и т.д. В некоторых случая у детей может наблюдаться необоснованная вспышка ярости и нервное возбуждение.

Также невроз навязчивых состояний несет в себе опасность для психики. Нерешительные слабовольные дети становятся заложниками своих страхов, погрязая в проблеме и неспособности ее решить.

При первых симптомах синдрома навязчивых движений необходимо срочно начинать лечение, поскольку запущенную ситуацию изменить будет труднее.

Лечение

Если ситуация возникла в результате психической травмы на фоне неблагополучной ситуации, первым делом нужно устранить раздражитель . Чаще всего вместе с источником переживаний исчезает и сам невроз.

Перед началом лечения синдрома родители должны внимательно пересмотреть условия жизни ребенка. Нужно обратить внимание на ситуации, в которых малыш чувствует себя комфортно, а также заметить, в каких ситуациях проявляется невроз наиболее острым способом.

Родителям легче заметить психологическое состояние ребенка, нежели чужим людям, поэтому перед походом к врачу нужно постараться разобраться в ситуации самостоятельно .

При невозможности определить причину стресса необходимо обратиться к специалисту. Психотерапевт, невролог и психолог будут заниматься устранением невроза навязчивых движений. У детей лечение заключается в поиске причины и нормализации состояния психики.

Основу лечения ОКР составляет психотерапия. В запущенных случаях врач может назначить успокоительные средства и антидепрессанты. Не стоит бояться медикаментозного лечения. Специалист подберет оптимальную для конкретного ребенка терапию.

Нельзя начинать лечение антидепрессантами без консультации врача ! Каждый отдельный препарат несет определенное действие на центральную нервную систему, поэтому подбирать лечение должен специалист.

В большинстве случаев при лечении навязчивых состояний врач не прибегает к применению медикаментов. Чаще всего хватает занятий с психотерапевтом, который найдет причину стресса ребенка.

Психотерапия включает в себя следующие методики:

  • Арт-терапия;
  • Песочная терапия;
  • Танцевальные занятия;
  • Игровые занятия.

Во время лечения невроза огромное значение имеет консультирование родителей для определения картины взаимоотношений в семье. В большинстве случаев для устранения проблемы у ребенка понадобится смена атмосферы в доме.

Задачей родителей стараться не успокаивать ребенка, а нормализовать его состояния . Чтобы избавить малыша от тревоги, чаще гуляйте с ним вместе, рисуйте, займитесь спортом. Деятельность, во время которой сознание ребенка отдохнет от навязчивых мыслей, пойдет на пользу его состоянию.

Важно проявить терпение и не ругать ребенка за навязчивые движения. Помните, что он делает это неосознанно, а вашей задачей становится не побороть движение, а устранить ситуацию, которая привела к его возникновению.

Народные средства

Проконсультировавшись с врачом, помочь ребенку побороть навязчивые состояния можно при помощи народных методов. Главной задачей родителей стараться успокоить нервную систему малыша.

Сделать это можно при помощи средств:

  • Настой овсяных зерен с медом;
  • Отвары валерианы и других трав с успокаивающим эффектом: пустырника, мелиссы, календулы;
  • Обычная медовая вода;
  • Ванны с успокоительными отварами.

– это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Симптомы

Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.

Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.

При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.

Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.

У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.

Может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы:

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх, что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции. Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента. Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.

Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.

Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.

В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли. Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.

В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания просматривать телевизор или играть за компьютером.

Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды . Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.

  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны . В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.

  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Антидепрессанты

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака. Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха, что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса. Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

Заключение

Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.

Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.

В педиатрической психоневрологии – при наличии непроизвольных движений, которые периодически возникают у ребенка вне зависимости от его желания, а прекратить их приступы усилием воли невозможно – может диагностироваться синдром навязчивых движений у детей.

Такие повторяющиеся стереотипные движения является либо частью общего невротического навязчивого состояния, либо бывают проявлением пароксизмального психоневрологического расстройства, либо рассматриваются как признак экстрапирамидных моторных нарушений.

