Крестный путь христов. Абрамович - крестный путь спасителя

Виа Долороза начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - здесь Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.

(Мф.27:22-23,26: Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.)

В былые времена тут на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми.

Сейчас от башни Антония ничего не осталось. На ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Во дворе его находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.2

Вторая станция

Вторым стоянием считается церковь Бичевания.

Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь же он принял крест.

(Мф.27:27-31: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие...)

Купол часовни Бичевания символично украшает мозаичный терновый венец. От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Третья станция

Место первого падения Христа считается третьим стоянием.

Это место отмечено небольшой часовней, с 1856 года она принадлежала Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом. В 1947-48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Четвертая станция

Двигаясь чуть дальше по улице Виа Долороза, мы подходим к четвертой остановке - здесь Иисус встретился с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы.

Над входом барельеф, изображающий встречу.


Пятая станция

На углу улицы Виа Долороза и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.

Здесь дорога к Голгофе начинает подниматься. Вполне вероятно, что римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни. В это время на пути им встречается некий прохожий Симон Киренянин, которого заставляют нести крест Христа.

(Мф.27:32: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.)

Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми.

По некоторым преданиям, после всего увиденного по пути на Голгофу Симон стал последователям Иисуса.



Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.


Этот камень отполирован руками и губами паломников. На самом же деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.

Шестая станция

Шестое стояние Скорбного пути - это встреча с Вероникой.
(Стояние не упоминается в Библии.)
По церковным преданиям, она вышла из своего дома ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде.

На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса. Сейчас он находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.


Седьмая станция

Седьмая остановка - второе падение Иисуса Христа.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Здесь по преданию, изможденный Иисус вновь упал на пути к Голгофе. Это место отмечено на перекрестке Via Dolorosa и шумной базарной улицы Сук-хан эс-Зейт, что означает «Масличный рынок».

На место второго падения находится остаток колонны, а рядом располагается францисканская часовня. Предполагается, что, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь.

Судными они назывались по тому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.

Кстати, вблизи порога Судных врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием. Его было достаточно, чтобы человек мог пройти в него согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались.

Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко». Именно она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук. 18:25)

Восьмая станция

Обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалима считается восьмой остановкой.

За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима.

Лк.23:28-31: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.


Девятая станция

Девятая станция - место третьего падения Христа.
(Стояние в Библии не упоминается)
У входа в эфиопский монастырь в неглубокой нише находится колонна, обозначающая место, где в третий раз упал Христос. Отсюда он и увидел Голгофу.

Десятая станция

Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.


Десятая станция - снятие одежд.

На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.


(Мф.27:33-36: И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.)

Первое что поражает, пишут очевидцы, когда оказываешься перед Храмом Господня - это размеры площади.

Наблюдая в Великую Субботу схождение Благодатного Огня, создается впечатление, что тут огромные пространства.

На самом деле постройки христианского квартала очень плотно обступили Храм, из-за этого сложно составить полное представление о его архитектурных формах.

Одиннадцатая станция

Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

(Мф.27:37-42: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него...)

Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Двенадцатая станция

Двенадцатая станция - смерть Иисуса Христа на кресте.

(Мф.27:45-50,54: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.)

Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.


Тринадцатая станция

Снятие с креста.

(Ин.19:38: После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.)

Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.



Камень Помазания накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.



Справа от Камня Помазания справа видны ступени, ведущие на Голгофу.
Следуя влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера. Это последняя остановка...

Четырнадцатая остановка

Четырнадцатая остановка - положение во гроб.

(Мф.27:59-61: И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.) Над Гробом Господним установлена кувуклия.

Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Кстати, кувуклией в наше время называется мраморная часовня. Она перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию.

Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

Крестный путь - составная часть Страстей Господних, включающая в себя Несение креста, с кульминацией - Распятием. В католицизме - богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа.

Евангельское повествование

О крестном пути повествуют все четыре евангелиста, причем Матфей и Марк совершенно одинаково:

«встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».

Иоанн описывает этот эпизод очень кратко, ничего не сообщая о Симоне Киринейском, но говоря про Иисуса что он

«неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски » (Ин.19:17).

Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука:

«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23:26-31).

Описание богослужения

Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути.

Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.

Стояния крестного пути

  • VIII:
  • XIII:

Каждое стояние состоит из следующих элементов:

  • Возглашение названия стояния.
  • Молитва крестного пути. В качестве молитвы крестного пути могут использоваться различные тексты схожего содержания:

«Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир». «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Твоим мир искупил» «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир» и др.

  • Чтение размышления. Размышление представляет собой текст произвольной формы, побуждающий участников богослужения глубже задуматься над тем или иным моментом Страстей Господних.
  • Молитва (Отче наш, Радуйся, Мария или другая).
  • Процессия к следующему стоянию.

Традиции

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу - день распятия и смерти Христа.

Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.

Это вход в Синагогу царя Давида, над которой находится зал Тайной вечери . Я попытался зайти туда, но в зале меня встретили бетонные стены, стройматериалы и злобный рабочий, который быстро выгнал меня обратно

Здесь проходила последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими
учениками, во время которой он предсказал предательство одного из учеников.

