Почему у человека плохая память с детства. Причины и лечение плохой памяти у детей и взрослых

Плохая память и рассеянное внимание могут сильно осложнить жизнь любому человеку. Неспособность запоминать нужную информацию мешает не только работать и учиться, но и осуществлять обыденные повседневные дела. Рассеянность может сильно подвести вас в самой ответственной ситуации. Из статьи вы узнаете, что является причинами такого явления как плохая память, что делать, чтобы лучше запоминать и уметь сконцентрироваться в нужный момент.

Причины плохой памяти и рассеянного внимания

Причин плохой памяти и рассеянности можно назвать достаточно много. Мы остановимся на тех, которые являются самыми значимыми. Большинство из них может быть устранено самим человеком, который наблюдает у себя эти проблемы.

Образ жизни влияет на память

На самом деле не только сам образ жизни воздействует на плохую память, но и многочисленные факторы, которые стали обыкновенными для современного мира. Конечно, алкоголь и курение негативно сказываются не только на способности запоминать, но и, в общем на здоровье. Однако, когда к ним присоединяются постоянные стрессы, неполноценный сон и огромный поток информации, ситуация во много раз усугубляется. Мозг не может адаптироваться к перегрузкам и в итоге функция внимания и памяти снижаются.

Недостаток витаминов вызывает сбои в памяти

Для нормальной деятельности головной мозг должен получать необходимые питательные вещества в нужном количестве. Для этого нужно придерживаться принципов правильного полноценного питания. Когда в организме наблюдается дефицит витаминов и микроэлементов, начинается и голодание головного мозга. Рассеянность и плохая память могут быть результатом такого голодания.

Состояние здоровья отражается на способности запоминать

Помимо того, что организм человека постоянно испытывает нагрузки, провоцирующие недомогания и болезни, плохая память и рассеяность могут быть следствием проблем со здоровьем. Они могут носить психологический и физиологический характер. Задаваясь вопросом о том, почему у человека плохая память, что делать, нужно принять решение о посещении специалиста для обследования.

Недоразвитие способностей к запоминанию

Иногда человек не развивает в себе способности к запоминанию или концентрации внимания. К сожалению, не у всех от природы они одинаковы, кто-то с рождения обладает отличной памятью, а кто-то только путем долгих тренировок достигает результата. Каждый может исправить ситуацию, если пожелает, потому что сделать это можно в любом возрасте.

может являться следствием неправильного образа жизни или дефицита полезных веществ в организме, можно развить в себе способность к запоминанию при помощи постоянной тренировки мозга, занятий спортом, правильного питания, здорового образа жизни и лечения у специалиста

Что делать для улучшения памяти и внимания?

Плохая память и рассеянность могут настолько отравлять жизнь человеку и быть свидетельством серьезных проблем, что их придется лечить медикаментозно под наблюдением врача. Однако в большинстве случаев мы сами можем изменить ситуацию, проявив желание и выдержку.

Сосредоточенность для хорошей памяти

Постарайтесь ежедневно специально концентрироваться на каком-то одном деле полностью, стараясь не размениваться на другие. Это поможет вам понять насколько удается сконцентрироваться и запоминать информацию. Возможно, корень проблемы в стремлении сделать одновременно несколько дел.

Логика помогает сохранить память

Постарайтесь пользоваться для запоминания логикой. Идеально подойдет игра в логические связи и ассоциации. Любой новый факт, для того, чтобы его запомнить, вы должны связать с чем-то ранее известным и хорошо усвоенным.

Спорт способствует хорошей памяти

Занятия спортом благотворно влияют на организм в целом, в том числе и на способность к запоминанию и концентрации. Во время занятий:

  1. мозг насыщается кислородом;
  2. улучшается кровообращение;
  3. уменьшается воздействие стресса.

Все это способствует нормализации мозговой деятельности.

Образ жизни для нормальной памяти

Постарайтесь скорректировать ваш образ жизни, выбирая правильное питание и активность. Обязательно откажитесь от вредных привычек, замените их полезными - фитнесом или любимым хобби.

Помощь специалиста для восстановления памяти

Обращение к врачу не означает лечение. Консультация поможет вам убедиться в отсутствии серьезных заболеваний, которые вызывают ухудшение памяти и рассеянность.