Эпидемиология

По данным зарубежных экспертов, более чем у 65% гиперактивных детей, родители которых обращались к невропатологам, были проблемы при рождении или в ранний младенческий период. Но в 12-15% случаев выяснить истинную причину синдрома навязчивых движений у ребенка не удается из-за отсутствия полной информации.

Недавние исследования School of Medicine Washington University и University of Rochester показывают, что распространенность тиков составляет приблизительно 20% населения, а частота хронических тиковых расстройств среди детей составляет около 3% (с соотношение мальчиков и девочек 3:1).

Императивная мышечная моторика в виде тиков редко проявляется ранее двух лет, и средний возраст их начала – около шести-семи лет. У 96% тики присутствуют до 11 лет. При этом при легкой степени выраженности синдрома у половины пациентов к 17-18-летнему возрасту он становится практически не заметным.

Среди педиатрических пациентов с тяжелой или глубокой задержкой интеллектуального развития статистика синдрома навязчивых движений составляет 60%, и в 15% случаев такими движениями дети наносят себе повреждения.

Причины синдрома навязчивых движений у детей

В преобладающем количестве клинических случаев специалисты связывают причины синдрома навязчивых движений у ребенка с неврозами стрессовой этиологии, нередко определяя данное нарушение как невроз навязчивых движений .

В препубертатный период навязчивые движения у подростков могут быть симптомом развивающегося обсессивно-компульсивного расстройства .

Двигательные нарушения – синдром навязчивых движений у взрослых – подробно рассматриваются в публикации Нервный тик и статье Синдром Туретта . Кроме того, с возрастом усиливается фактор нарушений микроциркуляции в церебральных сосудах и угрозы ишемии головного мозга – в связи с атеросклерозом.

В детстве появление императивных стереотипных движений – в качестве признака нейродеструктивных расстройств – возможно при нарушениях работы ЦНС вследствие перинатального поражения структур головного мозга из-за гипоксии и церебральной ишемии, а также травм во время родов, приводящих к различным энцефалопатиям.

Отмечается целый ряд нейродегенеративных заболеваний, патогенез которых обусловлен мутациями генов и унаследованными неврологическими нарушениями, ассоциируемыми с появлением синдрома навязчивых движений у детей в достаточно раннем возрасте. Среди них отмечают:

  • генетические дефекты содержащихся в плазме клеток митохондрий (синтезирующих АТФ) – митохондриальные заболевания, нарушающие энергообмен в тканях;
  • врожденные поражения миелиновых оболочек нервных волокон при метахроматической лейкодистрофии;
  • мутацию гена PRRT2 (кодирующего один из трансмембранных белков тканей головного и спинного мозга), вызывающую пароксизмальные навязчивые движения в виде кинезогенного хореоатетоза;
  • патологическое накопление железа в базальных ядрах головного мозга (нейроферритинопатию), вызываемое мутацией в гене FTL.

Определенное место в патогенезе рассматриваемого пароксизмального моторного расстройства занимают патологии эндокринного характера, в частности, гипертиреоз и аутоиммунный тиреоидит у ребенка . А происхождение наследственной доброкачественной хореи , как показали исследования, заключается в мутациях гена тиреоидного транскрипционного маркера (TITF1).

Среди аутоиммунных заболеваний отношение к развитию непроизвольных движений также имеет системная красная волчанка, на определенной стадии развития приводящая к целому ряду патологий ЦНС.

Специалисты не исключают связи причины синдрома навязчивых движений у ребенка с состоянием кататонического возбуждения, индуцируемого некоторыми формами шизоаффектных состояний и шизофрении; черепно-мозговыми травмами; интракраниальными опухолевыми образованиями; церебральными поражениями органического характера с развитием глиозных изменений отдельных структур мозга; инфекциями – вирусным энцефалитом, Neisseria meningitidis или вызывающим ревматическую лихорадку Streptococcus pyogenes.

, , ,

Факторы риска

Ключевые факторы риска развития любой группы симптомов психоневрологического характера, в том числе, синдрома навязчивых движений у ребенка, подростка или взрослого – наличие патологий, приводящих к расстройствам движения.

