Что такое «ротацизм» и «параротацизм»

Белые лебеди в небе живут,
По небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка.
Здравствуйте, лебеди-облака!

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало все село -
Белым-бело!

Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.

В магазине Валеньке
Покупали валенки.
Маленькие валенки
До чего милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька -
Оказались валенки
Для нее малы.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.

Варежки у Вари
Пропали на бульваре,
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.

Веник пол подметал,
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.

Во дворе стоит гора.
Мы катаемся с утра.
Снеговик-бедняжка злится,
Что не может прокатиться.

Дни и ночи напролет
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.

Жил-был Забыл.
- Где жил? - Забыл.
- Где был? - Забыл.
- Что ел? - Забыл.
- Что пил? - Забыл.

Зиму всю мели метели -
Клены, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели -
Ветки лапками согрели.

Зря ласка лаской названа:
Совсем неласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

Ломали лед, ломали мы.
Летели клочья от зимы.

Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
- Не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, - сказала Мила.
- Я выплакиваю мыло.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку -
Бросит корочки в корзинку.

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Растянулся в луже Яшка
И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой
Лужу сразу промокнул.

Рах-трах тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прогремел над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем.

Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша!

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил,
Он воевал, не уставал,
И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного!

Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.

У моей сестры Марины
Щеки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители,
Бобры - речные жители.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

________________________________________________
ИСТОЧНИКИ:

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й]. - М.: Школьная Пресса, 2006.

Утро

Солнце на небе всходило,

Солнце филина будило:

Просыпайся, встань, мой друг,

Пляшет вся земля вокруг.

Пляшет белка, пляшет ежик,

Пляшут все, кто только может.

Хорошо в лесу весной -

Встань скорей! Спляши со мной!

Р. Скучайте

Весна-красна

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Ф. Лев

Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик - первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Е. Серова

Домик для синицы

К садоводу дяде Грише

Угодил птенец на крышу.

Беспокоится синица:

Может крошка простудиться.

Тащит внучек рукавичку -

Домик птичке-невеличке.

«Не годится рукавичка», -

Говорит ему синичка.

Внук тогда принес лукошко,

Положил травы немножко.

«И лукошко не годится», -

Объясняет мать-синица.

Внук задумался... Потом

Из дощечек сделал дом -

Недоступный для врагов,

Птичьих недругов - котов.

Поселились птицы в доме,

Мать-синица дочку кормит.

Носит гусениц, жучков,

Короедов-червячков.

Дядя Гриша-садовод

Без забот теперь живет:

Охраняют птицы сад

И внучонка веселят.

М. Семенова

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей Медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали Зайки к ней,

Подлетел к ней Грач;

Покатился Ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась Белочка,

Глянув из дупла, -

Дождалась пушистая

Света и тепла.

Гордо приосанился

Просветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И Мороз за елками,

Заворчав, исчез.

Л. Аграчева

Ледоход

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют -

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

С. Баруздин

Мы построили скворечню

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том,

Мать, отец и скворушки -

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат:

Мы хотим добавку -

Муху и козявку.

Е. Тараховская

Медуница и первоцвет

Расцветает медуница -

У цветов она царица!

Рядом с нею первоцвет

В золотистый фрак одет.

Л. Герасимова

Хлеб

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Ешь его, расти и помни:

«В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!»

И. Токмакова

Почему у пирога зарумянились бока

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода -

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое - страда,

Праздник мирного труда.

Убран хлеб - и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало,

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днем весенним,

Летним днем, осенним днем

Согреваем землю все мы

И любовью,

И трудом!

В. Степанов

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты...

А. К. Толстой

Май-травень

Зелены у мая волосы,

А рубаха вся в цветах.

Он поет в лугах, лесах.

Словно жар летит по воздуху,

Сам цветущею черемухой

Весь до ниточки пропах.

Надо, надо по-серьезному

Думать нам о семенах.

Мальчик Ваня, будь смелей,

Под окном цветы посей.

М. Сухорукова

Я пройдусь по лесам, много птичек есть там.

Все порхают, поют, гнезда теплые вьют.

Побываю в лесу, там я пчелок найду,

И шумят, и жужжат, и работать спешат.

Я пройдусь по лугам, мотылечки есть там,

Как красивы они в эти майские дни!

С. Маршак

Фиалки, ландыши припас

Веселый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем,

Пускай цветут на радость людям!

B. Берестов

Зеленый, красный, яркий май,

С ребят пальтишки поснимай.

Деревья в листики одень,

Звени ручьями целый день.

Куда я в мае ни пойду -

Везде я солнышко найду.

C. Капутикян

Черемуха

Черемуха, черемуха, ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего, для мая расцвела.

А ты, трава-муравушка, что стелешься мягка?

Для праздника весеннего, для майского денька.

А вы, березки тонкие, что нынче зелены?

Для праздника, для праздника, для мая, для весны!

Е. Благинина

Одуванчик

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого.

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

3. Александрова

Ландыш

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень -

И весь он зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы,

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Е. Серова

Полевой звоночек

Тихой, раннею порой,

После теплой ночи,

Вдруг над самой головой

Зазвенел звоночек!

Весь в потоке света,

В дымке синеватой.

Солнцем обогретый,

Маленький, крылатый.

Поднимается в зенит

И звенит, звенит, звенит.

Стал не больше точки

Полевой звоночек.

И. Демьянов

Мой садик

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень...

И весь день в траве высокой

Лежа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчелы

Вкруг черемухи жужжат.

A. Плещеев

Добра сирень, щедра сирень.

Срывай, бери, другим дари!

А не раздаришь - через год

Сирень цветов не принесет.

B. Викторов

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

A. Плещеев

Черемуха

И вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветет, цветет черемуха

В овраге у реки.

С утра до поздних сумерек.

Со всех концов земли,

К цветам ее торопятся

Тяжелые шмели.

B. Жуковский

Стихи о погоде

Туча - дождик,

Туча - снег,

Туча - папа,

Туча - дед...

А за ними -

Возле папы,

Рядом с дедом,

Маленькие тучки,

Тучки - деда внучки,

Тучки - папы дочки.

Тучки - дождик,

Тучки - снег,

То ли будет,

То ли нет...

И. Мазнин

Песенка жука

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу.

Почему зовут Жу-жу?

Потому, что я жужжу.

А. Береснев

Асфальт намок

Все утро дождик моросил...

Асфальт намок - и отразил,

Как настоящая река,

Кусты, деревья, облака,

Дома, машины, провода...

Вокруг меня блестит вода...

А я могу идти по дну

И никогда не утону!

Н. Юркова

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели -

Клены, липы поседели....

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели:

Птицы с юга прилетели -

Ветки лапками согрели!

И. Демьянов

Весенний дождь

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок -

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.

Н. Полякова

Весенние заботы

Можешь взять мою лопатку -

Я уже вскопала грядку,

Будут астры под окном -

Пусть в цветах живет наш дом.

А когда промчится лето

И придет желанный час,

С белым праздничным букетом

Я отправлюсь в первый класс!

Г. Глушнев

Песня

Над речкой пели -

Даже щуки

Присмирели.

В. Лисичкин

Кто кого разбудил

За ним второй петух и третий

Горланить стали на рассвете.

За огород и за реку

Летело вдаль: «Ку-ка-ре-ку!»

И вдруг залаяла собака,

За ней другая, а потом...

Весь дом разбужен был котом.

Взлетели голуби на крышу,

Услышав дикий крик кота.

А солнце поднималось выше,

И голубела высота.

Е. Авдиенко

Ветерок

Был малюткой ветерок,

Да подрос за вечерок,

Стал задира и буян -

Настоящий ураган!

В. Лисичкин

Май - пастух с хорошей славой,

Знает, где какие травы...

В голубых лугах безбрежных

Он пасет барашков нежных.

Стадо ивовых сережек,

Как ягнят, пасет он тоже.

И швыряет тут и там

Благовонья по кустам.

Пер. со словац. Даниел Гевьер

В поле - ветер, в небе - гром,

А над речкою наш дом

С красной крышей под каштаном,

Из трубы - дымок султаном.

Значит, в доме топят печь,

Значит, что-то будут печь,

Может быть, какой пирог,

Может быть, оладушки...

Значит, время со всех ног

К дому мчаться, к бабушке!

Пер. с укр. А. Каминчук

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

КАК ПОСТАВИТЬ РЕБЁНКУ ЗВУКИ [Р], [Р"]?

Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р"] не заметить трудно. Появляются они позже остальных звуков. Можно ли ускорить их становление? Как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.

1.«Ребёнок не выговаривает букву Р!»

Родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р]. На приёме у логопедов они просят: «Научите моего ребёнка ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р!». Хочу сразу заметить: логопедов подобная фраза раздражает ужасно! Во-первых, они учат детей ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ . То, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ, а то, что пишем – БУКВЫ. И путать это никак нельзя! Во-вторых, помимо трудного звука [Р,] у ребёнка очень часто отсутствуют или неправильно произносятся и другие звуки. Но это родителей уже не так напрягает… А уж о каком-то «ротацизме» и «параротацизме» они и слыхом не слыхивали!

