Морфология русского языка и что она изучает. Морфология как раздел грамматики. Морфологическая структура слова. Понятие и виды морфем
Морфология - это одна из составных частей гра мм а - тики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нужно уточнить, как понимается в современном языкознании термин «грамматика» (образованный от др.-греч.
Gramma- tike techne ‘искусство правильно писать’).
Этот термин в настоящее время имеет несколько значений. Прежде всего, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и правила использования в речи слов и предложений. Эти грамматические законы и правила изучаются особым разделом языкознания, который также принято называть грамматикой. Следовательно, второе значение термина «грамматика» связано не с членением языковой системы, а с выделением отраслей науки о языке [X] .
Объективные грамматические законы языка проявляются в построении текстов и их частей. Рассмотрим для примера начало одного из стихотворений А. С. Пушкина:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
В этом поэтическом тексте обнаруживают себя все подсистемы грамматического строя русского языка.
Во-первых, мы можем наблюдать законы построения связного текста. Любой текст обращен к конкретному адресату. Здесь адресат назван трижды: а) в заглавии стихотворения, одновременно являющемся и его посвящением: Няне; б) в развернутом обращении: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!; в) в местоименных и глагольных формах 2-го лица: ...Ты ждешь меня; Ты... горюешь... Кроме того, с обозначением адресата связаны и формы определений типа под окном своей светлицы; в твоих наморщенных руках, причем выбор этих определений подчиняется строгим законам организации связного текста - нельзя, например, сказать: *Ты под окном твоей светлицы... и тем более *И медлят поминутно спицы в своих наморщенных руках.
Итак, грамматика языка проявляется прежде всего в законах организации целостного связного текста. Этот раздел грамматического строя языка изучается особым разделом языкознания - грамматикой текста (или лингвистикой текста).
Другие грамматические законы проявляются в правилах построения словосочетаний и предложений. Так, для грамматического строя русского языка (как и многих других языков мира) характерно соотношение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого, вокруг которых группируются второстепенные члены - определение, дополнение и обстоятельство. Члены предложения сочетаются между собой по особым правилам, при этом реализуются различные виды синтаксической связи - согласование (дней моих суровых, голубка дряхлая моя), управление (подруга дней, ждешь меня, горюешь под окном) и примыкание (ждешь давно). Та часть грамматического строя языка, которая определяет законы построения словосочетаний и предложений, называется синтаксисом. Так же называется и раздел науки о языке, изучающий устройство словосочетания и предложения.
Наконец, существуют особые законы образования грамматических разновидностей слов, распределения слов по грамматическим классам. Так, в заглавии стихотворения употреблена грамматическая форма Няне. Мы не найдем эту форму в качестве самостоятельного слова ни в одном толковом словаре русского языка, потому что это только одна из форм слова, а в словарях рассматриваемое слово принято называть по другой («словарной») форме - по именительному падежу единственного числа (няня).
Итак, нужно учитывать особые законы соотношения различных грамматических разновидностей одного и того же слова, которые не изучает ни грамматика текста, ни грамматика словосочетания и предложения (синтаксис).
Эти законы составляют основу еще одного раздела грамматического устройства языка, который и принято называть морфологией (от др.-греч. morphe ‘форма’ и logos ‘учение’). Так же называется и наука, изучающая морфологический строй языка, т. е. грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове» (в отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения).
Что же конкретно изучает морфология? Одни слова изменяются (няня, подруга, день, мой, суровый, ждать, медлить), другие - нет (в, под, на, и). Задача заключается в том, чтобы отделить неизменяемые слова от изменяемых, распределить слова по классам в зависимости от их грамматических свойств и определить, по каким правилам происходит изменение слов и с какой целью мы употребляем разные формы одного и того же слова.
Итак, подведем первые итоги. Грамматикой принято называть ту часть языковой системы, которая реализуется в законах построения текстов, предложений и словосочетаний, в правилах изменения слов. Термин «грамматика» используется также и для обозначения особого, очень важного раздела языкознания, изучающего грамматический строй языка.
Этот раздел языкознания представлен тремя лингвистическими дисциплинами - грамматикой текста, синтаксисом и морфологией .
Есть у термина «грамматика» и третье значение. Грамматикой называются не только грамматический строй языковой системы и раздел языкознания, изучающий этот строй, но и книга, содержащая полное, систематическое описание строя языка. Таковы, например, так называемые «академические» грамматики русского языка, т. е. авторитетные обобщающие грамматические труды по русскому языку, созданные ведущими учеными-языковедами в Академии наук России (а до обретения Россией государственной самостоятельности - в Академии наук СССР).
Специфика грамматики как особого раздела языкознания становится очевидной при сравнении ее с другими лингвистическими дисциплинами.
Фонология, изучающая звуковую систему языка, обнаруживает много общего с грамматикой: подобно тому как грамматика отвлекается от частных различий между лексическими значениями слов и конкретными употреблениями предложений и формулирует общие законы грамматического строя языка, так и фонология отвлекается от частных различий между множеством звуков языка и устанавливает законы соотношения фонем языка, законы фонетического строя. Неслучайно все грамматики русского языка, начиная с опубликованной в 1757 г. «Российской грамматики» М. В. Ломоносова, содержат кроме собственно грамматических разделов (морфологического и синтаксического) и описание фонетического строя языка.
И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонологию от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, это незначимая единица языка, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка - слова, сочетания слов, предложения и сочетания предложений в тексте.
Однако и лексикология изучает значимые единицы - слова. Почему же лексикологию никогда не включают в состав грамматики? Во-первых, в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова, но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение, а также связный текст). Во-вторых, изучая слово, грамматика и лексикология обращают внимание на разные его стороны. Лексикологию в первую очередь привлекают индивидуальные свойства слова, связанные с его лексическим значением. Грамматика отвлекается от нюансов лексического значения слова и анализирует лишь грамматические формальные и смысловые свойства слова.
Чем же грамматические свойства языковых единиц отличаются от иных (неграмматических) свойств? Важнейшими признаками грамматических явлений в языке являются обязательность и оппозитивность*.
Обязательность как признак грамматических явлений выражается в том, что у единиц грамматики существуют такие смысловые (семантические) свойства, которые в обязательном порядке должны быть выражены при помощи формальных показателей всеми единицами данного грамматического класса (например, всеми словами данной части речи). Так, число существительного - это грамматический признак этой части речи, поскольку нет ни одного существительного, у которого бы не было формальных показателей единственного или множественного числа: слово - слова, книга - книги, окно - окна. Даже если существительное не изменяется по числам, оно все равно имеет формальные признаки числа: единственного (Москва, Петербург, кефир, синева) или множественного (Фили, Дарданеллы, белила, хлопоты). А в том случае, если существительное не склоняется, оно тоже выражает грамматический признак числа, но не своими окончаниями, а в формах зависимых от него слов (ср.: новое АО - новые АО).
