Евразийский экономический союз. Справка. Еаэс - что это такое? страны-участницы еаэс

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции. Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?

Общие сведения об организации

Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?

Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура. Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства. Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).

Как появилась идея о формировании ЕАЭС

Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве, выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.

Есть ли место политическому взаимодействию?

Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.

Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС. Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене. Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

История ЕАЭС

Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз. На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз. В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.

В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.

Поступательное развитие

Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде. По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.

Этапы развития ЕАЭС

Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

Преимущества ЕАЭС

Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.

Члены ЕАЭС получат возможность:

Пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;

Динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;

Повышать производительность труда;

Увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

Обеспечивать занятость граждан.

Перспективы роста ВВП

Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

Социальный аспект интеграции

Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать укреплять дружбу наций. Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения. Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

Наднациональные структуры

Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией. В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?

Прежде всего, это различные комиссии:

По экономике;

По сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);

По межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;

По вводу денежной единицы для расчетов;

По вопросам экологии.

Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.

Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.

В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Изучим особенности ее деятельности подробнее.

Евразийская экономическая комиссия

Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства. Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса. Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

Перспективы ЕАЭС

Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней. Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения. Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.

При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные. Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира. С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

Сотрудничество на мировом уровне

По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС - Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.

Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.

Русская диаспора в мире одна из самых крупных, но для России она больше проблема, чем инструмент влияния

Александр Халдей

Несколько месяцев назад я написал статью о том, как непросто русским в Казахстане если они занимают какую-то значимую должность или активную жизненную позицию. Вообще тема дискриминации русских в Казахстане настолько стара, что снова возвращаться к ней даже как-то неудобно, но поскольку проблема есть, то не реагировать на неё нельзя.

С крушением СССР огромное число русских в бывших республиках оказались не нужными ни республикам, ни России. Россия со своими гражданами не знала, что делать, а в республиках шёл процесс национального строительства, и русские, носители идеи ушедшей, интернациональной государственности, стали помехой.

В Прибалтике русских опустили на статус неграждан, в Казахстане их выдавливают с должностей всеми средствами, провоцируя на отъезд в Россию, и ещё хорошо, что не убивали, как в дудаевской Чечне или Киргизии. Как говорится - спасибо, что живой.

Необыкновенные приключения казахстанца в России

Геннадий Осипов, бывший житель Казахстана, ныне беженец в России, прошёл все круги этого ада, столкнувшись с произволом на посту работника местной районной администрации. Там он отвечал за сферу ЖКХ, где быстро навёл порядок, что не вошло в соответствие с планами местного руководства, умевшего извлекать прибыль из бардака. Осипова стали преследовать, он искал правды везде, баллотировался в депутаты, его снимали, заводили и закрывали заказные уголовные дела, словом, били из всех калибров. Осипов оказался стойким бойцом и дошёл до самого Назарбаева. Тот приказал отменить преследования, но через время они снова начались. Выход оказался один: чемодан, вокзал, Россия. Этим горьким путём Исхода русские идут уже с 1991-го года. И конца ему не предвидится.

Вот фрагменты переписки Осипова с российскими организациями, куда он обращался за помощью в отстаивании своих прав. Переписка так красноречива, что стоит просто привести её безо всяких комментариев. Тексты говорят лучше. Читается как детективный роман в письмах.

1. Посольство Российской федерации в республике Казахстан. Консульский отдел.

Геннадий Дмитриевич, в соответствии с обращением сообщаем вам, что в России для граждан бывшего СССР отсутствует понятие политического убежища. Въезд на территорию Российской Федерации свободный и безвизовый. Вы можете беспрепятственно выехать из Казахстана в Российскую федерацию. Заведующий консульским отделом посольства РФ в Казахстане Д.Игнатьев.

2. Заместитель председателя Государственной Думы. Г.Д.Осипову. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! В связи с вашим обращением по вопросу нарушения ваших трудовых и иных прав мной направлен депутатский запрос статс-секретарю МИД РФ Г.Б.Карасину, курирующему вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ и работу с соотечественниками за рубежом для рассмотрения указанного обращения по существу. О результатах вы будете проинформированы дополнительно. С уважением, П.О.Толстой.

3. Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! Согласно Уставу, фонд оказывает правовую поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов. ... Из предоставленной вами информации неясно, какие права вы считаете нарушенными. Полагаем, что решение поставленных вами вопросов полностью находится в правовом поле Казахстана. В этой связи оснований для задействования нашего Фонда не усматриваем. Исполнительный директор И.К. Паневкин.

4. МИД России. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! В связи с вашим обращением на имя Президента Российской Федерации В.В.Путина сообщаем следующее: Отказ, полученный вами в суде, объективно не даёт оснований с уверенностью утверждать о дискриминации этнических русских в Казахстане. В основе отношений между Россией и Казахстаном лежит прочный фундамент стратегического партнёрства и тесного взаимодействия, закреплённый подписанным в 2013 году Договором о добрососедстве и союзничестве... При этом в случае наличия в вашем распоряжении конкретной фактологической информации об ущемлении прав русских, проживающих в Казахстане, просим направить её в наш адрес. Зам. директора Третьего департамента стран СНГ В.Спиричан.

5. Аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Осипову Г.Д. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! Ваше очередное обращение к уполномоченному по правам человека в РФ изучено. ... Компетенция уполномоченного не распространяется на иностранных граждан. ... У вас гражданство Казахстана. Таким образом, Уполномоченный лишён каких-либо оснований для вмешательства. На основании этого дальнейшая переписка с вами будет прекращена.

6. Госдума РФ, фракция КПРФ. Президенту республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. Копия: Г.Д.Осипову. Уважаемый Нурсултан Абишевич! Во фракцию обратился Г.Д.Осипов из г.Павлодара, республики Казахстан. Русский по национальности, он много лет проживал в вашей республике, но в настоящее время его уволили с государственный службы (он сообщает, что работал начальником коммунальной собственности г.Павлодара). Он просит помочь ему восстановиться на работе или переехать в приграничную область Казахстана с РФ и помочь трудоустроиться по специальности. Направляю вам обращение Осипова Г.Д. Прошу вас по возможности помочь ему восстановиться на службе или помочь трудоустроиться в другом месте по специальности. Руководитель фракции Г.А.Зюганов.

7. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! Мы получили ваши материалы. Из них ясно следует, что казахстанское правосудие имеет явный избирательный характер. Ваша история подтверждает многочисленные факты дискриминации русских по национальному признаку. Эти факты нам известны, с ними сталкивались и сотрудник нашего Института. (Далее даются координаты казахстанского Центра правовой помощи "Надежда", юристы которого помогают русским соотечественникам - прим. моё, А.Х). Ваш пример, безусловно, будет учтён при анализе положения русских в Казахстане. Правовой центр института Стран СНГ, Докучаева А.В.

Россия - великан, стесняющийся своего величия

Весь спектр реакций на проблему перед нами. Закономерность - чем дальше организация от реальных возможностей помочь, тем адекватнее её реакция (Институт Стран СНГ). Чем ближе организация к международным или правовым отношениям, темп больше сил она прикладывает для ухода от решения проблемы. Главное желание - не ввязываться в конфликт. Главное средство - ни в коем случае не признавать наличие самой проблемы. Потом следует филигранная игра в пас, когда жалоба отсылается кому-то третьему, причём явно читается откровенная досада и даже враждебность в адрес жалующегося.

Что тут можно сказать? Да, Россия утратила многие, хотя не все рычаги влияния на бывшие союзные республики, и они позволяют себе порой совершено хамские выходки в отношении и России, и русских, проживающих в этих республиках. И Россия, чтобы не обострять и без того сложные отношения, стремится избегать любых конфликтных тем. А эти темы в изобилии поставляются общинами русских в бывших республиках, где русские из имперской нации превратились в граждан второго сорта. Не имея средств вовлечения республик с союзы, но отчаянно нуждаясь в этих союзах, Россия старается не конфликтовать с руководством Казахстана. Отношение к другим республикам аналогичное.

Так же, как интересы в области экспорта нефтепродуктов через Прибалтику в своё время не давали вмешаться в произвол местных властей в адрес русских, сейчас интересы единства ЕАЭС не позволяют этого в Казахстане. Если уж в адрес члена НАТО такое не практиковалось, что говорить о союзнике по ЕАЭС? Даже сейчас, когда Казахстан уже откровенно ставит интересы США выше союзнических с Россией, заявляя, что немедленно выйдет из ЕАЭС, если посчитает, что Россия пытается ограничить их суверенитет, Россия предпочитает не реагировать остро и сглаживать углы.

