Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят! Eвангельские проповеди

Этими словами Христос перед самым распятием, заступался перед Богом-Отцом за своих мучителей.

Как следует из Евангелия, после предательства Иуды и ареста, Спаситель подвергся тяжелым мучениям. Сперва, Его доставили на допрос к первосвященникам, где избили, а затем публично унизили. Позже, Христа отправили к римскому наместнику - Понтию Пилату - и потребовали, чтобы тот казнил Его.

Пилат не хотел лишней крови, а потому постарался найти то, что казалось ему компромиссом - он приказал солдатам подвергнуть Христа тяжелом физическому наказанию. Спасителя отвели во двор римской казармы, где избили до полусмерти. При этом солдаты смеялись над Ним, оскорбляли Его, били палкой по голове, плевали в Него. Издеваясь, надели Ему на голову венок из колючего терновника.

Позже Пилат объявил, что Христос наказан и должен быть отпущен.

Но иудейские первосвященники продолжали требовать казни, и римский наместник, опасаясь восстания, решил уступить.

Изнемогавшего от боли Спасителя заставили Самого нести Свой крест через весь город к месту будущей казни.

Когда после долгих мучений Его руки и ноги прибивали гвоздями к кресту, Он сказал, обращаясь к Богу-Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». На церковно-славянском эта фраза звучит как: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят». В это время римские солдаты как раз делили Его одежду, бросая жребий.

Всем этим людям Христос нашел оправдание, ведь они сделали это не понимая насколько великий грех совершают. Он хотел, чтобы и они тоже были прощены Богом, хотя сами они никакого прощения и не просили.

Этот поступок Спасителя служит примером для каждого христианина и поводом задуматься: способны ли мы оправдать хотя бы того, кто невзначай наступил нам на ногу и не извинился?

Оригинал взят у vaysburd в Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят

07.11.2006 г.

Пора подводить итоги...

В прошлых номерах нашей газеты в самых разных материалах постоянно возникала тема покаяния в связи с трагедией России в XX веке. Сегодня мы с согласия автора публикуем два документа, прямо связанных с поисками пути преодоления тяжелого наследия недавней истории. Прот. Павел Адельгейм, исповедник веры, пишет человеку, по доносу которого в свое время оказался в лагере - пишет со стремлением примириться перед лицом близко стоящей смерти. Второе его письмо, непосредственно связанное с первым, - к епархиальному архиерею, в течение многих лет подвергающему о. Павла преследованиям и унижениям.

Его Высокопреосвященству Макарию,
митрополиту Винницкому
и Могилёв-Подольскому

Кто из людей жил и не видел смерти, избавил душу свою из руки адовы?
Пс. 89,10

Ваше Высокопреосвященство, мы вместе приближаемся к своему пределу. Пора подводить итоги, чтобы нежданная Гостья застала нас готовыми дать Богу отчёт за подаренную жизнь. Не знаю как Вас, а меня беспокоит: может быть, я в чём-то виноват перед Вами и не осознал своей вины? Подскажите, чтобы я мог покаяться и попросить прощения у Вас и у Бога. В 1961 году наша дружба иссякла без всякого повода. Наши пути разошлись, и общение прекратилось. Или в этом есть моя вина?

Последняя весточка от Вас была роковой. В 1969 году меня арестовали. При ознакомлении с делом я прочёл Ваш донос, сообщивший знакомым почерком: «В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями» (Лист дела 178, т.2).

Эту выдержку из доноса я цитирую по тексту Приговора, поскольку донос хранится в уголовном деле. Ваш почерк и Ваша подпись исключают сомнения в авторстве, смысл которого я не мог себе объяснить. Надо ли уточнять, что в 1956 г. на 20-м съезде КПСС текст гимна был запрещён, и его нигде не пели.

После освобождения я встретился с нашим другом, прот. Милием Рудневым, и он объяснил, что в безвыходное положение Вас поставил Филарет Денисенко, Блаженнейший Патриарх Киевский и всея Украины. Он предложил написать донос в качестве шанса сделать карьеру: «Напишешь, и будешь епископом. Это твой шанс». Комментировать эту информацию не берусь. Некоторое подтверждение даёт сопоставление дат и событий.

