К вопросу об истории лезгинско-азербайджанских взаимоотношений. Дагестанские народы Азербайджана. Политика, история, культура

В России уже несколько лет на самых разных уровнях готовятся к празднованию 2000-летнего юбилея Дербента. Город интересен не только своей долгой и насыщенной историей, но и небывалой полиэтничностью. Он не раз переходил из рук в руки завоевателей, и каждый эмир Дербента приводил с собой соплеменников - будь то русские, персы, арабы, тюрки, которые возводили здесь синагоги, церкви и мечети. Менялся этнический состав населения Дербента, на его базарах и улицах зазвучала многоязычная речь, рождалась своеобразная синтетическая культура. Сейчас Дербенте и вокруг него живут лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры даргинцы, лакцы, таты, русские и азербайджанцы, причем последних здесь по меньшей мере половина.

Вот Сабнова - большое азербайджанское селение, почти слившееся с Дербентом. Во время Великой Отечественной войны более пятидесяти мужчин были призваны отсюда в ряды Красной армии, многие остались на полях сражений. Многих из них страна наградила за боевые заслуги орденами и медалями. Из этого села вышло немало ученых и спортсменов. Например, самый титулованный тяжелоатлет Дагестана мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России и Азербайджана, многократный чемпион Советского Союза, рекордсмен мира Авсет Авсетов. Первая женщина - руководитель большого хозяйства и глава администрации села Сабнова Ханум Гюльмагомедова, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Назим Шихвердиев, доктор психологических наук Сулейман Шихвердиев.

Село Падар известно благодаря роднику на трассе «Кавказ». Дальнобойщики всегда останавливаются здесь, чтобы набрать воды. Тюркское племя падаров жило еще задолго до Кавказской Албании. Разрозненные племена падаров осели не только в Дагестане - говорят, в Азербайджане есть аж три села с названием Падар. Падарцы строго хранят свои обычаи и традиции. Например, женщина носит поднос с выпеченным хлебом на голове, и хотя выпечка в тандыре уже уходит в прошлое, многие в селе пекут хлеб именно в нем.

Вот станция Араблинская . Таких сел и в Дагестане, и в Азербайджане довольно много. В Араблинке живут 2300 человек и почти все семьи интернациональные. На этих землях межнациональные браки практически традиция - когда азербайджанка выходила замуж за лезгина, а лезгинка за азербайджанца, ни у кого не возникало вопросов - это веками было в порядке вещей. Возможно, отсюда и родилось понятие единая отчизна.

Вот Мамедкала . Название села связано с легендарными личностями в истории Кавказа - Фэтэли-хан и Тути бике. Именем Мамеда (по-дагестански - Магомеда) назвали это место в честь сына Кубинского хана. Поэтому в исторических хрониках поселение именуется «Хан Мамед кала» (Крепость хана Магомеда). 250 лет назад обосновались здесь люди, и живут дружной семьей азербайджанцы, табасаранцы, даргинцы, лезгины и лакцы. Они говорят, что здесь на перекрестке четырех дорог воплотились мечты местных жителей, исполнились их желания и чаяния. Тут тоже немало интернациональных семей. Как и в других селах Дагестана, смешанные браки здесь - дело обычное.

А вот село Джемикент . Здесь несколько лет назад в средней школе имени Гейдара Алиева открыли борцовский зал. В село приехала делегация - вице-президент Федерации борьбы Азербайджана (ФБА) Бабек Бабаев, вице-президент ФБА по вольной борьбе Магомед Алиомаров, вице-президент по греко-римской борьбе Эльчин Джафаров, главные тренеры сборных команд Сайпулла Абсаидов, Фарид Мансуров, борцы Виталий Рагимов, Махмуд Магомедов.

Это лишь несколько мест и эпизодов, свидетельствующих о том, что между лезгинами, талышами и азербайджанцами на самом деле нет никакой вражды, хотя такая версия активно подвигается в СМИ. Похожая ситуация и в Азербайджане, где живут северокавказские народы. После развала СССР азербайджанские власти предлагали ускоренное получение гражданства без отказа от гражданства России, и живущие в селе Урьян-Уба российские граждане воспользовались этим предложением. Точка в споре была поставлена в сентябре 2010 года, когда был подписан договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе.

Но лезгины считали Азербайджан своей родиной и до этого. Ходят слухи, что азербайджанские лезгины отказывались идти служить в армию, поскольку их насильно отправляли воевать в Карабах. Однако в командном составе Минобороны Азербайджана немало лезгин. Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района. «Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. Со мной воевали и талыши, и грузины, и русские. Причем, все были добровольцами. Ведь так не бывает, когда идет война, а воюют только граждане, представляющие одну нацию… Не знаю ни одного лезгина, который не приносил славу своей стране - Азербайджану... В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству».

