Как мы слышим звуки для детей. Тексты детских стихов и песенок, используемых в блоге. Как мы слышим

Звук характеризуется двумя параметрами - частотой и интенсивностью . Ваш порог слуха - это то, каким громким должен быть звук определенной частоты, чтобы вы его услышали.

Частота звука (высокий звук или низкий) измеряется количеством колебаний в секунду (Гц). Ухо человека обычно может воспринимать звуки от очень низкого, 16 Гц, до высокого, 20 000 Гц. В среднем нормальных речь в тихом помещении воспринимается в частотном диапазоне от 500 до 2 000 Гц.

Интенсивность или громкость звука зависит прежде всего от амплитуды колебания воздуха и измеряется в децибелах (дБ). Порог минимальной громкости для нормального слуха составляет от 0 до 25 дБ. Для детей порогом нормального слуха считается диапазон от 0 до 15 дБ. Слух считается хорошим, если порог минимальной громкости для обоих ушей находится в этом диапазоне.

Ухо воспринимает механические колебания, которые создает звуковая волна, переводя их в электрические импульсы, чтобы передать через проводящие пути в центры коры головного мозга, где полученная информация обрабатывается и формируется понимание (осмысление) услышанного.

Ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо, и внутреннее ухо.

  • Наружное ухо - ушная раковина, которая собирает звук, направляя его по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Вибрирующие звуки приводят в движение барабанную перепонку.
  • Среднее ухо - это набор косточек (молоточек, наковальня и стремечко ). Механическое движение барабанной перепонки передается посредством маленьких подвижных слуховых косточек к меньшей мембране, отделяющей среднее ухо от внутреннего.
  • Внутреннее ухо - непосредственно "улитка". Колебания внутренней мембраны уха перемещает жидкость, содержавшуюся в «улитке». Жидкость, в свою очередь, приводит в движение волосковые клетки, стимулируя окончания слухового нерва, по которому информация поступает в готовной мозг.
  • Дополнительно три заполненных жидкостью канала внутреннего уха (полукружные каналы) обнаруживают изменения положения тела. Этот механизм вместе с другими сенсорными приспособлениями является ответственным за баланс или положение тела.

Ниже Вы можете видеть схематичный вид уха и увеличенного слухового аппарата.

Что Вы должны предпринять, если считаете, что нуждаетесь в слуховом аппарате?

Если Вы думаете, что имеете проблему снижения слуха, обратитесь к врачу-сурдологу, чтобы исследовать слух и определить показания и противопоказания к использованию слухового аппарата.

Если Вам показан слуховой аппарат, врач-сурдолог поможет Вам выбрать оптимальную модель, а также запрограммирует ее с учетом особенностей Вашей потери слуха. При выборе слухового аппарата учитывается не только степень и особенности частотной неравномерности тугоухости, но и другие факторы.

В большинстве случаев предпочтительно одновременное использование двух слуховых аппаратов (бинауральный слух). Однако есть ситуации, когда бинауральное слухопротезирование не показано.

В этом случае врач-сурдолог поможет Вам определить, на каком ухе предпочтительнее носить слуховой аппарат.

Многих из нас иногда интересует простой физиологический вопрос, касающийся того, как мы слышим. Давайте рассмотрим, из чего же состоит наш орган слуха и как происходит его работа.

Прежде всего, отметим, что слуховой анализатор имеет четыре части:

