Правая или левая. Как определить, какое полушарие мозга у вас доминирует

Движения отражают наши мысли. Словами мы можем говорить одно, но грамотный специалист по жестам, мимике и позе безошибочно угадает, когда мы нервничаем, напуганы, пытаемся скрыть часть информации или обмануть собеседника. «Вербальная часть коммуникации составляет всего 7%, тогда как 55% информации скрывается в движениях и жестах, а 38% угадывается по интонации», – объясняет Фабьен Оликард.

Вот почему так важно понимать язык тела. Начнем изучать его с 6 простейших примеров и самых распространенных ситуаций.

1. Движения рук

Есть распространенное мнение, что человек, который активно жестикулирует, пытается вас обхитрить или обмануть. Однако, по словам эксперта, все сложнее: «Многие люди просто от природы много «помогают себе» руками во время разговора. Это даже считается отличительным признаком представителей некоторых наций. Надо обращать внимание, есть ли нарушения ритма в движениях рук. Если они становятся особенно резкими, внезапно более быстрыми, частыми или размашистыми, нужно присмотреться к собеседнику повнимательней».

Саму по себе активную сбивчивую жестикуляцию, даже у человека, который обычно ею не грешит, нельзя назвать «симптомом» обмана. Однако она свидетельствует о том, что ваш собеседник взволнован, нервничает, испытывает стресс или же пытается ввести вас в заблуждение.

Когда мы говорим неправду, то часто начинаем теребить ухо, тереть нос. И тем самым выдаем себя

3. Копирование жестов

Пытаясь понравиться кому-то, мы начинаем непроизвольно подражать его поведению и копировать определенные движения и привычки. Тем самым мы пытаемся послать оппоненту невербальный сигнал: «Мы с тобой в одной лодке». Стоит взять этот прием на заметку, если вы хотите добиться расположения начальника или внимания симпатичной коллеги.

Однако важно не переусердствовать. Не стоит копировать особенные жесты. Такое поведение всегда заметно окружающим и может быть расценено по-разному. «На деловых переговорах копирование поз и жестов может создать доверительную атмосферу, – уточняет Фабьен Оликард. – Откиньтесь на спинку стула или скрестите ноги, если ваш собеседник так сидит. Это поможет и вам, и ему почувствовать себя комфортно. В итоге ваша встреча пройдет плодотворно».

4. Улыбка Дюшенна

Французский невролог Гийом Дюшенн де Булонь (1806–1875) много времени посвятил изучению мимики и других аспектов невербальной коммуникации. Он доказал, что некоторые мышцы, задействованные в улыбке, работают непроизвольно. Мышцы, отвечающие за контроль щек, и мышцы, отвечающие за открывание-закрывание глаз, управляются разными частями мозга.


На деловых переговорах копирование поз и жестов может создать доверительную атмосферу

«Когда мы искренне улыбаемся или смеемся, наши щеки поднимаются, а глазные мышцы сокращаются. Поэтому морщинки-лучики вокруг глаз, которые косметологи окрестили «гусиными лапками», – признак веселого доброжелательного человека, – рассказывает наш эксперт. – Однако, когда мы имитируем смех или улыбку, глазные мышцы остаются незадействованными».

Обращайте внимание, «смеются» ли глаза человека, когда он смеется. Настоящая улыбка, в которой участвуют глаза, губы и щеки, получила название «улыбки Дюшенна».

5. Поза Наполеона

Скрещенные на груди руки, вопреки распространенным заблуждениям, не говорят ни о высокомерии, ни о скрытности вашего собеседника. Эта закрытая поза (также известная как «поза Наполеона») позволяет создать дистанцию и почувствовать себя уверенней. Она играет роль защитного кокона в ситуациях, когда мы чувствуем собственную неуверенность или находимся в заведомо более слабой позиции.

6. Водить за нос

Нос! Именно эта часть может выдать вас в любой момент. Проведем простой тест. Попросите кого-нибудь спрятать монетку в одной руке, так, чтобы вы не видели, в какой именно. Потом пусть этот человек вытянет обе руки перед собой. В большинстве случаев, делая это, человек будет смотреть на руку с монеткой.