Правила питания для улучшения памяти

Если мозг не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов, то никакие тренировки не помогут восстановить память и внимание. Минимум из того, что мы можем сделать для улучшения его деятельности, это обогатить рацион полезными продуктами.

Употребление воды для хорошей памяти

Если у вас плохая память, нужно пить больше воды. Обезвоживанию подвержены все внутренние системы, в том числе и мозг. Необходимое количество - 1,5 л чистой воды в сутки.

Витамин В влияет на память

Витамин В - один из основных, отвечающих за нормальную работу мозга. Источниками В6, В12, тиамина являются бананы, рожи и ростки пшеницы. Нужно обязательно включать эти продукты в рацион.

Рыба в рационе улучшает память

Присутствие на вашем столе жирных сортов рыбы не менее 3 раз в 7 дней обязательно для поддержания мозговой деятельности. Омега 3, которая содержится в них, благотворно влияет на сосуды и улучшает работу мозга.

Отказ от вредных жиров полезен для памяти

Жиры препятствуют снабжению мозга кровью и кислородом, закупоривают сосуды. Для того, чтобы улучшить память и внимание откажитесь от тех продуктов, в которых они есть - маргарин, дешевое сливочное масло, магазинная выпечка.

Память и внимание - это те функции, которые выполняет головной мозг. Если вы примените минимальные усилия к тому, чтобы изменить свой образ жизни и питание, вы сможете их улучшить. Не пренебрегайте упражнениями для тренировки внимания и памяти. Они помогут вам лучше концентрироваться и запоминать информацию.

Всем здравствуйте! Забывчивость и рассеянность, такие, незначительные на первый взгляд, нюансы, на самом деле способны разрушить профессиональную и личную жизнь человека, а если не разрушить, то сильно усложнить. Ведь согласитесь, сложно двигаться к своей цели, когда из головы вылетает куча информации?

Основные понятия

Если у вас выходит усваивать информацию, запоминать её и потом воспроизводить, когда это необходимо – у вас отличная память. Но как только в одном из этих этапов происходит сбой, то пора призадуматься, а верно ли вы с собой обращаетесь? Потому что забывчивость или невнимательность не являются врождёнными, за исключением случаев психиатрических отклонений. Значит они, возникают вследствие нашего неправильного образа жизни. Давайте для начала разграничим эти два понятия, ведь они обозначают немного разные состояния.

Забывчивость – это непосредственно сложности с памятью. Помните, в статье , мы с вами рассматривали, что она бывает кратковременной и долговременной? Так вот, информация, которая попала в кратковременный резервуар, очень быстро из него испаряется. Чтобы сохранить её в долговременной зоне, следует произвольно обратить на неё внимание. И вот тут подключается рассеянность, а именно, сложности с концентрацией этого самого внимания. И эти два фактора могут являться причиной целых катастроф, в случае, если человек с каким-либо из вышеуказанных нарушений несёт ответственность за других людей, к примеру, управляя самолётом или поездом.

Симптомы, думаю, знакомы каждому: ощущение безразличия к каким-то процессам и событиям, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться, проживание бессилия, чрезмерная расслабленность, бездеятельность. Частое проживание скуки, безуспешные попытки вспомнить что-то важное, приводящие к раздражительности и неудовлетворённости. Иногда возникает эффект дежавю, то есть, когда кажется, что происходящее сейчас уже случалось ранее. Чрезмерная расслабленность, порой похожая на безответственность и беспечность, вследствие чего у окружающих возникает желание взять под свой контроль выполнение каких-то ваших обязательств или вообще, вашу жизнь.

Но прежде, чем искать методы, как с этим бороться, давайте исследуем вероятные причины возникновения нарушений в когнитивных процессах.

Причины

1.Современная жизнь человека

Она не то что наполнена чередой событий, она просто переполнена. Не удивительно, что его организм периодически даёт сбой. Огромный объём информации просто невозможно уловить и удержать в голове. Ведь этой атаке мы подвергаемся как на улице, наблюдая бесчисленные биг борды и объявления, так и дома, невольно просматривая рекламу и новости, переписываясь в социальных сетях и общаясь по мобильному телефону. Так что не удивительно, что мозг, в попытках защититься, просто-напросто отключает некоторые процессы.