  1. Наружное ухо. К нему относят слуховой привод, ушную раковину, а также барабанную перепонку. Последняя служит для изоляции внутреннего конца слухового провода от окружающей среды. Что касается слухового прохода, то он имеет совершенно изогнутую форму длиной около 2,5 сантиметров. На поверхности слухового прохода имеются железы, а также она покрыта волосками. Именно эти железы и выделяют ушную серу, которую мы вычищаем по утрам. Также слуховой проход необходим для поддержания необходимой влажности и температуры внутри уха.
  2. Среднее ухо. Та составляющая слухового анализатора, которая находится за барабанной перепонкой и заполнена воздухом, называется средним ухом. Оно соединяется при помощи евстахиевой трубы с носоглоткой. Евстахиева труба представляет собой достаточно узкий хрящевой канал, который в обычном состоянии закрыт. Когда мы совершаем глотательные движения, он открывается и через него в полость поступает воздух. Внутри среднего уха расположены три маленькие слуховые косточки: наковальня, молоточек и стремя. Молоточек при помощи одного конца соединяется со стременем, а оно уже с литкой во внутреннем ухе. Под действием звуков барабанная перепонка находится в постоянном движении, а слуховые косточки уже дальше передают её колебания внутрь. Она является одним из важнейших элементов, которое необходимо изучить при рассмотрении того, какое строение уха человека
  3. Внутреннее ухо. В этой части слухового ансамбля имеется сразу несколько структур, однако слух контролирует только одна из них – улитка. Такое название она получила из-за своей спиральной формы. Она имеет три канала, которые заполнены лимфатическими жидкостями. В среднем канале жидкость значительно отличается по составу от остальных. Тот орган, который отвечает за слух, называется Кортиев орган и расположен в среднем канале. Он состоит из несколько тысяч волосков, улавливающих колебания, которые создаёт жидкость, движущаяся по каналу. Здесь же генерируются электрические импульсы, передающиеся затем в кору головного мозга. Определенная волосковая клетка реагирует на особый вид звука. Если же происходит так, что волосковая клетка гибнет, то человек перестаёт воспринимать тот или иной звук. Также для того, чтобы понять, как человек слышит, следует рассмотреть еще и слуховые проводящие пути.

Слуховые пути

Ими являются совокупность волокон, которые проводят нервные импульсы от самой улитки и до слуховых центров вашей головы. Именно благодаря путям наш мозг воспринимает тот или иной звук. Находятся слуховые центры в височных долях мозга. Звук, который проходит через внешнее ухо к головному мозгу продолжается около десяти миллисекунд.

Как мы воспринимаем звук

Человеческое ухо перерабатывает получаемые из окружающей среды звуки в специальные механические колебания, которые потом преобразовывают движения жидкости в улитке в электрические импульсы. Они по путям центральной слуховой системы переходят в височные части мозга, чтобы затем быть распознанными и обработанными. Теперь уже промежуточные узлы и сам головной мозг извлекает некую информацию относительно громкости и высоты звучания, а также друге характеристики, такие как время улавливания звука, направление звука и другие. Таким образом, мозг может воспринимать полученную информацию от каждого уха по очереди или совместно, получая единое ощущение.

Известно, что внутри нашего уха хранятся некие «шаблоны» уже изученных звуков, которые наш мозг распознал. Именно они помогают мозгу правильно сортировать и определять первоисточник информации. Если звук снижается, то мозг соответственно начинает получать неправильную информацию, что может привести к неправильному толкованию звуков. Но не только звуки могут искажаться, со временем головной мозг тоже подвергается неправильной трактовке тех или иных звуков. Результатом может оказаться неправильная реакция человека или неверная трактовка информации. Чтобы правильно слышать и достоверно трактовать услышанное, нам понадобится синхронная работа, как мозга, так и слухового анализатора. Именно поэтому можно отметить, что человек слышит не только ушами, но и головным мозгом.

Таким образом, строение уха человека достаточно сложное. Только согласованная работа всех частей органа слуха и головного мозга позволит нам правильно понимать и трактовать услышанное.

Ревенко Артем и Исмаилов Дима

В этой проектно-исследовательской работе учащиеся изучили строение уха, природу звука и его основные характеристики, его влияние на неживые предметы и живые существа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ

младших школьников «Я – исследователь»

Направление: физическое

Исследовательская работа

Тема: «Почему мы слышим звуки?»

(Исследование звуковых волн)

Ревенко Артём Александрович,

учащиеся 4 класса МБОУ ООШ № 5

г.Шатуры

Руководитель: Столчнева Мария Дмитриевна,

учитель начальных классов

2012 г.

Введение.

1.1.Из истории звука.

1.2.Что такое звук?

1.3.Звук и слух. Строение уха. Почему надо беречь уши? 1.4.Распространение звука.

1.5. Ультразвуки и инфразвуки. Эхолокация в природе.

Глава 2. Моё исследование.

2.1.Образование звука.

2.2.Исследование характеристик звука: высоты, тембра, громкости.

2.3.Звуковые явления. (Опыт. Влияние громкости на неживые предметы; на живые существа).

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Введение

Пытаются шептать клочки афиш,

Пытается кричать железо крыш,

И в трубах петь пытается вода

И так мычат бессильно провода.

Е. Евтушенко

Мы живем в удивительном мире звуков. Они окружают нас повсюду. Мы слышим шум ветра и шелест листьев, журчание ручья и грохот грома, звук музыкального инструмента, пение соловья и стрекотание кузнечика, скрип двери и шум моторов.

