Народные художественные промыслы и ремесла. Народные промыслы россии

September 4th, 2017 , 10:26 am


Искал полный список народных промыслов и не нашел. В википедии не полный, поэтому решил составить сам. Структура текста немного странная, потому что изначально составлена в форме таблицы. Структура составлена так: Название/Место/Наличие фабрик, музеев/Особенности.
Если вспомните еще - пишите, добавлю.

Игрушки
Деревянные игрушки
1. Богородская игрушка. Посёлок Богородское Сергиево-Посадского района. Фабрика и музей, хотя в упадке. Деревянная игрушка с движениями. Богородская резьба выполняется при помощи специального богородского ножа «Щучка».
2. Мазыкская (шуйская) игрушка . Г. Шуя, Владимирская обл. Не сохранилось ремесло. Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. Офени делали, как обереги.
3. Птица счастья. Архангельская область. Ныне производится во многих местах, даже за рубежом. Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Глиняные игрушки
4. Абашевская игрушка. С. Абашево, Спасский район Пензенской области. В упадке. Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик
5. Вырковская игрушка . деревня Вырково Касимовского района Рязанской области
Производство прервано. Игрушки украшались светло-коричневой поливой, как и бытовая посуда. Вылепленные игрушки сушились в русских печах на сковородах и покрывались жидкой глазурью, представляющей собой смесь свинцового сурика и купороса в воде. Затем игрушки обжигались в горнах. Потеки поливы при этом передавали пятнистую окраску животных.
6. Дымковская игрушка. С. Дымково, Кировская область. В упадке. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
7. Филимоновская игрушка. С. Филимоново, Тульская область. Музей, только частное производство. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
Роспись
По дереву
8. Хохломская роспись. Поволжье, Нижегородская область. Ныне 2 центра: Семенов и Семино. Фабрики, частное. Школа росписи. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону
9. Борецкая роспись . С. Борок, Шенкурский уезд, Архангельская губ. Ныне без места. От потомков Марфы Борецкой, сбежавшей на Северную Двину.
10. Городецкая роспись. Г. Городец, Нижегородская обл.
Ныне без места. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
11. Мезенская роспись. Низовья реки Мезень, Архангельская обл. Ныне без места. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
12. Пермогорская роспись. Пермогорье – край в Красноборском районе Архангельской области. Ныне без места. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.
Круг расписываемых предметов велик - деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

13. Полхов-Майданская роспись. Ряд деревень в Нижегородской области. Игрушечная фабрика, но больше семейный промысел. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

14. Ракульская роспись . Красноборский район Архангельской области. Д. Ульяновская. Ныне без места. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы.
По дереву с лаком (лаковая миниатюра)
15. Мстерская миниатюра. Село Мстеры Владимирской области. Центр иконописи. Вроде есть фабрика. Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма - голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
16. Палехская миниатюра. Село Палех Ивановской области. Центр иконописи. Фабрика и училище, но вообще в упадке. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