По словам Ширинова, командиром его войсковой части был майор Аскеров, офицер бывшей Советской Армии, тоже лезгин. В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности, Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. До недавнего времени оборонное ведомство Азербайджана также возглавлял лезгин - Сафар Абиев.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища. Работу по развитию лезгинского языка и культуры в середины 1990-х координирует лезгинский национальный центр «Самур». Лезгинский ансамбль «Сувар» носит звание «Народного коллектива Азербайджана». С 1998 года в Кусары работает Государственный лезгинский драматический театр. Газеты "Самур", «Кусар», «Ени Самух» и журнал Чирагъ» печатаются на лезгинском языке. Лезгинскую культуру продвигают в массы композитор Эльза Ибрагимова, доктор искусствоведения Нуреддин Габибов, писательница и поэтесса Садагат Керимова, поэтесса Гульбес Аслаханова. Долгое время пост министра образования занимала Лидия Худат кызы Расулова.

Культурные связи Азербайджана и северокавказских республик РФ поддерживаются экономическими. Сейчас товарооборот межу Дагестаном и Азербайджаном составляет 231 млн долларов, причем доля Дагестана не превышает 21 млн, так что перспективы большие. Делегации азербайджанских предпринимателей частые гости на Северном Кавказе. Причем между Грозным и Баку осуществляются прямые авиарейсы самолетами компании "Вайнах-авиа". И Дагестан, и Чечня, и Ингушетия используют азербайджанский опыт в сферах сельского хозяйства и туризма. «В старой части Баку сохранилось много памятников древней архитектуры, к которым там относятся трепетно, - говорит глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. - У нас есть задумка найти возможность отреставрировать старую крепость в селе Гамурзиево, обсудить с проектировщиками вопросы реконструкции старых и строительстве новых улочек, памятников, парков в каждом городе Ингушетии. Они могут стать со временем исторической достопримечательностью и характерной особенностью этих населенных пунктов».

Главы северокавказских республик поддерживают тесные личные отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а Рамазан Абдулатипов как-то в интервью «Вестнику Кавказа» назвал Гейдара Алиева своим политическим учителем, но очевидно, что самые прочные взаимовыгодные межнациональные отношения складываются тогда, когда они строятся «сверху» и «снизу» одновременно, когда в них задействованы общественные, гуманитарные, миротворческие организации и движения России и Азербайджана. Общество «Дагестан-Азербайджан» еще в декабре 2000 года призвало объявить российско-азербайджанскую государственную границу - зоной мира, политической и социальной стабильности и экономического процветания, в надежде, что пояс мира и спокойствия станет мостом для содействия геополитическим процессам на Кавказе.

Лезгины являются второй по численности этнической группой в Азербайджане после самих азербайджанцев.

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Гахском и Гёйчайском районах.

По данным проведенного в 1994-1998 годах исследования численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана составляла 260 тысяч, а по неофициальным цифрам - 800 тыс человек.

По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН , в Азербайджане число лезгин значительно выше, чем на то указывают данные исследования - около 350 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы.

История лезгин Азербайджана

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. В древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф Михаил Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Губинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже губинские лезгины вошли в состав Губинского уезда Бакинской губернии.

Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они "занимают по правому берегу реки Самур полосу в 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей в 10-и верстах от берега Каспийского моря". Он насчитал в Губинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (по-лезгински - ред.) .

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные.

Лезгины в Баку

В конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: "Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва " ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), "Баку - авай са кални гана аку " ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову").

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. В пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров. В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин.

Лезгины считают Азербайджан своей родиной


Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда в период первой Карабахской войны. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района.

Вот цитата из его интервью:

"Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству".

В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности -Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева , которые, по сути, основали в стране боевую авиацию.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища.

Подготовил Али МАМЕДОВ

http://novosti.az/society/2624.html

Лезгинский вопрос в Азербайджане

После развала Советского Союза абсолютно все бывшие республики встали на путь построения национальных государств. Там не стали выдумывать наднациональных идеологических концепций а-ля «российская нация», как в современной России, а делали все, чтобы увеличить долю титульных наций. Азербайджан не стал исключением и занялся выдавливание и планомерной ассимиляцией нетюркских народов (в 1989 году азербайджанцев 82%, в 2009-м - 92%).

О талышах и русских из области Мугань мы уже писали, теперь настала очередь поговорить о положении лезгин - втором по численности народе страны, который, как считают многие их активисты, подвергается дискриминации. Среди них в последнее время все популярнее становятся автономистские, даже радикальные сепаратистские настроения. Между ними и азербайджанцами потихоньку зреет конфликтный потенциал не только в самом Азербайджане, но и в России - в Республике Дагестан, так что эта проблема может непосредственно задеть и РФ. Давайте разбираться.