Как показывает клиническая практика, данный синдром может затронуть любого в любом возрасте, однако мальчиков это касается в значительно большей мере, нежели девочек. Особенно часто навязчивые движения наблюдаются у детей, родившихся с умственной неполноценностью из-за генетических аномалий, при негативном воздействии на плод в период внутриутробного развития или вследствие развития постнатальных патологий.

Патогенез

Патогенез части гиперкинетических расстройств может заключаться в отсутствии баланса нейромедиаторов ЦНС: отвечающего за мышечные сокращения и расслабление ацетилхолина, управляющего движениями мышечных волокон дофамина, а также возбуждающих все биохимические процессы норадреналина и адреналина. Из-за дисбаланса указанных веществ передача нервных импульсов искажается. Кроме того, усиливает стимуляцию нейронов головного мозга высокий уровень натриевой соли глутаминовой кислоты – глутамата. При этом ингибирующая это возбуждение гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) может быть в дефиците, что также вносит помехи в работу моторных зон мозга.

, , , , , ,

Симптомы синдрома навязчивых движений у детей

Наиболее часто проявляющиеся симптомы этого нарушения могут включать такие нефункциональные (бесцельные) движения (повторяющиеся и часто ритмичные) с участием мышц языка, лица, шеи и туловища, дистальных отделов конечностей:

  • учащенное моргание;
  • покашливание (имитирующее «прочистку горла»);
  • встряхивание рук, размахивание или скручивание;
  • похлопывание по лицу;
  • битье головой (о что-либо);
  • нанесение себе ударов (кулаком или ладонями);
  • бруксизм (скрежетание зубами);
  • сосание пальцев (особенно часто – большого);
  • кусание пальцев (ногтей), языка, губ;
  • дерганье за волосы;
  • собрание кожи в складку;
  • гримасы (лицевые тики);
  • однообразное колебание всего тела, сгибание туловища;
  • подобные хорее подергивания конечностей и головы (отрывистое кивание головой вперед, в стороны);
  • изгибание пальцев (во многих случаях – перед лицом).

Формы

Виды повторяющихся движений варьируются в широких пределах, и каждый ребенок может иметь свое собственное – индивидуальное проявление. Оно может увеличиваться со скукой, стрессом, волнением и усталостью. Некоторые дети, когда на них направлено внимание или они отвлекаются, могут свои движения резко прекратить, в то время как другие на это неспособны.

В дополнение к названным, у детей с синдромом навязчивых движений возможны признаки дефицита внимания, нарушения сна, расстройства настроения. А наличие приступов ярости и взрывных вспышек свидетельствует о синдроме Аспергера или обсессивно-компульсивном расстройстве.

Осложнения и последствия

Некоторые бесцельные движения могут вызывать самоповреждение. Кроме того, синдром может вызывать дистресс у ребенка, что приводит к некоторому снижению качества жизни, затрудняет общение и социализацию в детском коллективе; определенным образом влияет на способность к самообслуживанию и ограничивает сферу совместной деятельности вне домашней обстановки.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей

В первую очередь, диагностика синдрома навязчивых движений у ребенка требует качественной оценки типа движения и обстоятельств его возникновения, которые зачастую трудно определить. Тем белее что моторные стереотипы часто диагностируются у пациентов с умственными недостатками и неврологическими состояниями, но также могут встречаться у психически здоровых детей. К примеру, навязчивые движения у подростков, вызывающие подозрение на дегенеративное расстройство (миоклонус), могут быть совершенно нормальными у младенцев.

Необходим полный анамнез и физический осмотр ребенка – с оценкой имеющихся симптомов (которые должны присутствовать в течение как минимум четырех недель или дольше). Это будет подтверждать диагноз данного синдрома.

Чтобы выяснить его причину могут назначаться анализы:

  • общий анализ крови (в том числе определение гематокрита, массы циркулирующих эритроцитов, СОЭ);
  • анализ крови на уровень аминокислот, тиреоидные гормоны, антитиреодные антитела, волчаночный антикоагулянт, антистрептолизин и др.;
  • анализ мочи на белковые компоненты;
  • анализ спинномозговой жидкости или генетический анализ родителей (при необходимости).

