Ребенок начал заикаться: причины и лечение. Как вылечить заикание у ребенка

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Причины заикания

Физиологические

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами : боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные

Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше - 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении

Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Основные методы лечения заикания у детей

Логопедические занятия

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Дыхательные упражнения

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

Точечный массаж

Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.

Компьютерные программы

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Врач может назначить ребенку препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

Заикание у детей возникает чаще всего в период от 2 до 5 лет, когда умственное развитие значительно опережает физическое, в том числе и речевой аппарат. Заикание проявляется в частом повторении отдельных букв из слова. При правильном подходе лечение заикания у детей осуществляется в домашних условиях и без особых проблем.

Почему ребенок заикается

Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин:

  • повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает за речевую функцию;
  • генетическая наследственность;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания (менингит, тиф, энцефалит, корь, коклюш).

Приобретенное заикание у детей от 2 лет может возникнуть по следующим причинам:

  • ребенок испытал сильный испуг;
  • недавнее психологические потрясения и переживания;
  • страхи детей (боязнь темноты, пауков, замкнутого пространства и т. п.);
  • малыш часто перевозбуждается;
  • физическое наказание со стороны родителей;
  • быстрая и нечеткая речь родителей;
  • недостаток любви и эмоционального контакта;
  • подражание заикающимся детям, которое переходит в неконтролируемый процесс;
  • недостаток словарного запаса.

Все эти причины разные, но в основном они связаны с нервной системой и головным мозгом, которые напрямую влияют на речевое развитие. Поэтому заикание у детей от рождения до 6 лет проявляется по-разному, а значит и лечение подбирается специалистами лечебного центра индивидуально.

Симптомы болезни

Заикание – это патологическое нарушение речи, которое проявляется в непроизвольных паузах во время речи, при этом часто повторяются отдельные слоги или звуки. Такая реакция возникает из-за судорог мышечной системы гортани, языка, губ, грудных мышц, диафрагмы. Во время заикания ребенок долго не может произнести отдельное слово, что приводит к волнению и эмоциональному перенапряжению.

Заикание чаще всего возникает у детей возрастом от 2 до 5 лет. Мальчики подвержены этому заболеванию в четыре раза больше, чем девочки. Самыми первыми симптомами является неуверенная речь с постоянными повторами слов, которая сопровождается видимым напряжением. В подростковом возрасте заикание усиливается и достигает своего пика.

Поэтому, если вы заметили первые симптомы, вам следует сразу обратиться к врачу логопеду или педиатру. Самый благоприятный период для лечения - это, когда ребенку еще не исполнилось шести лет. В этот возрастной промежуток дети лучше всего поддаются лечению.

Видео «Окончательная победа над заиканием»

Последовательное лечение

У всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой, возникает вопрос: как вылечить заикание у ребенка? Заикание у ребят лечится комплексной методикой, которая включает в себя медикаментозное лечение, занятия с логопедом и неврологом. Качественное комплексное лечение можно получить в специализированном центре по лечению заикания у детей возрастом от 3 до 6 лет.

В специализированном центре врач назначает успокаивающие препараты для укрепления нервной системы. Они назначаются для того чтобы лечение с логопедом и психологом было наиболее благоприятным. В отдельных случаях врач может прописать противосудорожные препараты, которые направлены на снятие напряжения в речевом центре.

В некоторых прогрессивных лечебных заведениях практикуют гипноз. По мнению врачей, гипноз можно применять, если ребенку исполнилось больше 10 лет. Гипноз очень хорошо влияет на центр Брока. Центр Брока находится в головном мозге и отвечает за правильное и четкое воспроизведение речи.

Если ребенок заикается, можно способствовать развитию речи с помощью новой методики «дирижирования». В основе этой методики лежит усиленная активизация другого двигательного центра, которая достигается с помощью активных движений руками и пальцами, при этом дыхание должно быть спокойным и регулярным.

Если заикание сильное, можно использовать релаксирующие ванны, процедуры общего укрепления речи, иглоукалывание. Но эти процедуры врач назначает детям старше 6 лет.

Восемьдесят процентов успеха зависит от занятий с врачом логопедом. Они должны быть регулярными, и длиться не меньше 10 месяцев. Научить правильно говорить можно, если отнестись к лечению с полной ответственностью. Нужно задаться целью научить малыша уверенно разговаривать без запинок. Если после 4 месяцев занятий с логопедом ребенок так же заикается, то можно и нужно обратиться к другому специалисту. Помните, что от правильного выбора врача зависит здоровье вашего малыша.

Не стоит недооценивать лечение в домашних условиях. Если детям еще нет 5 лет, можно лечить заикание народными средствами и в домашних условиях. К народным средствам относят лечение травами и лекарственными сборами. Вот несколько самых хороших лекарственных сборов, которые положительно влияют на речевой центр:

  • сбор из трав мелиссы, солодки, донника, цветков календулы, листьев березы в равных частях, такой настой спаивать ребенку 3-4 раза перед едой;
  • сбор из плодов шиповника, хмеля, тмина, листьев березы, корня одуванчика, мяты, полыни, сушеницы, фиалки, и ясменника. Применять 3-4 раза в день по 100 мл;
  • сбор из трав крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Настой выпивать 3 раза в день на протяжении месяца.

