Почему в храме женщины покрывают голову. Почему женщины в храме покрывают голову платком

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «...Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «...Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа...» Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка - принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц - блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «...если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается...» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы - постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «...если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется...». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» - сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «...не муж создан для жены, но жена для мужа...» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме - её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Правило, касающееся того, что женщина должна надевать на голову платок в церковь, существует не один век. В современном мире наличие юбки не является столь обязательным, она может быть заменена на брюки. Но относительно того, что женские волосы должны быть спрятаны от посторонних глаз, традиции не меняются и являются обязательным требованием.

Легенда

Существует несколько версий, почему женщина должна носить платок. Одна из них говорит, что давным-давно люди могли приходить в храм в любой одежде. Что не всегда доставляло радость Богу. Поэтому он решил отправить послание, мотивирующее ввести определенный дресс-код. Однажды ночью девушка увидела сон, в котором говорилось, что если она будет посещать храм в платке и юбке, то все ее молитвы будут услышаны. Кроме того, у нее появится ангел-покровитель, который будет всячески помогать в жизни. А указанные предметы одежды помогут узнать ее среди остальных девушек. Несложно догадаться, что для следующего визита в церковь девушка выбрала длинную юбку и платок для храма. На удивленные вопросы окружающих о ее внешнем виде, девушка рассказывала о своем видении.

Так как все хотели получить то, о чем просили, то традиция надевать платок и юбку очень быстро распространилась и стала для всех нормой.

Апостол Павел

Именно с его слов пошла традиция заходить женщине в церковь с покрытой головой. Платок символизирует ее покорность мужу. Он выступает знаком власти. Вступая в брак, женщина принимает на себя новые обязанности. Теперь она отвечает за дом, хранит спокойствие и мир в нем. Она несет ответственность за детей и мужа перед Богом. Во время венчания в церкви платок обязательно полностью покрывает голову новобрачной. Он является символом смирения и согласия принять новые обязанности. И также платок на женской голове говорит о ее согласии быть верной супругой.

И считалось, что без него женщине постыдно находиться в Божьем доме, молиться о чем-то и прикладываться к иконе и кресту.

Апостол говорил, что женщина должна или обрить свою голову, или закрыть волосы платком. Рекомендация Павла довольно быстро стала традицией, дошедшей до наших дней.

Иные версии

Люди приходят в храм в поисках успокоения, для совместных молитв и разговоров с Богом. Чтобы ничего не отвлекало от этого, требуется, чтобы одежда была максимально строгой. Женщина обладает привлекательными частями тела, которые могут отвлекать на себя взгляды и мысли. Поэтому они должны надевать длинные юбки и закрытые блузы. Волосы являлись одной из тех интимных особенностей, которую позволительно было видеть только мужу. Вот зачем платок в храме - чтобы прикрыть волосы. И в мирской жизни женщине положено было закрывать голову. Считалось также, что она получает энергию из земли, и чтобы она сохранялась в теле и не улетучивалась через макушку, нужно создать барьер.

На мужчин же распространяется противоположное правило. Перед тем как зайти в храм, они должны снять головной убор. Этим они демонстрируют свое уважение и полное доверие Богу. Так как обнажая голову, снимают с себя полную защиту.

Раньше, когда ношение различных головных уборов было чрезвычайно популярно, по ним можно было понять, какой статус в обществе имеет их хозяин. Так как дом Божий не признавал социальной и общественной иерархии, входя в него, нужно было забыть о своей значимости в мирской жизни. Головной убор снимался, так как в церкви все равны. Такое правило было важно во время войн, так как враги на поле не должны были быть врагами в храме, так как это место свободное от них.

Противоположный подход

Интересно, что не все православные церкви поддерживают обязанность надевать женщине платок для храма. Например, в греческие храмы женщины обязаны входить только с непокрытой головой.

В украинском городе Ахтырка расположен храм, в котором находится образ Божьей матери с головой, непокрытой платком. В него женщины также заходят без головных уборов.

Так как обязанность покрывать женскую голову является достаточно спорной, есть мнения, что это норма общества, которую можно менять. Поэтому в некоторые церкви девушки не надевают платки, так как там прихожанами приняты другие традиции, касающиеся внешнего вида.

Цвет платка

Женщины, которые мало знакомы с правилами церковного этикета, не знают, что выбор цвета и орнамента платка для храма играет важную роль.

