Здесь молятся и поют на языке христа

В то время, как обитель святой равноап.Феклы восстанавливается в Маалюле, остается на осадном положении. Об этом в интервью РИА Новости рассказал викарий Патриарха Антиохийского и всего Востока, наместник Ильинского монастыря в Швайе (Ливан) епископ Забаданский Константин (Кайял).

Древний монастырь святой равноапостольной Феклы, неоднократно подвергавшийся нападениям радикальных исламистских группировок, в настоящее время возрождается. "В Маалюле сейчас восстанавливается одно крыло монастыря, чтобы сестры обители могли в нее вернуться. Разумеется, остается страх, остается опасность, но нам нужно возвращаться туда. Мы должны дать свое свидетельство о том, что мы остаемся на этой святой земле", — владыка Константин.

Там много фанатиков, но Богородица нас охраняет

Сирийская Маалюля остается последним местом на Земле, где разговорным языком является арамейский - земной язык Господа нашего Иисуса Христа.

И Маалюлю захватывали боевики CCA и "Джабхат ан-Нусра". 13 монахинь и 3 послушницы вместе с настоятельницей монастыря святой Феклы провели в плену и были при посредничестве спецслужб Ливана.

Представитель Антиохийского Патриархата также сообщил, что в настоящее время один из крупнейших женских монастырей в Сирии — монастырь Сеиднайской Божией Матери находится в окружении фанатично настроенных мусульман.

"Весь монастырь окружен мусульманскими деревнями, там много фанатиков, но Богородица нас охраняет; монахини и миряне чувствуют ее присутствие и не оставляют свои жилища", — подчеркнул епископ.

Собеседник агентства особенно отметил хорошие отношения сирийских христиан с приверженцами традиционного ислама. "У нас нет каких-то затруднений с умеренными мусульманами, мы живем рядом с ними, они разделяют и наши радости, и наши печали. Мы живем в мире, и даже политические лидеры, принадлежащие к обеим конфессиям, дружелюбны друг к другу", — сказал священнослужитель.

СИРИЯ - СТРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЙ

СИРИЯ сыграла выдающуюся роль в истории человечества. Об этой стране часто говорят, как о колыбели цивилизации, поскольку многие величайшие достижения человеческой культуры берут свое начало в древней Сирии простиравшейся от гор Торос до Синая и от Средиземного моря до Евфрата. На этой земле человек познал секреты земледелия и металлургии и изобрел первый алфавит. Основы многих религий и философских доктрин, зачатки торговли, градостроительства и дипломатии, навыки культурного обмена зародились в Сирии.

Дамаск - самый древний в мире, обитаемый до наших дней город. За прошедшие века многие цивилизации - арамейская, греческая, римская, византийская, арабская оставили свой след в его облике.

МЫ ПОСЕТИЛИ ХРИСТИАНСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА:

ЖЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ИМЕНИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «САЙДНАЯ»;
- ХРАМ М.Ч.Ч. СЕРГИЯ И ВАКХА / IV в. /
- ЖЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ФЕКЛЫ В МААЛЮЛЕ / Iв./;

- ДРЕВНИЙ ГОРОД ДАМАСК , В КОТОРОМ МЫ ОСМОТРЕЛИ:

ВОРОТА «BАВ КISAN», ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ СПАСАЛСЯ БЕГСТВОМ АПОСТОЛ ПАВЕЛ;
- «ПРЯМУЮ УЛИЦУ» - УПОМЯНУТУЮ В БИБЛИИ;
- ДОМ АПОСТОЛА АНАНИЯ, В КОТОРОМ ПРОИЗОШЛО ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО АПОСТОЛА ПАВЛА / I в. /;
- КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХАТА АНТИОХИЙСКОГО И ВСЕГО ВОСТОКА;
- МЕЧЕТЬ ОМИЙЯДОВ, В ЧАСОВНЕ КОТОРОЙ, В САРКОФАГЕ ПОЧИВАЕТ ЧЕСНАЯ ГЛАВА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ;
- БАЗАР «ХАМИДИЯ» ВОЗВЕДЕННЫЙ В I в;
- ДРЕВНИЙ ГОРОД ПАЛЬМИРА / ТАДМОР – I в. ДО Н.Э. /;
- КОЛЛЕДЖ СИРО – ЯКОВИТСКОЙ ЦЕРКВИ.