Еще одно народное средство можно посоветовать детям старше 5 лет. Если нужно активировать речевое развитие, не прибегая медикаментам, используйте смесь мёда и мумие, 1 чайная ложка мёда на таблетку мумие. Это средство держат во рту, как можно дольше не глотая. Процедуру следует повторять 2 раза в сутки на протяжении 2 месяцев.

Если ребенок лечится в домашних условиях, то родителям необходимо строго придерживаться целого ряда правил. Лечение, прежде всего, нужно начинать с самих себя. По результатам исследований, именно родители в 85% случаев, являются причиной, вызывающей заикание у представителей младшего поколения. Поэтому не следует нервничать из-за работы, в данном случае здоровье вашего ребенка должно быть на первом месте.

Главным принципом во время лечения является полное отсутствие стресса и каких-либо переживаний не только у ребенка, но и в его окружении в целом. Ограждайте его от различных страхов и переживаний. Можно, а иногда и нужно исключить жестокие мультфильмы, громкую музыку, недетские фильмы (боевики, ужасы).

Если ребенок боится темноты или боится один оставаться в комнате, врачи категорически не рекомендуют насмехаться или усиливать страхи. Ничего страшного, если ребенок, которому уже больше 6 лет, поспит в постели с родителями. Врач рекомендует в таком случае объяснить и разобрать по полочкам все страхи, и показать, каким образом можно их избежать.

Учите ребенка говорить медленно и на выдохе, старайтесь сами говорить четче и медленнее. Так он будет брать с вас пример. Выслушивайте спокойно, не торопите, дайте ему время собраться с мыслями, не перебивайте. Для закрепления занятий с логопедом, следует устраивать особые игры в домашних условиях. Пойте вместе любимые песни, это способствует укреплению и развитию речевого центра.

Устраивайте спектакли для членов всей семьи. Такие выступления перед публикой помогут, избавится от стеснения и лишнего стресса во время общения со сверстниками. Если домашняя методика лечения не приносит результата на протяжении года, можно обратиться на консультацию к ортопеду. Неправильная осанка и сутулость влияют на уменьшение объема легких, усиливается давление на диафрагму, все эти факторы влияют на речевой центр. В таких случаях врач назначает серию лечебного массажа.

Во время лечения в домашних условиях не забывайте о здоровом образе жизни. Больше гуляйте всей семьей на свежем воздухе, делайте с ребенком зарядку, исключите из рациона вредные продукты (сладости, шоколад, чипсы, газировку), кушайте больше овощей, фруктов. Есть ряд продуктов, которые благотворно влияют на речь. К ним относятся:

  • творог, сметана, йогурт и другие кисломолочные продукты;
  • льняное масло в чистом виде или как добавка;
  • рыбий жир в капсулах или жирная морская рыба (скумбрия, палтус, морской окунь);
  • квашеная капуста с зеленым луком, ее можно приправить маслом.

Все эти продукты содержат такие важные витамины и микроэлементы, как витамин F, жиры Омега 3, кальций и фосфор. Все они способствуют благотворному влиянию на развитие речи. Помните, что ребенку необходимо выпивать по 250 мл чистой воды на 1 кг его веса.

Лечить в домашних условиях детское заикание непросто. Рассказывайте малышу, что нужно тренироваться усердно, для того чтобы добиться положительного результата. Тренировать органы дыхания можно специальной дыхательной гимнастикой. С помощью такой гимнастики можно избежать спазма речевого центра.

Чтобы улучшить результат лечения в домашних условиях чаще хвалите, ни в коем случае не ругайте, больше обнимайте ваше чадо. Ведь родительская любовь и терпение могут излечить от любых заболеваний. Здоровые дети растут в спокойных и эмоционально уравновешенных семьях.

Видео «Елена Малышева. Лечение заикания»

Телепередача «Жить здорово с Еленой Малышевой» помогла многим людям вылечить свои недуги. В следующем выпуске вы узнаете, как быстро справиться с заиканием у деток и что для этого потребуется.




Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!

Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».

Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.

С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….

Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…

Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».

Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.

Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.

Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…

Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.

Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!

Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)

Перейдём к похожему принципу.

Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.

В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.

Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».

«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….

Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).

«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.

Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:

Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)

Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?

Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!

Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.

Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.

Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!

Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.

Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.

Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.

Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.

Теперь о практических действиях

Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…

Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».

Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…

Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.

Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!

Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.

Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.

Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".

Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.

Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

Начните анализ с себя, как Вы говорите?

Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.

Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.

Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!

Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)

Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!

Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!

Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.

Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)

Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!

Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.

Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..

Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.

Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!

Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.

Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!

Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!

Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!

Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.

Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!

Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.

Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!

Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.

Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.

Все проверенно на себе:

Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.

Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)

Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.

Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.

Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.

Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.

На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!

-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.

Теперь о логопедах.

Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.

Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.

ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.

Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.

Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!

Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!

Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!

Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.

Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!

Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.

Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.

Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!

Здоровья Вам и Вашим детям!

Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]

С уважением, Сергей Гордов

Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!