Почему у кролика нет промежуточного мозга. Головной и спинной мозг кроликов. Чего боятся кролики. Периферическая отдел нервная система

Прогресс нейропсихиатрии в последние два десятилетия определил своеобразный скачок в развитии техник стимуляции мозга, появление новых методов и совершенствование старых. Исходя из представления о функционирующем мозге как своеобразном электрохимическом органе, его стимуляция может опосредованно повлиять терапевтически, корректируя патологически измененную функциональную активность. Традиционно «терапевтическая ниша» нелекарственных методов располагалась там, где применение фармакотерапии ограничивается неэффективностью либо её плохой переносимостью. Вместе с тем, научные достижения последнего периода, касающиеся нейробиологии психических расстройств, а также совершенствование технологии аппаратов для стимуляции мозга могут изменить принципы лечения, расширяя клинические показания к применению методов стимуляции мозга. К методам стимуляции мозга относят электросудорожную терапию (ЭСТ) и целый ряд новых методик, разработка и внедрение которых происходит по двум принципиально разным направлениям:

■ к первому относят методы, которые более безопасны в сравнении с ЭСТ и которые обеспечивают локальную стимуляцию: транскраниальная магнитная стимуляция, прямая стимуляция мозга, альфа-стимуляция.

■ второе направление включает высокотехнологичные инвазивные методы, которые разрабатываются нейро-хирургами и психиатрами: вагусная стимуляция, глубокая мозговая стимуляция.

Более подробно об ЭСТ Вы можете прочитать , а также в книге «Электросудорожная терапия в психиатрии, наркологии и неврологии» А.И. Нельсон (Москва, изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005) [читать ]; и в методических рекомендациях «Проведение электросудорожной терапии в амбулаторной практике» (Министерство здравоохранения при правительстве ставропольского края, Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница № 1, 2006) [читать ].

Транскраниальная магнитная стимуляция () - метод воздействия на головной мозг магнитными импульсами различной частоты. Магнитные импульсы в тканях мозга образуют локальные электрические токи индуктивности, которые в свою очередь вызывают деполяризацию нейронов. Высокая способность магнитного поля проникать через кожные покровы и костную ткань по сравнению с электрическим током позволяет более точно дозировать интенсивность. Другим преимуществом методики является относительно узкая направленность воздействия, обеспечивающая стимуляцию локальных структур мозга. Фокальная стимуляция достигается при использовании катушки индуктивности специальной конфигурации (по форме цифры «8»). Для более точного наведения ТМС, в том числе в соответствии с результатами ЭЭГ, МРТ, ПЭТ или МЭЭГ используется нейронавигация, совместимая с магнитным стимулятором. В последние годы проведено несколько исследований с использованием катушек, обеспечивающих воздействие на глубокие структуры мозга («teta-burst TMS»). Кроме того, аппараты ТМС используются для проведения магнитосудорожной терапии (МСТ). В этом случае применяются магнитные импульсы большей частоты и интенсивности. В двух небольших сравнительных исследованиях не было выявлено определенных различий в клиническом действии МСТ и ЭСТ при существенно лучшем профиле безопасности магнитосудорожной терапии. Наконец, ТМС является известным диагностическим и исследовательским инструментом. В первую очередь, она применяется с целью определения проводимости двигательных путей, а также в исследованиях по изучению функционирования мозга при совмещении ТМС с ПЭТ (позитронно-эмисионной томографии) и функциональной МРТ. Существуют две принципиально различные методики магнитной стимуляции: циклическая (цТМС) и низкочастотная или пульсовая ТМС. С помощью циклической методики стимуляция осуществляется циклами или трейнами, частотой 5 - 20 Гц, тогда как низкочастотная ТМС проводится при частоте в 1 Гц. Предполагается, что цТМС обладает локальным стимулирующим действием на нейрональную активность, тогда как низкочастотная ТМС, подавляя ипсилатеральную нейрональную активность, стимулирует контралатеральную. Эти гипотетические механизмы, обусловленные различными методиками магнитной стимуляции, определяют выбор латерализации воздействия импульсного магнитного поля. При цТМС стимуляцию проводят на проекцию левой префронтальной коры, а низкочастотная ТМС осуществляется на проекцию правой префронтальной коры. Сравнительный анализ двух методик ТМС свидетельствует о более мощном антидепрессивном эффекте циклической стимуляции, тогда как при низкочастотной ТМС отчетливо выражено противотревожное действие. Интересно, что при применении ТМС с высокой частотой (свыше 20Гц) может наблюдаться временная блокировка функционирования отдела мозга (например, блок центра речи). За прошедшие 15 лет было проведено внушительное количество исследований по применению ТМС при различных психических и неврологических заболеваниях . При этом большинство из них были сделаны на небольших группах пациентов на одной клинической базе. Основной мишенью для применения ТМС являются депрессии. В качестве других потенциальных терапев тических мишеней ТМС можно отметить её применение при обсессивно-компульсивном расстройстве, посттравматическом стрессовом расстройстве и других тревожных расстройствах, а также при неврологической патологии (эпилепсия, хронический болевой синдром, вестибулопатия). Пожалуй, наиболее интересным является применение ТМС у пациентов шизофренией. В частности, при терапии вербального галлюциноза применяется низкочастотная ТМС на проекцию речевого центра (к сожалению, ТМС не эффективна в отношении других психотических симптомов).