Так, светским дамам, заходящим в храм только по случаю какого-то мероприятия, рекомендуется иметь хотя бы три варианта этого головного убора:

  • Пастельных светлых тонов. Может быть однотонным или с неярким орнаментом, например, в цветочек. Его положено надевать по случаю праздников. Можно остановиться на простом белом платке.
  • Однотонный тёмный платок повязывают на голову по случаю траура и в дни постов.
  • Обычный платок, любого цвета. Может быть однотонным или с орнаментом. Он потребуется, если нужно зайти в церковь в обычный день.

Кто находится намного ближе к церкви и посещает ее постоянно, обычно имеет в своем гардеробе целую коллекцию этих головных уборов. Например, красный цвет актуален на Пасху и в последующий период до Вознесения. На Вербное воскресенье и дни Святой Троицы положен зеленый платок. А с рисунком «в цветочек» обычно надевают женщины, которые помогают храму и выполняют грязные виды работ.

Как завязать?

Не все знают, как завязать платок в храм. Самым правильным считается просто связать концы под подбородком. Этот способ и самый простой. Если он плохо держится и спадает, тогда следует обмотать шею и завязать его сзади. Для этого головной убор должен иметь достаточную длину. Если же изделие короткое, то можно прикрыть им лоб и завязать сзади. Но чтобы избежать сложностей, можно приобрести готовые православные платки. Они напоминают капюшон и фиксируются специальными завязками под подбородком. В магазинах можно найти достаточный ассортимент цветов, поэтому можно подобрать вариант для любого случая. Обычно на то, как завязан платок, не очень обращают внимание. Факт его наличия является намного более важным.

Несмотря на то, что жизнь изменилась, для верующего и уважающего церковь человека существует традиционные правила поведения в ней. Они касаются и одежды, поэтому женщины до сих пор надевают платок для храма, хотя некоторые это считают устаревшей традицией.

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Происхождение традиции

Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.

Женщина в храме

Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:

«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)

Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).

Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому , апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.

В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.

Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы .

Зачем надевать платок в церковь

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Интересно о православии.

Мы привыкли, что в церкви женщины должны обязательно быть в платках, причем все, независимо от возраста. Прочитала недавно, что требование платка относится только к замужним женщинам, а девочкам и девицам он не обязателен. Это правда? И еще - в других православных странах, в Греции, например, женщины голову платком в храмах не покрывают. Выходит, это просто наша традиция?


Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Упоминание в Библии о необходимости для женщины во время молитвы покрывать голову относится к 1 Посланию к Коринфянам апостола Павла. Так как в этом тексте упоминается зависимость жены от мужа, то из этого делается вывод, что незамужним женщинам допустимо молиться и без головного убора. Однако этот вывод не совсем безупречен.

«...если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» - говорит Апостол (1Кор 11:6). Здесь слышен призыв к приличию во внешнем виде. Естественно, что в апостольские времена было позорным для женщины быть коротко стриженной или же бритой. Поэтому отсылку к традиции можно делать и в наше время.

У нас традиционно и девушки и девочки ходят в храм в головном уборе. Это красиво и благочестиво. Зачем что-то менять, если это неплохо? Внешний вид, одежда человека настраивают его на определенный лад и очень хорошо, что для молитвы, для посещения храма у нас имеется определенная форма одежды. Это дисциплинирует, помогает духовно настроиться на молитву. Зачем же это разрушать?

Можно, конечно, посмотреть на обычаи в других православных странах. Да, в Греции женщины ходят в храм без головных уборов, причем все - как замужние, так и незамужние. Но этому есть причина: в период турецкого владычества мусульманские власти настолько навязывали для христианок стиль одежды, предписанный Кораном, что отказ от платка стал своеобразным протестом. А вот в православной Грузии чаще встретишь в храме девочку в платке, нежели без платка.

Конечно же, ношение головного убора в храме - больше традиция. Но это традиция нашей Русской Православной Церкви. И лучше следовать этой традиции, чем пытаться навязать своим братьям и сестрам во Христе своё мнение. От такой демонстрации своей независимости и широты взглядов в душе не родится смирение, да и драгоценное время молитвы будет украдено внутренним стремлением противопоставить себя окружающим, заботой о том, как ты выглядишь и как на тебя реагируют окружающие.

Впрочем, если женщина или девушка захочет зайти помолиться в храм, то неважно, в чем она одета, в данном случае намного важнее её стремление к молитве. А вот для планового посещения храма лучше следовать именно традиции.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)

Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.

Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.

Отец Константин Пархоменко