Гефсиманский сад

В этом саду Иисус любил отдыхать и общаться со своими учениками. Здесь же, после
предательского поцелуя Иуды Его и арестовали. Здесь растут 8 очень древних
олив, возраст которых может составлять около 2000 лет

Через Львиные ворота Иисуса ввели в Иерусалим



Где-то здесь его судил Понтий Пилат

Тот каменный помост, на котором сидел Понтий Пилат, совершая суд над Узником, не уцелел.
Как бы не хотел Пилат спасти Иисуса - у него не было выбора. Церковь и тогда
имела серьезный вес в государстве

Темница

Здесь держали Иисуса, а в пещере (правый нижний угол фото) сидел разбойник Варавва

Остановки крестного пути

Крестный путь проходил по улице Виа Долороза. Сейчас путеводители делят его на 14 остановок
(станций), каждая из которых сообщает о каком-то эпизоде трагического пути Иисуса. Про
каждую стоянку я ессно рассказывать не буду, но как пример про несколько скажу

Церковь Бичевания

Именно здесь, по преданию, римские солдаты били Иисуса Христа


«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам»

Напротив этой церкви и есть первая станция Крестного пути,
напоминающая о бичевании Иисуса


Периодически паломники совершают крестный ход

Как же красиво и весело проходит эта церемония у Католиков!


В тот день на улицах Иерусалима так же шумела жизнь, каждый занимался своим делом, а
Иисус тащил свой крест на Голгофу. Крест, кстати был на порядок тяжелее этого

Улица идет вверх

Трудно представить, как израненный человек может тащить в гору крест,
весом около ста килограмм

Станция III.
Иисус падает в первый раз

Измученный ночным судом, и бичеванием, под тяжестью Креста Иисус упал.
Ангелы смотрят на Него сверху

Станция IV.
Иисус встречает свою мать

Богородица пришла сюда, чтобы увидеть своего Сына, и увидела Его, несущего
крест к месту казни. Сейчас здесь находится армянская католическая
церковь «Скорбящая Мать»


Во дворе церкви кафе

Станция V.
Симона Кириниянина заставляют помочь Христу нести крест

Здесь римские солдаты заставили Симона Киринеянина, пришедшего в Иерусалим на
Пасху, помочь Иисусу нести крест


«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом»

Станция VI.
Св.Вероника отирает лицо Иисусу

"Вероника, полная сочувствия, подошла и платком отёрла лицо Иисуса и с удивлением увидела, что на платке осталось нерукотворное «истинное изображение» лица Иисуса."

Здесь Иисус оперся рукой о стену

С тех пор в стене появилось углубление, куда все верующие прикладывают руки. А

После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою , или лобным местом , т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин , возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов.

Несение креста Спасителем

Среди народа, который шел за Христом было много и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: "дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас".

Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27 , 27-32; от Марка, гл. 15 , 16-21; от Луки, гл. 23 , 26-32; от Иоанна, гл. 19 , 16-17.

Распятие и смерть Иисуса Христа

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53 , 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь иудейский ", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский".

Но Пилат ответил: "что я написал, то написал".

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21 , 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого".

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: "помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой ". Потом говорит Иоанну: "вот, Матерь твоя ". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец-страждет, или мир разрушается". Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани !" то есть "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его".

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду".

Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось ", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода.

И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим

Сотник же, (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий ". А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода .

Прободение ребра

27 , 33-56; от Марка, гл. 15 , 22-41; от Луки, гл. 23 , 33-49; от Иоанна, гл. 19 , 18-37.

Св. Крест Христов есть Св. Жертвенник, на котором Сын Божий, - Господь наш Иисус Христос, - принес Себя в жертву за грехи мира.

Снятие со креста и погребение Спасителя

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Погребение тела Христа Спасителя

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоя.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Положение во гроб. (Плач Богоматери.)

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого".

Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Возвращение Божией Матери и апостола Павла с погребения

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27 , 57-66; от Марка, гл. 15 , 42-47; от Луки, гл. 23 , 50-56; от Иоан., гл. 19 , 38-42.

Страдания Христовы вспоминаются Св. Православною Церковью на неделе перед Пасхою . Неделя эта называется Страстною . Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве.

Фарисеи и первосвященники иудейские
запечатывают гроб Господень

В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница , т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу на утрени , при погребальном звоне колоколов и при пении песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", - плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Воинская стража у гроба Господня

К Страстной неделе и празднику Пасхи мы приготовляем себя постом. Пост этот продолжается сорок дней и называется Святою Четыредесятницею или Великим Постом.

Кроме того святою Православною Церковью положен пост по средам и пятницам каждой недели (кроме некоторых, очень немногих, недель в году), по средам - в воспоминание предательства Иудою Иисуса Христа, а по пятницам в воспоминание страданий Иисуса Христа.

Веру в силу крестных страданий за нас Иисуса Христа мы выражаем крестным знамением во время наших молитв.

Сошествие Иисуса Христа в ад

Воскресение Иисуса Христа

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" Камень же был очень велик.

Ангел Господень отвалил камень от двери гроба

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: "унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его". Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: "не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес , как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых".

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: "не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес ; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам".

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: "что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес ; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть".

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.

Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.

Жены мироносицы у гроба Господня

Тем временем ко гробу Господню прибегают Петр и Иоанн. Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибегает Петр, входит в гроб и видит одни лежащие пелены, и плат (повязку), который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно от пелен. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел все, это и уверовал в воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Она стояла и плакала у входа в пещеру. И когда плакала, наклонилась и взглянула в пещеру (в гроб), и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: "жена! что плачешь?"

