Школы татарстана меняют учебные планы. Процесс пошел: прокуратура запрещает преподавать татарский язык без согласия родителей

В Татарстане не перестают обсуждать возможность отмены обязательного изучения татарского языка в школе. Кто-то "за", кто-то "против", аргументов и с той, и с другой стороны - масса. "Idel.Реалии" решили собрать ответы различных министерств и ведомств и постарались ответить на самые важные вопросы родителей с позиции властей.

В ТАТАРСТАНЕ МНОГО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ ДЕТИ УЧИЛИ ТАТАРСКИЙ?

Организация, созданная в апреле этого года, - "Комитет русскоязычных родителей Татарии" - заявила, что на 10 октября в республике подано не менее 2 805 заявлений на отказ от его изучения. Если верить карте, которую они предоставили, в основном, от изучения языка готовы отказаться в городах на востоке республики, в Казани и районах рядом со столицей.

ПОДАЮТ ТАКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ТОЛЬКО РУССКИЕ?

Нет, среди них есть и этнические татары. Нежелание изучать татарский в школе обычно вызвано далеко не национальной неприязнью, а плохим уровнем преподавания языка, отсутствием необходимости в его изучении и желанием повысить уровень изучения русского, так как этот язык необходим при поступлении в вузы.

СЛЫШАЛ, ГДЕ-ТО УЖЕ ОТМЕНИЛИ ИЗУЧЕНИЕ ТАТАРСКОГО.

Новости об этом, действительно, постоянно появляются. Одна из первых историй связана с набережночелнинской журналисткой Алсу Газизовой . В начале сентября она написала заявление. Учитель позволил ее сыну Марку не посещать уроки татарского. Вместо этого мальчика предложили чем-то занять в это время - например, рисованием. Через несколько дней Газизову вызвали в школу к директору, где объяснили, что произошла ошибка, и ее сын должен посещать уроки татарского.

Я МОГУ НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ, ЧТО МОЙ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК?

Обратиться в свою школу с подобным заявлением может любой родитель или законный представитель ученика.

ЕСЛИ Я НЕ ОШИБАЮСЬ, ТО РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО ВЫБИРАТЬ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА УЧЕБНЫЙ ПЛАН?

Родители или законные представители могут участвовать при обсуждении и утверждении учебные планов. Их мнение относительно изучения предметов обязательно учитывается. Также в школе могут запрашивать отдельное письменное согласие на изучение предметов учебного плана.

ПРАВДА, ЧТО РОДИТЕЛЕЙ ВЫЗЫВАЮТ В ПРОКУРАТУРУ?

Да, но вызывают только тех, кто до этого сам обратился туда. В этом нет ничего страшного.

А МОЖНО БЫЛО И ТУДА ПИСАТЬ?

Можно. Генпрокуратура совместно с Роспотребнадзором проверят добровольность изучения татарского языка в Татарстане в октябре этого года в рамках поручения Владимира Путина. Проверка должна быть завершена на территории России до 30 ноября.

Да, по некоторым школам уже есть представления - это когда прокуратура находит нарушения и просит их исправить. Так, в соцсетях активно распространяется такое представление от прокуратуры Вахитовского района Казани к директору какой-то районной школы Казани (номер затерт). Там сказано, что проведена проверка исполнения законодательства и выявлены нарушения. "Преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка России", - значится в документе.

Там же написано, что в школе разрешали "выбирать" только один родной язык - татарский, а это ограничение закона.

"Преподавание дисциплины "Татарский язык" или "Татарская литература" в соответствии с нормами ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), федеральным базисным планом и примерными учебными планами, разработанными Минобразования РФ, может осуществляться только в рамках предметной области "Родной язык" и исключительно с согласия родителей (законных представителей) учащихся", - ответили в прокуратуре.

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин , но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться на добровольной основе. А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Ярче всех пока что высказался директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат госсовета республики Ирек Шарипов:

«Когда-то и рабство было законным. И холокост был законным с точки зрения государства, которое потом было признано преступным. Репрессии были законными во времена Сталина. Мы не должны допустить, чтобы то, что не принимается народом, стало законным».

Приходится констатировать, что вроде бы решенный вопрос с навязыванием всем детям языков титульных народов национальных республик по-прежнему актуален . Как минимум в Татарстане.

Сейчас «проблему притеснения татарского языка» активно освещают финансируемые Госдепом пропагандистские издания-иноагенты «Настоящее время» и «Идель. Реалии». Стараясь не выходить за рамки российского законодательства, они всячески поддерживают «региональную идентичность», а по сути – содействуют сепаратистам.

Заместитель руководителя пресс-службы главы Татарстана Лилия Галимова все подозрения в сепаратизме, разумеется, отвергла:

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже слова президента России, сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов так и не овладели государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года . И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета , ни у кого-либо еще не получится.