Вагусная стимуляция (ВС) является методикой циклической прерывистой стимуляции блуждающего нерва (n. vagus) низким электрическим током. Предполагают, что блуждающий нерв является модулятором мозговой активности, регулирующим в наибольшей степени ретикулярную формацию, передние ганглии, а также ядро одиночного пути (nucl. solitarius) и двойное ядро (nucl. ambigiuus). Вагусная стимуляция проводится через 2 электрода, имплантированных в шейной области слева локально с расположением пучка блуждающего нерва. Управление генератором осуществляется с помощью портативного компьютера, который может изменять режим терапии, а также временно прекращать стимуляцию, в том числе самим пациентом. ВС изначально применялась для терапии резистентной эпилепсии, при этом у части пациентов отмечалось постепенное существенное улучшение настроения и уменьшение тревоги. Одно из последних длительных исследований ВС выявило более высокую эффективность ВС в сравнении с «обычной» терапией у пациентов с резистентной депрессией. Эти данные послужили основанием для одобрения FDA ВС для лечения «хронической депрессии» в качестве терапии 4-й линии. Следует отметить повторяющиеся данные о том, что эффективность ЭСТ в прошлом является предиктором эффекта ВС. Психиатрическое сообщество в последние годы занимает в оценке данного метода более осторожную позицию, обосновывая необходимость дополнительных исследований ввиду отсутствия доказательных данных.

Более подробно о вагусной стимуляции в статье «Современные методы соматической интервенции в терапии нервно-психических расстройств» К.Ю. Ретюнский (ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Росздрава, ГУЗ СО Институт медицинских клеточных технологий, Екатеринбург), 2009 [читать ].

Глубокая мозговая стимуляция (ГМС) является стереотаксической нейрохирургической методикой и представляет собой длительную (постоянную) высокочастотную электростимуляцию глубоких мозговых структур, в основном, субталамических ядер. Изначально она при менялась для лечения тяжелых форм болезни Паркинсона. К настоящему времени является эффективным и зарегистрированным методом лечения эссенциального тремора, дистонии и резистентной эпилепсии. МРТ и нейрофизиологическая навигация при имплантации электродов, а также применение индивидуальных параметров стимуляции повышают терапевтический эффект. В психиатрии ГМС применяется, прежде всего, при терапии резистентной депрессии и резистентного обсессивно-компульсивного расстройства (т.е. тяжелой компульсии у взрослых, где ГМС может применяться в комбинации с фармакотерапией).

Что такое альфа-стимуляция? 1. статья «Стимуляция альфа-волн: преимущества и недостатки» [читать ]; 2. статья «Эффективность альфа-стимуляции при коррекции эмоциональных нарушений студентов» Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф., Федорова Е.А., Уразаев Д.К., Маннанов Э.И., ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия», Стерлитамак; журнал «Современные наукоемкие технологии» №11 2010 [читать ].


© Laesus De Liro

Команда учёных во главе с выпускником Массачусетского технологического института Робертом МакИнтайром (Robert McIntyre) сумела заморозить мозг небольшого млекопитающего и восстановить его в состоянии, близком к идеальному. Фонд сохранения мозга наградил команду премией «Small Mammal Brain Preservation Prize».



Учёные исследуют криоконсервацию с XVII века, когда впервые начались эксперименты по заморозке животных, впадающих в спячку зимой. Английский учёный Джон Хантер в XVIII веке выдвинул теории о продлении жизни человека благодаря циклическому замораживанию и оттаиванию. В конце XIX и начале XX века российский физик и биолог Порфирий Иванович Бахметьев исследовал явления анабиоза и переохлаждения животных. Он разработал термоэлектрический термометр для измерения температуры у насекомых и показал, что выход из анабиоза возможен, если тканевые жидкости остаются в жидком состоянии.

Человека впервые крионировали в 1967 году. Это был профессор психологии Джеймс Бедфорд, который умирал от рака почек с метастазами в лёгкие. В 2010 году эксперименты по созданию технологии криосна для солдат начало DARPA .

В 2015 году Наташа Вита-мор из американского Университета современных технологий и Дэниел Барранко из подразделения криобиотехнологий испанского Севильского университета , что применение крионических технологий не разрушает долговременную память простейших многоклеточных организмов - в данном случае речь шла о червях-нематодах Caenorhabditis elegans.

У червей Caenorhabditis elegans нервная система состоит из 302 клеток. А у человека в мозгу содержатся 86 миллиардов нейронов, что усложняет учёным задачу по его сохранению. Криоконсервация должна сохранить долговременную память, чтобы затем можно было восстановить мозг или же загрузить его в машину.

Для того, чтобы добиться возможности консервировать человеческий мозг, учёные экспериментируют с другими млекопитающими. В 1995 году биолог Юрий Пичугин заморозил срезы головного мозга кролика, после разморозки срезы сохранили биоэлектрическую активность. В новом исследовании от выпускника Массачусетского технологического института учёные крионировали целый мозг кролика, после чего восстановили его с минимальными повреждениями.

Технология, которую предложила команда учёных 21 Century Medicine, показала, что криопротектор способен защитить от образования кристаллов льда даже при медленном понижении температуры мозга до минус 130 градусов Цельсия. Команда смогла сохранить нейронные связи после того, как разморозила мозг. Учёные заполнили сосуды мозга специальными химическими веществами, которые зафиксировали нейроны, охладили мозг, а после - отогрели и удалили эти вещества.

«Каждый нейрон и синапс выглядит прекрасно сохранённым во всём мозге», говорит нейробиолог Кеннет Хейворт , президент Фонда сохранения мозга, который присудил приз. В этом убедились судьи Фонда с помощью электронной микроскопии. Сооснователь фонда Джон Смарт прокомментировал Motherboard что впервые процедура сохранила всё то, что нейробиологи считают вовлечённым в обучение и память.

Головной мозг кроликов одет тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное спинно-мозговой жидкостью (ее отток возможен в венозную систему и в органы лимфообращения), а между паутинной и мягкой - подпаутинное пространство.