Мария Магдалина ответила им: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его".

Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа.

Иисус Христос говорит ей: "Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?"

Мария же Магдалина, думая, что это садовник этого сада, говорит Ему: "Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его".

Тогда Иисус Христос говорит ей: "Мария !"

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

Хорошо знакомый ей голос заставил ее опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Иисус Христос. Она воскликнула: "Учитель !" - и с неописуемой радостью бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия момента.

Но Иисус Христос, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, говорит ей: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении .

Явление воскресшего Христа мироносицам

По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг, Сам Иисус Христос встретил их и сказал им: "радуйтесь !".

Они же подошли, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус Христос: "не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня".

Так воскресший Христос явился во второй раз.

Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, вошедши к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили великую радость. Но они, услышав от них, что Иисус Христос жив и они видели Его, не поверили.

После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. (Третье явление ). Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя и остались еще не верующие между ними.

Но прежде

Всех, как свидетельствует от древности св. Церковь, Иисус Христос обрадовал Пресвятую Матерь Свою , возвестивши Ей через ангела о Своем воскресении.

Об этом так воспевает Св. Церковь:

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородице, радуйся о воскресении Тобою рожденного.

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим. Некоторые из них пошли к первосвященникам и им объявили о всем, что произошло при гробе Иисуса Христа. Первосвященники же, собравшись со старейшинами, сделали совещание. По своему злому упорству враги Иисуса Христа не хотели поверить Его воскресение и порешили скрыть это событие от народа. Для этого они подкупили воинов. Дав много денег, они сказали: "говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности". Воины взяли деньги и поступили так, как были научены. Слух этот пронесся между евреями, так что многие из них и до сего времени этому верят.

Обман же и ложь этого слуха видны каждому. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит не спали и задержали бы похитителей. Стража должна бодрствовать и стеречь. Нельзя себе представить, чтобы стража, состоявшая из нескольких лиц, могла уснуть. А если все воины уснули, то подлежали строгому наказанию. Почему же их не наказали, но оставили в покое (и даже наградили)? А напуганные ученики, от страха запиравшиеся в своих домах, могли бы разве решиться, без оружия против вооруженных римских воинов, на такое отважное дело? А к тому же, для чего им это было делать, когда они сами потеряли веру в своего Спасителя. Кроме того, могли ли они отвалить огромный камень, никого не разбудив? Все это невозможно. Наоборот, сами ученики подумали было, что кто то унес тело Спасителя, но увидев пустой гроб, они поняли что после похищения так не бывает. И, наконец, почему же начальники иудейские не искали тело Христово и не наказали учеников? Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

28 , 1-15; от Марка, гл. 16 , 1-11; от Луки, гл. 24 , 1-12; от Иоанна, гл. 20 , 1-18. См. также 1-е послание св. ап. Павла к Коринфянам: гл. 15 , 3-5.

Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70-ти), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус . Эммаус находился в верстах десяти от Иерусалима.

Дорогою они разговаривали между собою о всех событиях, которые произошли в последние дни в Иерусалиме - о страданиях и смерти Спасителя. Когда же они рассуждали о всем случившемся, Сам Иисус Христос приблизился к ним и шел рядом с ними. Но что-то словно удерживало глаза их, так что они не узнавали Его.

Иисус Христос сказал им: "о чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы так печальны?"

Один из них, Клеопа, сказал Ему в ответ: "неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о том, что произошло в нем в эти дни?"

Иисус Христос сказал им: "о чем?"

Они отвечали Ему: "о том, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. И вот уже третий день сегодня, как это произошло. Но некоторые наши женщины изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, возвратившись, рассказывали, что они видели ангелов, которые говорят, что Он жив. Тогда некоторые из нас пошли к гробу и нашли все так, как говорили женщины, но Его не видели".

Тогда Иисус Христос сказал им: "о, несмысленные, и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" И стал Он, начиная от Моисея, изъяснять им из всех пророков сказанное о Нем во всем Писании. Ученики дивились. Все становилось для них ясным. Так в разговоре они подошли к Эммаусу. Иисус Христос показал вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: "останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру". Иисус Христос остался с ними и вошел в дом. Когда же Он возлежал с ними за столом, то взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа. Но Он стал невидим для них. Таково было четвертое явление воскресшего Христа . Клеопа же и Лука в великой радости стали говорить друг другу: "не горело ли радостью в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?" После этого они тотчас встали из-за стола и, несмотря на позднее время, пошли назад в Иерусалим к ученикам. Возвратившись в Иерусалим, они вошли в дом, где собрались все апостолы и другие, бывшие с ними, кроме апостола Фомы. Все они радостно встретили Клеопу и Луку и говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону Петру. А Клеопа и Лука рассказывали в свою очередь, о происшедшем с ними на пути в Эммаус, как Сам Господь шел с ними и беседовал, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Они узнали Иисуса Христа. Но Он стал невидим для них

16 , 12-13; от Луки, гл. 24 , 18-35.

Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы

Когда апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, - Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились были заперты, из опасения от иудеев, вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал им: "мир вам ".

Они смутились и испугались, думая, что видят духа.

Но Иисус Христос сказал им: "что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь, дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня".

Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. От радости они еще не верили и дивились.