Оппозитивность грамматических явлений заключается в том, что нет и не может быть уникальных (единичных, ничему не противопоставленных) грамматических явлений. Каждое явление грамматики непременно включается в ряды противопоставлений (оппозиций): 1-е лицо глагола противопоставлено 2-му и 3-му, совершенный вид - несовершенному, единственное число - множественному и т. п.
Грамматические свойства слов могут проявляться как в его формальных признаках, так и в особенностях его значения. И грамматические значения слова, и формальные средства их выражения представляют интерес для морфологии как «грамматического учения о слове».
Морфология как раздел грамматики. Учение о частях речи
План
Предмет и задачи морфологии
Основные единицы морфологического строя языка:
А) словоформа и морфологическая парадигма
Б) грамматическое значение и способы его выражения
Части речи в современном русском языке
Грамматика русского языка традиционно состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса.
В системе грамматики между морфологией и синтаксисом много общего. Объясняется это тем, что объектом изучения каждого из этих разделов является слово. Но морфология изучает слово с точки зрения его изменяемости-неизменяемости, а синтаксис изучает отдельные сочетания слов, входящих в состав предложения. Морфология изучает слово как часть речи, а синтаксис исследует слово как член предложения.
Морфология (греч. – «морф» - форма, «логос» - учение) - раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
Морфология – грамматическое учение о слове (В.В.Виноградов)
Морфология исследует части речи как грамматические классы слов и принадлежащие этим классам морфологические категории и формы.
Например: слова «стол, дом, топор» - с позиции лексикологии разные слова, т.к. имеют совершенно разный смысл, а для морфологии эти слова представляют собой одно и то же, так как обладают одинаковыми формальными признаками: м.р., ед.ч., им.-вин. падеж, 2-е склонение, нарицательные, неодушевленные и т.д
ЗАДАЧИ МОРФОЛОГИИ:
Определение основных понятий морфологии,
Распределение слов по частям речи, а внутри по лексико-грамматическим разрядам.
Описание морфологических категорий и формообразования частей речи.
Рассмотрение вопросов функционирования частей речи, в том числе перехода слов из одного класса в другой.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МОРФОЛОГИИ
СЛОВОФОРМА – конкретное употребление слова.
Выделяют словоформы
Аналитические (составные): более красивый, буду читать
Синтетические (простые): руку, читаешь, красивее
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА – упорядоченная совокупность всех словоформ слова.
Различают парадигмы:
Именные – п. склонения, п. полных и кратких форм
Глагольные - п. лица, п. времени, п. наклонения.
По количеству членов внутри парадигмы:
Полная – содержит полный набор форм словоизменения, свойственный данной части речи по той или иной категории (лес, прогулка – ф. ед.ч и мн.ч .)
Неполная – содержит неполный набор форм словоизменения конкретного слова по той или иной категории (молоко – нет ф. мн.ч )
Избыточная – содержит большее количество форм, чем в полной (каплет и капает – избыточна по категории лица и числа )
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – характерно для целого класса слов, это самое общее (обобщенно-отвлеченное) значение однотипных словоформ с регулярным морфологическим выражением.
Грамматическое значение бывает:
Частеречное
Способы выражения грамматического значения
1. Синтетический: - формообразующие морфемы, доп.: ударение, супплетивизм основ
2. Аналитический – вспомогательное слово: глагол буду , частицыпусть, бы, более .
3. Смешанный – флексия и предлог, флексия и ударение, флексия и суффикс, местоимение и окончание
род, число, падеж (у именных парадигм), вид, залог, наклонение, время, лицо (у глаголов)
Бондарко добавляет: одушевленность-неодушевленность, полнота-краткость, степени сравнения.
В Российской грамматике (1755 г.) М.В.Ломоносовым выделено 8 частей речи. С того времени было много споров, которые касались следующих моментов:
1. Количество частей речи:
Ф.И.Буслаев – 9 частей речи (выделил имя прилагательное);
А.М.Пешковский – 4 части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие);
А.А.Шахматов – 14 частей речи
2. Состав служебных и знаменательных частей речи:
Ф.И.Буслаев относил числительные и местоимения к служебным словам;
А.М.Пешковский – «счетные слова» (вместо «числительные»)
3. В 20в. новые части речи:
модальные слова – В.В.Виноградов
Классификация частей речи
Точка зрения на части речи |
Сущность частей речи |
Представители |
Лексико-семантическая |
Лексические группы слов, выделяемые на основе их семантики |
М.В.Ломоносов А.А.Потебня |
Формально-грамматическая |
Формально-грамматические разряды слов, выделяемые с учетом их грамматической структуры и формы слов |
Ф.Ф.Фортунатов, Д.Н.Ушаков |
Лексико-грамматическая |
Лексико-грамматические разряды слов, выделяемые на основе совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков |
А.А.Шахматов Л.В.Щерба В.В.Виноградов |
Части речи по В.В.Виноградову («Русский язык»)
1.Части речи :
Местоимения,
2. Частицы речи :
Частицы в собственном смысле,
Частицы – связки,
Предлоги,
3. Модальные слова
4. Междометия
Характеристика знаменательных частей речи
Отражают различные явления объективной действительности, т.е. обладают номинативной функцией (кроме местоимения)
Способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений действительности
Являются членом предложения. В некоторых случаях могут формировать предложение.
Характеристика служебных частей речи
Не имеют номинативной функции
Их употребление несамостоятельно
Не являются самостоятельным членом предложения (могут входить в состав словосочетания)
Не могут иметь форму слова
Характеристика модальных слов
Выражают отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего
Не изменяются
Не являются членом предложения
Грамматически независимы
Характеристика междометий
Выражают, но не называют эмоций
Не имеют познавательной ценности
Не образуют сочетания с другими словами
Морфологически не членимы
Обладают интонационным своеобразием
Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики .
Термин «грамматика» имеет несколько значений:
1) обозначается грамматический строй языка, т.е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений;
2) особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка;
3) грамматиками называются книги, содержащие систематическое описание языка.
В лексике обращается внимание прежде всего на лексическое значение слова, в грамматике же рассматриваются те свойства и закономерности слов и их объединений и сочетаний, которые принадлежат не отдельным словам, а целым группам .
Для грамматики важно, как слово грамматически оформлено, какие грамматические значения в нем содержатся и как они выражены, как слово сочетается с другими словами, какую роль выполняет в предложении.
В связи с этим грамматика делится на два раздела: морфологию и синтаксис. У каждого раздела свои задачи и предмет исследования.
Морфология (греч. morph - форма, logos - учение) - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения , средства выражения грамматических значений, грамматические категории .