Об истории

Как часто бывает на Кавказе, азербайджанцев раздражает интерпретация истории лезгинского народа, которая не вписывается в их официально признанную национально-идеологическую концепцию. Лезгинская научная и культурная интеллигенция считает лезгин прямыми потомками жителей древнего государства - Кавказской Албании, территория которой включала в себя большую часть современного Азербайджана. Позднее они были вынуждены уйти с равнины в горы под давлением тюркских захватчиков. В свою очередь, азербайджанские историки умудряются найти тюркские корни у древних албан, искренне считая, что они тут испокон веков местное население.

Написание национальной истории под требования государственной пропаганды - дело на Кавказе привычное. В трудах историков открыто говорится, что, дескать, уже во II в. до н. э. население Кавказской Албании говорило на тюркском наречии. Даже нынешних армян Нагорного Карабаха азербайджанские ученые считают принявшими христианство и армянский язык албанами-тюрками. Национальные меньшинства в ответ заявляют, что азербайджанцы на самом деле сами не тюрки, а лишь перешедшие на их язык и сменившие идентичность иранцы и кавказцы. Исследователи из Баку пытаются всеми способами доказать извечную принадлежность этих земель тюркскому миру. В общем, им позавидовали бы даже самые свидомые украинские идеологи.

Что касается российской истории этих земель, то описываемые территории достались нам по условиям Гюлистанского мирного договора (1813 г.) после русско-персидской войны. Позже земли, где проживали лезгины, разделили на две части - Дагестанскую область и Бакинскую губернию. После революции они попали в разные республики - Дагестанскую АССР и Азербайджанскую ССР. Действия русских царей и СССР позволяют некоторым азербайджанским политикам говорить сегодня, что это русские-де изначально виноваты в лезгинской проблеме.

В 1921 году большевики от большой любви ко всем национальностям (кроме русских) хотели одно время воссоздать государственность лезгин в виде АССР, но не получилось. Тогда этому воспрепятствовал известный азербайджанский большевик Нариманов. Сразу же в Азербайджанской советской республике начались переименования населенных пунктов на тюркский лад, активная тюркизация, которая задела нацменьшинства. Лезгины утверждают, что им не давали в Советском Союзе развивать свою культуру и язык, делопроизводство велось на русском или азербайджанском. Даже обучение в техникумах и вузах для лезгин было платным - заставляли платить особый налог, получивший название «лезги пулу» (лезгинские деньги). Его могли и не платить, но для этого нужно было в графе национальность в паспорте поменять слово «лезгин» на «азербайджанец».

Обида на тюрков за ассимиляцию и желание сохраниться как народ вынудили лезгин требовать автономии. Об этом они даже писали в 1936 году руководству СССР. В их письме говорилось: «Считаем, что для обеспечения более широкого развития своей культуры и экономики лезгин нужно объединить в один округ или область. Такое мнение выражает все лезгинское население и Дагестана, и Азербайджана». Но никакой реакции из Москвы не последовало. В 1965 году стали зарождаться первые кружки и организации лезгин, ставящих перед собой эту цель. Самую известную группу создал лезгинский писатель Искендер Казиев. В 1967 году создается общество «ЛАР» (Лезгинская автономная республика), которое действовало вплоть до 1976 года. Со временем все такие сообщества разогнали, активистов арестовывали или ссылали в другие районы. С началом Перестройки и национального возрождения всех народов СССР (опять же, кроме русских), требования по объединению лезгин стали звучать все сильнее. Азербайджанцы возражали: они боялись сепаратизма и не хотели терять северные территории.

Развал и раздел

C началом 90-х заявила о себе лезгинская националистическая организация «Садвал» («Единство»), которая хотела любыми способами решить проблему лезгин. По-разному там видели будущее объединение. Кто-то хотел автономии в составе Азербайджана, кто-то - присоединения к России. В период агонии СССР в 1990 году состоялся III съезд Лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. Решение Съезда было направлено в Верховный Совет СССР, который обещал удовлетворить просьбу лезгин, но при развале страны о ней все забыли. В итоге после конца Советского Союза лезгины оказались реально разделены государственной границей Российской Федерации и Республики Азербайджан.

Недовольство азербайджанских лезгин вызывало и то, что их призывали участвовать в начавшейся войне против армян в Нагорном Карабахе, в вооруженном этническом конфликте, к которому они не имели никакого отношения. В районах их проживания в 90-е годы проводились митинги против мобилизации, которые подавлялись силами правоохранительных органов. В Северный Азербайджан, чтобы увеличить процент тюркского элемента, стали переселять беженцев из зоны боевых действий, а также турков-месхетинцев из Средней Азии. Нашел место и религиозный фактор: большинство тюрков-азербайджанцев - шииты, а почти все национальные меньшинства, в том числе и лезгины, - сунниты. На волне национального и религиозного возрождения этот факт еще больше усиливал конфликтный потенциал.