Краткая история женского монастыря Божьей Матери «Сайдная».

САЙДНАЯ –сирьякское слово. САЙДА – госпожа, НАЙЯ – наша – госпожа наша. На сирьякском языке это слово означает: САЙД – охота, ДНАЯ – место, то есть место для охоты.

Особо чтимой святыней монастыря является Сайднайская икона Божьей Матери, одна из четырех, написанных, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.

По-сирьякски эта икона называется «ШАГУРА», что значит –знаменитая, всем известная.
В монастыре также хранятся несколько старинных драгоценных икон с изображением Божьей Матери и другие V, VI, VII веков. В библиотеке хранятся древние рукописи.

Сайднайский монастырь – самый крупный женский монастырь Сирии, где подвизается около пятидесяти монахинь и послушниц. При монастыре существует приют, в котором живут и учатся сорок девочек-сирот. Приют содержится за счет пожертвований прихожан. Настоятелем монастыря является Патриарх.

Практическое руководство монастырем осуществляет Игуменья – наместница Патриарха. Монастырь считается одним из богатейших, он имеет свое обширное хозяйство и полностью удовлетворяет свои потребности в еде. Разумеется, многочисленные паломники оставляют пожертвования на нужды монастыря и приюта.
Престольный праздник монастыря – 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

Сайдная располагается частично в долине, частично на склонах скалистого холма, вершину которого венчает православный женский монастырь Сайднайской Божьей Матери.

Экскурс в историю.
В 547 году император Юстиниан проходил с войском через Сирию во время войны с персами и остановился в пустыне неподалеку от Дамаска.

Жара и жажда изнурили его солдат и лошадей. Император сам отправился искать источник воды. Вдалеке он увидел газель и пустился преследовать ее. Газель вдруг остановилась на вершине скалы и император приготовился пустить в нее стрелу.
Внезапно появился столб света, газель превратилась в женщину в белых одеждах, которая молвила: «Ты не убьешь меня, Юстиниан, а построишь на этом месте церковь и монастырь». Свет погас, женщина исчезла.

По преданию, Пресвятая Богородица еще раз явилась императору, чтобы подсказать план, по которому должен быть построен монастырь.
До сих пор существует первоначальный план этой очаровательной церкви, которая отражает высокую культуру Византии.

Сайднайский монастырь, по мнению некоторых священнослужителей, занимает второе место после Иерусалима по своей важности и количеству паломников, посещающих священные места на Востоке. Монастырь известен, как оплот Православия на Востоке.

В стенах монастыря находится чудотворная икона Божьей Матери, которая помогает всем людям любого вероисповедания, кто обращается к ней с верой, поклоняясь иконе «Шагура» и просит ее о благодати Божьей Матери.

Во время визита в монастырь, нам рассказали много чудесных историй, связанных с этой иконой и имевших место в разные периоды истории. Если автору не изменяет память, то нам рассказывали случай, о чуде воскрешения араба из Саудовской Аравии.

Первой настоятельницей монастыря была сестра императора Юстиниана.
Она попросила одного из паломников, идущего к Гробу Господню, приобрести для монастыря икону с изображением Богородицы с младенцем, снабдив путника деньгами и необходимыми инструкциями.
Паломник приобрел требуемую икону. На обратном пути группу пилигримов подстерегали многочисленные опасности – то начнутся повальные болезни, то нападут разбойники, то природа разбушуется, но каждый раз опасность отступала. Это обстоятельство натолкнуло купившего икону на мысль о ее чудотворности.
Вернувшись в монастырь, он задумал утаить ее и возвратил настоятельнице деньги, выразив сожаление, что не смог выполнить поручение.
Выспавшись в монастырской келье, на следующий день, странник хотел продолжить свой путь, но неведомая сила не выпустила его за порог. Сразу догадавшись, в чем причина, обманщик кается настоятельнице и отдает ей чудотворную икону.