Легкий поворот головы проще всего отследить, наблюдая за кончиком носа. Хотите узнать, где кто-то спрятал нужный вам предмет? Следите, куда повернут его нос.

Об эксперте

Фабьен Оликард (Fabien Olicard) – менталист и фокусник, автор и ведущий популярного шоу и канала на YouTube. Его сайт.

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев».

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман­де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».



56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Упражнение -«Динамометрия».

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми­те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы­полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от­клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по­казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

Упражнение «Рисунок».

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко­манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

Упражнение «Поймать мяч».

И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».

. Упражнение «Бросок».

инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет­ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада­нию».

Упражнения для определения ведущей ноги

Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

Упражнение «Нога на ногу».

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».


Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57


58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела _______________

Упражнение «Шаг вперед».

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ­ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото­рой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька».

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни­митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви­жение, является ведущей (маховой)».

Упражнение «Длина шага».

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти­метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду­щая нога определяется по лучшему результату».

Вселенная есть асимметричный ансамбль.
Я полагаю, что жизнь в том виде, как мы ее знаем, должна быть функцией асимметрии мира или следствий, из нее вытекающих.

Луи Пастер

Нам кажется, что картина мира, открывающаяся перед глазами, целостна, непрерывна. А на самом деле картинок две: то, что проецируется на правую половину сетчатки глаза, попадает в левое полушарие, а то, что приходится на левую половину сетчатки, – в правое полушарие. Медики и физиологи называют это реципрокностью, перекрестностью.

Только благодаря связям между полушариями мозга обе полукартины сливаются воедино.

Перекрестно передается звук в половинки мозга слуховым аппаратом. Крест-накрест идет управление мышцами тела и воспринимаются тактильные ощущения. Какая удивительная симметрия! – невольно хочется воскликнуть.

Функции распределены между полушариями и равномерно, и не очень...

Но и асимметрии в нашем мозге и теле ничуть не меньше (помимо сердца, желудка и прочих органов).

В одной из французских клиник в середине XIX в. скончались двое больных, страдавших расстройством речи. Знаменитый французский антрополог и анатом Поль Брока провел вскрытие трупов и обнаружил, что у обоих пациентов было одно и то же поражение левого полушария: кровоизлияние в заднелобную область. Случайность? Оказывается, нет.

Еще десять лет спустя его соотечественник Клодт Вернике заметил, что при кровоизлияниях в височную область того же полушария больной перестает понимать речь, хотя и может говорить: она превращается для него в бессмысленный шум. «Говорящее» полушарие из уважения к столь важному делу, как речь, назвали доминантным, господствующим, а «безмолвное» – субдоминантным, подчиненным. (Немалую роль, должно быть, сыграла в этом традиция, которая связывала способность мыслить с одним умением говорить. «До сих пор еще можно встретить утверждения о том, что язык является единственным средством мышления», – читаем мы в книге по психологической лингвистике.) Терминология способствовала тому, что наибольшее внимание исследователи уделяли доминантному полушарию, и только в самые последние годы выяснили: и субдоминантное достойно самого пристального изучения.

Тесты:

Реквизит: листки бумаги, ручки.

Из нейропсихологии мы знаем, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляетс в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу.

Сейчас мы проделаем несколько тестов и узнаем, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделаете несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции - правый или левый - проявился у вас.

Их можно отмечать, например, буквами "П" и "Л".

Итак, приготовьте листки бумаги и ручки, чтобы отмечать правый и левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).

Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).

Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг).

А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.

Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным.

Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.

Третье - указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое - на решительность или нерешительность характера. Полученные результаты можете обсудить с ведущим и друг с другом. Итак, обсуждение. (Гонг).

Спасибо. Надеемся, полученные результаты смогли хотя бы чуть-чуть привлечь ваше внимание к проблеме психологической и психофизиологической асиммерии. (Гонг).

ТЕСТ №1
Проделайте следующее:
(отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)

1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".
ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

ТЕСТ №2

Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

1. Какой рукой вы обычно пишите?
2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?

Результаты:

33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24 = Амбидекстр
20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша

Тест на право-левополушарное мышление

Данный тест показывает состояние человека на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями.

Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

Введение

Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый).

Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

Тестирование

Устройтесь поудобнее.

Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

1-й этап. Психологическая настройка.

Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

2-й этап. Собственно тестирование.

Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
Вращение только против часовой стрелки - преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения:

руки скрещены на груди,

руки сжаты в кулаки.


По моей команде каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). «Раз, два, три!».

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони (значит, они готовы к работе и достаточно открыты.

Кулаки показывают агрессивность,

поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие». Перед тем как определить насколько вы подвержены проф выгоранию. Давайте при помощи теста оценим состояние нервной системы, от которой напрямую зависит качество вашей жизни.

(К. Либельт)

Инструкция.

Обработка результатов. Сложите обведенные цифры.

0 – 25 – эта сумма может вас не беспокоить. Однако все – таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26 – 45 – поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма.

46 – 60 – ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

60 и более баллов – ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу

Тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт)

Инструкция. Обведите кружочком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.


№ п/п

Симптом

Нет

Редко

Да

Очень часто

1.

Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2.

Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3.

Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

4.

Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5.

Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

6.

Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7.

Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8.

Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

9.

Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание ?

0

2

4

8

10

Страдаете ли вы от зуда?

0

2

3

6

11

Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть «на высоте»?

0

2

4

8

12

Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13

Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14

Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?

0

2

4

8

15

Курите ли вы?

0

2

5

10

16

Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли страхи?

0

2

4

8

17

Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

0

2

4

8

18

Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8


Так какие же симптомы профессионального выгорания вы можете увидеть как у себя так и у своих коллег. К ним относятся:

чувство хронической усталости

рост заболеваемости

раздражительность

нарушение сна, аппетита

тревожность

потеря интереса к профессиональным достижениям

Экспресс оценка позволит оценить ваш уровень эмоционального выгорания



1



Да

Нет

2



Да

Нет

3



Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики .

Да

Нет

5



Да

Нет

6



Да

Нет

7



Да

Нет

8



Да

Нет

9



Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга , из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Оценка результатов:

0 -1 балл.
2-6 баллов.
7-9 баллов.
10 баллов.

Экспресс оценка выгорания


На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4



Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10



Да

Нет

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Экспресс оценка выгорания


На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:


  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относитесь к конфликтам на работе;

  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

А теперь выполним упражнение которое может послужить примером избавления от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Упражнение “ЗАТО”

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (. работаем по кругу)

Зато у меня есть время проверить тетради;

Зато я могу сходить в столовую;

Зато я могу отдохнуть;

Зато я могу выпить кофе;

Зато я могу сходить в свой класс;

Зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Помните: работа - всего лишь часть жизни.

Советы психолога . Профилактика выгорания.

Удовлетворение физиологических потребностей:

- принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин).

- делать зарядку

- проходить медицинский осмотр у врачей

- брать больничный лист на время болезней

- пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж)

- достаточно спать

- носить одежду, которая нравится

- брать отпуск

- ограничить время телефонных разговоров

- удовлетворять сексуальные потребности

- вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)

Удовлетворение психологических потребностей

- выделять время для саморефлексии

- иметь хобби

- снизить уровень стрессового воздействия в жизни

- умение говорить «нет»

- проявлять любопытство

- обращаться за помощью к другим, когда нужно

- посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования

- давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон,

- прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)

Удовлетворение эмоциональных потребностей

- проводить время с людьми, которые симпатичны

- поддерживать отношение со значимыми людьми

- поощрять и награждать себя

- любить себя

- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы

- позволять себе иногда плакать

- играть с детьми

- смеяться и улыбаться

- осознавать свои потребности

- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно

Удовлетворение духовных потребностей .

- проводить время на природе

- поддерживать в себе оптимизм и надежду

- ориентироваться не только на материальные ценности

- не брать на себя ответственность за все

- быть открытым новому и неизвестному

- участвовать в осуществлении того, во что верится

Создание благоприятных условий работы .

- делать перерывы в работе в течение дня

- позволять себе поболтать с сотрудниками

- уметь отстаивать свои принципы

- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок

- выделять время для завершения определенной работы

- уделять время профессиональному росту

- создать себе удобное рабочее место

Обретение жизненного баланса

- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня

- стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.

Способы эффективного управления стрессом.


