Робеспьер соционика в жизни. Описание соционического типа «Робеспьер. Управляющая функция -L — структурная логика

Отвечая на вопрос о психотипе «Робеспьер»: сильная женщина или мужчина в юбке, в первую очередь стоит обратить внимание на характер таких дам. Они являются настоящими аскетами и аналитиками. Психотип «Робеспьер» не любит лишнего внимания и никогда не притягивает к себе взгляд, находясь где-то в обществе. Даже имея привлекательную внешность, «Робеспьер» - женщина, которая не хочет красиво одеваться. Но это совсем не значит, что она не умеет. Если такой даме объяснить, что ей просто необходимо следить за собой, потому что сильная женщина должна быть ещё нежной и красивой, то она преобразится буквально на глазах.

Ко всему на свете дамы «Робеспьер» относятся с иронией. Они очень прагматичные и приземлённые натуры. Их ещё называют «Аналитиками». Если вы девушка «Робеспьер», то знакомиться с вами достаточно сложно, потому что вы не любите, когда незнакомые мужчины начинают разговаривать с вами на улице. Такой психотип женщины ищет настоящего принца и на мелочи размениваться не желает. Поэтому «Аналитики» обращают внимание разве что на тех, кого уже хорошо знают. К таким людям можно отнести однокурсников и коллег. Но даже в них находит множество изъянов и считает, что далеко не каждый мужчина её достоин.

Женщина «Робеспьер» много рассуждает и является очень правильной натурой. Поэтому мужчинам крайне сложно пробиться сквозь её оборону и всё-таки завоевать сердце. Конечно же, вы считаете, что настоящий мужчина должен проявить самые лучшие качества и никогда не сдаваться. Но, к сожалению, порой стадия проверки его чувств слишком затягивается и парень уже не видит никакого смысла в том, чтобы добиваться вашей благосклонности. Поэтому помните о том, что сильная девушка всё равно имеет право на то, чтобы быть немного уступчивей и прощать парням их ошибки.

Как уже стало понятно, сильная сторона такой дамы - аналитический ум. Поэтому девушка будет отлично справляться с научной работой, экономикой и издательским делом. Благодаря своему спокойному характеру и любви над чем-нибудь подумать, дамы «Робеспьер» легко занимаются длительной и кропотливой работой, на которую другим не хватает терпения. Известно, что мужчины «Аналитики» всегда и везде хотят найти справедливость. Девушки в этом вопросе более сдержаны. Им хватает и того, что хотя бы они сами получали за свои заслуги. Но, если такая женщина становится начальником, сотрудники будут всегда ей благодарны за то, что она руководится не эмоциями, а чувством справедливости, поэтому никогда не обидит и не накажет кого-то просто так. Кроме того, «Аналитики» очень любят эрудированных и способных подчинённых, которые ответственно относятся к работе.

«Аналитика» редко увидишь в юбке или сексуальном наряде. Такая женщина просто не видит в этом смысла. Она не желает соблазнять мужчин, поскольку они в этом мире существуют просто из необходимости. Девушке «Робеспьер» очень сложно полюбить, поскольку она во многих парнях видит слишком большое количество изъянов. Так зачем носить шпильки и ходить в юбке, если парни всё равно этого не заслуживают? Руководствуясь именно таким правилом, «Аналитики» очень часто остаются одни. Если вы понимаете, что относитесь именно к такому психотипу, старайтесь быть более лояльной. Не нужно держать мужчину на расстоянии месяцами. Помните о том, что семейная жизнь - это не просто сотрудничество. Любой парень хочет ласки и любви, а вы, зачастую, в этом ему отказываете. Кроме того, не стоит постоянно замыкаться в себе. Если вас кто-то обидел, лучше поговорить об этом. Известно, что женщины «Робеспьер» полностью не открываются даже тем людям, с которыми они прожили вместе долгие годы. Конечно же, с одной стороны, это очень даже хорошо, потому что муж не страдает от проблем жены. Но, с другой стороны, это выглядит так, словно девушка не доверяет своей половинке или всегда уверена в том, что он никогда и ни в чём не сможет ей помочь. Такое поведение унижает человеческое достоинство и оскорбляет.

«Аналитики» - это дамы, которые любят за честность, трудолюбие и порядочность. Им подходят спокойные, флегматичные мужчины, которые любят работать и чего-то добиваться собственными силами. Кроме того, муж «аналитика» должен быть не особо темпераментным в сексуальном плане. Дело в том, что такой психотип женщин не слишком часто дарит парням ласку. Девушка «Робеспьер» просто не видит в этом особого смысла. У неё в жизни совсем другие ценности и приоритеты, которые она ставит на первое место. Конечно же, каждый имеет право на своё мнение, но, если вы видите, что любимому мужчине сложно смириться с вашей сексуальной холодностью, попробуйте победить это в себе. На самом деле и в этом аспекте жизни есть много нового и интересного, просто нужно научиться познавать и не бояться. В конце концов, рядом с вами человек, который является родным, а значит, он уже давно заслужил вашего доверия. Поэтому не нужно его стесняться и чего-то бояться. Научитесь пробовать и экспериментировать. Это сделает вашу жизнь гораздо красочней и интересней.

Если вы решаете расстаться, то на мнение «Аналитика» уже невозможно повлиять. Такие дамы никогда не берут во внимание доводы и желания парня или мужа. Они поступают так, как считают нужным и не видят в этом ничего предосудительного. Если семейной паре, где женщина является «Робеспьером», приходится делить имущество, то всё может происходить как со скандалами, так и очень спокойно. Скандалить «Аналитик» станет в том случае, когда бывший муж будет посягать на имущество, честно заработанное ею самой. Если же девушка знает, что практически всё принадлежит парню, она никогда не станет пытаться делить всё пополам и уйдёт, собрав только свои вещи. Поступая так, «Аналитик» руководствуется своим чувством справедливости. Чтобы не случилось и как бы не сложились отношения, «Робеспьер» никогда не станет оскорблять и ущемлять кого-то незаслуженно.

Альтернативные названия: Аналитик, Декарт .
Базовые признаки : логик, интуит, интроверт, рационал .
Малые группы : Квадра - Альфа , клуб - исследователи , тип мышления - голографический , группа коммуникабельности - хладнокровные .
Признаки Рейнина : демократ, упрямый, предусмотрительный, эмотивист, стратег, статик, негативист, результатер (левый), веселый, рассудительный, квестим .
Дуальный тип: ЭСЭ-«Гюго» .

Описание социотипа ЛИИ-«Робеспьер»

Про них, наверное, можно сказать, что это люди анализа. Видимо, анализировать весь мир вокруг них и потом точно выдавать, как истинно правильно, они считают своим неоспоримым долгом. Из них могут получиться хорошие таксировщики и программисты, однако - не только.

Робеспьер воспринимает мир через мышление. Внешние объекты он понимает через систему внутренних взаимосвязей. У каждого Робеспьера сформирована (и в течение жизни продолжает формироваться) своя собственная система понимания, мнение о правоте, справедливости, это понимание опирается на опыт, нормы и может меняться в зависимости от конкретной ситуации.