17 июля 1970 г. я был осуждён на три года лагерей и поехал отбывать свой срок в пустыню Кызыл-Кум, на рудниках золотопромышленного комбината «Бессопан». А дома осталась жена, трое детей, голодали. Суд выселял их из дома. Вера не обидела Вас.

Лагерный срок не был для меня безоблачным. В связи с беспорядками, произошедшими в лагере Кизил-Тепа Уя
64/44, я лишился правой ноги, и в декабре 1972 года освободился из заключения инвалидом. Вот уже сорок лет я совершаю богослужение на протезах. 28.04.2006 г. Президиум Верховного суда признал меня невиновным и отменил Приговор Ташкентского и Определение Верховного судов. Теперь я оправдан и реабилитирован.

Ваш поступок нельзя оправдать, но можно понять. В нашей стране тысячи людей по своей и чужой воле становились винтиками мясорубки, перемалывающей человеческие судьбы. Одна половина населения перемалывала другую половину населения. Советская власть осуществила геноцид российского народа его собственными руками, и каждый сыграл свою роль. Бог уберёг меня от озлобления и обид. Слава Богу, я не стал Монте-Кристо, посвятившим жизнь бесплодной мести.

В моей Псковской эпопее, начавшейся с приходом архиепископа Евсевия (Саввина) в 1993 г., снова мелькнула Ваша тень. В день знакомства архиепископ пояснил в агрессивной форме, что знает меня по слухам от общего знакомого. Архиепископ подчеркнул, что дурное мнение обо мне не изменит. С тех пор он выживает меня из епархии. В оправдание неприязни архиеп. Евсевий ссылается на отрицательные отзывы епископа, который меня хорошо знал. До Псковской епархии я служил под омофором четырёх епископов, о которых храню благоговейную память. Это архиеп. Ермоген (Голубев), архиеп. Гавриил (Огородников), архиеп. Варфоломей (Городецкий) и митр. Леонид (Поляков). Ни с одним архиеп. Евсевий не дружил. Ни один не мог сказать обо мне худого слова.

Архиеп. Евсевий рассказывал, что вы учились вместе и поминали в беседах моё имя. Если оброненное слово стало семенем неприязни, Вы оставили ещё один след в моей судьбе. А может, в последнем случае Вы не при чём. Когда нет общения, как выяснить взаимоотношения? На суде Божием всё разрешится, но не останется времени для покаяния.

Пока мы живы, есть возможность в живом общении разрешить сомнения и примириться. Может быть, этот шаг стоит того, чтобы его сделать?

Храни Вас Бог в мире,
здравии и благополучии,

свящ. Павел АДЕЛЬГЕЙМ

Фото Евгения ФОМИНЫХ

крыл. сл. Выражение из Евангелия (Лука, 23, 34). Когда, согласно легенде, Иисус был распят на кресте, он, обращаясь к богу, сказал: «Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят», то есть: «Отец, прости им, ибо не знают, что делают».

  • - Ср. Простим ему, простим ему, о братья: Не знает, что творит! П.И. Вейнберг. Элегия в вилле "Monde brillant". Ср. Людям прощать надо, ангел мой. "Не ведают бо, что творят", сказано... Маркевич. Перелом. 4, 13...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, слова летописца Пимена. Цитируется: как поощрение интереса к изучению родной истории...
  • - Из Библии. В Евангелии от Луки приводятся слова распятого Иисуса о своих мучителях: «Отче! отпусти им, не ведают, что творят.....

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Не знаютъ, что̀ творятъ. Ср. Простимъ ему, простимъ ему, о братья: Не знаетъ, что творитъ! П. И. Вейнбергъ. Элегія въ виллѣ „Monde brillant“. Ср. Людямъ прощать надо, ангелъ мой. «Не вѣдаютъ бо, что творятъ», сказано.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ЗВАНИЯ -...
  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пск. Очень много; о большом количестве чего-л. ПОС 11, 192...
  • - Книжн. Не знают, что совершают зло, делают глупости. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 70...