Что такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от других?

Почему мы слышим звуки? Все эти вопросы заинтересовали меня. И я решил провести исследование.

В связи с этим я поставил перед собой цель: исследовать природу звуковых волн.

Объектом изучения стали звуковые волны, а п редметом моего исследования : их физические свойства.

Гипотеза: колебания звуковых волн влияют на неживые предметы и живые существа.

Задачи:

  1. изучить литературу и подобрать материал о звуке;
  2. определить методы, с помощью которых можно исследовать звуковые волны;
  3. установить, как образуется и распространяется звук;
  4. изучить строение уха;
  5. изучить физические свойства звука: высоту, тембр, громкости;
  6. выяснить, как громкость звука влияет на неживые предметы и живые существа;
  7. подготовить необходимые материалы;
  8. провести опыты и эксперименты, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы :

  1. обзор и анализ литературы;
  1. поведение экспериментов, опытов;
  2. работа со словарем, литературой, интернет-ресурсами;
  3. наблюдение в естественных условиях (сбор показаний), опрос;
  4. анализ различных источников информации, их сравнение с полученными результатами, обобщение.

Свое исследование я проводил в своем классе и дома на протяжении 4 месяцев, с октября. Сначала я подобрал литературу, изучил ее. Затем подобрал доступное мне оборудование для исследования. После я приступил к исследованию.

Глава 1. Удивительный мир звуков

1.1.Из истории звука

В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным порождением сверхъестественных сил. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать дождь, творить другие чудеса. В Древнем Египте, заметив удивительное воздействие музыки на человека, ни один праздник не обходился без ритуальных песнопений. Древние индийцы раньше других овладели высокой музыкальной культурой. Они разработали и широко использовали нотную грамоту задолго до того, как она появилась в Европе. Понять и изучить звук люди стремились с незапамятных времен. Греческий ученый и философ Пифагор, доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присуще длинным струнам. При укорочении струны вдвое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науки об акустики. Первые звуковые приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для усиления звука. Известно также применение звуковых приборов в египетских храмах, где были «шепчущие» статуи богов.

1.2.Что такое звук?

С первого класса я уже знал, что «звуки издают предметы и живые существа. Звуки мы можем передать голосом. Он бежит невидимой волной. У нас есть чудесные приборы, которые улавливают эту волну. Эти приборы уши. Внутри наше ухо очень сложное. Оно боится шума, резких, громких звуков. Уши надо беречь.

Иногда звук добегает до какого-нибудь препятствия (например, до горы, леса) и, обратно. Тогда мы слышим эхо» .

Что же такое звук?

Проведу два простых опыта.

Опыт 1 . Приложу ладонь к своей гортани, произнесу какой – либо гласный звук. Гортань начинает дрожать, колебаться. Эти колебания хорошо ощущаются ладонью. Я их не вижу, но слышу.

Опыт 2. Зажму в тисках длинную стальную линейку. Если над тисками будет выступать большая часть линейки, то, вызвав ее колебания, мы не услышим порождаемые ею волны. Но если укоротить выступающую часть линейки и тем самым увеличить частоту ее колебаний, то мы обнаружим, что линейка начнет звучать.

Исходя из опытов, я сделал вывод , что звук получается в результате колебаний. Эти волны, распространяясь в воздухе, а также внутри жидкостей и твердых тел, невидимы. Однако при определенных условиях их можно услышать.

Упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами или просто звуком.

В толковом словаре Ожегова говорится, что « звук – это то, что слышится, воспринимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды».

Рассмотрю примеры, поясняющие физическую сущность звука. Струна музыкального инструмента передает свои колебания окружающим частицам воздуха. Эти колебания будут распространяться все дальше и дальше, а достигнув уха, вызовут колебания барабанной перепонки. Я услышу звук. В каждой среде в результате взаимодействия между частицами колебания передаются все новым и новым частицам, т.е. в среде распространяются звуковые волны.