Может использоваться инструментальная диагностика: электроэнцефалография; КТ, МРТ и УЗ-ангиография головного мозга, электромиография.

Данные виды патологии всегда связаны с эмоциональным состоянием ребенка и являются нарушением нервной системы.

Спровоцировать неврозы могут не только ярко выраженные факторы, но и ситуации, которые взрослые могут посчитать незначительными.

Терапия таких состояний зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка и стадии прогрессирования патологии. О лечении неврозов навязчивых движений у детей поговорим в статье.

Описание и характеристика

Невроз представляет собой собирательное название группы заболеваний, сопровождающихся расстройствами психического плана .

Патологический процесс нарушает соматическую нервную систему, вызывает вегетативные дисфункции и проблемы эмоциональной этиологии.

Заболевание имеет обратимый характер и может развиваться на фоне чрезмерных переживаний, длительного чувства тревоги, повышенной утомляемости и иных факторов, негативно воздействующих на психику.

Откуда берутся?

Причинами возникновения неврозов у детей могут стать многочисленные внутренние и внешние факторы.

Провоцируют патологию атмосфера, в которой воспитывается ребенок, пережитые стрессовые ситуации и некоторых врожденные нарушения, связанные с работоспособностью нервной системы.

Самой распространенной причиной неврозов считаются психологические травмы, возникающие однократно или регулярно.

Последствия негативного воздействия такого фактора закрепляются у ребенка на длительный срок и становятся причиной возникновения специфической реакции не только на раздражитель, но и независимо от него.

Причинами развития неврозов могут стать следующие факторы:


Какие бывают?

В медицинской практике неврозы подразделяются на множество разновидностей, но в детском возрасте может возникать только часть из них.

Большинство болезней обладает характерными симптомами, но в некоторых случаях их признаки могут напоминать плохие привычки .

Например, отдельной разновидностью неврозов являются привычные патологические действия.

В данном случае ребенок может раскачивать туловище при засыпании или в любое другое время, покусывать кончики пальцев, раздражать руками половые органы, грызть ногти или постоянно перебирать волосы.

Виды неврозов, чаще всего встречающихся в детском возрасте:

  1. Невроз тревоги или страха (ребенок может бояться оставаться один, испытывать страх темноты, в некоторых случаях данные состояния сопровождаются нарушением сознания и возникновением галлюцинаций).
  2. Неврастения или невроз (заболевание чаще всего встречается у подростков или детей школьного возраста, сопровождается патология чрезмерной утомляемостью, раздражительностью и нарушением сна у ребенка).
  3. Невротический энкопрез (заболевание диагностируется в большинстве случае у мальчиков дошкольного и школьного возраста, сопровождается заболевание непроизвольными испражнениями).
  4. Невротический энурез (психические расстройства сопровождаются непроизвольным , которое в большинстве случаев возникает преимущественно в ночное время суток).
  5. Нервная (данная патология относится к числу неврозов, связанных с критичным нарушением аппетита у детей, спровоцировать такое состояние могут не только психологические факторы, но и чрезмерное кормление малыша в грудном возрасте).
  6. Невротическое (заболевание начинает проявляться в процессе развития речи ребенка, причиной его возникновения могут быть многочисленные внешние и внутренние факторы).
  7. Ипохондрический невроз (заболевание чаще всего диагностируется у подростков, проявляется патология в виде страха определенных заболеваний и чрезмерной обеспокоенностью ребенка собственным здоровьем).
  8. Невротические тики (патология может проявиться в любом возрасте, но в группе риска находятся мальчики дошкольного возраста).
  9. Нарушение сна невротического типа (заболевание сопровождается бессонницей, разговорами во сне, лунатизмом и другими состояниями).

Особенности невроза навязчивых движений

Невроз навязчивых состояний в большинстве случаев выявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Сопровождается такое состояние различными видами фобий, нарушением движений, повышенной возбудимостью, вегетативными и сенсорными расстройствами.

Особенностью данного заболевания является сочетание страхов с определенными двигательными отклонениями.