Синтаксис (греч. syntaxis ) изучает сочетания слов, типы этих сочетаний, формы связи между словами в словосочетании и предложении, строение предложений, структурные типы предложений.
Грамматическое значение слова
Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:
1) Грамматические значения очень абстрактны , поэтому они характеризуют большие класс слов. Напр., значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола.
Лексическое же значение более конкретно , чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.
2) Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).
Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами.
Формальные грамматические средства
Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей):
1) окончаний;
2) формообразующих суффиксов и префиксов;
3) ударения;
4) чередования звуков;
5) предлогов;
6) интонации;
7) вспомогательных слов.
С помощью окончания выражается:
а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений:
голуб-ое неб-о , голуб--ого неб-а и т.д.
б) значение падежа числительных:
дв-а , дв-ух , дв-ум , дв-умя ,
И.п. Р.п. Д.п. Т.п.
пять, пяти, пятью ;
И.п. Р.п. Т.п.
в) значение лица, числа и рода глагола:
сижу, сидишь, сидят, сидел, сидела, сидели.
1 л., ед.ч. 2 л., ед.ч. 3.л., мн.ч. м.р., ед.ч. ж.р., ед.ч. мн.ч.
Суффиксальным путем образуются:
а) форма прошедшего времени глагола:
дума-л, виде-л;
б). формы видов:
с.в. нс. с.в. н.с.
узнать - узнавать, записать - записывать;
в) формы залога:
мыть - мыться;
действ. залог средневозврат. залог
г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных:
белый - бел-ее, редкий - редч-айш-ий.
Префиксальным путем образуются:
а) формы превосходной степени прилагательных:
лучший - наилучший, высший - наивысший;
б) формы совершенного вида глаголов:
чертить - начертить, строить - построить.
Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с суффиксальными средствами: создáть - создавáть, доказáть - докáзывать. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматическое значение.
При помощи ударения различаются, например:
а) формы ед.ч., Р.п. и мн.ч., И.п. существительных:
дéл - а (нет) и дел - á (идут хорошо)
ед.ч., Р.п. мн.ч., Им.п
окнá (нет) и óкна (выходящие на улицу)
б) формы видов:
насыпать - насыпáть
разрéзать - разрезáть
Чередование звуков также является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию. Например,
освет ить - освещ ать (т//щ)
охлад ить - охлажд ать (д//жд)
собрать - соби рать (и//#)
Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных, местоимений.
При этом они выступают вместе с окончаниями:
у дома , к дому , на дом, в дом, в доме , от трех , к трем .
В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации . Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения:
Встань! Сядь! Молчать!
Вспомогательные слова , т.е. слова, не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц обозначаются формы повелительного наклонения:
Пусть сильнее грянет буря!
и сослагательного наклонения:
отдохнул бы, поспал бы.
С помощью вспомогательных глаголов образуются формы будущего сложного: буду стараться, будете читать и т.д.
Грамматическая форма.
Формы слова - это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям.
Так, пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, писал, буду писать, пиши и т.д. - это формы глагола писать .
Каждую грамматическую форму слова называют словоформой .
Словоформа - это конкретный «представитель» слова в речи.
Таким образом, слово (лексема) это совокупность грамматических форм, или словоформ.
Например, в состав форм существительного река входят рекá, рекú, рекé, реку, рекóй, о рекé, рéки, рек, рéкам, рéками, о рéках.
Упорядоченная совокупность (или система) грамматических форм слова называется парадигмой . Парадигму имеют только изменяемые слова.
Способы выражения грамматических значений слова
Большинство грамматических значений выражены в русском языке синтетическим способом, т.е. при помощи средств, находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение. Например, в предложении Наступила зима в словоформе наступила синтетически выражены значения прошедшего времени, изъявительного наклонения (суффиксом - л ), ж. рода, ед. числа, (окончанием - а ), а в словоформе зима - значение ж. рода, Им.п., ед.ч. (окончанием - а ).
В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т.е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова . Такие грамматические формы слова состоят из двух компонентов: один - основной - является носителем лексического значения слова, а другой - вспомогательный - служит для выражения грамматического значения. Так, в аналитической форме буду читать лексическое значение слова выражает компонент читать , а грамматические значения будущего времени, 1-го лица, ед. числа - вспомогательный компонент буду . Ср.: будешь читать (2 л., ед.ч.), будем читать (1.л., мн.ч.), будут читать (3 л., мн.ч.).
Аналитические формы слова входят в его парадигму вместе с синтетическими формами. Например, в парадигму глагола любить входят словоформы люблю, люби, буду любить, будешь любить, любил бы, пусть любит и т.д.
Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом, т.е. при помощи форм, имеющих разные корни.
Например,
человек (ед.ч.) - люди (мн.ч.),
говорить (н.в.) - сказать (с.в.),
иду (наст. вр.) - шел (прош. вр.),
хороший - лучше (ст. сравнения).
Итак, в парадигме одного слова объединяются его синтетические, аналитические и супплетивные грамматические формы. Ср.: иду, идет, идем… (синт.), будет идти, пусть идет (аналитич.), шел (супплетив.), шел бы (супплетив.+аналитич.).
Грамматическая категория
Грамматические значения, находящиеся в отношении оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию .
Грамматическая категория - это двусторонняя единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания (обладает своей семантикой) и план выражения (обладает своими внешними показателями, формами, при помощи которых выражается эта семантика).
С точки зрения семантики , каждая грамматическая категория характеризуется тем, что представляет собой набор однородных грамматических значений. Так, общее значение категории числа имен прилагательных состоит из двух частных значений - значения единственного числа и значения множественного числа; общее значение категории рода имен существительных включает 3 частных значения - значение м.р., ж.р., ср.р.; общее значение категории времени членится на 3 частных значения - значения прошедшего, будущего и настоящего времени; общая семантика падежа имен существительных включает частные значения шести падежей.
С точки зрения формальной, грамматическая категория представляет собой набор грамматических форм, служащих для выражения частных грамматических значений. Так, значение ед.ч. имен прилагательных выражается формами белый, белого, белая, белой, белое, белого , а значение мн.ч. - формами белые, белых, белым (о) белых.
Грамматические категории отличаются одна от другой не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. Например, грамматическая категория числа имен существительных состоит из трех членов и образует две оппозиции и т.д.
Грамматические категории принадлежат частям речи и в значительной степени определяют их специфику в каждом языке. Так, в русском языке существительные и прилагательные имеют категории рода, числа и падежа, каждая из которых проявляется в них по-разному; именам числительным присуща лишь категория падежа.
ЧАСТИ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ
Из истории изучения частей речи в русском языкознании.
Части речи - это группировки слов на основе определенных признаков.