17. Холуйская миниатюра . Село Холуй Ивановской области. Центр иконописи. Только музей. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
18. Федоскинская миниатюра . Федоскино, Мытищинский р-н МО. Фабрика и училище, где обучаются еще и Жостовской росписи и Ростовской финифти. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
По металлу
19. Тагильская роспись. Г. Н. Тагил, Свердловская область. Музей, институт и 6 фабрик в уральских городах. В упадке все же. Предшественник Жостово. А вообще очень похожий стиль. Особенность – техника двухцветного мазка.
20. Жостовская роспись. Дер. Жостово, Мытищинский р-н МО.
Есть фабрика. На подъеме, хотя недавно еще была в упадке. В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
21. Финифть . 2 основных центра: Вологда и Ростов. В Вологодской использовалась многокрасочная эмаль. Роспись на металлической подложке с эмалью. Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золотапридают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
Фарфоровые, керамические, фаянсовые изделия с росписью и эмалью
22. Гжель. Г. Гжель, Раменский р-н МО. Расцвет! Фабрики и частное производство. Синее на белом. Ныне помимо росписи керамики, роспись и на дереве
23. Сысертский фарфор. Г. Сысерть, Свердловская область. Фабрика, в расцвете. Лепка и роспись фарфоровых изделий 80 % технологического процесса на заводе составляет ручной труд.
Изделия чаще всего покрывают подглазурной росписью солями, реже надглазурной росписью. Преобладают мягкие коричневато-серые и лёгкие голубые цвета. Темами орнаментов часто бывают уральские пейзажи.
24. Кузнецовский фарфор. Г. Ликино-Дулево, Ореховозуевский р-н МО. Кузнецов приобрел еще много других заводов, где использовал ту же технику. В Дулево музей и фабрика. На подъеме. Кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. К концу XIX века производство стало массовым, изображения стали делать штампами, трафаретами, отводкой и декалькоманией. Для украшения использовались сюжеты из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Широко использовались модные в те годы тона: голубой, розовый, сиреневый и жёлтый. Кроме этого, использовался появившийся стиль модерн с изображениями нимф, наяд и русалок. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки с непременным добавлением усиков и веточек (т. н. «рокачек»).
25. Таволожская керамика . Дер. В и Н Таволги Свердловской обл. Есть фабрика и частное. Чернолощеная керамика и зеленая под малахит. В этой методике применяются легкоплавкие эмали, наносимые по высокотемпературным глазурям с окислами меди, что предаёт изделию неповторимую малахитовую окраску. Также широко используется другая традиционная для данного региона техника - ручная роспись ангобами методом фляндровки.
26. Скописнкая керамика. Г. Скопин. Рязанская обл. Есть фабрика. Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.
Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.
Резьба по дереву, камню, кости, бересте
27. Абрамцево-кудринская резьба. Усадьба Абрамцево, Кудрино. Сергиево-Посадский район. Сейчас в Хотьково фабрика. Основал Мамонтов с художниками, местные крестьяне переняли. Ворносковский стиль особо выделился.
28. Тобольская резная кость. Г. Тобольск, фабрика, где все вручную. Вместо мамонтовой кости искусственная - цевка.
29. Уральская резьба по камню. Все дореволюционные крупные города Урала. В расцвете, даже частное производство во многих селах. К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже - из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень. В конце XIX-XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них - Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой.

30. Шемогодская резьба. Шемогодская волость Великоустюгский уезд Вологодской губернии. Есть комбинат и музей в Великом Устюге. Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом». Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок
Изделия из металла
31. Скань, филигрань, зернь. Нет определенного места. На Руси известен с 9 века! Вид ювелирной техники по металлу. Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

32. Мороз по жести. Великий Устюг. Утрачено. Обработка жести. Тонкий лист жести обрабатывался таким образом, что на его поверхности образовывался прочный цветочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз окна зимой. Рисунок обладал различными оттенками - золотыми, оранжевыми с перламутровыми переливами, серебристыми и малахитовыми. Такой жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки с секретом, иногда в сочетании с просечным железом.

33. Великоустюжское чернение по серебру. Великий Устюг, Вологодская область. Серебряные изделия. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
34. Каслинское литье. Г. Касли Челябинская область. Изделия из чугуна. Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта - голландская сажа) сложились в XIX веке.

Изделия из хрусталя
35. Гусевский хрусталь. Г. Гусь Хрустальный, Владимирская обл. Музей, фабрика и колледж есть. Там росписи Васнецова. Открыт снова с 2013 года. Сосредоточен на индивидуальных заказах. В упадке.
36. Дятьковский хрусталь. Г. Дятьково, Брянская обл. Сосредоточен на индивидуальных заказах. В упадке. Музей колледж и фабрика.
37. Первомайский хрусталь. Пос. Первомайское (Никольское), Смоленская обл. Изделия из хрусталя В 2013 году изделия завода признаны образцами народно-художественного промысла.
Вышивка, шитье и т.д.
38. Ведновская строчка . С. Ведное,Ремешковский район, Тверская губ. Ныне без места. Отличается применением мелкой клетки. Основной цвет - белый, иногда с цветной обводной тканью, с преобладанием настила, сочетающегося с мережками. Самые известные ведновские мережки - «жучок», «столбик», «снопик», «козлик»
39. Вологодское кружево. Вологда и область. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток
40. Вятское (кукарское) кружево . Центр в г.Советское (бывш. Кукарка) Кировская обл. Только частные артели ныне. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.
41. Елецкое кружево. Г. Елец, Липецкая обл. Фабрика и частное производство. Расцвет! Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