Чтобы укрепить их в вере, Иисус Христос сказал им: "есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?"

Ученики подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

Иисус Христос взял все это и ел перед ними. Потом сказал им: "вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах".

Тогда отверз Господь им ум к уразумению Писаний, т. е. дал им способность понимать Священное Писание. Заканчивая Свою беседу с учениками, Иисус Христос вторично сказал им: "мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас ". Сказав это, Спаситель дунул на них, и говорит им: "примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся (от Бога); на ком оставите (грехи непрошеными), на том останутся ".

Это было пятое явление Господа Иисуса Христа в первый день Его славного воскресения

Доставившее всем ученикам Его великую невыразимую радость. Только Фома, из числа двенадцати апостолов, называемый Близнец, не был при этом явлении. Когда ученики стали говорить ему, что они видели воскресшего Господа, то Фома сказал им: "если я не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста (пальца) моего в эти раны, и не вложу руки моей в ребра Его, то не поверю".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Марка, гл. 16 , 14; от Луки, гл. 24 , 36-45; от Иоанна, гл. 20 , 19-25.

Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим апостолам

Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе в дом, и Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом, при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: "Мир вам !"

Потом, обратившись к Фоме, говорит ему: "подай перст свой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим".

Тогда апостол Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой !"

Иисус Христос сказал ему: "ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали ".

20 , 26-29.

Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском и восстановление отрекшегося Петра в апостольстве

Согласно повелению Иисуса Христа, ученики Его ушли в Галилею. Там очи занялись своими обыденными делами. Однажды Петр, Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и двое других из учеников Его всю ночь ловили рыбу в Тивериадском море (Генисаретском озере) и ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус Христос стоял на берегу. Но ученики не узнали Его.

Вид на Тивериадское (Галилейское) море
со стороны Капернаума

Иисус Христос сказал им: "дети! Есть ли у вас какая-нибудь пища?"

Они ответили: "нет".

Тогда Иисус Христос сказал им: "закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете".

Ученики закинули сеть по правую сторону лодки и уже не могли ее вытащить из воды от множества рыбы.

Тогда Иоанн говорит Петру: "это Господь".

Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, потому что был раздетым, и бросился в море, и поплыл к берегу, к Иисусу Христу. А другие ученики приплыли в лодке, таща за собою сеть с рыбою, так как не далеко были от берега. Когда же вышли на берег, то увидели разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Иисус Христос говорит ученикам: "принесите рыбу, которую вы теперь поймали".

Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

После этого Иисус Христос говорит им: "придите, обедайте".

И никто из учеников не смел спросить Его: "кто Ты?" зная, что это Господь.

Иисус Христос взял хлеб и дал им, также и рыбу.

Во время обеда Иисус Христос показал Петру, что Он прощает его отречение и возводит его опять в звание Своего апостола. Петр своим отречением согрешил больше, чем прочие ученики, поэтому Господь спрашивает его: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, чем они (прочие ученики)?"

Петр ответил Ему: "так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Иисус Христос говорит ему: "паси агнцев Моих".

Потом снова, во второй раз, Иисус Христос сказал Петру: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?"

Петр опять ответил: "так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Иисус Христос говорит ему: "паси овец Моих".

И, наконец, в третий раз Господь говорит Петру: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?"

Петр опечалился, что Господь в третий раз спросил его: "любишь ли Меня?", и сказал Ему: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Иисус Христос и на это говорит ему: "паси овец Моих".

Так Господь помог Петру троекратно загладить свое троекратное отреченье от Христа, и засвидетельствовать о своей любви к Нему. После каждого ответа его Иисус Христос возвращает ему, при прочих апостолах, звание апостольское (делает пастырем Своих овец).

После этого Иисус Христос говорит Петру: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои , и другой препояшет тебя, и поведет куда не хочешь". Этими словами Спаситель дал понять Петру, какою смертью он прославит Бога - примет мученическую кончину за Христа (распятие). Сказав все это, Иисус Христос говорит ему: "иди за Мною".

Петр, обернувшись, увидел, идущего за ним Иоанна. Указывая на него, Петр спросил: "Господи! а он что?"

Иисус Христос сказал ему: "если Я хочу, чтобы он был до тех пор, пока Я приду, то тебе что до этого? Ты иди за Мною".

Тогда пронесся слух между учениками, что Иоанн не умрет, хотя Иисус Христос этого не сказал.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 21.

Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам ученикам

Затем, по повелению Иисуса Христа одиннадцать апостолов собрались на одной горе в Галилее. Туда же к ним пришли более пятисот учеников. Там Иисус Христос явился перед всеми. Увидев Его, они поклонились; а некоторые усомнились.

Иисус Христос подошел и сказал: "дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь".

Потом отдельно Иисус Христос явился еще Иакову .

Так в продолжена сорока дней по воскресении Своем Иисус Христос являлся ученикам Своим, со многими верными доказательствами Своего воскресения, и беседовал с ними о Царствии Божием.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 28 , 16-20; от Марка, гл. 16 , 15-16; см. в 1-м послании Ап. Павла к Коринф ., гл. 15 , 6-8; см. в Деянии Свв. Апостолов гл. 1 , 3.

Христос воскресе!