С тех пор бесценная реликвия хранится в серебряном ларце находящемся в нише, за металлической решеткой.
На фотографиях, представленных в этом альбоме, запечатлен киот, в котором находится Сайднайская Икона Божьей Матери / I в./. Рассмотреть икону достаточно трудно из-за слабого освещения помещения часовни. К тому же, святыня закрыта окладом и значительным количеством металлических (серебро, золото и др.) приношений верующих.

В Сайднае, со временем, были построены многие другие церкви на пожертвования прихожан и паломников. С течением времени, под влиянием стихийных бедствий, а так же гонений арабов, многие церкви были разрушены.
До нашего времени сохранились две деревни – Жабаадин и Бакха, расположенные неподалеку от Сайдная, в которых говорят на сирьякском языке, который считается коренным языком этой внутренней области Сирии.

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ФЕКЛЫ В МААЛЮЛЕ.

Поселок Маалюля расположен в горах Каламон в 56 километрах к северо-востоку от Дамаска.
Маалюла – место, где население до сих пор говорит по-арамейски – на языке Иисуса Христа.

Маалюля – одна из главных святынь Сирии.
Здесь находится пещера, в которой жила и погребена равноапостольная Фекла – ученица святого апостола Павла.

Святая Фекла родилась в городе Иконии /на средиземноморском побережье современной Турции вблизи Греции/. Ее отец занимал большой пост в Римской империи – являлся римским наместником в Иконии.
Фекла росла в достатке и благополучии, соответствующим высокому положению семьи и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились выдать ее замуж.
Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (Деяние, гл.13,14) он по пути в Грецию, пришел в Иконию (45 г. н.э.).
Апостол остановился в доме Онисифора, который располагался по соседству с домом римского наместника и Фекла из окна своего дома услышала проповеди святого Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли ее внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры в единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришел взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фекла укреплялась а вере и в убеждении, что ее жизнь должна быть посвящена христианству.

Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Феклу отказаться от веры в Христа – Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь ее на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушила огонь.
Тогда Феклу бросили в яму с голодными львами, но они стали ластиться к ней, как домашние кошки.
На нее напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.
Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.

Святая Фекла отправилась вначале в Антиохию, а от туда на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила чудеса.
Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла маалюльских гор, силы покинули ее, так как она была утомлена долгим странствованием и истощена. Чтобы спуститься в селение, надо было преодолеть высокую гору.
Тогда Фекла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес Господних – гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фекла вышла к селению.
Слово Маалюля по-арамейски означает «проход» или «вход».
Святая Фекла поселилась в небольшой пещере у ущелья и долгие годы прожила у источника, проводя дни в посте и молитве.
К ней приходили люди из разных мест и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.
И сегодня те, кто с искренней верой приходит к месту погребения святой Феклы испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получает благословение и исцеление от болезней.
У пещеры святой Феклы христианами создан алтарь, где совершались молитвы до III века. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня.

С IV-го века и до начала IX-го века а Маалюле располагался центр епископата.
Сейчас здесь женский православный монастырь относящийся к Антиохийской православной церкви. Монахини заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.
24 сентября – праздник святой Феклы. В этот день в монастыре особенно много гостей.
14 сентября, в праздник креста господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году из Иерусалима в Константинополь передавали весть о нахождении святого креста, на котором был распят Иисус Христос.
Церковь при монастыре, где проходят литургии, названа в честь Иоанна Крестителя, в знак того, что святая Фекла первой в этих местах крестила вновь обращенных христиан.
Обновление монастыря продолжается по сей день, в т.ч. благодаря пожертвованиям верующих.
Чтобы подняться к пещере святой Феклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться в верх по лестнице. От туда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.
При монастыре есть музей с образцами медной утвари XII века.