42. Кадомский вениз. Пос. Кадом Рязанской обл. Ныне фабрика. Вид русской игольчатой вышивки белым по белому, совмещённой с кружевом. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.

43. Мценское кружево . Г. Мценск, Орловская обл. Музей и ателье. Открыта школа кружевниц. Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нём менее плотный и насыщенный, фоновых решеток почти не используется, поэтому узор получается более воздушным.
44. Оренбургский платок . Оренбургская область. Фабрика и частное Вышивка Три вида: шаль, паутинка и палантин. Паутинка и палантин - это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.
45. Орловский спис . Орловская область. Отдельной фабрики нет. Спис включает в себя сочетание «набора» и «росписи». Контуры композиции очерчены «тамбурным швом».
Преобладающий цвет - красный и его оттенки, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» - узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее (XX век) - чёрный, жёлтый, зелёный цвета.
Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др.
46. Павловопосадские набивные платки . Г. Павловский Посад, МО. Фабрика.
На подъеме, большой ассортимент, много магазинов. Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
В конце XIX - начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

47. Торжокское золотое шитье. Г. Торжок, Тверская область. Училище, фабрика. Ныне эмблемы для армии и церковных облачений. В XIX веке для плотных тканей применялся, в основном, «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу. Наиболее характерными были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в растительные узоры стали вводить также элементы советской символики - звёзды, серп и молот.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов - уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии - «валенцами», а в Нижнем Новгороде - «чесанками».

За валянием

Ложкари

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Семья за изготовлением ложек

На ярмарке

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Вымачивание льна

Трепание льна

Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Красильщики ткани

Набойка рисунка

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца , скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.

Кружевница

Маленькая кружевница

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Плетение ремня

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская

Плетение корзин

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» - означает «украшаю». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX - начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи.

Но, прежде всего стоит узнать откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!

На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке.

Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.

В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и Хохлома. Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать способ её окраски. Но у хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.

Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: (Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси... Хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства...)

В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок.

Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек.

Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики.

Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками.

Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.

В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.

Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.

В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Береста

БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…

Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.

А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными.

Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь - прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю - тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.null

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

История балалайки

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Так же само слово «балалайка» вызывает множество догадок и споров. Самой основной гипотезой является то, что слово «балалайка» имеет один корень с такими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти слова передают уникальность этого народного инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Большинство историков придерживаются, что балалайка была придумана около 1715 года, но существуют множество исторических документов говорящих о более ранней истории создания балалайки. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», где упоминается крестьянин Ивашко Дмитриев, играющий на балалайке. Следующий документ прослеживающий историю балалайки, как раз и относится к 1715 году. Это подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н.М Золотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории. То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах. Чем же так притягивают русского человека звуки этого инструмента? Возможно эти весёлые бренчливые, лёгкие и забавные звуки помогали забыть нашим предкам о всей тяжести крестьянской жизни, а может быть эти звуки и передавали всю суть жизни на Руси и теперь, услышав звук балалайки, мы с лёгкостью можем посмотреть на историю глазами наших предков. Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.

от прошлого к настоящему

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные художественные промыслы России:

от прошлого к настоящему

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

Произведения художественных промыслов шли, главным образом, на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них все больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Оно веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа.

Носителями и хранителями народного творчества являются мастера – художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт, сохраняя при этом лучшее. Со временем все это приобретает характер традиции. В своих работах мастера используют разнообразные материалы: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, кожи, кости, камня. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров,

В отличии от подмастерьев или учеников, которые работают по шаблону и создавая копии, мастер каждый раз создает именно оригинальное произведение, при этом воспринимая себя как часть коллективного опыта. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство. К развитии ряда промыслов участвовали профессиональные художники, например, модели для каслинского литья делали известные скульпторы.