Великое событие - Светлое Христово Воскресение празднуется Св. Православною Церковью, как самый величайший из всех праздников. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу . Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней) и служба в храме совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в светлые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Во время крестного хода все поют: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити . Начальный возглас утрени делается перед затворенными дверями храма, причем много раз поется тропарь: Христос Воскресе ..., и с пением тропаря входят в храм. Богослужение совершается во всю неделю при открытых Царских Вратах, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым, открыты для всех врата Царствия Божия. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами: "Христос Воскресе !" и ответными словами: "Воистину Воскресе !" Христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола. Начиная с первого дня Св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов полагать не положено.

В ближайший после пасхальной Недели вторник Св. Церковь, разделяя радесть Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется "Радоницей ". Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих ближних родных.

Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе - в воскресенье .

Тропарь праздника Пасхи.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым.

Воскресе

Воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся во гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав.

Кондак праздника Пасхи.

Песнопения праздника Пасхи.

Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного.


Страница сгенерирована за 0.08 секунд!

По материалам книги "Иисус, еврей из Галилеи" М. Абрамовича.

Иерусалим - крестный путь Иисуса

Путь привел нас в Иерусалим.

Иерусалим, Иерусалим...

Если вы попали в Иерусалим, как же не пройти весь путь страданий Спасителя от Гефсиманского сада,

где он был схвачен храмовой стражей, до места его распятия - Голгофы. Как только вы начнете свой путь, ваше внимание привлечет небольшая часовенка на четырех хрупких колоннах, а за нею широкий арочный вход в подземный храм.

Это храм Успения Божьей Матери. Если спуститься по мраморной лестнице в 50 ступеней,

Можно попасть внутрь православной церкви, в которой находятся могилы родителей Марии - Анны и Иоахима, а так же ее мужа Иосифа - отца Иисуса. Могила Девы находится в высеченной прямо в скале крипте* богато украшенной иконами, ценными лампадами и картинами.

В плите гробницы проделано три больших отверстия, специально для того, чтобы желающие могли прикоснуться к святыне.

В этой гробнице находилось тело святой Девы до вознесения на небо. Здесь же вы увидите в каменном киоте большую чудотворную икону Божьей Матери.
Напротив этой церкви стоит небольшой храм, воздвигнутый над местом убиения первомученника Стефана.

Именно здесь, утверждает монах, был побит камнями святой Стефан за страстную проповедь учения Христа.
Следуя дальше по Крестному пути, через Львиные ворота*

мы входим в пределы Старого города и сразу за воротами видим храм святой Анны, матери девы Марии.

Это настоящая жемчужина архитектуры, ее строгие простые линии максимально соответствуют настроению паломника - настроению скорбной сосредоточенности. Этот храм, находящийся на попечении Белых Отцов, был сооружен в 1142г. по велению вдовы Бальдовина 1 Иерусалимского, королевы Арды, на том месте, где родилась Мария. В подземных помещениях католического монастыря и храма, гораздо более древних, чем сами строения, вам покажут вделанную в стену плиту, украшенную иконами.

Именно на этом месте, утверждают монахи, Анна произвела на свет святую Деву.
За скромным фасадом монастырского здания целый археологический заповедник. Здесь открыты остатки водоема - так называемая "Овечья купель", Вифезда. Во времена Второго храма левиты* мыли в нем предназначенных для жертвоприношения овец.

По грубым каменным ступеням можно спуститься к купели, где Иисус исцелял больных.

Все это было покрыто двухтысячелетним культурным слоем. (Кстати, вы никогда не задумывались, почему результаты варварства, войн и разрушений называют культурным слоем?..).
Императрица Елена воздвигла над купелью храм, но время не сохранило его. Позже крестоносцы построили на этом месте новый храм, но и его не пощадили войны и люди, остался только фасад да часть мозаики византийских времен...
Via Dolorosa - Скорбный путь, или Крестный путь Христа - так в 16 веке назвали эту дорогу, потому что именно этим путем прошел Иисус под тяжестью креста от Крепости Антония до Голгофы. На протяжении этого пути происходили различные события, при которых шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких остановок, или станций. Каждая из них отмечена храмом, часовней или мемориальной доской.
1 остановка . "Конвент Бичевания", здесь Пилат допрашивал Иисуса, здесь он был осужден и приговорен, отсюда отправился на смертную казнь на Голгофу.

Отсюда каждую пятницу в три часа дня отцы-францисканцы начинают свою процессию. Собственно отсюда и берет начало известная на весь мир Виа Долороза... Здесь располагалась ставка прокуратора - римский Преторий. В северо-восточном углу Претория высилась могучая башня Антония, где Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на этом месте женский католический монастырь Сестер Сиона* .

Нижняя ступень мраморного крыльца монастыря сохранилась со времен римлян. Стены монастырского храма украшают три современных витража, на которых изображен Иисус во время суда. На одном - он изображен привязанным к столбу во время бичевания, на втором - он рядом с Пилатом* , умывающим руки в знак непричастности к пролитию крови "праведника сего". На третьем - освобождение Варравы. В глубине храма в нише над алтарем стоит беломраморная скульптура - Христос со связанными руками и в терновом венце. Внизу надпись: "Экце хомо" - вот человек.
От монастыря, через улицу Виа Долороза перекинута арка.

Отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа.
"Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!" (Иоанн, 19:5). В честь этого события арка и носит название - "Экце хомо".
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода - часовня Осуждения,

Воздвигнутая над местом осуждения Христа. Плиты пола и четыре колонны сохранились с тех времен. Внутренние стены расписаны сценами суда и встречи Иисуса с Девой Марией на Крестном пути. Справа - Часовня Бичевания,

Но это уже вторая остановка.
2 остановка . Это место, где Христос был подвергнут бичеванию: "Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетя венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу* , и говорили: радуйся Царь Иудейский! и били Его по ланитам." (Иоанн, 19:1).
В подвале храма сохранились остатки плит Претория - это Лифостратон (Литостратос - по-гречески - мощенное место), т.е. внешний двор Претория.

Здесь был публично допрошен Христос, а солдаты преторианской гвардии грубо издевались над ним, называя его лжепророком. Здесь они разыгрывали в кости одежду Христа, подтверждением чего служат найденные здесь игральные кости, а на древних плитах - грубо вычерченные римской солдатней круги с разметкой для этой игры.
К храму Сестер Сиона примыкает небольшая греческая православная церковь, над входом в которую высечена надпись: "Заточение Христа". Здание построено на месте тюрьмы римского Претория, в котором содержался Христос и разбойник Варавва.

Вам покажут углубление в скале с каменной скамьей - это и есть темница Христа, на этой скамье он сидел. Показывают и темницу Вараввы - пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывали заключенных.
3 остановка . Если идти дальше по улице Виа Долороза, то сразу за поворотом налево у здания Армянского патриархата третья остановка. Она отмечена маленькой католической часовней, построенной на деньги, собранные польскими солдатами-кавалеристами.

В настоящее время часовня принадлежит Армянскому патриархату. Рельеф над дверью изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. На этом месте Христос упал в первый раз.
4 остановка . Еще дальше, по этой же стороне Виа Долороза можно увидеть дверь в стене, ведущую в небольшую часовню. Эта часовня отмечает место, где Иисус встретил свою мать. Горельеф над входом в часовню изображает их встречу.


5 остановка . На углу Виа Долороза и пересекающей ее улицы Эль-Вад, наискосок от 4 остановки стоит францисканская часовня, построенная в память о пятой остановке Христа на Крестном пути.

В этом месте Симон Киринеянин взял у изнемогающего Иисуса крест, и возложив его на свои плечи, понес дальше. В стене, справа от входа в часовню вам покажут глубокую впадину - отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
6 остановка . Подходим к часовне святой Вероники.

Здесь блудница Вероника отерла пот и кровь с чела Христа. По этому случаю церковь причислила ее к лику святых.
7 остановка . Далее улица Виа Долороза пересекается с Сук-хан эз-Зайн - шумной базарной улицей. На углу у входа во францисканскую часовню сохранился остаток колонны, где Христос упал во второй раз.

8 остановка . Следуя по этой же улице, мы подойдем к греческому ортодоксальному монастырю, над входом в который можно увидеть изображение креста. Здесь Иисус проповедовал Иерусалимским женщинам.


9 остановка . У ворот коптского* монастыря в неглубокой нише стоит покосившаяся колонна.

Она отмечает место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять остановок находятся внутри храма Гроба Господня, или, как его еще называют - в Святой Гробнице.
10, 11, 12 и 13 остановка . Все эти остановки расположены непосредственно в храме. Поднимаемся у камня "Помазания"

по крутой лестнице вверх и попадаем на вершину Голгофы в часовню, которая и посвящена этим остановкам. Часовня разделена на два притвора: один принадлежит греческой ортодоксальной церкви, а второй - римско-католической. В католической капелле находятся две остановки (10 и 11), в этом месте Христос был оголен и пригвожден к кресту, это место обозначено алтарем.

В греческой капелле 12-я остановка: мертвый Иисус на кресте. Под крестом обнаженная вершина Голгофы.

Серебряный диск с отверстием обозначает место, куда был вставлен крест, на котором был распят Иисус Христос. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Место, на котором лежало тело Христа после снятия с креста, обозначено алтарем и является 13 остановкой.


14 остановка . Это последняя остановка - "Кувуклия" (Гроб Господень) - небольшая купольная часовня, воздвигнутая над пещерой, в которой находится место захоронения Христа.

Она тоже состоит из двух частей-зон: первая - это Капелла Ангела, в центре которой хранится обломок скалы, на которой сидел ангел, когда женщины подошли к уже пустой гробнице. Вторая зона - собственно гробница.

В гробницу ведет очень низкий проход, и уже поэтому каждый входящий в нее склоняется в низком поклоне. Небольшое помещение (2,0 х 1,5 м.) освещается только серебряными лампадами, их 43 - тринадцать католических, столько же греческих и армянских и четыре коптских. Под плитой из белого мрамора находится высеченная в скале гробница Бога.
Позади этой часовни находится притвор греческой церкви, где вам покажут большую каменную вазу, символизирующую "центр земли", находящийся, как известно, в святом Иерусалиме.
Если выйти из храма Гроба Господня через центральные ворота и пройти через калитку мимо фасада церкви Спасителя (Рудимер), можно попасть на территорию Александрийского подворья. Здесь находится последний видимый предел Крестного пути - "Судные ворота". Через эти ворота выводили осужденных на казнь за пределы города. Камни этих ворот сохранились до наших дней. На этом экскурсия по Виа Долороза обычно заканчивается...
Правда, экскурсоводы, более досконально следующие евангелической истории, после Гефсиманского сада поведут вас сначала к могиле царя Давида. Почему сюда? Потому что именно здесь, в этом же здании, находится святыня христианского мира - Сенакулум - Горница "Тайной Вечери",