В монастыре есть специальное крыло для проживания девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочки стали либо полезной обществу, либо вышли замуж, либо стали монахинями в монастыре.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ ЭКСПЕДИЦИИ В СИРИЮ - СЛЕДУЕТ

Создан 23 ноя 2006

«Сирийская экспедиция» - так называется проект, осуществленный Центром общественного и культурного сотрудничества Союза писателей России при поддержке Русской Инженерной компании. Серия книг «Ближневосточная командировка» в ближайшее время должна пополниться новым изданием, подготовленным участниками проекта, под руководством доктора философских наук, профессора Э.Ф. Володина и Председателя Совета директоров Русской Инженерной компании С.В. Исакова.

Для сбора материалов «Сирийского альманаха» (так будет называться новая книга) Сирийскую Арабскую республику посетила делегация писателей, которая не только ознакомилась с историческими достопримечательностями древнейшей страны Ближнего Востока, но провела ряд встреч с ее духовными и политическими лидерами, соотечественниками, работающими и живущими в Сирии, представителями Русской Православной Церкви. Участников экспедиции приняли Патриарх Антиохийской Церкви Игнатий, Верховный Муфтий мусульман Сирии Карет, Председатель Союза арабских писателей Сирии Али Окли Арсан, Министр обороны генерал армии Мустафа Тлас, руководитель аппарата военных советников А.И. Зайцев, представители Московской Патриархии в Дамаске отец Елисей и отец Анатолий, посол Российской Федерации Р.В. Маркарьян…

В Центре Российской культуры при большом стечении людей состоялась презентация предыдущих книг серии: «Ближневосточная командировка» «Багдадские дневники», «Архипелаг в океане».

В течение двух недель группа писателей изучала исторические святыни Христианства в городах Холмс, Алеппо, Латакия, Хама и, конечно, Дамаск - являющийся средоточием исторических памятников, былого и нынешнего процветания этой старейшей среди всех столичных городов мира.

Писатели посетили Православные монастыри и храмы в Сейднайе, Маалюле, на Херувимской горе - места молитвенных трудов апостолов Павла и его учеников.

По возвращении в Москву писатели, среди которых были Эдуард Володин, Сергей Куличкин, Юрий Лощиц, Александр Сегень, Сергей и Иван Лыкошин, Олег Фомин, приступили к работе над очередной книгой проекта, куда войдут также публикации современных писателей и общественных деятелей исторически дружественной нам Сирии.

Посёлок Маалюла расположен в горах Каламон на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска.

Дома, прилепившиеся к крутым склонам живописного горного ущелья один над другим, напоминают своеобразный амфитеатр. Внутри частью жилища нередко является вырубленная в скале пещера.

Маалюля - наиболее известный из сохранившихся уголков, где население до сих пор говорит на арамейском языке - на языке Господа нашего Иисуса Христа. (В начале нашей эры арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным языком общения в ряде районов Восточного Средиземноморья).

Маалюля - одна из главных христианских святынь в Сирии. Здесь находится пещера, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла - ученица святого апостола Павла.

Святая Фёкла (Текла) родилась в городе Иконии (на Средиземноморском побережье современной Турции, вблизи Греции). Её отец занимал внимание в Римской империи и являлся римским наместником в Иконии. Фёкла росла в достатке и благополучии, соответствующем высокому положению семьи, и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились отдать её замуж.

Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (см. Деяния, гл. 13, 14) он, по пути в Грецию, пришёл в Иконию (45 года от Рождества Христова). Апостол остановился в доме Онисифороса, который располагался по соседству с домом римского наместника, и Фёкла из окна своего дома слушала проповеди св. Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры во единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришёл взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фёкла укреплялась в вере и в убеждении, что её жизнь должна быть посвящена христианству.

Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Фёклу отказаться от веры в Христа-Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь её на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушили огонь. Тогда Фёклу бросили в яму с голодными львами. Но львы стали ластиться к ней, как домашние кошки. На неё напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.

Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.

Святая Фёкла отправилась сначала в Антиохию, оттуда - дальше на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила многие чудеса.

Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла Маалюльских гор, силы покинули её: она была утомлена долгим странствованием и истощена усталостью. Но чтобы спуститься в селение, надо было преодолевать высокую гору.

Тогда Фёкла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес господних: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фёкла вышла к селению. Само слово "Маалюля" означает по-арамейски "проход" или "вход".

Св. Фёкла поселилась в небольшой пещере у ущелья. Святая долгие годы прожила в этой пещере у источника, проводя дни в посте и молитве. К ней приходили люди из разных мест, и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.

И сегодня те, кто с искренней верой приходят к могиле святой Фёклы и испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получают исцеление от болезней и благословение.

У пещеры св. Фёклы христианами был создан алтарь, где совершались молитвы до III века от Рождества Христова. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня. С 4-ого - до начала 19-ого веков в Маалюле располагался центр епископата.

Сейчас здесь женский православный монастырь, относящийся к Антиохийской православной церкви. Послушницы заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.

24 сентября - праздник св. Фёклы. В этот день в монастыре особенно много гостей. 14 сентября, в праздник Креста Господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году от Рождества Господа нашего Иисуса Христа из Иерусалима в Констатинополь передавалась весть о нахождении под почвы Святаго Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Церковь при монастыре, где служат Литургии названа в честь Иоанна Крестителя в знак того, что св. Фёкла, первой в этих местах, крестила вновь обращенных христиан.

Обновление монастыря продолжается по сей день, в том числе благодаря пожертвованиям верующих. Чтобы попасть к пещере св. Фёклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться вверх по лестнице. Оттуда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.

При монастыре есть музей с образцами медной утвари 12-ого века.

В монастыре есть специальное крыло для жительства девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочка стала либо полезной женой в обществе, либо монахиней в монастыре.

Маалюлинский Феклинский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. Женский монастырь во имя равноапостольной Феклы в Маалюле , ставропигия Антиохийской Православной Церкви

Монастырь возник при входе в ущелье разверзшейся горы, которая по преданию спасла равноапостольную Феклу от её преследователей. Некоторые указывают на святую Феклу как создательницу обители . С большей уверенностью можно говорить об основании монастыря в веке, что всё равно делает его одним из старейших в Великой Сирии .

Монастырь строился в два этапа: на первом этапе была расширена пещера, расположенная в восточной части горы, которая возвышается над монастырем, в южной части которой находится гробница с мощами святой Феклы. Сбоку пещеры была устроена церковь с каменным престолом и алтарём, высеченным в скале.

В ходе Сирийской гражданской войны , в начале сентября года посёлок оказался на короткий срок захвачен мятежниками-террористами, которые пытались под страхом смерти склонить селян к мусульманству . В это время монастырь дал убежище около сотне жителей, а также позволил 27 сиротам спрятаться в пещерах. Монастырь подвергся обстрелу и вторжению боевиков, но избежал резни . Затем, утром 30 ноября силы т.н. "сирийской оппозиции" - в частности, экстремистской группировки "Джабхат ан-Нусра" - вновь проникли на территорию Маалюли, и вскоре снова ворвались в уже ранее разгромленный ими монастырь. 2 декабря бойцы правительственных войск неоднократно безуспешно пытались прорваться к монастырю. На этот раз боевики захватили игумению Пелагию и одиннадцать насельниц в заложницы; обитель подверглась погрому.

Статистика

Настоятельницы

Святыни

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.ру :
    • http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60983.htm - Щербинин Владимир, "Сирия. Осколки," 22 апреля 2013
    • http://www.pravoslavie.ru/news/66366.htm - Нофал Фарес, "Сирийские боевики захватили монахинь в Маалюле - дополнено", 3 декабря 2013

Маленький городок Маалюля известен тем, что он является одним из трех мест на земле, где местные жители до сих пор говорит на арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос. Этому удивительному сохранению способствовала и труднодоступность самого городка. Теперь здесь открыт небольшой научный центр по изучению древнего языка и сюда приезжают лингвисты со всего света. В апостольские времена арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным разговорным языком на большей части территории Ближнего Востока.