Это говорит пока об одном: Россия слишком слаба и слишком нуждается в союзах на своих азиатских границах. Она после распада СССР не может позволить себе споры с теми, кого она считает ключевыми партнёрами. Любое давление на Казахстан по поводу интересов русских немедленно вызовет крайне раздражённую реакцию с далеко идущими последствиями - в Казахстане готовится трансферт власти и достаточно сильны проамериканские кланы, которым спор вокруг русских станет подарком для раздувания темы вмешательства России во внутренние дела Казахстана. Потому МИД России шарахается от этой темы как от чумы.

Это значит лишь то, что в России нет адекватного института, способного решать проблему русских в ближнем зарубежье в общем и в Казахстане в частности. Да, МИД - не та инстанция, которую нужно привлекать к конфликтной теме, если задачей МИДа является поиск точек соприкосновения и наведения мостов, а не точек расхождения и конфликта. То положение, когда наиболее адекватно интересы русских за рубежом понимает... исследовательский Институт Стран СНГ - это тоже не нормально. Институт всё правильно понимает, только сделать ничего не может. МИД может сделать больше всех, но тогда он займётся разрушением международных отношений, а не их налаживанием.

Тут требуются другие институты гражданского общества. Они в России ещё не созданы. Пока даже нет идеи, что это должно быть и как это надо оформить. Очевидно, это должна быть какая-то общественная организация с федеральной трибуной, вокруг которой будут структуры бизнеса, культурных организаций, политических партий, которым без поддержки этой структуры будет труднее побеждать на выборах. Скорее всего, это должна быть мощная некоммерческая организация в виде фонда с исследовательскими и политическими подразделениями.

Но мощные НКО - это мощные деньги, а Россия пока не в том положении, чтобы через сильные НКО формировать внутреннюю ситуацию в интересующих её странах. Даже с дружественной Белоруссией пока нет рычагов работы кроме посла. Украину из-за этого уже потеряли. Белоруссия балансирует на опасной грани. Понятно, что вскрывать ещё одну линию противостояния с Казахстаном нецелесообразно.

Но это спор о курице и яйце. Что без чего не бывает - денег без влияния или влияния без денег. Можно сказать: разбогатеем - тогда и начнём строить НКО. А можно сказать и так: не начнёте строить НКО - никогда не разбогатеете. Потеряете даже тех, кто сегодня пока в друзьях. Если ждать денег и не строить институты влияния - никогда не будет ни влияния, ни денег. Русские за рубежом - колоссальный ресурс, но из-за того, что в России он не востребован, нет и институтов поддержки и использования этого ресурса.

Это для тех циников, кто на всё в мире смотрит как на ресурс. А если понимать, что там наш народ, наши люди и наши братья, которых мы уже во многом потеряли и продолжаем терять, то и вовсе нет причин откладывать эту работу. Можно сказать определённо - серьёзность намерений России в деле построения союзов на постсоветском пространстве определяется не степенью замалчивания проблемы русских, а наоборот - максимальным использованием этой темы в деле нового собирания земель.

У нового союза должна быть наднациональная - интернациональная - идея, и нести эту идею могут только русские - единственный государствообразующий народ, способный к глобальному государственному строительству на основании глобальной идеи. Все прочие узконациональные проекты в итоге производят к утрате суверенитета перед глобальными центрами силы.

Идею предложил президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Еще в 1994 году он выступил с инициативой объединения стран Евразии, в основу которого будут заложены единые экономическое пространство и оборонная политика.

Двадцать лет спустя

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года. На следующий день - 2 января - членом союза стала Армения, а 12 августа того же года к организации присоединилась Киргизия.

В течение двадцати лет, с момента предложения Назарбаева, наблюдалось поступательное движение. В 1995 году Россия, Казахстан и Беларусь подписали соглашение о Таможенном союзе, призванное обеспечить свободный товарообмен между государствами, а также добросовестную конкуренцию среди хозяйствующих субъектов.

Так был заложен первый камень в интеграцию бывших республик СССР, основанную на более глубоких принципах, чем те, на которых основывалось Содружество независимых государств (СНГ), созданное в момент распада Советского Союза.

К Таможенному союзу проявили интерес и другие государства региона, в частности, в него вошли Киргизия и Таджикистан. Процесс плавно перешел к новому этапу - в 1999 году страны участницы Таможенного союза подписали соглашение о Едином экономическом пространстве, а в следующем 2000 году Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Киргизия учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Не всегда все шло гладко. Между государствами возникали разногласия, но в спорах рождалась правовая основа сотрудничества - в 2010 году Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали 17 базовых международных договоров, на основе которых по-новому заработал Таможенный союз. Был принят единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, движение товаров на территории трех государств стало беспрепятственным.

В следующем 2011 году страны перешли к созданию единого экономического пространства. В декабре между Россией, Беларусью и Казахстаном был подписан соответствующий договор, который вступил в силу с 1 января 2012 года. Согласно договору на территории этих стран стали свободно передвигаться не только товары, но и услуги, капитал, а также рабочая сила.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал логическим продолжением этого процесса.

Цели Союза

Основными целями создания ЕАЭС согласно договору заявлены:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств, вступивших в организацию, в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • формирование в рамках союза единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях процесса экономической глобализации.

Органы управления

Главным органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, который состоит из глав государств членов организации. В задачи Совета входит решение стратегически важных вопросов функционирования союза, определение направлений деятельности, перспектив развития интеграции, принятие решений, направленных на реализацию целей ЕАЭС.

Очередные заседания совета проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные созываются по инициативе любого государства-члена организации либо действующего на данный момент председателя Совета.

Еще одним органом управления ЕАЭС является Межправительственный совет, в который входят главы правительств. Его заседания проходят не реже двух раз в год. Повестка дня заседаний формируется постоянно действующим регулирующим органом Союза - Евразийской экономической комиссией, в полномочия которой входит:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие, всего около 170 функций ЕАЭС.

Также постоянно действует Суд союза, в состав которого входят по два судьи от каждого государства. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации основного договора и международных договоров в рамках Союза и решений его руководящих органов. В суд могут обратиться как государства - члены Союза, так и отдельные предприниматели, работающие на их территории.

Членство в ЕАЭС

Союз открыт для вступления в него любого государства, и не только Евроазиатского региона. Главное - разделять его цели и принципы, а также соблюдать условия, согласованные с членами ЕАЭС.

На первом этапе необходимо получить статус государства - кандидата. Для этого необходимо направить соответствующее обращение на имя председателя Высшего совета. Под его руководством совет решит предоставить или нет заявителю статус государства-кандидата. Если решение окажется положительным, то будет создана рабочая группа, она состоит из представителей государства-кандидата, действующих членов Союза, его руководящих органов.

Рабочая группа определяет степень готовности государства - кандидата принять на себя обязательства, вытекающие из основополагающих документов Союза, затем рабочая группа разрабатывает план мероприятий, необходимых для вступление в организацию, определяет объем прав и обязанностей государства - кандидата, а затем формат его участия в работе органов Союза.

В настоящее время есть ряд потенциальных претендентов на статус кандидата на вступление в ЕАЭС. Среди них следующие государства:

  • Таджикистан;
  • Молдавия;
  • Узбекистан;
  • Монголия;
  • Турция;
  • Тунис;
  • Иран;
  • Сирия;
  • Туркмения.

По мнению специалистов, наиболее готовыми странами для сотрудничества такого формата являются Таджикистан и Узбекистан.

Еще одна форма сотрудничества с ЕАЭС - статус государства-наблюдателя. Он приобретается аналогично статусу кандидата в членство и дает право принимать участие в работе органов Совета, знакомиться с принимаемыми документами, за исключением документов, которые носят конфиденциальный характер.

14 мая 2018 года статус наблюдателя ЕАЭС получила Молдавия. В целом же, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, в настоящее время в сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом заинтересованы около 50 государств.

Сегодня вопросы о ЕАЭС, что это такое, какую силу может в себе заключать, постепенно находят свои ответы. Очевидно, что такие с виду устойчивые международные организации, как НАТО и Евросоюз, сплоченного западного мира приводит к логичному стягиванию аналогичного полиса силы на Востоке. И Россия стремится стать центром таких сил, создавая ЕАЭС, союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

Бездейственное СНГ

ЕАЭС - что это такое? Формально это молодое международное объединение, олицетворяющее собой восточное противостояние западным монолитам. Вместе с тем Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. В принципе первым альянсом на данной территории можно считать известное СНГ - содружество независимых государств, которое по большей части было бездейственным союзом, имеющим крайне мало содержательности.

Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество. Идея о его создании была подана президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. В течение пяти лет партнеры искали оптимальные решения реализации нового партнерства. И в 2000 году Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнерство вступало в силу в 2001 году.