    Большой словарь русских поговорок

"Не ведают, что творят" в книгах

Не ведают, что творят

Из книги Опасная профессия автора Волков Александр Иванович

Не ведают, что творят На Алтай я поехал потому, что алтайская колхозница Анна Сергеева получила урожай пшеницы в 101 центнер с гектара, установив, как сообщалось в Большой советской энциклопедии, мировой рекорд урожайности. Это уже много позже я узнал, что не «с гектара», а

Что творят солнцезащитные средства

Из книги Мирная еда автора Дальке Рудигер

Законники творят беззаконие

Из книги СССР без Сталина: Путь к катастрофе автора Пыхалов Игорь Васильевич

Законники творят беззаконие Наконец, скажем пару слов и о «юридической составляющей» хрущёвских обвинений.XX съезд КПСС обличил И.В. Сталина во всех смертных грехах, главным из которых стало обвинение в массовых репрессиях. Позднее была создана Комиссия Президиума ЦК

8. Ибо они не ведают, во что верят

Из книги 13 опытов о Ленине автора Жижек Славой

8. Ибо они не ведают, во что верят Капитализм - это не просто всего лишь еще одна историческая эпоха наряду с другими; в известном смысле некогда модный, а ныне забытый Френсис Фукуяма был прав: глобальный капитализм - это «конец истории». Некий избыток, воспринимавшийся

Глава 8. ВЕДАЛИ ЛИ ОНИ, ЧТО ТВОРЯТ?

Из книги ЦК закрыт, все ушли... [Очень личная книга] автора Зенькович Николай Александрович

Глава 8. ВЕДАЛИ ЛИ ОНИ, ЧТО ТВОРЯТ? Неужели никто из окружения Горбачева ни разу не сказал генсеку о пагубности его курса?Нашелся один чудак-человек.Пятнадцатого июня 1989 года заведующий общим отделом ЦК КПСС Болдин передал Горбачеву письмо от В. И. Конотопа, который

Да ведают потомки православных

Из книги У истоков великой музыки автора Новиков Николай Степанович

Да ведают потомки православных В опере Мусоргского "Борис Годунов" есть картина, где монах Пимен в келье Чудова монастыря, склонившись перед лампадой, записывает все виденное и слышанное, надеясь, что когда-нибудь потомки найдут его "правдивые сказанья". Такими

Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу

автора Серов Вадим Васильевич

Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу Из трагедии «Борис Годунов» (1827) А. С. Пушкина (1799-1837), слова летописца Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).Цитируется как поощрение интереса к изучению родной истории

Не ведают, что творят

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Не ведают, что творят Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Луки (гл. 23, ст. 34) приводятся слова распятого Иисуса о своих мучителях: «Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят...»Русский перевод этого стиха: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, чту

Глава 7. ВЕДАЮТ ЛИ, ЧТО ТВОРЯТ?

Из книги Похищение Евразии автора Болдырев Юрий Юрьевич

Глава 7. ВЕДАЮТ ЛИ, ЧТО ТВОРЯТ? Кстати, как это ни покажется читателю странным, но к недропользователям - как всемирно известным транснациональным корпорациям, так и к работающим на Сахалине их оффшорным «дочкам» - у меня особых претензий нет. У них задачи две: получать

Глава 19 Очищение организма? Они не ведают, что творят!

Из книги Рак: практика исцеления и профилактика. Лечение ядами автора Жолондз Марк Яковлевич

Глава 19 Очищение организма? Они не ведают, что творят! У автора поначалу не вызвала никаких опасений прочитанная в «ВН» (№ 61,1998) рекомендация: «При обнаружении болезни (речь шла о раке. - М. Ж.) следует немедленно перейти на рациональное питание и провести чистку организма

Историю творят и сейчас

Из книги Вода – наместник Бога на Земле автора Андреев Юрий Андреевич

Историю творят и сейчас Разумеется, я лишь легким штрих-пунктиром наметил линию путешествий по океану водолечения иных из наших великих предшественников. Радует и то, что немало современников новаторски развивает их традиции – практически на всех континентах, в России

Ибо не ведают, что творят

Ибо не ведают, что творят Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю.Осия 8, 7 Хорошо известны слова апостола Петра о том, что Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Коринфянам 6, 12). Однако знать еще не значит

А может быть, они как раз ведают, что творят?