Город Маалюля находится в 56 км к северо-востоку от Дамаска, на высоте 1650 м над уровнем моря, в горах Каламон. Со всех сторон город окружен высокими горами и попасть в него можно только через узкое ущелье. Может быть, поэтому в переводе с арамейского Маалюля означает «вход» или «проход». Жилые дома, уютно прилепившиеся на склонах гор, возвышаются здесь друг над другом, на фоне живописных скал и грозного ущелья. Здесь находится и одна из величайших святынь Сирии - монастырь Святой равноапостольной Фёклы, первомученицы, верной ученицы апостола Павла.

Святая Тёкла (в русской традиции - Фёкла) родилась в римском городе Икония, расположенном при подошве горной гряды Тавра, на юге Малой Азии. Ее отец в этом городе являлся наместником (по другой версии, она была дочерью богатой вдовы), поэтому она выросла в достатке и роскоши, а к 18 годам получила хорошее языческое образование. Ее готовили уже выдать замуж, когда судьба ее вдруг круто изменилась.

Около 45 г. от Рождества Христова в город Икония прибывает, как свидетельствуют новозаветные «Деяния апостолов» (гл. 14), апостол Павел в сопровождении Варнавы, проповедуя иудеям и эллинам Слово Божье. Они остановились, по преданию, в доме некоего Онисифороса, располагавше-гося рядом с домом римского наместника. Яркие проповеди святого Павла смогла подслушать из открытого окна и Фёкла. Его слова пробудили в душе совестливой девушки глубокую веру, наполнили смыслом существования и укрепили в убеждении, что жизнь ее теперь должна быть посвящена Богу. Воздействие его слов было так велико, что она не ела и не пила три дня. Это вызвало ярое негодование ее близких, которые стали одними из инициаторов гонений апостола за проповедь Евангелия.

Сохранилось множество раннехристианских сочинений, описывающих жизнь Фёклы. Разные предания свидетельствуют, что по настоянию роди-телей Фёклы апостол Павел был заключен под стражу. Но Фёкла ночью, подкупив стражников, пробралась в его темницу, подарив им серебряное зеркальце. Там она всю ночь слушала его поучения и наставления о любви к Богу, которые укрепили ее в вере и правильности выбранного пути. Вскоре апостола Павла постановили изгнать из города вместе с Варнавой и немно-гими их последователями. А бедную Фёклу, разгневавшись на ее упорство и непреклонность, за отказ отречься от новой веры, осудили на сожжение. Апостолы несколько дней молились об избавлении Фёклы от неправедного суда, находясь недалеко от города. Когда мучители развели уже сильный огонь, внезапно начавшаяся гроза с сильным ливнем затушила бушевавшее пламя, сохранив тем самым ее невредимой. Видя непреклонную волю провидения, городские власти решили отпустить ее. После чудесного избавления Фёкла находит апостолов Павла и Варнаву и вместе с ними благовествует Слово Божье в Сирии, совершая многочисленные чудеса. Вместе с ними она при-ходит в Антиохию, где наместник города, прельщенный ее красотой, решил добиться ее. Но решившая посвятить свое девство Жениху небесному, Фёкла дает ему прилюдно решительный отказ. Разгневанный ее упорством, в гневе он осуждает ее на съедение львам. Брошенная к ним в яму, она остается чудесно невредимой, они лишь миролюбиво ластятся к ней. Тогда бросают на нее многочисленных ядовитых змей, но и они не причиняют ей никакого вреда. Господь не допустил её погибели, сохранил жизнь ее для будущих деяний. Из христианок она первая была осуждена на мучения - растерзание дикими зверями, и хотя они и не коснулись ее, но в христианской истории считается она первомученицей. После чудесного спасения наместник города отпускает святую Фёклу, которая, по благословению апостола Павла, уже самостоятель-но идет в город Селевкию, что стоял когда-то на берегу Средиземного моря и где находились захоронения сирийских царей. Фёкла много проповедует, неся слово истины, и творит чудеса с Божьей помощью. Она успешно рас-пространяет христианство в Сирии, наравне с апостолами, поэтому позднее признается Церковью равноапостольной. Когда она приходит к горам Ка- ламона, совершенно изможденная, она обращается к Господу о милости не оставить ее без Его заботы. Ведь от долгих лет странствия силы покинули ее, а надо было преодолеть высокую гору. Упав на колени, она долго молит о даровании сил и помощи. И происходит чудо, гора неожиданно раздвигается, образуя узкий проход к селению. По другой версии, скала раздвигается во время погони от солдат, посланных отцом за непреклонной дочерью, дав ей возможность укрыться в селении. Но чудесное образование ущелья многие века пытливый ум человека не мог объяснить иначе. Даже сегодняшней науке трудно внятно объяснить причины подобного природного чуда, когда гора словно разломлена какой-то невидимой силой.