Таможенный союз

Одним из главных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создания единого таможенного пространства. В итоге в начале 2010 года в рамках ЕврАзЭс начал работать Таможенный союз. Союз создавался с целью усиления торговой интеграции, создания торговых беспошлинных зон, где товарообмен не сопровождался бы какими бы то ни было экономическими ограничениями. В союз вошли все государства ЕАЭС, образование которого также активно обсуждалось с тех самых пор.

Внедрение действий единого таможенного кодекса, который был принят и ратифицирован всеми государствами участниками, не было безоблачным. Конфликт разгорелся между Кремлем и Минском, да так, что Владимир Путин пригрозил белорусскому лидеру, что действие союза начнется без него. В итоге в апреле 2011 года транспортный контроль на русско-белорусской границе был отменен. При сохраненном пограничном и миграционном из этих стран предполагает нулевую и отсутствие выплат по акцизам. При импорте НДС и акцизы поступают в налоговые органы Российской Федерации.

Второй шаг - к единому пространству

В конце 2011 года страны участницы создали Среди главных задач комиссии было, в том числе, еще большее укрепление экономических связей в качестве плацдарма, на котором и должно было развернуться создание ЕАЭС.

В начале 2012 года было образовано усиливавшее взаимную интеграцию стран. Начало работы было ознаменовано ратифицированными всеми членами созданного пространства документами в количестве 17 соглашений.

Это было последним организационным этапом, результатом которого стало подписанное 29 мая прошлого года в деловом центре Казахстана Астане соглашения о создании ЕАЭС. Первого января этого года союз вступил в силу при участии России, Казахстана и Белоруссии, на день позже соглашения ратифицировала Армения. И лишь спустя четыре месяца состоялось вступление Кыргызстана.

Армянская доля

Довольно долго с присоединением к российским союзам на азиатском театре тянула Армения. И хотя в новорожденное объединение страна вступила 2 января этого года, до этих пор несколько лет вытягивала для себя дополнительные преференции при любых разговорах о вступлении в тот же Таможенный союз и в более ранние организации. По итогам тактики затягивания Армения выбила 1,13 % доли от таможенных пошлин товаров, ввозимых на территорию союза. Стоит отметить при этом, что страна не имеет прямых границ ни с кем из участников Таможенного союза. Помимо этого на единые на приобретение товаров (в основном речь идет о сельскохозяйственной продукции) Армения перейдет только к 2022 году. На молочку, яйца и мед отдельные тарифы будут действовать до 2020 года, а на фрукты и орехи - до 2019-го.

Аналогичные послабления предусмотрены и в других видах продовольственных товаров. До 2018 года будут применять нулевые таможенные пошлины на бензин, единый с ЕАЭС тариф будет введен только в 2020 году. Таким же образом планируется регулировать пошлины на фармацевтику, органическую и неорганическую продукцию, удобрения, бытовую химию и некоторые другие.

Льготы для нового участника в основном легли на самого крупного игрока союза - Россию и, по подсчетам некоторых экономистов, по итогам этого года может обойтись в 5,2 $млрд. Стоит добавить, что незадолго до официального вступления Армении в ЕАЭС, Евросоюз ассигновал 77,5 млн евро.

В полку прибыло

Последним на сегодняшний день участником, вступившим в союз, стал Кыргызстан, ЕАЭС окончательно примет нового игрока 29 мая, согласно подписанным документам. О вступлении 8 мая текущего года сообщил вновь избранный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В своей речи он отметил, что все сомнения, возникавшие ранее, были сняты.

Более того, тогда же казахский лидер сообщил и о намерении, которое высказали страны ЕАЭС не так давно, заключить договор о свободной зоне торговли с Вьетнамом. Интерес к данному соглашению также проявили Турция, Азербайджан, Индия и Монголия.

Стратегия экономического развития

Хотя был долгий путь к созданию ЕАЭС, что это такое с экономической точки зрения - по-прежнему не очень ясно. Декларировалось сразу несколько интеграционных положительных моментов для национальных экономик. В частности, конечная стоимость товаров должна снижаться за счет значительно уменьшившихся издержек на перевозку товаров внутри стран, а также на продажу их за рубеж. Экономическое развитие стран-участниц должно быть на одном уровне, что позволит обеспечить «здоровую» конкуренцию. Между тем, как страны достигнут одного уровня, не пояснялось. Кроме того, ожидается, что сокращение издержек в результате отмены торговых ограничений позволит увеличить производительность труда и, как следствие, повысить зарплату.