Головной мозг кроликов состоит из белого (нервные волокна) и серого вещества (нейроны). Серое вещество в нем располагается на периферии коры больших полушарий, а белое - в центре.
Головной мозг кроликов - высший отдел нервной системы кроликов, контролирующий деятельность всего организма, объединяет и координирует функции всех внутренних органов и систем. При патологии кроликов (травма, опухоль, воспаление) происходит нарушение функций всего головного мозга кроликов, что выражается в нарушении движения, изменении работы внутренних органов кроликов, нарушении поведения кроликов, коматозном состоянии (отсутствие реакции животного на окружающую среду).
Спинной мозг кроликов - часть центрального отдела нервной системы, представляющий собой тяж мозговых тканей с остатками мозговой полости. Он расположен в позвоночном канале и начинается от продолговатого отдела головного мозга и заканчивается в области 7-го поясничного позвонка. Его масса у кролика составляет 3,64 г.
Спинной мозг кроликов условно подразделяется без видимых границ на шейный, грудной и пояснично-крестцовый отделы, состоящие из серого и белого мозгового вещества. В сером веществе расположен ряд соматических нервных центров, осуществляющих различные безусловные (врожденные) рефлексы, например на уровне поясничных сегментов расположены центры, иннервирующие тазовые конечности и брюшную стенку. Серое вещество расположено в центре спинного мозга кроликов и по форме похоже на букву «Н», а белое вещество располагается вокруг серого.
Спинной мозг кроликов покрыт тремя защитными оболочками: твердой, паутинной и мягкой, между которыми есть щели, заполненные спинно-мозговой жидкостью. В эту жидкость и субдуральное пространство ветеринарные специалисты в зависимости от показаний могут делать инъекции.
Периферический отдел нервной системы кроликов - топографически выделенная часть единой нервной системы, которая находится вне головного и спинного мозга. К нему относятся черепные и спинно-мозговые нервы с их корешками, сплетения, ганглии и нервные окончания, заложенные в органах кроликов и тканях. Так, от спинного мозга кроликов отходит 31 пара периферических нервов, а от головного - всего 12 пар.
Вегетативная нервная система кроликов имеет специальные центры в спинном и головном мозге, а также ряд нервных узлов, расположенных вне спинного и головного мозга.
По сравнению с другими сельскохозяйственными животными кролики более пугливы. Особенно кролики боятся внезапных сильных звуков. Поэтому обращение с ними должно быть более осторожным, чем с другими животными.

Анатомия кролей имеет много общего с внутренним строением других млекопитающих, однако имеются и принципиальные отличия. В этой статье разберемся, из чего состоит скелет кролика, а также каким образом располагаются у него жизненно важные органы.

Скелет кролика во многом похож на скелеты других млекопитающих, но имеет отличительные особенности

Выполняет опорную и защитную функции. В него входят 212 костей. У взрослого питомца занимает 10% от массы тела, у маленьких крольчат – 15%. Хрящи, сухожилия и мышцы связывают кости между собой. Подразделяется на осевой и периферический.

Интересно, что кролики мясных пород имеют меньший скелет, чем их собратья шкурковых пород .

Периферический

Включает кости конечностей.

Подразделяется на:

  • Грудные конечности (передние лапы) . Представлены лопатками (пояс), плечевой костью, предплечьем, кистью. Последняя в свою очередь состоит из 9 коротких запястных, 5 пястных костей и 5 пальцев, состоящих из фаланг (первый имеет 2 фаланги, остальные – 3);
  • Тазовые конечности (задние лапы) . Входят таз, подвздошная кость, лонная и седалищная кость, бедра, голени, стопы, 3 фаланги 4 пальцев.

Ключица связывает грудные кости и лопатки между собой, это позволяет грызунам прыгать. Кости их ног тонкие, полые внутри, кролики обделены крепким позвоночником. По этим причинам у них часто случаются переломы лап, а при неосторожности возможны и травмы позвоночника.

Особенности строения скелета позволяют ему совершать прыжки на большую высоту

Осевой

Включает в себя главные кости, такие как череп и хребет.

Структура:

  • Череп (мозговой и лицевой отделы) . Кости подвижны, соединяются специальными швами. В мозговой отдел входят 7 костей (затылочная, теменная, височная и другие). К лицевому относятся верхнечелюстная, носовая, слезная, скуловая, небная кости и т.д. Череп кролика удлиненной формы, внешне схож с черепной коробкой других млекопитающих. Большую его часть (3\4) занимают органы дыхания и пищеварения;
  • Туловище (позвоночный столб, грудная кость, ребра) . Позвоночный столб или хребет состоит из 5 частей, о которых речь пойдет ниже. Гибкость позвоночнику придают мениски, скрепляющие позвонки между собой.

Широкие позвонки характерны для мясистых пород. Знание этого свойства помогает заводчикам отбирать нужные виды.

Шейный отдел включает 7 позвонков. Грудной отдел представлен 12-13. Они скрепляются ребрами, образуя грудную клетку, где помещаются сердце и легкие. Число позвонков в поясничном отделе варьируется от 6 до 7, в крестцовом их количество составляет 4. Хвостовой отдел представлен 15 позвонками.

В составе скелета кролика 212 костей, широкие позвонки определяют мясную породу

Мышечная система

Вкус мяса и внешний облик питомцев определяются мышечной системой. Под воздействием импульсов мышцы имеют свойство сокращаться.

Виды мускулатуры:

  • Мускулатура тела . Представлена поперечнополосатой мышечной тканью. Сюда относятся все мышцы;
  • Мускулатура внутренних органов . Состоит из гладкой мышечной ткани. Например, стенки органов дыхания, пищеварения, стенки сосудов.