Из книги Колдуны в законе автора

А может быть, они как раз ведают, что творят? Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей

Они не ведают, что творят

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Они не ведают, что творят Следующие слова из 87-й суры:«Мы посылаем тебе напоминание. Ты не забудешь то, что в нём, кроме тех мест, что Бог повелел забыть»,дали мусульманам повод для споров и разногласий, а остальным - для удивления. В суре 2 говорится об этом явлении еще более

Историю творят решения

Из книги Думай и богатей автора Хилл Наполеон

Историю творят решения Ценность решений зависит от того, найдете ли вы в себе смелость их реализовать. Великие решения, которые формировали цивилизацию, принимались на страх и риск их авторов, которые, бывало и так, подвергались смертельной опасности, выдвигая свои

Главная цель кощунства в главном храме страны - переступить через границу дозволенного, морально допустимого в обществе. Ибо, если общество такое приемлет, не называет преступлением, относится «толерантно» и «гуманно» ко всему случившемуся, то тогда и дальше можно считать нормальным любое попрание святынь.

Самое страшное, что подобные наступления на Церковь могут находить свое развитие - можно взрывать также легко храмы, убивать священников, приглашать в страну завоевателей и принимать их с хлебом-солью как «освободителей». И все это уже было! И храм этот взрывали! И тогда это официально называлось в обществе «целесообразным», «справедливым», «прогрессивным», а всякое возражение сему каралось как «контрреволюция».

Это очень серьезно. Потому что это, как всякое богоборчество, путь в нежизнь. Ибо источник жизни - Бог.

Нечто подобное мы наблюдаем во вроде бы куда более безобидной области жизни - в моде. С некоторых пор девушки, женщины стали носить обтягивающие брюки. Во все времена нашей истории выйти на улицу в таком виде было просто невозможно, неприлично. И вдруг в один момент кем-то это было объявлено возможным, стало «модным» - и почти мгновенно, как по команде, молодые, а потом и не молодые женщины переоделись, И это стало, вроде бы, «нормальным» - «А что такого? Все так ходят».

Но от этой «общепринятости», вседозволенности нисколько не стало лучше, чище, нравственнее, полезнее, красивее, разумнее. Один грех. Казалось бы - мелочи жизни. А на самом деле это направлено против главного - против души человека.

Грех всегда глуп. Ничего он не дает, только отнимает. Ты хочешь такой одеждой привлечь к себе внимание, но ведь ты не одна такая. И вот уже нравственный уровень всего общества понижается, он направлен против тебя тоже. Ты идешь в такой одежде и грешишь против любви - своей и тех, кто на тебя смотрит. Каждый взгляд на тебя прохожих противоположного пола, хоть в какой-то степени, но ослабляет их души. Внимание к тебе - призрачно, мимолетно, безцельно - но для семьи не безобидно, поскольку ослабляется духовная связь человека с его единственной половинкой. И тебе от этого на самом деле тоже нисколько не лучше - твой грех мешает и твоей душе, твоей любви. Потому как истинная, жертвенная любовь приходит только в чистую душу, сохраняется целомудрием. А когда целомудрия, скромности, стыда в обществе становится меньше, то и крепость семейных уз ослабевает.

Ведь для настоящего счастья недостаточно только однажды привлечь к себе внимание человека, но и потом верность друг другу хранить годами, всю жизнь, даже в мыслях. А без верности какое счастье, без верности - слезы, измены, несчастные дети, распадающееся на атомы общество, страна.

