Описание нового феномена в психологии. Что такое психические феномены? Что можно считать социально-культурным феноменом

Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Однако этот эффект можно немного смягчить . Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)

Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.

Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.

Эффект полного провала. (Pratfall effect)

Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.

Эффект фокусировки. (The focus effect)

Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.

Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу . Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Психологические феномены принятия решений : парадокс выбора. (The paradox of choice)

Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.

Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»

Философский термин “феномен” произошел от греческого “ φαινόμενον”, что означает “являющееся”, “редкий факт”, “необычное явление”. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество предметов, почувствовать запахи, теплоту или холод, увидеть красоту и восхититься ею, услышать музыку и прийти в восторг от ее мелодичных звуков. Все эти предметы и явления в философии принято называть этим термином. Одним словом все они - феномены. Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.

Виды феноменов

Исходя из вышесказанного, эти предметы и явления можно разделить на физические и психические. Согласно теории австрийского философа Франца Брентано, к первым относятся звуки, запахи, природный ландшафт, осадки, поля, леса, горы и долины, деревья и кустарники и остальные предметы окружающего нас мира. Все они даны нам в опыте, то есть у нас есть возможность их видеть, слышать, осязать и ощущать. А вот психические феномены - это вся наша психическая деятельность, то есть все те представления, которые посредством ощущений или воображения возникают у нас в сознании. К ним относятся акты слышания, представления, видения, ощущения, фантазирования, а также такие как воспоминание, сомнение, суждение; душевные переживания: радость, грусть, страх, надежда, отчаяние, мужество, трусость, любовь, гнев, ненависть, удивление, желание, волнение, восхищение и т. д.

Культурный феномен

Слово "культура" имеет великое множество значений. Она является объектом познания различных наук: философии, социологии, эстетики, культорологии, этнографии, политологии, психологии, педагогики, истории, искусствоведения и т. д. В широком понимании культура - это вся человеческая деятельность, которая может иметь самые разные проявления. Она включает в себя все способы и формы самопознания и самовыражения, которые накоплены социумом, да и отдельной личностью. В узком же понимании культурой является ряд кодов (норм поведения, правил, стереотипов, обычаев и ритуалов и т. д.), принятых в данном обществе, и которые управляют человеческим поведением. Одним словом, культура - это материальные и На нашей планете первые из них имеют особый смысл только для человека, поскольку они освящены обычаями, искусством, религией, одним словом - культурой. Что же касается духовных ценностей, то здесь не все так однозначно. Мы уже не раз становились свидетелями того, что и братья наши меньшие способны проявлять такие чувства, как преданность, любовь, привязанность, радость, грусть, обида, благодарность и т. д. и т. п.

Культура и социум

В социокультурном контексте понятие “феномен” получает статус категории. Это явление, которое исследуется в культуре. Сегодня это все чаще становится объектом различных научных работ: диссертаций, докладов, дипломных и курсовых. Однако их авторам крайне трудно дать точное определение данного явления. Каждый его трактует по-своему. Объединение таких двух понятий, как “социум” и “культура”, повсеместно. Культура участвует или присутствует практически во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности. В нашу лексику постоянно входят такие выражения, как “социокультурное пространство”, “культурная политика”, “культура личности” и т. д. Многие из этих понятий стали для нас настолько привычными, что мы даже не замечаем, как часто употребляем их. Так как же понимать феномен культуры? Это в первую очередь особый способ человеческой жизнедеятельности, где объективное и субъективное выступают как единое целое. Посредством культуры происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека, что ведет к увеличению уровня его активности как члена общества.

Социокультурное в работах Петирима Сорокина и Ф.Тенбрука

П. также исследовал это явление. Согласно ему, социокультурный феномен - это все то, что получают люди от своего окружения благодаря связи с культурой, которая, в свою очередь, является носителем “надорганических” ценностей. Под последними он понимал все то, что производит например, это могут быть языки, религия, философия, искусство, этика, право, манеры, привычки и т. д. и т. п. Одним словом, согласно Сорокину, «социокультурность» является базовой категорией социального мира, которая подразумевает неразрывность личности, культуры и общества. А немецкий философ Ф. Тенбрук называл эту связь «бесшовным соединением» трех составляющих: индивида, социума и системы моральных и материальных ценностей, то есть культуры.

Что можно считать социально-культурным феноменом?