Позднее праведная Фёкла поселилась здесь, в пещере, у источника, где проводила дни в посте и молитве и где часто принимала больных, принося им многочисленные исцеления. Отсюда - второе значение названия Маалюля, это место, куда приходят больные, по-арабски «маалиль».

После смерти святой в ее пещере был устроен храм и воздвигнут алтарь, сохранившийся и доныне. В IV в. здесь был основан женский монастырь, когда была расширена естественная пещера. В южной ее части размещена гробница с мощами святой Фёклы, а в восточной - каменный престол для богослужений. Здесь же находится и чудотворный источник, водами которого исцеляются и сегодня. Вода здесь капает с потолка и собирается в каменном резервуаре, из него же пила воду и святая ее обитательница. Следует отметить интересный факт, что в пещере выросло дерево, возраст которого никто не берется определить. На склонах гор вокруг пещеры хорошо видны много-численные кельи-пещеры ранних христиан, которых с древних времен стала привлекать святость этого места.

В XIX в. в монастыре Святой Фёклы был построен храм во имя Пророка Иоанна Крестителя, в знак того, что святая Фёкла здесь первая крестила местное население. Были также возведены кельи и благоустроена территория, что позволило создать уютный монастырский комплекс. Здесь по-прежнему располагается женская обитель и сегодня, где проживает тридцать монахинь, заботящихся о поддержании монастыря и воспитании девочек-сирот. Мона-стырь всегда находился в юрисдикции Антиохийской православной церкви, а до XIX в. в Маалюле даже располагался центр епископата. Интересно, что в 325 г. его епископ Евтихий принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее и подписывал его определения.

Местные жители любовно называют святую Фёклу «Баркатой», что означа-ет на арамейском языке «благословенная». Поклониться ее мощам ежедневно прибывают многочисленные паломники, но больше всего их прибывает в престольный праздник, 24 сентября / 7 октября, когда празднуется память святой Фёклы. Паломники останавливаются в Маалюле, который является также одним из горных курортов Сирии и куда приезжают жители Дамаска спасаться от летнего зноя.

На вершине горы Каламун находится одна из древнейших обителей Си-рии, монастырь и храм во имя Святых мучеников Сергия и Вакха, римских воинов, мученически пострадавших за веру, который по-арабски называют «Маар-Саркис». Как известно, мученик Сергий был небесным покровителем преподобного Сергия Радонежского, а храм в честь него был здесь воздвигнут уже в IV в., а позднее рядом создан мужской монастырь. В храме сохранилась часть византийских фресок, а также два древних алтаря в форме чаши, повторяющие языческие традиции. Богослужения здесь ведутся до сих пор на арамейском языке.

Интересна в Маалюле традиция празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как известно, в 325 г. императрицей Еле-ной в Иерусалиме был найден Крест Христов. Множество народа пыталось увидеть святыню. И тогда патриарх Иерусалимский Макарий стал поднимать (воздвигать) Крест, а люди поклонялись ему. В память этого события был позднее установлен праздник. Так вот, известие о нахождении Креста было передано в Константинополь по древнему способу передачи информации - с помощью сигнальных костров. И в память этого события в Маалюле всегда на вершинах гор разжигаются многочисленные костры.