2.Бессонница или просто недосып

А мы ведь с вами знаем, к каким разрушительным последствиям приводит недостаток сна, так что забывчивость – это ещё цветочек по сравнению с депрессией, тяжёлым хроническим заболеванием или онкологией. Если не помните всех последствий недостатка сна, почитайте .

3.Недостаток воды

Наш организм состоит на 70% из воды, это знает каждый школьник, но употребление газированных напитков, кофе и прочего не насыщает его необходимым количеством жидкости, из-за чего очень сильно страдает мозг, давая сбои.

4.Алкоголь, наркотики и курение

Снижают эффективность мышления, скорость восприятия и вызывают спазмы сосудов, нарушая деятельность не только мозга, но и организма в целом, вызывая даже изменения в психике.

5.Диеты

Плохая память порой является следствием диет, которые просто повергают мозг в шок из-за недостатка углеводов, жиров и прочего. Чаще всего грешат этим женщины, не зря ведь даже существует формулировка «девичья память».

6.Стрессы

Могут приводить к состоянию хронической усталости, то есть к нервно-психической слабости. При такой слабости, становится очень сложно концентрироваться и вообще, запоминать информацию, хотя бы в силу того, что она становится для человека не актуальной. Об этом заболевании можете .

7.Чрезмерная сосредоточенность

Как ни парадоксально это выглядит, но невнимательность может возникать по причине чрезмерной сосредоточенности. Сейчас объясню. Когда мы увлечены каким-то процессом, мы можем не отслеживать моменты, происходящие вокруг. Ну, с кем не бывало, что задумавшись, вы не замечали, как добирались с работы до дома? Вот так и изобретатели, чрезмерно погрузившись в свои идеи, они способны творить гениальные творения, но при этом совсем беспомощны в быту.

8.Быт

Обыденность также мешают концентрироваться и отслеживать события. Ведь, когда процесс идёт по накатанной, он не требует нашего включения, а значит, сознание направляет внимание на внутренние процессы.

9.Внутреннее состояние

Если заметили, что появилась рассеянность, попробуйте прислушаться к общему состоянию, ведь нередко эти проблемы вызывают такие заболевания, как опухоль, эпилепсия, атеросклероз, провоцируют черепно-мозговые травмы, инфекции и нарушения в работе щитовидной железы.


  1. Старайтесь употреблять большое количество чистой питьевой воды, исключая газировки и сладкие напитки. И, конечно же, контролировать своё питание, включив в рацион овощи, фрукты, зелень и прочие продукты, богатые на витамины, минералы и вообще, необходимые для организма вещества.
  2. Занятия спортом, особенно йогой помогут насытить каждую клеточку вашего организма кислородом, из-за чего увеличиться его активность и работоспособность. Чтобы улучшить свою внимательность, введите в привычку медитативные практики, направленные на концентрацию и умение останавливаться и просто наблюдать за происходящим, как внутри себя, так за окружающей действительностью. Я вполне доступно для новичков описал эти способы .
  3. Используйте напоминания, в виде стикеров, оповещений и доски, на которую будете цеплять листики с заданиями и мыслями.
  4. Изучите внимательно статью . Потому что очень сложно держать в голове кучу мыслей, приступать к решению сразу нескольких дел и вообще, не понимать, в какую именно сторону в данный момент двигаться. Такая мультизадачность приведёт не только к рассеянности, но и вообще, депрессии.
  5. Уберитесь за своим рабочим столом, у каждой вещи должно быть своё место. Тогда отпадёт необходимость в излишней перегрузке вашего мозга. Вам не придётся вспоминать, куда вы положили мобильный или ключи, вы просто будете знать, где именно они должны находиться в любом случае. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом о том, как избавиться от забывчивости, вам следует провести генеральную уборку, как в голове, так и в доме, офисе.
  6. Играйте в ассоциации, то есть, если у вас проблемы с запоминанием имён – повторите про себя его несколько раз и придумайте ассоциацию, созвучную с ним. В некоторых случаях придётся создавать целый ассоциативный ряд, связанный с местом и действиями. Например, если вам надо позвонить родителям, как только доберётесь домой, то представьте образ домашнего телефона и как вы по нему звоните. Тогда, попав в квартиру и оказавшись рядом с ним, вы сразу же вспомните, что о вас переживают и надо дать о себе знать.
  7. Многие также рекомендуют это средство. Оно улучшает функцию и работу мозга. Более подробно, вы можете прочитать на этом сайте .