Образ жизни кроликов не предполагает сильные физические нагрузки, в результате этого их мышцы недостаточно насыщены миоглобином и саркоплазмой. Мясо имеет бело-розовый оттенок, на лапах цвет темнее, чем на остальном теле. При рождении мышечная система малышей слабо развита, составляет не более 20% от общего веса. С возрастом это число увеличивается до 40%.

Мышцы ушастых питомцев не сильно насыщены миоглобином, мясо бело-розового оттенка

Интересно, что мясо взрослой особи калорийнее мяса маленького крольчонка.

Нервная система

Подразделяется на:

  • Центральную (головной и спинной мозг) ;
  • Периферическую (нервы скелетных мышц, кожи и сосудов) .

Головной мозг разделяется бороздой на 2 полушария (левое и правое), располагается внутри черепа кролика. Ученые условно делят его на следующие отделы (средний, задний, продолговатый и др.), каждый из них выполняет отдельную функцию. Так, например, продолговатый отвечает за систему органов дыхания и кровообращения.

Спинной мозг располагается в позвоночном канале, который начинается в головном мозге и заканчивается в области седьмого шейного позвонка. Весит около 3,64 гр. Состоит из серого вещества, по очертаниям напоминающего букву «Н», и белого вещества, окружающего серое.

К периферическому отделу принято относить черепные и спинномозговые нервы, нервные окончания.

Спинной мозг кролика весит 3,64 гр и состоит из серого и белого вещества

Сердечнососудистая система

К ней относится все, что так или иначе связано с кровью: кроветворные органы (селезенка), лимфатическая система, артерии, вены, капилляры и др. Каждый из них выполняет свою определенную функцию: селезенка, чей вес не превышает 1,5 грамм, регулирует кровяное давление. Костный мозг отвечает за выработку эритроцитов.

Вилочковая железа стимулирует кровообразование, ее вес у только что появившихся на свет крольчат составляет всего 2,3 грамма, со временем этот объем уменьшается.

В организме млекопитающего циркулирует до 280 мл крови. Температура тела здорового грызуна в зимний период — 37 °С, в летний период — 40-41 °С. При повышении температуры до 44 °С, животное погибает.

Анатомия сердца кролика изучена давно, оно четырехкамерное, подразделяется на 2 желудочка и 2 предсердия (камеры), весит около 6,5 грамм, располагается в околосердечной серозной полости. В норме частота пульса составляет 110-160 ударов в минуту.

Сердце кролика весом 6,5 гр имеет 4 камеры, где циркулирует до 280 мл крови

Пищеварительная система

С ее помощью кроль перерабатывает еду, продлевая тем самым себе жизнь. Продукты, которые он потребляет, проходят желудочно-кишечный тракт в течение 72 часов.

Крольчонок при рождении имеет 16 зубов. После двух с половиной недель жизни молочные зубы сменяются коренными. У взрослых особей их насчитывается 28, у других млекопитающих их число больше. Они растут постоянно в течение всей жизни. Кроли имеют крупные резцы, которыми разгрызают твердый корм; коренными же зубками, расположенными снизу, малыш измельчает себе пищу.

У кроликов по 2 резца снизу и сверху для разгрызания твердого корма

Интересно, что у кроликов нет клыков.

Пережеванная еда попадает сначала в глотку, а после – в пищевод и желудок. Последний является полым органом, объем которого достигает до 200 см3, он вырабатывает желудочный сок. Нужно сказать, что активность желудочных ферментов кроля выше по сравнению с ферментами других животных. Клетчатка, потребляемая ушастиками, здесь не переваривается, и в непереработанном виде попадает сразу в кишечник, который и завершает процесс пищеварения. Он в свою очередь делится на:

  • Тонкий кишечник . В нем расщепляются вещества, некоторые из которых (например, аминокислоты) отправляются сразу в кровь;
  • Толстый кишечник . Для него характерны процессы брожения. Нерасщепленная и неусвоенная пища выделяется в форме кала (до 0,2 грамм в сутки). Причем, днем он имеет твердую форму, а ночью – мягкую. Стул, выделяемый ночью, особи склонны поедать, за счет этого свойства организм насыщается необходимыми протеинами, витаминами группы В и К.

Желудок кролика переваривает пищу активнее по сравнению с другими млекопитающими

Органы дыхания

Нос, глотка, трахеи, легкие относятся к системе органов дыхания. Они обеспечивают организм кислородом. Набранный воздух при вдохе согревается, наполняется влагой, очищается от загрязнений в носовой полости. Оттуда он поступает в глотку, затем в трахеи, и наконец, в легкие.

Важно знать, что кроли дышат чаще прочих млекопитающих. В норме особь совершает 282 вдоха за минуту. У них достаточно активный газообмен: при потреблении 478 см3 кислорода выделяется 451 см3 углекислого газа.

Пушистые питомцы дышат чаще других млекопитающих, в норме они совершают 282 вдоха за минуту

Органы чувств

У малышей развиты следующие органы чувств:

  • Обоняние . Осуществляется рецепторными клетками, находящимися в глубине носовой полости. На их поверхности размещаются от 10 до 12 волосков, которые реагируют на различные ароматы. С его помощью крольчиха может отыскать своего детеныша среди чужих, с легкостью находит корм, выбирает самца для случки и т.д.;
  • Вкус . Осуществляется благодаря вкусовым сосочкам, расположенным на языке;
  • Осязание . Реализуется с помощью чувствительной кожи в области век, губ, спины и лба. Оно помогает ориентироваться питомцам в пространстве, избегать температурных колебаний, отвечать на болевое раздражение;

Кролики обладают отличным обонянием, чутким слухом и прекрасным зрением даже в темноте

Усики помогают животным двигаться при полной темноте, а волосики над глазами подсказывают, в какой момент следует пригнуться, чтобы избежать столкновения.