  1. 1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую – нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий.

  1. 2. Старайтесь быть «позитивны»:
Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».

    3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».

  1. 4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.

  1. 5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.

  1. 6. Учитесь ставить реальные цели.

  1. 7. Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.

  1. 8. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом : бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.

  1. 9. Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.

  1. 10. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.

  1. 11. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.

  1. 12. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.

  1. 13. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

  1. 14. Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.

  1. 15. Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.

  1. 16. Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

Ход занятия

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.

Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.

Эмоции– это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.

Существуют 6 уникальных эмоций: грусть, злость, отвращение, страх, счастье и удивление . Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия, и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.

Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, полового созревания, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с классом.

Чтобы лучше понять подростков, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.

В процессе подготовке к занятию, вы ответили на вопросы анкеты:

“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”

1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?

2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?

3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?

4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?

5. Случалось ли, что вы не понимали чувства других людей?

6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

Есть такое понятие – эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои чувства и чувства других- людей, и умение следовать логике этих чувств.

Тест: “Ваши эмоции ”.

Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.

Время работы 2 мин.


На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.

Ключ к тесту.

Напомним еще раз. Первое лицо – радость, второе лицо – грусть, третье лицо – злость и четвертое – обида.

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.


  • Первое лицо – радость . Если вы сделали основной упор на улыбку , сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

  • Второе лицо – грусть. Если вы постарались передать грусть с помощью рта с опущенными вниз уголками , то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

  • Третье лицо – злость. Если вы сделали основной упор на нос с раздутыми ноздрями , то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.

  • Четвертое лицо – обида . Если вы постарались передать обиду, сделан упор на печальные глаза и брови домиком , то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. Глаза – это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. Ресницы – склонность к демонстративности, вызывающее поведение. Брови – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. Мимические морщины на лбу – склонность к размышлению. Складка между бровей – нерешительность, нежелание идти на риск. Нос – умение строить догадки и предположения, интуиция. Рот – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. Подбородок – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. Уши – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. Морщины возле рта – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.

Вывод : Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.

– По ответам на вопросы анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.

Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: “Любовь” и “Лень”, а наши уважаемые гости на выбор поработают еще и с такими эмоциями, как злость, страх, радость.

3. Упражнение: “Польза и вред эмоций”.

Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы . Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Любовь” . Вторая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Лень”.

Время работы 2- 3 мин.


Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

В современной культуре, СМИ существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

“Страх – признак слабости” (запрет на страх);

“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Как поступить?

Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное , но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –

4. Игра “Эмоциональный термометр”.

Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

Например, утром:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 2-3 мин.

Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,

то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, так же больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться аутотренингом;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

6. Рефлексия занятия.

Ощущения и впечатления о проделанной работе.


  1. Что нового вы узнали о себе?

  2. Ваши впечатления о занятии?

ТЕСТ:

1. Сплетая пальцы нежных рук

Когда человек переплетает пальцы, обратите внимание, какой из них оказался сверху. Левый свидетельствует об эмоциональности, правый говорит об аналитическом складе ума.

2. Вижу цель

Хотите узнать, можно ли пойти с другом в разведку? Отведите его в тир и понаблюдайте, как он целится. Чтобы прицелиться, нужно прищурить ведущий глаз, тогда мишень правильно сместится относительно мушки.

Левый ведущий глаз говорит о мягкости, уступчивости и нерешительности, если зажмурен правый глаз – в характере преобладают твердость и настойчивость.

3. Поза Наполеона

Если при скрещивании рук на груди сверху оказывается левая рука, в характере вашего визави преобладает лукавство, правая говорит о склонности к простодушию.

4. Аплодисменты, аплодисменты

Обращали вы когда-нибудь внимание как ваши друзья и знакомые аплодируют? Даже один хлопок в ладоши может существенно дополнить их образ.

Если человеку удобнее хлопать правой рукой по левой, можно говорить о его решительности и напоре. Если наоборот – о скромности и застенчивости.

В ответах на условия теста правая сторона условно обозначается как «П», левая – как «Л».

Каждый отдельно взятый тест может помочь определить лишь нюансы некоторых проявлений человека. Их сочетание позволяет узнать гораздо больше и выделить целых 16 типов характера.