Учение о частях речи возникло еще в античности. Из античных ученых подробно занимались учением о частях речи Аристотель и Дионисий . Правда, античная теория частей речи не была строго научной и последовательной, но тем не менее, она была привнесена в грамматики европейских языков и в грамматику русского языка.
В русской науке многие известные языковеды разрабатывали теорию о частях речи. Впервые части речи были подвергнуты анализу в «Российской грамматике» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1755 г.). М.В. Ломоносов выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.
Александр Христофорович Востоков , развивая учение М.В. Ломоносова, в самостоятельную часть речи выделил в «Русской грамматике» (1831) имена прилагательные (у Ломоносова они составляли единый класс имен с существительными). Востоков вывел из состава частей речи причастия, который он рассматривал как особый разряд прилагательных.
В прилагательных А.Х. Востоков различал 5 групп:
1) качественные;
2) притяжательные;
3) относительные;
4) числительные (количественные и порядковые);
5) прилагательные действенные, т.е. причастия.
Федор Иванович Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858г.) учение о частях речи изложил во второй части - «Синтаксис», тем самым указав на синтаксическую основу этого учения. К знаменательным словам Буслаев относит 3 части речи: существительное, прилагательное, глагол. В составе служебных частей речи Буслаев называет пять: местоимение, числительное, предлог, союз, наречие.
Александр Афанасьевич Потебня в книге «Из записок по русской грамматике» (1874 г.) критикует Ф.И. Буслаева за то, что тот относил местоимения и числительные к служебным словам. Он глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.
Все слова Потебня делит на вещественные, лексические и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые - служебными. Знаменательные: существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение. К служебным словам относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы.
С именем Филиппа Федоровича Фортунатова , основателя Московской лингвистической школы, связано «формальное» направление в изучении грамматики (1901г.).
Опираясь в основном на формальные показатели, Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие) и частичные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, модальные слова), междометия .
В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит Льву Владимировичу Щербе . Свои взгляды он изложил в статье «О частях речи» (1928г.).
При характеристике частей речи Л.В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния . Сюда он относил слова типа нельзя, холодно, надо, стыдно, которые, по его мнению, неправомерно включаются в наречия. В отличие от наречий они не примыкают к глаголу, являются сказуемым безличного предложения, обозначают состояние . По мнению Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть ).
Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка» (1941 г.) Алексея Александровича Шахматова . Он рассматривал слова знаменательные (существительное, прилагательное, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоименные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки), междометия .
Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования Виктора Владимировича Виноградова , особенно его книга «Русский язык» (1947 г.).
В.В. Виноградов выделяет четыре основные «грамматико-семантические категории слов»:
1) слова-названия (имя существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы - «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут составлять предложение;
2) связочные, т.е.служебные слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматическим»;
3) модальные слова;
4) междометия.
Теория частей речи В.В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка.
Понятие о частях речи.
В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи .
Части речи - это лексико-грамматические разряды слов, различаемые по лексическим значениям, по морфологическим признакам и грамматическим категориям, по их синтаксическим функциям в составе предложений.
В основу деления частей речи кладется три принципа:
Семантический,
Морфологический,
Синтаксический.
Семантический принцип учитывает, что части речи - это слова (а не отдельные их формы), которые имеют определенное лексико-грамматическое (категориальное) значение. В соответствии с этим принципом в разряд существительных объединяются слова с обобщенным значением предметности, в разряд прилагательных - слова с лексико-грамматическим значением признака и т.д.
Морфологический принцип концентрирует внимание на морфологическом облике слова, т.е. выявляет морфологическое своеобразие каждого слова данной части речи.
Так, существительное характеризуется как часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа и падежа, а отдельное слово этого разряда относится к определенному роду, стоит в определенном падеже и числе, что формально выражается соответствующими окончаниями, суффиксами.
Синтаксический принцип предполагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть речи характеризуется определенной основной функцией в предложении и грамматической сочетаемостью со словами других разрядов. Существительное, например, выполняет в предложении преимущественно роль подлежащего или дополнения и сочетается со словами, которые могут его определять; прилагательное - роль определения или сказуемого и сочетается с существительным и т.д.
Основные лексико-грамматические разряды слов образуют взаимосвязанную систему, т.к. все слова находятся между собой в определенных отношениях: одни формально независимы (существительное), другие - зависимые (прилагательное, наречие). Прилагательное сочетается только с существительным, т.к. выражает признак предмета. Наречие сочетается с глаголом, прилагательным или с другим наречием, т.к. выражает признак признака или признак действия. Местоимение может занимать и независимое, и зависимое положение: оно указывает либо на субъект или объект действия, либо на самый общий признак предмета.
Служебные слова всегда занимают зависимое положение, т.к. они «обслуживают» знаменательные слова.
Местоимения и модальные слова (вводные слова) в системе остальных разрядов слов занимают особое положение: они включаются в состав предложения, вступая в своеобразные отношения со всем предложением.
Все слова русского языка образуют многостепенную классификацию:
1) части речи - слова знаменательные (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, слова категории состояния). Этим словам свойственно полное лексическое значение. В предложении они выступают в роли главных или второстепенных членов, обладают определенными грамматическими категориями;
2) служебные слова (предлоги, союзы, частицы), которые служат для выражения различного рода отношений между словами в словосочетании и предложении или устанавливают отношения между целыми предложениями, а также вносят дополнительные оттенки в значения самостоятельных слов. Служебные слова неполнозначные, не являются членами предложения, не обладают грамматическими категориями, не изменяются;
3) междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных слов, т.к. не являются членами предложения, не выражают отношений между словами, а служат для выражения эмоционально-волевых изъявлений субъекта. Они неполнозначны, нечленимы, неизменяемы (ах! эй! ура! ох! );
4) модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, очевидно, по-видимому ) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания; в предложении они являются вводными элементами.
Модальные слова, большинство служебных слов и определенная часть междометий - разряды вторичные, более позднего происхождения, возникшие из знаменательных слов;
5) звукоподражания (или звукоподражательные слова ) как бы воспроизводят с помощью языковых средств различные звуковые явления (ку-ку, кукареку, мяу, динь-динь-динь, дзинь, кря-кря и др.)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи
Имя существительное - это знаменательная часть речи, которая обозначает предметность в широком смысле слова и выражает это значение в формах рода, числа и падежа , выступает чаще всего в функции подлежащего или дополнения.
Предметность как категориальное значение имени существительного понимается широко. Это названия конкретных предметов (шляпа, карандаш, дом и т.п.), лица, живые существа (человек, космонавт, доярка, птица, насекомое, Василий Теркин и т.д.), растения (дуб, цветок, одуванчик ), вещества (золото, нефть, соль ), географические названия (Москва, Россия, Байкал ), качества, свойства (белизна, синь, доброта ), явления природы (ветер, дождь, буря ), действие в отвлечении от субъекта (бег, взлет, движение ), т.е. все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Значение предметности имени существительного реализуется в грамматических категориях, которые характеризуют существительное как часть речи. Это категории рода, числа и падежа .