Заключение

Самое главное – учитесь замечать себя в настоящем моменте, тогда и с концентрацией не будет возникать сложностей. Какой бы обыденной ни казалась жизнь, она всё равно разнообразна, стоит только оглянуться, и вы заметите всё её многообразие. Если не знаете как, почитайте статью А на сегодня всё, уважаемые читатели! Кстати, на правах рекламы, вконтакте я создал группу о саморазвитии, рад буду вас там видеть. До скорых встреч.

Свойственны только пожилым людям, а молодёжь усваивает и запоминает информацию хорошо и быстро. Раньше это было так, но, учитывая высокий темп современной жизни, ситуация немного изменилась. Перенапряжение и стрессы на работе приводят к тому, что у многих молодых людей снижается умственный потенциал. Следствие этого процесса - плохая память. Что делать в случае возникновения этой проблемы? Поговорим об этом позже, а сейчас пару слов о симптомах данного «недуга».

Симптомы

Как определить, что у вас Что делать, если она ухудшилась, читайте ниже. А пока попробуем вернуться в прошлое. Помните ли вы главные события прошедшей недели? Можете ли вы по пути на работу со стопроцентной уверенностью сказать, что закрыли дверь и выключили утюг? Если вы ответили отрицательно, то у вас есть определённые проблемы с памятью. Но не стоит паниковать. Любая проблема имеет решение.

Итак, у вас стала плохая память. Что делать для того, чтобы это исправить? Воспользуйтесь перечисленными ниже советами.

1. Двигайтесь

Занимайтесь спортом, двигайтесь. Упражнения и прогулки оказывают положительное влияние на функционирование головного мозга. Но это вовсе не значит, что надо убиваться в тренажёрном зале каждый день. Остановитесь на любимом виде спорта и планируйте нагрузки, ориентируясь на текущий уровень своей физической формы. После нескольких недель активных тренировок вы уже не будете задаваться вопросом: «У меня плохо с памятью. Что делать?»

2. Не зубрите

Заучивание неэффективно и не даёт результатов. Без понимания смысла информация запоминается лишь до определённого момента и быстро забывается.

3. Повторяйте

Не надо повторять прочитанную информацию по 20 раз. Делайте это один раз в день в течение недели и лучше всего непосредственно перед сном.

4. Включите воображение

Люди, запоминающие длинные числа, обладают развитым воображением. Они представляют цифры в виде неодушевлённых предметов, животных и растений. Поэтому используйте своё воображение. Научитесь привязывать информацию к определённым образам, и вы забудете, что такое плохая память. Что делать для заучивания текста? Используйте также образы. Если текст очень большой, то привязывайте образ к каждому абзацу.

5. Сосредоточьтесь на запоминании

Сосредоточьтесь на данном процессе. Проводите параллели, слушайте, размышляйте, обдумывайте. Чем больше ассоциаций, мыслей и чувств закрепится за информацией, тем лучше она запомнится.

6. Питайтесь правильно

Для поддержания высокой активности мозга нужно питаться небольшими порциями 4-5 раз в день. При таком режиме уровень глюкозы в организме не будет падать. А, как известно, глюкоза - это главный источник энергии для мозга.

7. Ассоциируйте

К примеру, если взять такую профессию, как бизнесмен, то у ее обладателя, в принципе, не должна быть плохая память. Что делать, если это так? Можно нанять помощника, который будет всё помнить за него. Но гораздо лучше использовать метод ассоциаций. Он поможет как при новых знакомствах (чтобы запомнить человека, нужно ассоциировать его с известной личностью), так и при запоминании важной для бизнеса информации.

Вконтакте

Одноклассники

Плохая память, причины и пути преодоления….

Можете ли вы с уверенностью сказать, где лежат ключи от квартиры?
А в каком месте находится ваша расческа? Какая прическа была у продавщицы в магазине, куда вы заходили недавно? Наверное, подобных мелочей вам не удастся вспомнить. «Подумаешь, ничего страшного!» – скажете вы. И будете неправы.