Наука, изучающая звуковые волны, называется акустикой. Акустика имеет несколько разновидностей. Так физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний. Электроакустика, или техническая акустика, занимается получением, передачи, приемом и записью звуков при помощи электрических приборов. Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях. Музыкальная акустика исследует природу музыкальных звуков, а также музыкальные настрой и системы. Гидроакустика (морская акустика) занимается изучением явлений, происходящих в водной среде, связанных с излучением, приемом и распространением акустических волн. Атмосферная акустика изучает звуковые процессы в атмосфере, в частности распространение звуковых волн, условие сверхдальнего распространения звука. Физиологическая акустика исследует возможности органов слуха, их устройство и действие. Она изучает образование звуков органами речи и восприятие звуков органами слуха, а также вопросы анализа и синтеза речи. Биологическая акустика рассматривает вопросы звукового и ультразвукового общения животных.

Обратившись к литературе, я узнал, что, как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и спектром частот . Обычно человек слышит звуки, передаваемые по воздуху, в диапазоне частот от 16-20 Гц до 15-20 кГц. 20 Гц – это, пожалуй, раскаты грома, а 18 000 Гц – тончайший комариный писк.

Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком ; выше: до 1 ГГц, - ультразвуком , от 1 ГГц - гиперзвуком . Среди слышимых звуков следует также особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы (из которых состоит устная речь ) и музыкальные звуки (из которых состоит музыка ).

Вывод: звук – это упругие волны, распространяющиеся в упругой среде. Человек слышит звук в диапазоне от 16-20 Гц до 15-20 кГц. Есть ультразвуки – до 1 ГГц, гиперзвуки от 1 ГГц, инфразвуки – до 16-20 Гц. Акустика изучает звуковые колебания.

1.3.Звук и слух. Строение уха. Почему надо беречь уши?

Передо мной стали вопросы: из чего состоит ухо? Почему в ушах образуется сера? Почему надо беречь уши?

Наблюдая за своими родными и близкими, я понял, что мы все по-разному слышим одни и те же звуки, для кого-то они кажутся тихими, а для других наоборот - громкими. Оказывается, человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой от 1000 до 3000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет. С возрастом слух ухудшается. У человека до 40 лет наибольшая чувствительность находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - 2000 Гц, старше 60 лет - 1000 Гц. Звуки могут отличаться один от другого по тембру. Основной тон звука сопровождается, как правило, второстепенными тонами, которые всегда выше по частоте и предают основному звуку дополнительную окраску. Они называются обертонами. Чем больше обертонов налагается на основной тон, тем «богаче» звук в музыкальном отношении. Органы слуха благодаря своему замечательному устройству легко отличают одно колебание от другого, голос близкого или знакомого человека от голосов других людей. Потому, как говорит человек, мы судим о его настроении, состоянии, переживаниях.

Природа, наделяя живые существа слухом, проявила немалую изобретательность. Органы, воспринимающие звук, расположены у них на участках весьма различных, а подчас и неожиданных: у кузнечика и сверчка, к примеру, на голенях передних ножек, у саранчи - на брюшке, у комаров - на усиках-антеннах. У позвоночных органы слуха в процессе эволюции заняли почетное место по бокам головы, а у млекопитающих появилась и развитая ушная раковина. Низшие животные довольствуются защитными складками кожи, прикрывающими слуховой проход: крокодилу такие складки помогают во время погружения под воду; у птиц - аиста, утки, воробья - аналогичную защитную роль выполняет тонкая пленка. Ушная раковина - чаще ее называют попросту ухом - у многих животных весьма подвижна. Собака прислушивается, «играя ушами» - поднимая, опуская или отводя их в стороны. Лошадь и еж, олень и заяц шевелят ушами, определяя направление звука. У африканского носорога - воронкообразные уши, они могут действовать независимо друг от друга: стараясь распознать шорохи спереди и сзади.

Строение уха (смотри рис.1, приложение 1).