Все предыдущие поколения не ошибались, когда носили совершенно другую, целомудренную, и, кстати, очень красивую одежду - недаром все невесты до сих пор одеваются в самое красивое, то есть длинное платье.

В Пажеском корпусе, самом элитном военно-учебном заведении дореволюционной России, в котором учились дети дворян, его воспитанников учили бояться Бога, а еще - тех людей, которые Бога не боятся. Ведь человек, не боящийся Бога, - способен на всё.

«Человек - это его вера», - писал И.В. Киреевский. «Если Бога нет, то всё позволено», - главная боль Достоевского, гениально исследовавшего суть этой страшной болезни в своих романах, в образе Раскольникова, главная боль русской жизни XIX века, которая вовсю развернулась в веке двадцатом всенародной исторической трагедией, а теперь пришла к нам и в XXI век.

Если у человека нет ничего святого, если он может переступить через всё, если им движет революционный дух: «А почему это нельзя? А ну и что? А я желаю! А мне плевать на всех! А мне плевать на мою Родину! А какая она мне мать, что я от нее имею? Разве это жизнь?» - то тогда нет человека, он терпит полное поражение: этот дух уничтожает его самого, это дух небытия, дух самоубийства, дух диавольский.

Неверие убивает. И чудовищная эпидемия самоубийств детей и подростков нынешним Великим постом - это страшный приговор безбожию.

Он вскрывает страшную сущность неверия, богоборчества - то, что это направлено против жизни, против человека, а отнюдь не его самоутверждение, как страшно и коварно лжет человеку его убийца, ни на секунду не оставляющий «заботы» о каждом из нас - дьявол.

Между Богом и нашими детьми возведен барьер. Кому-то самым страшным представляется единение Церкви и школы, а это и есть самое нужное для наших детей, для нашей молодежи - слово правды о Боге, о душе, о добре и зле, о смысле жизни, о православной истории Отечества, о настоящей любви и праведности.

Не зная ничего о жизни души, о главной борьбе, которая идет на земле за душу человеческую, о той лжи, с которой невидимый враг нашего спасения стремится войти в нее - они беззащитны. И самая главная дьявольская ложь - чудовищная мысль, которая всегда от него исходит - о самоубийстве, о мнимой безвыходности в каких-то затруднениях. Это ложь о том, что, мол, убьешь себя - и кончатся все скорби. Да, здесь они кончатся, хотя и радости тоже, которые всегда есть в жизни, которые ждут каждого юного человека впереди. На самом деле у Бога бесчисленное количество выходов из любого положения. Да, в этой жизни самоубийцы кончится всё. НО ЧТО НАЧНЕТСЯ?

Безбожие не знает ответа на этот вопрос. Мол, ничего не будет. Или - даже что-то положительное (есть и такая чудовищная ложь). Безбожие учит, что человек - это его тело. Нет тела - нет человека. Это неправда. У человека есть душа.

Мы говорим: душа болит, душа не на месте. Душу-то не убьешь! Правда состоит в том, что душу самоубийцы ждет такая мука, какую мы здесь и представить себе не можем. И к тому же - вечная.

Спаситель же открыл нам дверь к вечной радости, в которую мы входим через Его Церковь.

Отлучение от Церкви Л.Н. Толстого может быть с первого взгляда воспринято как что-то недоброе, жестокое, немилосердное, негуманное. Короче говоря, как дело нелюбви.

Но на самом деле это было именно делом любви. Настоящей, не «гуманистической». В том числе - и к погибавшему писателю: в надежде на его вразумление и покаяние, на его спасение. И, конечно, к тысячам несчастных, которые подпали или могли попасть под влияние его идей. О гуманизме как о сатанинском учении сказал Сам Господь. Когда Иисус Христос «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть..., Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21-23).

Человеческое - это то, что хочет земного, временного, материального блага. Божие - то, что хочет блага неизмеримо высшего, вечного, ради которого Сам Богочеловек пострадал на Кресте, совершив высшее дело Любви. И все мы призваны нести свой крест.

Гуманистическая, забывающая о Боге, о вечной жизни души «любовь» любовью-то вовсе и не является.