Среди синтаксических признаков существительного первое место занимает их употребление в роли подлежащего и дополнения, т.к. в этих синтаксических положениях существительные могут обозначать конкретные предметы. Существительные способны также выполнять роль определения, обстоятельства и употребляются в составе именного сказуемого.
Например :
подл. обст. или дополнение.
Учитель писал на доске .
имен.сказ.
Я учитель .
несогл. определение
Дочь нашего учителя поступила в институт.
приложение
Собрание открыл Николай Иванович Петров - учитель .
Важнейший синтаксический признак существительного - способность его присоединять имена прилагательные и глаголы, способность сочетаться с нами по способы согласования (высокое дерево, зеленая трава, море волнуется, вода кипит и т.д.).
Лексико-грамматические разряды имен существительных:
Имена существительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды на базе общности значений и морфологических свойств:
а) нарицательные и собственные;
б) одушевленные и неодушевленные;
в) конкретные и отвлеченные;
г) вещественные;
д) собирательные.
а) Существительные нарицательные и собственные
Деление существительных на нарицательные и собственные обусловлено не только различием лексических значений, но и различием грамматических свойств этих слов.
Нарицательные существительные представляют собой обобщенные названия однородных предметов: сестра, пилот, трава, слон, сарай и т.д.
Собственные существительные - это названия отдельных единичных в своем классе предметов.
Среди них выделяются тематические группы:
1) имена, отчества и фамилии людей:
Анна, Михаил Юрьевич Лермонтов и т.д.;
2) клички животных:
Джульбарс, Каштанка и т.д.;
3) географические названия:
Тихий океан, Сахалин, Волга, Байкал, Англия, Борисово (деревня);
4) названия исторических событий, периодов, общественно-политических явлений:
Октябрь, Ренессанс, Август-91г и т.д.
5) названия художественных произведений, газет, журналов, издательств и т.п.:
«Война и мир», «Комсомольская правда», «Юность» и т.д.;
6) названия магазинов, кафе, театров, кинотеатров, учреждений:
«Светлана» (гастроном), «Снежинка» (кафе), «Россия», «Прогресс» и т.д.;
7) астрономические названия:
Марс, Сатурн, Большая Медведица, Рыбы и т.д.;
8) сорта и марки различных предметов:
автомобиль «Москвич» , одеколон «Сирень» , конфеты «Птичье молоко» и др.
Нарицательные и собственные существительные отличаются по грамматическим свойствам : большинство нарицательных изменяется по числам; собственные, как правило, употребляются лишь в форме единственного (Киев, Урал, Азия и др.) или множественного числа (Карпаты, Афины, Сокольники и др.). Орфографическое отличие имен собственных от нарицательных проявляется в том, что они пишутся с прописной буквы.
Происходит постоянный процесс пополнения нарицательных имен за счет собственных и, наоборот, собственных имен за счет нарицательных. Из собственных имен перешли в нарицательные существительные: август, ом, рентген, палех и др. В этом случае происходит расширение объема лексической семантики слова: оно приобретает обобщенное значение и обозначает не один какой-то предмет, а класс однородных предметов. Часто становятся нарицательными имена литературных героев, если они употребляются для характеристики типических черт, свойственных целой группе людей: обломовы («обленившиеся, безвольные люди»), маниловы («прекраснодушные мечтатели»), держиморды («люди с грубыми наклонностями»).
Из нарицательных имен перешли в собственные существительные: Рыбы, Весы (созвездия), Восток (восточные страны), Орел (город), «Гроза» (драма), Медведь (фамилия) и т.д. Такой переход связан с сужением лексической семантики: название класса предметов становится названием лишь отдельного предмета. Изменяются и грамматические свойства слов. Ср.: генерал Галифе (м.р. и брюки галифе (ср.р.)); орел (птица; мн.ч. орлы, пять орлов ) и город Орел (формы мн.ч. не образует, с количественными числительными не сочетается); волк (волка, волку) и Надежда Волк (во всех падежах одна форма Надежды Волк, Надежде Волк и т.д.).
б) Существительные одушевленные и неодушевленные
К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных : человек, дочь, сын, Вера, Петров, Дима, дежурный, корова, гусь, скворец, паук и т.д. Это в основном существительные мужского и женского рода Существительные среднего рода немногочисленны : дитя, существо, лицо (в значении «человек»), слова на -ище (чудовище, страшилище) , слова животное, насекомое, млекопитающее . В качество определяющего признака одушевленных существительных нередко отмечается способность их самостоятельно перемещаться, передвигаться, которой не обладают неодушевленные предметы.
Но деление существительных на одушевленные и неодушевленные строится не только на семантических основаниях, но и на грамматических .
У одушевленных существительных форма В.п., мн.ч. существительного совпадает с формой Р.п. , а у неодушевленных - с формой И.п.
В форме единственного числа одушевленность - неодушевленность выражена только у имен существительных мужского рода типа студент, дом (с нулевым окончанием, II скл.) и часовой, выходной (субстантивированные имена прилагательные): знаем студента, часового (В.п. = Р.п.) , но знаем дом, выходной (В.п. = И.п.) .
Некоторые имена существительные не обозначают живых существительных, по грамматическим свойства входят в разряд одушевленных:
1) слова мертвец, покойник (но не труп );
2) названия мифических существ типа леший, русалка ;
3) названия фигур в некоторых играх: ферзь, туз, валет, козырь ;
4) обозначения кукол: матрешка, кукла, петрушка, марионетка ;
5) названия некоторых блюд: съесть цыпленка жареного, карася .
В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), хотя у собирательных существительных вообще одушевленность-неодушевленность не определяется. Одушевленность-неодушевленность определяется только у конкретных существительных.
Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерии и вирусы, микробы, бактерии , языковое сочетание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам.
в) Существительные конкретные и отвлеченные (абстрактные).
Среди нарицательных существительных по своим лексическим значениям и грамматическим свойствам выделяются конкретные и отвлеченные слова.
Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей. Они могут подвергаться счету : дом (один, два, три…дома) , т.е. сочетаться с количественными числительными, а также изменяться по числам (дом - домá, корова - коровы, повар - повара, удар - удары и т.д.).
Отвлеченные (абстрактные) существительные обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, действия, состояния: храбрость, новизна, почет, борьба, чтение, радость и т.п. Семантика отвлеченных существительных не допускает представления о счета, т.е. их нельзя посчитать. Они употребляются или только в единственном числе (таких подавляющее большинство - смех, слава ) или только во множественном числе (переговоры, хлопоты ).
