Бильжо о космодемьянской. Cтатья Андрея Бильжо о Зое Космодемьянской вызвала возмущение у россиян. Аспирантура по новому закону: что нового и что хорошего

Андрей Георгиевич Бильжо. Художник-карикатурист, по первой профессии врач-психиатр, успешный бизнесмен (владелец сети ресторанов). На личной странице в проекте «Сноб» описывает свои пристрастия так: «Люблю сидеть на набережной где-нибудь в Венеции, смотреть на людей, на воду и пить белое вино». А еще у г-на Бильжо есть принципы. 2 января 2013 г. в эфире «Эха Москвы» он их сформулировал так: «Я считаю, что перо поднимать можно на всё что угодно, просто очень важно как ты это делаешь, для кого ты это делаешь, зачем ты это делаешь и когда ты это делаешь; все эти составляющие очень-очень важны».

9 декабря с.г. г-н Бильжо открыл в сетевом издании The Insider новую рубрику «Диагноз недели с доктором Бильжо». Начать решили мощно, приплясывая от восторга перед собственной дерзостью и безнаказанностью: «Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет Интернет и меня, но, слава Богу, я сейчас нахожусь далеко». В чем же эта страшная «всяправда»? А вот в чем:

«Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией…»

Всё. Для пожизненного исключения из перечня приличных людей этого достаточно. Врачи не обсуждают публично истории болезней пациентов. Это элементарное, общепринятое требование врачебной этики. Ни история болезни, ни диагноз, ни прогноз, ни сам факт обращения к врачу-психиатору не должен быть разглашен. Это я уж не говорю про то, что никаких копий упомянутого документа, вообще никаких признаков его (документа) существования г-н Бильжо не привел и никогда не приведет.

Да, бывают исключения из правил: граждане, нанимающие себе на службу президента, имеют право спросить о состоянии здоровья того, кому они доверят власть, деньги, право начинать войну, награждать и миловать - но здесь совсем другой случай. Зоя на должность президента не претендовала и в отличие от Жанны Дарк (которая и не скрывала, что «слышит голоса»), возложить корону на голову одного из претендентов не дерзала.

Амбиции Зои Космодемьянской были гораздо скромнее: в составе группы таких же комсомольцев-добровольцев в лютый мороз и пургу перейти линию фронта, что-то там разведать или взорвать, а если сказочно повезет, то вернуться назад и повторить это еще два-три раза; ничего большего при имеющемся уровне подготовки, оснащения и вооружения от этих «диверсантов» не ждали, да и им не обещали. И поэтому медицинские диагнозы Зои Космодемьянской никого, кроме командира подразделения, волновать не могли, а уж сегодня о них и вовсе надо бы заткнуться. Но г-н Бильжо продолжает срывать покровы:

«Когда Зою вывели на подиум (какое красивое импортное слово! в реальности это был ящик, известно даже, что из-под лапши) и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской… Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской».

Мы живем в эпоху, когда не знать чего-либо нельзя. Врать, ерничать, повторять чужие глупости можно, не знать - нельзя. Не более 15 минут ушло у меня на то, чтобы найти в Сети: акт допроса свидетелей казни Зои Космодемьянской, протокол допроса обвиняемого Клубкова В.А. (один из участников диверсионной группы, которая имела задание сжечь деревню Петрищево), заверенную запись рассказа жителей деревни Петрищево от 2 февраля 1942 г. об обстоятельствах пленения, допроса и казни Зои Космодемьянской. Так быстро найти удалось потому, что всё это собрано на одной странице . Есть там и полный текст приказа Ставки ВГК № 0428 от 17 ноября 1941 г. («разруша ть и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог…»)

Из документов однозначно следует, что никакого «кататонического ступора с мутизмом» не было. Проще говоря - челюсть не свело. Зоя Космодемьянская могла говорить и говорила, и во время допроса и «на подиуме» - только совсем не то, что он неё требовали допрашивающие. Я не буду приводить ни пространные цитаты из протоколов, описывающих обстоятельства этого допроса, ни фотографии, сделанных «у подиума» - и не только потому, что считал и считаю недостойным делом заниматься эмоциональным «взвинчиванием» читателя. Тут всё сложнее: полуправда - это та же ложь, а других фотографий у меня нет: ни фотографий трех жителей Петрищево (один мужчина и две женщины), которых по приговору советского трибунала расстреляли «за соучастие», ни фотографий трупов женщин и детей, которых во исполнение приказа Ставки в лютую стужу выбрасывали на снег.

Шла война, и у каждого была своя правда. Подписавшие приказ № 0428 Сталин и Шапошников были по-своему правы: немецкая армия оказалась не готова к действиям в таких климатических условиях, и этот фактор надо было максимально использовать - мороз подавляет волю солдат противника ничуть не хуже огня и стали. Зоя и её боевые товарищи были во всём правы: они добровольно пошли воевать за Родину, против абсолютного зла, каким, вне всякого сомнения, был гитлеровский фашизм. Они не записывались специально в поджигатели - так получилось, такой был приказ. Мог быть другой, но им достался этот: « Сжечь следующие населенные пункты, занятые немцами: Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино, Бугайлово, Грибцово, Усатново, Грачево, Михайловское, Коровино. После уничтожения этих пунктов задание считается выполненным. Срок выполнения задания 5-7 дней с момента перехода линии фронта».

А у простых русских баб из Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино и Бугайлово была своя правда. Зоя защищала Родину, а они защищали своих детей. И если Родина в лице тов. Сталина решила, что жизнь их детей - это приемлемая цена победы, то нужна ли такая победа? Покажите мне человека, который знает ответ на этот вопрос…

«Петрищево - это наша русская Голгофа». Так сказал недавно министр Мединский, и в этом он был совершенно прав. Евангельская Голгофа - не место подвига. Голгофа - это место страдания, ужаса, смерти. Может быть, когда-то в будущем, когда наше общество повзрослеет и выздоровеет, там, в Петрищево поставят монумент памяти и скорби и на холодном мраморе золотом запишут имена ВСЕХ погибших. А сегодня всякий, кто берется хоть единым словом прикоснуться к этой теме, должен сто раз спросить себя: как ты это делаешь, для кого ты это делаешь, зачем ты это делаешь? Что есть твое желание «взорвать Интернет» мелким и мерзким скандалом рядом с величайшей трагедией народа?

вышло интервью известного карикатуриста Андрея Бильжо, врача по образованию. На страницах издания он высказался по поводу недавно вышедшего фильма «28 панфиловцев» и поставил под сомнение подвиг Зои Космодемьянской. Карикатурист заявил, что у героини была шизофрения, поэтому она молчала во время казни. Якобы диагноз подтверждается даже справками из больницы.

Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П. П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит», -

пишет Бильжо.

Бильжо также поставил под вопрос исторические знания министра культуры Владимира Мединского. Он заявил, что тот занимается «мифотворчеством» — выдаёт выдуманное за действительное, и сравнил его деятельность с медицинским диагнозом.

Мифотворчество» — это бред у больного, который рассказывает о том, что он видел инопланетян и был в космосе, и что он влияет на мозг своего соседа. Бред пациента отличается от мифов только тем, что если в бред верят все окружающие люди, то он превращается в миф, -

продолжает Андрей Бильжо.

Как считает карикатурист, Мединский осознанно поддерживает распространение «фейковой» истории, в частности, поддерживая «28 панфиловцев», тем самым причиняя огромный вред народу.

Меня удивляет стойкость и боевитость Мединского, но он руководствуется фразой «лучшая защита — это наступление» и поэтому продолжает отстаивать свою позицию по мифотворчеству, когда историки откровенно говорят ему, что вы занимаетесь не историей. И в этом смысле он похож скорее на врача, который получил диплом, но лечит всех толчёным мелом и кирпичом. Ему, на самом деле, глубоко наплевать, и когда он называет мразями тех, кто предаёт историю нашей великой России, нашей родины, в его глазах я читаю фальшь и враньё. Он пытается пристроиться и уловить общий тренд и, надо сказать, довольно ловко его улавливает и чувствует, как настроено народонаселение нашей страны, как оно хочет гордиться, хотя гордиться последние лет 16 нечем, потому что ничего не создано, -

заключает Бильжо.

После такого громкого заявления в Сети разразился скандал. Многих возмутило отношение к одной из самых страшных страниц ВОВ: 29 ноября 1941 года в деревне Петрищево Московской области фашисты до смерти замучили 18-летнюю девушку, красноармейца из диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Для задания Зою Космодьянскую забросили в немецкий тыл.

То, что у Космодемьянской не было шизофрении подтвердил Дмитрий Стешин, журналист «Комсомольской правды» . Он резко отреагировал на заявления Бильжо.

Если бы Андрея Бильжо били несколько часов, потом изнасиловали — много раз, — потом поводили голого по морозу и вырвали ногти, он бы «на подиуме», под петлей, впал бы в «кататонический ступор с мутизмом» или держался бодрячком и шутил?», -

уточняет журналист.

Эксперт, историк Александр Дюков поставил под сомнение, что Зоя лежала в больнице им. Кащенко. Для доказательств были представлены справки - в конце 1940 года девушка была на лечении в больнице им. Боткина, которая не имела психиатрической специализации.

Кроме того, стало ясно, что у Космодемьянской был нервный срыв из-за начала войны, а позже развился острый менингокковый менингит. После этого ее доставили для реабилитации в санатории «Сокольники».

Есть информация, которая получена была во времена СССР в ходе опроса жителей деревни. Они подтвердили, что Космодемьянская не молчала во время казни.

Широко известна ее последняя речь.

Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён. Товарищи! Победа будет за нами! Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас не вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов», -

обратилась она и к жителям, и к немцам.

Эксперты отмечают, что Бильжо удобно распространять ложь: все карты больных уничтожаются за сроком годности в 25 лет. Пользователи в Сети возмущены и требуют разбирательств в суде и прокуратуре.

Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин также отреагировал на публикацию в своем

Честно говоря, я думал, что самым большим подонком среди либералов является г-н Кох.
Теперь я точно знаю, что у него появился конкурент.
Это типа д-р - г-н Бильжо.
А понял я сие после прочтения его комментария в рубрике сайта The Insider "Диагноз недели с доктором Бильжо", в рамках которой данный психиатр беседует с изданием, реагируя на какое-то событие недели, привлекшее его внимание по профессиональным мотивам.
В данном случае героем рубрики стал министр культуры Владимир Мединский, которого группа ветеранов-панфиловцев признала почетным членом своей организации, о чем говорится в письме, поступившем в редакцию Газеты.ру: «В год 75-летия массового героизма 28 героев-панфиловцев мы с большим удовлетворением отмечаем, что министр культуры РФ - наш единомышленник и защитник».

Впрочем, прежде предоставить ему слово, где главным объектом его помойной критики стала Зоя Космодемьянская, выскажу несколько своих соображений:

1) Давно слышал, а сейчас лишний раз убедился, что многие психиатры подпадают под древнее изречение: врач, исцели себя сам. В том смысле, что они, общаясь с больным, заболевают сами. Но в отличие от других не могут поставить себе диагноз, считая себя здоровыми.

2) Утверждать, что Зоя Космодемьянская не раз лежала в психбольнице Кащенко можно лишь при условии, что у тебя есть доказательства. Однако никаких доказательств у Бильжо нет. Он просто утверждает, что когда-то видел её историю болезни, которую, как он же уверяет, уничтожили сразу после того, как слава о ней стала общенародной. Однако тогда непонятно, где и когда он мог видеть её с учётом того, что сам родился в 1953 году?

3) Бильжо пишет о том, насколько смешно звучат мифы о Ленине, однако как бы он знал, насколько дико выглядят его собственные представления о мифе, про который он не знает НИ-ЧЕ-ГО? Ничего, потому что мифотворчество не бред. мифотворчество - это в образно-символической форме отражённая сознанием реальность. И Бильжо занимается им как и все.

4) Глумление и издевательство над девушкой, геройски погибшей от рук нацистов, у него просто зашкаливает. А именно так можно понять его психиатрическое объяснение, почему она молчала во время казни. Но в том-то и дело, что перед смертью она не молчала!

5) Г-ну Бильжо следует знать, что Панфилов командовал не группой солдат, которые дали бой немцам под Москвой, а дивизией. Поэтому утверждать, что все панфиловцы погибли, а только один Мединский остался, глупо и низко.

Теперь слово негодяю:

Ветераны отмечают, что в последнее время «появились так называемые «историки», которые пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, принизить роль великих завоеваний». Накануне также стало известно, что режиссер Андрей Шальопа, снявший фильм «28 панфиловцев», профинансированный Минкультом, получил премию Российского военно-исторического общества «За верность исторической правде».

Мне хочется поздравить Мединского с высокой наградой, он стал 29-м панфиловцем, единственным, кто остался в живых из этой команды, которую возглавлял Панфилов.

Много говорится о том, что нужно разделять мифы и реальную историю. Но проблема в том, что все мы сегодня живем в стране мифов, древних мифов и сегодняшних, связанных с Украиной, с Сирией. Эти мифы и сказки уже можно издавать, как «Легенды и мифы Древней Греции» (моя любимая книга была в детстве). «Легенды и мифы путинской России» - такую книгу я бы тоже почитал.

В психиатрии есть такое понятие, как «мифотворчество»
Но странно, что этим мифотворчеством занимается историк. «Мифотворчество» - это бред у больного, который рассказывает о том, что он видел инопланетян и был в космосе, и что он влияет на мозг своего соседа. Бред пациента отличается от мифов только тем, что если в бред верят все окружающие люди, то он превращается в миф. И в этом смысле мне вспоминаются многие фильмы про Ленина, которые я относительно недавно пересмотрел. Сегодня это дико смешно, потому что исчезла идеологическая оболочка и серьезное отношение к Владимиру Ильичу, и ты, наконец, понимаешь, насколько же это комедийные образы: «Ленин с бревном», «Ленин, принимающий ходоков», «Ленин и Надежда Константиновна Крупская».

Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит.

Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской.

Хотите верьте, хотите нет, но мы по-прежнему живем в мире мифов, которые стали называться «фейками», и теперь отделить одно от другого очень трудно. А для историков это очень интересная работа, потому что препарировать, отделять миф от исторической правды - увлекательный процесс, в этот момент историки становятся похожими на хирургов.

Мединский, министр культуры, который вручает награды за историческую правду, а на самом деле за мифотворчество, никакой не историк, а вот как раз «29-й панфиловец» и есть.

Ему, на самом деле, глубоко наплевать, и когда он называет мразями тех, кто предает историю нашей великой России, нашей родины, в его глазах я читаю фальшь и вранье. Он пытается пристроиться и уловить общий тренд и, надо сказать, довольно ловко его улавливает и чувствует, как настроено народонаселение нашей страны, как оно хочет гордиться, хотя гордиться последние лет 16 нечем, потому что ничего не создано.

Я могу сказать как апологет ностальгии, который одним из первых начал тосковать по прошлому: когда впереди нет будущего и настоящего тоже, все начинают смотреть назад и бояться правды. Им страшно сказать, кто устанавливал флаг на Рейхстаге, про Зою Космодемьянскую, 28 панфиловцев и Александра Матросова. Хотя если бы сказали правду, что в ней такого? Боятся сказать про битву подо Ржевом, когда конница шла на немецкие пулеметы, и немцы были в шоке и не знали, стрелять им или нет, потому что это было какое-то безумие. Только один из командиров отказался сесть в самолет и улететь, бросив солдат, немцы хоронили его с почестями. Это исторический факт, а никакое не мифотворчество. Почему нужно стесняться своей истории, которая так сложна и наворочена, с черными-серыми-белыми пятнами, как, собственно говоря, и жизнь?

Меня удивляет стойкость и боевитость Мединского, но он руководствуется фразой «лучшая защита - это наступление», и поэтому продолжает отстаивать свою позицию по мифотворчеству, когда историки откровенно говорят ему, что вы занимаетесь не историей. И в этом смысле он похож скорее на врача, который получил диплом, но лечит всех толченым мелом и кирпичом.

И это не метафора - такая история действительно произошла: один человек надел на себя белый халат и вел прием в деревне. У него на одной банке по-латински было написано melius - белый порошок, а на другой cirpicius - красный порошок, и он прописывал ложечку «кирпичиуса» и ложечку «мелиуса». Весь его кабинет был завешен всякими медицинскими таблицами. И, надо сказать, он помогал людям. Я был в комиссии, когда его смотрели психиатры, его не осудили только потому, что он никому не причинил вреда: если он чувствовал, что речь идет о какой-то серьезной патологии, он говорил: «А вам, голубушка или голубчик, нужно обратиться в райцентр к врачу, а «кирпичиус» вам принимать не нужно, и «мелиус» тоже». Кстати, он и денег не брал, получал вознаграждение натуральными продуктами - медом и яйцами.

Так вот Мединский мне напоминает такого «целителя» в белом халате, который торгует, прописывает «мелиус» и «кирпичиус», но, к сожалению, в отличие от того псевдодоктора, настаивает на своем и причиняет большой вред людям, вмешиваясь в их представление о мироустройстве.

Впрочем, хорошо, что Бильжо

Вчера и сегодня обсуждали пост Андрея Бильджо на отвратительном ресурсе The Insider. Кажется, там рулит Роман Доброхотов. Помните такого блогера?

Бильджо ни с того, ни с сего стал обсуждать Зою Космодемьянскую. Может, по случаю 75-летия со дня ее смерти?

Зоя Космодемьянская попала в пантеон героев за то, что приняла мученическую смерть. Она попалась при проведении диверсионной операции, ее пытали, потом повесили. Ее подвиг состоит в том, что она выдержала пытки, ничего не рассказала палачам. Перед смертью Зоя произнесла легендарную речь, призывая жителей села бороться с фашистами и не бояться смерти в этой борьбе.

В советское время каждый школьник знал о подвиге Зои Космодемьянской.
Во время Перестройки о Зое стали писать прямо противоположное тому, что рассказывали в школе. Во-первых, начали возмущаться тем, что она выполняла приказ сжечь дома (конюшню) в деревне. Критиков не интересовало то, что солдат не имеет право обсуждать приказы и не выполнять их, тем более, во время войны.

Это сегодня кажется, что как это можно было отдать приказ жечь свои деревни. Но это была древняя тактика выжженной земли, которая применяется, когда положение обороняющейся армии очень плохое. На кону стоял вопрос о самом существовании России, как независимого государства. Это сегодня легко рассуждать.

Во-вторых, правда, довольно осторожно говорили, что Зоя была больна шизофренией.
Потом эти разговоры затихли.

Теперь вот опять возобновились – видимо, начался новый этап развала России. У русских не должно быть своих героев – русские могут быть только жертвами, а их героизм – это пропаганда.

И вот Бильжо пишет: «Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется “мутизмом”: она просто не могла говорить, так как впала в “кататонический ступор с мутизмом”, когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской ».

Бильжо 10 лет проработал в институте психиатрии АМН СССР, защитил диссертацию по проблемам юношеской шизофрении. Это было в 80-х годах.
Мог ли он видеть историю болезни Зои Космодемьянской? Если такая история, в самом деле, существовала, то она входила в круг его научных интересов.
Но мне странно, что в Кащенко хранили такую потенциально опасную информацию. Почему ее не изъяли после войны, когда началась канонизация Зои?

Потом, он пишет, что она неоднократно лежала в больнице, но биография Зои хорошо изучена, и она находилась в больнице только один раз, и то не в психиатрической. Биографы врали?
Тем более, что диагноз ей не могли поставить. Да и не взяли бы ее на военную службу с таким диагнозом. Что-то тут не сходится. Правда, это было в момент массированного наступления немцев, 31 октября. Может, не разбирались?

Бильжо пишет, что Зоя впадала в кататонический ступор с мутизмом – никто об этом, кроме него, не упоминает. Один из одноклассников рассказывал, что она стала задумчивой и отстраненной, но это далеко от ступора. Или в истории болезни было написано что-то другое, а ступор – это его предположение?