При возникновении страха ребенок может осуществлять следующие действия :

  • покашливание;
  • моргание глазами;
  • имитация насморка;
  • кивание головой;
  • причмокивание;
  • щелканье пальцами;
  • накручивание волос на палец.

Симптомы и признаки

Проявление невроза у ребенка зависит от формы и стадии заболевания. Для каждой из разновидностей характерны определенные признаки .

При возникновении нескольких тревожных симптомов необходимо в кратчайшие сроки провести обследование и установить причину появившихся психоэмоциональных нарушений.

Благодаря своевременной диагностике невроза увеличиваются шансы на полное выздоровление маленького пациента.

Симптомами невроза у детей могут быть следующие состояния:


Диагностика и исследования

Диагностика неврозов у детей затруднена из-за особенностей эмоционального состояния пациентов данной возрастной категории. На протяжении длительного времени родители могут принимать признаки данного заболевания за капризы ребенка.

Данный фактор становится причиной не только поздней диагностики болезни, но и затруднения его терапии.

При наличии подозрений на невроз специалисты назначают комплексное обследование маленькому пациенту, которое включает в себя различные процедуры и дополнительную консультацию у профильных врачей.

При диагностике невроза у детей используются следующие процедуры:

  • осмотр ребенка логопедом, неврологом и педиатром;
  • консультация психиатра, детского психолога и психотерапевта;
  • психологический анализ жизни ребенка;
  • анализ рисунков;
  • оценка общего состояния здоровья;
  • проведение беседы с родителями.

Чем опасны?

Неврозы не относятся к числу смертельно опасных заболеваний, но увеличивают риск летального исхода ребенка по причине его нестабильной психики .

Главными последствиями заболеваний этой группы является серьезное нарушение адаптационных свойств и депрессивных состояний. В детском возрасте неврозы могут проявляться в виде раздражительности или страхов.

Постепенно данные состояния будет обостряться . Во взрослом возрасте они превратятся в фобии и могут стать причиной чрезмерной агрессии по отношению к окружающим.

Методы лечения

Как лечить невроз у детей? Терапия неврозов подразумевает сочетание нескольких методик. Ребенку обязательно назначаются занятия с психологом . На основании клинической картины состояния здоровья маленького пациента, специалист подбирает определенные методы лечения.

Медикаментозная терапия в большинстве случаев подразумевает прием общеукрепляющих препаратов, но при наличии некоторых диагнозов специалисты используют сильнодействующие медикаменты.

Дополнить курс можно народной медициной.

Психотерапия

Лечение неврозов с помощью приемов психотерапии показывает хорошие результаты . Схема терапии подбирается в индивидуальном порядке. В некоторых случаях психологи проводят сеансы не только с маленькими пациентами, но и их родителями.

Такая необходимость возникает, если врач выявляется причины невроза у малыша, связанные с его воспитанием или социальными факторами. Длительность лечения зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка.

Психологи используют следующие методики при лечении неврозов у детей:

  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • аутогенная тренировка;
  • арт-терапия;
  • гипноз;
  • групповые занятия для улучшения коммуникабельности ребенка.

Препараты

Медикаментозная терапия неврозов должна проводиться только под контролем специалиста. Некоторые препараты при неправильном их применении могут снизить эффективность других методов лечения, которые применяются к ребенку.

Например, антидепрессанты не назначаются при наличии возможности контролировать состояние малыша с помощью занятий с психологом.

Транквилизаторы используются только при запущенных стадиях неврозов.

При неврозах ребенку могут быть назначены следующие препараты :

  • средства из категории фитопрепаратов (настойка валерианы, добавление в ванну при купании успокаивающих масел и настоек);
  • препараты для общего укрепления детского организма (витаминные комплексы, средства на основе калия и кальция, витамины С и В);
  • средства группы антидепрессантов (Сонапакс, Элениум);
  • транквилизаторы (Седуксен, Триоксазин);
  • ноотропные препараты (Ноотропил, Пирацетам).