ПППП – консерватор, вечно живущий с оглядкой на общественное мнение. С одной стороны, с ним сложно ладить. Но в таком характере есть и свои положительные качества – люди подобного склада не любят конфликтовать и ссориться.

ПППЛ – он везде будет «белой вороной». Левые его уличат в приверженности к правым взглядам, правые обвинят в левизне. А все из-за нерешительности характера.

ППЛП – вы имеете дело с артистической натурой, склонной к авантюризму. Не удивляйтесь, если ночью придется идти с этим человеком на кладбище искать сокровища. Но будьте готовы к тому, что как только найдется более преданный «соратник по партии», вас оставят в тени невнимания. Очень контактный тип личности, чаще встречается среди женщин.

ПЛПП – при аналитическом складе ума потрясающая мягкость характера, понимание и всепрощение. Но не надейтесь найти расположение быстро. Такие люди очень осторожны, медленно привыкают ко всему новому, их предупредительность в отношениях можно даже поначалу принять за некоторую холодность.

ППЛЛ – редкий тип характера. Про таких говорят – «семь пятниц на неделе». Сегодня он порхает, цитируя Бальмонта, завтра тоном сержанта отчитывает подчиненных за опоздание, а через неделю, услышав по телефону хорошо знакомый голос, спрашивает: «Кто говорит?» Спасти отношения поможет любовь к новизне.

ПЛПЛ – слабый, беззащитный цветок. Гнется туда, куда подует ветер. Самая правильная позиция в отношениях с таким человеком – стать представителем Гринписа.

ЛППП – эмоциональность и отсутствие настойчивости в отстаивании своих интересов в целом дает достаточно уживчивый тип характера. Артистичный приспособленец – в хорошем смысле этого слова. И это вовсе не потому, что у него нет собственной точки зрения. Просто ему очень хорошо с друзьями.

ЛППЛ – смотрит на мир по-детски широко раскрытыми глазами. Все отмечают мягкость и наивность этого человека – «он как будто из другого мира». Но не стоит обманываться, это вовсе не мягкотелый неудачник. Все будет хорошо до тех пор, пока вы находите расположение царственной особы.

ЛЛПП – дружелюбие и простота с непременным разгильдяйством. Вы когда-нибудь были в гостях у милейшего человека, в доме которого фарфоровые статуэтки на книжной полке непринужденно соседствуют с забытыми там же носками? Пару раз в год, правда, у таких людей случаются периоды самоанализа, и тогда для уборки приглашается домработница.

ЛЛЛП – энергичный, решительный и целеустремленный человек. Правда, порой его наспех принятые решения могут провалить даже самую подготовленную операцию. Хорошо, если рядом будет находиться тот, кто вовремя может сказать: «Притормози».

ЛЛЛЛ – «Я центр Вселенной». Это не произносится, но и так все понятно. Упрямство и эгоизм этих людей может довести до белого каления. Но все же, они потрясающе обаятельны. Способность взглянуть на мир по-новому, экстравагантно решить наболевшие проблемы прощает им многое.

ЛПЛП – самый сильный тип характера. Переубеждать таких людей все равно, что бросаться под танк с последней гранатой. Но у них на это есть все основания. Они действительно очень редко ошибаются.

ЛПЛЛ – та же настойчивость в достижении поставленных целей. Вот только цели не всегда бывают выбраны правильно. Мешает постоянное «самокопание» и самоконтроль. Желание этого человека говорить только о себе любимом наводит на мысль об обете молчания. Положение может скрасить наличие благодарных слушателей

ПЛЛП – «Мягко стелет, да жестко спать». Такие люди умело конфликтуют, даже не обидно. Оставляют своих оппонентов в полной уверенности, что они сами во всем виноваты. Зато, когда конфликт исчерпан, в качестве вознаграждения вас возьмут в путешествие или позовут в ресторан.

ПЛЛЛ – рабочая лошадка с замашками породистого скакуна. Все взвалить на себя – любимое развлечение этих людей. Но это вовсе не потому, что они любят работать. Просто они уверены, что лучше со сложной задачей все равно никто не справится. Мягкие и приятные в общении они превращаются в «кремень», когда речь идет о делах.