Формы множественного числа могут образовываться в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлеченных качеств и действий: чувство радости , и маленькие радости, радости жизни (события, вызывающие радость); красота девушки и красоты природы (красивые места); чтение книги и педагогические чтения, фетовские чтения . В конкретных значениях абстрактные существительные сочетаются с количественными числительными. Например: Теперь у нас были три заботы : первая - найти воду, вторая - найти топливо и третья - найти защиту от ветра (Арсеньев). Знаю я сладких четыре отрады (Брюсов).
г) Существительные вещественные.
Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества (однородную массу чего-либо), материалы, которые можно делить на части, измерять (но не считать!): тесто, глина, железо, молоко, сметана, мясо, курятина и т.д.
Выделяются тематические группы слов:
1) названия химических элементов и их соединений (водород, марганец, сера, вода, соль и т.п.);
2) пищевых продуктов, кормов (масло, сыр, крупа, говядина, сливки, силос, сено и т.п.);
3) растений, плодов, ягод (лебеда, мох, рожь, инжир, алыча, смородина и т.п.);
4) лекарств (аспирин, кордиамин, валерьянка и т.п.);
5) различных видов сырья, материалов, тканей (нефть, шерсть, лен, хлопок, бязь и т.п.)
Вещественные существительные имеют отличительные грамматические свойства:
1) не изменяются по числам, употребляются или только в форме единственного числа (тесто, солома, горох ) или только в форме множественного числа (опилки, консервы, стружки );
2) могут иметь форму множественного числа, которая обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу веществ: смазочные масла , минеральные воды , лечебные грязи , белые и красные глины и т.п.;
3) не допускают счета, не считаются с количественными числительными (нельзя сказать «три муки», «четыре цемента»);
4) сочетаясь со словами, выражающими меру, употребляются в форме единственного числа (ведро воды, килограмм мяса, мало соли ) в отличие от конкретных существительных, которые употребляются в форме множественного числа (ср.: стопка книг, мало гвоздей );
5) в Р.п. с количественным значением (родительной части) слова м.р. могут иметь особое окончание - у(- ю) : ложка меду , килограмм сахару , метр сатину , много луку , стакан чаю , купить гороху , положить чесноку и др.
д) Существительные собирательные.
Собирательные существительные обозначают неопределенное множество предметов или лиц как одно неделимое целое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, генералитет, листва, пролетариат и т.п.
Выделяются тематические группы - слова, обозначающие совокупность:
1) лиц (знать, профессура, братва, военщина и т.п.);
2) животных (мошкара, воронье и т.п.);
3) растений (ельник, ивняк );
4) предметов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т.п.).
5) Важнейшими грамматическими признаками собирательных существительных являются:
1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа;
2) неспособность сочетаться с количественными числительными.
Но они могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными: вся родня, мало зелени, одна пятая студенчества и т.д.
Примечание: нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, грамма, взвод, полк, табун, стадо, куса, созвездие, коллектив и т.п. Эти слова не выражают собирательности.
Оно обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки:
1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т.п.);
2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пят групп, три взвода и т.п.)
Лексико-грамматические разряды имен существительных взаимосвязаны и в процессе функционирования языка постоянно взаимодействуют.
Категория рода имен существительных
Общая характеристика категории рода.
Род - это лексико-грамматическая категория имен существительных, синтаксически независимая, выражающая отношение имени существительного к одному из трех родов.
В современном русском языке три рода:
Мужской;
Женский;
Средний.
Все существительные (кроме слов типа сани, ворота, чернила , не имеющих форм единственного числа) распределяются по родам:
м.р. ж.р. ср.р.
воздух - земля - небо.
У одушевленных существительных род является мотивированным и отражает различие по биологическому полу (старик - старуха, мужчина - женщина) .
Род неодушевленных существительных является немотивированным, в основе распределения таких существительных по родам лежат формальные признаки (так, слово страна с флексией -а- относится к женскому роду; слова село, поле с флексиями -о, -е относятся к среднему роду; слово стол с нулевой флексией и твердым конечным согласным основы относится к мужскому роду).
В отношении рода существительные одушевленные и неодушевленные имеют сходства и различия .
Различия состоят в следующем:
1. Существительные одушевленные могут быть мужского или женского рода , что обусловлено их семантикой, существительные неодушевленные принадлежат к одному из трех родов - мужскому, женскому, среднему.
2. Одушевленные существительные в ряде случаев образуют родовые пары :
студент - студентка;
отец - мать;
учитель - учительница.
Неодушевленные существительные таких пар не имеют.
Сходство состоит в том , что в большинстве случаев они имеют одинаковые родовые окончания: сестра - книга, мальчик - дом. И одушевленные и неодушевленные существительные одинаково заменяются личными местоимениями он, она .
Средства выражения значений рода в русском языке.
Для выражения родовых значений используются средства различных уровней: морфологические, лексические, словообразовательные, синтаксические.
Каждый род располагает своей системой окончаний. Ср.: нос, носа, носу, нос, носом, о носе (м.р. ); голова, головы, голове, голову, головой, о голове (ж.р. ); ухо, уха, уху, ухо, ухом, об ухе (ср.р. ).
Однако есть исключения. Так, окончание - а в Им.п., ед.ч. имеют слова не только женского рода, но и некоторые разряды существительных мужеского рода (воевода, юноша ), окончание - о , типичное для слов среднего рода, имеют также существительные мужского рода (умишко, хлебушко, голосишко и т.п.).
Лексическое выражение категории рода представлено в некоторых названиях людей и животных:
отец - мать,
брат - сестра,
бык - корова и т.п.
Словообразовательные средства также используются лишь в названиях людей и животных: учитель - учительница,
комсомолец - комсомолка,
слон - слониха,
лев - львица и т.п.
Синтаксические средства (формы согласования) чаще всего используются наряду с морфологическими средствами (окончаниями): большой дом, большая школа, большое помещение; мой стол, моя шапка, мое перо; клен рос, береза росла, дерево росло. При неизменяемых словах окончания согласуемых с ними слов выступают как единственные показатели рода: красивое кашне, дорогое пальто, маэстро встал, кенгуру прыгнул, наша Бетси, вкусный кофе, солнечный Тбилиси и т.п.
Только с помощью форм согласования выражается род у существительных типа (маленький) домишко, (высокий) юноша, (такой) хвастунишка, неряха (ср. такой неряха, такая неряха).
Слова общего рода.
Общего рода как особого грамматического значения в языке нет. Слова общего рода - чисто условное название одной из групп существительных со значением лица.
Слова общего рода могут выступать в значении как мужского, так и женского рода в зависимости от пола лица , который они обозначают:
«Теперь, магистр, на Любку посмотри, - продолжал Восьмеркин. - Это у нас первая запевала (ж.р.)(А.П. Чехов); Ему необходимо сохранить за собой славу хорошего запевалы (м.р.)(М. Горький).