Народные средства

Использование народных средств при лечении неврозов у детей необходимо согласовывать с врачом. При подборе рецептов альтернативной медицины важно исключать наличие у малыша аллергии или пищевой непереносимости отдельных компонентов.

В качестве основного способа лечения неврозов народные средства не используются. Главной целью их применения является дополнительное благоприятное воздействие на психическое состояние маленького пациента.

Примеры народных средств, используемых при лечении неврозов:


Дополнительная терапия

При лечении неврозов у детей хорошими результатами обладают такие приемы, как терапия с помощью животных , игротерапия и сказкотерапия . В первом случае контакт с кошками, собаками, лошадьми или дельфинами оказывает благоприятное воздействие на психику малыша.

Животные способны выработать у ребенка определенные качества, желание заботится о них и как следствие — повышение их самооценки. Методы игры и сказок обладают аналогичными свойствами.

Дополнительно при лечении неврозов могут использоваться следующие процедуры :

  • гипноз;
  • электрофорез;
  • электросон.

Поведение родителей

Лечение неврозов у детей может занимать длительное время. Эффективность терапии во многом зависит от поведения родителей.

Если предписания врачей выполняются, но ошибки в воспитании не будут исправлены, то облегчение состояния маленького пациента произойдет лишь на время. Устранение невроза любого типа — совместный труд врачей и родителей .


Профилактика

В большинстве случаев причины неврозов заключаются в ошибках родителей при воспитании детей или создании для них определенных условий жизни .

Профилактика данной патологии подразумевает конкретные действия со стороны взрослых. Родители должны осознавать степень ответственности и контролировать собственное поведение.

Частые ссоры в семье, постоянные наказания детей или занижение их самооценки являются распространенными причинами неврозов, но спровоцировать их может и чрезмерная опека малышей.

Мерами профилактики неврозов у детей являются следующие рекомендации:

  1. Исключение чрезмерной опеки ребенка и навязывания ему собственных страхов.
  2. При наличии подозрений на развитие у ребенка любой формы невроза, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к врачу.
  3. Своевременное и полноценное лечение соматических заболеваний у детей.
  4. Предотвращение чрезмерной умственной и физической нагрузки, не соответствующей возрасту ребенка.
  5. Выработка у ребенка терпения и выдержки с самого раннего возраста.
  6. Воспитание ребенка в спокойной атмосфере и благоприятных жилищных условиях.
  7. Тщательное продумывание тактики воспитания ребенка (исключение агрессивности, чрезмерных наказаний и снижения самооценки малыша с самого раннего возраста).

Большинство неврозов в детском возрасте удается излечить, но только при наличии своевременной диагностики и комплексного лечения недуга под контролем специалистов. Чем раньше родители проведут обследование, тем больше будет шансов на благоприятные прогнозы.

Неврозы гораздо легче предотвратить, чем устранять, поэтому родителям необходимо создавать для детей максимально комфортные условия жизни. В противном случае имеющаяся патология останется неизлеченной и приведет к осложнениям.

Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Родители достаточно часто сталкиваются с тем, что их ребёнок постоянно грызёт ногти или ручку, дёргает головой, чешет нос или голову, наматывает волосы на палец.

Психологи и психиатры называют такой феномен «синдромом навязчивых движений у детей» .

Что же это такое? И как можно помочь ребёнку избавиться от навязчивости?

Обсессивно-компульсивное расстройство: понятие и характеристика

Как правило, навязчивые движения соседствуют с некоторыми другими невротическими проявлениями : навязчивыми мыслями (малышу постоянно кажется, что у него развязались шнурки или расстегнулась куртка, и он всё время проверяет, всё ли в порядке), ритуалами (ложась спать, ребёнок обязательно скатывает одеяло в трубочку и, засыпая, сжимает край скатанного одеяла в руке, или по дороге в садик обязательно обходит растущую у забора берёзу, хотя это удлиняет путь).

Комплекс таких болезненных проявлений называют «обсессивно-компульсивным расстройством» (ОКР) или «неврозом навязчивых состояний». Он включает в себя как свою составную часть и навязчивые движения.