Когда отец семейства говорит, что он полюбил другую женщину и уходит к ней, оставив жену и детей, - он поступает по любви? К кому, к жене и своим детям?

Без Бога за любовь можно принимать нечто иное, даже противоположное настоящей любви.

Преподобный Иустин Попович, сербский святой недавнего времени, писал, что любовь к Богу без любви к ближнему - это самообман, а любовь к ближнему без любви к Богу - себялюбие.

Кощунницы в храме Христа Спасителя не ведали, что творили. Они не знали главного - того, что идут против Бога. Они поступали так, как будто Бога нет.

И шли они не в дом Божий, а в дом, где, по их разумению, люди просто собираются и что-то поют и читают. Если бы они понимали, что оскорбляют Бога, если бы увидели, какие страшные чудовища их направляют, они бы ужаснулись. И дай Бог им это понять.

Они совершили страшный грех перед Господом нашим, перед людьми, они нанесли вред и себе, и своим детям. И те, кто предлагает их «простить», совершить, якобы, «дело любви», тоже забывают о главном - о Боге.

Мы-то, люди, можем их «пожалеть», «простить», но простит ли Бог? Если Бог накажет, то мало никому не покажется. И потому на самом деле «гуманисты» не добра им желают, а как раз наоборот.

Но есть и Божий Суд, наперсники разврата!
Есть грозный Суд: он ждет,
он недоступен звону злата…

Без Бога в жизни ничего не понять, всё выворачивается наизнанку. «Любовь» оборачивается ненавистью, «добро» - злом, стремление к «свободе» - рабством, идеал легкой, красивой жизни - нежизнью.

Слова, которых нет в словаре великорусского языка, которым недопустимо оказаться в поле зрения детей, никогда для русских людей не считались возможными в печати. Они так и назывались: непечатными. Имеется в виду печать, существовавшая в Царской России и в СССР, то есть во всю историю нашей страны до последних десятилетий.

Сквернословие - это обличение либеральной свободы как самодовлеющей ценности, как политической цели. Какая это ценность, что она дает человеку, что созидает? Только разрушает. И зачем она тогда?

«Свобода слова»? Какого слова? Слова чистого, доброго, созидательного, слова евангельского? Или слова черного, грязного, разрушительного? Разница - именно в этом!

Свобода зла не нужна человеку. А тем более - детям. Она их портит, губит, разрушает. Вот вам любимый пример «о слезинке ребенка». Слезинка ребенка, пролитая от раны его души, горше слезинки физической боли.

Сквернословие - это разрушение не только культуры, разрушение языка, но и разрушение нравственности, разрушение целомудрия, любви, веры, разрушение личности, семьи, а к конечном счете - государства: всё позволено, нет ничего святого. Не «свобода слова», а свобода зла. И это греховно.

Вряд ли нынешние литература и искусство глубже проникают в правду жизни и человека, чем произведения классиков, которые всегда обходились без непечатных слов.

Церковь учит нас: Правде научитеся живущии на земли.

Правде учиться надо, поскольку это не такая простая и очевидная вещь - правда. Не зря Правда и праведность - в русском, славянском языке неразделимые понятия.

Здесь - огромная разница между западным, правовым, эгоистическим пониманием жизни и нашим, русским, православным, для которого главным всегда был вопрос: добро это или зло? Созидание или разрушение? Богу или дьяволу это угодно?

Ну, а дьявола, конечно, этот «вопрос ребром» не устраивает, ему нужно лукаво уйти от него, замаскировать зло под добро, добро назвать злом. Вот он и придумал применить свой излюбленный прием - ложную альтернативу: не добро или зло, а свобода или запрет, имею право или не имею. Такое отношение к жизни, к людям, к стране, к Богу никогда не было приемлемо на Руси.

Господь наш Иисус Христос сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 13, 36). То есть, даже за каждое пустое - не то что наполненное грязью и тленом. Апостол Павел вторил: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4, 29). Давайте же и мы хранить Великое русское слово!