  • Зрение . Кроли видят мир цветным. Глаз животного представляет собой глазное яблоко шаровидной формы, которое непосредственно соединяется с головным мозгом. Особенность зрения крольчат — дальнозоркость и способность видеть в темноте;
  • Слух . Отличительная черта — большие ушные раковины, благодаря которым животные обладают чутким слухом. Между собой кроли общаются звуками высокой частоты. Чтобы уловить нужные звуковые сигналы, животные поворачивают уши в разных направлениях.

Мочеполовая система

Представлена половыми и мочевыми органами. Последние выводят из организма продукты распада. Объем мочи прямо пропорционален возрасту и питанию животного. Суточная норма ее не превышает 400 мл. Сам мочевой канал помещается в непосредственной близости с половым аппаратом.

У млекопитающих 2 почки овальной формы. Они занимают место в поясничной области, способствуют распаду белков, минеральных солей и иных веществ. Моча образуется непрерывно, она совершает путь из почек в мочеточники, далее в мочевой пузырь, который некоторое время накапливает жидкость, а после рефлекторно выводит ее наружу. В норме она имеет желтый соломенный оттенок. Ярко желтый или даже коричневый цвет – признак заболевания.

Половые органы

Половые органы самцов и самок отличаются. У первых половой аппарат представлен парными семенниками, семяпроводом, придаточными железами, половым членом. Матка, яичники, яйцевод, влагалище и половое отверстие составляют половую систему самок. Яйцеклетки созревают в яичниках, а во время овуляции попадают в яйцеводы. Форма матки — двурогая. Овуляция наступает спустя 10-12 часов после полового акта.

Особенность матки крольчихи — она состоит из двух рогов

Железы внутренней секреции

К ним принадлежат щитовидная железа, гипофиз, эпифиз, надпочечники, поджелудочная железа, семенники и яичники. Гормоны поступают непосредственно в кровь, поскольку не имеют выводных путей.

Надпочечники регулируют водный и жировой обмен. Гипофиз вырабатывает самое большое число гормонов и участвует во многих процессах жизнедеятельности. Если в организме желез по каким-то причинам становится недостаточно, это может привести к отклонению в росте и развитии .

Резюме

Схема скелета кролика совпадает с описанием внутреннего строения других млекопитающих. Знания в этой области позволяют владельцам фермерских хозяйств правильно ухаживать за питомцами, вовремя распознавать болезнь, при необходимости обратиться к ветеринару для назначения соответствующего лечения.

Позвоночные животные.

Высший ствол «древа животных » образуют позвоночные животные. От одного из разветвлений этого ствола произошел человек. Только у позвоночных животных имеется нервная система, сходная в основных своих чертах с нервной системой человека.

Вследствие этого анатомического сходства могут явиться также и сходства психические. У низших позвоночных животных психическое их сходство с человеком незначительно, но у млекопитающих оно все вырастает по мере того, как мозг млекопитающего приближается к мозгу человека.

Центральная нервная система позвоночных животных состоит из головного и спинного мозга, В восходящем ряду позвоночных головной мозг обнаруживает все более развитое строение, и каждый класс позвоночных имеет головной мозг своего особого устройства и формы. Так, например, мозг земноводных, или амфибий, развит не так высоко, как мозг пресмыкающихся, или рептилий; а мозг птиц оказывается еще более высоко развитым, нежели мозг рептилий. Мозг животных млекопитающих вообще стоит выше мозга рептилий, но и в пределах группы млекопитающих, в свою очередь, наблюдается весьма значительный рост степени совершенства мозга при сравнении низших представителей группы с высшими.

Ступенчатая последовательность все более развитых форм мозга млекопитающих отмечает таким образом ряд и психических ступеней, почему мы и должны заняться сначала рассмотрением устройства этих анатомических форм. Мозг позвоночных животных состоит из следующих частей: 1) двух полушарий большого головного мозга, 2) промежуточного мозга, 3) среднего мозга, 4) мозжечка, 5) продолговатого, или заднего мозга.

Рисунок 6.1. Мозг лягушки и мозг рыбы

Рис. 7. Мозг лягушки
Рис. 8. Мозг рыбы (форели)


От полушарий большого мозга берут начало обонятельные нервы. Большой мозг у амфибий еще не особенно велик (Рис. 6.1 , рис. 7, g), у рептилий он уже значительно больше (Рис. 6.2), еще больше он у птиц (Рис. 6.2) и наивысшего своего развития он достигает у млекопитающих (Рис. 6.3).

От промежуточного мозга берут начало зрительные нервы. К промежуточному мозгу относится зрительный бугор (Thalamus opticus). У амфибий промежуточный мозг лежит позади большого мозга (Рис. 6.1). Но у рептилий и у птиц большой мозг распространяется назад настолько далеко над промежуточным, что совсем закрывает собой промежуточный мозг, так что последнего сверху уже не видно (Рис. 6.2). Остается заметным лишь маленький вырост промежуточного мозга, называемый эпифизой, или верхней мозговой железой.

Средний мозг у большинства позвоночных образует две выпуклости (Рис. 6.1). У рептилий эти выпуклости достигают значительных размеров (Рис. 6.2). У птиц они разделяются мозжечком (Рис. 6.2). У млекопитающих средний мозг разделен на четыре части, называемые четверохолмием (Рис. 6.3 , рис. 11, m); у высших млекопитающих часть эта мала и незначительна, четверохолмие здесь закрыто сверху большим мозгом (Рис. 6.3).

Мозжечок у амфибий невелик (Рис. 6.1); у рептилий он несколько больше (Рис. 6.2); у птиц (Рис. 6.2) и млекопитающих (Рис. 6.3) он уже является высоко развитым, так как полет птиц и бег млекопитающих нуждаются в сложной регуляции со стороны нервных центров, локализующихся в мозжечке.