Слово «навязчивые» означает, что человек не может контролировать свои собственные действия или состояния. Она ему навязываются, как будто насильно.

Навязчивыми могут быть идеи, мысли, образы, (если они постоянно повторяются), фантазии.

Типичные навязчивые движения

Наиболее характерные навязчивые движения у детей:

  • грызть ногти или ручку (если это школьник),
  • моргать (нервный тик),
  • что-то теребить (ту же ручку, пуговицу, свой палец, маленький мальчик может даже теребить свой половой член, но это в редких случаях),
  • чесаться,
  • дёргать головой,
  • кусать губы,
  • всё время что-то жевать или сосать,
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Встречаются и редкие навязчивые движения: скажем, ребёнок всё время дёргает левым плечом, или всегда носит в кармане шишки, гайки и какой-то мусор и всё время перебирает их, или через каждые пять минут моет руки.

Однократно замеченные, если даже родителям они кажутся странными, подобные проявления ни о чём не говорят.

Причины тиков

Поскольку навязчивые движения являются невротическим симптомом, они могут провоцироваться всеми теми же причинами , какие вызывают любые неврозы.

Могут быть и другие причины.

Ни один отрицательный фактор автоматически не приводит к неврозу , и даже все они вместе не всегда влияют на ребёнка. Это очень индивидуально.

В конечном счёте, невроз человек вызывает у себя сам: это его личный ответ на тот или иной вызов жизни, в данном случае, — ответ ненормальный.

Ошибки в воспитании , приводящие к неврозу у детей:

Симптомы, признаки и смысл

Сами навязчивые движения являются симптомом .

Они не составляют содержания, сущности болезненного состояния.

Раз малыш так себя ведёт, он нервничает , у него какие-то внутренние проблемы, которые он неосознанно пытается решить вот таким странным способом.

Ритуалы и навязчивые действия, как это ни покажется странным, — это своего рода само (или авто) психотерапевтическая процедура.

Таким образом ребёнок пытается себя успокоить, нормализовать своё душевное состояние. Разумеется, это ему не всегда удаётся, потому что метод не самый эффективный.

Однако важно понимать, что сами по себе навязчивые движения никакого вреда не причиняют, если только не превращаются в членовредительство, что случается крайне редко.

Лечение

Обычно врач, к которому привели ребёнка с подобными симптомами, не стремится выяснить их происхождение . Это достаточно непросто, нужна психологическая или психоаналитическая квалификация.

Врач, как правило, просто назначает малышу седативные средства, от лёгких до достаточно сильных, а также витамины и массаж. Такой стандартный лечебный набор при этом неврозе объясняется не медицинскими, а, скорее, психологическими и даже коммерческими причинами .

Врачи, массажисты и фармацевты получают образование в тех же вузах и часто воспринимают себя как единую корпорацию, поэтому считают себя обязанными помогать друг другу.

На самом деле, если у ребёнка есть проблемы, их надо выявить . Снять симптомы, что достигается перечисленными выше методами, — это не значит вылечить болезнь.

Такой подход неэффективен. Невроз – это болезнь души, а не тела. А болезнь души таблетки и массаж вылечить не могут.

Разумеется, в народе также выработались некоторые способы избавления детей от навязчивых действий. Например, ребёнку, постоянно накручивающему волосы на палец, просто состригают эти волосы или заставляют носить шапочку даже в помещении. Иногда используются народные седативные средства (отвары трав) или баня.

Некоторые из этих средств вполне можно использовать . Однако без помощи врача проблему они не решат. Гораздо более эффективным способом решения проблемы являются психотерапевтические методы.

Скажем, мануальная терапия (дети лепят, рисуют, или делают мягкие игрушки под руководством преподавателя-психотерапевта), трудотерапия (например, работа на гончарном круге), канистерапия (специально организованная в терапевтических целях забота детей о собаках и общение с ними), игротерапия (организованные в терапевтических целях игры с другими детьми под наблюдением взрослых).

Однако и в этом случае корень проблемы не выявляется.

Родителям не следует демонстрировать ребёнку своё беспокойство в связи с его не вполне нормальными проявлениями, так как оно их усилит.