Если в мире происходит что-то, что не соответствует мнению Робеспьера и вопрос для него является важным, то он будет искать, использовать разные возможности для устранения сей «неправильности и несправедливости». В случае неудач Робеспьер может отложить свои решения на какое-то время, но глобально он упорен и настойчив. Переубедить Робеспьера считается сложным. Для Робеспьера мир – интерпретируемая им система, в которой в нужный момент появится нужная возможность. Робеспьер склонен видеть потенциал в людях и в событиях, склонен видеть разные возможности, попадая в некую ситуацию, умеет выкручиваться и избегать сложностей.

Отношения между людьми Робеспьер анализирует с помощью логики, мышления. Свое отношение к людям (событиям и др.) также формируется с помощью логики. Робеспьер склонен пытаться проявить свое умение оказать давление, упорство, силу. Проявление силы – не самая сильная его черта, но это компенсируется умением видеть и использовать возможности для отстаивания своей правоты и ухода от агрессии извне. У Робеспьера может сложится мнение, что для того, чтобы быть принятым обществом, для социализации, требуется уметь проявлять уверенность, выглядеть настойчивым и, в тоже время, придерживаться этических норм общества. Этические нормы он видит, старается опираться на них в своем поведении. Уверенность и напор Робеспьеру проявить нелегко (особенно в новой для него ситуации), проявляется чаще эта уверенность через логические аргументы и объяснения ситуации через логику.

Робеспьеры любят общение, веселое и непринужденное. Робеспьеры обычно не придают особого значения своему внешнему виду, а также внешней обстановке и питанию. Однако проявление заботы о себе они любят и ценят, восхищаются вкусной и разнообразной кухней и людьми, которые умеют и любят создавать уют. Людей проанализировать сложно, анализируются отношения.

Робеспьеры не любят тратить деньги там, где можно сэкономить. У Робеспьера свое индивидуальное понимание того, как и куда нужно тратить деньги и как и сколько их нужно зарабатывать. Финансовый вопрос обычно принципиально важным для Робеспьера не является, интерес к занятию важнее, чем зарплата. Робеспьер чувствует время, может рассчитать его, однако нечетко, не по минутам и свои подсчеты не вербализирует. Этот процесс течет бессознательно. Они часто бывают предусмотрительными и рассудительными.

Встречается и название «Декарт ».

Признаки

Интроверсия — преобладает взгляд на мир через собственные ощущения; окружающие предметы важны постольку, поскольку их затрагивают, а не сами по себе.

Интуиция — неявное восприятие преобладает над конкретным. Всевозможные связи, идеи, привязки к моментам времени преобладают над конктерными предметами.

Логика — Закономерности, факты и смысловые построения понимаются лучше, чем внутренние отношения и энергетическая притягательность.

Статика — фрагментарное восприятие времени; события воспринимаются как последовательность коротких фрагментов в несколько секунд с резкими переходами между ними. Эти фрагменты можно отследить и в устной и письменной речи; границы между фрагментами могут совпадать или не совпадать с границами фраз.

Квестимность — внешнее побуждение к коммуникации; ощущение себя как одной из сторон в диалоге. Хорошо различимые на невербальном уровне сигналы к собеседнику. Преобладают интонации с повышением голоса в конце фраз.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Стратегия — магистральное направление и далекая цель хорошо осознается; конкретные шаги к этой цели могут осознаваться хуже.

Эмотивизм — быстрое восприятие эмоционального фона, зависимость от него. Эмоции быстро возникают и быстро проходят; эмоциональная окраска давно прошедших событий стирается.

Негативизм — негативные стороны, нехватка и недостаток чего-либо осознаются лучше, чем наличие и позитивные стороны.

Рациональность — повышенная склонность давать оценки, называть вещи своими именами, в восприятии реальности присутствуют определенные фильтры.

Результат — установка на неглубокое погружение в выполняемые действия с легким переключением между ними. Склонность отслеживать полные и промежуточные результаты и стремиться к их достижению.

Предусмотрительность — склонность воспринимать ситуации как типовые и подходить к ним с точки зрения старого опыта.

Упрямость — склонность активно искать ресурсы на пути к важным целям.

Рассудительность — спокойное, расслабленное состояние воспринимается как нормальное; для активных действий нужна мобилизация с последующим возвращением в расслабленное состояние по их завершении. Повышенная забота о комфортных условиях; склонность к принятиям решений не в один момент.

Субъективизм — склонность к осмыслению реальности на уровне индивидуальных точек зрения без опоры на объективные факты. Склонность искать общий язык путем сравнения разных самоценных точек зрения. Отсутствие четкой грани между своими и чужими людьми, потребности в явной процедуре знакомства и потребности в ситуации-посреднике. Забота о правильном эмоциональном фоне.

Демократизм — восприятие окружающей действительности без лишней предвзятости, взгляд на людей с опорой на их личные качества, а не статус и групповую принадлежность.

Модель А

Программная структурная логика, творческая интуиция возможностей;
ролевая этика отношений, болевая волевая сенсорика;
суггестивная этика эмоций, референтная сенсорика ощущений;
ограничительная деловая логика, фоновая интуиция времени.

Отношения

Дон Кихот — зеркальные, Дюма — активация, Гюго — дуальные, Робеспьер — тождественные;
Гамлет — полудуальные, Максим — родственные, Жуков — ревизор, Есенин — заказчик;
Наполеон — конфликт, Бальзак — квазитождество, Джек — погашение, Драйзер — суперэго;
Штирлиц — миражные, Достоевский — деловые, Гексли — подревизный, Габен — подзаказный.

Представители

Федор Достоевский, Томас Хаксли, Андрей Сахаров, Мохаммед Реза Пехлеви, Раиса Горбачева, Роберт Оппенгеймер, Олег Янковский, Клинт Иствуд, Андрей Фурсенко, доктор Франклин («Вавилон-5»), Бестер («Вавилон-5»), Арсен Венгер, Андре Виллаш-Боаш, Гарет Бейл, Данни, Роман Еременко, Алексей Смертин, Игорь Семшов, Денис Бояринцев, Артемий Лебедев, Джими Хендрикс, Джефф Бек, Ричи Блэкмор, Джон Бонэм, Алекс Ван Хален, Тони Макалпайн, Стив Хэккет, Юхан Эдлунд, Ройне Столт, Пэт Торпи. Примечание . В результате нашего анализа выяснилось, что выбранный основателями соционики на роль прототипа Максимилиан Робеспьер был интуитивно-логическим экстравертом .

Примеры и цитаты

Принято считать Робеспьер ов теоретиками из теоретиков. Отчасти это верно. Даже далекие от теорий Робеспьеры обоего пола, столкнувшись с соционикой, как правило, с удовольствием осваивают самые теоретические ее версии.

Еще одно проявление «детского блока«: Робеспьера , в отличие, скажем, от Бальзака, очень даже тянет в шумные компании, а на типировании вопрос про бразильские карнавалы считается эталонным.