Этот разряд существительных своеобразен, т.к. пол лица выражается синтаксически - различным согласованием определяющих слов с одним и тем же существительным: круглый невежда - круглая невежда, такой умница - такая умница.
Слова общего рода обозначают лицо по характерному для него действию или свойству , при этом выражается эмоциональная оценка, чаще неодобрительная: лежебока, плакса, подлиза, жадина, злюка, тихоня и др.
Слова общего рода делятся на 2 разряда:
1) собственные несклоняемые существительные , это иноязычные фамилии на гласный : Бенуá, Гюгó, Корбюзьé , а также исконно русские фамилии типа Благовó, Теплых, Шевченко, Милых ;
2) нарицательные и собственные склоняемые существительные на -а/ -я , свойственные устно-разговорной речи:
а) формы некоторых собственных имен: веселый/веселая Женя, Саша - младший/младшая, Валюша, Валька, Женечка, Саня и т.п.;
б) различные нарицательные существительные, дающие качественное определение лица: брюзга, кривляка, невежда, пустомеля .
От существительных общего рода следует отграничивать существительные мужского рода на -а/-я . Например, слова вышибала, громила, заправила, парнюга, писака, повеса, расстрига, рубака мужского рода .
Существительные типа врач, геолог, директор, инженер в равной степени могут быть использованы для названия лиц мужского и женского пола, оставаясь при этом существительными мужского рода !
Если подобное существительное называет женщину, то определение к нему согласуется по мужскому роду, а сказуемое - по женскому: Всю ночь просидела молодой врач (м.р.) Иванова у постели пострадавшего.
Слова женского рода (змея, лиса, марионетка, тетеря и др.) могут использоваться в роли характеристик лиц мужского пола с неодобрительной окраской: Этот Петров такая шляпа!
Распределение существительных по родам.
Склоняемые морфологических признаков . Лишь отдельные слова и группы слов относятся к тому или иному роду по значению .
К мужскому роду относятся:
а) по морфологическим признакам:
1) все существительные с основой на твердый согласный (кроме ж, ш ) и на -j, имеющие нулевое окончание в Им.п., ед.ч.: мороз, стол, дуб, шкаф, чай, соловей и т.п.;
2) все существительные с основой на ж, ш и мягкий согласный, имеющие окончание -а/-я в Р.п., ед.ч.: багаж (багажа ), камыш (камыша ), конь (коня ), день (дня ) и т.п.
б) по значению :
1) слова с окончанием -а/-я в Им.п., ед.ч., обозначающие лиц мужского пола: слуга, юноша, Дима и т.п.;
2) слова с увеличительными суффиксами -ин(а), -ищ(е) , образованные на базе существительные мужского роде: домина, домище (ср. дом), томище (ср. том), сапожище (ср. сапог) и т.п.;
3) существительные с уничижительными и уменьшительными суффиксами: ---шик(о), -ушк(о), - ишк (а), образованные на базе слов мужского рода: домишко (ср. дом), хлебушко (ср. хлеб), лгунишка (ср. лгун), сынишка (ср. сын) и т.п.;
4) слово подмастерье (м.р.);
5) слово путь (м.р.).
К женскому роду по морфологическим признакам относятся:
-а/-я в Им.п., ед.ч.: дорога, бригада, сестра и т.п. (за исключением слов слуга, юноша (м.р.) и т.д., слов с увеличительным суффиксом -ин(а) (домина) , разносклоняемых существительных на -мя (темя, вымя (ср.р.)) и слово дитя (ср.р.);
2) существительные с основой на мягкий согласный (кроме слова путь ) и на ж, ш , имеющие окончание -и в Р.п. ед.ч.: зябь (зяби), ветвь (ветви), шинель (шинели), рожи (ржи), тушь (туши) .
К среднему роду относятся:
1) существительные с окончанием -о/-е в Им.п., ед.ч.: стекло, белье, поле и т.п.; сюда не входят :
Существительные м.р. с суффиксами -ишк(о), -ушк (о), -ищ(е);
Существительное м.р. подмастерье;
2) разносклоняемые существительные на -мя: время, имя, племя, семя, вымя, темя, бремя, знамя, стремя, пламя;
3) слово дитя .
Несклоняемые существительные распределяются по родам с учетом их лексического значения .
К мужскому роду относятся:
1) существительные, обозначающие лиц мужского пола : маэстро, мосье, буржуа, атташе и т.п.;
2) названия животных (кроме слова цеце ): гну, фламинго, шимпанзе, пони и т.п.;
3) названия ветров (под влиянием родового понятия «ветер»
МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме"), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы . В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Если грамматическая семантика является относительно молодой областью лингвистики (цельные концепции грамматического значения начинают появляться только в 50–60 годы 20 в.), то формальная морфология является одной из наиболее традиционных областей науки о языке. Различные концепции формальной морфологии (часто с включением и незначительных элементов грамматической семантики) были выработаны и в древнеиндийской, и в античной, и в арабской грамматических традициях. (Характерно, конечно, что все эти традиции опирались на языки с богатым морфологическим репертуаром.) Так, к античной традиции восходят такие понятия, как «часть речи», «парадигма», «склонение», «спряжение», «категория»; к арабской традиции – понятие корня, к древнеиндийской традиции – многие элементы теории звуковых чередований и морфологического варьирования. Однако сами термины «морфология» и «морфема» (как основная единица морфологического уровня) возникают только во второй половине 19 в.: термин «морфология», первоначально изобретенный великим немецким поэтом и философом Гёте для описания «форм» живой и неживой природы (и с тех пор успешно используемый во многих естественных науках), был заимствован лингвистами в период господства так называемого «натуралистического» направления в языкознании, сторонники которого (Август Шлейхер и др.) считали, что язык следует описывать по аналогии с живыми организмами. До этого соответствующие разделы описательных грамматик обычно носили название «этимология». Термин же «морфема» (в значении, близком к современному) был предложен на несколько десятилетий позже известным русским и польским лингвистом И.А.Бодуэном де Куртенэ.
Наряду с обозначением некоторой области лингвистики термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) – а именно ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики , в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, т.е. совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.
Тесная связь понятий морфология и слово (в этом же значении часто употребляется более точный термин «словоформа») ставит само существование морфологии в зависимость от существования слов в конкретном языке. Между тем это понятие является одним из самых противоречивых в лингвистике и, скорее всего, не универсальным. Иначе говоря, слово – это такой объект, который существует, по-видимому, не во всех языках, а значит, не во всех языках существует и морфология как самостоятельный раздел грамматики. В языках, не имеющих (или почти не имеющих) слов, морфология не может быть разделена с синтаксисом: у нее не остается ни самостоятельного объекта, ни самостоятельной проблематики.