Легкая рассеянность грозит обернуться в будущем плохой памятью. Сегодня мы поговорим о том, почему возникают проблемы с памятью и как их решить.

Плохая память: причины

Память – мыслительный процесс, объединяющий функции запоминание информации, ее хранение и последующее воспроизведение.

Для того, чтобы щадить нашу нервную систему, уберечь ее от перенапряжения, существует функция забывания.

Обычно мозг старается «стереть» негативнуюинформацию и оградить человека от отрицательных эмоций. Именно по этой причине мы зачастую забываем выполнять те действия, которые нам не по душе.

Если пришло понимание, что с памятью есть проблемы, прежде всего, нужно определить, какой именно вид запоминания стал подводить.

Исходя из времени запоминания, память можно разделить на такие виды:

непосредственная – явление забывается сразу (например, напечатанная и тут же благополучно забытая буква);

кратковременная – информация хранится не более 30 секунд;

долговременная – хранение в сознании запомнившейся информации на протяжении многих лет;

скользящая – явление хранится ровно то количество времени, которое необходимо, затем стирается (к примеру, выученный экзаменационный билет).

Если память ухудшается, причина не в приближении старости или полученной травме, например, тяжелом сотрясении мозга.

Постепенное снижение способности запоминать информацию кроется в нарушении работы мозга.

Обычно это происходит по ряду определенных причин.

  1. Стресс, тревога, переживания. Мозг человека концентрируется на той проблеме, из-за которой он переживает беспокойство. Вследствие этого память ухудшается, человек становится рассеянным.
  2. Алкоголь. Замедляет процесс мышления, снижает восприятие окружающего мира. Подобное действие могут оказывать антидепрессанты и другие успокоительные лекарства.
  3. Курение. Никотин и другие отравляющие вещества значительно ослабляют визуальную и кратковременную память.
  4. Хроническая усталость и недостаток сна – одна из распространенных причин рассеянной памяти.
  5. Недостаток витаминов (фолиевой, никотиновой кислот).
  6. Самая распространенная причина – обычная привычка спешить. Второпях человек не концентрируется на мелочах, вследствие чего быстро о них забывает.

Бросаться в аптеку за лекарствами от «плохой памяти» совсем не нужно. Существует множество методик и способов улучшить запоминание, причем некоторые из них можно опробовать дома или во время поездки в общественном транспорте.

Если забывчивость не является последствием травмы, то с ней вполне успешно можно бороться. Воспользуйтесь следующими советами.

Внимательно относитесь к мелочам. Сосредоточьтесь на деле, которое выполняете, каким бы простым оно не казалось. Решайте задачу, как только вспомните о ней, и пусть сопутствующая информация станет подспорьем вашей памяти. Например, паркуя машину, отметьте, что рядом растут два дерева, а напротив – магазин с вывеской такой-то. Вы задействуете при этом несколько видов памяти, и информация запомнится лучше.

Старайтесь не отвлекаться от поставленной задачи. Зайдя в комнату в поисках, например, ключей, ищите именно их, не обращая внимания при этом на посторонние предметы.

Учитесь включать логику и строить ассоциативные ряды. Например, вы должны запомнить адрес Иванова, 12. Представьте, что у вас есть знакомый с такой фамилией, который зайдет к вам в 12 часов. Таким же образом поступайте с именами. Например, вам никак не удается запомнить фамилию начальника. Придумайте какую-нибудь ассоциацию к ней. Каждый раз, встречая этого человека, воспроизводите в мозгу придуманный образ.

Если память снижается из-за нехватки в организме витаминов, значит, нужно усиленно восполнять их дефицит. Учеными доказано, что ухудшение памяти связано с недостатком железа, цинка, бора. Фрукты, овощи, мясо должны входить в ваш рацион постоянно.

Ну и, конечно, главный враг памяти – неправильный образ жизни. Алкоголь, курение, вредная пища, стрессы и постоянная усталость приводят к нарушениям в работе мозга. Пусть вашим спутником станет здоровый образ жизни, и тогда даже в преклонном возрасте болезни будут вам нипочем.

Вконтакте

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста