Армянская царевна анна - крестительница киевской руси. Святой равноапостольный князь владимир и княгиня анна

Использованы материалы сайтов www.days.ru pravoslavie.ru www.rv.ru

В августе 987 года в Византии вспыхнул мятеж. Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. Через послов императоры стали просить помощи у Киева – Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за “варварских” государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

К тому времени Владимир был женат уже много раз.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир “вборзе собра вся своя” и двинул “на Корсунь, град греческий”, древний Херсонес. Пал “неприступный” оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы.

В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны.

Княжна Анна привезла по благословению цареградского Патриарха на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Сестра предержащих власть византийских императоров Василия II и Константина VIII стала единственной законной супругой Владимира. Анне к моменту замужества шел 26-й год – она была несколькими годами моложе Владимира.

Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: “Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг”. Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: “в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом”.

Великая княгиня Анна была сподвижницей Владимира во многих его добрых начинаниях, например она помогла приобрести скит для русских монахов на святой горе Афон. Русский скит Богородица Ксилургу- самый старый русский монастырь на. Первое упоминание о нем относится к 1030 г. По преданию, здесь принимал постриг преподобный Антоний Киево-Печерский. Анна способствовала приобретению большого участка земли, с мельницей на горе. Этот факт мало известен современным историкам.

Имена и жития сыновей Владимира и Анны известны каждому: Анна стала матерью двух первых канонизированных русских святых Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида). «Старший сын Борис свое крестильное имя Роман мог получить по отцу Анны, императору Роману II, княжье же имя Борис – в честь крестителя Болгарии Бориса-Михаила. Борис-Роман родился около 990 г., когда Василий II, при участии русской дружины, начинал завоевание Болгарии, и историки считают, что существуют основания приписывать Анне и Владимиру план обеспечения болгарского стола своему первенцу.

Имя же библейского царя Давида, в те времена воспринимавшегося как образец христианского властителя, данное Глебу, рожденному около 1000 г., проливает свет на планы матери.

Прожив годы в Киеве, Анна прекрасно сознавала, что появление мужского потомства выдвигает на повестку дня вопрос о престолонаследии. Для цесарицы Анны было очевидным, что Владимиров стол полагается в наследство ее царственной крови сыновьям, и она прекрасно понимала, что без борьбы это право не удастся претворить в жизнь. Библейский Давид, олицетворявший царскую власть, вступил на престол не как законный наследник, но как избранник и помазанник Божий в результате единоборства с Голиафом. Византийский институт цесаря-соправителя подсказывал, как гармонично сочетать интересы обоих сыновей Владимира и Анны.

Именно обеспечение несовершеннолетнему Глебу места соправителя, т. е. и прямого наследника, объясняет, почему подосланные исполнители приговора Святополка вслед за Борисом заклали и юного князя». (В. Михайлов «Русь православная созидалась на крови мучеников»)

Умерла царица Анна в 1011 году. После ее кончины князь вступил в новый брак – с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Армянская царевна Анна - Крестительница Киевской Руси Киевская Русь и Византийская империя в преддверии судьбоносных событий. В этой статье речь пойдёт о делах давно минувших дней, которые, однако, оказали огромное влияние на русскую историю на всё последующее тысячелетие. Вспомним о незаслуженно забытой византийской царевне Анне, армянке по происхождению, ставшей любимой женой великого киевского князя Владимира Святославича. О том как благодаря умнице и красавице Анне в 988 году Владимир крестил Киевскую Русь. А их дети Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, в 1021 году были провозглашены первыми русскими святыми. В конце XIII - начале XIV веков князь Владимир был причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине равноапостольного. День его почитания, 28 июля, является Днём Крещения Руси. Это новая памятная дата, установленная в день преставления святого равноапостольного князя Владимира. 1 июня 2010 года президент РФ подписал федеральный закон, по которому 28 июля Россия отмечает как День Крещения Руси. "Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое влияние на сохранение целостности России в сложные исторические периоды", - подчеркнули в Совете Федерации РФ, принимая в 2010 году решение о новом празднике.28 июля 2015 года в России торжественно отмечалось тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира, 1027 лет назад крестившего Русь. Церковь приравнивает деятельность Владимира, крестителя Руси, к деяниям апостолов Христа. В этот день по приглашению Президента РФ Владимира Путина в Кремле состоялся торжественный приём. На приёме присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высшие иерархи РПЦ, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян и другие почётные гости. Было отмечено, что крещение, коренным образом преобразило Киевскую Русь и стало историческим событием в судьбах народов России, Украины и Белоруссии. 4 ноября 2015 года в центре Москве будет установлен крупный памятник князю Владимиру, под стать содеянному им. Но, к большому сожалению, в России нигде не упоминается о том, что христианство на Руси было принято именно по настоянию Анны и ее царственных братьев. Итак, давайте посмотрим, какую роль во всех этих судьбоносных делах сыграла царевна Анна.

Для этого совершим экскурс в Киевскую Русь и в Византийскую империю в Х век, в преддверии 988 года. Известно, что Киевская Русь получила новую веру - христианство в виде одного из его течений - православия, от Византии. Византийцы стали общаться со славянами ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением 1500 лет назад Киева - "матери городов русских". В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Правда наряду с сотрудничеством, русские и византийцы нередко и воевали друг с другом. В период, о котором идёт речь, великим киевским князем был Владимир, прозванный Красное Солнышко - внук великой княгини Ольги, сын великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё в 955 году бабушка Владимира великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Она была крещена в Константинополе в собора Святой Софии. И крестил её дед Анны - император Константин VII Багрянородный, 46 лет правивший Византийской империей. Вместе с княгиней Ольгой, принявшей в крещении имя Елена, была крещена и её свита. Но все попытки Ольги тогда распространить христианство на Руси, результата не дали.Теперь поговорим о Византии. Посмотрим, кто же правил Византией в этот период. Это были представители так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонянин, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, берущих своё начало от царя Трдата, которые назывались Армянские Аршакиды. Историки именуют эту династию Армянской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), большая часть византийских императоров, военачальников и крупных чиновников были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. О родословной Василия (Барсега) сохранились записи в византийских хрониках. А император Константин VII Багрянородный писал, что предки его деда Василия переехали из Армении в Византию ещё во второй половине V века и обосновались в окрестностях Андриаполя в Македонии. Таким образом, название Македонская династия получила потому, что начала восхождение к императорской власти из Византийской провинции под названием Македония. Интересно, что став полноправным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это было время наивысшего расцвета и могущества империи.Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был наделённый литературным даром император Константин VII Багрянородный - автор трактатов "Об управлении империей", "О церемониях византийского двора", "О фемах", а также по истории, медицине, агрономии и жизнеописании святых. Константин VII Багрянородный, или Порфирогенет появился на свет на багряных пелёнках в Порфире. Другой император-армянин Иоанн I Цимисхий (Чимшкик), нанёс поражение отцу Владимира князю Святославу на Балканах под крепостью Доростол.В 988 году в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 - 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 - 1028). И у них была единственная сестра - царевна Анна. Они были армяне. Их отцом был Роман II, а матерью - Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери владельца одной из харчевен, который был выходцем из Армении. Крестильным именем Феофано было Анастасия. Выбор будущего императора пал на неё из-за красоты. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. То обстоятельство, что Анна родилась ещё при жизни отца-императора, означает, что рождение произошло в Порфирной палате - особом помещении императорского дворца в Константинополе, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. Это считалось особой честью и родившиеся там, подобно Анне, гордо именовались Порфирородными или Багрянородными.

А после смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано. Затем она его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами и стали править сами. С этого времени подросшая Порфирородная царевна Анна стала одной из самых завидных невест в Европе, чьей царственной руки упорно добивались правители соседних стран. Сватались к Анне германцы, франки и другие. Армянский историк Стефан Таронский (Асохик) пишет о сватовстве к Анне в 986 году одного из болгарских князей.Далеко не каждый даже знатный претендент мог рассчитывать на руку Анны. Её дед император Константин VII Багрянородный в 949 году написал для сына трактат "Об управлении империей", в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: "Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жёны, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жёны или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу. Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа". Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих династий Западной Европы и франков. И хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что, вроде бы, Анна уже была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III. Но этому не суждено было сбыться.Сватовство Владимира к Анне.Анну отличали не только знатность и богатое приданое, но и ум, и великолепное воспитание и образование. А ещё красота, которую она унаследовала от матери. Современники дали ей прозвище Руфа, то есть рыжая. Видя всевозможные достоинства сестры, братья хотели использовать Анну в качестве крупной козырной карты в политической игре, учитывая большую заинтересованность европейских монархов в браке с византийской царевной.Сведения о достоинствах Анны, очевидно, были настолько распространены повсюду, что достигли князя Владимира Святославича. Женатый по языческим обычаям на Рогнеде и имевший, по дошедшим до нас сведениям, ещё множество жён и сотни наложниц, Владимир к тому времени начал проявлять интерес к христианству и также прослышал про знаменитую "царскую невесту" Анну из Константинополя - культурной столицы всей Европы и Малой Азии. И он тоже решил посвататься к ней. Старинные источники донесли до нас сведения об этом сватовстве. В начале 987 года князь Владимир обратился к византийским императорам Василию II Болгаробойце и Константину VIII Порфирородному отдать за него замуж их сестру царевну Анну. Брак Порфирородной царевны с "варваром язычником" считался кощунственным и недопустимым. И не удивительно, что на это предложение длительное время не было дано согласия.Сама Анна тогда была против этого брака и отказывалась выходить замуж за варвара. Но её братья смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Византийские императоры оказались в этот момент в крайне затруднительном положении в результате вспыхнувших мятежей, и тогда они решили просить князя Владимира о помощи. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руку царевны Анны. Вскоре он помог византийским императорам подавить мятежи. После этого, чтоб ускорить приезд невесты и заключение брака, Владимир начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса, или Корсуни, как его называли русы. Херсонес находился на месте современного Севастополя. Там до сих пор можно увидеть его развалины на берегу Карантинной бухты. Да и Крым еще назывался не Крымом, а Тавридой или Газарией, что напоминало о том, что некоторое время им владели хазары. В те времена никаких половцев и татар там ещё не было. Овладение Херсонесом дало Владимиру контроль над Чёрным морем. Отсюда, из самого южного порта полуострова, ладьи русов могли добраться от Синопа до Константинополя.Вот как эти события описываются в древнерусском источнике. Согласно "Повести временных лет", летом 988 года великий киевский князь Владимир Святославич со своим многочисленным войском осадил и вскоре захватил Корсунь (Херсонес) и отправил византийским императором послание с угрозой взять и Константинополь, или Царьград, как величали его русы. "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".

Как гласит летопись, братья в тревоге обратились к Анне с такими словами: "Может быть обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?" Памятуя о набегах русичей, Анна, "Греческому царству мира желая, воскликнула: Да будет на то воля Господня". Василий и Константин заявили Анне, что Бог возлагает на неё великую миссию - обратить в истинную веру целую языческую страну.Тогда Анна поставила своё твёрдое условие перед Владимиром: он должен был отвергнуть языческих идолов, креститься, стать истинным христианином и оставить свои старые разгульные привычки. Василий и Константин ответили ему так: "Не пристало христианам выдавать жён за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Владимир принял это условие. Таким образом, двухлетние переговоры были завершены и соглашение было окончательно достигнуто. После получения его согласияимператоры уговорили Анну отправиться к "тавроскифам", как называли византийцы русских. И пришлось Анне подчиниться воле братьев и покориться судьбе. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери в своей летописи говорит о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: "Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство".По настоянию братьев юная Анна в сопровождении большой свиты из приближённых и священников отправилась на корабле в Херсонес к жениху. Примечательно, что Анну в русских летописях называют "греческой царевной", и это соответствует ее византийству, но ещё раз подчеркнём, что Анна и её братья - византийские императоры, были армянами и в Херсонес её сопровождали армянские священнослужители. Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. Встречать невесту вышел на берег князь Владимир в расшитом золотом одеянии и с короной на голове. Красавица Анна приглянулась ему сразу. Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", выясняется, что вскоре после прибытия Анны в Херсонес у князя Владимира заболели глаза и он едва мог видеть. И тогда именно Анна убедила Владимира принять христианство, пообещав ему исцеление после того, как он крестится. "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего".Вскоре в главном храме Херсонеса в церкви Святого Василия священники-армяне из Константинополя крестили великого киевского князя Владимира и нарекли его греческим именем Василий, что в переводе означает "владыка". Священники просто перевели его языческое славянское прозвище. Но, возможно, и то, что Анна попросила святых отцов назвать жениха именем её старшего брата - правителя Византии Василия. Вслед за этим стали крестить дружину Владимира. Как только Владимир крестился, сразу же свершилось чудо! Он прозрел и обнял Анну. Летопись гласит: "По крещении же Владимира привели царицу для свершения брака". Бракосочетание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны было торжественно совершено по всем канонам христианства священниками-армянами в церкви Святого Василия, стоящей на центральной площади Херсонеса. Крещение Владимира и женитьба на Анне были описаны хронистом "Лаврентьевской летописи" и целым рядом источников, причём как русских, так и иностранных.Любопытен такой факт. Владимир велел отослать назад братьям-императорам все их подарки к свадьбе, прося передать василевсам, что ему достаточно самого ценного из даров - прекрасной Анны. В летописях указано, что после крещения и венчания князь вернул Херсонес Византии. Кроме того он вернул Василию и Константину и выкуп за невесту. Владимир также передал Василию II и Константину VIII 6 тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались императорами для борьбы с внешними и внутренними врагами. Вот сколь высоко ценилась прекрасная византийка. Вот каким бесценным подарком для Руси оказалась армянская царевна Анна! А в память о своем крещении князь заложил в Херсонесе храм во имя Святого Иоанна Предтечи.Этот брак сразу же выдвинул Владимира в первый ряд европейских правителей, а влияние Киевской Руси значительно усилилось. Брак с царевной существенно возвысил самого Владимира в глазах международной общественности. В некоторых иностранных хрониках русский правитель стал именоваться царём. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован - стал святым. Путем женитьбы на Анне Владимиру Святославичу удалось избежать зависимости от Константинополя после крещения. Русская церковь, вероятнее всего, стала подчиняться в это время херсонесскому митрополиту, который в свою очередь был в подчинении у царевны Анны, властительницы Херсонеса. То есть власть над Русской церковью осталась в руках у Владимира.О пребывании Анны в Херсонесе, сказано в "Повести временных лет". Анна - единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Надо сказать, что Анну в русских источниках именовали не великой княгиней или царевной, а именно царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Хотя известно, что царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. "А после, - говорится в летописи, - Владимир взял царицу, священников и мощи святых, прихватив с собой сосуды церковные и иконы на благословение, и, сопровождаемый дружиной, боярами и духовенством двинулся к Киеву, для крещения всего народа".

Анна Византийская (греч. Άννα, 13 марта 963 - 1011/1012) - византийская царевна, жена великого киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси. Первая царица на Руси.

После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии. Обстоятельства, предшествующие династическому браку, изложены в статьях: Владимир I Святославич и Русско-византийская война 988 года.

Византийская царевна
Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II (правил 976-1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976-1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, и благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.

По сообщению Скилицы смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками», либо по слухам он был отравлен. В тот же год императором стал доместик схол Востока, прославленный полководец Никифор Фока, сразу женившись после этого на матери Анны, царице Феофано.

Дед Анны, император Константин Багрянородный написал для сына в 949 году трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов:
«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу [...] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.»

Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих домов западной Европы, «франков». Несмотря на трепетное отношение к достоинству императорской семьи, обстоятельства вынуждали византийских правителей вступать в родство с соседними народами. Так император Никифор Фока хотел женить своих пасынков Василия и Константина на болгарских невестах царской крови, но переворот, в котором активное участие приняла его жена Феофано, привёл к власти нового императора Иоанна Цимисхия.

Только после гибели Цимисхия в 976 повзрослевшие Василий и Константин стали правящими императорами, а багрянородная Анна стала девушкой на выданье, чьей царственной руки добивались правители соседних стран.

Сватовство германцев, франков и болгар
Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он [Владимир] по её убеждению принял святую христианскую веру.» Оттон родился в 980 и стал императором Оттоном III в 983, Анна была старше его на 17 лет. Возможно Титмар спутал не только её имя, но и жениха. Отец Оттона император Оттон II действительно хотел взять в жёны византийскую принцессу императорской крови, но в результате в 972 женился на 12-летней Феофано, племяннице византийского императора Иоанна Цимисхия.

В 988 году французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта «равную ему невесту». Отец короновал Роберта в декабре 987, брак должен был укрепить позиции новой правящей династии Капетингов во Франции. Гуго Капет не назвал имени невесты, 16-летнему Роберту скорее подходила в жёны Евдокия, дочь императора Константина VIII (другие дочери Зоя и Феодора были младше), чем Анна, однако в династических браках возраст роли не играл. По неизвестным причинам родственный союз не состоялся. Королевой Франции в 1051 стала другая Анна, дочь киевского князя Ярослава, вышедшая замуж за сына Роберта, короля Генриха I.

Ещё более запутанную историю передаёт армянский историк Стефан Таронский (Асохик) про сватовство к Анне в 986 одного из болгарских князей:
«В том же году царь Василий отправил его [митрополита Севастии]в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за её царя. Император в сопровождении митрополита отправил какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в страну Булхаров узнали кто она, и потому осудили митрополита как прелюбодея и обманщика; цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломой.»

Асохик сообщил об этом случае прежде всего с целью изобразить возмездие севастийскому митрополиту за притеснения армянских священнослужителей, болгарские дела его мало интересовали. Историки сомневаются в согласии Василия II породниться через брак с одним из вождей в стране, которая только недавно восстала против византийского владычества. Тем более странно династический брак выглядит на фоне неудачного военного похода Василия в Болгарию в том же году (986).

А.В. Назаренко предполагает, что на самом деле у Асохика речь шла о подмене невесты для киевского князя Владимира, который по Житию монаха Иакова в 988 году ходил на днепровские пороги, возможно как раз для встречи Анны. Если действительно подмена имела место, это послужило основанием князю двинуться на Корсунь и захватить её в следующем году.

Русская царица
Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились только в случае крещения князя. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийские авторы той эпохи русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира:
«Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.»

При встрече Анна убедила Владимира принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

Анну в летописи именовали не как обычно - княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё былa дочь, но точные свидетельства отсутствуют.

Анна скончалась в году 6519 по византийскому календарю от сотворения мира, что соответствует 1011/1012 году (новый год на Руси начинался с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница стояла в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей Владимира Крестителя.

Спустя примерно 35 лет на Руси появилась ещё одна царица, дочь византийского императора Константина Мономаха, жена князя Всеволода Ярославича и мать прославленного князя Владимира Мономаха. Она не была багрянородной, то есть рождена до прихода Константина Мономаха к власти в одном из браков. Её история осталась неизвестной, и даже имя известно лишь предположительно: Мария, или по другим источникам Анастасия. В литературе её часто также называют Анной, путая с дочерью или христианским именем свекрови.

Будущая царевна Киевской Руси появилась на свет за два дня до гибели своего отца, византийского императора Романа II, благодаря чему стала известна точная дата ее рождения.

Ее мать Феофано родилась в простой семье харчевника, армянина по происхождению, и отличалась удивительным сочетанием божественной красоты, незаурядного ума и порочности. Благодаря этим качествам ей удалось не только завоевать сердце наследника византийского престола Романа, но и втереться в доверие к императору Константину VII и его супруге императрице Елене.

После смерти Константина VII Феофано заставила супруга упрятать в монастырь пятерых родных сестер, а вскоре и Елену свела в могилу своими интригами.

Император Роман II, отец Анны, отличался приятной внешностью, образованностью, а также склонностью к скачкам и чрезмерным плотским утехам. Что именно его погубило доподлинно неизвестно, но, пробыв на престоле всего четыре года, он неожиданно умер в возрасте 24-х лет. Ходили даже слухи, что император был отравлен.


Феофано успела родить мужу четверых детей, последняя из них, Анна, появилась на свет за два дня до его смерти.

Детство

После кончины императора Романа в результате дворцовых интриг троном завладел полководец Никифор II Фока, женившись на Феофано. Таким образом мать Анны, ставшая регентшей над своими сыновьями, попыталась обезопасить себя и своих детей от посягательств коварной знати. Но через шесть лет она снова организовала заговор, уже против Никифора, с помощью очередного своего любовника Иоанна Цимисхия, сподвижника доверчивого супруга. Император был коварно убит в своей постели, а Цимисхий стал новым правителем. Однако он не стал жениться на Феофано, а вероломно выслал ее на удаленный остров, затерянный в Эгейском море. Вместе с матерью туда отправилась и малолетняя Анна.


Находясь в изгнании, юная принцесса увлеклась изучением богатого наследия своих предков по отцовской линии. Ее дед, император Константин VII оставил потомкам огромное количество трудов по медицине, истории и другим наукам. Она внимательно изучала его описания жития святых, иллюстрированные удивительными по красоте и изяществу художественными миниатюрами. Из хроник Анна узнала, что деду не чужды были интересы простого люда. Во время своего правления он строил больницы и приюты для нуждающихся, организовывал раздачу милостыни, интересовался судьбой осужденных, пресекал злоупотребления чиновников.

Изучила Анна и трактаты прапрадедушки Василия I, предназначенные его сыну императору Льву I Мудрому, из которых она также почерпнула много интересного и полезного.


После смерти Цимисхия в 976 году власть перешла к сыновьям Феофано Василию и Константину, которые позволили Анне с матерью вернуться во дворец, однако, к власти императрицу не допустили и пожелали править сами. Их царствование запомнилось непрекращающимися войнами и мятежами. Помимо распрей внутри страны, сам Константинополь оказался перед лицом внешней угрозы. Русский князь грозился овладеть византийской столицей, а силы императоров были на исходе. В итоге братья пообещали отдать ему в жены принцессу Анну при условии, что Владимир окажет им военную помощь и примет христианство.

Анна к тому времени превратилась в завидную невесту и настоящую красавицу, ее руки добивались наследник Римской империи, сын французского короля и болгарский князь. Брак с иноземцем и варваром был неслыханным унижением для девушки, однако братьям удалось ее уговорить.

Свадьба

Свадебная флотилия из трех кораблей была отправлена в Корсунь (ныне Херсонес на территории современного Севастополя). На борту, помимо Анны находились священники, которые должны были произвести обряд крещения. Князь Владимир лично встретил невесту и был поражен ее красотой. Жених, в свою очередь, также произвел на принцессу приятное впечатление.


В главном храме Корсуня византийские священники крестили великого князя и нарекли новым именем Василий в честь одного из братьев невесты. Существует легенда, что Владимир, страдавший до этого болезнью глаз и почти ничего не видящий, сразу после обряда крещения прозрел и, вдохновившись Божьей благодатью, велел тут же креститься своей дружине и сопровождающим его боярам.


Там же состоялось и венчание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны. Князь приказал вернуть братьям невесты все присланные подарки и сам отдал им завоеванный ранее Корсунь в качестве выкупа по русскому обычаю. Эта женитьба помогла князю Владимиру получить независимость от Константинополя и неограниченную власть над Русской церковью.

Заслуги

Вернувшись с молодой женой в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей в источнике, получившем в дальнейшем название Крещатик. 1 августа князь крестил киевлян, созвав всех жителей города на берег Днепра, и приказал разрушить все языческие символы.

Перейдя в христианскую веру, князь Владимир отказался от всех своих многочисленных предыдущих жен и наложниц и провозгласил Анну единственной супругой, дарованной ему Богом.


Став великой княгиней Киевской, Анна занялась распространением христианства и возведением церквей на Руси. Первым заложенным ею храмом стала Церковь Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), созданная по образу и подобию любимой Фаросской церкви Анны в Константинополе. Она ввела в моду элементы из витражного стекла, которыми украшали храмы византийские мастера.

Благодаря ей в церковный обиход было введено ежегодное пышное празднование Успения Пресвятой Богородицы. По рекомендации супруги князь Владимир приобрел на горе Афон скит для русских православных монахов.


Не забывала Анна и о просветительской деятельности, руководствуясь наследием своих великих предков. Привезенный ею греческий церковный устав «Номоканон» был заложен в основу Русской церкви, а иконы и церковная утварь стали образцом для копирования русских иконописцев и ремесленников. Ею были созданы специальные учебные заведения для обучения местных священнослужителей.

Благодаря Анне духом христианства прониклись сыновья Владимира и стали активно внедрять его среди своих подданных. Даже бывшая жена князя Рогнеда стала ревностной христианкой и основала первый женский монастырь на Руси, приняв в нем постриг.

Смерть

Были ли у Анны дети от князя Владимира? На эту тему историки спорят до сих пор. По одной из существующих версий княгиня родила супругу сыновей Бориса и Глеба. Из всех двенадцати сыновей князя от разных жен эти были самыми любимыми. Жизнь их сложилась трагично. Владимир прочил сыновьям великое будущее, Бориса мечтал посадить на болгарский престол.

Но судьба распорядилась иначе, и виной этому стал старший нелюбимый сын князя Святополк. В народе его называли «сыном двух отцов», так его мать досталась Владимиру уже беременной от брата Ярополка, им же и убитого. Так случилось, что именно Святополк оказался рядом с отцом в последние минуты его жизни. Историки до сих пор сомневаются в его непричастности к смерти отца.


Однако киевляне воспротивились его восхождению на престол и стали требовать на царство Бориса. Тогда Святополк решил избавиться от сводных братьев и подослал к ним убийц. За это народ прозвал его Святополком Окаянным, а в честь великомучеников Бориса и Глеба в 1021 году построили церковь в Вышгороде.

Анна не дожила до этих трагических событий. Она скончалась на четыре года раньше в возрасте 48 лет. Владимир заказал мраморный саркофаг, изготовленный лучшими византийскими мастерами, и поместил его в церкви Пресвятой Богородицы. Позже его саркофаг занял почетное место рядом с любимой супругой.

Фильмы

В конце 2016 года на российские экраны вышел крупномасштабный фильм «Викинг», центральным персонажем которого стал князь Владимир в исполнении . Картина основана на реальных исторических событиях и рассказывает о кровопролитной борьбе трех братьев Владимира, Олега и Ярополка, презревших родственные узы и вынужденных направить оружие друг против друга. Работа над картиной длилась около шести лет. Уникальное сочетание новейших компьютерных технологий и мастерской игры актеров превратило этот фильм в главное кинематографическое событие года.

В ленте занято целое созвездие популярных российских актеров: , и многие другие. Чтобы добиться идеального сходства с историческими персонажами, костюмы, украшения и оружие изготавливались вручную. Для этого костюмеры и реквизиторы использовали подлинные описания внешности героев, взятые из исторических источников. К сожалению, княгиню Анну в этом фильме авторы незаслуженно обошли своим вниманием.

В 2017 году ожидается еще одна громкая премьера, на этот раз полностью посвященная жизни этой великой женщины. На экраны выйдет 12-серийная картина «Анна Византийская». Это новый проект компании Star Media, который стал результатом совместной деятельности с американскими коллегами. Планируется также англоязычная версия сериала.

Киевская Русь и Византийская империя в преддверии судьбоносных событий. В этой статье речь пойдёт о делах давно минувших дней, которые, однако, оказали огромное влияние на русскую историю на всё последующее тысячелетие. Вспомним о незаслуженно забытой византийской царевне Анне, армянке по происхождению, ставшей любимой женой великого киевского князя Владимира Святославича. О том как благодаря умнице и красавице Анне в 988 году Владимир крестил Киевскую Русь. А их дети Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, в 1021 году были провозглашены первыми русскими святыми. В конце XIII - начале XIV веков князь Владимир был причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине равноапостольного. День его почитания, 28 июля, является Днём Крещения Руси. Это новая памятная дата, установленная в день преставления святого равноапостольного князя Владимира. 1 июня 2010 года президент РФ подписал федеральный закон, по которому 28 июля Россия отмечает как День Крещения Руси. "Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое влияние на сохранение целостности России в сложные исторические периоды", - подчеркнули в Совете Федерации РФ, принимая в 2010 году решение о новом празднике.

28 июля 2015 года в России торжественно отмечалось тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира, 1027 лет назад крестившего Русь. Церковь приравнивает деятельность Владимира, крестителя Руси, к деяниям апостолов Христа. В этот день по приглашению Президента РФ Владимира Путина в Кремле состоялся торжественный приём. На приёме присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высшие иерархи РПЦ, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян и другие почётные гости. Было отмечено, что крещение, коренным образом преобразило Киевскую Русь и стало историческим событием в судьбах народов России, Украины и Белоруссии. 4 ноября 2015 года в центре Москве будет установлен крупный памятник князю Владимиру, под стать содеянному им. Но, к большому сожалению, в России нигде не упоминается о том, что христианство на Руси было принято именно по настоянию Анны и ее царственных братьев. Итак, давайте посмотрим, какую роль во всех этих судьбоносных делах сыграла царевна Анна.

Для этого совершим экскурс в Киевскую Русь и в Византийскую империю в Х век, в преддверии 988 года. Известно, что Киевская Русь получила новую веру - христианство в виде одного из его течений - православия, от Византии. Византийцы стали общаться со славянами ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением 1500 лет назад Киева - "матери городов русских". В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Правда наряду с сотрудничеством, русские и византийцы нередко и воевали друг с другом. В период, о котором идёт речь, великим киевским князем был Владимир, прозванный Красное Солнышко - внук великой княгини Ольги, сын великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё в 955 году бабушка Владимира великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Она была крещена в Константинополе в собора Святой Софии. И крестил её дед Анны - император Константин VII Багрянородный, 46 лет правивший Византийской империей. Вместе с княгиней Ольгой, принявшей в крещении имя Елена, была крещена и её свита. Но все попытки Ольги тогда распространить христианство на Руси, результата не дали.

Теперь поговорим о Византии. Посмотрим, кто же правил Византией в этот период. Это были представители так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонянин, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, берущих своё начало от царя Трдата, которые назывались Армянские Аршакиды. Историки именуют эту династию Армянской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), большая часть византийских императоров, военачальников и крупных чиновников были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. О родословной Василия (Барсега) сохранились записи в византийских хрониках. А император Константин VII Багрянородный писал, что предки его деда Василия переехали из Армении в Византию ещё во второй половине V века и обосновались в окрестностях Андриаполя в Македонии. Таким образом, название Македонская династия получила потому, что начала восхождение к императорской власти из Византийской провинции под названием Македония. Интересно, что став полноправным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это было время наивысшего расцвета и могущества империи.

Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был наделённый литературным даром император Константин VII Багрянородный - автор трактатов "Об управлении империей", "О церемониях византийского двора", "О фемах", а также по истории, медицине, агрономии и жизнеописании святых. Константин VII Багрянородный, или Порфирогенет появился на свет на багряных пелёнках в Порфире. Другой император-армянин Иоанн I Цимисхий (Чимшкик), нанёс поражение отцу Владимира князю Святославу на Балканах под крепостью Доростол.

В 988 году в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 - 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 - 1028). И у них была единственная сестра - царевна Анна. Они были армяне. Их отцом был Роман II, а матерью - Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери владельца одной из харчевен, который был выходцем из Армении. Крестильным именем Феофано было Анастасия. Выбор будущего императора пал на неё из-за красоты. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. То обстоятельство, что Анна родилась ещё при жизни отца-императора, означает, что рождение произошло в Порфирной палате - особом помещении императорского дворца в Константинополе, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. Это считалось особой честью и родившиеся там, подобно Анне, гордо именовались Порфирородными или Багрянородными.

А после смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано. Затем она его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами и стали править сами. С этого времени подросшая Порфирородная царевна Анна стала одной из самых завидных невест в Европе, чьей царственной руки упорно добивались правители соседних стран. Сватались к Анне германцы, франки и другие. Армянский историк Стефан Таронский (Асохик) пишет о сватовстве к Анне в 986 году одного из болгарских князей.

Далеко не каждый даже знатный претендент мог рассчитывать на руку Анны. Её дед император Константин VII Багрянородный в 949 году написал для сына трактат "Об управлении империей", в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: "Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жёны, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жёны или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу. Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа". Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих династий Западной Европы и франков. И хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что, вроде бы, Анна уже была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III. Но этому не суждено было сбыться.

Сватовство Владимира к Анне.

Анну отличали не только знатность и богатое приданое, но и ум, и великолепное воспитание и образование. А ещё красота, которую она унаследовала от матери. Современники дали ей прозвище Руфа, то есть рыжая. Видя всевозможные достоинства сестры, братья хотели использовать Анну в качестве крупной козырной карты в политической игре, учитывая большую заинтересованность европейских монархов в браке с византийской царевной.

Сведения о достоинствах Анны, очевидно, были настолько распространены повсюду, что достигли князя Владимира Святославича. Женатый по языческим обычаям на Рогнеде и имевший, по дошедшим до нас сведениям, ещё множество жён и сотни наложниц, Владимир к тому времени начал проявлять интерес к христианству и также прослышал про знаменитую "царскую невесту" Анну из Константинополя - культурной столицы всей Европы и Малой Азии. И он тоже решил посвататься к ней. Старинные источники донесли до нас сведения об этом сватовстве. В начале 987 года князь Владимир обратился к византийским императорам Василию II Болгаробойце и Константину VIII Порфирородному отдать за него замуж их сестру царевну Анну. Брак Порфирородной царевны с "варваром язычником" считался кощунственным и недопустимым. И не удивительно, что на это предложение длительное время не было дано согласия.

Сама Анна тогда была против этого брака и отказывалась выходить замуж за варвара. Но её братья смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Византийские императоры оказались в этот момент в крайне затруднительном положении в результате вспыхнувших мятежей, и тогда они решили просить князя Владимира о помощи. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руку царевны Анны. Вскоре он помог византийским императорам подавить мятежи. После этого, чтоб ускорить приезд невесты и заключение брака, Владимир начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса, или Корсуни, как его называли русы. Херсонес находился на месте современного Севастополя. Там до сих пор можно увидеть его развалины на берегу Карантинной бухты. Да и Крым еще назывался не Крымом, а Тавридой или Газарией, что напоминало о том, что некоторое время им владели хазары. В те времена никаких половцев и татар там ещё не было. Овладение Херсонесом дало Владимиру контроль над Чёрным морем. Отсюда, из самого южного порта полуострова, ладьи русов могли добраться от Синопа до Константинополя.

Вот как эти события описываются в древнерусском источнике. Согласно "Повести временных лет", летом 988 года великий киевский князь Владимир Святославич со своим многочисленным войском осадил и вскоре захватил Корсунь (Херсонес) и отправил византийским императором послание с угрозой взять и Константинополь, или Царьград, как величали его русы. "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".

Как гласит летопись, братья в тревоге обратились к Анне с такими словами: "Может быть обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?" Памятуя о набегах русичей, Анна, "Греческому царству мира желая, воскликнула: Да будет на то воля Господня". Василий и Константин заявили Анне, что Бог возлагает на неё великую миссию - обратить в истинную веру целую языческую страну.

Тогда Анна поставила своё твёрдое условие перед Владимиром: он должен был отвергнуть языческих идолов, креститься, стать истинным христианином и оставить свои старые разгульные привычки. Василий и Константин ответили ему так: "Не пристало христианам выдавать жён за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Владимир принял это условие. Таким образом, двухлетние переговоры были завершены и соглашение было окончательно достигнуто. После получения его согласияимператоры уговорили Анну отправиться к "тавроскифам", как называли византийцы русских. И пришлось Анне подчиниться воле братьев и покориться судьбе. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери в своей летописи говорит о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: "Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство".

По настоянию братьев юная Анна в сопровождении большой свиты из приближённых и священников отправилась на корабле в Херсонес к жениху. Примечательно, что Анну в русских летописях называют "греческой царевной", и это соответствует ее византийству, но ещё раз подчеркнём, что Анна и её братья - византийские императоры, были армянами и в Херсонес её сопровождали армянские священнослужители.

Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. Встречать невесту вышел на берег князь Владимир в расшитом золотом одеянии и с короной на голове. Красавица Анна приглянулась ему сразу. Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", выясняется, что вскоре после прибытия Анны в Херсонес у князя Владимира заболели глаза и он едва мог видеть. И тогда именно Анна убедила Владимира принять христианство, пообещав ему исцеление после того, как он крестится. "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего".

Вскоре в главном храме Херсонеса в церкви Святого Василия священники-армяне из Константинополя крестили великого киевского князя Владимира и нарекли его греческим именем Василий, что в переводе означает "владыка". Священники просто перевели его языческое славянское прозвище. Но, возможно, и то, что Анна попросила святых отцов назвать жениха именем её старшего брата - правителя Византии Василия. Вслед за этим стали крестить дружину Владимира. Как только Владимир крестился, сразу же свершилось чудо! Он прозрел и обнял Анну. Летопись гласит: "По крещении же Владимира привели царицу для свершения брака". Бракосочетание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны было торжественно совершено по всем канонам христианства священниками-армянами в церкви Святого Василия, стоящей на центральной площади Херсонеса. Крещение Владимира и женитьба на Анне были описаны хронистом "Лаврентьевской летописи" и целым рядом источников, причём как русских, так и иностранных.

Любопытен такой факт. Владимир велел отослать назад братьям-императорам все их подарки к свадьбе, прося передать василевсам, что ему достаточно самого ценного из даров - прекрасной Анны. В летописях указано, что после крещения и венчания князь вернул Херсонес Византии. Кроме того он вернул Василию и Константину и выкуп за невесту. Владимир также передал Василию II и Константину VIII 6 тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались императорами для борьбы с внешними и внутренними врагами. Вот сколь высоко ценилась прекрасная византийка. Вот каким бесценным подарком для Руси оказалась армянская царевна Анна! А в память о своем крещении князь заложил в Херсонесе храм во имя Святого Иоанна Предтечи.

Этот брак сразу же выдвинул Владимира в первый ряд европейских правителей, а влияние Киевской Руси значительно усилилось. Брак с царевной существенно возвысил самого Владимира в глазах международной общественности. В некоторых иностранных хрониках русский правитель стал именоваться царём. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован - стал святым. Путем женитьбы на Анне Владимиру Святославичу удалось избежать зависимости от Константинополя после крещения. Русская церковь, вероятнее всего, стала подчиняться в это время херсонесскому митрополиту, который в свою очередь был в подчинении у царевны Анны, властительницы Херсонеса. То есть власть над Русской церковью осталась в руках у Владимира.

О пребывании Анны в Херсонесе, сказано в "Повести временных лет". Анна - единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Надо сказать, что Анну в русских источниках именовали не великой княгиней или царевной, а именно царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Хотя известно, что царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. "А после, - говорится в летописи, - Владимир взял царицу, священников и мощи святых, прихватив с собой сосуды церковные и иконы на благословение, и, сопровождаемый дружиной, боярами и духовенством двинулся к Киеву, для крещения всего народа".

Великие деяния Анны и Владимира.

Возвратившись в Киев, "матерь городов русских", великий князь Владимир повелел сокрушить старых идолов, которым ранее поклонялись на Руси - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем Владимир назначил день всеобщего крещения киевлян. Считается, что это событие произошло 1 августа 988 года. Он отправил гонцов по всему Киеву с такими словами:"Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - тот будет враг мне!" Услышав это, все люди пришли к Днепру. "На другой же день вышел Владимир на Днепр, - описывает летописец устроение князем крещения киевлян, - и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, а некоторые держали младенцев. А священники совершали молитвы, стоя на месте".

При Владимире, кроме Киева, крещены были ещё Чернигов в 992 году, Смоленск в 1012 году и другие города. Таким образом, благодаря армянке Анне в 988 году Владимир совершил исторический акт - с участием армянских священников крестил Киевскую Русь! Перейдя в веру Христову Владимир отрекся от всех своих предыдущих многочисленных жён и наложниц. Он отпустил их на волю, а некоторых выдал замуж за своих приближённых. После крещения приказал Владимир ставить церкви по всей стране, определять в них священников и приводить туда людей на крещение. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение.

Известный украинский писатель и журналист Олесь Бузина так оценивает трансформацию Владимира. В своем политическом и человеческом росте князь Владимир прошёл длительную эволюцию от полудикаря до гуманиста, сомневавшегося даже в том, стоит ли казнить разбойников, если Христос сказал: "Не убий!" Пока князь размышлял над этим богословским вопросом, душегубов развелось столько, что в Киев стало не проехать. Потом реальная политика пересилила, и разбойников, мешавших цивилизованному бизнесу, перебили без пощады. Священникам удалось убедить князя в необходимости этого. Непротивление злу и насилию - не метод в борьбе с беспредельщиками. Государство - это и есть аппарат насилия. Но, главное, чтобы оно было разумным аппаратом.

Олесь Бузина считает, что Владимир успел невероятно много, как ни один правитель Руси до него. Но в летописи с 997 года по 1014 год зияет пропуск. Получается, князь ничего не делал все последние семнадцать лет своего правления? Нет! Просто дела его были мирные. Он много строил по всей стране. И не только оборонительные валы и Десятинную церковь, но, по-видимому, и Софийский собор, который неверно приписывают его сыну Ярославу. Деяния Владимира Святого были столь велики, что вызвали у Ярослава зависть. Кое-что из отцовских свершений Ярославу Мудрому даже пришлось "переписать" на себя - примазаться к чужой славе, - уверен Бузина.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский отмечал, что Анна активно участвовала в распространении христианства на Руси, "построив многие церкви".Это было вполне естественным, поскольку ещё на родине царевна согласилась взять на себя миссию просветительницы языческой страны. Она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения священников осуществлять христианизацию большого государства нельзя. Некоторые исследователи, считают, что Анна помогала Владимиру в создании законодательства, касающегося правового положения Русской церкви. К этому выводу их подтолкнула следующая фраза "Устава князя Владимира": "Сгадав аз с своею княгинею Анною". Это является прямым свидетельством реального участия Анны в составлении церковного устава ещё при князе Владимире.