Не давая в данном случае точного определения слова, можно указать на то важнейшее свойство, которое составляет его природу. Слово – это синтаксически самостоятельный комплекс морфем, образующих жестко связанную структуру. Слово отличается от сочетания слов тем, что по крайней мере некоторые его элементы не могут употребляться в синтаксически изолированной позиции (например, фигурировать в качестве ответа на вопрос). Кроме того, элементы внутри слова связаны друг с другом гораздо более жесткими и прочными связями, чем элементы предложения (т.е. слова). Чем больше в языке степень контраста между жесткостью внутрисловных и межсловных связей, тем более отчетливой и хорошо выделимой единицей является слово в данном языке. К таким «словесным» языкам относятся, например, классические индоевропейские языки (латинский, древнегреческий, литовский, русский). В этих языках морфемы внутри слова не обладают синтаксической самостоятельностью, т.е. части слова не могут в синтаксическом отношении вести себя так же, как слова. Ср. несколько примеров различного поведения слов и частей слова в русском языке.
(1) Синтаксическая самостоятельность имеется у слов: – Это чай или кофе? – Кофе .
Отсутствует у частей слова: – Это чай или чайник? – *Ник . Он приехал или уехал? – *При.
(2) Возможность опущения однородных элементов имеется у слов: красные шары и белые шары = красные и белые шары; в январе или в феврале = в январе или в феврале .
Отсутствует у частей слова: чайник и кофейник № чай и кофейник.
(3) Возможность перестановки имеется у слов: шар упал ~ упал шар.
Отсутствует у частей слова: заехать (в лес ) № ехать за
(4) Возможность замены на местоимения имеется у слов: возьми чайник и поставь его [= чайник ] на плиту.
Отсутствует у частей слова: *возьми чайник и налей его [= чай ] в чашку.
Данные примеры не исчерпывают, разумеется, всех свойств, противопоставляющих слова и части слов в русском языке, но дают наглядное представление о том, что выше было названо различием по степени жесткости связей. В языках типа русского слово действительно представляет собой «синтаксический монолит»: никакие синтаксические правила (опущения, перестановки, замены и т.п.) не могут действовать внутри слова. Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что морфологические и синтаксические правила должны составлять два разных «грамматических модуля», а следовательно, в описании языка морфология должна существовать на правах самостоятельного раздела. Описание слова не может и не должно производиться в тех же терминах, что описание предложения.
Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона». Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее четкой. Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) – это явление называется «групповой флексией»; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жесткими правилами. Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабоагглютинативных языков (к каковым относятся тюркские, японский, бирманский, дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах. Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место «морфосинтаксису». С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя, как слова, а предложения ведут себя, как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счет слабой скрепленности морфем друг с другом, а за счет более сильной скрепленности слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются «полисинтетическими»; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения, – так называемая инкорпорация ), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны – эскимосским и чукотско-камчатским, а также многим языкам американских индейцев (распространенным как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах свойственны также многим языкам американских индейцев; они являются отличительной чертой санскрита.
Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых. Это – наиболее яркая черта так называемых изолирующих, или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами: всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет. Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать, – это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем. Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (т.е. синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский, тайский и другие языки Юго-Восточной Азии, а также ряд языков Западной Африки: йоруба, эве, акан, манинка и др.
Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам, т.е. к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса, сонгай); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский, английский, скандинавские, современный персидский).
Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна – по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько четко в данном языке выделяются словоформы.
Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объем и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией , что подчеркивает ее особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию, то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. При этом речь не обязательно идет лишь об изолирующих языках – подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора. Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объеме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно еще античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует учесть, что вплоть до начала 20 в., а нередко и позже раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp. временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.
Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения. На этом основании описание словообразования долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (т.е. считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой. Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения – как в формальном, так и в содержательном аспекте.
Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность. Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (соответствующие значения могут выражаться, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита. Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т.п.), независимо от их грамматического статуса.
Морфологи - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части - морфемы. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова. В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Морфема - это мельчайшая значимая единица языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны - семантическая и фонетическая. Чтобы точнее описать структуру морфемы, введены понятия морфа (конкретный фонетический вариант морфемы) и сема (мельчайшая единица семантической стороны морфемы). Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными).
Морфологическая структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную категорию, принимает ту, или иную парадигму, становится компонентом того или иного словообразовательного ряда. Наличие ассоциативных связей между словами и формами слов, объединение их в парадигмы и словообразовательные ряды и гнезда - два основных типа связей, характерных для языка как грамматического целого.
Грамматический строй языка изучает грамматика - наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.
Грамматическая категория - это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Например, в русском языке глагол имеет Г. к. залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.
Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных - категории числа; в пределах глагола - категории залога, вида, наклонения.
Если мы сравним словоформы стены, пишут, то обнаружим, что все они имеют значение множественного числа; это их объединяет как формы числа. У этих форм, однако, различна синтаксическая функция:
словоформа стены как форма именительного падежа имени существительного способна употребляться в позиции подлежащего, личная форма глагола пишут в позиции сказуемого.
Они являются наиболее общими понятиями грамматики. Грамматический строй языка это не просто инвентарь грамматических средств и форм, но это упорядоченная система. Группировка словоформ по грамматическим категориям и частям речи это два основных способа организации грамматической системы языка.
Семантическая природа грамматических категорий связывает грамматику с логикой и психологией. Однако между грамматическими и понятийными категориями имеется существенное различие. В отличие от понятийных категорий, которые могут различно выражаться при помощи конкретных слов и фраз, грамматические категории это такие понятия, которые свойственны грамматическому строю языка, его грамматическим формам и находят то или иное средство выражения грамматического значения.
Каждая грамматическая категория имеет свою структуру, т. е. определенный инвентарь словоформ, их отношение друг к другу, набор различных средств выражения грамматического значения. Структуру грамматической категории называют также парадигмой грамматической категории. По количеству словоформ парадигмы бывают двух-, трех- и многокомпонентными. Так, в русском языке двухкомпонентной парадигмой обладает категория числа и вида, трехкомпонентной категория рода, лица, времени, многокомпонентной категория падежа.
По своему назначению и связи с единицами языка грамматические категории делятся на два основных типа морфологические и синтаксические. Морфологические категории подразделяются на словоизменительные и классификационные. Словоизменительные категории объединяют формы слова в пределах одной и той же лексемы. Также существуют лексико-грамматические категории (например, категории абстрактности, вещественности, одушевленности существительных, способа действия глаголов, относительности и качественности прилагательных). Такой же смешанный лексико-грамматический характер носят словообразовательные категории, которые связывают слова с морфологической структурой, характерной для той или иной части речи, и в то же время связаны с образованием новых лексем и лексическими группировками слов.