Я узнал, что анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное ухо.
Выступающая часть наружного уха называется ушной раковиной, ее основу составляет полужесткая опорная ткань - хрящ. Отверстие наружного слухового прохода расположено в передней части ушной раковины, а сам проход направлен внутрь и слегка вперед. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.
Оказывается, что с окружающей среды попадают не только звуки в орган, но и различные инородные тела, микробы. Поэтому в слуховом проходе постоянно выделяется секрет -
ушная сера .
Ушная сера - воскообразный секрет сальных и серных желез наружного слухового прохода. В ее функции входит защита кожи этого прохода от бактериальной инфекции и инородных частиц, например насекомых, которые могут попасть в ухо. У разных людей количество серы различно. Плотный комок ушной серы (серная пробка) может привести к нарушению проведения звука и тугоухости, поэтому уши необходимо чистить регулярно ватным тампоном.
Среднее ухо , это целый комплекс - включающий барабанную полость и слуховую (евстахиеву) трубу, относится к звукопроводящему аппарату. Тонкая плоская мембрана , называемая барабанной перепонкой, отделяет внутренний конец наружного слухового канала от барабанной полости - уплощенного, прямоугольной формы пространства, заполненного воздухом. В этой полости среднего уха находится цепочка из трех подвижно сочлененных миниатюрных косточек (слуховых косточек), которая передает колебания от барабанной перепонки во внутреннее ухо. В соответствии с формой, косточки называются молоточек, наковальня и стремя (смотри рис.2, приложение1).
Молоточек своей рукояткой прикреплен к центру барабанной перепонки при помощи связок, а его головка соединяется с наковальней, которая, в свою очередь, прикреплена к стремени. Основание стремени вставлено в овальное окно - отверстие в костной стенке внутреннего уха. Крошечные мышцы способствуют передаче звука, регулируя движение этих косточек.

Оптимальным условием для колебаний барабанной перепонки является одинаковое давление воздуха с обеих сторон.

Так и происходит благодаря тому, что барабанная полость сообщается с внешней средой через носоглотку и слуховую трубу, которая открывается в нижний передний угол полости. При глотании и зевании воздух проникает в трубу, а оттуда в барабанную полость, что позволяет поддерживать в ней давление, равное атмосферному.
Внутреннее ухо. Костная полость внутреннего уха, содержащая большое число камер и проходов между ними, называется лабиринтом. Он состоит из двух частей:

Костного лабиринта и

Перепончатого лабиринта.
Костный лабиринт - это ряд полостей, расположенных в плотной части височной кости; в нем различают три составляющие: полукружные каналы - один из источников нервных импульсов, отражающих положение тела в пространстве; преддверие; и улитку - орган слуха.

К огда звуковая волна доходит до нашего уха, она улавливается им – «влетает» в ушную раковину, или наружное ухо. Звук доходит до барабанной перепонки. Барабанная перепонка натянута сравнительно туго, и звук заставляет ее колебаться, вибрировать. За барабанной перепонкой находится среднее ухо – небольшая полость, заполненная воздухом. Когда давление в наружном ухе увеличивается, барабанная перепонка прогибается внутрь. Перепады давления в среднем ухе повторяют перепады давления в звуковой волне и передаются дальше, во внутреннее ухо. Внутреннее ухо – это полость, свернутое улиткой и заполненное жидкостью. Ухо имеет два порога слышимости: нижний и верхний. Натренированное ухо может слышать в полной тишине в лесу звук падающей листвы. Если перейти верхний порог громкости звука, то в ушах возникнет сильная боль.

В действии органов слуха большую роль играет резонанс. Основная мембрана, натянутая вдоль улитки - внутреннего уха, состоит из множества эластичных волокон, общее число которых достигает 24 000, у основания улитки они короткие (0,04мм), тонкие и натянутые, а у вершины длинные (до 0, 5) мм, более толстые и менее натянутые. Попавшие в ухо звуковые волны вызывают вынужденные колебания жидкости, заполняющей внутреннее ухо. И вследствие явления резонанса – дрожание волоконец определенной длины. Чем выше звук, тем более короткие волоконца резонируют с ним; чем сильнее звук, тем больше размах колебаний волоконец. Именно этим и объясняется способность человека воспринимать звуки. У человека диапазон воспринимаемых частот лежит в полосе от 16 Гц до 20 кГц. В то время как у кошки диапазон гораздо шире: от 60 Гц до 60 кГц. Довольно широка полоса слышимости у птиц, черепахи, лягушки, кузнечика. Чрезвычайно «тонким слухом» обладают ночные хищники.

К сожалению, не все люди могут слышать.

Нарушение слуха - полное (глухота ) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки . Нарушением слуха может страдать любой организм , способный воспринимать звук . Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде . Потеря способности обнаруживать некоторые (или все) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой , называется нарушением слуха.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Приложение 2.

Таблица 1.