Карьерное консультирование 2.0

Считается, что ахиллесова пята Робеспьеров — неумение противостоять волевому давлению. Впрочем, представители этого типа подчас предстают жесткими и даже слишком волевыми людьми, не умеющими дозировать силу. Весьма неожиданный представитель типа с диктаторскими замашками — легендарный британский гитарист Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore"s Night). Даже его партнеры часто не были застрахованы от зуботычин на ровном месте и развлечений с передозировкой опасного черного юмора. Неистощимая интуиция возможностей Робеспьера иногда работает и так ...

Впрочем, тот же Блэкмор во многом вполне типичен: «На Красной Площади я не был. Уже говоил: хочу быть единственным человеком, который побывал в Москве, и не был на Красной площади». «Чем больше людей, тем менее они внимательны. Обязательно кто-то напьется, начнет выкрикивать всякое, и это надо учитывать.»

И — сравните со Смертиным: «Меня абсолютно захватила русская музыка. Я купил много всего и теперь сижу, слушаю. Меня потрясают гармонические структуры. Нравятся очень необычные аккорды — есть здесь такие особенные минорные аккорды.»

"Справедливость —мое ремесло"” Представитель этого типа всегда страстный борец за справедливость. Считает, что все в мире должно быть логично и, следовательно, —справедливо. Часто размышляет о создании государства абсолютной справедливости, об установлении власти, которая должна начать свою деятельность с суровой кары всех, кто ведет неправедную жизнь, т.е. нарушает принципы справедливости. (Идея "страшного суда"). Любой из представителей этого типа разделяет мысль, высказанную в американской Декларации независимости: "Все люди созданы равными, наделены Богом некоторыми неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода, стремление к счастью".

По натуре глубоко демократичен, поскольку понимает демократию как возможность выбора. Считает, что только тогда общество имеет право требовать от человека полной ответственности за его поступки, когда каждый член общества получает полное право свободы выборов своих действиях. Считает, что дисциплина в обществе должна быть основана не на страхе, а на совести. Поэтому и наказание "правонарушителя" рассматривает как воспитание его совести, т. е. — для его же блага. Робеспьер обычно придерживается мнения, что любое наказание только тогда действует эффективно, когда человек осознает свою вину.

Робеспьер старается продуманно и целенаправленно выбирать меры дисциплинарного воздействия. Обычно его наказание заключает в себе элемент воспитания: провинившемуся обязательно должна быть убедительно доказана его вина. Доказательство вины Робеспьер обычно выстраивает настолько логично и настолько четко его аргументирует, что, как правило, очень трудно ему в этом возражать. (Хотя бы потому, что все доказательства Робеспьера, по сути, сводятся к идее "высшей справедливости" и понятию "объективной истины", а переубедить его и доказать, что его идеи — всего лишь абстрактные понятия, по которым нельзя мерить конкретные условия и обстоятельства ситуации, невозможно, поскольку такая точка зрения, по его мнению, приводит к неразберихе и хаосу, что он считает очень опасным для общества) Свою правоту всегда только доказывает.

Уговаривать, а тем более просить — не любит. Повышенные требования к другим обычно предъявляет только тогда, когда сам им соответствует. "Мыслю —следовательно, существую". Робеспьер от природы наделен сильно развитой логикой и способностями к аналитическому мышлению Любит рассуждать о различных моделях, структурах, схемах и классификациях. В любых явлениях ищет и находит первопричины существующих противоречий и нелогичностей. Стремится к логической гармонии и логическому порядку — Главное требование его логической программы — объективная истина, критерием которой считает не столько практику, сколько целостность и логическую стройность. "Истина — это целое" (Гегель).

Все житейские и этические ситуации рассматривает с точки зрения логики. Причем лишние (по его мнению) подробности обычно отбрасывает, обращая большее внимание на общие закономерности "глобальная логика"). Высоко развито чувство защиты справедливости. Защищая несправедливо обиженного, нередко пренебрегает собственной выгодой и безопасностью. Из соображений защиты справедливости он может отказаться от блестящей профессиональной карьеры и переключиться на общественную деятельность (академик А Д. Сахаров).

Робеспьеру свойственно ставить интересы истины и справедливости выше своих личных интересов и интересов своей семьи. Принимая решение, Робеспьер в первую очередь считается со своей собственной совестью и менее всего склонен зависеть от чужого мнения и признанных в обществе авторитетов. Принимая для себя какую-либо идею. Робеспьер становится ее последовательным сторонником и служит ей самым фанатичным образом: подчиняет этой идее все свои мысли и действия, подчиняет ей весь свой образ жизни.

С общественным мнением в такой ситуации он, как правило, менее всего склонен считаться. Если в результате борьбы за идею он попадает в условия, при которых его идея совпадает с преобладающим мнением общества (например, Робеспьер-диссидент наконец-то попадает в "свободную страну"), в этом случае он испытывает некоторое разочарование необходимостью жить "как все". Робеспьер чувствует себя несколько опустошенным, когда из его жизни уходит элемент "борьбы за идею".

Состояние борьбы для него уже становится слишком привычным, оно ему уже необходимо как норма жизни. В этом случае Робеспьер готовится к поиску новой, прогрессивной идеи, способной "осчастливить" общество. И даже если новая идея не так грандиозна, как предыдущая, и не требует такого самоотречения, он с готовностью заполняет ею образовавшуюся пустоту. (Робеспьер, как правило, не отвлекается на мелкие "игрушечные" идеи. Если не находит для себя достаточно "масштабной" идеи, позволяет себе жить "как все".)

Робеспьер всегда политически активен (качество, присущее всем представителям первой и второй квадры). Его всегда волнуют проблемы общества, в котором он живет, волнуют социально-гуманитарные проблемы окружающей его среды.

Робеспьер обычно непоколебим в своих суждениях. Уверен, что разумное не может быть плохим, "Знания спасут мир". Робеспьер — специалист не столько по расширению человеческих знаний, сколько по их углублению. Постоянно находится в поиске новой информации, обращает внимание на достоверность источников информации. Если нужно узнать что-то важное, то предпочитает не расспрашивать знакомых, а обратиться к справочнику, книге, расписанию и т.п. Опасается пользоваться сомнительной информацией. "Провидение создало меня для тихой кабинетной работы" (Томас Джефферсон). Общение с книгой для него иногда бывает предпочтительнее, чем общение с друзьями.

Блок ЭГО*2-я позиция* Творческая функция* "Интуиция возможностей"

Выступая как созидатель проекта абсолютной справедливости и созидатель теории объективной истины, Робеспьер в каждой конкретной ситуации ищет и находит возможности для реализации своей логической программы. Можно создать общество идеально справедливого строя, если... Далее выстраивается проект условий, которые нужно искусственно создать в обществе и к которым нужно подтянуть каждого из его членов. Логическая программа Робеспьера всегда реализуется посредством поиска возможностей, приспосабливающих конкретные существующие условия к некоему абстрактному проекту.

Генерируя свои социальные идеи, Робеспьер абстрагируется от частных обстоятельств, считая, что их можно и изменить и приспособить. В результате его идеализированные теории сталкиваются с реальными противоречиями конкретных социальных условий и часто реализуются в искаженной, иногда и извращенной форме (если вообще реализуются). Социальные идеи Робеспьера тем лучше и успешней реализуются, чем слабее противоречие между его теорией и реально существующими в обществе условиями. История показывает: чем выше уровень матери-

ального благосостояния общества, тем легче прививаются в нем идеи всеобщего (робеспьеровского) равенства и справедливости (В качестве примера можно сравнить "робеспьеровский социализм" времен Великой французской революции и периода "военного коммунизма" в России с социализмом, принятым в современной Швеции, которую на сегодняшний день можно считать образцом реализации робеспьеровской социальной теории) Логическая программа Робеспьера тем успешнее реализуется, чем успешнее идет поиск возможностей в каждой конкретной ситуации Что достигается благодаря гибкости и манипулятивности робеспьеровской "интуиции возможностей", которая творчески использует такие "инструменты", как "метод индивидуального подхода" и "метод выравнивания возможностей", которые сводятся к координации индивидуальных возможностей.

Слабый подтягивается до сильного, "последний да будет первым", "кто был никем, тот станет всем". Возможности же сильного, в свою очередь, ограничиваются настолько, что становятся доступны слабому. В результате такой координации общество превращается в социальный строй, при котором "пышным цветом расцветает посредственность".

Нет ярко выраженных противоречий, но зато редки и ярко выраженные индивидуальности Робеспьер координирует возможности в окружающем его обществе всегда относительно собственного представления о "справедливости" и "объективной истине". В силу этой причины оба эти понятия приобретают глубоко субъективную окраску. Так, один представитель этого типа считает необходимым дать своим детям всестороннее образование (не хуже, чем у других) и тем самым предоставить им достаточное количество возможностей найти свое место в жизни. Другой посчитает для себя нормальным обеспечить каждого взрослого члена своей семьи личным автомобилем, но дорогостоящее всестороннее образование для своих детей сочтет непозволительной роскошью, да еще и будет осуждать соседа, который тратит последние деньги на эстетическое воспитание.

У каждого из представителей этого типа свое субъективное представление о "норме" и о "роскоши", сформировавшееся под влиянием полученного воспитания и сложившейся ментальности, относительно которого он и координирует распределение возможностей (и распределение материальных благ) как для себя, так и для своего окружения. "Человек сам себя воспитывать обязан" —развитию личных способностей Робеспьеры обычно уделяют довольно серьезное внимание, но, как правило, всегда стараются это делать с учетом реальных возможностей применения индивидуальных способностей. Например, если взрослый человек переквалифицируется на какую-либо "практичную" специальность, Робеспьер это только приветствует. Но если человек в зрелом возрасте тратит последние деньги на свое личное обучение музыке или рисованию, такое поведение ему покажется, мягко говоря, легкомысленным.

Обычно Робеспьер довольно точно оценивает объективные условия в каждой конкретной ситуации, равно как умеет оценить и индивидуальные возможности человека. Умеет просчитывать объективные и субъективные шансы, исходя из оценки ситуации, всегда знает, кому и что "светит" и при каких условиях.

Прекрасно умеет оценить собственные возможности. Если нет подходящих условий для применения своих способностей и нет возможности повлиять на эти условия (революций в ближайшее время не предвидится), Робеспьер ждет более благоприятных обстоятельств, либо пытается адаптировать свои субъективные возможности к уже существующим объективным условиям. В любом случае, никогда не позволяет себе ныть из-за собственной неудачливости, хотя чужой, незаслуженной, по его мнению, везучести вполне может позавидовать. Может анализировать опыт собственных неудач, но старается не признавать их открыто. (Качество, свойственное многим интуитам. Смысл его заключается в том, чтобы не таскать за собой груз прежних неудач, — это мешает будущему успеху, занижает самооценку человека, "комплексует" его.)

К своим неудачам и жизненным неурядицам умеет относиться "философски". Представитель этого типа обычно считает, что кроме уже известных условий и обстоятельств, кроме видимых закономерностей, в мире существуют скрытые, невидимые законы, влияющие на реальный ход событий и составляющие с видимыми закономерностями единое целое. Робеспьер умеет за отдельными фактами увидеть общие закономерности.

Блок СУПЕРЭГО*3-я позиция* Нормативная функция* "Этика отношений"

В общении Робеспьер достаточно отзывчивый, вежливый и доброжелательный человек. Старается быть корректным и учтивым со всеми без исключения. Видит в этом этическую норму, обязательную для себя и для всех” Старается никому не мешать и не создавать дополнительных проблем. Защищает как свои, так и чужие права.

Отгораживается от неудобных отношений. Неприятному общению предпочитает приятное, интеллектуально содержательное уединение. В общении прост, не любит условностей и церемоний. Если человек ему несимпатичен, не считает нужным этого скрывать. Терпеть не может вынужденного общения, "визитов вежливости": для этого он слишком дорожит своим временем и душевными силами. Не любит, когда насильно домогаются его дружбы.

Очень восприимчив к любому проявлению фальши и лицемерия (это вычисляет логически и чувствует интуитивно) — с такими людьми очень холоден, моментально устанавливает далекую дистанцию. Очень памятлив на обиду, на любое проявление бестактности и несправедливости по отношению к себе и другим. Формировать собственные этические отношения Робеспьеру довольно трудно.

Робеспьер часто пытается поставить знак равенства между двумя этими понятиями, абстрагируясь от таких "этических условий", как личное право на добрую услугу, за которую можно ожидать ответных услуг, но нельзя их требовать. Возводя "объективную справедливость" в эталон этики, Робеспьер абстрагируется от этических прав, но настаивает на выполнении этических обязательств.

Добрая услуга, в его понимании, обязана быть соответственно вознаграждена, в противном случае это будет несправедливо. (Например, одна из представительниц этого типа, работающая на маленьком частном предприятии, якобы от имени всех служащих, потребовала, чтобы праздничные премиальные выдавались не в форме мелких и дешевых подарков, а в форме солидных денежных вознаграждений, как это делается в крупных государственных компаниях: "Чем мы хуже других? Почему другие на праздники получают денежные премии, а мы — карамельки и домашнее печенье?! Разве это справедливой)

Робеспьеру свойственно не допускать никаких этических уступок, если по отношению к нему, равно и к кому-либо другому, поступают несправедливо. Если же при всем старании ему не удается восстановить справедливость в условиях ее вопиющего нарушения, постарается выйти из ситуации с наименьшими для себя потерями: в некоторых случаях сам себе компенсирует ущерб — самовольно забирает то, на что, как ему кажется, он имеет право ("джунгли есть джунгли").

В случае, если не удается самому взять "компенсацию", может открыто потребовать возмещения убытка, поскольку ни при каких обстоятельствах не желает его терпеть. Именно поэтому у Робеспьера понятия материального и морального ущерба часто подменяются одно другим. Пример: студенты устроили вечеринку "вскладчину". Девушка-Робеспьер оценила аппетит своих товарищей и, почувствовав себя материально (и морально) обделенной, попросила компенсировать ей "переплату" в общий вклад на основании того, что алкогольных напитков она не употребляет, а мясного и сладкого не ест вообще. В результате девушку выставили из компании, причем она так и не поняла, за что. Разумеется, этичность Робеспьера во многом зависит от ментальности, от полученного воспитания и от тех этических ценностей, на которые он психологически сориентирован.

Но он также сориентирован и на этику своего дуала Гюго, которая как раз и базируется на принципах этической справедливости (поскольку рассчитана на восприятие ее Робеспьером), и в первую очередь контролирует этичность в распределении возможностей, будучи наделенным равными правами нельзя злоупотреблять неравными возможностями — грубо говоря: тот, кто может есть быстро, обязан считаться с возможностями того, кто ест медленно. В противном случае общество начинает жить по закону "джунглей".

Робеспьер никогда не позволит себе первым злоупотребить собственными возможностями — это противоречит его логической программе. Робеспьер считает неэтичным злоупотребление не только индивидуальными возможностями, но и индивидуальными правами, даже если они, казалось бы, распределены одинаково справедливо для всех: "Нам пришлось поменять квартиру из-за этой музыкальной семейки! Конечно, это их право играть с утра до вечера, но мы тоже хотим жить спокойно!.. Нашему ребенку разве не нужно засыпать вовремя?!"

К чести Робеспьера следует отметить: решая свои проблемы, он всегда считается с правами и удобствами окружающих. Исходя из этических соображений, Робеспьер контролирует справедливое (равное) распределение материальных благ для всех членов общества без исключения. Например, если в его семье воспитываются приемные дети, они наделяются в точности такими же правами и обязанностями, как и его собственные. ("... Мы с сестрой устроили пикник для детей: всю еду разделили на равное количество — каждому досталось по две котлеты и одному пирожку. Так вот, моему племяннику одного пирожка показалось мало и он потребовал добавки, да еще и истерику закатил!..")

В любой этической ситуации Робеспьер опирается на принципы, построенные на взаимном уважении, соотношении и соизмерении собственных прав с правами и возможностями окружающих. И именно поэтому лучшим партнером для Робеспьера является его дуал Гюго, чья этика отношений базируется на тех же этических принципах. Именно поэтому Гюго — единственный из всех социотипов-этиков, кому Робеспьер может полностью доверять, с кем он не чувствует себя обделенным, ущемленным в правах или несправедливо обиженным. С представителями других психологических типов Робеспьер не находит полного взаимопонимания.

Блок СУПЕРЭГО*4-я позиция * Мобилизационная функция * "ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА"

Робеспьер нетерпим к любому проявлению насилия и произвола, поскольку считает их первопричиной несправедливости, а следовательно, и первопричиной всех бед.

Нетерпимый противник несправедливых, по его мнению, основанных на насилии диктатур Робеспьер повсеместно насаждает "диктатуру справедливости", основанную на воспитании "этически справедливого" самосознания.

Насилие применяется только к тем, кто не в состоянии воспитать в себе таковое этическое качество, т.е. только по отношению к "хищникам". Робеспьер считает, что волевое воздействие правомерно, если оно справедливо. Злоупотребление силой, властью, влиянием Робеспьер осуждает. Не терпит грубого нажима, авторитарности, командного тона. Сопротивляется любой попытке насильственного влияния — и волевого, и этического.

Очень критичен к методам грубого и дешевого воздействия. Робеспьера невозможно подчинить волевому давлению. Всякая попытка надавить на него неминуемо ведет к конфликту. Не поддается грубому нажиму даже тогда, когда это угрожает его жизни. Не позволит унизить себя, не позволит "взять себя за горло" — лучше умрет. Не позволит ущемить себя в правах — сразу демонстративно сопротивляется этому (своего рода предупредительная мера).

Робеспьер не только не терпит насилия — он постоянно старается оградить себя от насильственного воздействия. Поэтому мера его защиты обычно намного превышает меру воздействия на него. Например, Робеспьер может отказать ближайшему родственнику в единичной, пустяковой услуге только из предположения, что таковые услуги могут войти в систему отношений и тогда его уступчивость станет для всех нормой поведения, а это уже несправедливо по отношению к нему. Защита своих территориальных прав для Робеспьера также очень важный вопрос.

Робеспьер согласен выглядеть сколь угодно негостеприимным, невежливым и неучтивым, но он не позволит постороннему войти в свой дом "чемоданом вперед". Опасается непрошеных визитеров, поскольку они крадут его время, его место, посягают на его личную свободу.

Робеспьер чувствует себя беззащитным в ситуации внезапного волевого давления. В этом случае он часто неожиданно для себя проявляет "непростительную уступчивость", которую впоследствии анализирует, стараясь впредь быть предусмотрительным и не повторять подобных ошибок.

Робеспьер боится подать повод к волевому воздействию на себя, поэтому иногда стремится выглядеть человеком без слабостей ("Железный Феликс"). Не любит, когда играют на его слабостях. Терпеть не может нытиков, не позволяет разжалобить себя (не любит дешевых этических трюков). Никогда не позволяет себе проявлять силу по отношению к слабому.

Старается воздействовать словом и убеждением. Физическое наказание применяется им как самая крайняя мера, Робеспьеру трудно говорить приказным тоном, властные интонации ему не свойственны, хотя когда вспылит, бывает резковат. Перед начальством не робеет, держится с достоинством, не заискивает. ("Служить бы рад, прислуживаться тошно".) Если на него повышают голос, как бы сразу "отключается". Часто создается впечатление, что он даже не реагирует на предъявляемые ему обвинения.

Демонстративно игнорирует назойливые советы и нравоучения, особенно опасается и недолюбливает тех, которые всегда "знают, как надо". Робеспьеру очень трудно настаивать на своем, трудно быть напористым — он слишком хорошо знает, что это не его метод. Всегда неприятно демонстрировать свою власть, волю, решительность. Быть настырным себе не позволяет никогда и очень не любит это качество в других. Обычно испытывает неловкость всякий раз, когда его волевые качества обсуждаются посторонними людьми.

Как правило, старается избегать разговоров на эту тему. Борьба за свои права требует от Робеспьера постоянного перенапряжения сил, что в свою очередь нередко приводит его к физическому переутомлению — состояние, которое ему очень неприятно и которого он старается не допускать. Регулирует режим своих нагрузок: старается рассчитывать свои силы и возможности, сопротивляется перегрузкам, чувствуя упадок сил, старается своевременно отдохнуть (инстинкт самосохранения).

Робеспьер сопротивляется даже перенасыщенной развлекательной программе. В случае, когда партнером Робеспьера становится его дуал Гюго, проблемы перегрузок, перенапряжения, волевого напора, волевой защиты решаются самым естественным образом: Гюго заряжает Робеспьера своей энергией, своей активностью, постоянно поддерживает в нем эмоциональный и физический тонус. Подбадривает его, не позволяет ему раскисать. Задает ему очень гибкий режим физических и эмоциональных нагрузок, поддерживает в нем состояние оптимальной активности и возбуждения. Гюго — единственный, кто может очень точно и естественно возбудить активность Робеспьера, единственный, кто может его легко расшевелить, раззадорить, раздразнить и развлечь Может легко расслабить, легко успокоить, может создать ему оптимальные условия для полноценной работы и отдыха.

Защищая интересы Робеспьера, отстаивая его идеи и взгляды, Гюго способен с легкостью преодолеть самые, казалось бы, непреодолимые трудности. Когда Гюго и Робеспьер отстаивают интересы справедливости, для них просто не существует преград и препятствий. Как показывает история, идеи Робеспьера легко завоевывают популярность при поддержке волевого напора Гюго

Блок СУПЕРИД* 5-я позиция* Суггестивная функция* "Этика эмоций"

Робеспьеру свойственно подчинять свои эмоции рассудку. Часто он производит впечатление человека твердого, несгибаемого, рассудительного и подчеркнуто сдержанного. Очень не любит состояния эмоционального перенапряжения. Тяжело переносит ссоры, истерики, скандалы — это стоит ему большого расхода сил.

На начальном этапе отношений Робеспьеру свойственно соблюдать далекую дистанцию, которая сокращается только тогда, когда он убеждается в совпадении этических принципов партнера с его собственными убеждениями. Если информация не кажется ему достаточно убедительной, склонен испытывать чувства своего партнера

Доверяет тому человеку, который не только выражает ему свою симпатию, но и проявляет заботу о нем Любит заботясь и заботится любя Робеспьер не любит выяснять отношения — зачем? Он и так знает, как человек поступит в следующую минуту (хорошая интуиция), всегда чувствует, как к нему относятся, по тому эмоциональному индикатору, который заложен в его подсознании и настроен на эмоциональный режим его дуала Гюго Эмоции, не выдерживающие проверки его "индикатором", воспринимаются как неадекватные кажутся либо преувеличенными, либо недостаточно выраженными, либо слишком демонстративными, либо неискренними или фальшивыми.

Иногда Робеспьер производит обманчивое впечатление человека бесчувственного и не способного к состраданию. На самом деле он способен сопереживать даже малознакомому и совершенно постороннему человеку, хотя может и члену своей семьи отказать в помощи, если видит, что эта помощь расценивается не так, как надо (например как уступка, продиктованная слабостью), либо используется не так, как надо (например для покупки предметов роскоши)

К настроению окружающих подключается очень осторожно. В компании малосимпатичных ему людей держится скованно и замкнуто. Только попадая в обстановку непринужденного веселья, искреннего радушия, душевного тепла и уюта, начинает "оттаивать", расслабляется, заряжается общим настроением, становится обаятельным и интересным собеседником. Начинает буквально искриться весельем, улыбается обаятельнейшей, "солнечной" улыбкой, тонко и изящно шутит, с удовольствием развлекает компанию всякими забавными историями, которые обычно хочется запомнить и потом еще кому-нибудь пересказать.

Пребывая в состоянии эмоционального подъема, Робеспьер очень быстро завоевывает симпатии, с легкостью становится душой компании и способен любой вечер сделать незабываемым. Внешняя холодность и суровость Робеспьера — это не более, чем защитная оболочка его легко ранимой души. И лучше всего это понимает именно дуал Робеспьера — Гюго. Неприступная сдержанность Робеспьера не только возбуждает любопытство Гюго (который нередко находит удовольствие в том, чтобы преодолевать, казалось бы, непреодолимые трудности). Она служит своего рода "пробным камнем" для поиска психологически совместимого партнера.

Для того чтобы растопить эти внешние "льды", требуется огромное душевное тепло, выраженное в эмоциональном потоке определенного качества и характера. Со свойственным ему душевным пылом и энергией Гюго штурмует эту "неприступную твердыню" так, что вся робеспьеровская "холодность" рассеивается как дым. Гюго, хотя и не сдерживает себя в проявлении эмоций, все-таки делает это достаточно тактично (Робеспьер не допускает насилия над собой). Гюго проявляет свои эмоции очень эстетично, интеллигентно, со вкусом, с. постоянной заботой о чувствах и об удобствах своего партнера. Гюго — единственный из всех типов "этиков-сенсориков", способный эмоционально воздействовать на Робеспьера самым оптимальным образом. Только в обществе Гюго Робеспьер чувствует себя по-настоящему спокойным, защищенным. Только рядом с ним он может по-настоящему расслабиться. Блок

СУПЕРИД* 6-я позиция* Активационная функция* "Сенсорика ощущений"

Робеспьеру очень важно чувствовать постоянную заботу со стороны партнера. В его понимании любить — значит заботиться. Если партнер не проявляет должного (по мнению Робеспьера) внимания к его ощущениям, удобствам и комфорту, чувствам такого партнера Робеспьер не верит. Чем больше заботы и опеки он получает, тем с большей готовностью исполняет желания своего партнера, тем активнее участвует в решении его проблем.

Робеспьера крайне раздражает необходимость самому заниматься организацией быта, комфорта, уюта — это отвлекает его от более важной, творческой работы. В бытовых мелочах уступчив, неприхотлив, старается не вникать слишком глубоко в домашние дела. Женщина-Робеспьер (даже если она только домохозяйка) также считает домашнюю работу делом второстепенной важности.

Необходимость поддерживать порядок на должном уровне ее часто раздражает: ей всегда кажется, что она тратит на это слишком много сил и времени, кроме того, ей часто кажется несправедливым брать на себя все заботы по дому — пусть другие тоже помогают. Робеспьер может с удовольствием заниматься домашними делами при условии, что они не мешают ему думать.

Среди представительниц этого типа много рукодельниц и кулинарок, которые неплохо справляются со своим делом на том уровне, когда автоматическое выполнение работы не наносит особого ущерба ее качеству: "Руки работают, а голова думает свою думу". Хозяйка-Робеспьер может целый день выполнять какую-то несложную автоматическую работу и не почувствует себя усталой.

С удовольствием готовит праздничный стол, хотя в гости приглашает только ограниченный круг самых близких людей. Представители этого типа одеваются неброско, часто консервативно по стилю, в одежде предпочитают нейтральные и сдержанные тона. "Неброскость" одежды Робеспьера иногда переходит в раздражающую тусклость.

Как и все интуиты, они часто используют не самое удачное сочетание цветов (серое с тускло-оранжевым, серое с болотно-зеленым и т. д.) Робеспьер совершенно преображается, когда его гардеробом начинает заниматься Гюго: одежда подбирается с таким расчетом, чтобы самым выгодным образом подчеркнуть его естественную привлекательность. Без эстетической опеки Гюго Робеспьер часто выглядит этакой невзрачной "серой мышкой".

Здоровый образ жизни для Робеспьера не самоцель, а непременное условие хорошей работоспособности. Если способен много работать и не уставать, значит здоровье в порядке и нечего об этом много думать. Предпочитает, чтобы о его здоровье заботился партнер, поскольку подсознательно настроен на сенсорику ощущений своего дуала Гюго, для которого забота о здоровье своих близких — дело первостепенной важности.

Блок ИД* 7-я позиция* Наблюдательная функция* "Деловая логика"

Идеи всеобщего равенства и справедливости Робеспьер переносит и в сферу деловых отношений. Поэтому область его наблюдений в первую очередь касается вопросов справедливого распределения материальных благ и справедливых производственных отношений. Вопросы соблюдения взаимных обязательств, вопросы справедливости трудовых соглашений, защита прав трудящихся, справедливые условия труда — именно это его волнует и интересует в первую очередь.

Робеспьер в числе тех, кто независимо от личных условий и удобств будет всегда отстаивать права коллектива. Именно он по собственной инициативе будет требовать от работодателя улучшения условий труда и повышения заработной платы для всех членов коллектива соответственно изменению индекса цен и повышению производительности труда. Будет добиваться справедливого распределения норм выработки, будет требовать справедливой выплаты "больничных" и "отпускных". Защита прав человека для Робеспьера имеет первостепенную значимость.

Но в некоторых случаях, когда Робеспьер окончательно убеждается, что честными методами ему свои права не защитить, он начинает чувствовать себя своего рода Робин Гудом и позволяет себе отвоевывать причитающиеся ему блага не вполне законными и не вполне честными методами. (Причем в этом Робеспьеру помогает его сильная интуиция времени.) Пример: одна из представительниц этого типа, отчаявшись отстоять свои права, вынудила себя уволить именно в такое время, когда по закону ее никто не имел права увольнять, в результате чего фирме пришлось выплатить ей компенсацию в размере ее полуторагодовой зарплаты.

Руководя коллективом, Робеспьер делает упор на воспитание творческой инициативы служащих и на раскрытие их способностей. Тщательно анализирует уровень квалификации, стаж, опыт работы, образование. Знает, от кого, какой уровень работы потребовать, и требует в соответствии с индивидуальными способностями. Любую инициативу старается поощрять и использовать в интересах всего коллектива. Быстро находит самый рациональный метод выполнения работы и охотно делится своим опытом с окружающими.

Обмен опытом и профессиональную взаимопомощь считает нормой отношений в коллективе. Свои производственные предложения никому не навязывает, но часто высказывается на эту тему. Отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи в коллективе резко осуждает. Всегда старается поддерживать с сослуживцами ровные и корректные отношения. Считает, что психологический климат в коллективе не должен отрицательно влиять на его работоспособность. За хорошую работу хвалит редко. О хорошем много не говорит, считает это само собой разумеющимся. Часто обращает внимание на недостатки и нерешенные проблемы. Отчитываясь за проделанную работу, не забывает упомянуть о позитивных результатах.

Очень методичен, во всем старается найти систему — считает ее непременным условием успешного выполнения работы. В работе отличается точностью, скрупулезно прорабатывает детали. Просто так никому не доверяет, проверяет как себя, так и партнеров. Проверять его самого обычно излишне. Последовательный и упорный. Любое дело стремится довести до конца, на середине бросать не любит.

Не терпит, когда при одной незаконченной работе ему поручают другую. Не может вести несколько дел параллельно. Не любит выносить промежуточный результат своей работы на всеобщее обсуждение. Умеет рассчитать время выполнения своей работы. Всегда успевает ее сделать к назначенному сроку.

Сопротивляется завышенным нормам дневной выработки. (Он их просто игнорирует.) Старается взять такое количество работы, которое сможет без перенапряжения выполнить к концу рабочего дня. От работы не отлынивает, свое рабочее время ценит и использует очень продуктивно и рационально, но эксплуатировать себя не позволяет и не позволит ужесточить себе условия труда.

Блок ИД* 8-я позиция* Демонстративная функция* "Интуиция времени"

Время Робеспьера принадлежит его интеллектуальному творчеству. Поэтому он очень ценит и свое и чужое время. Пунктуален и очень ценит пунктуальность в других. Расчетливо и предусмотрительно планирует свой день. Его планы чаще всего реализуются именно так, как он их задумывает. Не любит спешки. Чувствует время и умеет разумно его распределять.

Не любит суеты, живет в оптимальном жизненном ритме. В его движениях наблюдаются такая размеренность и такой рациональный автоматизм, что, казалось бы, работая не спеша, он успевает сделать очень много. Живя по принципу "Поспешай медленно", Робеспьер везде подпевает и многое успевает.

Его кажущаяся медлительность глубоко рациональна и чаще всего оказывается самым оптимальным темпом. Благодаря этому качеству Робеспьер избавляет своего дуала Гюго от излишнего напряжения, спешки и суеты, задает ему оптимальный ритм действий, оптимальный временной режим. И тем самым расслабляет и успокаивает его. Робеспьер умеет выгодно использовать для себя возможности, которые ему предоставляет тот или иной период времени. Например, период вынужденной безработицы он может использовать на повышение квалификации, на приобретение другой профессии, на или юридическое самообразование.

Робеспьер очень ценит свое свободное время. Для него это всегда подарок самому себе. И предпочитает использовать его на то, на что раньше у него не хватало времени: на свои творческие увлечения, на самообразование, на отдых, на приятный и интеллектуально насыщенный досуг. Забирать у Робеспьера его свободное время все равно, что лишать его этого подарка. Гюго, сориентированный на интуицию времени Робеспьера, умеет ценить чужое время и умеет защищать свое.

Хорошо видит исторические закономерности в жизни общества, видит "связь времен". Для Робеспьера характерно обращать внимание на негативные тенденции в окружающей его действительности. Со свойственной ему интуитивной проницательностью Робеспьер способен своевременно понять и глубоко проанализировать зарождающиеся социальные проблемы. Способен своевременно предостеречь от них общество и предложить самые оптимальные решения этих проблем.

Портретная галерея:

Максимилиан Робеспьер, Микеланджело Буонарроти, Цезарь Борджиа, Данте Алигьери, Рене Декарт, Карл Густав Юнг, Георг Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауер, Иоганн Фридрих Шиллер, Бертольд Брехт, Николай Рерих, Томас Мор, Феликс Дзержинский, Сергей Рахманинов, Николо Паганини, Франсиско Гойя, Поль Гоген, Клод Моне, Антон Чехов, Франц Кафка, Николай Амосов, Василий Сухомлинский, Константин Ушин­ский, Антон Макаренко, Юстас Мильтинис, Олег Янковский.

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, статик, квестим, негативист, интуит, логик, стратег, эмотивный.

Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"

субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа

мое собственное понимание, мое описание мира, моя школа. "Моя логика - самая лучшая логика в мире". Робеспьера трудно в чем-либо убедить, если это "что-то" не совпадает с его системой представлений. Причем ему самому объяснять свою систему представлений довольно трудно.

В том, что касается первой функции, человеку сложно что-либо менять, нужны веские, очень серьезные обстоятельства. Здесь он никогда ничего не принимает просто так, на веру.

Случается, однако, что Робеспьер действительно сталкивается с объективной ситуацией, которую он не может игнорировать, но которая при этом явно не соответствует его представлениям о мире. В этом случае ему всегда необходимо некоторое время, чтобы перестроить свое описание. Для того чтобы жить дальше, ему необходимо снова сделать свою картину целостной. Он при всем желании не может мгновенно согласиться: вы говорите, утверждаете что-то, но Робеспьер должен сам додумать, прокрутить это внутри себя, адаптировать и… либо сделать своим, либо отвергнуть. Сразу согласиться для него невозможно. Первая функция консервативна, ибо это опора, фундамент, а фундамент должен быть крепким, устойчивым.

Наше индивидуальное сознание отграничено, поэтому оно должно на что-то опираться. Человек должен знать и в каждый момент должен быть уверен, что существует.

В данном случае: "Я не могу мыслить, если мое мышление не опирается на четкое описание мира".

А вот то, что касается людей и их отношений, находится в области четвертой функции. В этом Робеспьер, как правило, разбирается плохо. Деление людей у него весьма грубое, приблизительное: эти плохие, а вот эти - хорошие. Черное и белое, без нюансов. Есть типы, которые других людей вообще не склонны разделять на плохих и хороших: "Ведь все на самом деле гораздо сложнее". "Человек такой, какой он есть", - это можно услышать от кого угодно, только не от Робеспьера.

Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо"

объектная логика - логика объективного мира, объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Моя территория

"Мир такой, каким я его понимаю. Если по вашим фактам он не такой, то тем хуже для него. Это ваше дело. Я считаю, что он должен быть именно таким". Часто эти люди и живут в своем выдуманном мире.

Социум, однако, оценивает тебя и твои действия по своим законам, по тому, как и чему ты соответствуешь. Интересно, что в любом социуме всегда есть некоторый зазор. Тебя оценивают, смотрят, соответствуешь ли ты определенным нормам. Если не соответствуешь, тебя изолируют, это одна граница. Вторая граница там, где ты действуешь таким образом, что тебе за это даже зарплату платят. То есть ты делаешь что-то такое, что обществу полезно. Кстати, как раз между этими двумя социальными границами и существуют различные духовные учения. Но это уже совсем другая история.

Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо"

объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура

место творчества этой личности. Внешняя ситуация должна стать целостной. Продукт: ощущение целостности внешней ситуации.

Мы построим город Солнца и заселим прекрасными, счастливыми людьми. Мир не целостен, и нужно работать, чтобы сделать его гармоничным. Мир должен быть гармоничен, все люди должны быть счастливы, - говорит Робеспьер, - поэтому давайте возьмем гильотину и отрубим головы всем плохим людям, которые мешают нашему строительству, тогда останутся только хорошие и все будут счастливы. Давайте построим такое общество, где не будет плохих людей, не будет угнетения, насилия, несправедливости… Но для этого нужна гильотина. Вот такой творческий момент. Идеи по поводу "города Солнца", "счастья для всех" и исключительно гармоничного, целостного общества, где нет плохих людей, это, конечно, робеспьеровский утопизм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна.

Идеи всеобщей гармонии можно встретить у разных философов. Но будь реальный мир абсолютно гармоничным, Робеспьеру в нем нечего будет делать. Ему нужно улучшать мир, пусть даже отрубая временами головы тем, кто в эту гармонию по тем или иным причинам не вписывается, например? потому, что родился аристократом. Достаточно вспомнить деятельность самого М. Робеспьера или, скажем, Ф. Дзержинского. Причем эти люди были убеждены в своей правоте, неподкупны и бескомпромиссны.

Сейчас проявление творческой функции Робеспьера можно наблюдать в связи с перестройкой общества. Руководя фирмой, человек этого типа начинает создавать что-то, но в один прекрасный момент обнаруживает, что занят построением глобальной структуры, которая все равно не может объять весь мир. В какой-то момент она начинает рассыпаться, и человек попадает в жуткий цейтнот. Тогда проявляются болезни, неврозы и так далее, и в конце концов он все бросает. Робеспьер зачастую тратит массу сил на создание структуры, которая в большинстве случаев оказывается неработоспособной.

Робеспьер, стремящийся к гармонии, часто реализует себя в сочинении музыки. Среди музыкантов много людей этого типа, например, Римский-Корсаков, Рахманинов. Педагоги тоже они: Сухомлинский, Ушинский, Макаренко.

Иногда системы, придуманные Робеспьером, оказываются очень хорошими, иногда плохими. Но когда сам автор этой системы начинает воплощать ее в жизнь, частенько случается, что, созданная для человека, она самого человека как раз и не учитывает или учитывает, но схематично. А поскольку человек не схема и вписываться в схему почему-то не желает, все оказывается гораздо сложнее.

Нет, однако, плохих типов. Иногда кажется: как же так, чем-то они нехорошим занимаются. Да нет же, просто разные все, и живут в разных пространствах. И мы, живя и общаясь друг с другом, не отдаем себе отчета в том, насколько сильно психологические пространства разных типов отличаются друг от друга. Да и невозможно это "понять". А практика перехода в психологическое пространство другого типа - это, пожалуй, одна из самых сложных и редких психологических практик.

Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"

субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени

в зоне нормативов Робеспьера стандартный набор из нескольких состояний и настроений. Мое состояние всегда адекватно внешней ситуации, а внутренняя ситуация нормативна. Зачем погружаться во внутренние проблемы, когда мы строим гармонию мира? Робеспьер обычно выбирает одно из своих нормативных состояний и проводит в нем большую часть времени. Здесь же, в зоне нормативов, находятся моральные нормы и принципы, приверженность которым обеспечивает представителю этого типа вполне целостную внутреннюю ситуацию.

Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"

субъектная сенсорика

в зоне проблем - здоровье, самочувствие, ощущения, в том числе секс. Тестовый вопрос: "Как Вы относитесь к утверждению: секс не только вреден, но и полезен?" Здесь почти всегда будет наблюдаться фрустрация.

Робеспьеру необходима 200%-ная сенсорная надежность. Он серьезно увлекается различными методиками укрепления здоровья, закаливания. Даже если человек не занимается этим, он всегда этим интересуется, поскольку "я хороший, если я идеально здоров". Самоутверждением, защитой по третьей функции может быть и повышенная сексуальная активность. Тело должно быть надежным, его надо укреплять и постоянно испытывать, тогда "я - хороший", это защита "в плюс". Но возможна и защита "в минус": "Я хороший, но болею, причем гораздо серьезнее, чем вам кажется".

Минус-третья функция. Зона решения проблем

объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж

Проблемы со здоровьем? Надо что-то делать! Кросс по пересеченной местности, карате, прорубь, баня, различные физические упражнения. Диета, голодание, уринотерапия, режим, план тренировок и т. п. Нужно укреплять сенсорную надежность, быть "отдельной боевой единицей".

Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"

объектная этика - Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей

принцип оценки места, область суггестивных воздействий, мотивы, "хочу", отношение людей ко мне. Про это мне должны рассказать другие. Это друг, это враг, а это кто? Хочу, чтобы меня любили. Хорошее место там, где меня любят. Если люди здесь хорошо ко мне относятся, значит, это место хорошее, если плохо - плохое, отсюда надо уходить. И уходит, однако при этом он не в состоянии объяснить, почему именно. А для того чтобы меня все любили, можно, например, создать бригаду, где я буду главным, где все будут слушать меня и кивать: "Да, вы так правы! Это так замечательно! Вы все так логично рассказываете!" При объектной этике на четвертой функции - человек частенько собирает вокруг себя людей для того, чтобы удовлетворить свою потребность в хорошем отношении. Он делает это неосознанно и может в один прекрасный момент запросто оказаться в окружении подхалимов. Мы уже говорили, что по четвертой функции человек мнителен, Робеспьер же подозрителен: "Я не знаю, как на самом деле ко мне относятся. Кто как ко мне относится, знают другие".