В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» - это оригинальные произведения мастеров, и предметы широкого потребления – это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия широкого потребления и копии произведения искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

Важной особенностью народных промыслов было не только необходимых в быту предметов, но и их декоративность. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…

Дымковская игрушка

Яркая и нарядная дымковская игрушка стала символом Вятской земли. Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет. Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек.
В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний. Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.

Оренбургский платок

Эта непревзойденная вещь вяжется из козьего пуха и хлопчато-бумажных, шелковых или других нитей, которые составляют его основу. Вязать из пуха в Оренбурге начали еще в XVIII веке. За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке. Красота и изящество покорили европейскую публику. Эти платки - такая же неотъемлемая часть исконно русского гардероба, как и шапки ушанки. Шапки ушанки испокон веков носили на Руси и сегодня этот головной убор не теряет своей актуальности.

Французы в XVIII-XIX веке десятками тысяч пудов импортировали оренбургский пух, который ставился выше кашмирского. Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского платка. Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо и помещаться в гусином яйце. Лучшие «паутинки» сегодня вяжут в селах Шишма и Желтое Саракташского района.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Уральский малахит

Несмотря на то, что малахит добывают не только на Урале, этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари. Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовлныее из малахита. К сожалению, сегодня на Урале почти не осталось истинных мастеров, способных творить шедевры, подобные вазам Гальберга и Штакеншнейдера, столешницам Монферрана или малахитовым колоннам Брюллова.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Тульский самовар

В 60-е годы XVIII века оружейник Федор Лисицын решил организовать в Туле предприятие по выпуску кастрюль и «приборов для нагревания воды». Вскоре ни одна ярмарка не проходит без участия этого изделия тульских мастеров. По Оке «пузатые красавцы» разъезжались во всей России. Интересно, что цена на изделие определялась по его весу. Невзирая на разнообразие форм и оформления, любой самовар имел одинаковое устройство – стенки поддона, кувшин, кран, ручки. Нередко в изготовлении самовара участвовала вся семья – таким образом старшие мастера передавали свой опыт и умения младшим.
В 1829 году на петербургской выставке тульский был удостоен малой серебряной медали. Сегодня тульские самовары не только непременный атрибут русского чаепития, но и подлинные произведения искусства, прославившие Тулу не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.

Шемогодская прорезная береста

Необыкновенной теплотой наполнены изделия из бересты мастеров Вологодчины. Популярность бересты у наших предков не случайна – это очень легкий, долговечный и прочный материал. Из бересты изготавливали посуду, корзинки, туеса, короба, украшения, одежду и обувь. Наибольшую популярность получила шемогодская прорезная береста, получившая свое название от речки Шемоксы, что течет ниже Великого Устюга Вологодской губернии. Ажурность растительного орнамента, затейливо переплетенные стебли, цветы, листья и ягоды – это делает традиционный узор великоустюгского берестяного кружева неподражаемым.

Хохломская роспись

Вероятно, хохломская роспись появилась в XVII веке в деревне Хохлома, на левом берегу Волги. Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла. Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными. Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей. Этот вид декоративной росписи применялся для оформления посуды и мебели. Чашки, миски, бочата, ну и, конечно, деревянные ложки – вот лишь малая часть ассортимента с хохломской росписью.
Хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за удивительную практичность. В такой посуде можно и окрошку подать и чай поднести, и не волноваться, что поблекнут краски или потрескается лак. Сегодня родиной хохломы считается нижегородский поселок Ковернино. Хохломская роспись – уникальное явление не только для России, но и для всего мирового искусства

Тульский пряник

Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Палехские шкатулки

Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами. В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ – сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы. В это время создается артель, которая переносит лаковую живопись на папье-маше. Изысканные работы палехских мастеров – портсигары и броши, коробочки и записные книжки, ларцы и знаменитые шкатулки – становятся известны во всем мире.