Окружавшие Анну представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и морали, готовили к церковной службе местных священников. Для этого по всей вероятности было создано специальное училище. Перейдя в веру Христову Владимир отрекся от всех своих предыдущих многочисленных жён и наложниц он отпустил их на волю. И бывшие жёны киевского князя превратились в истинных христианок, особенно Рогнеда. По примеру Анны, она занялась христианизацией Полоцкой земли. Потом основала первый женский монастырь и стала его постриженницей. Известно также, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Привезённые царевной иконы и церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в новоотстроенные церкви по всем городам Руси. Анна занималась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Она также заботилась о неимущих киевлянах и способствовала открытию для них больниц и богаделен. За это простой народ её очень любил.

Именно по инициативе Анны в 989 году в Киеве началось строительство первого величественного и необычайно красивого каменного храма - Десятинной церкви. Она стала образцом для подражания при возведении в XI - XV веках каменных соборов во многих крупных русских городах. В летописях отмечено, что Десятинная церковь строилась приглашёнными князем Владимиром греческими мастерами. Однако изучавшие руины храма археологи обнаружили в особенностях его фундамента черты, свойственные армянским постройкам. Так что получается, что для закладки фундамента и строительства Десятинной церкви и других построек в Киеве были приглашены армянские мастера и архитекторы. Владимиру часто некогда было следить за строительством храма в Киеве. Поэтому этим в основном занималась Анна Романовна. Она следила и за строительством других христианских храмов.

Анна украсила Десятинную церковь красивыми иконами. Особо стала почитаться икона Владимирской Богоматери. Она использовалась во время празднования Успения Богоматери. Поскольку эта церковь как раз и была посвящена данному празднику, Анна ввела в церковный обиход ежегодное празднование дня Успения Богородицы с 996 году, когда было завершено строительство Десятинной церкви. Затем аналогичные Успенские соборы были возведены во всех крупных городах, где находились княжеские резиденции сыновей Владимира: Ростове, Владимире-Волынском, Тмутаракани и других. Праздник Успения Богоматери был тепло принят и в Киеве, и по всей Руси и со временем стал любимейшим для русских людей. Так что к числу заслуг Анны следует также отнести принятие этого праздника. Жаль, что потом уже никто не вспоминал, что первой его установила на Руси армянская царевна из Византии Анна Романовна.

Хотя Десятинная церковь не дошла до нас (она рухнула в 1240 году во время Батыева нашествия), археологи смогли реконструировать её внешний вид. Это было весьма внушительное сооружение длиной 27,2 метра и шириной 18,3 метра с тремя нефами, тремя абсидами и внутри с тремя парами столбов для поддержки сводов. Венчали его 5 больших куполов. С южной и северной стороны храм окружали пониженные галереи с односкатными крышами. Поскольку ни мрамора, ни яшмы в районе Киева не было, то их для храма, очевидно, привозили из Крыма по заказу царевны. Особую нарядность Десятинной церкви придавали фрески и мозаики, которые украшали всю верхнюю часть стен и купол. Церковь была богато отделана мрамором.

Появился также обычай украшать и другие храмы и дворцы настенными росписями, мозаиками, резным камнем, инкрустировать полы разноцветными плитками. Мастерство изготовления всего этого пришло из Византии. Мозаики были сделаны из разноцветного стекла, которое в это время стало производиться уже в самом Киеве. Кроме мозаик из него делали квадратные и круглые оконные стёкла в зданиях. Помимо этого из разноцветного стекла делали посуду, браслеты, бусы и перстни. Русским женщинам особенно полюбились украшения. Археологи находили их почти во всех женских погребениях XI века. Очевидно, что моду на стеклянные украшения на Руси тоже ввела Анна. В быт знати все больше начинает проникать византийская роскошь и изысканность, особенно это было заметно в одежде и украшениях.

С именем Анны можно связать не только строительство Десятинной церкви, но и расположенной поблизости с ней великолепной княжеской резиденции. Она представляла собой роскошный дворцовый комплекс, состоящий из нескольких каменных сооружений, находящихся рядом друг с другом. Внутренние дворики дворца в греческом стиле, возможно, украшались декоративными растениями и цветами. Прежде на Руси подобных великолепных ансамблей никогда не было. Возник он, несомненно, по инициативе и при деятельном участии Анны Романовны. Под влиянием жены Владимир, видимо, обустроил для себя и загородную резиденцию в Берестове с деревянным дворцом и каменной домовой церковью в честь Спасо-Преображения. Анной было внесено много изменений в быт киевского князя. С этого времени Владимир стал строить мощные каменные оборонительные сооружения по типу византийских. На Руси также начинает развиваться кирпичное строительство.

Итак, как видим, Анна Романовна с честью выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. При жизни Анну почитали должным образом. А затем её популярность пошла на спад. К сожалению, при всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, и всех её многочисленных заслугах перед Русью, в русских летописях и других письменных памятниках о ней содержится мало сведений. Её славная жизнь не была должным образом описана. И во время Батыева нашествия и после него стала забываться её огромная миссионерская и просветительская деятельность.

Причина этого, видимо, в том, что православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение армян и греков в этом процессе. Авторы летописей не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей такую большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия армян и греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку её главная деятельность осуществлялась на Руси.

Известный украинский учёный, философ и арменовед Ирина Гаюк, автор "Энциклопедии армянской культуры в Украине" исследовала эту тему. Она подчёркивает, что армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают. По её мнению, здесь проблема не только в замалчивании, а ещё и в малоизученности вопроса её деятельности. Это с одной стороны, а с другой - все вопросы, связанные с плохим освещением армянской тематики, напрямую связаны с плачевным состоянием востоковедения в Украине. Помимо этого, есть еще одна причина умалчивания армянского происхождения Анны - чисто политическая. Люди, занимающие высокое положение в государстве, как правило, являются выразителями интересов и воли прежде всего данного государства, а не этноса или нации, к которым они относятся. Ирина Гаюк подчёркивает, что с крещением в истории Киевской Руси наметился радикальный поворот. Смена вероисповедания означала коренную перестройку всего жизнеустройства народов, населявших эти земли. И если официальное крещение Руси произошло при Анне, то с ней на Русь прибыли официальные представители церкви, ставшей государственной. А поскольку Анна была армянкой, то вероятнее всего именно с ней на Русь прибыло большое количество армян.

По мнению профессора Ярослава Дашкевича, именно армяне могли принести с собой на Русь восточные календарные системы, что отобразилось и в русском летописании. А что касается столь распространенного в Киевской Руси культа святых Григория Просветителя и Девы Рипсиме, то, хотя они были и есть общеправославными святыми, столь широкое их почитание на Руси, а также их иконография согласно канонам Армянской Апостольской, а не Византийской Церкви, тоже связаны с царевной Анной и теми священниками, которые, прибыли с ней в Киев.

Выдающийся историк Николай Карамзин тоже занимался исследованием этой темы и пытался воссоздать исторический портрет царевны Анны. Для этого он изучил все сохранившиеся древние летописи. По мнению Карамзина, царевне Анне пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы "заблудших язычников". В итоге для потомков "Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства".