Задний мозг образует продолжение спинного мозга, почему и обозначается как продолговатый мозг (Рис. 6.1 , рис. 7, n). От него отходит в разные стороны множество

Здесь не представляется возможным рассмотреть все ступени постепенного развития мозга в ряду позвоночных.

Предметом нашего рассмотрения будут только четыре класса: рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие.

Рыбы.

Из рыб мы рассмотрим лишь тех, которые относятся к классу костистых (Teleostei); сюда войдут наиболее известные рыбы (карп, форель, щука, окунь и т. д.). Мозг этих рыб обладает некоторыми отличиями, которых не имеется в такой же форме у низших рыб (напр., у акул). Первый отдел мозга млекопитающих - большой мозг - здесь имеет сравнительно небольшие размеры; его верхняя стенка (Pallium) весьма тонка, тогда как средний мозг поразительно велик (Рис. 6.1). Жизнь рыб регулируется главным образом инстинктами, но наряду с ними у многих рыб имеется также и память; отсюда можно видеть, что образование путей, складывающихся в процессе индивидуальной жизни, может происходить не только в верхней стенке большого мозга, но также и в других частях мозга. Существование памяти у рыб доказано многочисленными опытами . Многие рыбы, живущие в аквариумах, могут становиться ручными и подплывают к человеку, приносящему им корм. Один господин в Майнце так приучил радужную форель, что она из его рук брала корм, но после того, как этот человек однажды на секунду вытащил рыбку из воды за хвост наружу, рыбка в течение трех дней избегала приближаться к корму. Установлена способность многих рыб ориентироваться в пространстве; так, напр., колюшки снова отыскивают свое гнездо на пространстве радиусом в 10 метров; некоторые рыбы (щуки, форели) возвращаются к «стоянкам » , где они подстерегают добычу, с довольно значительных расстояний (до 6 километров) . Неоднократно замечалось, что рыбы в пруду запоминают внешний вид человека, регулярно носящего им корм; так, напр., в одном питомнике для форелей сторож, приносивший корм, обыкновенно являлся в одеянии ярко-красного цвета, и вот всякому, кто надевал эту одежду, тоже удавалось подманивать к себе форелей.

М. Окснер произвел с морскими рыбами (Coris julis, Serranus scriba) ряд опытов, с несомненностью доказывающих существование у рыб памяти. Он вешал в аквариуме разноцветные цилиндры и замечал, что рыбы искали пищи в том цилиндре, в котором он их кормил раньше .

Подобным образом К. ф.-Фриш установил, что рыбу-скомороха (Phoxinus laevis) можно приучить брать корм из кормушки определенного цвета; при этом оказалось, - по вопросу о различении цветов, что хотя эти рыбы неотчетливо различают красный и желтый цвет, однако зеленый от синего, равно как и оба эти последние цвета от красного и желтого, они отличают вполне хорошо .

Амфибии.

Переходя от рыб к земноводным, мы видим, что у них передний мозг, промежуточный мозг, средний и задний мозг хорошо развиты, тогда как мозжечок развит незначительно (Рис. 6.1). Инстинкты земноводных лишь в самой незначительной доле локализованы в переднем мозгу; нервные центры, с которыми они связаны, находятся главным образом в следующих частях головного мозга и в спинном мозгу. Если вырезать у лягушки передний мозг, то большая часть ее жизненных отправлений сохраняется, по сообщению физиолога Шрадера . Оперированные таким образом животные самостоятельно едят, с наступлением зимы погружаются в ил на дне водоема, с приходом весны выходят на поверхность и спариваются. «Я не в состоянии, - писал названный ученый, - путем простого наблюдения отличить - среди нормальных и оперированных лягушек, живущих в лягушином пруду Физиологического института - лягушек, лишенных переднего мозга и совершенно оправившихся после операции; последних выдает только тонкая линия рубца на коже головы или ощутительный дефект черепной крышки. Лягушка, лишенная переднего мозга, плавает, прыгает, бегает с той же ловкостью, как и нормальная особь, и она поразительно хорошо ориентируется в пространстве с помощью чувства зрения » .

Сравнительно с инстинктами, память играет у земноводных лишь мало заметную роль: память не отсутствует у них вполне, - как в том легко может убедиться всякий, содержащий в неволе древесную лягушку, - но эта память так незначительна, что я здесь на ней останавливаться не буду.

Птицы.

Но у птиц память играет большую роль; память локализована у птиц главным образом в переднем мозгу. Если у голубя или у другой птицы вырезать передний мозг (не поранив при этом промежуточного мозга со зрительными нервами), то животное становится «душевно-слепым » , т.-е. оно теряет понимание предметов внешнего мира.

Рисунок 6.2. Мозг рептилии и мозг птицы

Рис. 9. Мозг рептилии (крокодила)
Рис. 10. Мозг птицы (голубя)


Оперированная птица, правда, в совершенстве сохраняет способность бегать и без труда летит к месту обычного отдыха, но предметы, которые эта птица видит, она уже больше не узнает. «Она не делает никакого различия - отражается ли на ретине ее глаза какой-либо неодушевленный предмет или же собака, кошка, хищная птица, или же сачок, которым она была поймана; для оперированной птицы все эти предметы лишь препятствия, которые она стремится обойти, через которые хочет перелезть, или которыми желает воспользоваться, как местом для отдыха при перелетах » .

Голубь без переднего мозга дает себя поймать, не обращаясь в бегство; сокол без переднего мозга дает себя схватить, не обороняясь. Голубь без переднего мозга в брачный период следует своему инстинкту, усердно воркует и проявляет все движения ухаживающего самца, но самка не воспринимается им как таковая, и он остается по отношению к ней совершенно безразличным.