Где ученики Иисуса собрались вместе со своим учителем праздновать Пасху.
После возвращения домой паломники еще долгие годы будут вспоминать эти места и воскрешать в своей душе высокие переживания, связанные с посещением святых мест - ведь именно здесь, в Иерусалиме они соприкоснулись с великой реальностью, приобщились к жизни своего Спасителя.
Великая Реальность... А вы никогда не задумывались над тем, насколько реальна эта "Великая Реальность", материальные следы которой вам показывают во время паломничества? Давайте разберемся. И очень вероятно, что именно это явится самым простым лекарством от Иерусалимского Синдрома.
Итак, вперед по тем же местам, но без установки на святость.
Виа Долороза. В наши дни даже церковь не настаивает на подлинности Крестного пути - слишком велики успехи современной археологии. Дело в том, что древние улицы эпохи второго Храма (начало нашей эры) проходили на два метра ниже и чуть в стороне от того пути, по которому идут паломники, примерно по линии теперешней застройки. Так что не здесь находилось большинство "остановок", которые вам показывают.
1 остановка . От некогда грозной башни Антония не осталось и следа, разве что остатки фундамента. Что же показывают паломникам? Ступень мраморного крыльца, оставшуюся со времен римлян, да двор казармы преториан. Никаких доказательств того, что именно здесь прокуратор Понтий Пилат проводил судебные разбирательства ни у служителей культа, ни у археологов попросту нет.
Что же касается арки, откуда прокуратор, якобы, показал собравшимся осужденного и предварил это представление словами: "Экце хомо" - "Вот человек...", то, согласно археологическим изысканиям, точно установлено, что арка в те времена попросту не существовала. Она воздвигнута императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Произошло это никак не ранее 135 года нашей эры, после того как Иерусалим сравняли с землей и на его развалинах воздвигли чисто римский город Элиа Капитолина...
2 остановка . Действительно, в подвале храма сохранились остатки плит внешнего двора римской Претории. На этих плитах видны борозды, которые наносились на камни, чтобы не поскользнулись лошади. Хранят плиты и насечки, нанесенные солдатами-преторианцами для игры в кости. И остатки тюрьмы Претория подлинны. Естественно, раз есть тюрьма, а в ней скамья, то простая логика подсказывает, что на этой скамье кто-то сидел. Но вот кто? Нет никаких доказательств того, что именно на этой скамье сидел сам Иисус.
Что же касается игры в кости... Да, не были святыми римские легионеры, играли они в азартные игры, для этого и была нанесена разметка на плиты двора их казармы. Что же касается одежды Христа, то не разыгрывали ее солдаты в кости. Во-первых, это противоречит самому Евангелию, где черным по белому написано: "И воины, сплетя венок из терна, возложили Ему на голову, и одели его в багряницу..." В этой же багрянице, т.е. плаще солдата преторианской гвардии, который был накинут на Иисуса с целью поиздеваться над ним, он и был выведен к народу. Разумеется, хозяин взял его потом обратно. Одежду Иисуса, по тому же Евангелию, разыгрывали совсем в другом месте...
Вернемся на минуту к Евангелию от Иоанна: "Пилат... вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостратон, а по-Еврейски Гаввафа" (Иоанн, 1:13). Как следует из текста, Пилат взошел на специальное возвышенное место - судилище - и свершил свой суд. Паломникам же показывают внутренний двор преторианской казармы рядом с конюшнями, где солдаты коротали время за игрой в кости. А "Литостратос", как мы уже упоминали, означает просто мощеное место
. 3 остановка . Где, в каком Евангелии написано, что Иисус упал под тяжестью своей ноши? Как установили это место? Ведь позже город был разрушен до основания - его просто сравняли с землей! И еще: ни в одном Евангелии не говорится о том, что Иисус нес свой крест. Все евангелисты единогласно утверждают, что когда повели Иисуса на распятие, то "выходя (из претория), они встретили Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его".
4 остановка . Не упоминают Евангелия и о встрече Иисуса со своей матерью на крестном пути...
5 остановка . Нет, не добровольно водрузил на себя крест Симон Киринеянин, его заставили. Во всяком случае, так написано в Евангелии от Луки: "И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом." (Лука, 23:26). А евангелист Марк выражается по этому поводу еще определеннее: "И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его." (Марк, 15:21). Заставили его, заставили нести крест, так как не в обычае римлян было заставлять самого осужденного к казни нести крест! Таким образом, весь путь Виа Долороза не имеет исторического подтверждения. Тем более, что место это невозможно определить. А камней с "отпечатками" ног, рук и прочих мест человеческого тела в Израиле сколько угодно: эрозия частенько оставляет причудливые следы в мягких местных породах.
6 остановка . Нет этого факта ни в одном из синоптических Евангелий. О какой, собственно, Веронике-блуд-нице идет речь?!
7 остановка . Ох, уж эти падения. Кто их считал?!
8 остановка . В Евангелии от Луки, в главе 23, говорится об этом так:
27. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28. Иисус же обратившись к ним сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших;
29. Ибо приходят дни, в которые скажут: "блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!".