Источник шума, помещение

Уровень шума, дБ

Реакция организма на длительное акустическое воздействие

Листва, прибой,

Средний шум в квартире, классе

Успокаивает

Гигиеническая норма

Шум внутри здания на магистрали

Телевизор

Поезд (метро, на

Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль

музыка

спокойно

слегка двигаются

подпрыгивают

Riana

движения нет

движения нет

двигаются медленно

Kristina Agilera Not muself tonigt

двигаются чуть-чуть

слегка подпрыгивают

активно прыгают

Ladi Gaga Telephon

движения нет

движения нет

Движение появляется только при звучании басов

Реп

Eminem

нет движения

двигаются медленно

двигаются активно

Детская песня

Мама

движения нет

ползают

слегка подпрыгивают

Классика

Рихард Вагнер Дорога в Вальхаллу

ползают

активно подпрыгивают

Вальс Штрауса

ползают

ползают, слегка подпрыгивают

активно ползают и подпрыгивают

Генриха Герца , который внёс важный вклад в развитие электродинамики . Название было учреждено Международной электротехнической комиссией в 1930 году . В 1960 году на генеральной конференции по мерам и весам это название было принято взамен ранее существовавшего термина (число циклов в секунду ).

Наверняка, все видели волны на поверхности пруда или озера, то есть на воде, и как они ударяются о берег.

Звук - это такая же волна , только мы ее не видим, потому что она "волнуется" в воздухе. И попадает прямо к нам в ушки. Внутри уха есть такая мембранка, которая называется барабанная перепонка. Звуковая волна ударяется в барабанную перепонку (внутри уха она соединена с тремя маленькими косточками молоточком, стремечком и наковаленкой). Барабанная перепонка прогибается и опять возвращается в свое положение, а наш умный мозг улавливает эти изменения и узнает звук.

Но ухо человека слышит не все звуки.

Если звуковая волна ударяется в барабанную перепонку слишком часто, перепонка не успевает так же быстро прогибаться и выпрямляться, и мы звук не слышим. Такой звук называют ультразвуком (или высокочастотным). Так "разговаривают" дельфины и летучие мыши, собаки и кошки, и даже муравьи. Ультразвуки издают бабочки, саранча, кузнечики.

Свойства ультразвука используются людьми для отпугивания грызунов. Мыши, крысы, кроты и землеройки хорошо слышат его, расценивают как сигнал опасности и убегают.

Если звуковая волна очень редко ударяется в перепонку, мы ее тоже не слышим. Такие звуки называют инфразвуками (или низкочастотными) . Так "разговаривают" слоны. Тигры издают инфразвуки, для устрашения.

Инфразвук возникает при землетрясениях, извержениях вулканов, при штормах, во время ураганов и бурь. Инфразвук может распространяться на большие расстояния (имеет малое поглощение в воде, в земле и в воздухе).

Это свойство инфразвука используется людьми для предсказания цунами и ураганов. Многие животные слышат инфразвук, и задолго до землетрясения или урагана убегают или прячутся. Медузы хорошо слышат надвигающийся шторм и заранее (за 20 часов) уплывают на глубину.

Инфразвук плохо действует на человека.
Если человек находится в зоне сильного инфразвука, он может испытать беспричинный страх, головокружение, сильную усталость, упасть в обморок и на время потерять зение. Инфразвук может вызвать сильню боль в ушах и даже убить (разрыв сосудов и сердца).

Дополнительная информация

Люди и животные слышат ушами. А чем еще могут слышать живые существа?

Рыбы слышат телом. С каждого бока у рыбы есть боковая линия. И еще у рыб есть органы слуха внутри головы.

Медузы имеют маленькие органы слуха на краю своего колокола рядом с малюсенькими глазками.

Птицы хорошо слышат, у них есть уши. Если отодвинуть перышки по бокам головы мы увидим на каждой стороне небольшое отверстие - это и есть уши.

Лягушки слышат ушами. У них ушные отверстия располагаются на голове, по бокам.

Кузнечики и саранча слышат ногами. На передних лапках, покрытых волосками есть мембрана - это и есть "уши". А вторая пара ушей расположена под коленками.

У пчел "уши" тоже находятся на лапках (на лапки натянуты перепонки)

Комары слышат антеннами на голове.

Осы и шмели тоже имеют на голове волоски между глаз, которыми слышат.

У цикад уши-мембраны расположены в брюшке.

Жаль, что наши уши не могут слышать эти неслышимые звуки. Но люди научились преобразовывать неслышимые звуки в слышимые. И теперь мы можем проникнуть в тайны природы. Мы можем послушать как поют киты

И как разговаривают дельфины .

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Как мы слышим различные звуки?