«Как оперированный самец не обнаруживает более никакого интереса к самке, так и оперированная самка не интересуется своими детенышами; едва оперившиеся птенцы преследуют мать непрестанными криками, и эффект получается тот же, как если бы они обращались к камню » .

Голуби и куры без переднего мозга перестают замечать свою пищу и могут умереть с голоду на куче зерна; чтобы поддержать их жизнь, необходимо вкладывать им зерна в клюв. Здесь уместно вспомнить факт, упоминавшийся выше, а именно: куры путем индивидуального опыта научаются распознавать годную для них пищу. Таким образом, в процессе еды оживают вспоминаемые впечатления, связанные с нервными путями, возникшими в индивидуальной жизни и проходящими через передний мозг. С удалением переднего мозга выпадают и эти образы воспоминаний.

На наблюдениях Макса Шрадера особенно отчетливо можно видеть, как в процессе еды хищных птиц вступают во взаимодействие инстинктивные побуждения и индивидуально приобретенный опыт. Шрадер брал из гнезда молодых неоперившихся соколят. Когда соколятам показывали двигающуюся мышь, они тотчас протягивали лапы к добыче, громко крича, и крепко цеплялись за нее когтями, хотя птенцы еще совершенно не были в силах причинить мыши какой бы то ни было вред; они даже ни разу не сделали попытки склюнуть добычу, и их приходилось еще кормить из рук; кусок лошадиного мяса, обрывок платка, палец человека встречали такой же прием. Таким образом, поводы к схватыванию дает, повидимому, движущееся тело. В нормальных условиях соколята вскармливаются родителями, которые дают им живую добычу и постепенно учат птенцов ее распознавать. Но в данном случае у подопытных птенцов это не имело места; им давали в пищу только лошадиное мясо и позже - мертвых голубей. «Когда они совершенно оперились, в их клетку опять впустили живую добычу - белых мышей; интересно было наблюдать, как соколята сначала издали наблюдали пришельцев-мышей, как затем стали осторожно придвигаться и ходить вокруг спокойно грызущих мышей, осматривая их со всех сторон; некоторые птенцы затем опять отошли и сели на нашесте; один птенец боязливо протянул лапу к мыши, но едва коснулся ее, как быстро отдернул лапу назад; мышь отскочила в сторону, сокол убежал далеко прочь, в большем страхе, чем мышь. Опыт был повторен, соколы становились все смелее, но только через два-три дня мыши были пойманы и с"едены соколами » . Из этого описания видно, что хотя у соколят и было врожденное влечение к схватыванию живой добычи, однако они лишь в процессе опыта узнали, что мыши являются такой добычей, которую можно схватывать и есть .

Млекопитающие.

Так как об инстинктах и об уме птиц мы уж достаточно говорили в других местах этой книги, то мы перейдем теперь к млекопитающим животным.

Три части мозга являются у млекопитающих в особенно развитом виде: передний мозг, мозжечок и задний мозг. Промежуточный мозг, напротив, является погруженным под передним мозгом, и его можно видеть снаружи лишь с нижней стороны мозга. Средний мозг, образующий четверохолмие, теряет свое значение; у низших млекопитающих его еще можно видеть позади переднего мозга (рис. 11). У высших млекопитающих средний мозг является настолько малым, что совершенно закрывается сверху разросшимся передним мозгом (рис. 12).

Переднему мозгу мы должны уделить особое внимание, так как он является главным седалищем памяти и рассудка. Наибольшая часть нервных связей, образующихся в индивидуальной жизни, проходит через передний мозг. При удалении переднего мозга подвергаются выпадению все те проявления, на основании которых можно заключать о присутствии памяти, интеллекта и размышления.

Рисунок 6.3. Мозг кролика и мозг собаки

Рис. 11. Мозг кролика
Рис. 12. Мозг собаки


Собака с вырезанным передним мозгом так же, как и голубь с вырезанным передним мозгом, оказывается «душевно-слепой » , т.-е. она не замечает ни кормушки с водой ни угрозы хлыстом, она не узнает даже поставленной перед ней кошки. Эта собака не реагирует ни на ласковые ни на грубые слова и остается равнодушной, даже когда ее гладят, так как у нее исчезли психические связи с окружающими людьми . Но такая собака может еще долгое время оставаться в живых, так как она в состоянии есть и пить, и большая часть ее рефлексов сохранена.

У низших млекопитающих передний мозг является сравнительно небольшим и еще не имеет извилин. Так, у насекомоядных, у летучих мышей и у большинства сумчатых поверхность мозга представляется гладкой, то же имеется и у большинства грызунов. Но у высших млекопитающих кора мозга увеличивается в своих размерах, и на ней появляются углубляющиеся извилины. Извилистую мозговую кору имеют все хищные животные и все копытные, равно как и тюлени, дельфины и киты. Из обезьян низшие породы имеют немного извилин, высшие обезьяны обладают более сложной системой извилин.

По внешнему виду извилин мозга, т.-е. по роду ветвления и по направлению извилин мозговой коры, антропоидные (человекообразные) обезьяны ближе всего стоят к человеку. У рода гиббонов (Нуlobates) можно видеть только главные борозды, но у шимпанзе, оранг-утанга и гориллы имеется уже сложная система извилин, весьма сходная с таковой человека. Что же касается массы мозга и, следовательно, его веса, то здесь наблюдаются большие различия. Мозг шимпанзе весит 350 - 400 граммов, мозг гориллы - около 425 гр., тогда как вес мозга человека у низших рас равняется 900 - 1.000 гр., а у высших достигает 1.300 - 1.500 гр. и более.