2 .Что такое «ротацизм» и «параротацизм»?

Термин ротацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Р], [Р"]. Вот самые распространённые:

Звуки [Р], [Р"] в словах вообще опускаются : «ак» (рак), «ука» (рука), «ук» (лук), «ека» (река), «исунок» (рисунок), «имень» (ремень) и т.д.

Велярное произношение : корень языка сближается с мягким нёбом; воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную вибрацию мягкого нёба и характерный, рокочущий, «горловой» звук.

Увулярное произношение : вибрация наблюдается в маленьком язычке (увуля).

Боковой ротацизм : вибрирует один из боковых краёв языка.

Щёчный ротацизм : к вибрации бокового края языка присоединяется и щека, что трудно не заметить. Иногда щёчный ротацизм бывает двусторонним.

«Кучерской» ротацизм : вибрируют губы (либо одни, либо в «содружестве» с высунутым языком).

Носовой ротацизм : корень языка плотно смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгука» (рука), «нгама» (рама). Этот вид ротацизма встречается при открытой ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

Одноударные звуки [Р], [Р"] : вибрация в языке отсутствует, но место произнесения выбрано языком правильно: на альвеолах, за передними резцами. Этот одноударный звук ещё называют проторным .

Замены звуков [Р], [Р"] на другие звуки, – это так называемые параротацизмы :

Звук [Р] в словах заменяется звуком [В]: «вов» (ров), «воза» (роза), «высь» (рысь), «выба» (рыба), «кавова» (корова) и т.д.;

Звук [Р] в словах заменяется звуком [Г]: «гага» (гора), «габота» (работа), «гучка» (ручка), «кагусель» (карусель) и т.д.

Звук [Р] заменяется в произношении звуком [Д]: «Дома» (Рома), «кадопка» (коробка), «дубашка» (рубашка), «ддава» (дрова) и т.д. (встречается при закрытой ринофонии, ринолалии );

Звуки [Р], [Р"] заменяются звуком [j]: «ёва» (рёва), «юмка» (рюмка), «каяблик», (кораблик), «кьяб» (краб), «кьёшка» (крошка), «ёща» (роща) и т.д.;

Звук [Р] в словах заменяется звуком [Л]: «лука» (рука), «лыба» (рыба); звук [Р"] заменяется звуком [Л"]: «лика» (река), «люмка» (рюмка) и т.д.

Твёрдый звук [Р] в словах заменяется мягким звуком [Р"]: «рюка» (рука), «риба» (рыба), «ряды» (рады), «карита» (корыто) и т.д.

Мягкий звук [Р"] в словах заменяется твёрдым звуком [Р]: «рыс» (рис), «Хруша» (Хрюша), «грыб» (гриб) и т.д.

3.Что мешает ребёнку правильно про износить звуки [Р], [Р"]?

Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки)? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык (микроглоссия ), или чрезмерно большой (макроглоссия ). А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р"], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л"]. Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.

Некоторые родители скажут: «А вот у нашего малыша картина раннего развития была идеальна, язычок – в норме, а звук [Р] всё равно не получается!» « А соска была?», - спросит дотошный логопед. 99% мам и пап ответят утвердительно. Медики и логопеды уже набили себе оскомину, говоря об этой проблеме. Что поделать: не хотят родители исключать соску из жизни ребёнка и всё тут! Так и норовят впихнуть её в ротик даже годовалого и двухгодовалого малыша, а потом посыпают головы пеплом: «Ох, он не говорит!!!», «У него «каша» во рту!». Работу над подобными ошибками приходится выполнять уже логопеду.

4.Где можно поставить ребёнку звуки?

Итак, предположим, что звук [Р ] у ребёнка не появился ни в три года, ни в четыре, ни в пять лет. Некоторые родители (а таковых меньшинство!) махнут на это дело рукой и скажут: «Не в звуке счастье!». Другие же (их большинство), будут штурмом брать пороги логопедических кабинетов и компенсирующих детских садов. Что, в общем-то, правильно. Но! Если в речи ребёнка отсутствует один лишь звук [Р], на логопункт или в бюджетный речевой детский сад его с полным основанием могут и не взять. В очередях там стоят дети, у которых до пятнадцати дефектно произносимых звуков. И говорить об отсутствии одного единственного звука на комиссии по отбору детей в специализированные группы как-то не вполне корректно… В этом случае родителям придётся уповать либо на логопеда-частника, либо на собственные силы.