Давайте сначала перечислим те явления, которые попадают под определение Это целый набор понятий, которые затрагивают личность, живущую в обществе себе подобных. Конечно, это не полный список, но вот некоторые из них:


А это перечень социокультурных феноменов. Он более обширен. Эти феномены - это объединенные в одно целое культурные и социальные явления. Вот они:

  • образование;
  • наука;
  • политика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • воспитание;
  • семья;
  • мода;
  • бренд;
  • религия;
  • миф, легенда;
  • доверие;
  • счастье;
  • горе;
  • правовая действительность;
  • материнство;
  • толерантность;
  • кич и т. д.

Этот список можно продолжить до бесконечности.

Социокультурный феномен развития

В нашем мире ничто не постоянно и не стоит на месте. Все явления либо совершенствуются, либо разрушаются, двигаясь к своей окончательной гибели. Совершенствование - социокультурный феномен развития. Это процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше. Из курса философии известно, что способность изменяться является универсальным свойством как материи, так и сознания. В этом заключается общий для всех (природы, познания и общества) принцип существования.

Личность как психологический феномен

Существо, обладающее то есть живой человек, является личностью. У него очень сложная структура, которая является целостным системным образованием, совокупностью действий, отношений, значимых, с точки зрения общества, психических свойств индивида, которые были сформированы в результате онтогенеза. Они определяют его действия и поступки как поведение субъекта общения и деятельности, обладающего сознанием. Личность способна к саморегуляции, а также к динамичному функционированию в обществе. При этом ее свойства, отношения и действия гармонично взаимодействуют между собой. Наверняка все знакомы с такой оценкой личности, как “стержень”. Этим свойством наделены те индивиды, которые обладают сильным характером. Однако в психологии "стержневое" образование личности объясняется иначе - это его самооценка. Она строится на основании отношения индивида к самому себе. На это также влияет то, как человек оценивает других людей. В традиционном понимании личностью является индивид, который выступает как субъект общественных (социальных) отношений и духовной деятельности. В эту структуру также входят физические и физиологические особенности организма человека, а также его психологические характеристики. Таким образом, кроме социальных и социокультурных феноменов существует психологический феномен. Это те явления, которые касаются отдельной личности и ее внутреннего мира: это чувства, эмоции, переживания и т. д. Так, психологическим феноменом может быть любовь, ненависть, агрессия, симпатия, манипуляция и т. д.

Заключение

Независимо от того, к какой категории они относятся, феномены - это все то, что может стать объектом наблюдения с целью познания.

Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.

Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:

Отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт.

Предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

Обобщенное отражение существенных , закономерных связей действительности.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

¾ К материальному миру вещей и явлений;

¾ К другим людям, членам его общества;

¾ К самому себе как личности и члену общества.

Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву, и формированию правового поведения.

В целом, знание закономерностей психики позволяет сотруднику ОВД более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на: познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников ОВД.

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.

Классификация ощущений . Все ощущения делятся на 3 основные группы:

1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела;

3) ощущение состояния внутренних органов - органические ощущения.

Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.

Общими закономерностями восприятия являются следующие:

1) константность; 2) избирательная направленность; 3) предметность; 4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности сотрудников ОВД.

Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Выделяют два основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.

Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью, плодотворной умственной деятельностью.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.

Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Сотруднику ОВД постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (теоретическое)

Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

1. Коммуникативная функция (слово - средство общения);

2. Индикативная (слово - средство указания на предмет);

3. Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Формы воображения:

Агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Заострение, подчеркивание каких-либо признаков,

Схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться мим, решая задачи.

Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.

Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:

Отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт.

Предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

Обобщенное отражение существенных , закономерных связей действительности.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

¾ К материальному миру вещей и явлений;

¾ К другим людям, членам его общества;

¾ К самому себе как личности и члену общества.

Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву, и формированию правового поведения.

В целом, знание закономерностей психики позволяет сотруднику ОВД более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на: познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников ОВД.

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.

Классификация ощущений . Все ощущения делятся на 3 основные группы:

1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела;

3) ощущение состояния внутренних органов - органические ощущения.

Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.

Общими закономерностями восприятия являются следующие:

1) константность; 2) избирательная направленность; 3) предметность; 4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности сотрудников ОВД.

Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Выделяют два основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.

Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью, плодотворной умственной деятельностью.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.

Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Сотруднику ОВД постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (теоретическое)

Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

1. Коммуникативная функция (слово - средство общения);

2. Индикативная (слово - средство указания на предмет);

3. Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Формы воображения:

Агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Заострение, подчеркивание каких-либо признаков,

Схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться мим, решая задачи.

Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.