Мог ли Бильжо запомнить подробности болезни Зои, прочитав историю болезни из архива? В принципе, мог, потому что такое не забудешь.
Но почему он столько лет молчал? Почему именно сегодня понадобилось это рассказывать? И как совместить мутизм с речью Зои перед казнью? Тоже легенда?
А почему мы должны верить ему, а не всем остальным людям, которые рассказывали о Зое и ее подвиге?

Вот, например, показания свидетелей: «Избитую девушку перевели в избу Куликов. Рассказывает П.Я. Кулик (девичья фамилия Петрушина, 33 года):
"Откуда ее вели, я не знаю. В эту ночь у меня на квартире было 20-25 немцев, часов в 10 я вышла на улицу. Ее вели патрули - со связанными руками, в нижней рубашке, босиком и сверху нижней рубашки мужская нижняя рубашка. Мне они сказали: «Матка, поймали партизана».
Ее привели и посадили на скамейку, и она охнула. Губы у нее были черные-черные, испекшиеся и вздутое лицо на лбу. Она попросила пить у моего мужа. Мы спросили: «Можно?» Они сказали: «Нет», и один из них вместо воды поднял к подбородку горящую керосиновую лампу без стекла. Но затем разрешили ее попоить, и она выпила 4 стакана. Посидев полчаса, они ее потащили на улицу. Минут 20 таскали по улице босиком, потом опять привели. Так, босиком ее выводили с 10 часов ночи до 2 часов ночи - по улице, по снегу босиком. Все это делал один немец, ему 19 лет. Потом этот 19-летний улегся спать, и к ней приставили другого. Он был более сознательным, взял у меня подушку и одеяло и уложил ее спать. Немного полежав, она попросила у него по-немецки развязать руки, и он ей руки развязал. Больше ей руки не связывали. Так она уснула. Спала она с 3 часов до 7 часов утра.
Утром я подошла к ней и стала с ней разговаривать.
Я спросила: «Откуда ты?» Ответ - московская.
- «Как тебя зовут?» - промолчала.
- «Где родители?» - промолчала.
- «Для чего тебя прислали?» - «Мне было задание сжечь деревню».
- «А кто был с тобой?" - "Со мной никого не было, я одна".
- "Кто сжег эти дома в эту ночь (а в эту ночь она сожгла три жилых дома, где жили немцы, но они выбежали)?» Она ответила: «Сожгла я».
Она спросила: «А сколько я сожгла?» Я ответила: «Три дома, и в этих дворах сожгла 20 лошадей».
Она спросила, были ли жертвы? Я ответила, что нет. Она сказала, что вам нужно [было] давно уехать из деревни от немцев. При беседе были немцы, но они не знают русский язык.
».

Бильжо – более чем благополучный человек. Весельчак, сибарит, владелец ресторанов, живет за границей, занимается творчеством.
Общительный характер, чувство юмора, некоторые способности к рисованию карикатур дали ему возможность раскрутиться в 90-е. Он вел программы на НТВ и ТВ-6, пока эти каналы не закрыли.
В 2007-2008 годах вёл программу «Наболевший вопрос» на 5-м канале.
Пятнадцать лет работал в издательском доме «Коммерсантъ» главным художником-карикатуристом, работал в «Известиях». Выпустил ряд книг.
Ему 63 года. Есть жена, сын, двое внуков. Жизнь удалось.

А Зою раздели догола и пороли ремнями. Часовой на протяжении четырёх часов периодически водил её босой в одном белье по улице на морозе. Утром ее повесили. Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни.

Ей было 18 лет. У него внук старше.

И не стыдно Бильжо, сидя где-то в Европе (может, в Венеции? Он ее очень любит), хорошо поев, а, может быть, и выпив, писать, что Зоя была просто бесчувственным бревном, психической больной, овощем, а не героиней?

Нет, ему не бывает стыдно, как и всем остальным либералам. Он считает себя пострадавшим. Наверняка он думает, что страна ему задолжала. И Зоя задолжала: больная, а ее все славят – так на же тебе!
И как его только земля носит? .