В 1994 году в Баку произошел теракт в метро, в результате которого погибло 14 человек. В нем обвинили лезгин, заявив, что это они-де по заданию армянских спецслужб заложили бомбу, но многие эксперты сомневаются в таких выводах расследования. Позже на лезгин повесили и другие нераскрытые преступления. Вскоре начались репрессии, «Садвал» объявили террористической организацией, активисты были арестованы или подвергнуты преследованию. Многие молодые люди вынуждены были бежать через границу в Россию.

После того как Азербайджан получил независимость, начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах и с его использованием в повседневной жизни (вывески, пресса, библиотеки). Многие лезгины, в том числе и по экономическим причинам, уехали из родных мест. Отсутствовали условия, при которых лезгины могли оставаться собой, а не ассимилироваться. По сути, азербайджанские власти применили к лезгинам те же методы, что и к другим национальным меньшинствам - талышам, русским, татам, аварцам и прочим народам. Лезгинские активисты говорят, что они имеют в Азербайджане гораздо меньше прав, чем азербайджанцы в границах Российской Федерации, хотя азербайджанцы считают совсем наоборот.

В российских границах

В России с опаской смотрели на активизацию лезгинского движения за границей - оно могло создать нестабильность в Дагестане и на всем Северном Кавказе, где несмотря на все заявления о братстве-единстве, межнациональные и межрелигиозные отношения оставляют желать лучшего. В Баку на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что считают дагестанский Дербент и весь Дербентский район «историческими азербайджанскими землями».

Азербайджанцы Дагестана жалуются, что их специально выдавливают оттуда с благословения официальных властей, что происходит постепенное рукотворное замещение населения с тюркского на лезгинское. Они недовольны кадровой политикой, которая реализуется в Дербенте. Если в 90-е годы представители азербайджанской национальности во власти преобладали, то начиная с нулевых картина полностью поменялась. Хотя азербайджанцы составляют около 30% от общего числа населения Дербента, они жалуются, что на руководящих должностях, особенно в правоохранительных структурах, их мало. Усилила напряженность передача Россией Азербайджану двух лезгинских сел. В 2010 году Д. Медведев и Г. Алиев подписали Договор о государственной границе, по которому населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба отдали, причем первое из них сразу переименовали на тюркский лад в Палыдлы.

В РФ лезгины не говорят о независимости. Правда, они недовольны, что более многочисленные дагестанские народы, представители которых находятся у власти, не обращают на лезгин никакого внимания. Активисты лезгинского движения считают, что их народ непропорционально мало представлен в органах власти в Махачкале. Не нравится лезгинам и что этнические общности, говорящие на языках лезгинской языковой группы, официально выделены в отдельные национальности (рутульцы, цахуры, удины-христиане, табасараны и прочие).

В последнее время среди лезгин популярна идея создания в южных районах Дагестана отдельной республики в составе России (под названием Лезгистан или Кавказская Албания), где они были бы большинством. Активисты считают, что культура и менталитет здешних жителей намного отличается от других дагестанских районов. Лезгинская интеллигенция неоднократно обращалась по этому поводу к высшему руководству РФ.

Азербайджанские власти пытаются всеми силами воздействовать на лезгинское движение, сделав лезгин своими союзниками в соперничестве с РФ. Известный лезгинский патриот Вагиф Керимов пишет об этом так:

Под прессом пропаганды серьезные изменения претерпели взгляды лезгин в Баку, а их идеология способна ввергнуть в шок трезвомыслящего человека. Лезгинские активисты в Баку одержимы идеей, что Южный Дагестан должен присоединиться к Азербайджану и что там необходимо поддерживать распространение ваххабизма. Они вместе с тюрками желают развала России…

На современном этапе

Лезгины - народ, который из-за перипетий истории сегодня разделен на две примерно равные части на двух склонах Кавказских гор. По официальным данным переписи 2009 года, лезгин в Азербайджане только 180 тысяч. Многие специалисты считают эту цифру явно заниженной. Лезгинские активисты говорят о 500 тысяч людей лезгинской национальности в стране и добавляют, что лезгин специально записывают азербайджанцами, принижая их число, а на самом деле всего их на Кавказе более 1 миллиона. В Азербайджане обсуждение политических вопросов невозможно, поэтому более или менее заметные активисты переселились в Россию, а протест, хоть и бурный, переместился в социальные сети.

Азербайджанские власти особое место уделяют переделке топонимики. Так, они заставили старейшую бакинскую суннитскую «Лезги мечеть», построенную в XII в., поменять название, убрав из него слово «лезги». Такая политика заставляет лезгин радикализироваться и искать союзников в борьбе за свои национальные права. Идет сближение их национального движения с армянами и талышами против общего врага.

Ради объективности стоит сказать, что на бытовом уровне между двумя народами нет особой неприязни, она есть между людьми, поднимающими политические вопросы. В 2016 году в Махачкале был убит председатель «Садвала» и лидер лезгинского движения Назим Гаджиев. Он был найден убитым в собственном доме, на его теле обнаружены ножевые ранения, убийство многие лезгины связывают с его общественной деятельностью. Примерно месяц назад в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста. Дело в том, что у них, занимающихся в основном овцеводством фермеров, отбирают пастбищные земли. На них теперь будут выращивать хлопок. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве, что это делается специально, чтобы они покидали свою этническую территорию и уезжали в Россию.

Как разрешить конфликт?

Нет сомнения, что лезгины еще покажут себя в политической жизни Азербайджана, если их права будут ущемляться и дальше. Многие эксперты утверждают, что межэтнические противоречия, если их не решить, могут привести к эскалации конфликта, к которому могут присоединиться другие кавказские народы. Решением могло бы быть предоставление лезгинам национальной автономии в составе азербайджанского государства. Разумеется, разделенный лезгинский народ вряд ли сможет в нынешних политических реалиях создать свою республику на севере Азербайджана, а тем более объединить все свои территории в одно целое. Это может произойти, если руководство Азербайджана продолжит нагнетать войну в Карабахе, заигрывать с Украиной на почве антироссийской истерии и потворствовать русофобии, поддерживая политику агрессивного пантюркизма.

Лезгинский вопрос в Азербайджане

После развала Советского Союза абсолютно все бывшие республики встали на путь построения национальных государств. Там не стали выдумывать наднациональных идеологических концепций а-ля «российская нация», как в современной России, а делали все, чтобы увеличить долю титульных наций. Азербайджан не стал исключением и занялся выдавливание и планомерной ассимиляцией нетюркских народов (в 1989 году азербайджанцев 82%, в 2009-м - 92%).

О талышах и русских из области Мугань мы уже писали, теперь настала очередь поговорить о положении лезгин - втором по численности народе страны, который, как считают многие их активисты, подвергается дискриминации. Среди них в последнее время все популярнее становятся автономистские, даже радикальные сепаратистские настроения. Между ними и азербайджанцами потихоньку зреет конфликтный потенциал не только в самом Азербайджане, но и в России - в Республике Дагестан, так что эта проблема может непосредственно задеть и РФ. Давайте разбираться.

Об истории

Как часто бывает на Кавказе, азербайджанцев раздражает интерпретация истории лезгинского народа, которая не вписывается в их официально признанную национально-идеологическую концепцию. Лезгинская научная и культурная интеллигенция считает лезгин прямыми потомками жителей древнего государства - Кавказской Албании, территория которой включала в себя большую часть современного Азербайджана. Позднее они были вынуждены уйти с равнины в горы под давлением тюркских захватчиков. В свою очередь, азербайджанские историки умудряются найти тюркские корни у древних албан, искренне считая, что они тут испокон веков местное население.

Написание национальной истории под требования государственной пропаганды - дело на Кавказе привычное. В трудах историков открыто говорится, что, дескать, уже во II в. до н. э. население Кавказской Албании говорило на тюркском наречии. Даже нынешних армян Нагорного Карабаха азербайджанские ученые считают принявшими христианство и армянский язык албанами-тюрками. Национальные меньшинства в ответ заявляют, что азербайджанцы на самом деле сами не тюрки, а лишь перешедшие на их язык и сменившие идентичность иранцы и кавказцы. Исследователи из Баку пытаются всеми способами доказать извечную принадлежность этих земель тюркскому миру. В общем, им позавидовали бы даже самые свидомые украинские идеологи.

Что касается российской истории этих земель, то описываемые территории достались нам по условиям Гюлистанского мирного договора (1813 г.) после русско-персидской войны. Позже земли, где проживали лезгины, разделили на две части - Дагестанскую область и Бакинскую губернию. После революции они попали в разные республики - Дагестанскую АССР и Азербайджанскую ССР. Действия русских царей и СССР позволяют некоторым азербайджанским политикам говорить сегодня, что это русские-де изначально виноваты в лезгинской проблеме.

В 1921 году большевики от большой любви ко всем национальностям (кроме русских) хотели одно время воссоздать государственность лезгин в виде АССР, но не получилось. Тогда этому воспрепятствовал известный азербайджанский большевик Нариманов. Сразу же в Азербайджанской советской республике начались переименования населенных пунктов на тюркский лад, активная тюркизация, которая задела нацменьшинства. Лезгины утверждают, что им не давали в Советском Союзе развивать свою культуру и язык, делопроизводство велось на русском или азербайджанском. Даже обучение в техникумах и вузах для лезгин было платным - заставляли платить особый налог, получивший название «лезги пулу» (лезгинские деньги). Его могли и не платить, но для этого нужно было в графе национальность в паспорте поменять слово «лезгин» на «азербайджанец».

Обида на тюрков за ассимиляцию и желание сохраниться как народ вынудили лезгин требовать автономии. Об этом они даже писали в 1936 году руководству СССР. В их письме говорилось: «Считаем, что для обеспечения более широкого развития своей культуры и экономики лезгин нужно объединить в один округ или область. Такое мнение выражает все лезгинское население и Дагестана, и Азербайджана». Но никакой реакции из Москвы не последовало. В 1965 году стали зарождаться первые кружки и организации лезгин, ставящих перед собой эту цель. Самую известную группу создал лезгинский писатель Искендер Казиев. В 1967 году создается общество «ЛАР» (Лезгинская автономная республика), которое действовало вплоть до 1976 года. Со временем все такие сообщества разогнали, активистов арестовывали или ссылали в другие районы. С началом Перестройки и национального возрождения всех народов СССР (опять же, кроме русских), требования по объединению лезгин стали звучать все сильнее. Азербайджанцы возражали: они боялись сепаратизма и не хотели терять северные территории.

Развал и раздел

C началом 90-х заявила о себе лезгинская националистическая организация «Садвал» («Единство»), которая хотела любыми способами решить проблему лезгин. По-разному там видели будущее объединение. Кто-то хотел автономии в составе Азербайджана, кто-то - присоединения к России. В период агонии СССР в 1990 году состоялся III съезд Лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. Решение Съезда было направлено в Верховный Совет СССР, который обещал удовлетворить просьбу лезгин, но при развале страны о ней все забыли. В итоге после конца Советского Союза лезгины оказались реально разделены государственной границей Российской Федерации и Республики Азербайджан.

Недовольство азербайджанских лезгин вызывало и то, что их призывали участвовать в начавшейся войне против армян в Нагорном Карабахе, в вооруженном этническом конфликте, к которому они не имели никакого отношения. В районах их проживания в 90-е годы проводились митинги против мобилизации, которые подавлялись силами правоохранительных органов. В Северный Азербайджан, чтобы увеличить процент тюркского элемента, стали переселять беженцев из зоны боевых действий, а также турков-месхетинцев из Средней Азии. Нашел место и религиозный фактор: большинство тюрков-азербайджанцев - шииты, а почти все национальные меньшинства, в том числе и лезгины, - сунниты. На волне национального и религиозного возрождения этот факт еще больше усиливал конфликтный потенциал.

В 1994 году в Баку произошел теракт в метро, в результате которого погибло 14 человек. В нем обвинили лезгин, заявив, что это они-де по заданию армянских спецслужб заложили бомбу, но многие эксперты сомневаются в таких выводах расследования. Позже на лезгин повесили и другие нераскрытые преступления. Вскоре начались репрессии, «Садвал» объявили террористической организацией, активисты были арестованы или подвергнуты преследованию. Многие молодые люди вынуждены были бежать через границу в Россию.

После того как Азербайджан получил независимость, начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах и с его использованием в повседневной жизни (вывески, пресса, библиотеки). Многие лезгины, в том числе и по экономическим причинам, уехали из родных мест. Отсутствовали условия, при которых лезгины могли оставаться собой, а не ассимилироваться. По сути, азербайджанские власти применили к лезгинам те же методы, что и к другим национальным меньшинствам - талышам, русским, татам, аварцам и прочим народам. Лезгинские активисты говорят, что они имеют в Азербайджане гораздо меньше прав, чем азербайджанцы в границах Российской Федерации, хотя азербайджанцы считают совсем наоборот.

В российских границах

В России с опаской смотрели на активизацию лезгинского движения за границей - оно могло создать нестабильность в Дагестане и на всем Северном Кавказе, где несмотря на все заявления о братстве-единстве, межнациональные и межрелигиозные отношения оставляют желать лучшего. В Баку на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что считают дагестанский Дербент и весь Дербентский район «историческими азербайджанскими землями».

Азербайджанцы Дагестана жалуются, что их специально выдавливают оттуда с благословения официальных властей, что происходит постепенное рукотворное замещение населения с тюркского на лезгинское. Они недовольны кадровой политикой, которая реализуется в Дербенте. Если в 90-е годы представители азербайджанской национальности во власти преобладали, то начиная с нулевых картина полностью поменялась. Хотя азербайджанцы составляют около 30% от общего числа населения Дербента, они жалуются, что на руководящих должностях, особенно в правоохранительных структурах, их мало. Усилила напряженность передача Россией Азербайджану двух лезгинских сел. В 2010 году Д. Медведев и Г. Алиев подписали Договор о государственной границе, по которому населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба отдали, причем первое из них сразу переименовали на тюркский лад в Палыдлы.

В РФ лезгины не говорят о независимости. Правда, они недовольны, что более многочисленные дагестанские народы, представители которых находятся у власти, не обращают на лезгин никакого внимания. Активисты лезгинского движения считают, что их народ непропорционально мало представлен в органах власти в Махачкале. Не нравится лезгинам и что этнические общности, говорящие на языках лезгинской языковой группы, официально выделены в отдельные национальности (рутульцы, цахуры, удины-христиане, табасараны и прочие).

В последнее время среди лезгин популярна идея создания в южных районах Дагестана отдельной республики в составе России (под названием Лезгистан или Кавказская Албания), где они были бы большинством. Активисты считают, что культура и менталитет здешних жителей намного отличается от других дагестанских районов. Лезгинская интеллигенция неоднократно обращалась по этому поводу к высшему руководству РФ.

Азербайджанские власти пытаются всеми силами воздействовать на лезгинское движение, сделав лезгин своими союзниками в соперничестве с РФ. Известный лезгинский патриот Вагиф Керимов пишет об этом так:

Под прессом пропаганды серьезные изменения претерпели взгляды лезгин в Баку, а их идеология способна ввергнуть в шок трезвомыслящего человека. Лезгинские активисты в Баку одержимы идеей, что Южный Дагестан должен присоединиться к Азербайджану и что там необходимо поддерживать распространение ваххабизма. Они вместе с тюрками желают развала России…

На современном этапе

Лезгины - народ, который из-за перипетий истории сегодня разделен на две примерно равные части на двух склонах Кавказских гор. По официальным данным переписи 2009 года, лезгин в Азербайджане только 180 тысяч. Многие специалисты считают эту цифру явно заниженной. Лезгинские активисты говорят о 500 тысяч людей лезгинской национальности в стране и добавляют, что лезгин специально записывают азербайджанцами, принижая их число, а на самом деле всего их на Кавказе более 1 миллиона. В Азербайджане обсуждение политических вопросов невозможно, поэтому более или менее заметные активисты переселились в Россию, а протест, хоть и бурный, переместился в социальные сети.

Азербайджанские власти особое место уделяют переделке топонимики. Так, они заставили старейшую бакинскую суннитскую «Лезги мечеть», построенную в XII в., поменять название, убрав из него слово «лезги». Такая политика заставляет лезгин радикализироваться и искать союзников в борьбе за свои национальные права. Идет сближение их национального движения с армянами и талышами против общего врага.

Ради объективности стоит сказать, что на бытовом уровне между двумя народами нет особой неприязни, она есть между людьми, поднимающими политические вопросы. В 2016 году в Махачкале был убит председатель «Садвала» и лидер лезгинского движения Назим Гаджиев. Он был найден убитым в собственном доме, на его теле обнаружены ножевые ранения, убийство многие лезгины связывают с его общественной деятельностью. Примерно месяц назад в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста. Дело в том, что у них, занимающихся в основном овцеводством фермеров, отбирают пастбищные земли. На них теперь будут выращивать хлопок. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве, что это делается специально, чтобы они покидали свою этническую территорию и уезжали в Россию.

Как разрешить конфликт?

Нет сомнения, что лезгины еще покажут себя в политической жизни Азербайджана, если их права будут ущемляться и дальше. Многие эксперты утверждают, что межэтнические противоречия, если их не решить, могут привести к эскалации конфликта, к которому могут присоединиться другие кавказские народы. Решением могло бы быть предоставление лезгинам национальной автономии в составе азербайджанского государства. Разумеется, разделенный лезгинский народ вряд ли сможет в нынешних политических реалиях создать свою республику на севере Азербайджана, а тем более объединить все свои территории в одно целое. Это может произойти, если руководство Азербайджана продолжит нагнетать войну в Карабахе, заигрывать с Украиной на почве антироссийской истерии и потворствовать русофобии, поддерживая политику агрессивного пантюркизма.

Половина молодёжи российского Южного Дагестана выбирает Азербайджан

Вагиф Керимов

Лезгины - самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Они живут компактно в 20 административных районах, с двух сторон склонов кавказского хребта вдоль Российско-азербайджанской границы. Численность лезгин составляет свыше 1,2 миллиона человек. Имеют этнические, религиозные, языковые, нравственные, поведенческие и другие традиционные особенности, отличающиеся от остальной части населения, и идентифицируют себя исключительно как “лезгины”.

В силу своей оторванности от возможности повлиять на политические решения, принимаемые Кремлем в национальной политике, лезгины как этнически цельный компонент в геополитических проектах России, скорее всего, не фигурируют. Сам лезгинский вопрос, судя по всему, в некоторых московских кругах рассматривается как дестабилизирующий фактор на границе с Азербайджаном и угрожающий изоляции Азербайджана от России.