Все звуки производятся вибрирующими предметами, то есть предметами, которые совершают быстрые поступательные движения. Эта вибрация заставляет двигаться молекулы воздуха, которые вызывают движение у расположенных рядом с ними молекул, и вскоре начинается поступательное движение молекул в воздухе, которое производит то, что мы называем звуковыми волнами.

Но вибрации бывают разными, и звуки они производят разные. Звуки отличаются один от другого потрем основным характеристикам: громкости, высоте и тональности. Громкость звука зависит от расстояния между вибрирующим предметом и ухом человека, а также от размаха колебаний вибрирующего предмета. Чем больше размах этого движения, тем громче будет звук. Высота звука зависит от скорости вибрации (частоты) звучащего объекта.

Тональность зависит от количества и силы обертонов, присутствующих в звуке. Это происходит, когда высокие и низкие звуки перемешиваются. Мы ничего не услышим, пока звуковая волна не пройдет через ушное отверстие и не достигнет барабанной перепонки. Барабанная перепонка действует как поверхность барабана и заставляет двигаться три маленькие косточки в среднем ухе в ритме звука. Вследствие этого начинает перемещаться жидкость во внутреннем ухе.

Звуковые волны двигают жидкость, и начинают двигаться и маленькие клетки-волоски в этой жидкости. Эти волосковые клетки преобразуют движение в нервные импульсы, которые перемещаются в мозг, а мозг уже определяет их в качестве звука. Но разные звуки производят и разное движение в нашем ухе, которое ведет к разным нервным импульсам, поступающим в мозг, что и приводит к тому, чтомы слышим разные звуки!

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Почему мы слышим эхо? В настоящее время, когда нас все интересует в природе, мы хотим получить правильный, научный ответ. В древности люди создавали легенды, чтобы объяснять всевозможные события. Древние греки придумали очень красивую легенду для объяснения эхо. Вот

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

Как мы слышим? Известно, что человек обладает пятью органами чувств. Считается, что более 80 % информации поступает через зрение. Наверное, это правда. Каждый пользующийся компьютером знает, что картинки информационно очень емкие. Но информация, которую человек лучше

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Как мы слышим? Звук – это воспринимаемые ухом упругие волны в газах (воздухе), жидкостях и твердых телах. Человек способен слышать звуки с частотами от 16 герц до 20 килогерц, дельфин – от 100 герц до 200 килогерц. Пройдя через ушную раковину и наружное ухо, звук поступает на

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Влияет ли форма ушей на то, как мы слышим? Удивительно, но влияет. Форма ушей столь же уникальна, как отпечатки пальцев. Ученые выдвинули предположение, что поскольку ушные раковины у людей различные, то мозг каждого человека должен запоминать форму ушей, чтобы точно

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

ЗВУКИ МУ «Звуки My» - культовая группа российского рок-сообщества 2-й половины 80-х годов.История «Звуков My» уходит в 60-е годы, когда Петр Мамонов, живший в центре Москвы, в районе Цветного бульвара, играл на гитаре в дворовой группе «Экспресс». В середине 80-х Петр Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гласные звуки Гласные звуки – образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в данном случае роль надставной трубы у духовых инструментов,

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Интересные звуки» Игра направлена на развитие внимания.Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождь, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д.Реагируя на звуки, малыш научится слушать, что очень важно

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Согласные звуки Согласные звуки (лат. consonantes). – Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее употребление у разных новоевропейских народов (рус. согласный, нем. Mitlaut, фр. consonne,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Аэростат. Воздухоплаватели и Артефакты автора Гребенщиков Борис Борисович

«Звуки Му» «Звуки Му» как Зеркало Русской Революции, или Советская Народная Галлюцинация {488} В энциклопедии сухо сказано: «„Звуки Му“ – музыкальная группа, основанная в Москве в начале 1980-х годов Петром Мамоновым и Александром Липницким. Лидер и автор текстов –

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы слышим звуки одобренья / Не в сладком ропоте хвалы, / А в диких криках озлобленья Из стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (1852) Н. А. Некрасова (1821-1877): В оригинале: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте толпы, А в диких криках озлобленья. Смысл

автора Моховой Андрей

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Первые звуки 2,5–3 месяца. Гуление: а-аа, г-у, ш-и, бу-у, эй и др.4 месяца. Свирель: аль-ле-е-лы, аты-аы и т. п.7-8,5 месяцев. Лепет, произносит слоги: баба, да-да-да и т. п.8,5–9,5 месяцев. Модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями.9,5–1 год 6 месяцев. Слова: мама,