Смерть Анны и Владимира.

Убийство Бориса и Глеба. Византийская царевна Анна была замужем за князем Владимиром 22 года. И прожили всё это время они в любви и согласии. Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011 / 1012 году (Новый год тогда считали с 1 сентября). "Повесть временных лет" сообщает о смерти Анны так: "Преставилась Владимирова царица Анна". Анне Романовне было всего 48 лет. Причина смерти точно неизвестна. Возможно, на её здоровье повлияла перемена климата или сказалась какая-нибудь эпидемия. Это произошло за 4 года до смерти князя Владимира.

Для Владимира Святославича смерть любимой жены стала тяжелой утратой. Поэтому он заказал камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг, украшенный красивой резьбой. Чтобы увековечить память принцессы по приказу князя его установили внутри Десятинной церкви. Следует отметить, что в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры - наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Анна была удостоена особых почестей за свои великие деяния, за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русский народ, а также строила храмы. Хотя после смерти царевны князь Владимир вновь женился, но похоронить себя он завещал рядом с Анной, в таком же беломраморном саркофаге. До разрушения Десятинной церкви в 1240 году останки Анны и Владимира особо почитались русскими людьми. Отношение к Анне было как к святой!

Как сообщил немецкий хронист Дитмар Мерзебургский, в первой половине XI века он видел в Киеве в Десятинной церкви стоявшие рядом гробницы Анны и Владимира. именно так, как завещал Святой Владимир Креститель. Карамзин более обстоятельно исследовал данный вопрос и в "Историческом описании Киево-Печерской лавры" обнаружил сведения о находке в 1636 году, во время разборки рухнувшей в 1240 году Десятинной церкви, саркофагов Владимира и Анны. По непонятной причине только череп князя был перенесен в Киево-Печерскую лавру, а все остальное вновь было зарыто. В конце 30-х годов XX века вновь производились раскопки в районе Десятинной церкви, и под полом был найден тайник с осколками беломраморных крышек. Во время исследования удалось выяснить, что ранее их украшали кресты и барельефы. По всей вероятности это были осколки крышек саркофагов Владимира и Анны.

У Владимира Святославича, прозванного в народе Владимир Красное Солнышко, было 12 сыновей. Но его любимцами, безусловно, были Борис и Глеб, которых родила князю византийской царевна Анна. Они также были любимцам всего народа. При крещении Борис получил имя Роман, а Глеб имя Давид. Первенец Борис, появившийся на свет примерно в 990 году, скорее всего, получил своё крестильное имя по отцу Анны - императору Роману II. А Глеб, рожденный около 1000 года, крестильное имя получил в честь библейского царя Давида, чтимого как образец христианского властителя. Киевляне хотели, чтоб старший из двух братьев Борис стал великим киевским князем после отца. Можно не сомневаться, что это был бы прекрасный наследник. Но, к сожалению, этого не произошло. 15 (28) июля 2015 года великий князь Киевский умер. И власть в Киеве силой и обманом захватил самый старший из всех сыновей - Святополк, которого даже сам Владимир терпеть не мог.

Воссев на престол, Святополк стал всячески задабривать киевлян. Но те в один голос решительно заявили: "Хотим Бориса, сына княгини Анны". Тогда этот подлый душегуб подослал к своим сводным братьям Борису и Глебу убийц. Узнав об этом злодеянии, народ прозвал Святополка Окаянным. Велика была печаль народа. Князья Борис и Глеб, сыновья армянки Анны, были провозглашены Русской Православной Церковью святыми. Причём, они стали самыми первыми русскими святыми. Праздновать память невинно убиенных братьев 24 июля начали вскоре после сооружения в 1021 году в Вышгороде первой церкви во имя Бориса и Глеба. Изгнав в 1019 году из Киева брата-изверга Святополка великим князем стал Ярослав Мудрый. Отдавая дань почтения крестительнице Руси Анне, он также назвал свою дочь Анной.

Следует сказать, что несмотря на очевидность, некоторые историки пытаются поставить под сомнение то, что сыновья Владимира Борис и Глеб были рождены Анной. По этому поводу Ирина Гаюк приводит чёткую аргументацию. Во-первых, о том, что Анна была матерью Бориса и Глеба писали такие выдающиеся русские историки как Василий Татищев и Сергей Соловьев. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что в источниках того времени рассказывается о паломничестве армянских купцов к Вышгородской церкви-усыпальнице святых Бориса и Глеба. В-третьих, именно житие святых Бориса и Глеба было переведено с древнерусского на армянский язык. И, наконец, именно "Житие святых Бориса и Глеба" приблизительно в 30-х годах XIII веке вошло в армянские "Четьи-Минеи" и осталось в них по сей день. Так что повышенное внимание со стороны армян к святым Борису и Глебу с момента их убийства является не случайным, а объясняется их армянским происхождением.

В 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены. К власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха - Мономаховичи. Но принесённое на Русь царевной Анной, православие - осталось. В летописях Анну именуют "грекрыня" или "греческая царевна", так как впоследствии Византия пала под ударами турок в 1453 году и "съёжилась" до границ Греции, а архивы основательно "подчищались". К сожалению, Анна и её братья Василий II Болгаробойца и Константин VIII Порфирородный, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми. Хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны принятием веры в Христа в 988 году.

Справедливость требует признать, что образ византийской царевны, а затем великой киевской княгини Анны незаслуженно остаётся в тени, в то время как великий князь Владимир в связи с крещением Руси был объявлен святым. Его бабушка, великая княгиня Ольга, так и не сумевшая ранее склонить своего внука Владимира принять христианскую веру, тоже была причислена к лику святых и погребена в Десятинной церкви. Впоследствии при её раскопках был найден саркофаг Ольги, выполненный из волынского шифера армянскими мастерами и украшенный армянскими орнаментами.

А ведь именно Анна уговорила поторопиться с крещением Владимира, который страдал глазами и почти ослеп, а после крещения выздоровел. Олесь Бузина пишет: "Образ царственной юной армянки из Константинополя, уехавшей на чужбину ради выполнения христианского долга - крещения языческой страны, где её ожидали опасности, непонимание, вражда, равнодушие к христианским святыням, может быть, потому, что её подвиг совершался скромно и в обычной повседневности, не только не оценён по достоинству, но и предан забвению…"

Красавица Анна, изображение которой сохранилось на фреске в Софийском соборе, несомненно, совершила подвиг, отправившись в далёкий Киев, чтобы привлечь великого князя Владимира и всю Киевскую Русь к вере Христовой! Как гласит одна из летописей: "Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Это характеризовало её как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину". Светлый образ византийской царевны, а затем великой киевской княгини Анны должен быть по достоинству оценён и должен засверкать во всей красе. И если Владимир зовётся Крестителем Руси, то Анну с полным основанием можно назвать Крестительницей Руси! Ведь в первую очередь именно благодаря этой замечательной армянке русские, украинцы и белорусы вот уже 1027 лет являются христианами. И кому как не Анне быть провозглашённой Русской Православной Церковью за это святой! Хочется надеяться, что хоть через тысячу лет справедливость восторжествует.