В Татарстане «принудиловку» по татарскому обменяли на личную безопасность?

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом. Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков , зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата. Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений. Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений. Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка. Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации.

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily ) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому. «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык». «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily ). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны не исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина , когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте. Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России. Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах».

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии». Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов . Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым предупреждение Москвы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин . Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом, да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «сувереного государства». В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».

Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому. В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily ), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно так же - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов. Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка. А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики.

Единственная возможность учить язык для дошкольников - попасть в татарскую группу или татарский детсад

Языковая революция , покончив с татарским в школах, добралась до детских садов. Методички 2013 года, регламентирующие обязательное изучение государственного языка Татарстана дошкольниками, не подлежат применению - письмо подписал новый министр образования Рафис Бурганов в последний рабочий день прошлого года. Пока сторонники добровольного татарского «кричат: ура! И в воздух чепчики бросают», у родителей-татар письмо нового министра выбило почву из-под ног: возможности учить родной язык в садиках, говорят они, фактически не осталось. Подробности в материале «Реального времени».

Детсадам напомнили о ФГОС, в котором нет места татарскому

В канун Нового года языковая революция, покончившая с обязательным изучением татарского языка в школах , добралась до детских садов. 29 декабря министр образования и науки РТ Рафис Бурганов отправил руководителям районных отделов образования письмо «О планировании образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях».

Если вкратце, садикам напомнили о том, что формировать расписание занятий и объем образовательной нагрузки они должны в соответствии с ФГОС и СанПин, дополнительно сообщив, что методичка Минобрнауки РТ от 08.11.2013 не подлежит применению. Эта методичка как раз закрепляла обязательное изучение татарского языка в детских садах.

Как сказал «Реальному времени» министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов, речи об отмене татарского в детсадах не идет, просто вслед за школами в детсадах привели программу в соответствие с требованиями прокуратуры.

Представления прокуратуры у нас в свое время были по общеобразовательным школам, а мы соответствующие письма, такие же, как в общеобразовательные школы с программами, с нашими методическими предложениями отправили в те учреждения, в которых также регламентируется преподавание государственных и родных языков, - прокомментировал Бурганов.

Как сказал Рафис Бурганов, речи об отмене татарского в детсадах не идет, просто вслед за школами в детсадах привели программу в соответствие с требованиями прокуратуры. Фото Максима Платонова

На уточняющий вопрос корреспондента «Реального времени»: «То есть в детсадах так же, как и в школах, родители смогут выбирать, посещать или не посещать уроки татарского?» - Рафис Бурганов ответил: «Да».

Вернуть долг: часы на татарский заимствовали у рисования и математики

Что же криминального было в методичке от 2013 года, что детсадам запретили ее применять? Согласно ей, татарский язык дети в младшей группе изучали во время игр, а начиная со средней - три раза в неделю по 20 минут. Чтобы не перебрать с учебной нагрузкой, которая, к примеру, в подготовительной группе должна составлять не более 14 занятий в неделю, время на два занятия татарским позаимствовали у других предметов, а третий час поставили дополнительно в нарушение СанПиН.

Так, в средней группе забрали часы у лепки/аппликации, рисования и расширения кругозора. В старшей группе - у предметов «Познание» и рисование, а в подготовительной группе - у «формирования элементарных математических представлений» и рисования.

Сказать, что эти уроки отменили совсем - неправильно. Их перевели в «режимные моменты», то есть занимались между делом - во время, отведенное для игр, либо включали в расписание дополнительно, либо дополнительно, но уже в качестве платных услуг. Именно это вызывало возмущение у некоторых родителей. Кроме того, рисование и лепка, уверены родители, полезнее, чем татарский язык, так как развивают мелкую моторику, а билингвизм в раннем возрасте вредит, тем более детям с логопедическими проблемами.

В подготовительной группе дети имеют максимальную нагрузку, предусмотренную СанПиН. Это означает, что больше никаких кружков и никаких занятий быть не должно. Иначе будет переутомление, ребенок не будет успевать восстанавливаться, будет болеть. Вот только к школе детей все равно готовить приходится вне садика, заниматься дополнительно, решаться на адскую перегрузку с 6 лет просто для того, чтобы ребенок мог учиться нормально дальше. Либо делать выбор между подготовкой ребенка к школе и его здоровьем, - считает Рая Демидова, руководитель «Родительского сообщества Татарстана».

Татарский язык дети в младшей группе изучали во время игр, а начиная со средней - 3 раза в неделю по 20 минут. Фото Гуландам Зариповой

Татарский есть, но возможности учить его - нет

Письмо Бурганова, отменяющее методичку 2013-го в детсадах, противники обязательного изучения татарского назвали новогодним подарком. Еще в ноябре 2017-го они начали сбор жалоб на принудительный татарский язык в детсадах. Теперь создали бланк отказа от татарского, который предлагают заполнить всем родителям, где в категоричной форме требуют «не проводить обучение нашего ребенка татарскому языку в любых формах и по любым образовательным программам» и «исключить работу воспитателя по обучению татарскому языку с нашим ребенком в свободное от образовательной деятельности время, не создавая в общении с ним татарскую языковую среду».