Что тут скажешь... Буквально несколько минут назад эти люди фанатично кричали "Распни его!" и просили отпустить Варраву, и вот, тот же самый народ в "великом множестве" плачет и стенает по поводу его казни...
Грубые солдаты, ведущие на казнь только что избитого ими "лжепророка", над которым они всего час назад глумились, позволяют ему остановиться и проповедовать?!
Мало того, в "великом множестве народа", сопровождавшем осужденного были не только женщины, но мужчин Иисус почему-то не заметил.
Вы видели улицы старого города? Не того, который мы видим в наши дни, а того, древнего Иерусалима, раскопки которого можно увидеть в археологических заповедниках? Трехлетний ребенок после короткого разбега может пересечь такую улицу одним прыжком. Посмотрите обязательно, и тогда россказни о великом множестве народа, сопровождавшем Иисуса на Голгофу предстанут перед вами в истинном свете.
9 остановка . Опять упал. В третий раз. Просто фатальная цифра. Три раза пропел петух перед отречением Петра. Три раза его перед этим вопрошали, не ученик ли он Иисусов. И вот опять. О месте падения мы уже говорили.
Последние остановки, Голгофа. Оговоримся сразу, римляне пригвождали преступников к кресту очень редко. Обычно их привязывали. Лишь в особых случаях, желая сократить мучения привилегированного страдальца, ему пробивали руки и ноги гвоздями. Тем не менее: в храме Гроба Господня есть алтарь Гвоздей Святого Креста, которые были обнаружены на этом месте. Это ли не чудо?! И сооружение, на котором распинали римляне преступников никак не напоминало крест. Это был всегда столб с перекладиной сверху, напоминающий букву Т. Если же казни совершались всегда на одном и том же месте, то там строили постоянную раму с подпорками, на которой и распинали преступников. Нашли же крест, а к нему еще и гвозди. Это ли не второе чудо? Но главное чудо заключается в том, что то место вообще обнаружили.
В 325 году новой эры Елена, мать Византийского императора Константина Великого вдруг уверовала в то, что именно на этом месте она найдет гробницу Христа. Раскопки, начавшиеся по приказу императрицы, позволили обнаружить довольно хорошо сохранившуюся гробницу, и все решили, что это гробница Иисуса. Тем более, что, как уверяла императрица, неподалеку, во рву были обнаружены остатки крестов. Тут же было объявлено, что это кресты Христа и двух, распятых с ним разбойников. Ее уверенность основывалась только на внутренней убежденности и подтверждении епископа Макария, сопутствовавшего ей во всех мероприятиях. Чего стоят подтверждения лиц, приближенных к державным особам, мы все хорошо знаем...
В храме Гроба Господня вам покажут крипту святой Елены - матери Константина. Вам расскажут трогательную историю о том, что из ниши этой крипты императрица самолично наблюдала за раскопками. Но история развеяла и этот миф.
Первая церковь на этом месте была сооружена в 335 году н. э. по велению императора Константина. Строилась она 9 лет, но через 279 лет, в 614 г. была разрушена персами. Через 15 лет аббат Модест реконструировал церковь, но в 1009 халиф эль Хакем сравнял ее с землей.
15 июля 1099 года н. э., взяв город, крестоносцы начали грандиозное строительство нового храма, который и был освящен в 1149 году. Но на этом злоключения храма не кончились. В 1808 году в результате сильного пожара большая часть храма была разрушена. Поговаривали, что пожар возник не без помощи греческих монахов, которые под шумок наполеоновских событий в Европе решили таким способом прибрать к рукам святое наследство...
История преподнесла еще один, пожалуй, самый главный сюрприз сторонникам версии святости этого места. По преданию, на этом холме был захоронен череп Адама, поэтому, желая принизить чувства верующих евреев, чтивших святое для них место, император Адриан после разрушения Иерусалима воздвиг на этом холме Форум и Капитолий, где отныне должны были поклоняться Юпитеру, Юноне и Венере. Это произошло после разрушения Храма. Вряд ли в те времена, когда Храм еще стоял и римляне в какой-то мере считались с верованиями жителей страны, они могли безнаказанно использовать это место для позорных казней...
Что же касается Голгофы, то она находится совсем в другом районе Иерусалима и называется в наши дни Гордонова Голгофа, по имени английского офицера Гордона, который первым открыл это место с высоты Дамасских Ворот. Этот холм напоминает своей формой череп человека, поэтому он так и называется: "гулголет", на иврите - череп. Холм хранит древнюю могилу, которую многие христиане считают настоящей могилой Христа. Подтверждением тому, по их мнению, служит тот факт, что там же, неподалеку от городских ворот обнаружены винный пресс и большая цистерна винодельни, которые упоминаются в Евангелиях. В настоящее время все это находится в ведении Гарден Томб Ассошиейшн, штаб-квартира которой находится в Англии.
Сенакулум - Горница "Тайной Вечери"... Во-первых, никто не знает, где проходила тайная вечеря, на то она и была (если была) тайной. Во-вторых, Горница, как таковая не сохранилась - напомним, что после разгрома восстания, город был разрушен до основания. Почти ничего не сохранилось даже со времен крестоносцев, которые в свое время построили приблизительно на этом месте храм. В Х1V веке на этом же месте монахи францисканского ордена построили новый храм, но в середине ХV1 века были изгнаны, а храм был превращен в мечеть.
От былого храма сохранилось только несколько колонн и свод, которые, естественно, к Горнице никакого отношения не имеют...