При этом следует еще обратить внимание на толщину мозговой коры и на число нервных клеток. Существуют такие млекопитающие, у которых нервные клетки расположены слоями, далеко отстоящими один от другого. Эти животные имеют 5.000 - 10.000 клеток на один куб. мм. Таким мозгом обладают сумчатые, неполнозубые, жвачные, слоны и киты. Затем более тесное расположение клеток мы находим у хищников и у тюленей: от 15.000 - 20.000 клеток на один куб. мм. Наиболее тесным расположением клеток отличаются грызуны, полуобезьяны и обезьяны: 35.000 - 50.000 на один куб. мм. Человек имеет весьма тесное расположение нервных клеток. Высокая степень разумности, присущая человеку, об"ясняется, таким образом, величиной переднего мозга, сложностью системы извилин, - что дает увеличение площади коры, - и тесным расположением клеток в мозговой коре - следовательно, наличностью большего количества нейронов.

───────

В зоологии класс млекопитающих делится на три подкласса: клоачные (monotremata), (утконос и ехидна), сумчатые (marsupialia), плацентарные (placentalia), при чем сумчатые животные разделяются на несколько отрядов, а плацентарные на еще большее число отрядов (наприм., неполнозубые, насекомоядные, грызуны, копытные, китообразные, хищные, тюлени, летучие мыши, полуобезьяны и обезьяны). Но, с точки зрения зоопсихологической, целесообразно соединить в одну группу всех тех млекопитающих, мозг которых в своем устройстве сохраняет черты примитивного типа; и, с другой стороны, следует отдельно поставить группу высших млекопитающих, обладающих мозгом более сложного строения .

Примитивный тип мозга мы встречаем у клоачных и сумчатых, а среди плацентарных животных - у грызунов, насекомоядных и неполнозубых. Передний мозг у них еще не достиг значительного развития, он чаще всего еще не покрывает собою среднего мозга (четверохолмие) (рис. 11). На нижней стороне переднего мозга имеются широкие обонятельные лопасти, от которых отходят сильно развитые обонятельные нервы; значительная часть переднего мозга оказывается, таким образом, занятой обонятельными долями. Поверхность коры переднего мозга гладка, извилин не имеет, и мозговая кора еще не достигла значительного развития . В умственном отношении эти животные стоят невысоко, но инстинкты их достигли большого совершенства, ибо эти животные оказываются способными производить удивительные сооружения (напомним, например, постройки бобров, гнезда орешниковой сони и белки, подземные норы крота, хомяка и т. д.).

Слабое развитие умственных способностей этих млекопитающих сказывается еще в том, что дрессировкой их удается достигнуть весьма немногого; никогда не показывают дрессированных ежей, крыс или кроликов . Но все же у этих животных имеется память на места и также общая способность запоминания. Поэтому они легко поддаются приручению. В Триесте я видел в одном ресторане ежа, который вечером постоянно бегал среди посетителей и позволял себя кормить. У меня самого в квартире жил молодой еж, которого вечером выпускали из его ящика, и который тогда начинал оживленно бегать по комнате и ел из рук. Для своих опытов по наследственной передаче признаков я уже много лет держу почти ручную расу крыс; когда крысы вырастают в ящике так, что их никто не касается, то они боятся человека и не любят, чтобы их брали руками; если же крыс с самой ранней поры брать на руки, то они приручаются настолько, что я мог позволять с ними играть моим детям.

Мы переходим теперь к тем млекопитающим, мозг которых представляется изборожденным извилинами, и мозговая кора которых оказывается хорошо развитой. Таким образом, мы подходим к высшим ступеням умственной деятельности животных. Извилистой мозговой корой обладают хищники (рис. 12), тюлени, копытные, китовые (дельфины и киты), а также обезьяны. В каждом из этих отрядов животных существует особенный тип расположения извилин, чем свидетельствуется, что извилины возникли в каждом отряде независимо, т.-е. что в порядке филогенетического развития в каждом из этих отрядов первоначально имелись формы с мозгом без извилин. В филогенетическом ряду приматов можно еще и теперь видеть как бы ряд различных ступеней пройденного развития: полуобезьяны имеют, по большей части, мозг, лишенный извилин; в мозгу низших обезьян (например, у игрунковой обезьяны - Hapale leoninus) только лишь намечаются первые следы извилин; от этих форм вверх идет все нарастающее усложнение борозд вплоть до прекрасно развитой системы извилин мозга человекообразных обезьян; мозг этих последних имеет уже очень близкое сходство с мозгом человеческим.

Все те млекопитающие животные, которые уже исстари пользуются репутацией умных, как, напр., слон, лошадь, собака, лисица и большая часть обезьян, - равно как все те животные, у которых с помощью дрессировки удается достигнуть значительных результатов (собаки, львы, лошади, слоны, морские львы и обезьяны), - все они имеют весьма извилистый передний мозг. О проявлении ума антропоморфных обезьян мы уже упоминали. При посредстве нового метода стуков еще точнее было узнано, как высоко развиты психические способности у лошадей и собак. Об этом уже шла речь выше, и поэтому мне нет нужды останавливаться здесь снова на уме млекопитающих.

Следует еще только упомянуть, что применительно к инстинктивным чувствованиям млекопитающих позволительно пользоваться теми же терминами, какие мы применяем к человеку. Так, напр., когда речь идет о собаке, мы можем говорить о радости или печали, о симпатии или антипатии, о тоске и ревности, об испуге и страхе, о гневе и ненависти. Так и говорят обычно в обыденной речи, а отмеченные нами аналогии в строении мозга человека и высших животных придают еще и научное обоснование означенному словоупотреблению.

»

Преувеличение: в цирках мыши, крысы, кролики являются многократно выполнителями самых причудливых «номеров » . (Прим. ред.).