Не нужно малыша наказывать, ругать, запрещать ему делать то, что он делает (запретный плод сладок, кроме того, ребёнок не в состоянии отказаться от своих проявлений, он их не контролирует).

Самое лучшее – игнорировать подобные действия, как будто их нет. Но при этом внимательно и незаметно для малыша наблюдать за ним, пытаться его понять.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей — симптомы и лечение:

Мнение доктора Комаровского

Суть его мнения – в том, что не следует увлекаться устранением навязчивых движений самих по себе, бороться с ними.

Задача родителей – не внешняя «нормальность» ребёнка, не его видимое сходство с другими, здоровыми, детьми, а преодоление его внутренней проблемы.

Навязчивые действия являются не болезнью, а симптомом . Как сыпь или температура при некоторых соматических заболеваниях. Какой смысл бороться с сыпью или температурой? Они показывают нам, что в организме что-то не в порядке.

Когда мы обращаем основное внимание на симптомы, игнорируя саму болезнь , мы отказываемся помогать больному. Мы хотим только успокоить себя, убедить себя, что с ним уже всё в порядке. Но болезнь тем самым загоняется вглубь.

Поэтому доктор Комаровский советует не торопиться покупать седативные препараты, не пытаться снять симптомы, не зная их причины.

Его подход состоит в том, что сами по себе болезненные проявления даже полезны: тем, что сигнализируют нам о неблагополучии в душевной жизни больного.

Задача папа и мамы – выявить причину этого неблагополучия.

В этом случае им часто приходится задуматься не столько о самом по себе ребёнке, сколько о себе и своих отношениях с ним. Приходится что-то менять в себе .

Но современным взрослым, которых часто и правильно называют «потребителями», легче пойти другим путём: напичкать малыша лекарствами, устранить симптомы и успокоиться.

В чём было дело, так и остаётся неизвестным.

Зато родители могут избежать необходимости что-то пересматривать в своём собственном поведении и отношении к малышу , а, кроме того, им приятно, что они так хорошо о нём заботятся, не жалеют сил и денег на его лечение.

Этот путь доктор Комаровский считает, в большинстве случаев, неправильным. Его подход основан на том, что нужно найти корень неблагополучия и устранить его. Это труднее, но гораздо полезнее для ребёнка.

Детский доктор о тиках у детей:

Профилактика детского невроза

Профилактика невроза – это, прежде всего, гармоничные отношения в семье. Там, где царят дружба, взаимопонимание, сотрудничество, уважение и любовь, неврозу обычно делать нечего.

Весьма полезно с раннего возраста приучать малыша заботиться о других, в том числе, своих папе и маме.

Невротики – всегда эгоисты. Они зациклены на своих проблемах. Если же внимание отвлечено на другого человека, это оказывает психотерапевтическое воздействие.

Нужно выяснить, что малыш любит делать, и дать ему возможность заниматься любимым делом. Очень хороший метод профилактики – труд, продуктивная деятельность .

Это может быть выращивание ягод в парнике, уход за щенком, уборка в квартире.

Обязательно должен быть определённый результат усилий малыша , который он видит и который ценится взрослыми.

Хорошо, если малыш любит животных, особенно полезно – заботиться о них, и эта забота должна быть регулярной, ежедневной.

Очень важно, чтобы ребёнок вёл активный образ жизни , каждый день узнавал что-то новое, учился исследовать окружающий мир.

Общение с близкими также может рассматриваться как профилактика невроза.

Важно заботиться о здоровье малыша, так как ослабленность нервной системы может быть следствием слабости организма в целом .

В то же время занятия спортом с постоянным участием в соревнованиях могут, наоборот, спровоцировать невроз. Лучше заниматься не спортом, а физкультурой и физическим трудом.

Здоровый, любимый, правильно воспитанный, окружённый близкими людьми, ведущий активный образ жизни малыш не подвержен неврозам . Если же это случится, вылечить его можно будет без особого труда.

Что делать с «вредными привычками детей» – так называемыми навязчивыми движениями? Слово эксперту: