Гора искушения в палестинском иерихоне и мои хождения по ней. Сорокадневная гора (гора искушения)

Это пожалуй самый труднодоступный монастырь Иудейской пустыни. Попасть сюда можно через Иерихон, который в свою очередь является территорией А, вход на которую израильтянам запрещен. И имея эти знания я был уверен, что увидеть монастырь Каранталь мне не суждено. Говорят есть еще вариант прийти в монастырь сверху, через крепость Док (о которой дальше). Но по моему это еще сложнее и я не уверен возможно ли таким путем зайти в сам монастырь, а не просто поглазеть на него сверху. Однако, я в очередной раз ошибся. Попасть в Иерихон можно и вполне даже безопасно. Нужно лишь делать это организованно и скоординировав с армией и палестинскими властями. Это и сделал Михаиль Король , пригласив всех желающих на экскурсию в самый древний город мира. После этой поездки в моей “коллекции” пять из шести действующих монастырей Иудейской пустыни.

>

Но рассказ о монастыре Искушения начнем издалека…

Обряд крещения придумал не Иоанн и не Иисус. Он возник в III тысячелетии до н.э. на берегах Евфрата. Этому обряду предшествовал культ воды. Крещение было распространено и в Древнем Египте как магический способ единения человека с божеством. В Палестине крещение практиковала секта ессеев в . Вероятно, у них-то и позаимствовал идею Иоанн Креститель.

Большую часть своей жизни Иоанн провел в пустыне. Он жил там подобно индийскому йогу. Саранча и дикий мед служили ему пищей, а шкуры диких козлов одеждой. У него были ученики, которые вместе с ним делили тяготы жизни отшельника. На пятнадцатом году царствования императора Тиберия Иоанн вышел из пустыни и начал проповедовать и крестить. Однако при крещении Иисуса Иоанн не присутствовал, так как сидел в тюрьме по приказу Ирода Антипы. Ученые не выяснили, кто крестил Иисуса и крестился ли он вообще. На заре христианства ни Иисус, ни апостолы не придавали этому обряду большого значения, а вот удаление в пустыню было непременным условием для тех, кто решил посвятить себя богу.

И вот после (возможного) крещения в реке Иордан Иисус уходит в пустыню…

В народных поверьях Иудейская пустыня считается жилищем демонов. И правда, на свете мало найдется мест более печальных, более покинутых и в то же время таинственных и величественных. Безжизненные горы Иудейской пустыни похожи на гигантские могилы. Они заканчиваются крутым обрывом. Вот в этот забытый богом край и отправился Христос на встречу с дьяволом-искусителем.

Гора Каранталь именовалась ранее горой Док – сокращение от Дагон, что указывает на древнее языческое происхождение названия.
Эта гора возвышается на высоту около 300 м. над долиной Иерихона, разделяя между иерихонской возвышенностью (на западе) и долиной Иерихон на востоке. В этом регионе имеется всего лишь один большой сезонный ручей Прат.

Есть интересная теория относительно того, почему Иисус выбрал именно эту гору – ведь рядом возвышается немало других. Объяснение базируется на том, что Иисус, древний акроним имени которого звучит как Ихтис (Иисус Христос Божий Сын Спаситель), то есть “рыба”, не мог избрать иную гору, кроме Дагона – западно-семитского божества, чьем имя трактуется как “рыба” (даг) или как “злак” (даган).

Господствующее положение над ущельем определило гору Док как древний и известный форпост на восточном пути к Иерусалиму, а во времена правления Хашмонейских царей построенная селевкидами на вершине горы одноменная крепость контроллировала ущелье Фара, более известное под названием Вади Кельт (Ущелье Кельт).

“И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит Ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4:2-11).

Христианская традиция сорокадневного искушения Исуса в пещере на восточных склонах этой горы дало название горе Каранталь – “Сорокодневная” гора. По одной из версий название монастыря Каранталь пошло от крестоносцев. По другой само слово Каранталь это искажённое арабское от латинского Quarenta (сорок). Истина где-то посередине.

Первая индентификация этого места с пещерой искушения Иисуса относится к 326 г. н.э. ко временам Святой Елены, матери императора Константина. А уже в 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Кстати тот же Харитон, что основал в нахаль Ткоа и Фаранскую Лавру около Эйн Прат.

Кельи монахов отшельников (лавры) появились на этом месте со времен Харитона Исповедника в 340 г. н.э. Процветающий монастырь был разрушен во время нашествия персов в 614 г. н.э. и окончательно пришел в запустение после захвата святой земли халифом Умаром ибн Хаттабом в 630 г. Крестоносцы, основавшие свое первое царство в Святой Земле в 1099 г., возродили две церкви, одну на месте пещеры, другую на вершине горы Каранталь.

В 1874 г. Греческая Ортодоксальная церковь приобретает эти земли и в 1895 г. при содействии России монастырь восстанавливается последний раз и на этом месте возобновляется традиция монашества.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что: …они удаляются сюда из через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…

По сути монастырь Каранталь “прилеплен” к скале и нависает над Иерихоном.

Вход в монастырь закрывает тяжелая металлическая дверь с символическим изображением горы и креста. Но постучав и “убедив” привратника (совсем не грека) вы попадаете внутрь.

Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы.

С одной стороны стена горы Каранталь с вырубленными в пещерах внутренними помещениями.

Другая сторона это пристроенная стена, образующая комфортные кельи для гостей.

Узкая полоска неба и отвесная стена горы Каранталь

Пройдя до конца вы попадаете пещеру-церковь, где и расположены святыни монастыря.

В пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус во время пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения). Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

Тот самый камень на котором сидел Иисус

Сегодня насельником монастыря служит всего один отец Герасим, который утверждает, что монастырю уже более ста лет. По его словам, монахи жили здесь с VI века, что подтверждают вышеупомянутые пещеры. Сейчас эти кельи пустуют, так как сюда уже не приходят новые монахи. Сам Отец Герасим служит в монастыре уже 30 лет и в нынешнее время с ним подвизается только дьякон Ануфрий.

Ученые до сих пор спорят, кто в действительности приходил к Иисусу. Одни утверждают, что искусителем был посланник власть имущих. Он, дескать, пытался обольстить Христа и привлечь его на службу Синедриону. Другие предполагают, что Иисус боролся со своими помыслами, страстями и сомнениями. Как бы там ни было, из пустыни Христос вернулся совсем другим.

В настоящее время для посещения монастыря необходимо подняться: либо пешком (порядка 25-35 минут), либо по канатной дороге из Иерихона и пройти порядка 15 минут пешком.

Те кто все же решится подняться или спуститься пешком, сможет подкрепиться в кафе с “оригинальным” названием

Но это далеко не все, что мы посетили в Иерихоне. Продолжение следует….

При написании рассказа использовались следующие веб-ресурсы:

Добрый день, дорогие читатели и подписчики блога!
В продолжении публикации о Иудейской Пустыне хотелось бы рассказать вам о местечке Иерихон, которое по-своему уникальное и мне понравилось не меньше, чем другие места в Израиле. Он находится в северной части Иудейской Пустыни примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима и является своеобразным оазисом в пустыне.

Иерихон — оазис в Пустыне

Палестинский Иерихон называют, во-первых, самым «подземным» городом мира (260 м ниже уровня моря), а во-вторых – самым «старым» на земле. Ему уже около шести тысяч лет! У меня такие гигантские цифры просто в голове не укладываются .

А еще Иерихон — «город пальм». Ведь он выгодно отличается плодородной почвой и дождливой весной. Здесь тепло круглый год, а посреди зимы цветут лимонные, апельсиновые и абрикосовые сады. А сколько там финиковых пальм!

Говорят, что Марк Антоний когда-то подарил (!) этот безумно красивый город египетской царице Клеопатре. Вот какие подарки должны делать мужчины свои любимым

Несколько раз Иерихон посещал Иисус Христос. Кстати, знаменитое исцеление двух слепых тоже произошло именно здесь.

Легенда об «иерихонских трубах»

В начале двенадцатого века под стенами Иерихона появились древние евреи, руководимые Иисусом Навином. Евреи-кочевники перешли через Иордан, оставив на том берегу свои семьи, скот и имущество. Они окружили кажущиеся неприступными крепостные стены. Согласно легенде, израильтяне шесть дней обходили город кругом, а на седьмой – по команде закричали и затрубили в семь «юбилейных труб». Это создало сильнейший резонанс, от которого городские стены не выдержали и развалились.

Необъяснимое событие описывается и в Библии, и в книге Иисуса Навина:

«…и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город» (И. Нав. 6:19).

Раскопки показали, что в то время укрепления Иерихона состояли из двух рядов высоких стен: толщиной в два и четыре метра. Так вот, одна стена была найдена упавшей наружу, а другая – внутрь города!

Что же произошло в Иерихоне сотни лет назад? Эта загадка не разгадана до сих пор. Пока что самая популярная (хотя и самая скучная версия) – банальная сейсмическая активность.

Так, продолжаем легенду. По приказу Иисуса Навина все коренное население города вместе с животными было уничтожено, а город сожжен дотла. При раскопках, действительно, были обнаружены следы жутких пожаров. Многие годы это место считалось проклятым…

Вот слова Иисуса Навина:

«Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его» (И. Нав. 6:25).

Несмотря на заклятье, через 400 лет окрестные жители решили отстроить красивый город заново. Намерение, казалось бы, похвальное, но и тут не обошлось без кровавых ужасов.

Один из тех, кто взялся восстановить Иерихон, решил избавиться от «заклятья Иисуса Навина» и принес в жертву… двух собственных сыновей. Причем тело старшего положил в основание города, а над телом младшего – установил ворота. Очень милая история, не правда ли?

А теперь пару слов о том, что я увидела в самом Иерихоне.

Гора Искушений (Соблазна)

Гора Искушения в Иерихоне

К западу от Иерихона возвышается гора Каранталь (Сорокодневная или Искушения), где Христос постился долгих 40 дней. Причем, все это время Иисуса настойчиво искушал дьявол. Он уговаривал Христа:

  • превратить камни в вино (искушение голодом);
  • броситься вниз со скалы – дескать, ангелы все равно не дадут ему разбиться (искушение гордыней);
  • поклониться дьяволу (искушение верой).

На отвесе горы Каранталь «прилепился» монастырь Искушения, в который можно добраться либо по узкой горной тропе, либо по…канатной дороге. Мы выбрали, конечно, не легкий путь и поднялись по узкой горной тропе примерно за час(!), уставшие как черти



По узкому проходу внутри монастыря мы попали в пещеру, где молился Христос. Нам показали камень, на котором Он сидел! И мы его даже потрогали.



Камень, у которого молился Иисус на Горе Искушения

Раскопки Тель Ес-Султан

В паре километрах от центра современного Иерихона были найдены остатки самого древнего в мире поселения человека (8000 лет до н.э.). С арабского «тель» переводится как «насыпь». В те времена старые дома попросту засыпались, а на их месте строили новые.

Во время раскопок были обнаружены руины домов, украшения, инструменты и еще какие-то полезные штучки из кости, глины, камня и кремния. К сожалению, сегодня здесь остались лишь обломки камней, которые раньше были частями башен и лестниц.

Рядом с холмом Тель Ес-Султан – источник пророка Елисея. По легенде, пророк опреснил его «горькие воды». И с тех пор эта «отфильтрованная» вода орошает сады города…



На юго-западе от Иерихона расположена гора Искушений. Именно на нее Христос пришел после своего Крещения и был искушаем дьяволом в течение 40 дней. Также, ее называют Сорокадневной горой.

Внутри живописной горы вырублен внушительный греческий мужской монастырь, который получил одноименное название – монастырь Искушений. Там вы увидите иконы разных эпох, кресты и алтари, которые причудливо сочетаются с грубыми каменными стенами. Греческий монах сегодня является единственным насельником монастырь Искушений, и с его позволения в нем можно отслужить молебен.

Так как большей соей частью монастырь расположен прямо внутри горы, он надежно защищен от капризов погоды и природы. В его залах всегда царит приятная прохлада и неяркий свет.

История монастыря Искушений

Еще с древних времен на горе Искушений селились монахи, они строили свои монастыри частично внутри скалы. Первый был возведен еще в 340 году, во время персидского нашествия он был разрушен и вновь восстановлен только к 19 веку.

Сейчас в этот одноименный монастырь, греческий мужской монастырь Искушений, ежедневно приезжает множество паломников со всего мира. Главной святыней, поклониться которой все и приезжают в далекий монастырь, является камень, на котором молился Иисус Христос во время того, как к нему явился дьявол и искушал его.

Стоимость билетов

Посещение монастыря совершенно бесплатно, так что вы свободно можете приехать и осмотреть его многочисленные залы и религиозные достопримечательности на безвозмездной основе. Однако, по желанию, вы можете оставить смотрителю пожертвование.

Как добраться

  • Гора расположена к северо-востоку от Иерусалима, так что добраться до нее можно в течение часа на арендованном автомобиле.
  • Святая земля является одним из пунктов в паломнических экскурсиях по Израилю, так что вы сможете осмотреть достопримечательность, приобретя такой экскурсионный тур.
  • Так как монастырь Искушений расположен на возвышенности, вам нужно будет пройтись пешком в течение 25 минут по серпантинной горной дорожке, либо подняться по канатной дороге из Иерихона.

Контакты

Адрес: Deir Al-Quruntul Monastery, Гора Искушений, Израиль?

Что стоит посмотреть? Главной достопримечательностью квартала является величественный храм Гроба Господня, который представляет собой внушительный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, ротонду с Гробом и несколько зданий храмов и монастырей, а также галереи и вспомогательные помещения.

Поистине загадочное место недалеко от Иерихона, окутанное тишиной и благодатной аурой. Для христианских паломников это одна из наиболее популярных достопримечательностей . Это место, где Иисус провел 40 суток в размышлениях. Ныне здесь располагается мужской монастырь, высеченный в скале. Он включен в по версии нашего сайта.

Свое название монастырь получил в честь события, описанного в Евангелиях, а именно искушения Иисуса Христа дьяволом на протяжении 40 дней. Многие называют это место Каранталь (в пер. с арабского «сорок»). Имело ли это событие место или нет, сейчас сложно сказать, но ученые склоны считать, что «искушение» в этом случае означало борьбу с собой, со своими страхами и сомнениями.

Главный храм располагается в труднодоступном месте, но паломников это не останавливает. До скальной пещеры на вершине горы Каранталь нужно подниматься пешком, как минимум, полчаса. Есть возможность добраться на канатке из Иерихона, и даже после этого минут 15 нужно идти в гору.

Главной достопримечательностью монастыря является кусок скалы, который хранится в невзрачной, маленькой комнатке при вечно горящей лампадке. По Библии именно на этом камне Иисус провел все сорок дней в молитвах. Есть здесь и собственная обзорная площадка, откуда можно полюбоваться долиной реки Иордан. Нужно иметь в виду, что площадка всегда обдувается сильными ветрами.

Самый первый монастырь на горе был построен еще Св. Харитоном в IV столетии. Он просуществовал довольно долго, но потом был разрушен персами. Новая лавра строилась по инициативе православной церкви прямо в скале над Иудейской пустыней.

Фото достопримечательности: Монастырь Искушения

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега , в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Спасителя дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).





Внутреннее убранство монастырского храма.

К монастырю, закручиваясь серпантином, ведет широкая горная тропа, по которой можно подняться пешком.

В монастыре круглый год стоит прохлада, частично вырубленный в скале и использующий естественные своды пещеры, он надежно защищен и от капризов погоды, и от посягательств неприятеля.





Вход в пещеру, в которой Иисус Христос проводил время во время сорокодневного поста на горе Каранталь. В вырубленной в скале православной церкви, с позволения единственного в наше время смотрителя и насельника – греческого монаха – паломники, сопровождаемые священником, могут отслужить молебен. Смотритель принимает поминальные записки и записки о здравии, а также пожертвования на церковь.

У подножия Сорокадневной горы расположилось небольшое кафе с вывесками на русском языке…