Разрастающаяся территория ЕАЭС и экономический рост приведут к увеличению спроса, полагают адепты союза, что, в свою очередь, будет стимулировать и способствовать наращиванию объемов производства всех видов товаров. И, таким образом, благосостояние народов, входящих в союз, должно только расти с каждым годом.

Компромиссные подходы

Несмотря на декларируемые задачи, свое существование союз все же начал с обязательств облегченной формы. Так, значительно меньший спектр полномочий был оставлен за Евразийскими экономическими комиссией и судом, которые должны были отслеживать и регулировать соблюдение договоренностей. При неисполнении постановлений ЕЭК, спор переходит в судебную плоскость. Однако решения, выносимые судом, носят рекомендательный характер, а конечно решение по спорным моментам принимаются на уровне совета лидеров государств. Более того до 2025 года, а то и на неопределенный срок отложены решения по вопросам создания финансового регулятора ЕАЭС, а также единого органа управления торговлей энергоресурсами.

Контрольные органы

В рамках ЕАЭС по примеру Евросоюза были созданы соответствующие управленческие органы: Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. В состав первого управленческого органа входят лидеры стран-участниц и председатели правительств данных государств. Лидеры в рамках союза встречаются ежегодно не реже одного раза, главы правительств собираются, как правило, два раза в год. Решения принимаются на демократических основах, они обязательны к выполнению для всех членов союза. В полномочия ВЕЭС также входит определение состава и компетенции других органов союза.

ЕЭК является постоянным органом союза. Его полномочия определены в уставе ЕАЭС и подразумевают обеспечение условий для успешного интегрирования стран в единые экономические реалии. Также ЕЭК были переданы компетенции существовавшей ранее комиссии ТС. Среди них определение макроэкономической, энергетической, валютной, миграционной политики; решение вопросов тарифного регулирования и естественных монополий, субсидирования и внешней торговли и многие другие. Бюджет ЕЭК формируется за счет взносов участников союза.

Реакция Запада

Организация сильного восточного альянса, разумеется, никак не улыбается странам Запада. И Европейские державы, и США выражают свои опасения и несогласие с любыми попытками интеграции на постсоветском пространстве, а уж тем более и в прежнем составе. Вопросом «ЕАЭС - что это такое, прежде всего, с политической точки зрения» на первых порах задавались едва ли не все политологи-антагонисты.

Наиболее категоричное недовольство звучало со стороны США, которые после создания Таможенного союза и в преддверии договоренностей о ЕАЭС однозначно обозначили это как попытки России занять доминирующее положение на постсоветском пространстве. Между тем, по версии американского политолога Россия может стать мощным державой и формировать восточный полис только при условии объединения с Украиной.

Перспективы единой валюты

Был создан относительно недавно, однако самыми актуальными вопросами остаются валютная и финансовая интеграция, которая предполагает, в частности, создание единой валюты, которая будет укреплять единый рынок между всеми странами участницами. Уже в марте этого года Владимир Путин дал поручение Центральному банку и нижней палате парламента найти решение данных вопросов совместно с центробанками всех стран участниц союза до 1 сентября текущего года.

Среди наименований новой денежной единицы обсуждаются «алтын» (термин тюркского происхождения, уходящий в бытность Золотой Орды) и «евраз», что пересекается с евро. Эксперты, комментируя идею единой валюты, отмечают, что полноценная интеграция без таковой невозможна. Ранее высказывалась также идея создания единого евразийского ЦБ по примеру для Казахстана, России и Белоруссии. В подписанных по этому вопросу документах значился 2025 год. В то же время ухудшающаяся геополитическая ситуация, вероятно, толкает, в частности, Владимира Путина на ускоренные меры, полагают аналитики.

Политические амбиции

Как только речь зашла о валютной интеграции в рамках ЕАЭС, международные эксперты еще четче стали оценивать союз с точки зрения исключительно политической плоскости. Эксперты утверждают, что ускорение этого процесса при полном недоверии ни к одной из валют стран-участниц - крайне рисковая операция, и перспективы ЕАЭС вызывают в данном разрезе большие вопросы. Понимание этого, разумеется, убедит партнеров пойти навстречу Москве, но и позволит выторговать себе немало послаблений. Все страны, утверждают аналитики, готовы на совместную работу только в случае, если могут получить что-то взамен. Покрываться эти преференции будут за счет российского бюджета. А поскольку крайняя заинтересованность в союзе очевидна с российской стороны, у нее и может быть самая слабая позиция.