Пока одни родители радуются победе над татарским в детсадах, другие обеспокоены. По словам Чулпан Хамидовой, активистки сообщества «Татар ата-аналары», воспитатель детсада, который посещают ее дети, в первый день после каникул огорчила, что уроков татарского языка у них больше не будет.

Произошло то, чего мы больше всего опасались: оптимистичные заявления «татарский есть, кто хочет - учит», а по факту технической возможности учить его нет. Татарский был три раза в неделю по 20 минут, сейчас вместо него поставили лепку, рисование, и в расписании времени на татарский уже не осталось, - говорит Хамидова.

По словам Чулпан Хамидовой, единственная возможность учить татарский - это попасть в татарский садик или татарскую группу, но их не хватает.

Татарских садиков, конечно, больше, чем школ, но учитывая, что мы, например, не смогли попасть туда, - проблема есть. В татарскую группу мы тоже не смогли попасть: сначала нам сказали, что нет группы нашего возраста, потом - нет педагогов. Уроки татарского раньше это нам как-то компенсировали, - говорит Чулпан Хамидова.

Единственная возможность для малышей учить татарский - это попасть в татарский садик или татарскую группу, но их не хватает. Фото info-islam.ru

Сейчас, по словам собеседницы «Реального времени», единственная надежда у родителей-татар - это то, что в связи с новым порядком татарские группы станут более востребованными и в детсадах будут их открывать.

Дарья Турцева

Споры о необходимости изучения татарского языка в школах разгораются с каждым днем. Прокуратура начала проводить проверки в учебных заведениях Казани

Родители казанских школьников, требующие отмены обязательного изучения татарского языка, кажется могут быть довольны. Дело сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на жесткую позицию республиканского министерства образования, мол, менять в системе мы ничего не будем, прокуратура начала проводить в учебных заведениях проверки по заданию, поступившему из Кремля. И первые результаты уже есть.

Даже в условиях тотального молчание всех структур - от школ до прокуратуры - в интернет, благодаря родителям, просочились официальные документы. Так, согласно требованию прокуратуры директора школ Вахитовского района должны были отчитаться о учебных планах, действующих расписаниях, а также предоставить письменные согласия родителей на обучение татарскому языку. В ряде школ прошли прокурорские проверки, выявившие нарушения. Родители наперебой рассказывают истории из своих школ. Так, мама второклассницы, Раиса Демидова, написала заявление на обучение дочери по варианту учебного плана для школ с русским языком обучения и об исключении из программы ребенка учебных предметов «татарский язык» и «татарская литература».

Право на выбор

«Обязательное изучение татарского языка и литературы приводит к катастрофической перегрузке ребенка. Помимо того, что детям приходится изо дня в день наверстывать недостающие часы русского языка и литературы дома, за счет самостоятельных занятий, им дополнительно приходится с нуля изучать незнакомый язык. В результате время на подготовку домашнего задания увеличивается до 2-3 часов ежедневно. И это во 2 классе. Одновременно с этим в школах раздают заявления-согласия на включение ребенка в группу по дополнительному изучению русского (в части школ - татарского) языка. Максимальная нагрузка в 26 часов у второклассника уже есть - за счет обязательных уроков. Дополнительные занятия проходят за счет личного времени ученика и приводят к еще большей перегрузке. Родители встают перед выбором: согласиться на дополнительные занятия, но при этом еще сильнее перегрузить ребенка, или отказаться от них, несмотря на катастрофическую нехватку уроков русского языка», - говорит Демидова.

Председатель Комитета русскоязычных родителей Татарстана, Эдвард Носов, надеется, что положение в учебных заведениях изменится. «Я сам родитель школьника. С проблемой столкнулся восемь лет назад. В 2011 году, когда старший ребенок учился в начальных классах, я собрал подписи на выбор программы с «русским языком обучения». Вечером ходил по домам. Не подписали только три человека из класса. Но тогда директор школы отказал. Я подал в исковое заявление в районный суд, но и он не встал на мою сторону. Верховный суд Татарстана также отказал моему ребенку в полноценном изучении русского языка. За 26 лет обучения татарскому языку русские на нем не заговорили», - делится своим мнением Носов.

По словам активиста, каждый день к ним поступают новые данные о проверках в школах не только Казани, но и всего региона. «Мы надеемся, что деятельность прокуратуры даст результат. Мы хотим, чтобы в школах одновременно использовалось несколько учебных планов. И каждый сам будет выбирать: изучать русский язык полноценно или учить русский и свой родной языки», - говорит Носов.