Есть мнение, что конфликт, который может разгореться в будущем между азербайджанскими тюрками и лезгинским населением по обе стороне границы России, может втянуть в это противостояние все народы Северного Кавказа. Руководство России же в этом регионе, видимо, больше беспокоит безопасность транзита энергоресурсов с Апшеронского полуострова в Новороссийск. Поэтому интересам некоторых олигархических кругов в Москве, которые имеют большое влияние на формирование политики Кремля, сегодня полностью отвечает замороженное состояние лезгинского вопроса. Если так продолжится, то не исключено, что в перспективе лезгинский вопрос вовсе может быть торпедирован Москвой в исключительных геополитических форс-мажорных ситуациях, вероятность возникновения которых сегодня вполне прогнозируема. Тем не менее, следует иметь в виду, что стремительно меняющаяся геополитика региона может получить в лице лезгин немало сюрпризов.

Важно отметить, что азербайджанская пропаганда успешно стимулирует антирусские настроения в Южном Дагестане, и она вовсе не проводится бесцельно. Так, в ходе недавно проведенного опроса среди молодежи в Южном Дагестане выяснилось, что половина опрошенных предпочитает жить в составе Азербайджана, нежели России. Они мотивируют это отсутствием всяких перспектив для собственного развития и федеральной целевой политики для развития социально-экономической жизни региона. Перешагнув границу на Самуре, молодые люди попадают совсем в разные реальности, и проводят параллели между наглядными результатами проводимой политики Кремля и Баку.

Ведь лезгины - де-факто разделенный народ государственной границей между Россией и Азербайджаном. В настоящее время, в силу агрессивной пропаганды из Баку с помощью средств массовой информации и, что немаловажно, чиновников разного уровня, родственные связи на обеих сторонах границы явно работают в пользу бакинских идеологов. Плюс ко всему этому, пятая колонна Баку в Южном Дагестане сидит очень крепко и получает всемерную поддержку от Азербайджана. Благодаря такой мощной поддержке, официальные лица АР регулярно, причем, недвусмысленно, заявляют о своих притязаниях к российскому городу Дербенту, который имеет 5000-летнюю историю. Недавнее переименование улицы Советской в г. Дербенте в честь Гейдара Алиева под одобрительные возгласы руководства Республики Дагестан подтверждает твердость намерения Баку в этом вопросе. Кроме того, Баку настойчиво предлагает инвестиции в инфраструктуру Южного Дагестана -Лезгистана.

Однако ни Москва, ни Махачкала в этом не видят выгоды для себя, чему существует очевидные причины. И в предоставленной свободе выбора лезгинские самостийные настроения с очевидными темпами растут вовсе не в пользу России.

По фактам исторического пребывания в составе Российской империи мы везде замечаем, что Россия к лезгинам относилась, скажем, не очень жестоко, как к другим народам края, но в то же время очень равнодушно и осторожно. В итоге лезгины, занимая стратегически самый важный регион на Южном Кавказе, так и не стали форпостом России и не смогли создать свою республику. Этого не допустило руководство России. Такая «профилактическая работа» по предотвращению возможных нежелательных последствий для РФ среди лезгинского населения продолжается по сей день. Она проводится в форме одобрения политики, проводимой из Баку и Махачкалы против самой лезгинской идеи, целью которой является недопущение поднятия лезгин на политическую борьбу за свое будущее.

Хотя лезгин относят к дагестанским группам языковой принадлежности, на самом деле по своим особенностям лезгины относятся не к дагестанским народам. Они представляют культурный мир ранней Кавказской Албании и позднего иранского Ширвана. Лезгины, по существу, мало участвовали в кавказских войнах против России. Они, в основном, были заняты борьбой против завоевателей с Юга. Ареал исторического расселения лезгин ныне принадлежит им и заканчивается Дербентской крепостью - северной границей государства Кавказской Албании.

Получается, что волею судьбы народ, имеющий свою обособленную культуру, язык, территорию и историю, оказался между наковальней и молотом. Свое спасение лезгины справедливо видят в создании Лезгинского административного субъекта в составе России, по аналогии с ранним Дербентским округом Российской Империи, а ныне - Южного Дагестана, куда входит Самурский округ с 10 административными лезгинскими районами, начиная от города Дагестанские огни до реки Самур. Это и есть южные границы России с Азербайджанкой Республикой, Грузией, а через Каспийское море - с Казахстаном и Туркменистаном.

Факт остается фактом: лезгинский вопрос тушить не удастся, и он найдет свое решение в ином варианте расклада сил. Лезгинам, интегрированным в русскую и российскую культуру, хотелось бы, чтобы их вопрос был решен в Москве. Это мотивировано тем, что русская культура несет меньшую угрозу их будущему, чем тюркская или азербайджанская экспансия со их махровыми религиозными и националистическими составляющими. В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией.

При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом.

Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось (видимо, и сейчас опасается) возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан.

Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана.

Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло.

Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.